УДК 383.33
И.В. Бардина, С.Г. Землянухина
РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Раскрывается состояние рынка интеллектуального труда в связи с переходом российской экономики на инновационный путь развития, уточняются теоретико-методологические основы исследования посредством рассмотрения собственности на человеческий капитал.
Интеллектуальный труд, рынок труда, человеческий капитал.
I.V. Bardina, S.G.Zemlyanukhina
INTELLECTUAL LABOR MARKET IN THE INNOVATIVE ECONOMY
OF RUSSIAN FEDERATION
Intellectual labor market trends are revealed due to the Russian Federation economy transition to the innovative development. Theoretical and methodological principles of human fund ownership research are specified.
The requirement of government regulation strengthening of such terms during the employment and migration is proved.
Intellectual labor, labor market, human fund.
Основной мотив стратегии социально-экономического развития России до 2020 года состоит в переходе к инновационному развитию страны, что позволит преодолеть тенденцию к закреплению за нашей страной роли сырьевого придатка мировой экономики и возвратит Россию в число мировых технологических лидеров. Ключевые темы долгосрочной концепции - это инновационное развитие и новое качество человеческого капитала. Стратегия инновационного развития страны опирается на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на высокий уровень образования населения, реализацию человеческого потенциала. Поскольку постиндустриальная экономика -экономика, базирующаяся на знаниях, конкурентоспособность страны зависит, прежде всего, от интеллектуальной составляющей трудовых ресурсов. Именно
интеллектуальные ресурсы составляют основу и движущую силу развития в новой экономике.
В связи со становлением постиндустриального общества возрастает значимость творческих и интеллектуальных потенций. Происходит непрерывное увеличение объема необходимых специалисту знаний и умений, представлений и ориентаций, а отсюда и необходимость в обновлении знаний, в переквалификации или же смене профессии. Инновационные процессы в профессиональной деятельности информационного общества, потребность в работнике гибком, мобильном, способном быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, решать нестандартные задачи - все это повышает значимость творческих, интеллектуальных способностей человека и их использования в процессе интеллектуального труда. А поскольку включение интеллектуальных способностей в
процесс труда происходит через рынок, постольку создается запрос на теоретикометодологические исследования в области рынка интеллектуального труда.
Повышение роли и значения рынка интеллектуального труда, увеличение его масштабов связаны с активизацией процессов научно-технического прогресса, интеллектуализацией труда и информатизацией современного общества, а также с увеличением числа выпускников школ, продолжающих свое обучение в высших учебных заведениях и нацеленных именно на интеллектуальный труд. Процесс рыночного реформирования в России сопровождался появлением платного образования как в негосударственных, так и в государственных вузах. Среди студентов, обучающихся в государственных вузах, 50,3% обучаются на платной основе, 49,7% - на бюджетной. Всего в государственных и негосударственных высших учебных заведениях обучалось в 2008 г. на платной основе 59,3% общего числа студентов [1, с.27-28]. Платное обучение привело к образованию рынка образовательных услуг, который является разновидностью рынка интеллектуального труда. Признание рынка труда и купли-продажи рабочей силы актуализировало проблему собственности на рабочую силу, а в связи с формированием инновационной экономики - такой её разновидности, как интеллектуальная собственность, собственность на интеллект. И именно на рынке интеллектуального труда отношения интеллектуальной собственности наиболее ярко проявляются и реализуются.
Исследование рынка интеллектуального труда должно опираться на ряд методологических предпосылок.
Во-первых, необходимо в анализе рынка интеллектуального труда исходить из того, что он является составной частью рынка труда, который, в свою очередь, является подсистемой рыночной системы в целом (системный подход).
Во-вторых, для выявления содержания категории рынка интеллектуального труда необходимо применить методы анализа и синтеза для того, чтобы объединить в единую систему понятия «интеллектуальный труд» и «рынок труда».
В-третьих, для исследования функционирования рынка интеллектуального труда необходимо использовать структурный анализ, позволяющий исследовать структурные элементы рыночного механизма, такие как спрос и предложение интеллектуального труда, их соотношение.
В-четвертых, необходимо обеспечить в анализе единство общего и специфического. Здесь можно заранее сказать, что рынок интеллектуального труда в России, с одной стороны - вовсе не уникальное явление, а с другой стороны - он обязательно связан с какими-то особенностями, характерными лишь для нашей страны.
Так как рынок интеллектуального труда является составной частью рынка труда, то основополагающим моментом в его характеристике как экономической категории будет определение рынка труда вообще безотносительно к его конкретной форме. На практике мы имеем дело с конкретно-историческими формами рынка труда, но в теоретическом исследовании выделение общих черт и признаков рынка труда вообще является одним из необходимых этапов исследования, что создает возможность лучше понять и специфику конкретно-исторических форм и причины перехода от одного качественного состояния рынка труда к другому. Ведь причины перехода заложены во внутренней структуре системы, в развитии её противоречий, а раскрытие этой структуры как раз и предполагает характеристику общего понятия рынка труда. С этой точки зрения, в качестве структурных элементов рынка труда вообще выступает рынок рабочей силы и рынок рабочих мест.
В определении рынка труда должны содержаться наиболее общие, сущностные черты, характеризующие это явление, которые не следует смешивать со специфическими свойствами, обусловленными особенностями того или иного этапа развития. С этой позиции вряд ли правомерно вносить в общее определение рынка труда такие черты как социальный мир и согласие, социальные гарантии и социальная защита [2, с.112-113]. Скорее, эти черты характеризуют специфику современного этапа развития трудовых
отношений, причем в большей степени они характерны для более развитых стран, где в процессе эволюционного естественно-исторического развития они были завоеваны в процессе упорной борьбы рабочего класса за свои права. При этом необходимо иметь в виду, что эти черты часто провозглашаются, но не всегда реализуются, что они отнюдь не устраняют объективного противоречия между работодателем и работником, зачастую служат формой социальной демагогии, которая создает видимость единства интересов и согласия.
К определению понятия рынка труда возможны два подхода. Согласно расширительной трактовке рынка труда, все экономически активное население (занятые и безработные) является участником рынка труда, «главными составными частями рынка труда являются: совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, и совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в рабочей силе» [3, с.126]. По мнению Л. А. Костина, участниками рынка труда являются как активно ищущие работу, так и занятые. Именно все экономически активное население находится на рынке труда и испытывает его воздействие. Кстати, работодатели часто ищут и находят необходимую им рабочую силу не среди безработных, а среди работающих, предлагая им более благоприятные условия труда и большую зарплату (или то и другое) [4, с.81]. Очевидно, что все экономически активное население испытывает воздействие рынка труда, так как именно оно заставляет работника снова и снова выходить на рынок, чтобы заключить более выгодную сделку, но пребывать на рынке труда людям, уже вошедшим в контакт с работодателями, совершившим акт купли-продажи рабочей силы, удовлетворенным своим рабочим местом и соответствующим требованиям работодателя, нецелесообразно.
Второй подход ограничивает рынок труда трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости - безработными. Сторонником этой концепции является А.Э. Котляр, который, подвергая критике расширительную трактовку рынка труда, отмечает, что данный подход не делает различий между сферой производства и сферой обращения. Расширение границ рынка труда сводит на нет сам процесс производства, процесс использования рабочей силы [5]. Недостатком расширительной трактовки рынка труда является и то, что она маскирует различия между занятыми и безработными и пытается «вернуть» на рынок труда ту часть экономически активного населения, которая уже перешла в категорию занятых, побывав на рынке труда. Деление экономически активного населения на занятых и безработных есть результат функционирования рынка труда.
Таким образом, рынок труда следует рассматривать как совокупность социальнотрудовых отношений, складывающихся между работодателями и работниками по поводу купли-продажи рабочей силы и предстоящего труда. А рынок интеллектуального труда представляет собой совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся между работодателями и высококвалифицированными работниками по поводу купли-продажи своей рабочей силы и предстоящего интеллектуального труда.
Товаром на рынке интеллектуального труда, так же как и на рынке труда, выступает рабочая сила, то есть способность человека к труду, а именно способность к интеллектуальному труду. Поэтому необходимо определить, какой труд можно считать интеллектуальным.
Современное понятие интеллектуального труда может быть определено и обосновано, исходя из его места в системе общественного разделения труда. Так как труд - сложное, системное и многоплановое явление, дифференцированное по определенным основаниям на отдельные виды и формы, то интеллектуальный труд необходимо соотнести с другими видами труда, причем соотнести по двум параметрам: во-первых, что объединяет его с другими видами труда; во-вторых, в чем выражается его специфика. Другими словами, необходимо соотнести интеллектуальный труд с умственным трудом, творческим трудом и традиционным трудом.
Отправной точкой в обосновании качественной специфики интеллектуального труда может явиться дифференциация труда на умственный и физический. Ранее умственный труд рассматривался преимущественно с точки зрения его привилегированного положения по отношению к физическому труду в плане добровольности участия, выбора и использования данной формы труда со стороны его субъектов, тогда как физический труд характеризовался в качестве едва ли не суровой необходимости. Господствующий количественный подход к анализу трудовых отношений обусловил взгляд на умственный труд как на труд непроизводительный, сопутствующий физическому труду. Ценность умственного труда признавалась преимущественно в его прикладном значении: в образовании, в науке, в культуре, в управлении и т. п.
Умственный труд и интеллектуальный труд зачастую отождествляются. Но понятие интеллектуального труда отличается от понятия умственного труда по целому ряду характеристик [6, с.42]. Интеллектуальный труд в большей степени персонализирован и персонифицирован как труд высокого качества и высокой эффективности. Он в большей степени, чем умственный труд, монополизирован определенной группой людей, способных к интеллектуальной деятельности. По своему характеру и содержанию интеллектуальный труд является информационно емким и высокопроизводительным. Средством интеллектуального труда являются интеллектуальные и коммуникационные возможности человека и общества. Он является принципиально новым синтезом природных и социальных возможностей человека. Это максимальная интенсификация его природных умственных данных, соединенная с максимально эффективной социальной организацией по использованию этих данных.
Интеллектуальный труд по своему характеру и содержанию в контексте интеллектуальной собственности и интеллектуального капитала не может рассматриваться преимущественно как свойство умственного труда. Умственный труд как антипод физического труда характерен для традиционных видов производства и для традиционного общественного разделения труда, при котором производство сводилось к производству материальных ценностей, а человек представлял собой элемент производства наряду с его техническими элементами. Умственный труд связан в основном с духовным производством, с гуманитарными проблемами. Преодоление данных ограничений умственного труда связано со становлением интеллектуального труда, который генетически, тем не менее, происходит из умственного труда. У интеллектуального труда нет своего антипода, как у умственного труда. Интеллектуальный труд базируется на синтезе и новом качестве труда вообще, на переходе труда индустриальной эпохи к труду эпохи информационных технологий.
Соотнося интеллектуальный и творческий труд, следует отметить, что в любом труде выделяют две компоненты. Первая компонента связана с трудом, выполняемым по заданной технологии, инструкции, регламенту, когда исполнитель не вносит в него никаких элементов новизны; творческий потенциал либо не задействован, либо используется на примитивном уровне (регламентированный труд). Вторая компонента связана с созданием материальных или духовных благ, а также новых методов производства (новационный, творческий труд). Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и др. Высшим проявлением творчества считается искусство, так как в нем, как и в изобретательстве, исключается повторение (копирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора.
Творческий и интеллектуальный труд сопутствуют друг другу. По мнению И. Бушмарина, «творческий труд сопряжен с постоянной необходимостью преодолевать устоявшиеся в той или иной области представления и стереотипы, нацелен на поиск принципиально новых научных, технологических и организационных решений» [7, с.84]. Способность к творчеству - это способность создавать нечто новое, оригинальное. 210
Творчество - это освободившийся от оков интеллект, рождающий новизну. Творческость является выражением активного интеллекта и активной интеллектуальной деятельности. Творческий труд по своей сути является интеллектуальным, он его неотъемлемая часть и главная составляющая, характеризующая качество интеллектуального труда.
Более точную характеристику соотношения творческого и интеллектуального труда дает современная система понятийного аппарата наук о труде, базирующаяся на представлениях об интеллекте и традиционности, на представлениях об интеллектуальном и традиционном труде. Разделение традиционного и интеллектуального труда и вычленение интеллектуального труда - важнейший момент в анализе труда.
Традиционный труд нередко считают полным аналогом физического труда. Но это далеко не так. Под традиционным трудом понимается физический труд с учетом интеллектуальной составляющей. Только в случае появления возможности игнорировать мыслительные компоненты всяких действий, формирующих труд, можно говорить о совпадении традиционного и физического труда. Но тогда традиционный труд - это абстракция; он не существует в явном виде.
Традиционный труд в современном понимании - это качественное однообразие выполняемых действий, количественная равномерность и ритмичность, постоянное место действия и т. д. Интеллектуальный труд позволяет реализовать человеческую уникальность и собственную неповторимость, он создает человека, мобильного во всех отношениях, начиная от места жительства и заканчивая личностными интересами. Но традиционный труд - это еще выполнение законченных комплексов действий, ответственность за то, что делается и сделано, корректировка трудовых процессов при условии изменения обстановки. Многие исследователи считают, что качественные различия традиционного труда и интеллектуального труда - это постоянство рамок технологии. В первом случае это жёсткие, неизменные рамки, а во втором - это подвижные, неопределенные изначально рамки. В самом общем представлении интеллектуальный труд - это труд, порождающий знания, труд, требующий перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации - в зависимости от того, что необходимо сейчас - по праву такие действия можно назвать инновационными, творческими.
Граница между традиционным и интеллектуальным трудом призрачна. Интеллектуальным будет являться труд, обладающий творческим характером и не ограниченный прошлым опытом.
Давая определение интеллектуальному труду, следует отметить, что любое понятие можно трактовать в узко-прагматическом или широко-системологическом смысле. Основная масса работ, непосредственно изучающих интеллектуальный труд, делает упор на узко-прагматическую сторону. Наиболее характерно такое положение для экономической литературы, где интеллектуальный труд рассматривается как мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Основным рабочим органом, создающим продукт при интеллектуальном труде, является мозг, преобладают затраты умственной энергии, продуктом труда является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и др.). В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом являются мышцы, преобладают затраты мышечной энергии, продуктом труда является материальный объект. Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность (человек выполняет физическую работу осмысленно), а интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии, ведь умственно работающий человек устает и физически, многие виды интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки (труд скульптора, художника).
Интеллектуальный труд в широко-системологическом смысле - это труд, обладающий творческим характером и являющийся результатом интеллектуальных и духовных возможностей работника по созданию ранее неизвестного научного знания, оригинальных продукции и услуг, обоснованию оптимальных путей их продвижения на рынок наукоемкой продукции и услуг. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности. Отличительной особенностью
интеллектуального труда является специфика его результатов, а отнюдь не собственно осуществление, хотя в этом процессе имеются заметные отличия, главное из которых -большая по сравнению с трудом физическим доля использования результатов так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности такую важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация. Принято выделять три основные сферы, в которых наиболее широко используется интеллектуальный труд: наука и научное обслуживание,
образование и управление. Это не означает, что интеллектуальный труд не свойствен таким сферам, как здравоохранение, культура и искусство. Широко используется интеллектуальный труд и в промышленности.
Таким образом, под интеллектуальным трудом следует понимать труд, обладающий творческим характером и преобладанием затрат умственной энергии, связанный с переработкой информации и созданием нового знания, с социально высокоэффективным и высокотехнологичным производством. Субъектами интеллектуального труда выступают работники с высоким уровнем образования и квалификации.
Итак, рынок интеллектуального труда представляет собой совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся между работодателями и
высококвалифицированными работниками по поводу купли-продажи своей рабочей силы и предстоящего интеллектуального труда. Более точно, данный вид рынка труда можно назвать рынком высококвалифицированного и интеллектуального труда.
Механизм функционирования рынка высококвалифицированного и интеллектуального труда, как важнейший компонент и особенность данного рынка, есть взаимодействие и согласование интересов работодателей и трудоспособного населения, обладающего достаточным уровнем образования и квалификации для выполнения интеллектуального, высококвалифицированного труда, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает следующие элементы: спрос на
высококвалифицированный и интеллектуальный труд, предложение
высококвалифицированного и интеллектуального труда, цена высококвалифицированного и интеллектуального труда (цена рабочей силы), конкуренция.
Спрос на высококвалифицированный и интеллектуальный труд (обобщенный покупатель интеллектуального труда) выражает потребность работодателей в высококвалифицированных работниках интеллектуального труда для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Спрос на высококвалифицированный и интеллектуальный труд складывается из числа вакансий и должностей тех работников интеллектуального труда, которым работодатель ищет замену.
Результатом функционирования рынка высококвалифицированного и интеллектуального труда является удовлетворенный спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Удовлетворенный спрос на рабочую силу высококвалифицированного и интеллектуального труда отражают данные о количестве занятых, имеющих высшее профессиональное образование, так как именно получение образования создает
предпосылки для формирования способностей человека к творческому (интеллектуальному) труду.
На конец ноября 2007 г. доля занятых, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 27,8% в общей структуре занятых. В 2007 г. наибольшая доля работников с высшим профессиональным образованием занята такими видами экономической деятельности, как финансовая деятельность - 66,7%, образование - 50,4%, государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение - 39,3%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 38,9%, здравоохранение и предоставление социальных услуг -28,2% [8]. Следовательно, такие сферы деятельности, как финансирование, образование и управление, можно считать сферами деятельности, где преимущественно используется интеллектуальный труд. Рабочая сила, занятая в указанных сферах, - самого высокого качества.
В промышленности доля занятых с высшим образованием значительно ниже: производство энергии, газа и воды - 23,2%, обрабатывающие производства - 18,8%, добыча полезных ископаемых - 16,5 [8]. Эти данные говорят о том, что в России в такой важной отрасли экономики, как промышленность, качество рабочей силы остается невысоким, и лишь 19,5% занятых в данной отрасли относятся к рынку высококвалифицированного и интеллектуального труда. Основная же масса работников имеют среднее профессиональное образование (26,3%), начальное профессиональное (24,9%) и среднее образование (22,5%), то есть выполняют низкоквалифицированную работу, в которой преобладает физическая составляющая труда.
Предложение высококвалифицированного и интеллектуального труда (обобщенный продавец интеллектуального труда) выражает определенное количество занятых наемных работников интеллектуального труда, обладающих соответствующими знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе в тех сферах, где преимущественно используется высококвалифицированный и интеллектуальный труд, на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время. Предложение высококвалифицированного и интеллектуального труда включает в себя всех работников интеллектуального труда, которые, будучи незанятыми, ищут рабочее место, затем тех, кто хотя и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых интеллектуальным трудом, но рискующих потерять рабочее место.
В 1995 г. доля безработных, имеющих высшее профессиональное образование (предложение высококвалифицированного и интеллектуального труда), составляла 9,2% от общей численности безработных. Доля безработных, имеющих неполное высшее и среднее профессиональное, а значит тоже достаточно высокий уровень образования, составляла 2,3 и 28,7% соответственно. К 2008 году доля безработных, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 11,5%, неполное высшее - 2,5%, среднее профессиональное - 18,8% [8]. Таким образом, за 12 лет доля интеллектуальной безработицы (безработицы лиц с высшим образованием) увеличилась на 2,3%, в то время как доля безработных лиц со средним профессиональным образованием значительно снизилась (9,9%).
Процесс снижения безработицы среди лиц со средним профессиональным образованием, как это ни странно, связан с интеллектуализацией труда и разросшейся общественной интеллектуальной функцией. Эта функция развивает труд определенного типа - стандартизированный массовый интеллектуальный труд, предполагающий взаимозаменяемость его исполнителей, шаблонное воспроизводство уже имеющихся «образцов» в массовых масштабах, рутинный и частичный характер самой интеллектуальной функции, дробящейся между рядом исполнителей, которые теряют из виду связь целого и в этом отношении вполне подобны фигуре «частичного рабочего» на
производстве [9]. Увеличение доли такого труда в общественном производстве способствовало сокращению безработицы лиц со средним профессиональным образованием, способных выполнять такие виды труда.
Для функционирования рынка высококвалифицированного и интеллектуального труда большое значение имеет действие факторов, определяющих спрос и предложение на высококвалифицированный и интеллектуальный труд. Среди факторов, определяющих платежеспособный спрос на высококвалифицированную рабочую силу, центральное место занимают: цена интеллектуального труда, заработная плата специалистов высшей квалификации, производственные технологии (их наукоемкость), финансовое состояние фирм (предприятий) и уровень их доходности; ожидания предпринимателей относительно будущих цен на продукты интеллектуального труда и собственных доходов; спрос на продукт, при производстве которого используется высококвалифицированный и интеллектуальный труд, и др. В свою очередь, величина предложения высококвалифицированной рабочей силы зависит от цены интеллектуального труда (заработной платы), расходов на профессиональное воспроизводство рабочей силы высшей квалификации (на подготовку специалистов), расходов на физическое воспроизводство в зависимости от возраста, состояния здоровья, семейного положения, ожидания специалистов в отношении будущих условий работы и их заработка (специалисты могут ориентироваться на рабочие места, где требуется более низкая квалификация, но выше оплата труда), масштабов миграции рабочей силы высшей квалификации, выезда на работу за границу или притока иностранных специалистов.
И.Ф. Зиновьев, рассматривая функционирование рынка интеллектуального труда, обращает внимание на «своеобразные циклические процессы». На получение высшего образования требуются годы, а это ведет к запаздыванию ответной реакции рынка на изменение спроса. Возрастающий спрос способствует кратковременному росту разницы в оплате труда и увеличивает число желающих получить высшее образование. Однако после получения дипломов заработки молодых специалистов оказываются ниже, что влечет за собой разочарование в получении высшего образования. Уменьшение поступающих в вузы, в свою очередь, сократит в будущем приток высококвалифицированных специалистов, а это вновь повлечет за собой увеличение спроса, и заработки вновь возрастут [10, с.36]. Таким образом, цикличность, обусловленная необходимостью длительного обучения (получение высшего образования), для выхода на рынок высококвалифицированного и интеллектуального труда, является одной из особенностей функционирования данного рынка.
Еще одна особенность функционирования рынка высококвалифицированного и интеллектуального труда - более высокий уровень оплаты по сравнению с трудом, не требующий специальной подготовки в высших учебных заведениях.
В российской экономике эта зависимость достаточно противоречива. Заработная плата имеет ярко выраженную тенденцию к дифференциации по различным видам деятельности, уровню квалификации и индивидуумам. Так, в 2008 г. самый высокий уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы был у работников, занятых в сфере финансовой деятельности (41488,8 рублей). Однако в некоторых отраслях промышленности, где доля лиц с высшим образованием значительно ниже, чем в сфере образования, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в почти 4 раза больше (в 2008 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых составляет 38943,4 рублей, в то время как в сфере образования - 11303,2 рубля [8]).
Таким образом, рынок высококвалифицированного и интеллектуального труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регулятором являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические,
отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы (заработной плате). В реальной экономической жизни на динамику рынка высококвалифицированного и интеллектуального труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение высококвалифицированной рабочей силы определяется, в первую очередь, демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Помимо демографического важным фактором динамики данного рынка является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, их доступ к высшему образованию. Со стороны спроса, главным фактором, оказывающим влияние на рынок высококвалифицированного и интеллектуального труда, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла.
Специфика рынка интеллектуального труда состоит в том, что отношения купли-продажи складываются между собственником интеллектуального капитала (знаний и интеллектуально-творческих способностей человека) и собственником вещественных средств производства. Наемный работник превращается в собственника интеллектуального капитала как специфического средства производства инновационной экономики, выступает его носителем (неотделим от него) и постепенно начинает играть роль субъекта рынка интеллектуального труда. В качестве собственника человеческого (интеллектуального) капитала наемный работник в состоянии уже сам согласовывать условия своего найма. Возрастание значимости собственности на интеллект характеризует новое качественное состояние личного фактора производства и тип трудовых отношений информационной экономики, который придает специфику характеру и элементам трудовых отношений, конкретизируют их содержание.
По мере того, как повышаются требования к работнику по уровню образования и квалификации, по мере того, как сам работник становится не в состоянии обеспечить воспроизводство рабочей силы требуемого уровня, происходит усиление участия государства в формировании рабочей силы (образование и профессиональная подготовка, программы социальной защиты и стимулирования роста занятости), в государственном законодательном регулировании использования рабочей силы, то есть прослеживается тенденция усиления общественного присвоения рабочей силы. Г осударство осуществляет определенные функции по воспроизводству и распоряжению рабочей силой, по формированию человеческого капитала, выступает как субъект собственности на рабочую силу. Собственность на рабочую силу становится разделенной, функции владения, распоряжения, использования разделяются между носителем рабочей силы и государством. В связи с этим обеспечение нормального процесса воспроизводства рабочей силы становится прерогативой и государства.
Управление формированием человеческого капитала предполагает четкое определение того, кто и на каких условиях может получать выгоды от инвестирования. Государство как основной инвестор сферы образования должно иметь четкий механизм реализации своего права на получение отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Это касается и трудоустройства выпускников профессиональных учебных учреждений и регулирования миграционных процессов. С точки зрения общегосударственных интересов высокая конкурентоспособность отечественных трудовых ресурсов без возможности их реализации в своей стране приводит к миграции, утечке наиболее квалифицированных работников за пределы страны, а, следовательно, к снижению конкурентоспособности страны, сокращению имеющегося в стране человеческого капитала. Высокий уровень конкурентоспособности трудовых ресурсов страны является одним из её конкурентных преимуществ, что повышает инвестиционную привлекательность страны. В связи с переходом к инновационному развитию задача состоит в том, чтобы создать условия для работы в нашей стране талантливым специалистам, открытым к прогрессу и способным создавать новое.
Государство как субъект воспроизводства интеллектуальных ресурсов должно иметь механизм реализации отношений государственной собственности на человеческий капитал (рабочую силу) и на рынке труда. Переход на инновационный путь развития обусловливает необходимость усиления роли государства в процессах не только формирования и использования человеческого капитала, но и его обмена. Механизм рынка труда способствует формированию конкурентных преимуществ трудовых ресурсов через расширение каналов предоставления информации о ситуации на рынке, посредством предоставления различных услуг (переквалификация, дополнительное образование, консультирование и т.д.), а также за счет развитой системы регулирующих норм. Регулирование государством рынка интеллектуального труда в условиях глобализации должно быть направлено на сбережение национальных интеллектуальных ресурсов, установление сопоставимого с развитыми странами уровня оплаты интеллектуального труда.
Если с этих позиций проанализировать концепцию стратегии социальноэкономического развития России до 2020 года, то можно найти подтверждение тому, что государство берет на себя обязательства по управлению и обеспечению воспроизводства человеческих ресурсов на макроуровне, что происходит усиление государственного регулирования процессов воспроизводства рабочей силы, формирование и реализация государственной собственности на рабочую силу. Так, приоритетами государственной политики объявляются инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала. Применительно к рынку интеллектуального труда формирование и реализация государственной собственности на рабочую силу выражаются в том, что государство, инвестируя средства на формирование и развитие интеллекта совокупного работника общества, выступает в качестве субъекта рынка интеллектуального труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования в 2008 году: мониторинговый
(аналитический) отчет. М., 2009. 163 с.
2. Экономика труда. Современное состояние, проблемы и тенденции развития: монография / под ред. С.Н. Трунина, И.В. Гелеты, Н.Р. Молочникова. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2002. 476 с.
3. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учебник / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: МГУ, 1996. 489 с.
4. Костин Л. А. По поводу некоторых понятий теории рынка труда / Л. А. Костин // Человек и труд. 1998. № 12. С. 80-85.
5. Котляр А.Э. О понятии «рынок труда» / А.Э. Котляр // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 15-20.
6. Сосулина Т.В. Социальные проблемы рынка интеллектуального труда: дис. ... канд. соцол. наук / Т.В. Сосулина. Саратов: СГТУ, 1999. 175 с.
7. Бушмарин И.В. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой / И.В. Бушмарин // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 2. С. 83-92.
8. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru.
9. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. М.: Прогресс-культура, 1992. 415 с.
10. Зиновьев И.Ф. Функционирование рынка интеллектуального труда / И.Ф. Зиновьев // Культура народов Причерноморья. 1997. № 2. С. 30-37.
Бардина Ирина Васильевна -
аспирант кафедры
«Экономическая теория и экономика труда» Саратовского государственного технического университета
Землянухина Светлана Георгиевна -
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и экономика труда» Саратовского государственного технического университета
Bardina Irina Vasiliyevna -
Post-graduate Student of the Department of «Economic Theory and Labor Economics» of Saratov State Technical University
Zemlyanukhina Svetlana Georgiyevna -
Doctor of economic Sciences,
Professor of the Department
of «Economic Theory and Labor Economics»
of Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 22.07.10, принята к опубликованию 30.09.10