Научная статья на тему 'Рынок кранов-манипуляторов в России'

Рынок кранов-манипуляторов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / РЫНОК / КРАН-МАНИПУЛЯТОР / ИМПОРТ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бандурин Р.А.

Представлен конъюнктурный анализ российского рынка кранов-манипуляторов. Изучена структура и состав различных сегментов рынка. Приведены характеристики наиболее известных компаний-производителей данной техники. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых-кандидатов наук № МК-92.2014.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бандурин Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок кранов-манипуляторов в России»

РЫНОК КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ В РОССИИ

© Бандурин Р.А.*

Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского,

г. Брянск

Представлен конъюнктурный анализ российского рынка кранов-манипуляторов. Изучена структура и состав различных сегментов рынка. Приведены характеристики наиболее известных компаний-производителей данной техники. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых-кандидатов наук № МК-92.2014.8.

Ключевые слова: Россия, рынок, кран-манипулятор, импорт, строительная техника, строительство.

В последние годы отечественная стройиндустрия переживает настоящий бум. Предприятия смежных отраслей, в частности строительно-дорожного машиностроения, реализуя эффективные инновационные и маркетинговые стратегии, проникают на рынок России, стремясь отвоевать свой сегмент и извлечь из сложившейся ситуации определенные дивиденды.

Ярким примером стабильно растущего рынка служит рынок крано-манипуляторных установок (КМУ). Очевидна выгода техники, органично сочетающей в себе и устройство для погрузки-разгрузки, и грузовое транспортное средство.

На протяжении 2000-х гг. в России происходил поступательный рост рынка КМУ различного типа и назначения. Активно развивались отечественные игроки, такие как Майкопский машиностроительный завод, ЗАО «Подъемные машины», ЗАО «Инман». Повышенный интерес проявляли зарубежные компании из Италии, Австрии, Японии, Швеции. Еще одним востребованным сегментом рынка были краны-манипуляторы, бывшие в употреблении. Однако мировой финансовый кризис 2008-2010 гг. серьезно отразился на бизнесе. Тем не менее, после обвала продаж дорожно-строительной и другой спецтехники в тяжелые 2009-2010 гг., российский рынок КМУ возродился и спустя год вернулся к докризисным показателям, когда суммарная емкость по всем сегментам составляла 13000 единиц (2007 г.) [1].

В посткризисный период значительно поменялась структура, конкурентная ситуация и география рынка, а также конъюнктура на наиболее востребованные модели краноманипуляторных установок. Анализ российского сегмента свидетельствует о том, что лидерство по-прежнему принадлежит трем компаниям, обеспечивающим более 95 % выпуска КМУ (рис. 1).

* Доцент кафедры Таможенного дела и маркетинга, начальник отдела Инновационного развития, кандидат экономических наук.

АЗМ-

Златоустовски й

ЗАО "Инман"; 21%

Майкопский машинострои льный завод 11%

машины"; 63%

Рис. 1. Структура выпуска кранов-манипуляторов в РФ, 2012 г.

Наибольшее количество установок выпускает ЗАО «Подъемные машины». Доля этого предприятия превышает 60 % среди отечественных производителей КМУ Здесь специализируются на манипуляторах для лесопромышленного комплекса, а также моделях для сбора металлолома.

Следом за лидером идет ЗАО «Инман», которому принадлежит около 20 % российского производства данного вида техники. В 2011 году завод изготовил 1039 кранов-манипуляторов, в 2012-м - 1095 [1]. Вначале линейка предприятия не отличалась большим разнообразием, однако, в 2000-х гг. оно взяло курс на инновации и существенно расширило ассортимент. В 2011 году «Инман» вошел в состав австрийской группы РаШ^ег АС, которая широко занимается созданием совместных предприятий по монтажу подъемного оборудования на шасси грузовых автомобилей в России. Последний такой проект реализован вместе с ОАО «КАМАЗ» в 2014 г. [2].

Замыкает тройку лидеров Майкопский машиностроительный завод. В предкризисные 2007-2008 гг. здесь выпускалось более 1300 манипуляторов в год. В 2010 году выпуск КМУ увеличился более чем в 10 раз. Сегодня номенклатура предприятия насчитывает десятки моделей КМУ с грузовым моментом от 2 до 15 тм, предназначенными для лесопромышленного комплекса, строительства, нефтяной и газовой промышленности, строительно-дорожного комплекса и других отраслей.

Помимо перечисленных компаний, на российском рынке в сегменте отечественных компаний представлено еще два завода - Златоустовский машиностроительный и «АЗМ-Стройдормаш». Первый выпускает 5 моделей ранее спроектированных КМУ, последний же пополняет рынок все новыми и новыми разработками, среди которых наиболее востребованной является МКМ-200, представляющая собой многофункциональный комплекс для нужд энергосетевой сферы [3].

В целом отечественные компании предлагают вполне конкурентоспособную продукцию, отличающуюся более низкой по сравнению с мировыми

аналогами себестоимостью, но обладающую высокой производительностью, ремонтопригодностью и использующую передовые научные разработки.

Наряду с собственными, российский рынок насыщен новыми и бывшими в употреблении импортными образцами кранов-манипуляторов, которые занимают соответственно 32 % и 31 % в его структуре (рис. 2) [1].

В 2011 году импорт манипуляторов восстановился до максимального докризисного объема, достигнутого в 2007 году (7981 единица), и составил 7937 единиц. При этом в структуре импорта 2011 года по сравнению с 2007 годом увеличилась доля новых манипуляторов - с 26 % до 46 %. В 2012 году продолжился рост объемов поставок манипуляторов иностранного производства, составив 8864 единицы, из которых на долю новых пришелся 51 % [1].

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

Производство Импорт, Импорт, б/у в РФ новые

Рис. 2. Объем российского рынка кранов-манипуляторов, ед., 2012 г.

Бывшие в эксплуатации установки поступают в Россию по большей части из Японии. За прошедшие два года доля бывшей в употреблении японской техники составляла порядка 90 %. Расклад сил в сегменте новых манипуляторов кардинально поменялся по сравнению с докризисным. Так, в 2007 году лидировала итальянская марка Amco Veba, которой принадлежало 28 %. За австрийским брендом Palfinger было 25 %, за ним следовал шведский Hiab с 16 %, и далее японский Unie с 11 %. У остальных производителей рыночная доля была от 5 % и менее. В 2011 году лидерство сохранил лишь Palfinger (с учетом марки Epsilon), у которого была 28 %-ная доля. На второе место вышли итальянские манипуляторы Fassi с 14 %. Третье место было за корейской маркой Kanglim - 11 %. Результаты 2013 г. подтвердили абсолютное лидерство брендов Palfinger и Epsilon, суммарная доля которых равнялась 20 % [1].

Австрийский краностроительный концерн Palfinger в качестве стратегии захвата российского рынка избрал расширение дилерской сети и продвижение в регионы за счет поглощения известных национальных марок, как это произошло с «Инман». За последние годы австрийская компания года освоила производство более полутора десятков новых моделей КМУ Все они сочетают высочайшую надежность и технические характеристики. Мо-

дели PK 19502, PK 20001 являются самыми экономичными моделями и пригодны для всех сфер применения грузоподъемных механизмов.

С концерном соперничает не менее известная итальянская компания Amco Veba, которая провела модернизацию «топовой» модели КМУ 700-й серии, в результате чего новая серия стала более компактной. К тому же установки с грузовым моментом менее 4 тм не требуют регистрации в органах Ростехнадзора.

Среди конкурентных преимуществ кранов-манипуляторов шведской компании Hiab - передовая система управления, которая обеспечивает высокую скорость, точность и плавность при работе с тяжелыми грузами на большом вылете, а также безопасность.

Одним из крупнейших игроков из Японии на отечественном рынке является компания Furikava Corporation, изготавливающая краны-манипуляторы под брендом «Unic». Она была организована в 1946 г. В сегменте крановых установок для грузовых автомобилей UNIC лидирует на внутреннем рынке Японии. Торговая марка «Unic» известна в России c 2005 г. КМУ японского производства сосредоточивают множество инновационных технико-технологических решений, что позволяет удовлетворить самых взыскательных потребителей различных отраслей по грузоподъемности, длине манипулятора и набору опций.

Учитывая перечисленные выше тенденции и характеристики кранов-манипуляторов, можно сделать вывод, что отечественный рынок обладает большим потенциалом роста за счет таких категорий покупателей, как индивидуальные предприниматели, торговые сети и магазины, строительные фирмы, фермерские хозяйства, управляющие компании и службы обеспечения жилищно-коммунальной сферы, предприятия лесопереработки. Процессы слияния и поглощения на рынке КМУ РФ красноречиво свидетельствуют о том, что иностранные компании всерьез заинтересованы переломить конъюнктуру в свою пользу.

Благодаря широкому набору функциональных возможностей по подъему, перемещению и транспортировке грузов, краны-манипуляторы на сегодняшний день являются крайне востребованным видом специальной грузоподъемной техники.

В связи со сложившейся геополитической обстановкой в стране взят курс на импортозамещение. Следовательно для расширения доли рынка отечественными производителями требуется разработка новых конструкций и методик расчета КМУ Этой проблеме и посвящены исследования, поддержанные грантом Президента РФ № МК-92.2014.8 [4-6].

Список литературы:

1. Новоселов В. Время перемен. Российский рынок гидроманипуляторов / В. Новоселов // Строительная техника и технологии. - 2013. - № 4. -С. 98-110.

2. Новые предприятия на территории РФ // Строительная техника и технологии. - 2014. - № 6. - С. 4.

3. Новоселов В. Гидравлические руки-помощники. Новые модели кранов-манипуляторов / В. Новоселов // Строительная техника и технологии. -2011. - № 6. - С. 50-62.

4. Lagerev A.V Preliminary Dynamics and Stress Analysis of Articulating Non-Telescoping Boom Cranes Using Finite Element Method / A.V Lagerev, I.A. Lagerev, A.A. Milto // International Review on Modelling and Simulations. - 2015. -V 8, № 2. - P. 223-226. - URL: http://dx.doi.org/10.15866/iremos.v8i2.5713.

5. Лагерев А.В. Универсальная методика динамического анализа гидравлических кранов-манипуляторов / А.В. Лагерев, А.А. Мильто, И.А. Лагерев // Вестник БГТУ - 2013. - № 3. - С. 24-31.

6. Лагерев А.В. Универсальная методика определения напряжений в стержневых элементах конструкций гидравлических кранов-манипуляторов в задачах динамики / А.В. Лагерев, А.А. Мильто, И.А. Лагерев // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 21-26.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОРМОПРОИЗВОДСТВА

© Болотов Д.А.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассмотрены прикладные аспекты развития отрасли кормопроизводства в регионе, обоснованы основные факторы, влияющие на формирование аграрного рынка

Ключевые слова: регион, аграрное производство, кормопроизводство, моделирование, корреляционный анализ, кластеры.

Кормопроизводство как важнейшая отрасль сельского хозяйства является, с одной стороны, связующим звеном между растениеводством и животноводством, а, с другой стороны, - условием развития последней отрасли в рамках муниципальной территории [10, с. 104]. Другими словами, правильно организованное кормопроизводство следует считать основным резервом и фактором повышения продуктивности животноводства В условиях инновационного развития аграрного сектора экономики большое значение придается региональным особенностям формирования и функционирования локальных рынков кормопроизводства на уровне отдельно взятого региона [6, с. 175; 9, с. 108]. Вместе с тем в теоретическом и практическом плане до конца не изучены некоторые важные аспекты организационно-

* Магистрант кафедры Информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.