Научная статья на тему 'Рынок консалтинговых услуг в России'

Рынок консалтинговых услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриднева И. А.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием рынка консалтинговых услуг в России: приведены определение консалтинга, история развития и состояние рынка на сегодняшний день, а также рассмотрены проблемы развития рынка консалтинговых услуг непосредственно в Камчатском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article covers the problems connected with the formation of market consulting services in Russia: the definition, the history development and the present market condition. The problems of the consulting services market development in the Kamchatka region are considered.

Текст научной работы на тему «Рынок консалтинговых услуг в России»

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 338.46

РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

И.А. Гриднева (КамчатГТУ)

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием рынка консалтинговых услуг в России: приведены определение консалтинга, история развития и состояние рынка на сегодняшний день, а также рассмотрены проблемы развития рынка консалтинговых услуг непосредственно в Камчатском крае.

This article covers the problems connected with the formation of market consulting services in Russia: the definition, the history development and the present market condition. The problems of the consulting services market development in the Kamchatka region are considered.

Что такое консалтинг? На сегодняшний день существует немало мнений и споров по данному вопросу. Например, П.А. Посадский утверждает, что консалтинг - это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг [1].

В настоящее время производство услуг пользуется большим спросом, чем производство товаров. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что консалтинговый рынок довольно востребован. Рынок консалтинговых услуг в России достаточно молод по сравнению с зарубежным. Если американский и европейский консалтинг сформировался еще в 1930-е гг., то отечественный рынок насчитывает всего около 20 лет. Надо также отметить, что появление данного сегмента было обусловлено в большей степени антикризисной деятельностью в эпоху 1990-х гг. Ситуация начала изменяться в лучшую сторону лишь к началу нового тысячелетия. Накопленный опыт, возрастающие потребности бизнеса в поиске новых резервов повышения эффективности и активная работа консалтинговых компаний по укреплению своего имиджа в глазах клиентов позволили консультантам завоевать репутацию обязательных партнеров на этапе роста компаний. К концу 1990-х гг. консалтинг в России стал одним из важных элементов системы инфраструктурного обеспечения рыночной экономики; в стране появился реальный, а не простимулированный западными инъекциями спрос на консалтинг. В 2001 г. журнал «Эксперт» уже отмечает: «Доверие к консультантам растет: клиенты почувствовали ценность консалтинга и стали относиться к нему как к локомотиву, способному тянуть компанию в условиях замедления общеэкономического роста». На сегодняшний день российский консалтинг продолжает расти опережающими экономику темпами. В течение последних пяти лет в среднем консалтинговый рынок прибавляет 40%, а то и 50% ежегодно. Самый большой скачок объемов рынка был зарегистрирован «Эксперт РА» в 2005 г. - 54% [2].

Высокое качество, разнообразие, оперативность - это основные критерии потребителей на рынке консалтинговых услуг. Консалтинг востребован не только крупным, но средним и малым бизнесом, который хочет за свою, пусть даже небольшую оплату получить профессиональные услуги хорошего качества, нестандартное решение при условии экономии ресурсов. Компаниям-заказчикам нужна уверенность, что любая возникшая у них специфическая проблема будет решена консалтинговой фирмой на высоком уровне. Сегодня заказчики требуют, чтобы консультант обеспечил участие в проекте узкопрофильных специалистов высокого класса. Основные рекомендации по антикризисной PR-программе, по их мнению, должен разрабатывать высококлассный «пиарщик», а запуск нового продукта консультировать талантливый бренд-менеджер, даже если всего несколько лет назад всех устраивало наличие единственного маркетолога. В связи с этим перед консалтинговыми компаниями встает дилемма: как обеспечить достойный уровень обслуживания клиентов при своих ограниченных ресурсах. Как правило, данная задача решается тремя путями: найм новых профессионалов и создание проектной команды, аутсорсинг, объединение со специализированной функциональной или другой консалтинговой компанией [3].

Раздел II

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

На сегодняшний день можно выделить следующую классификацию предприятий, пользующихся услугами консалтинговых компаний:

- транснациональные компании, имеющие широкую практику использования консалтинговых услуг в своей повседневной деятельности;

- крупные российские компании, формирующие основу спроса и использующие консалтинговые услуги для внедрения западных стандартов ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности продукции, а также для выхода на мировые рынки;

- средние компании, развивающиеся стремительными темпами в условиях жесткой конкуренции, предъявляют спрос на услуги автоматизации финансово-хозяйственной деятельности и внедрения информационно-управленческих систем. Они остро нуждаются в техническом инструменте, позволяющем на интегрированной основе управлять всеми ресурсами компании и обеспечить полный цикл управленческих воздействий в рамках текущей хозяйственной деятельности предприятия;

- предприятия малого бизнеса, спрос которых на консалтинговые услуги в общем объеме незначителен и ограничен функциональными услугами (в области бухгалтерии, юриспруденции, привлечения кредитования). Фактически в процессе консультирования происходит обучение азам управления предприятием в специфических условиях российской рыночной экономики;

- государственные учреждения. Государство является крупным собственником и потребителем консалтинговых услуг в рамках всей страны, отдельные предприятия благодаря программам финансирования имеют возможность привлечения профессиональных консультантов для решения комплекса организационно-управленческих проблем [3].

Представители российского консалтинга схематично изображены на рисунке.

В начале прошлого года руководители ведущих консалтинговых компаний России готовились к масштабному сжатию рынка, прогнозируя падение примерно на 1/3. Но результаты 2009 г. оказались для консультантов не столь уж плачевными. По отношению к 2008 г. суммарная выручка 150 консалтинговых компаний сократилась всего-то на 5%, составив почти 79 млрд руб. [4].

По данным рейтинга журнала «Эксперт» по итогам 2009 г. лидерами по продаже консалтинговых услуг стали:

- IBS (Москва). Совокупная выручка составила 9 731 125,00 тыс. руб., из них 4 055,00 тыс. руб. приходится на одного агента;

- ЛАНИТ (Москва). Совокупная выручка - 6 838 964,00 тыс. руб., из них 7 199,00 тыс. руб. на одного агента;

- КРОК (Москва). Совокупная выручка - 3 677 266,00 тыс. руб., из них 3 546,00 тыс. руб. на одного агента.

В заключение данной статьи хотелось бы отдельно остановиться на проблеме формирования и развития рынка консалтинговых услуг в Камчатском крае. Основными видами их деятельности являются:

- деятельность в области права;

- деятельность в области бухгалтерского учета;

- деятельности по исследованию конъюнктуры рынка;

- консультирование по вопросам коммерческой деятельности;

- деятельность по управлению холдинг-компаниями.

На рынке действуют средние предприятия с небольшой численностью работников, а также отдельные консультанты, которые оказывают узкоспециализированные услуги. Данные Камчат-стата по консалтингу в Камчатском крае представлены в таблице.

Общее число организаций (крупных и средних), шт. Общая численность работников данных организаций, человек Объем выполненных работ и услуг собственными силами, тыс. руб.

8 317 201 102,7

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что рынок консалтинга в крае четко не сформирован и достаточно ограничен в возможностях. Данный сегмент нуждается в тщательном анализе, выявлении конкретных проблем и создании программы по развитию и дальнейшему функционированию.

Литература

1. Посадский А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. -М., 1998. - 236 с.

2. www.ecopsy.ru

3. Гуленков Д.Г., Филимонова Н.Н. Сетевая кооперация в консалтинге. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 126 с.

4. www.raexpert.ru

УДК 342.5

МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Т.Г. Данилкина (КамчатГТУ)

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном российском обществе наиболее восприимчивой к нововведениям социальной группой является молодежь, которая формирует свое мировоззрение и способна скорее других усвоить новые взгляды, однако российская политическая культура обращена в будущее при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования. Цели и задачи молодежного парламента важны и ответственны. Они направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики представления и защиты интересов молодежи, формирования правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.

Youth is the most receptive to innovations social group forming the own outlook and is capable to adopt new views. But Russian political culture is directed to the future with insufficient attention to the past. The goals and the tasks of youth parliament are important. They are aimed at the real participation of young citizens, youth and children's unions in realization of the state youth policy in presentation and youth interests' defend, forming legal and political culture in youth environment, assisting of the development of social activity, civics and patriotism of youth.

Молодежный парламентаризм имеет свои социально-исторические корни. Он появился в России в связи с тем, что возникла необходимость заполнить нишу в социальном управлении, которую раньше занимали комсомольские структуры. Ведь в СССР существовала своеобразная «молодежная республика» со своим «главой государства» - первым секретарем ЦК ВЛКСМ, «однопалатным парламентом» - ЦК ВЛКСМ (избираемым на съезде ВЛКСМ), его «советом» или «президиумом» в лице Бюро ЦК ВЛКСМ. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ был, по сути дела,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.