УДК 332 ББК 65.32
Шокиров Равшан Сиддикрвич, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ТГУПБП; Махмудов Маъруфджон Каюмович, соискатель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ХГУ им. акад. Б.Гафурова (Таджикистан, Худжанд)
Шокиров Равшан Сиддикрвич, н.и.и., дотсенти кафедраи молия ва царзи ДД^БСТ; Махмудов Маруфцон Цаюмцонович, унвонцуи кафедраи бауисобгирии бухгалтеры, таулил ва аудити ДДХ ба номи акад. Б.Fафуров (Тоцикистон, Хуцанд )
Shokirov Ravshan Siddikovich, candidate of the economics sciences, Associate Professor of the department of "finance and credit" under TSULBP; Makhmudov Marufjohn Kayumdjonovich, claimant for candidate degree of the department of accounting, analysis and audit under KhSU named after acad. B.Gafutov (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: рынок, рыночные отношения, устойчивое развитие, экологически чистая продукция, продовольственная безопасность, сельскохозяйственное производство
Рассматриваются вопросы становления рынка экологически чистой продукции в Республике Таджикистан. Систематизированы определения некоторых зарубежных учёных, связанные с сущностью рынка экологически чистой продукции; на этой основе представлена авторская интерпретация понятия «рынок экологически чистой продукции». Раскрывается суть взаимосвязанных категорий: экологический рынок, рынок экологически чистой продукции; обоснована необходимость формирования рынка экологически чистой продукций в условиях углубляющейся глобализации. Исследованы взаимосвязь и взаимодействие концепции устойчивого развития и понятия «рынок экологически чистой продукции»; представлена возможная модель формирования рынка экологически чистой продукций, которая обусловлена специфическими особенностями экономики Республики Таджикистан. Изложено мнение, что в республике существуют все необходимые предпосылки для формирования рынка экологически чистой продукции, и обоснована стратегия развития данного сектора.
РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ: СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ
БОЗОРИ МА^СУЛОТИ СОФИ ЭКОЛОГЙ: ШАРХИ МУОСИР ВА ХУСУСИЯТХОИ ТАШАККУЛИ ОН ДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН
THE MARKET OF ECOLOGICALLY PURE PRODUCE: MODERN INTERPRETATION AND PECULIARITIES OF ITS FORMATION IN TAJIKISTAN
Калидвожа^о: бозор, муносибатуои бозоргони, рушди устувор, маусулоти софи экологи, амнияти озуцавори, истеусоли кишоварзи
Дар мацола масъалаи ташаккули бозори махсулоти софи экологи дар Цумцурии Тоцикистон барраси шудааст. Шарцу тавзеуи як цатор олимони хорици дар бораи моцияти бозори махсулоти софи экологи таулил карда, дар асоси он нуцтаи назари муаллифон оид ба категорияи "бозори маусулоти софи экологи" пешнщод шудааст. Моцияти ду категорияи ба цам алоцаманд "бозори экологи " ва "бозори маусулоти софи экологи " тадциц ва зарурати ташаккули бозори маусулоти софи экологи дар шароити амицрафти раванди цацонишави асоснок карда шудааст. Робита ва таъсири мутацобилаи консепсияи "рушди устувор " ва "бозори маусулоти софи экологи " мавриди тадциц царор гирифтааст. Тамсилаи имконпазири ташаккули бозори маусулоти софи экологи, ки ба хусусиятцои хоси ицтисодиёти миллии Цумуурии Тоцикистон иртибот дорад, пешниуод карда шудааст. Изуори ацида шудааст, ки дар Цумуурии Тоцикистон тамоми заминауо барои ташаккули бозори маусулоти софи экологи мавцуд буда, стратегияи рушди ин соуа мудаллал карда шудааст.
Key words: market, market relations, sustainable development, ecologically pure produce, food
safety, agricultural production The article dwells on the issues beset with a formation of ecologically pure produce in Tajikistan Republic. The definitions of some foreign scientists connected with the essence of the market of ecologically pure produce have been systematized; proceeding from this systematization, the authors of the article present their own interpretation of the notion "the market of ecologically pure produce". The essence of mutually connected categories is disclosed: ecological market, market of ecologically pure produce; necessity of ecologically pure produce market formation under the conditions of deepening globalization being well-grounded. Mutual connection and interaction of "sustainable development" conception and "ecologically pure produce market" notion are researched, a potential model of а formation of ecologically pure produce market is presented being preconditioned by specific peculiarities of Tajikistan Republic economy. The authors keep to the opinion that there are all necessary prerequisites for a formation of ecologically pure produce market; proceeding from this postulate, they substantiate a strategy of development in regard to this sector.
Начало ХХ1 века стало решающим периодом в становлении новых отношений в рыночной экономике, которые обусловлены вызовами глобализации и возникновением ряда проблем социально-экономического характера. Среди этих проблем самая важная связана с разрушением окружающей среды и экосистемы в мировом хозяйстве, в результате чего появились серьёзные проблемы, связанные с продовольственным сектором и загрязнением окружающей среды.
В этих условиях продовольственная безопасность любой страны, независимо от уровня её экономического развития, остаётся под угрозой. Возникло новое течение в обеспечении продовольственной безопасности - сокращение употребления ГМО-продук-ции населением и рост производства экологически чистых продуктов. В связи с этим были проведены и реализованы научные исследования, в которых доказывалось постепенное
уничтожение человеческого организма под воздействием употребления ГМО-продукции и загрязнения окружающей среды.
В экономической теории уже давно появилась концепция устойчивого развития, которая впервые была представлена и официально признана на Конференции в Рио-де-Жанейро (1992). [9] Согласно её официальному документу, который называется «Повестка дня на XXI век», эта концепция в основном имеет социальный характер и направлена на экологически сбалансированное решение социально-экономических задач, при котором рост благосостояния людей не вызывает ухудшения качества окружающей среды и деградации природных ресурсов [10, с. 38]. Исходя из этого, приобрело актуальный характер формирование и развитие рынка экологически чистой продукции.
В концепции устойчивого развития объединены несколько течений экономической теории, а именно: теория экономического развития, закон предельной полезности и убывающей отдачи, теория экономических систем и другие. Но в нашем понимании концепция устойчивого развития прежде всего является одним из ключевых ответов на вызовы глобализации. Идея «Наше общее будущее», которая была высказана на Конференции ООН, безусловно, может стать обоснованием такого подхода. При этом решение экологических проблем, прежде всего проблемы производства экологически чистых продуктов, является основой данной концепции, так как только при образовании и организации производства экологически чистой продукции появляется реальная возможность для снижения угрозы разрушения экосистемы и загрязнения окружающей среды.
Мы не ставим целью раскрытие сущности концепции устойчивого развития, но понятия «рынок экологически чистой продукции» или «экологически ориентированный товарный рынок» входят в систему концепции устойчивого развития. Взаимодействие рынка экологически чистой продукции с другими элементами (составляющими) концепции устойчивого развития можно наблюдать на рисунке 1.
Формирование рыночных отношений на основе концепции устойчивого развития является важным направлением последующего развития рыночной экономики в мире. Сразу отметим, что формирование подобной системы является сложным процессом, так как для него всё ещё отсутствуют все необходимые предпосылки как в институциональном, так и в инфраструктурном и социальном плане.
Практика внедрения концепции устойчивого развития показывает, что в нынешних условиях понятие «рынок» в этом направлении попросту отсутствует. Мы считаем, что формирование рынка, функционирующего по принципам этой концепции, ускорило бы процесс внедрения этой концепции.
С экономической точки зрения, важной составляющей концепции устойчивого развития является сохранение капитала и его передача следующим поколениям в достаточном объёме. Понятие «капитал» здесь имеет широкое значение. Какой вид капитала необходимо сохранять и в каком объёме нужно передать его следующим поколениям, наука пока объяснить не может. В нашем случае это в основном касается природных ресурсов и человеческого капитала.
Выделяя чистоту воздуха, воды и свойств орошаемых земель как отдельные составляющие устойчивого развития, надо отметить, что концепция устойчивого развития не является течением различных эколого-экономических концепций, которые в литературе
называют экотопией. Суть этих концепций состоит в ограничительном характере экономического развития или является прямым отказом от научно-технического прогресса. Мы согласны, что сохранение биоразнообразия, возврат природе её естественного характера и использование простых технологий имеют существенное значение в эколого-экономическом развитии. Но здесь, как отмечает русский учёный С.В. Бобылев [3], резкий переход к экологизации производства попросту приведёт к разрушению мировой экономической системы, т.е. встанет угроза голода, кризисов, дестабилизации различных сегментов мирового рынка.
Рис. 1. Взаимодействие составляющих концепции устойчивого развития в системе
рыночных отношений Решением проблемы более быстрого внедрения концепции устойчивого развития и формирования рыночных отношений, основанных на принципах этой концепции,
выступает рост инвестиций в экологизацию производства в национальной экономике. Однако, к сожалению, данный вопрос всё-таки остаётся открытым, так как инвестиции, которые реализуются в рамках любого хозяйства, носят чисто предпринимательский характер. Преследуя цель получения более высокой прибыли, никакой инвестор никогда не задумывается об экологических стандартах. Наоборот, в большинстве случаев, в целях сокращения производственных издержек, инвесторы ищут более низкие экологические стандарты. А национальная экономика, которая нуждается в зарубежных инвестициях, может устанавливать низкие экологические стандарты производства.
В условиях урбанизации, т.е. в нашем случае, имеет смысл сокращение отходов и выбросов в природу, параллельно с этим речь идёт об обработке и уничтожении вредных отходов с помощью специальных технологий. С другой стороны, урбанизация может эффективно повлиять на развитие рыночных отношений, основанных на экологических принципах, так как через это можно образовать города и населённые пункты с чистой экологией.
Таким образом, рыночные отношения, основанные на принципах концепции устойчивого развития, непосредственно приводят к формированию рынка экологически чистой продукции. Только сначала нужно создать в национальной экономике условия и предпосылки для развития данного сектора рынка.
В современных условиях рынок экологически чистой продукции широко исследуется многими учёными из различных стран мира. При этом исследователи различным образом определяют понятие «рынок экологически чистой продукции». В целях уточнения нашей позиции обратимся к научной литературе и предпримем попытку обоснования авторской трактовки данной категории. В дальнейшем это послужит для обоснования модели рынка экологически чистой продукции, приемлемой для экономики современного Таджикистана.
Сегодня широко проводятся дискуссии о формировании рыночных отношений во всех секторах экономики Республики Таджикистан, в том числе - в экологическом секторе. Необходимо отметить, что понятие «экологический рынок» для нашей страны является новым явлением, так как не все знакомы с вопросом о сущности рыночных отношений в этом секторе.
Если более подробно проанализировать сущность экологического рынка, то, как отмечает российский учёный Н.Н. Новосёлова, видно, что он является составной частью «большого рынка», который в свою очередь представлен рынками труда, капитала, средств производства и т.д. При этом экологический рынок тем или иным образом представлен в каждом из них [8, с. 250]. При формировании экологического рынка все его сферы должны обладать свойством экологичности, так как без этой специфики невозможно представить само существование этого рынка. С этой позиции автор вполне прав.
Но, на наш взгляд, экологический рынок на этапе формирования должен обладать характером автономии и при этом должны устанавливаться точные взаимосвязи с другими сферами рынка или рыночных отношений.
Аналогичным образом экологический рынок определяет и Е.В. Баландин. С его позиции рынок экологических товаров и услуг трактуется как сегмент рынка конечных благ и одновременно как сегмент экологического рынка, объектами которого выступают факторы
производства, сертифицированные в соответствии с экологическими нормами, и экологические товары личного потребления. [2, с. 12]
В этом определении понятия «экологический рынок» и «рынок экологических товаров и услуг» отождествляются, и на наш взгляд, это должно быть именно так. Потому что «экологический рынок» - понятие более широкое и общее, а рынок экологических товаров и услуг, а конкретно в нашем случае - «рынок экологически чистой продукции» является подсистемой экологического рынка. Но следует подчеркнуть, что в системе экологического рынка рынок экологически чистой продукции составляет его ядро, так как благодаря этому рынку формируются и проявляются другие сферы экологического рынка.
По мнению российских учёных Д.Г. Вержицкого и С.Н. Часовнокова, экологический рынок представляет собой механизм, обеспечивающий обращение объектов интеллектуальной собственности, товаров, услуг экологизационного назначения, а также прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей. [4] В данном определении, по сравнению с предыдущим, конкретно указывается объект экологического рынка. Но появляются сомнения насчёт прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей, так как данный вопрос решается государством и во многих случаях государство устанавливает такое право относительно других субъектов. Обладание государством монопольной спецификой может оказывать влияние на саму сущность рынка.
По мнению видного советского учёного-эколога Н.Ф. Реймерса, экологический рынок - это подчинённая законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируются спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения.[11] Данное определение более близко к экономической сущности экологического рынка. Действительно, экологический рынок должен функционировать по общим законам рынка. В условиях более развитой рыночной экономики такая форма экологического рынка является более пригодной, а для таких стран, как Республика Таджикистан, где рыночные отношения пока слабо развиты, и особенно в аграрном секторе, на который мы ориентируемся для обоснования модели рынка экологически чистой продукции, может быть непригодной.
Более полное толкование экологического рынка даёт В. С. Кабанцева. Она предлагает следующее определение экологического рынка: экологический рынок - это совокупность субъектов рыночных отношений, занимающихся непосредственным производством и реализацией продуктов и услуг экологического и природоохранного толка, обеспечением экологичности технологических процессов в различных отраслях, контролем и надзором за ними, а также объектами рынка, которые могут выступать в нескольких формах. [6, с. 375] Действительно, объекты рынка выступают в самых разных формах, но вопрос об обеспечении экологичности технологических процессов и об установлении надзора и контроля за ними становится сложной задачей, и поэтому экологический рынок имеет регулируемый характер.
Принимая во внимание приведённые выше мнения учёных, мы даём следующий вариант определения рынка экологически чистой продукции. На наш взгляд, рынок экологически чистой продукции представляет собой сегмент рынка, на который получают доступ специфические субъекты рынка, и на нём на основе законов рынка происходит обращение специфических объектов (товаров и услуг эгологического характера), и в
условиях современной экономики он выступает в виде технологически замкнутой системы, которая, являясь открытой, создаёт необходимые условия для повышения эффективности национальной экономики.
Наша позиция обосновывается различными обстоятельствами, к которым относятся следующие. Во-первых, рынок экологически чистой продукции в Республике Таджикистан пока не является официально сформированным, поэтому он носит неорганизованный характер также и из-за переходного характера экономики республики. В этих условиях важнейшим направлением дальнейшего развития рынка экологически чистой продукции становится создание необходимых институтов и инфраструктуры.
Во-вторых, рынок экологически чистой продукции, выступая сегментом национального рынка, пока не имеет общей взаимосвязи и взаимодействия с другими сегментами рынка. На наш взгляд, на начальном этапе становления данный сегмент национального рынка должен иметь технологически замкнутый характер, и доступ к нему должны получать специальные субъекты рынка, которые признаются способными производить экологически чистую продукцию. Здесь возникает вопрос о сертификации, которым должны заниматься и занимаются международные институты. Только после получения документа подтверждающего характера, субъекты получают доступ к рынку экологически чистых товаров. Исходя из этого, данный рынок в Республике Таджикистан должен носить регулирующий характер и в нём главным субъектом выступает государство в качестве и производителя и регулятора.
В-третьих, формирование рынка экологически чистых товаров является крайне необходимым для Республики Таджикистан. Потому что данный сегмент рынка в дальнейшем выступает фактором, обеспечивающим конкурентоспособность национальной экономики, и непосредственно приводит к повышению эффективности её функционирования. Природно-климатические условия, наличие факторов производства, необходимых для производства экологически чистых товаров, безусловно, выступают предпосылками для развития экологического рынка.
Таким образом, рынок экологически чистой продукции становится важным направлением развития экономики Республики Таджикистан, и важнейшей задачей государства в этом направлении является создание условий для развития данного сектора. Но здесь имеются некоторые нюансы, связанные со становлением рыночных отношений на основе принципов устойчивого развития. На этих преградах остановимся более подробно.
Во-первых, каждый субъект рынка, вступая в хозяйственные отношения, преследует собственные интересы, и такие его действия не в полной мере связаны с успешным функционированием национальной экономики. Поэтому механизм рынка, какой он есть, должен существовать и в секторе экологического производства. Т.е., он должен создавать условия для осмысления и взаимосвязи принимаемых решений с факторами рынка, к которым относятся система цен, конкуренция, спрос и предложение.
Во-вторых, должны устанавливаться связи, которые выступают основой реализации экологически чистых товаров. В современных условиях экономики Таджикистана такие связи полностью отсутствуют. Исходя из этого, считаем, что одной из важных задач при формировании рынка экологически чистой продукции является создание сети реализации продукции. Важно, чтобы данная сеть включала бы международные рамки. Именно рынки
промышленно развитых стран обладают высоким спросом на экологические товары, что определяет стратегию рынка экологически чистых товаров в Республике Таджикистан.
В-третьих, рынок представляет собой сложную социально-экономическую систему. Несогласованность или отсутствие хотя бы одного из его элементов (инфраструктуры, оптовой торговли и т.д.) приводит к снижению эффективности хозяйствования. Следовательно, рынок, выступая движущей силой национального хозяйства, влияет на ход развития событий через свои основные законы. Параллельно на функционирование рынка оказывают влияние все условия и факторы окружающей среды. В меняющихся условиях экономической, правовой, демографической, социо-культурной, природно-климатической и научно-технической среды рынок экологически чистой продукции должен своевременно реагировать на эти условия. Поэтому данный сегмент национального рынка приобретает отраслевой характер, что мы отражаем в нашей авторской трактовке.
Кроме того, при формировании рынка экологически чистых товаров и услуг существуют проблемы, связанные с реализацией продукции. Исходя из существующих проблем рынка экологически чистой продукции, группа российских исследователей предлагает внедрение системы стратегических целей, направленных на решение выявленных проблем, связанных с созданием отечественного рынка экологически чистых продуктов: а) увеличение потребительской базы; б) разработка и увеличение производственной базы; в) создание и корректировка нормативной базы. [7] Следует учесть эти факторы при формировании рынка экологически чистой продукции в Республике Таджикистан, так как у нас пока не осуществлены меры, связанные с созданием таких условий.
По утверждению Н.Н. Воробьёвой и А.Н. Потаповой, рынок экологически чистой сельскохозяйственной продукции ориентирован, прежде всего, на обеспеченную часть населения, так как возможности для расширения рынка экологически чистой сельскохозяйственной продукции зависят от повышения платёжеспособного спроса населения. [5] Действительно, данный фактор в значительной мере определяет развитие рынка экологически чистой продукции, и в настоящий момент спрос на экологически чистую продукцию из-за низкого уровня доходов населения остаётся открытым.
Согласно приведённым исследованиям отечественного учёного Д.Д. Бабаджанова, в Республике Таджикистан имеется определённый потенциал в плане потребления экологически чистой продукции. Результаты опроса, проведённого Д.Д. Бабаджановым, показали, что из 2 855 покупателей сельскохозяйственной продукции в городах Хотлонской и Согдийской областей и в столичном Душанбе, 5,6 % (160 человек) высказали мнение о готовности приобрести экологически чистую продукцию и платить за неё высокие цены. По мнению учёного, именно эта группа является первоначальной нишей для формирования в городах республики рынков органической продукции. [1, с.24]
В современных условиях, исходя из усиления социально-гуманитарной направленности задач экологического рынка, в его основу необходимо ввести конъюнктурообразующие факторы: социальные, демографические, политические, юридические и естественнонаучные параметры. Они выступают относительно новыми конъюнктурообразующими факторами и, соответственно, требуют философско-мировоззренческого осмысления. Например, использование современных наукоёмких
технологий меняет взаимодействие в группе факторов предложения и осмысления процесса поддержания жизни на Земле - спроса. При этом обе группы факторов являются взаимосвязанными.
На наш взгляд, рынок экологически чистой продукции должен функционировать в составе агропродовольственного сектора экономики, который включает сельское хозяйство, пищевую промышленность, производство и инфраструктуру рынка. Согласно задачам данного сектора экономики, рынок экологически чистой продукции в республике будет содействовать решению трёх взаимосвязанных задач: обеспечению продовольственной безопасности, занятости населения и охране окружающей среды.
Последнее, на чём хотелось бы остановиться, - это преобладание регионального характера рынка экологически чистых товаров. Опыт зарубежных стран показывает, что организация производства экологически чистых товаров и услуг осуществляется на отдельных территориях, отделённых от территорий, на которых используются традиционные технологии. Поэтому и в Республике Таджикистан формирование рынка экологически чистой продукции должно ориентироваться на этот фактор. В стране имеются территории, на которых можно организовать производство экологически чистой продукции, поэтому должны создаваться экотерритории. С одной стороны, такие территории будут непосредственно содействовать внедрению концепции устойчивого развития в республике, а с другой, - оказывать позитивное влияние на развитие туризма, особенно экотуризма, что является стратегическим направлением развития национальной экономики Республики Таджикистан.
Список использованной литературы:
1. Бабаджанов Д.Д. Перспективы формирования и развития органического сектора сельского хозяйства Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 2010. - 276 с.
2. Баландин Е.В. Развитие рынка экологически чистых товаров и услуг в современной России: автореф. дисс... канд. экон. наук/08.00.01. - Казань, 2015. - 24 с.
3. Бобылев С.В. Экологизация экономического развития. - М., 1993. - 304 с.
4. Вержицкий Д.Г., Часовноков С.Н. Формирование понятия «экологический рынок» и его роль в современных условиях // Вестник Кемеровского государственного университета, 2012. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ponyatiya-ekologicheskiy-rynok-i-ego-rol-v-sovremennyh-usloviyah. (Дата обращения: 15.06.2018).
5. Воробьёва Н.Н., Потапова А.Н. Формирование и расширение рынка экологически чистой сельскохозяйственной продукции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. https://cyberleninka.ru/article/vformirovanie-i-rasshirenie-rynka-ekologicheski-chistoy-selskohozyaystvennoy-produktsii. (Дата обращения: 18.06.2018).
6. Кабанцева В.С. Экономические аспекты формирования рынка экологического страхования. //Вестник СГТУ. - 2011. №4 (60). - С.374-379.
7. Мохначев С.А., Шумкова Т.Н., Шумков Н.В. Региональные особенности формирования отечественного рынка экологически чистых продуктов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6/ URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17025. (Дата обращения: 13.07.2018).
8. Новосёлова Н.Н. Повышение эффективности функционирования и развития региональных экономик на базе имеющихся ресурсов и потенциалов с учётом возможных действий факторов внешней и внутренней среды // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.-2012. - №3(2). - С. 250-254.
9. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учебник для вузов. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 488 с.
10.Пустохина Н.Г., Валиев В.Н. Концепция устойчивого развития: основные положения // Известия Уральского горного университета. - 2015. - №2. - С. 37-41.
11.Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М. : Мысль, 1990. - 637 с.
Reference Literature:
1. Babadjanov D. D. Perspectives of Formation and Development in Reference to the Organic Sector of Tajikistan Agriculture. - Dushanbe: Cognition, 2010. - 276 pp.
2. Balandin Ye. V. Development of the Market of ecologically Pure Goods and Services in Contemporary Russia: synopsis of candidate dissertation in economics // 08. 00. 01. - Kazan, 2015. - 24 pp
3. Babylyov S. V. Ecologization of Economy Development. - M., 1993. - 304 pp.
4. Verzhitsky D. G., Chasovnokov S. N. Formation of "Ecological Market" Notion and its Role under Contemporary Conditions // Bulletin of Kemorovo State University, 2012. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ponyatiya-ekologicheskiy-rynok-i-ego-rol-v-sovremennyh-usloviyah. (Date of request: 13.07.2018)
5. Vorobyova N. N., Potapova A. N. Formation and Enlargement of the Market of ecologically Pure Agricultural Produce // Bulletin of Adygheya State University. Series 5: Economics. https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-i-rasshirenie-rynka-ekologicheski-chistoy-selskohozyaystvennoy-produktsii. (Date of request: 13.07.2018).
6. Kabantseva V. S. Economy Aspects of Ecology Insurance Market Formation // Buletin of SGTU. 2011, N4 (60). - pp. 374 - 379
7. Mokhnachyov S. A., Shumkova T. N., Shumkov N. V. Regional Peculiarities of a Formation of ecologically Pure Produce Market // Contemporary Problems of Science and Education. -2014, N6 // URL://science-education.ru/ru/article/view?id=17025 (Date of request: 13.07.2018)
8. Novosyolova N. N. Elevation of Effectiveness of Regional Economies Functioning and Development on the Basis of Available Resources and Potentials with Possible Actions of the Factors of External and Internal Environment Being Taken into Account // Economics, Statistics and Informatics. UMO Bulletin. - 2012, N3 (2). - pp 250-254.
9. Pakhomova N., Richter K. K. Economy of Nature Utilization and Ecological Management: manual for higher-schools. - SPB: Saint-Petersburg University publishing-house, 1999. - 488 pp.
10. Pustokhina N. G., Valiyev V. N. Conception of Sustainable Development: Basic Provisions // Tidings of Ural Mining University. - 2015, N2. - pp. 37-41
11. Reymers N. F. Nature Utilization: reference-dictionary. -M. : Thought, 1990. - 637pp.