Научная статья на тему 'О некоторых вопросах проблемы рынка труда и занятости'

О некоторых вопросах проблемы рынка труда и занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах проблемы рынка труда и занятости»

С.Н. МИХАЙЛОВА, О .А. МИХАЙЛОВА

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

В научной литературе представлены разные определения категорий «рынок труда» и «занятость». В связи с рыночными преобразованиями, складывающимися иными социально-экономическими отношениями и институциональными подходами трактовка данных понятий требует ясности и конкретики.

Рынок труда - это такая система социально-трудовых отношений, которая возникает между работодателями (как предъявителями спроса на труд) и рабочей силой (отражающей предложение труда), а также социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство (рыночные механизмы, формирующие образование, профессиональную подготовку, состояние здоровья и др.), обмен и использование труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Многие зарубежные экономисты придерживаются определения рынка труда Международной организации труда (МОТ). По их мнению, рынок труда -это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут коллективные или индивидуальные переговоры относительно заработной платы и условий труда. На наш взгляд, это ограниченный подход к рынку труда, так как носит чисто институциональный характер.

Служба занятости России дает определение рынка труда, в основе которого лежат процессы и механизмы трудоустройства, где рабочая сила готова соединиться с вакантными рабочими местами, существующими в экономике. Но фактическое состояние на рынке труда изменчиво во времени и зависит от состояния предъявляемого человеческого капитала (дополнительное образование, физическая выносливость, повышение квалификации, знание иностранных языков, коммуникабельность и др.).

На рынке труда действует механизм спроса и предложения, на нем совершается акт купли-продажи товара «рабочая сила». Говоря о специфическом товаре «рабочая сила», стоит конкретизировать: что продается и покупается на рынке труда: труд или рабочая сила? Строго говоря, и не то, и не другое. На рынке труда продается и покупается услуга труда, т.е. способность рабочей силы к труду, его знания, умения, навыки, которые неотделимы от самого работника и могут быть лишь на время арендованы работодателем. Следовательно, заработная плата в системе рынка труда - это цена (стоимость) услуг труда.

Опираясь на теорию человеческого капитала, можно утверждать, что чем большей величиной человеческого капитала обладает работник, тем более производительно он трудится и тем выше стоимость услуг его труда.

В прежние годы в экономической литературе наблюдалась узкая трактовка понятия «занятость». Она отождествлялась с фазой использования рабочей силы. Занятость нами рассматривается как емкая социально-экономическая категория. Ее содержание нельзя ограничить и нормативно-правовым определением, данным в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», где ст. 1 гласит: «Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» [1]. Юридические определения выполняют свои специфические задачи, хотя и отражают объективные экономические процессы.

Реальные проблемы последних лет, связанные с формированием социально-трудовых отношений рыночного типа, позволяют полнее раскрыть содержание категории «занятость». В ней отражены, во-первых, многие стороны социальных отношений: развитие человека, его профессиональных способностей, наиболее полное проявление этих способностей в процессе труда, обеспечение благосостояния людей за счет получения трудового или предпринимательского дохода и др. Во-вторых, занятость - это есть совокупность экономических отношений, характеризующих механизм соединения рабочей силы со средствами производства, отношения по поводу производства материальных и духовных благ, эффективного использования личного фактора производства. Экономическое содержание занятости раскрывают и такие категории, как «рынок труда», «спрос и предложение рабочей силы», «конкуренция на рынке труда», «безработица» и др.

Занятость на более конкретном уровне анализа следует рассматривать по этапам движения субъекта занятости, т.е. человека труда. На первом этапе (подготовительном) человек проходит подготовку к труду, когда формируется рабочая сила определенного качества, позволяющая в будущем человеку трудиться; второй этап - это включение подготовленного работника в сферу труда через определенные механизмы распределения и трудоустройства, прежде всего, рынка труда; третий этап - это непосредственная трудовая деятельность людей, процесс использования рабочей силы; четвертый этап -перераспределение трудовых ресурсов, которое связано с такими проблемами занятости, как увольнение, высвобождение работников, их переподготовка, новое трудоустройство. На пути от первого этапа к последующим в движении трудовых ресурсов могут возникнуть своеобразные перерывы, т.е. периоды безработицы.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудящихся не может найти себе работу и становится относительно избыточной [2]. Люди оказываются вне среды отношений занятости лишь тогда, когда они окончательно теряют способность к труду или же эти способности оказываются настолько незначительными, что не позволяют трудиться в общественном производстве. Безработица имеет место среды всех социальных и профессиональных групп населения, хотя и в неодинаковой степени.

Кто он, безработный сегодняшнего дня? Кто же обращается в центр занятости? Согласно данным Центра занятости г. Новочебоксарска - это в основном женщины в возрасте 33-35 лет со средним или высшим образованием (76% от общего числа зарегистрированных безработных), молодежь (45%), а также граждане, уволенные с предприятий в связи с ликвидацией или сокращением численности штата работников организации (14%). Высока доля и тех, кто ищет работу впервые, - 15% от общего количества безработных. А одним из существенных требований работодателей является как раз наличие опыта работы. Такая картина характерна и для республиканского рынка труда в целом.

Из категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, преобладают инвалиды - 14% от общего числа зарегистрированных и граждане пенсионного возраста (за пять лет до выхода на пенсию) - 15%.

В 2006 г. в Новочебоксарскую службу занятости обратилось более 6000 горожан, ищущих работу, 3689 были признаны безработными1. Трудоустроено

1 Из числа обратившихся за помощью в службу трудоустройства признаются лица безработными, если в течение 11 дней после обращения по направлению центра занятости на конкретные, вакантные ставки согласно своей специальности они не трудоустраиваются.

4162 человека. Предприятиями и учреждениями было заявлено более 8 тыс. вакансий (на 1037 единиц больше, чем в 2005 г.). В настоящее время в г. Но-вочебоксарск регистрируемая безработица насчитывает около 1,4 тыс. человек, а ее уровень составляет 1,59% (на начало 2005 г. - 2,04%).

На рынке труда не сокращается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, при котором в составе безработных граждан около 40% специалистов и служащих, а банк вакансий на 85% состоит из числа рабочих специальностей. Доминирующее положение в структуре регистрируемых безработных сохраняется за женщинами, которых почти в 3 раза больше, чем мужчин.

Так, по состоянию на 01.02.2007 г. коэффициент напряженности на регулируемом рынке труда составлял 1,6 человека, для женщин существенно выше - 2,2 человека на 1 вакансию. Особенно трудно найти работу женщинам зрелого возраста (40 лет и выше). В заявках, рекламных предложениях работы им сразу преграждается путь в новые сферы занятости (как правило, востребованы женщины до 35 лет). К тому же ориентированность городского рынка труда на использование мужской рабочей силы также играет здесь немаловажную роль (доля женских вакансий, предоставляемых работодателями города службе занятости, не превышает 40%). Средняя заработная плата по исконно женским вакансиям, таким как, воспитатель детского сада, врач, медицинская сестра, преподаватель, повар, предлагается в размере 2000-2500 руб. и ниже. Тогда как средняя заработная плата предоставляемых центру занятости вакансий составляет 4400 руб.

Имеет место несоответствие квалификаций состоящих на учете женщин и вакансий для них. Среди предоставленных вакансий для женщин 66% - по рабочим специальностям, в то время как 47% женщин, зарегистрированных в качестве безработных, имеют высшее и среднее профессиональное образование.

Средняя продолжительность безработицы составляет почти 4 месяца, что свидетельствует о наличии большего числа граждан, испытывающих трудности в поисках работы.

Молодежь примерно вдвое чаще, чем представители старших возрастных групп, оказываются среди тех, кто ищет и не находит работы. И это при том, что молодежь обладает весьма существенными преимуществами по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения: у молодых людей самый длительный период предстоящей трудоспособности, лучшие показатели физического здоровья и выносливости, сравнительно высокий образовательный уровень и наибольшая подвижность, проявляющаяся как в миграционной мобильности, так и в овладении новыми знаниями и умениями.

Почему же столь низка конкурентоспособность молодежи на рынке труда? Среди основных причин низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда отмечают: недостаток профессиональных знаний; отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков; совмещение значительной частью молодежи работы с учебой.

Одна из объективных причин высокой доли молодежи среди безработных граждан - отсутствие необходимого стажа и опыта работы, а зачастую требуемой для заполнения имеющихся рабочих мест высокой квалификации (разряда). Нередко молодые люди сетуют на то, что работодатели отказываются их учить. Современное развитие экономики с внедрением информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт.

В связи с развитием малого предпринимательства и со сменой формы собственности значительной части предприятий количество вакансий, поступающих от предприятий государственного сектора, снизилось на 49% по сравнению с таковым в 2003 г., а негосударственного сектора экономики - увеличилось на 25%2. В текущем году (2007 г.) предприятия негосударственной формы собственности пополнили базу вакансий почти наполовину (40%). Безработные не хотят идти на работу в частные фирмы. Здесь играют роль неподготовленность к новым экономическим отношениям, мнение о недобросовестности «частников», личный неудачный опыт работы на них.

Значительную долю заявленных вакансий составляют рабочие - более 80% (подсобный рабочий, дворник, электросварщик, слесарь, электромонтер, каменщик, монтажник, токарь, экскаваторщик). Дефицит профессиональных кадров охватывает едва ли не все производственные отрасли. Одной из причин кадрового голода стал разрыв преемственности из-за спада производства. Многие старые мастера ушли на пенсию, а среди молодых людей престиж физического труда резко упал. По данным социологических опросов, только пятая часть старшеклассников готова сейчас получить профтехобразование.

Коренное улучшение состояния занятости возможно только на основе радикальных мер по развитию экономики, ее структурной перестройки. При подготовке кадров сегодня надо решать не только вопросы их профессиональноквалификационных характеристик. Рыночная экономика требует вливания работников рыночного типа, способных конкурировать на рынке труда. По этому поводу Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров отметил: «Надо не уставая разъяснять, что многое зависит от самого работника. Тот, кто хорошо владеет своим ремеслом, постоянно повышает свою квалификацию, интеллектуально совершенствуется в своем труде, будет дорог (во всех смыслах) для предприятия, будет больше зарабатывать. А такие возможности есть у каждого, особенно у молодежи: в республике около 7 тыс. вакансий - это огромная потребность в рабочих, строителях, инженерах, в классных специалистах, так как большинство наших предприятий ежегодно модернизирует производство на миллиарды и миллиарды рублей» [3].

В связи с этим необходимо подчеркнуть следующее:

1. Нынешние условия занятости характеризуются добровольностью труда, закрепленной Конституцией Российской Федерации. В то же время не допускается социальное иждивенчество граждан. Автоматическое обеспечение занятости в рыночной экономике невозможно. И гражданин, и государство в равной степени ответственны за возможность иметь работу. Государство, безусловно, разрабатывает политику занятости и стремится реализовать ее, принимает законы, направленные на установление определенных гарантий в области трудоустройства, на социальную помощь безработным и неконкурентоспособным слоям населения. Но дееспособный гражданин должен в первую очередь рассчитывать на свои силы, постоянное развитие физических и умственных способностей, позволяющих активно трудиться, обладать деловитостью и инициативой, мобильностью и целеустремленностью, исполнительностью и ответственностью. Речь идет о формировании у населения нового социального мышления, нового экономического поведения, что предполагает формирование особых качеств, которые характеризуют конкурентоспособность человека труда.

Конкурентоспособность необходима работнику не только в целях успешного трудоустройства. Она нужна и в процессе трудовой деятельности. Имен-

2 Данные Федерального центра занятости по г. Новочебоксарск за 2006 г.

но из-за отсутствия конкурентоспособности многие работники становятся безработными. В понятие «конкурентоспособность работника» кроме профессионально-квалификационных характеристик мы включаем интеллектуальное и физическое развитие, профессиональную и территориальную мобильность, ряд личностных качеств: самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость и т.д. Конкурентоспособность в процессе трудовой деятельности проявляется в непрерывном профессиональном развитии, творческом отношении к труду, дисциплинированности и ответственности. Задача формирования конкурентоспособных работников и специалистов должна принадлежать учебным заведениям, предприятиям и организациям.

2. Государству целесообразно повысить ответственность самих образовательных учреждений, органов управления образования за трудоустройство выпускников учебных заведений наряду со службой занятости. Государственная политика занятости должна предусмотреть определенные гарантии, особенно по трудоустройству молодых специалистов. Государство должно преодолевать социальное иждивенчество граждан. На решение этой проблемы должны быть направлены усилия всех общеобразовательных и медицинских учреждений, высших и средних учебных заведений, коллективов предприятий и организаций, а также семьи.

3. Поскольку решение проблемы занятости и воспроизводства человеческих ресурсов во многом зависит от состояния социальной инфраструктуры, вопрос о роли государства в ее развитии имеет принципиальное значение.

Государство должно:

- расширяя бюджетное финансирование отраслей социальной инфраструктуры, широко использовать в этих целях и средства местных органов власти, предприятий, организаций, а также самого населения;

- предоставлять льготные кредиты, государственные инвестиции и субсидии тем предприятиям и организациям, а также предпринимателям, которые производят товары народного потребления, занимаются жилищным строительством, благоустройством населенных пунктов и создают новые рабочие места;

- предоставлять льготы и ссуды молодым семьям, чтобы они могли строить жилье, обзавестись хозяйством, воспитывать детей в дошкольных учреждениях, обучать в учебных заведениях.

Реализация указанных мер во многом будет способствовать снятию вопросов, связанных с проблемой занятости, созданию благоприятного климата на рынке труда и решению стратегической задачи по формированию, сохранению и развитию человеческих ресурсов, способных обеспечить экономический рост и благосостояние населения.

Литература

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1.

2. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Экономика и право: Большой толковый словарь-справочник. М.: Вуз и школа, 2003. С. 79.

3. Федоров Н.В. Дорожить временем, служить людям. Послание Государственному Совету Чувашской Республики // Сов. Чувашия. 2007. 26 янв.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА родилась в 1958 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Чувашского университета. Область научных интересов - реализация человеческого потенциала и развитие человеческих ресурсов в современных условиях. Автор 46 научных работ.

МИХАЙЛОВА ОКСАНА АЛЕКСЕЕВНА родилась в 1983 г. Окончила Чувашский государственный университет. Соискатель Чувашского университета. Имеет 4 опубликованные работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.