Список использованной литературы:
1. Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.
2. Бойко Мария Азы экономики. Учебник. М.: Книга по Требованию. 2015. 472 с.
3. Борисов Е.Ф., Петров А. А., Березкина Т.Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
4. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
5. Глухов В., Балашова Е. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях. СПб.: Питер. 2012. 272 с.
© Пирлиева С., Аннамяммедов А., 2023
Хангельдиев Мекан,
преподаватель;
Аннамырадова Шемшат, студентка;
Башимова Ширин,
студентка.
Туркменский государственный институт экономики и управления.
Ашхабад, Туркменистан.
РЫНОК, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ
Аннотация
Совокупность экономических отношений, образующихся при купле-продаже товаров, называется рынком. Рынок как экономическая категория относится к обмену товаров и денег. Товары и деньги являются сторонами рыночных отношений. Современный рынок следует отличать от рынка эпохи свободной конкуренции. Рынок, выступающий в роли единственного автономного регулятора производства, называется свободным рынком. Этот рынок не ограничен внешними силами, он не регулируется государством или частными лицами.
Ключевые слова: Рынок, экономика, товар, торговля, управление.
Annotation
The set of economic relations formed during the sale and purchase of goods is called the market. The market as an economic category refers to the exchange of goods and money. Goods and money are parties to market relations. The modern market should be distinguished from the market of the era of free competition. The market acting as the sole autonomous regulator of production is called the free market. This market is not limited by external forces, it is not regulated by the state or private individuals.
Key words:
Market, economy, goods, trade, management.
Совокупность экономических отношений, образующихся при купле-продаже товаров,
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
называется рынком. Рынок как экономическая категория относится к обмену товаров и денег. Товары и деньги являются сторонами рыночных отношений.
Современный рынок следует отличать от рынка эпохи свободной конкуренции. Рынок, выступающий в роли единственного автономного регулятора производства, называется свободным рынком. Этот рынок не ограничен внешними силами, он не регулируется государством или частными лицами. Здесь экономическая жизнь регулируется только рынком. Только рынок определяет, что производить, как и для кого. Этот рынок был рынком свободной конкуренции и свободного ценообразования. Сейчас этого рынка нет ни в одной стране.
Современная рыночная экономика регулируется государством. Однако в развитых странах рынок не теряет своего содержания и энергии, и рынок останется рынком. Государственное регулирование экономики помогает рынку, прибавляет его внутренней мощи, усиливает его положительные стороны. Рыночная экономика имеет и серьезные недостатки.
Во-первых, способность рынка сохранять невозобновляемые ресурсы, защищать окружающую среду и улучшать здоровье людей низка.
Во-вторых, рынок основан на удовлетворении спроса того, кто платит, но безразличен к развитию услуг и производству жизненно необходимых и массовых товаров. Например, рынок не уделяет должного внимания развитию дорог, образования, общественного транспорта, здравоохранения, науки.
В-третьих, в рыночных условиях предложение рабочей силы становится нестабильным, оставляя возможность безработицы. Каждый решает проблему трудоустройства и заработка самостоятельно. Сохраняется возможность экономического разделения общества на «бедные» и «богатые» слои.
В-четвертых, постоянные колебания рыночной конъюнктуры могут привести к перепроизводству или дефициту товаров, спаду производства, обесцениванию денег и массовой безработице. Но эти рыночные несовершенства могут быть уменьшены или полностью устранены с помощью государственного регулирования.
Содержание рынка оказывается более полным и качественным, чем функции, которые он выполняет. В прошлом рынок обеспечивал экономическую связь между производством и потреблением, между разными домохозяйствами. Покупая или не покупая продукт, потребитель «голосует» своими деньгами, производить его или нет. Но возможность потребителя влиять на производство возможна, если он может выбрать и купить на рынке нужный ему товар. Если товаров мало и спрос на них не удовлетворен, то связь между производством и потреблением будет искажена и нарушена.
Вторая функция рынка заключается в обеспечении общественного признания товаров и труда, задействованного в их производстве. Эту задачу рынок может выполнить в случае достаточного производства товаров, при наличии конкуренции. Взаимоотношения между частями экономики формируются через рынок. Это тоже одна из функций, которые он выполняет. Следует подчеркнуть стимулирующую функцию рынка. Рыночные отношения влияют на воспринимаемую ценность товаров, их качество и удовлетворение потребностей людей в товарах посредством конкуренции. Эту функцию он выполняет через цены.
Чтобы рынок функционировал, необходимо несколько условий, чтобы он мог выполнять свои функции. Среди них следующие.
1. Для того чтобы заработал здоровый, реальный рынок, прежде всего, необходимо перейти к диверсифицированной, многоуровневой, смешанной экономике собственности. Сегодняшний рынок
не может выжить без разнообразия в управлении. Только его существование, равное развитие различных форм собственности создает необходимые экономические условия для рынка.
2. Экономическая свобода — второе необходимое условие рыночной экономики. Экономическая свобода означает, что каждый человек имеет право в рамках закона организовать собственное дело, используя свои способности, участвовать в общественном производстве в выбранной им сфере, заниматься производством товаров или быть посредником между производством и потребление. Экономическая свобода будет включать в себя право каждого продавать свою продукцию по любой цене. Также необходимо предоставить права собственности и предпринимательства каждому хозяйствующему субъекту для организации собственного дела. Должны быть созданы условия, чтобы они действовали одинаково. В целях обеспечения экономической свободы нельзя ограничивать виды и масштабы хозяйственной деятельности предприятий и граждан. Однако в рыночных экономических условиях свобода предпринимателя не является безграничной свободой. Его свобода ограничена существующими законами. Фермер должен соблюдать принятые правила и нормы ведения хозяйства. Свобода рынка напрямую связана с ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика пробуждает в предпринимателе чувство ответственности, потому что он может потерять свои деньги, имущество, работу.
3. Одним из важных условий функционирования рынка является открытость экономики страны, превращение национального рынка в составную часть мирового рынка. Это означает, что предприятия имеют право на осуществление внешнеэкономических связей на определенных условиях. Это также означает возможность для иностранных компаний выступать не только продавцами, но и владельцами бизнеса на внутреннем рынке страны.
4. Для нормального функционирования рыночной экономики необходима и конкуренция, т.е. взаимная борьба производителей товаров за покупателей. Рынок не может функционировать без конкуренции. Конкуренция необходима для предотвращения фрагментации рынка.
В отсутствие конкуренции производители (продавцы) «доминируют» над потребителями. Покупателям придется покупать все, что им предлагают. Поэтому они будут лишены возможности влиять на производство.
В реальных рыночных отношениях доминирующее положение на рынке принадлежит покупателям. Тогда продавец (покупатель) не ищет покупателя, наоборот, продавец ищет покупателя. Продавцы конкурируют за покупателей. Производители стремятся производить товары, которые удовлетворяют потребности потребителей и обеспечивают множество преимуществ. Покупатель «владеет» продавцом, продавец должен угождать покупателю и хорошо его обслуживать. Здесь производят только товарный товар. Только в этом случае рынок сможет полноценно выполнять свои функции.
Список использованной литературы:
1. Сопыев А., Альтыев М., Дурдыев Г., Сопыев К. Экономическая теория. Учебное пособие для высших учебных заведений. -А.: Туркменская государственная издательская служба, 2010.
2. Тайхаров Б., Гаджигурбанов Х. Деньги, кредит и банки. Тестовый учебник для вузов. - А.: Туркменская государственная издательская служба, 2009.
3. Финанс. Учебное пособие для высших учебных заведений. -А.: Туркменская государственная издательская служба, 2011.
©Хангельдиев М., Аннамырадова Ш., Башимова Ш., 2023