Научная статья на тему 'Рейтинговые оценки в исследовании рынка консалтинговых услуг'

Рейтинговые оценки в исследовании рынка консалтинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДИК ОЦЕНКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / CONSULTING SERVICES / A RATING / RATING ESTIMATIONS / RESEARCH / TECHNIQUES OF AN ESTIMATION / CRITERIA OF AN ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скопина Ирина Васильевна, Гребенев Игорь Валерьевич

В статье авторы показывают разнообразие методических подходов к рейтинговой оценке рынка консалтинговых услуг. Раскрывается суть методических подходов к составлению рейтингов такими компаниями, как «Эксперт РА», Издательский дом «Коммерсантъ» (Журнал «Деньги»), Информационно-рейтинговое агентство «ЮНИПРАВЭКС» и др.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause authors show a variety of methodical approaches to a rating estimation of the market of consulting services. The essence of methodical approaches to drawing up of ratings by such companies, as « Expert РА», the Publishing house «Коммерсантъ» (Magazine "Money"), News agency-rating "ЮНИПРАВЭКС" reveals, etc.

Текст научной работы на тему «Рейтинговые оценки в исследовании рынка консалтинговых услуг»

Рейтинговые оценки в исследовании рынка консалтинговых услуг

Дата: 31/03/2010 Номер: (21) УЭкС, 1/2010

Аннотация: В статье авторы показывают разнообразие методических подходов к рейтинговой оценке рынка консалтинговых услуг. Раскрывается суть методических подходов к составлению рейтингов такими компаниями, как «Эксперт РА», Издательский дом «Коммерсантъ» (Журнал «Деньги»), Информационно-рейтинговое агентство «ЮНИПРАВЭКС» и др.

Abstract: In clause authors show a variety of methodical approaches to a rating estimation of the market of consulting services. The essence of methodical approaches to drawing up of ratings by such companies, as « Expert РА», the Publishing house «Коммерсантъ» (Magazine "Money"), News agency-rating "ЮНИПРАВЭКС" reveals, etc.

Ключевые слова: консалтинговые услуги, рейтинг, рейтинговые оценки, исследование, методик оценки, критерии оценки

Keywords: consulting services, a rating, rating estimations, research, techniques of an estimation, criteria of an estimation

Скопина Ирина Васильевна доктор экономических наук, профессор

mim@mcnip.ru

Гребенев Игорь Валерьевич соискатель

Вятский государственный университет

Выходные данные статьи: Скопина И.В., Гребенев И.В. Рейтинговые оценки в исследовании рынка консалтинговых услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 1 (21). - № гос. рег. статьи. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Введение

Рынок консалтинговых услуг достаточно динамичен вследствие усложнения задач, стоящих перед предприятиями-заказчиками, чей рост и развитие все больше сопряжены с необходимостью качественных изменений в системах управления, учета, планирования, что почти всегда требует привлечения квалифицированных специалистов.

Исследования, проводимые в настоящее время на рынке консалтинговых услуг отличаются друг от друга и предоставляют различную информацию, обработанную разными способами. Разные компании используют различные методики и критерии оценки. Представляется интересным обзор ряда используемых методических приемов с целью сопоставления их между собой и обеспечения возможности выбора при исследовании.

Рейтинги «Эксперт РА»

Рейтинги консалтинговых компаний за год проводят различные компании и издания: «Эксперт РА», Издательский дом «Коммерсантъ» (Журнал «Деньги»), Газета «Известия», Информационнорейтинговое агентство «ЮНИПРАВЭКС», журнал «Финанс».

В рамках рейтинговых проектов консалтинговые компании-участники получают не только независимое и объективное подтверждение своих рыночных позиций, но и возможность выгодно представить себя перед потенциальными клиентами. Например, «Эксперт РА» осуществляет

программу по продвижению списков аудиторских и консалтинговых групп в печатные и электронные средства массовой информации. Результаты исследований публикуются в журналах «Эксперт», «Аудитор», в справочниках и ряде других изданий, а также размещаются на одном из самых популярных деловых сайтов - РИА «РосБизнесКонсалтинг». Информационными партнерами также являются: АЭИ «Прайм-Тасс», ИА «Финмаркет», Интернет-издание GAAP.ru, ИА «Газета.т», Мультипортал KM.ru, Интернет сайт «Корпоративный менеджмент», Интернет портал «Прогноз финансовых рынков», Экспертный канал OPEC.ru, «Агентство бизнес-новостей», интернет портал «Gateway to Russia» и многие другие.

Компании, вошедшие в рейтинг, получают сертификат, который является дополнительным аргументом компании при переговорах с партнерами и заказчиками, а также конкурентным преимуществом при участии в государственных тендерах и целевых программах.

Для агентства «Эксперт-РА» основными критериями оценки являются совокупная выручка за год (тыс. руб.), прирост выручки (%), среднее число специалистов за год, выручка на одного специалиста за год (тыс. руб.) [2]. В результате составляется список наиболее активно развивающихся консультационных групп в России. Например, в 2004 г. список включал в себя 100 компаний, в 2005 г. - 176 компаний. Рейтинг, предоставленный агентством, содержит описание структуры рынка консультационных услуг в России с делением по основным направлениям деятельности. Так же в исследовании проводиться сравнительный анализ ставок оплаты услуг консультантов в России на фоне других западноевропейских стран в зависимости от позиций персонала и размера консультационной фирмы.

По итогам исследований рынка консалтинговых услуг агентства «Эксперт-РА» представляет его структуру (например, рисунок 1).

□ ГТ - разработка и системная интеграция

И ГТ - управленческий консалтинг

□ Налоговый консалтинг

□ Стратегическое планироЕ ание

Ш Оценочная деятельность

□ Финансовое управление

Ш Управление персоналом и его подбор

□ Маркетинг и отношения с общ ественн ость

Ш Юридический консалтинг

Ш Прочее

Рисунок 1. Структура консалтинговых услуг в России (по данным 2005 г.)

Источник: рейтинговое агентство «Эксперт-А»

Помимо структуры рынка консалтинговых услуг агентства «Эксперт-РА» формирует рейтинги по отдельным направлениям консалтинговых услуг (например, табл. 1-3)

Таблица 1

Рейтинг консалтинговых компаний в области информационных технологий - управленческого

консалтинга (по итогам 2005 г.)

Место по итогам 2005 г. Консалтинговая группа

№ Выручка (тыс. руб.)

1 5 "Борлас" 1120174

2 6 OXS 965494

3 1 IBS В43019

4 4 "Компьюлинк" 502410

5 13 "ТопС Бизнес Интегратор" 435503

6 11 "Ай-Теко" 40В960

7 3 "АйТи" 402420

В 29 Корпорация "Г алактика" 401252

9 10 "Ланит" 3В2375

10 9 "КРОК инкорпорейтед" 346916

Таблица 2

Рейтинг консалтинговых компаний в области стратегического планирования и организационного

развития (по итогам 2005 г.)

№ Место по итогам 2005 г. Консалтинговая группа Выручка (тыс. руб.)

1 В "РОЭЛ Консалтинг" 451706

2 4 "Компьюлинк" 3В1590

3 19 "Развитие бизнес-систем" 176419

4 1 IBS 12В095

5 3 "АйТи" 124430

6 47 "Евроменеджмент" 102В93

7 22 "РСМ Топ-Аудит" 102127

В 45 "МООР СТИВЕНС БалЭН" 973В4

9 60 Международное объединение "Солев" В0000

10 26 "2К Аудит - Деловые консультации" 79395

Рейтинг консалтинговых компаний в области финансового уп

Таблица 3 завления (по итогам 2005 г.)

№ Место по итогам 2005 г. Консалтинговая группа Выручка (тыс. руб.)

1 В "РОЭЛ Консалтинг" 297В40

2 1 IBS 249939

3 12 "БДО Юникон Консалтинг" 169503

4 19 "Развитие бизнес-систем" 163761

5 17 ФБК (PKF) 121451

6 22 "РСМ Топ-Аудит" 121072

7 34 "Руфаудит Альянс" (JPA International) 110310

В 16 "Квазар-Микро" 9В525

9 32 "Гориславцев и Ко. EuraAudit " 723ВВ

10 27 "ФинЭкспертиза" 63959

Рейтинг журнала «Деньги»

Рейтинг, предоставленный журналом «Деньги», содержит наименования 50 крупнейших российских консультационных компаний. Позиции в рейтинге тоже распределялись согласно совокупной выручке консультационной компании за год, с разделением по долям выручки от конкретных видов консалтинга. Отчет содержит информацию о росте основных показателей консультационных фирм и распределении участников рейтинга по федеральным округам (с учетом и без учета Москвы).

Рейтинг «Коммерсантъ Деньги»

«Коммерсантъ Деньги» приводит рейтинг лидеров региональных рынков консалтинга, основными критериями служат: количество клиентов в регионе, количество филиалов в регионе (табл. 4).

Таблица 4

Лидеры региональных рынков консалтинга в 2005 г.

Название компании Город Количество клиентов в регионе Количество филиалов в регионе* Место в рейтинге консультан тов

Центральный округ

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Москва 10993 35 19

Группа ИНЭК Москва 5500 4 29

ООО «Современные технологии консалтинга» Москва 5120 1 91

ЗАО «Верген Групп» Москва 2532 2 78

ООО «Центр независимой экспертизы собственности» Москва 1964 3 68

Северо-Западный округ

ЗАО РУСТ Санкт-Петербург 4805 6 55

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Москва 623 21 19

ЗАО «NetSL консалтинг» Мурманск 455 1 104

ЗАО «Аудиторская фирма 'Консалт» Санкт-Петербург 378 2 132

ООО «Институт проблем предпринимательства» Санкт-Петербург 374 1 34

Южный округ

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Москва 354 24 19

Аудиторская консалтинговая группа «Ваш советникъ» Краснодар 227 1 109

Группа ИНЭК Москва 150 0 29

ООО «Аудит без границ» (группа компаний ЮЛАС) Краснодар 131 1 128

АКГ «Руфаудит-Альянс» Москва 126 3 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приволжский округ

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Москва 714 27 19

Группа ИНЭК Москва 450 0 29

ООО «Консультационно-информац ионная фирма «Аудит ТД» Набережные Челны 402 1 93

Некоммерческое партнерство «Поволжский антикризисный институт» Казань 343 14 53

АКГ «Руфаудит-Альянс» Москва 304 8 28

Уральский округ

ЗАО «Аудиторская фирма « Аудит- Классик» Челябинск 612 1 101

ООО «Аудиторская фирма «Внешэкономаудит» Челябинск 450 2 125

Аудиторс ко-конс алтинговая группа «Моор Стивенс БалЭН» Москва 413 6 36

ООО 2Управляющая компания «Лекс» (консалтинговая группа «Лекс2) Тюмень 389 12 43

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Москва 355 9 19

Сибирский округ

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Москва 493 15 19

ЗАО «МаркПриор» Москва 350 2 42

Группа ИНЭК Москва 210 0 29

Аудиторско-консалтинговая группа «Моор Стивенс БалЭН» Москва 144 5 36

ООО «Энима» Омск 141 1 95

Дальневосточный округ

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Москва 592 11 19

Г руппа ИНЭК Москва 200 0 29

АКГ «Руфаудит-Альянс» Москва 118 2 28

ЗАО «БДО Юникон» Москва 55 2 10

ООО «Агентство рыночных исследований и консалтинга «Маркет» Коломна 36 0 102

Источник: «Коммерсантъ Деньги»

Рейтинг Информационно-рейтингового агентства (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»

Методология рейтингового процесса, разработанная Информационно-рейтинговым агентством (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС» [3], имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Это позволяет производить каскадный анализ отрасли в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. В том числе консалтинга, аудита, оценки, рекрутмента, маркетинга, PR, коучинг-менеджмент и др. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ. Рейтинг определяется на основании системного и комплексного анкетирования, социологических, социометрических и др. исследований, результатов достижений, анализа корпоративных ресурсов и возможностей компании. Рейтинг определяется в виде индекса. Его повышение или понижение говорит о соответствующей динамике развития компании. Индексы для каждой компании сугубо индивидуальны. Рейтинги, основываются на специальной методологии рейтингового агентства. Расчеты индекса базируются на сведенных в единое целое данных, в том числе и на анализе неструктурированной, нечисловой/нефинансовой информации. Ценность рейтинга заключается в постоянном мониторинге ситуации по каждой рейтингуемой компании и своевременной (и даже, иногда упреждающей, прогнозной) корректировке индексов группы компаний, отражающих в целом динамику рынка в разрезе каждого бизнес-сегмента. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой компании, в сочетании с другими показателями отрасли является самым надежным индикатором рынка бизнес-услуг.

Федеральный интегрированный рейтинг консалтинговых услуг по методологии ИРА "ЮНИПРАВЭКС"

В настоящее время федеральный интегрированный рейтинг консалтинговых основывается, прежде всего, на двух группах критериев. Первая группа - комплекс внутрикорпоративных показателей консалтинговой дейтельности. Вторая - внешние проявления деловой активности компании.

К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы.

Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие/продвижение организации и внешние ресурсные факторы.

Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой компании, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам консалтинговых услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, независимую объективную оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ. Лидеры рынка, деятельность которых особенно заметно влияет на состояние отрасли бизнес-услуг, группируются в отдельные корпоративные категории (А, Б, В). По специальным показателям определяются индексы: Ц№(Кон) (для консалтинга), Ц№(Ауд) (для аудита), Ц№(Оц) (для

оценки стоимости) и др., комплексно отражающие положительную (+) или отрицательную (-) динамику рынка бизнес-услуг и прогноз развития отраслей (табл. 5). Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой организации и/или группе компаний, в сочетании с другими показателями по каждой отрасли является самым надежным опережающим индикатором (leading indicators) рынка бизнес-услуг.

Таблица 5

Федеральный интегрированный рейтинг консалтинговых компаний Приволжского федерального округа за 2005 год (по методологии ИРА "ЮНИПРАВЭКС")

Наименование компании / корпоративный брэнд Город Основной вид деятельности компании Время работы на рынке (лет) Количество штатных сотрудников Количество штатных консультантов, имеющих официальныйь документ об образовании в области консалтинга Рейтинговый индекс

Прогноз Пермь Проектирование и разработка информационноаналитических систем поддержки принятия решений в различных сферах экономики, финансов, производства 15 287 193 А+++ 1+++ 1++

Аудиторско-конс алтинговая компания "АУДЭКС" Казань Аудит и консалтинг 12 155 11 А+++ 1+++ 1++

BKR-Интерком-Аудит Киров, Пенза, Нижнекамск, Пермь, Уфа, Йошкар-Ола, Янаул, Самара, Ульяновск, Тольятти, Ижевск Аудит, консалтинг, оценка 12 11б 109 А+++ 1+++ 1+++

ТатИнК Казань Консалтинг 11 83 44 А+++ 1+++ 1+++

Аудиторско-консультационный центр "Совет" Казань Аудит, оценка, консалтинг, юридические услуги 11 41 8 В++ 1+++ 1+++

Независимая Консалтинговая Группа "2К Аудит-Деловые консультации" Киров, Казань, Уфа Аудит, консалтинг 11 15 7 А+++ 1+++ 1+++

Наезависимая конс алтинговая компания "СЭНК" Казань Оценочная деятельность 8 43 2 А+++ 1+++ 1++

ЭКОЙЛ-ИНФОРМ Пермь Оказание консалтинговых услуг по внедрению 1Т-решений для управления бизнесом 8 43 30 А+ 1+++ 1+

Поволжский Антикрицис ный Институт * Казань Антикризис ный консалтинг 5 96 82 В+ 1+++ 1

Приволжский центр финансового консалтинга и оценки * Нижний Новгород Услуги в области оценки и управления собственностью 5 20 * * А 1++ 1

ЭР-Капитал Пермь Консалтинг 4 69 40 А++ 1+++ 1+++

Аудиторская компания Центр аудита и консалтинга (АКЦЕПТ) Казань Аудит, консалтинг, оценка 3 21 8 В+ 1+++ 1++

Парма-Телеком Пермь Управленческий консалтинг, 1Т-консалтинг, консалтинг в области управления проектами, разработка и внедрение современных систем управления предприятием 3 170 12 А+ 1+++ 1+

Выводы

Несмотря на некоторые методических различия в составлении рейтингов, результатом всех рейтингов консалтинговых компаний является выявление перспективных точек роста и степени привлекательности различных секторов российской экономики с целью приоритетности оказания в них консалтинговых бизнес-услуг и формирования устойчивой клиентской базы для каждой консалтинговой компании.

Библиографический список

1. Гребенев И.В., Скопина И.В. К вопросу становления управленческого консалтинга в регионах // Эффективное управление региональной экономикой: сб. научн. трудов Международной конференции. - Киров: ВятГУ, 2004.

2. Кращенко, Л.Н. Российский консалтинг: итоги первого полугодия / Л.Н.Кращенко //Аудитор, 2004. - №11.

3. Методология федерального интегрированного рейтинга консалтинговых компаний Российской Федерации // Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) Экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС».

№ гос. рег. статьи

Это статья Управление экономическими системами: электронный научный журнал

http://uecs.mcnip.ru

иКЪ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.