УДК - 338.621
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГА В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Д.А. Погонышева
Консалтинговые услуги в области информационных технологий; риски в бизнес-консалтинге; управление предпринимательскими рисками.
Ключевые слова: информационные технологии; бизнес-консалтинг; ИТ-услуги
В современных условиях в связи с увеличением числа задач управления в сложных социально-экономических системах существенно возрастает объем перерабатываемой информации, значительно повышается сложность алгоритмов управления. Информационным системам хозяйствующих субъектов присущи общесистемные (целостность, устойчивость, наблюдаемость, управляемость, открытость, динамичность, безопасность и т.д.), структурные (состав, связность, сложность и др.) и функциональные (результативность, производительность, быстродействие, экономичность и т.д.) свойства. Существует классификация информационных систем и технологий, используемых в экономике: по методам и моделям принятия решений (экономико-математические модели оптимизации использования ресурсов; эконометрические модели; методы контроллинга; методы инжиниринга и реинжиниринга); по процедурам управления и обработки данных (сбор и запись информации; обработка данных; вывод результатов; накопление и хранение (базы данных, базы знаний, банки, хранилища данных); передача данных; взаимодействие и координация на разных уровнях); по степени охвата управления (автоматизированная обработка данных; автоматизация функций управления; контроллинг процессов; поддержка принятия управленческих процессов; экспертная поддержка; бизнес-инжиниринг и реинжиниринг); по характеру подсистем и решения задач (функциональные подсистемы управления (бизнес-процессами, инвестициями, персоналом и др.); обеспечивающие подсистемы (технологическое, организационное, техническое, программное, правовое, информационное обеспечение и др.)); системы искусственного интеллекта (нечеткая логика; нейронные сети; экспертные системы; системы поддержки принятия решений и др.) и др. [3].
Высокие конкурентные преимущества в бизнесе имеет тот, кто уделяет большое внимание его производственным, коммерческим и финансовым составляющим, эффективно решает задачи сбора и обработки данных, оптимизации и адаптивного управления процессами планирования, диспетчеризации, координации и др. Транзитивное общество характеризуется внедрением информационных технологий (ИТ) во все сферы экономики как эффективного инструмента поддержки современного бизнеса.
К основным индикаторам использования информационных и коммуникационных технологий в экономике, основанной на знаниях, относят удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры и удовлетворяющих информационные потребности в глобальной компьютерной сети Интернет; удельный вес работников, использующих персональные компьютеры (Интернет); удельный вес организаций, имеющих Web-caйты; удельный вес организаций, использующих отдельные службы универсальной деловой среды Интернет; удельный вес организаций, использующих Интернет для получения (передачи) заказов на товары (работы, услуги) и др. (таблица 1).
Анализ таблицы 1 показывает, что в динамике наблюдается рост удельного веса организаций, использующих в практике финансово-хозяйственной деятельности персональные компьютеры, в том числе с доступом в Интернет. Существенно увеличилось количество работников, использующих в профессиональной деятельности компьютеры и информационные ресурсы Интернет. За период 2005-2008 гг. на 58% возросло количество хозяйствующих субъектов, имеющих Web-пpeдcтaвитeльcтвa, интегрированные с другими подсистемами.
Таблица 1
Использование информационных и коммуникационных технологий в бизнесе (в %)[1]
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отношение 2008 г. к 2005г.,%
Удельный вес организаций в общем их числе, использующих: персональные компьютеры Интернет 90,0 59,5 91,7 66,3 91,7 72,3 92,2 78,7 102,4 132,3
Удельный вес работников в общей численности работников организаций, использующих: персональные компьютеры Интернет 26,8 11,0 31,1 15,4 33,0 17,6 37,2 20,7 138,9 188,2
Удельный вес организаций, имеющих Web-сайт 18,1 25,0 23,8 28,6 158,0
На российском рынке ИТ в стадии его формирования крупнейшими заказчиками выступали предприятия нефтегазовой отрасли. Основным мотивом инвестирования средств в ИТ-сферу явилось стремление выйти на международные фондовые рынки, которые в рамках делового сотрудничества выдвигали требование использования современных информационных систем и технологий. В условиях «зрелости» ИТ-рынка на нем наблюдается возрастание конкуренции среди ИТ-компаний. Совокупные показатели объема ИТ-рынка складываются из продаж аппаратного и программного обеспечения и ИТ-услуг (таблица 2).
Таблица 2
Структура объема продаж наИТ-рынке[2]__
Виды ИТ-продуктов 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отношение 2008 г. к 2006г.,%
ИТ-услуги 18 21 23 127,8
Программное обеспечение 12 12 13 108,3
Аппаратное обеспечение 70 67 64 91,4
Анализ таблицы 2 показывает, что за 2006-2008 гг. значительно возросли объемы продаж программного обеспечения и ИТ-услуг, реализация же аппаратного обеспечения за анализируемый период снизилась на 8,6%.
В условиях жесткой конкуренции предприятия используют комплекс мероприятий и средств, в состав которых входит привлечение к решению актуальных проблем бизнеса специалистов - консультантов. ИТ-консалтинг - это мощная поддержка руководителей бизнеса в решении вопроса использования ИТ для достижения стратегических целей развития компаний-заказчиков. Основным продуктом в этой отрасли является ИТ-стратегия, включающая разработку и внедрение целевой архитектуры информационной системы предприятия. В настоящее время в России развивают свою деятельность более 500 крупных консалтинговых фирм. Отечественные исследователи отмечают, что основным потребителем консультационных услуг является промышленность. В структуре рынка консалтинговых услуг в России в 2005 году наибольший удельный вес принадлежал информационным технологиям (47 %) [7].
Бизнес-консалтинг в области информационных технологий включает комплекс услуг по выработке, представлению рекомендаций и осуществлению практических мероприятий по оптимизации информационной инфраструктуры в системе информационной безопасности хозяйствующего субъекта. ИТ-консалтинг реализует следующие услуги: консультационные услуги по компьютерным техническим средствам, связанные с их приобретением, установкой и эксплуатацией; консультационные услуги по системному и прикладному программному обеспечению на основе анализа информационных потребностей заказчика; консультации по выбору ИТ-решений с учетом стратегии развития бизнеса; консультационные услуги по информационному обеспечению и процедурам обработки данных; услуги по разработке и внедрению автоматизированных систем управления предприятием; услуги по техническому обслуживанию и ремонту аппаратного обеспечения потребителя; системное администрирование локальных компьютерных сетей; услуги обучения персонала заказчика, связанного с развитием информационной инфраструктуры потребителя ИТ-услуг Наибольшие затраты, связанные с приобретением ИТ-услуг в 2007 г., приходились на связь (3918,0 млн. руб., финансовую деятельность (5851,4 млн. руб.), операции с недвижимым имуществом (7361,7 млн. руб.), государственное управление (5569,8 млн. руб.). Темпы роста затрат в образовании составили 167 %, что обусловлено реализацией национального проекта [2].
На российском рынке ИТ-услуг работают десятки компаний, оказывающих различные консалтинговые услуги. Среди них лидерами являются компании IBS, Ланит, КРОК, Компьюлинк, Ай-Теко, выполняющие комплексные ИТ-проекты преимущественно для крупных государственных и коммерческих структур (таблица 3).
Таблица 3
Рейтинги ведущих консалтинговых компаний в сфере ИТ [10]
Консалтинговая Местоположение Место по итогам Место по итогам Выручка за 2009 г., тыс. руб.
группа центрального офиса 2005 г. 2009 г.
1ВБ Москва 1 1 5451308
Ланит Москва 10 2 4489336
КРОК Москва 9 3 2836748
Компьюлинк Москва 4 4 1942073
Ай-Теко Москва 11 5 1704000
В связи с переосмыслением современного бизнеса происходит ориентация потребителей ИТ-услуг не на реализуемые функции, а на внутренние бизнес-процессы. Под бизнес-процессом понимают серию логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятий используются для создания и получения полезного для потребителя продукта (услуги) за фиксированный промежуток времени. Преимущественным спросом на российском рынке консалтинговых услуг в области ИТ пользуются анализ соответствия информационной инфраструктуры бизнес-процессам фирмы и разработка ее ИТ-концепции. В ходе информационного аудита хозяйствующего субъекта происходит анализ его организационной структуры, внутреннего документооборота, учетной политики и др. В результате выполнения работ высшее руководство компании информируется о том, насколько соответствует организационная структура потребностям бизнеса, возникающим рискам, существует ли возможность улучшения системы мотивации и ответственности персонала и т.д. В процессе разработки новой ИТ-стратегии происходит согласование бизнес-целей компании, возможных рисков, учетной политики, потребности в информационном обеспечении. Большое значение принадлежит обеспечению информационной безопасности компании, как важнейшего элемента ее общей безопасности. Использование ИТ-услуг приводит к экономии капитала и росту эффективности труда персонала в процессе замены живого труда овеществленным.
На рынке ИТ-услуг динамично развивается такое направление, как системная интеграция предприятия, под которой понимают создание штатно функционирующей, функционально законченной, технически и финансово оптимизированной, управляемой и документированной информационно-технологической системы предприятия либо его структурного подразделения. Выделяют следующие основные направления системной интеграции: выбор оптимального решения и вычислительной платформы, в т.ч. программного обеспечения, анализ информационных процессов, разработка схем финансирования, лизинга и т.п.; реализация комплексных систем управления предприятием; построение сетевой инфраструктуры; проектирование структурированных кабельных систем; обслуживание компьютерных систем и др. К крупнейшим системным интеграторам России относятся компании Компьюлинк, АйТи, Ланит, Техносерв идр.[10].
При разработке эффективной системы защиты бизнес-информации внешние консультанты определяют угрозы безопасности на предприятии или в организации, выявляют каналы утечки информации и несанкционированного доступа к данным, разрабатывают модель потенциального внутреннего или внешнего злоумышленника, выбирают адекватные методы и средства защиты. Методология проектирования системы обеспечения безопасности (СОБ) полностью вписывается в общую методологию проектирования сложных систем организационно-технологического типа. На каждом этапе проектирования происходит оценка экспертами предлагаемых решений. К основным этапам разработки СОБ относятся: формулировка требования к защите компонентов объекта, персонала, информации и объекта в целом на основании ранга безопасности; определение функции защиты СОБ и всей системы в потенциально возможных условиях функционирования объекта; уточнение каналов возникновения и осуществления угроз и уровень плотности атак на объект безопасности; определение задач защиты, формировка перечня необходимых ресурсов; выбор методов обеспечения безопасности и средств, достаточных для решения намеченных задач; обоснование структуры и технологии функционирования СОБ; выбор механизмов правового, организационного и инженерно-технического сопровождения задач защиты; оценка качества СОБ и ее влияния на деятельность объекта безопасности; формирование организационно-правового сопровождения функционирования СОБ. Важнейшей задачей управления СОБ является эффективное распределение ресурсов хозяйствующего субъекта, выделяемых на безопасность, между функциями обеспечения с учетом динамики развития деловой среды. Эксперты считают необходимым создание достаточного уровня защиты, при котором затраты, риск и размер возможного ущерба при реализованной атаке злоумышленника являлся бы приемлемым [8].
Компании, занимающиеся консалтингом в сфере Интернет/интранет-технологий, предлагают спектр услуг, включающих огромный выбор Интернет-проектов: от разработки
концепции и дизайна веб-порталов до модернизации сетевой инфраструктуры. В современной Интернет-экономике выделяются три ключевые критерия успеха: новаторство, скорость реализации стратегии, интегрированность. Ряд компаний г. Брянска («GREEN LEAF», «WHY NOT?», «BE StYLE», «ВЕБ-ЦЕНТР» и др.) выполняют веб-дизайн, бизнес-дизайн, дизайн сайтов предприятий и организаций. В рамках, например, редизайна осуществляется новое проектирование сайта, включающего обновление дизайна сайта, в т.ч. flash-анимация; добавление новых страниц и создание новых разделов; оптимизация текстового наполнения; оптимизация кода страниц под поисковые машины; редизайн логотипа, баннера; создание форумов и др. Показаниями для реализации этого проекта являются необходимость обновления интерфейса, изменение сайта в соответствии с новой маркетинговой стратегией потребителя, добавление новых сервисов, несовершенство технической составляющей, изменение владельца, целевой аудитории, тематики сайта и др. Время, затрачиваемое на редизайн сайта, составляет от одного до трех дней. Стоимость данной услуги брянских разработчиков от одной до двадцати тысяч рублей.
Несмотря на актуальность модернизации информационной инфраструктуры предприятия в условиях развития современного бизнеса, на рынке ИТ-услуг отмечаются многочисленные отказы от сотрудничества, вызванные рядом причин (таблица 4).
Основными причинами разрыва контрактов с консалтинговыми компаниями являются высокая стоимость оказываемых ИТ-услуг в условиях спада экономики и сокращения бюджетов развития и наличие собственных высококвалифицированных сотрудников в области ИТ.
Таблица 4
Причины отказа предприятия от внешнего ИТ-консалтинга [6]
Причины отказа от ИТ-услуг Количество компаний, %
Высокая стоимость консалтинговых услуг 31,6
Внедрение разработчиками простой информационной системы 10,5
Наличие квалифицированного персонала 31,6
Отсутствие у руководства желания сотрудничать с внешними консультантами 15,8
Низкое качество предоставляемых консалтинговых услуг 5,3
Отсутствие доверия к консалтинговым фирмам 10,5
Осуществление ИТ-консалтинга связано с наличием ряда неблагоприятных ситуаций в процессе реализации инновационных и инвестиционных проектов. Проведенный социологический опрос предпринимателей показал, что существует ряд опасных факторов для современного бизнеса, в т.ч. и для консалтингового (таблица 5). Эксперты отмечают недостаточный уровень профессиональной культуры российских бизнесменов, наличие криминальных структур, оказывающих негативное воздействие на развитие консалтинговых компаний.
Таблица 5
Факторы предпринимательского риска [5]_
Факторы В % к числу опрошенных
Недобросовестность российский деловых партнеров 61
Вымогательство со стороны чиновников 57
Финансовая нестабильность 53
Воздействие криминальных структур 23
В условиях финансового кризиса эксперты выделяют два основные направления развития рынка ИТ-услуг. К ним относят обеспечение жизнедеятельности организаций (техническая поддержка и обслуживание ИТ-инфраструктуры, хостинг и др.) и системная интеграция. Внутри сектора ИТ-услуг возможны тенденции, связанные с усилением конкуренции среди ИТ-компаний, их слиянием/ поглощением, сокращением долгосрочных проектов, ростом спроса на короткие и сравнительно дешевые проекты для оперативного разрешения проблем заказчика, усилением присутствия на рынке крупных западных компаний. Оправдано ужесточение участниками рынка финансовой дисциплины, организации онлайн-управления проектами, ресурсами, сосредоточение усилий на развитии интеллектуального потенциала сотрудников ИТ-компаний, использование ведущих идей риск-менеджмента.
The summary: consulting services in the field of information technology; risks in business consulting; management of enterprise risks.
The key words: information technology; business consulting; IT Services
Список литературы
1.Абрахманова Г.И. Статистическое измерение информационных и коммуникационных технологий в экономике// Вопросы статистики.2010.№5.С.55-61.
2.Антохонова И.В., Полухина O.A. Об использовании информационных технологий и их влиянии на развитие экономики России// Вопросы статистики.2010.№5.С.61-67.
3.Арсеньев Ю.Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес.М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4.Конеев И.Р., Беляев A.B. Информационная безопасность предприятия. СПб.: БХВ .Петербург, 2007.
5.Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательством.: ИНФРА. М, 2009.
6.Прикладная информатика: справочник.М.: Финансы и статистика; ИНФРА. М, 2008.
7.Пыткин А., Солодяшкина И. О современном состоянии рынка консалтинговых услуг// Вопросы статистики.2006.№11.С.85-88.
8.Ткалич А.И. Консалтинговый сервис. М.: АльфаМ, Инфра.М, 2007.
9.Тэпман Л.Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ, 2007.
10.http//www.raexpert.ru
Об авторе
Погонышева Д.А. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, ecomvest.bgu@ yandexs.ru