Научная статья на тему 'ЦЕНА КАК ЭКВИВАЛЕНТ ПОЛЕЗНОСТИ ТОВАРА ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ ОТ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОДАВЦА'

ЦЕНА КАК ЭКВИВАЛЕНТ ПОЛЕЗНОСТИ ТОВАРА ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ ОТ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОДАВЦА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНА / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОДАВЕЦ / ПОКУПАТЕЛЬ / ИНДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рафиков Тимур Равильвич

Уплачиваемая покупателем цена за товар выступает эквивалентом его полезности, который обеспечивает доход продавцу от реализации. В статье рассмотрены сущность цены, ценообразования, характерные особенности рынка свободной конкуренции как среды, порождающей рыночную цену. Представлены характеристики рынка свободной конкуренции и альтернатив цены. Дана характеристика затратному и ценностному подходам в установлении цены, рассмотрены факторы ценообразования в условиях конкуренции. Факторы, влияющие на уровень цен представлены в сочетании со стратегическими и тактическими условиями формирования динамики цен. Конкуренция на рынке является одним из весомых факторов ценообразования конкретных товаров. Проанализированы индексы потребительских цен, роста объемов ВВП и инвестиций, последствия увеличения уровня цен. Установление оптимальных цен позволяет обрести производителю больше прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE AS THE EQUIVALENT OF THE USEFULNESS OF THE PRODUCT FOR THE BUYER AND THE PROVISION OF INCOME FROM ITS SALE FOR THE SELLER

The price paid by the buyer for the goods acts as an equivalent of its utility, which provides income to the seller from the sale. The article considers the essence of price, pricing, characteristic features of free competition market as the environment that generates a market price. The characteristics of free competition market and price alternatives are presented. The characteristics of cost and value approaches to price setting are given, the factors of pricing in a competitive environment are considered. Factors influencing the level of prices are presented in combination with strategic and tactical conditions of price dynamics formation. Competition in the market is one of the weighty factors of pricing of specific goods. The indices of consumer prices, growth of GDP and investments, consequences of the price level increase are analyzed. The establishment of optimal prices allows the producer to gain more profit.

Текст научной работы на тему «ЦЕНА КАК ЭКВИВАЛЕНТ ПОЛЕЗНОСТИ ТОВАРА ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОХОДОВ ОТ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОДАВЦА»

Цена как эквивалент полезности товара для покупателя и обеспечения доходов от его

реализации для продавца

Price as the equivalent of the usefulness of the product for the buyer and the provision of

income from its sale for the seller

Рафиков Тимур Равильвич

Магистрант 1 курса Университет науки и технологий МИСИС

Россия, Москва e-mail: timurrafikov24@gmail. com

Rafikov Timur Ravilvich

1st year Master's student MISIS University of Science and Technology

Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация.

Уплачиваемая покупателем цена за товар выступает эквивалентом его полезности, который обеспечивает доход продавцу от реализации. В статье рассмотрены сущность цены, ценообразования, характерные особенности рынка свободной конкуренции как среды, порождающей рыночную цену. Представлены характеристики рынка свободной конкуренции и альтернатив цены. Дана характеристика затратному и ценностному подходам в установлении цены, рассмотрены факторы ценообразования в условиях конкуренции. Факторы, влияющие на уровень цен представлены в сочетании со стратегическими и тактическими условиями формирования динамики цен. Конкуренция на рынке является одним из весомых факторов ценообразования конкретных товаров. Проанализированы индексы потребительских цен, роста объемов ВВП и инвестиций, последствия увеличения уровня цен. Установление оптимальных цен позволяет обрести производителю больше прибыли.

Annotation.

The price paid by the buyer for the goods acts as an equivalent of its utility, which provides income to the seller from the sale. The article considers the essence of price, pricing, characteristic features of free competition market as the environment that generates a market price. The characteristics of free competition market and price alternatives are presented. The characteristics of cost and value approaches to price setting are given, the factors of pricing in a competitive environment are considered. Factors influencing the level of prices are presented in combination with strategic and tactical conditions of price dynamics formation. Competition in the market is one of the weighty factors of pricing of specific goods. The indices of consumer prices, growth of GDP and investments, consequences of the price level increase are analyzed. The establishment of optimal prices allows the producer to gain more profit.

Ключевые слова: рынок, ценообразование, цена, конкуренция, продавец, покупатель, индекс

Key words: market, pricing, price, competition, seller, buyer, index

Цена как денежное представление стоимости товара выполняет учетную, стимулирующую, распределительную функции. Ценообразование, как комплексный процесс, подразумевает учитывать большее количество факторов: политику и задачи, которые устанавливает перед собой фирма или предприятие, итоги маркетинга, оценку конкурентов, действующую законодательную базу [1, c.184]. Принимая любое решение в области ценообразования, необходимо тщательно оценивать краткосрочные результаты и соотносить их с долгосрочными последствиями. Необходимо учитывать, что чем выше доля рынка, занимаемая бизнес-конкурентом, тем сильнее ценовая конкуренция. Рынок свободной конкуренции характеризуется:

- присутствием массы производителей, причем доля каждого в общем объеме рыночного предложения продукции столь мала, что любое решение о повышении/понижении цены не отображается на цене рыночного равновесия;

- однородностью и взаимозаменяемостью производимых конкурентами товаров;

- отсутствием ценовых ограничений.

Ценообразование находится в руках разных игроков-субъектов рынка, в зависимости от того, при каком типе экономики осуществляется производство/ведется торговля. Если на рынке установилась чистая конкуренция, то цена соответствует ценности товара, при этом ценность определяется продавцом через сравнение своего предложения с аналогичными. В итоге образуется единый рыночный показатель. Не получится установить цену выше данного показателя, так как клиенты выберут других продавцов с более привлекательным прайсом. Основные задачи ценообразования: устойчивая «выживаемость» производителя; максимизация дохода при контроле расходов; приобретение лидерства на рынке. При этом цена способна утверждаться в нескольких альтернативах: минимальной степенью стоимости, поставленной расходами, наибольшей степенью стоимости, поставленной спросом и оптимально потенциальным уровнем цены [2, а367]. Индексы потребительских цен на товары/услуги существенно не изменились за январь-февраль текущего года (табл.1), но имеют рост по отдельным товарам, например, по молоку питьевому 2,5-3,2% жирности на 0,36 %, сметане на 0,25%

Таблица 1. Индексы потребительских цен на отдельные товары/услуги России в 2023г.

Наименование По состоянию на:

на 09.01.2023 на 06.01.2023

Куры охлажденные и мороженые, кг 100,20 99,67

Сосиски, сардельки, кг 99,86 99,68

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности, л 99,91 100,27

Сметана, кг 100,02 100,27

Творог, кг 100,00 99,84

Яйца куриные, 10 шт. 100,33 100,23

Крупа гречневая-ядрица, кг 98,56 98,99

Огурцы свежие, кг 113,01 112,71

Яблоки, кг 101,52 101,00

Водка, л 100,53 100,31

Обед в столовой, кафе, закусочной на 1 чел. 100,08 100,13

Смартфон, шт. 99,90 99,87

Легковой автомобиль отечественный новый, шт. 100,00 100,00

Бензин автомобильный 99,98 99,97

Мойка легкового автомобиля, услуга 100,29 100,83

Стрижка модельная в женском зале, стрижка 100,32 100,13

Стрижка модельная в мужском зале, стрижка 100,18 100,16

Отопление, Гкал 100,03 100,00

Водоснабжение холодное, м3 100,00 100,00

Водоотведение, м3 100,00 100,00

Водоснабжение горячее, м3 100,03 100,00

Газ сжиженный, м3 100,06 100,00

Услуги по снабжению электроэнергией 100,00 100,00

Составлено автором. Источник: по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/statistics/price

В условиях совершенной конкуренции цена Р равна предельному доходу МЯ, предельным издержкам МС: Р=МЯ=МС. Каждый объем производства, который не совпадает с предельным объемом продаж Q влечет потерю дохода/прибыли. В основе два ключевых подхода к установлению цены на продукты предприятия:

- ориентация на издержки (затратный);

- спрос и конкуренцию (ценностный).

Под затратным подразумевается установка цены товара в подчиненности от издержек производства и обращения. Согласно данному методу ценообразование происходит по схеме: продукт - технология - затраты -цена - ценность - покупатель. Данный метод располагает рядом преимуществ: невысокая трудоёмкость, всегда имеется предел цены, ниже которой падать нельзя. Но, несмотря на преимущества, этот метод располагает и недостатком: замысловатый подход при определении себестоимости в части переменных затрат.

При использовании ценностного подхода за основу берется спрос на продукцию, тем самым определяется цена предложения. При ценностном подходе ценообразование осуществляется по следующей схеме:

покупатель - цена - затраты - технология - продукт. Ценностный подход обладает существенным минусом: процесс формирования цены с базированием на спрос не всегда может быть применен на практике успешно, ведь определение количественных показателей спроса является более сложным и трудоемким по сравнению с определением издержек. Кроме этого, оценка спроса может проводиться при помощи статистических методов, интервьюирования.

Необходимым и крайне значимым компонентом рынка считается конкурентная борьба. Конкуренция строго и независимо осуществляет проверку на соответствие производства и его структуры требованиям рынка, выживаемость, создавая внутренний механизм стимулирования непрерывного улучшения производства под влиянием внешней условий конкурентной среды.

Рассмотрим факторы ценообразования в условиях конкуренции: это характеристика товара по качеству и свойствам, степень уникальности товара, наличие товаров-заменителей или аналогов на конкурентном рынке, воздействие нормативного регулирования в части производства и реализации товара, специфика географического положения рынка сбыта, уровень спроса и предложения на рынке, специфика изготовления товара, которые напрямую влияют на его себестоимость, уровень конкуренции на рынке [3, с.209]. Чрезмерно высокая цена может отпугнуть покупателей, а чрезмерно низкая - стать причиной недостачи дохода. Торговые фирмы пытаются предельно приблизить цены друг к другу, особенно, если их точки продажи географически близки. Если бренд обладает удачным имиджем, влияние цен конкурентов ослабляется, так как потребитель предпочитает бренд, не обращая внимания на цену (в разумных пределах) [4, с.293].

Существует очень много факторов, влияющих на уровень цен. Наибольшее влияние оказывают:

— конкуренция в выбранной нише;

— показатель спроса на продукт;

— ценность изделия/товара;

— расходы на производство;

— воздействие государства.

Рассматривая ценовую конкуренцию как метод конкурентной борьбы, основанный на снижении цен, стоит отметить, что он может применяться в различных обстоятельствах. Все чаще ценовая конкуренция выступает способом заявить о себе/ новом продукте. Действующая практика ценообразования такова, что затраты на производство товаров признаются общественно нужными задолго до того, как они появятся на рынке и будут оценены покупателями, обретая потребительское признание. Этому во многом содействуют непреодолённый избыток спроса над предложением и монополизм производителей. При этом рыночный механизм ценообразования выражается через динамику цены, которая формируется под воздействием двух главнейших условий - стратегического и тактического. Так, стратегические условия основаны на том, что цены образуются на базе стоимости товаров с чередующимися колебаниями цен вокруг стоимости. Это условие долговременного, перспективного действия, для которого должны соответствовать благоприятные обстоятельства, технологии, прогрессивные методы организации производства и труда. Наибольшую выгоду получают те, у кого затраты на производство ниже конкурентных. При наличии конкуренции, определяя цену, производитель ориентируется, прежде всего, на цены конкурентов. Но, к примеру, при уникальности товара, не имеющего аналогов на рынке - ориентируются на покупательскую способность потенциальных потребителей.

Представитель неоклассической макроэкономической школы Х1Хв: английский экономист Альфред Маршалл в теории рыночного ценообразования, полагал, что рыночная ценность товара определяется

равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Широко известен крест Маршалла как точка пересечения кривых спроса и предложения относительно ценового фактора равновесная рыночная цена. Другой макроэкономический эффект Пигу применяется к установлению равновесия между ценами, благосостоянием населения, его занятостью, которое есть сумма (денежной массы + государственных облигаций), разделенная на индекс цен.

Увеличение уровня цен влечет:

1. рост спроса на деньги, приводя к росту процентной ставки банка при увеличении спроса на заемные средства, снижение инвестиций при высоких процентах на заемные средства, и величины совокупного спроса (Кейнс);

2. повышение стоимости национальных товаров, приводя к увеличению импорта, но снижению экспорта/чистого экспорта при повышении стоимости на товары и величины совокупного спроса (Манделл, Флеминг).

ВВП, как совокупная годовая рыночная стоимость конечных товаров страны в текущих ценах, измеряется стоимостью произведенных товаров/работ/услуг макроэкономическими агентами (бизнес, домашние хозяйства/ государство) для конечного использования. ВВП номинальный измеряется в рыночных текущих ценах, а реальный - в ценах базисного периода, что позволяет, при соотношении последних, учесть влияние ценового индекса дефлятора из-за инфляции, характеризующей устойчивый рост общего уровня цен и обесценивание денег по этой причине. Индексы роста объемов ВВП и инвестиций в основной капитал (табл.2) свидетельствуют о существенном за 2021 год отрыве в росте на 24% стоимости внутреннего продукта и на 8% инвестиций в основной капитал.

Таблица 2. Индексы роста объемов ВВП и инвестиций в экономику России за 2013-2021 _ г.г., в %

Показатели темпов роста/Годы 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

ВВП 107,2 108,3 105,1 103,0 107,3 113,1 105,5 98,0 122,0

инвестиций в основной капитал 106,9 103,4 99,9 106,1 108,7 111,0 108,7 105,0 113,0

Составлено автором. Источник: по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts; https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial

Цена на товары/продукцию зависит от спроса и предложения на них на рынке, является:

— объектом организации внутреннего и внешнего контроля [5];

— предметом аудита в системе управления доходными источниками бюджетов [6];

— сутью обоснованности и эффективность расходов на оплату труда [7];

— содержанием внутреннего контроля оплаты труда для снижения затрат цены [8];

— сущностью налогооблагаемой базы [9] для целей разумного налогообложения доходов от реализации товаров/продукции [10]. Свободные оптовые и отпускные цены продукции производственно-технического назначения устанавливаются предприятиями - изготовителями исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции/товаров [11]. Таким образом, уплачиваемая цена при покупке выступает эквивалентом ее полезности, в которой заинтересован одновременно и покупатель, и продавец, заинтересованный в обеспечении высоких доходов.

Список используемой литературы:

1. Стариков, А. С. Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции / А. С. Стариков, Е. Н. Успенский, Г. В. Ромашкова // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности : Сборник материалов Международной научной конференции. - Костанай: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. - С. 183-185.

2. Сердученко, М. С. Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции / М. С. Сердученко, А. А. Илюк // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сборник научных трудов. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. - С. 367-369.

3. Ластухина, А. О. Ценообразование в условиях рыночной конкуренции / А. О. Ластухина // Управление социально-экономическим развитием предприятий, отраслей, регионов : сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. - С. 208-210.

4. Балахонцев, В. И. Методы ценообразования / В. И. Балахонцев, Н. С. Федорова, С. П. Хохлов // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - № 49. - С. 292-294.

5. Современные подходы к организации внутреннего и внешнего контроля экономическими субъектами / Н. А. Каморджанова, О. М. Серчугина, А. С. Акимов [и др.]. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. - 500 с. - ISBN 978-5-4365-8870-4. - EDN FMOOJO.

6. Лазарева, Н. В. Аудит в системе управления доходами местных бюджетов / Н. В. Лазарева ; Ростовская государственная экономическая академия. - Ростов-на-Дону : Без издательства, 2000. - 190 с. -ISBN 5-7972-0254-9. - EDN NCBWZN.

7. Лазарева, Н. В. Как проверить обоснованность и эффективность расходов на оплату труда : учебное пособие / Н. В. Лазарева. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. - 54 с. - ISBN 978-5-7310-4668-8. - EDN AXUFAR.

8. Лазарева, Н. В. Внутренний контроль оплаты труда / Н. В. Лазарева // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 1(102). - С. 1132-1135. - EDN VVFCVY.

9. Лазарева, Н. В. Налоги и налогообложение : учебное пособие по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / Н. В. Лазарева. - Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью "Феникс", 2009. - 311 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-15917-0. - EDN LWPFTY.

10. Лазарева, Н. В. Налоги и налогообложение : Учебник / Н. В. Лазарева. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. - 472 с. - ISBN 978-5-466-02787-7. - EDN HDCIHH.

11. Письмо Минэкономики РФ от 20.12.1995 № 7-1026 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9299/ (дата обращения: 15.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.