Научная статья на тему 'Проблемы эффективности розничной торговли на примере рынка лекарств'

Проблемы эффективности розничной торговли на примере рынка лекарств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ ТОВАРА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРИБЫЛЬ / ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА / ИЗДЕРЖКИ ТОРГОВЛИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / СОЧЕТАНИЕ РЫНОЧНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / PRODUCT AVAILABILITY / MARKET ECONOMY / PROFIT / TRADING MARGIN / TRADING LOSSES / RETURN ON SALES / PROBLEMS OF EFFICIENCY OF RETAIL TRADE / THE COMBINATION OF MARKET AND STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожников Г.Н.

Социально-экономическая ситуация в обществе в значительной степени определяется доступностью товаров на рынке розничной торговли. Чем ниже цена, тем товар доступнее. Но целью деятельности на рынке является получение прибыли, а это стимулирует повышение цены. Сторонники рыночных отношений полагают, что рынок согласовывает интересы продавца и покупателя. Но практика показывает, что сбалансировать противоположные интересы в ряде случаев без участия государства невозможно. В статье на примере розничной торговли лекарствами показано, что у обеих сторон рыночных отношений продавца и покупателя возникают проблемы: один постоянно находится под угрозой разорения и, чтобы выжить, вынужден повышать цены, а другой несет необоснованные затраты, покупая товар по завышенным ценам. Торговля лекарствами выбрана в качестве примера потому, что спрос на лекарства из-за специфики товара меньше зависит от платежеспособного спроса населения. А значит, здесь проще показать, что регулирование рыночных отношений естественным путем не может быть достаточно эффективным. Следует отказаться от стереотипов: или только рыночные методы, или только государственное регулирование; должно существовать научно обоснованное сочетание этих двух форм экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETAILING EFFICIENCY’S PROBLEMS ON THE EXAMPLE OF PHARMACEUTICAL MARKET

Social and economic situation in the society is greatly defined by availability of goods at a retailing market. Goods ’ availability can be improved by reducing prices, but the main goal of any market is profit, and it promotes growth of prices. Supporters of market relations assume that market balances interests of sellers and buyers, but experience shows that balancing of opposite interests, in some cases, is impossible without a state. In the article, on the example of pharmaceutical market retailing, it is shown that both sides of market relations have problems; one side is under threat to be a bankrupt, and in order to keep head above the water they rise prices; the other side spend money buying goods for high prices. Pharmaceutical retailing is chosen because demand for medications, because of the product’s specificity, is less dependent on customers ’solvency; in this case it is easier to show that market relations ’ regulation can not be efficient enough by natural method. It is necessary to refuse stereotypes: only market methods or only state regulation; it must be scientifically substantiated combination of these two forms of economic relations.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности розничной торговли на примере рынка лекарств»

Г.Н. Сапожников, канд. техн. наук, доцент, кафедра экономики, Уральский технический институт связи и информатики (филиал), Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Екатеринбург, Россия, sgn1941@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ЛЕКАРСТВ

Социально-экономическая ситуация в обществе в значительной степени определяется доступностью товаров на рынке розничной торговли. Чем ниже цена, тем товар доступнее. Но целью деятельности на рынке является получение прибыли, а это стимулирует повышение цены. Сторонники рыночных отношений полагают, что рынок согласовывает интересы продавца и покупателя. Но практика показывает, что сбалансировать противоположные интересы в ряде случаев без участия государства невозможно. В статье на примере розничной торговли лекарствами показано, что у обеих сторон рыночных отношений - продавца и покупателя - возникают проблемы: один постоянно находится под угрозой разорения и, чтобы выжить, вынужден повышать цены, а другой несет необоснованные затраты, покупая товар по завышенным ценам. Торговля лекарствами выбрана в качестве примера потому, что спрос на лекарства из-за специфики товара меньше зависит от платежеспособного спроса населения. А значит, здесь проще показать, что регулирование рыночных отношений естественным путем не может быть достаточно эффективным. Следует отказаться от стереотипов: или только рыночные методы, или только государственное регулирование; должно существовать научно обоснованное сочетание этих двух форм экономических отношений.

Ключевые слова: доступность товара, рыночная экономика, прибыль, торговая наценка, издержки торговли, рентабельность продаж, проблемы эффективности розничной торговли, сочетание рыночного и государственного регулирования.

Социально-экономическая ситуация в обществе в значительной степени определяется доступностью товаров на рынке розничной торговли, поскольку это непосредственно касается всего населения. Доступность товара при существующих доходах повышается при снижении его цены. Но критерием эффективности торговли является прибыль, а она стимулирует повышение цены товара. То есть интересы государства, которые заключаются в стабилизации социально-экономической ситуации, и торговли, целью которой является прибыль, противоположны. Баланс интересов в условиях рыночной экономики обеспечивается

экономическими методами, однако эти методы имеют недостатки, устранение которых требует участия государства.

В статье исследованы некоторые проблемы эффективности розничной торговли в условиях рыночной экономики на примере рынка лекарств. В общем случае прибыль торговли является функцией цены товара и объема продаж. Действие этих параметров разнонаправленно: увеличение цены ведет к снижению объемов реализации продукции и наоборот. Но на рынке лекарств объем продаж меньше, чем для других товаров, зависит от платежеспособности населения; он в большей степени определяется состоя-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

нием здоровья людей: на лекарствах экономят в последнюю очередь. Поэтому аптеки повышают цены, не особо рискуя потерять объемы продаж.

Чтобы не допустить чрезмерного роста цен и сохранить доступность лекарств, государство пытается законодательно ограничивать цены на лекарства и торговую наценку на них. Но аптеки постоянно требуют смягчения ограничительных мер, пытаясь доказать, что цены на лекарства не обеспечивают рентабельность их деятельности. Поэтому государство ограничивает цены производителя и наценки в розничной сети только на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Борьба, фактически, сводится к расширению или сокращению списка этих лекарств.

Рентабельность торговли зависит не только от объемов продаж, цены продаваемых товаров и торговых наценок на них, но и от издержек на торговую деятельность. На локальной территории, например, в пределах крупного мегаполиса, численность населения со временем меняется мало, поэтому количество покупателей также практически неизменно. Таким образом, при достигнутом сейчас достаточно полном обеспечении потребностей в лекарственных препаратах объем продаж со временем не меняется и при фактически фиксированной наценке доход торговли становится величиной посто-

янной. Но это по крупному населенному пункту в целом, а внутри его конкуренция между торговыми объектами заставляет их владельцев создавать дополнительные торговые точки, чтобы перехватить покупателей у конкурентов. Однако увеличение торговых площадей вследствие роста числа мест торговли ведет к росту суммарных затрат на аренду помещений, на коммунальные услуги, на содержание персонала. Причем этот рост не способствует наращиванию объема продаж, он только увеличивает общие издержки торговой сети на данной территории.

На рисунке показана зависимость рентабельности торговли от торговой площади, которая фактически является интегральным показателем затрат.

График показывает: доходы от торговли лекарствами в пределах крупного населенного пункта, начиная с достижения уровня достаточно полного удовлетворения потребностей, не зависят от торговой площади (на графике это горизонтальная линия). Но рост затрат прямо пропорционален торговой площади (на рисунке он обозначен наклонной линией). Пересечение горизонтальной линии доходов и наклонной, характеризующей рост затрат, образует точку безубыточности, то есть предел рентабельности, после которого торговля становится убыточной.

Предприятия торговли стремятся расширить зону рентабельности. Для этого

Затраты

Доходы

Эксплуатационные затраты

Доход

Зона рентабельности

Точка

безубыточности

Торговая площадь

Зависимость рентабельности торговли от торговой площади

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

предпринимаются меры по снижению затрат шим, чем старые, набором побочных свойств.

и росту доходов. Одной из таких мер и явля- Но эти доказательства сомнительны, тем бо-

ется повышение цен на лекарственные сред- лее что постоянно возникают скандалы с вы-

ства, удаление из ассортимента дешевых пуском в реализацию новых препаратов, не-

лекарств, так как при одинаковой процентной наценке надбавка на дорогие препараты оказывается в абсолютном размере во много раз больше. А при одновременной продаже дорогих и дешевых лекарственных средств одинакового спектра действия дорогие продаваться, конечно, не будут. Вымывание дешевых лекарств иногда связывают с нежеланием производителей выпускать такие лекарства. На самом деле производители ориентируются на торговлю: они производят только то, что возьмет торговля, а торговля предпочитает дорогие препараты - по большей части, импортные. Доля проданных отечественных препаратов в 2015 году в целом составила в натуральном выражении 49,7%, а в денежном - 27,2%. В сегменте ЖНВЛП средняя цена упаковки отечественных препаратов была около 68 рублей, а импортных - 180 рублей1. То есть торговля для повышения своей рентабельности ориентируется на дорогие импортные препараты, помогая этим в конкурентной борьбе иностранным производителям и препятствуя импортозамещению. Тем не менее, эти меры, обеспечивающие рост доходов и снижение затрат (штриховые линии на графике), только временно смещают точку безубыточности вправо и вскоре торговля снова становится убыточной.

Таким образом, при неограниченном росте торговых площадей продавец закономерно рискует оказаться в зоне отрицательной рентабельности и разориться, а покупатель вынужден покупать более дорогой товар, хотя он знает, что есть лекарственные средства аналогичного действия гораздо дешевле, но их нет в торговле из-за низкой рентабельности продаж. То есть стихийная торговля не выгодна ни продавцу, ни покупателю. Аптечная торговля пытается оправдать замену проверенных дешевых препаратов дорогими

На рынке лекарств объем продаж меньше, чем для других товаров, зависит от платежеспособности населения; он в большей степени определяется состоянием здоровья людей: на лекарствах экономят в последнюю очередь.

гативные последствия применения которых многократно превышают их пользу.2

Описанная ситуация с аптеками полностью относится ко всей розничной торговле. Тем более что в российских аптеках она организуется в соответствии с общими правилами маркетинга - как в обычном торговом центре: чтобы привлечь внимание покупателя, производится специальная выкладка товаров, лекарства рекламируются всеми способами, в том числе в средствах массовой информации, как любой другой товар. Продажа лекарств практически никак не регламентируется ни медициной, ни законодательно (кроме продажи сильнодействующих препаратов и ограничения цен на ЖНВЛП), что имеет негативные последствия для здоровья населения из-за склонности граждан к самолечению.

Продажа лекарств - сравнительно небольшая часть розничной торговли, но и этот пример показывает, что регулирующие возможности рынка весьма ограниченны и однозначная ориентация на рыночные регуляторы приводит к возникновению проблем как у продавца, так и у покупателя. Этот вывод относится не только к торговле лекарствами, но и ко всей розничной торговле товарами массового спроса.3 Предел на торговую наценку при отсутствии дефицита товаров, даже если нет законодательных ограничений, накладывает покупательная способность населения. Поэтому крупные торговые предприятия, торговые сети в ряде случаев пытаются ограничить конкурентов неэкономическими методами, используя свои лоббистские возможности.

Проведенный анализ путей поиска баланса интересов частного бизнеса, целью которого является прибыль, и государства, защищающего интересы населения, показал, что решение проблем розничной торговли

тем, что новые лекарства обладают мень- товарами повседневного спроса, и не только

т

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

в аптеках, невозможно без административного регулирования. Применение подобных мер очень ответственное дело, потому что надо сбалансировать противоположные интересы двух сторон рыночных отношений. Чрезмерная «зарегулированность» (вспомним Советский Союз) так же вредит экономике, как и отсутствие регуляторов. При социализме была законодательно запрещена предпринимательская деятельность, сейчас ситуация поменялась на противоположную - постоянно сужается регулирующая роль государства. По мнению автора, необходимо вместо перехода от одной крайности к другой искать оптимальное сочетание двух возможных вариантов.4 Пример Советского Союза не должен заставить нас отказаться от регуляторов там, где это необходимо. О целесообразности государственных методов регулирования рыночной экономики говорят и многие западные специалисты в этой области. Так, на опыте выхода из Великой депрессии в США в 1929-1932 годах крупнейший ученый и практик рыночных отношений Д. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономи-ки5. И эти идеи продолжают успешно развиваться6. Объективную обоснованность «конвергенции» капиталистической и социалистической систем в экономике, иначе говоря, сочетания рыночной и плановой экономики, установил в 1961 году другой выдающийся экономист - Д. Гэлбрейт.7

Таким образом, обеспечение сочетания интересов сторон в розничной торговле кроме экономических, так называемых рыночных, методов должно дополняться административными. Действенный способ регулирования в торговле с целью обеспечения интересов продавца и покупателя может заключаться в реализации научно обоснованных рекомендаций по оптимизации размещения торговых предприятий с учетом плотности и состава населения в разных районах крупного населенного пункта, когда речь идет о мегаполисе. Рекомендации могут касаться и стимулирования увеличения доли продукции отечественного производства. Такие меры будут способствовать повышению рентабельности торговли, а рост цен не станет критически необходимым для поддержания живучести предприятия. Поэтому аргументация в пользу роста цен на лекарства по причине низкой рентабельности утратит обоснованность. Прибыль собственника при этом в большей степени будет определяться эффективностью применяемых им методов управления на своем предприятии, а не объективной тенденцией, порождаемой рыночной стихией. Для реализации этих предложений не нужно создавать дополнительные структуры - в каждом регионе РФ и в крупных городах уже есть специальные органы для управления розничной торговлей.

Литература

1. Фигнер В.С. Жизненно необходимые производители // Эксперт-Урал. 2016. № 17. С. 24-25.

2. Старая фармацевтическая ложь и новые дорогие смертельные лекарства [ Электронный ресурс]. URL: http://subscribe.ru/group/ na-zavalinke/9835924/ (дата обращения: 24.03.2016).

З.Об эффективности рыночной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://nnm.me/blogs/ malecat/ob_effektivnosti_rynochnoy_ekonomiki/ (дата обращения: 16.03.2016).

4. Сапожников Г.Н. Диалектика соотношения рыночной и плановой составляющих в экономике // Дискуссия. 2015. № 4. С. 55-62.

5. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения / Д.М. Кейнс. М.: Экономика, 1993. 533 с.

6. О государственном регулировании экономики [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf. ru/data/economy/Gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.php (дата обращения: 20.03.2016).

7. Гэлбрейт Д.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 480 c.

RETAILING EFFICIENCY'S PROBLEMS ON THE EXAMPLE OF PHARMACEUTICAL MARKET

G.N. Sapojnikov, Candidate of Technical Sciences, Docent, The department of economics, Ural Technical Institute of Communication and Informatics (branch), Siberian State University of Telecommunications and Information Sciences, Yekaterinburg, Russia, sgn1941@rambler.ru

Social and economic situation in the society is greatly defined by availability of goods at a retailing market. Goods' availability can be improved by reducing prices, but the main goal of any market is profit, and it promotes growth of prices. Supporters of market relations assume that market balances interests of sellers and buyers, but experience shows that balancing of opposite interests, in some cases, is impossible without a state. In the article, on the example of pharmaceutical market retailing, it is shown that both sides of market relations have problems; one side is under threat to be a bankrupt, and in order to keep head above the water they rise prices; the other side spend money buying goods for high prices. Pharmaceutical retailing is chosen because demand for medications, because of the product's specificity, is less dependent on customers' solvency; in this case it is easier to show that market relations' regulation can not be efficient enough by natural method. It is necessary to refuse stereotypes: only market methods or only state regulation; it must be scientifically substantiated combination of these two forms of economic relations.

Key words: product availability, market economy, profit, trading margin, trading losses, return on sales, problems of efficiency of retail trade, the combination of market and state regulation.

References

1. Figner V.S. Zhiznenno neobkhodimye proizvoditeli [Vital manufacturers]. Ekspert-Ural - Expert-Ural, 2016, no. 17, pp. 24-25.

2. Staraia farmatsevticheskaia lozh' i novye dorogie smertel'nye lekarstva [Pharmaceutical old lies and new expensive deadly drugs]. Available at: http:// subscribe.ru/group/na-zavalinke/9835924/ (accessed 24.03.2016).

3. Ob effektivnosti rynochnoi ekonomiki [The effectiveness of the market economy]. Available at: http://nnm.me/blogs/malecat/ob_effektivnosti_ry-nochnoy_ekonomiki/ (accessed 16.03.2016).

4. Sapozhnikov G.N. Dialektika sootnosheniia rynochnoi i planovoi sostavliaiushchikh v ekono-

mike [The dialectic of the ratio of market and planned components of the economy]. Diskussiia -Discussion, 2015, no. 4, pp. 55-62.

5. Keins D.M. Obshchaia teoriia zaniatosti, protsenta i deneg [The General theory of employment, interest and money]. Izbrannye proizvedeniia [Selected works]. Moscow, Ekonomika Publ., 1993. 533 p.

6. O gosudarstvennom regulirovanii ekonomiki [About state regulation of the economy]. Available at: http://center-yf.ru/data/economy/Gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.php (accessed 20.03.2016).

7. Gelbreit D.K. Novoe industrial'noe obshchestvo [The new industrial society]. Moscow, Progress Publ., 1969. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.