Научная статья на тему 'Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз'

Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТОПЛИВО / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / РОСТ ЦЕНЫ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / ОЛИГОПОЛИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Н.О., Рзун И.Г., Польшикова К.С.

Рассмотрены факторы влияющие на ценообразование топлива в РФ. Проведен сравнительный анализ цен и принципов ценообразования в России и в других странах. Рассмотрена динамика изменения цен за последние несколько лет. Выявлены причины роста цен на бензин и дизельное топливо. На основе тенденций роста цен на топливо представлен прогноз на будущий год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз»

ния технологии процесса кредитования с учетом отраслевой направленности;

3. Повышение финансовой грамотности и осведомленности сельского населения в области существующего продуктового ряда на рынке кредитования субъектов малого агробзнеса.

Таким образом, применение данные мер в конечном итоге приведет к повышению эффективности кредитования малых форм хозяйствования в АПК.

Список литературы:

1. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области. 2014: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2014. - 154 с.

2. Методика использования условных коэффициентов перевода тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов в эталонные единицы при определении нормативов их потребности: инструктивно-методическое издание. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. - 56 с.

3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://ecoшmy. gov.ru/minec/main.

4. Официальный сайт ОАО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rshb.ru/.

5. Официальный сайт Российского Информационного агенства Феде-ралПресс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedpress.ru/news/ press_center/interview/1410782976-v-otsutstvie-konkurentsii-s-zapadom-mashi-шstroenie-vemetsya-v-sovetskii-soyuz.

РЫНОК АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОГНОЗ

© Старкова Н.О.*, Рзун И.Г.*, Польшикова К.С.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар Филиал Кубанского государственного университета, г. Новороссийск

Рассмотрены факторы влияющие на ценообразование топлива в РФ. Проведен сравнительный анализ цен и принципов ценообразования в России и в других странах. Рассмотрена динамика изменения цен за

* Доцент кафедры Мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент, заведующий кафедрой Информатики и математики Филиала Кубанского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент.

" Студент бакалавриата «Экономика» кафедры Информатики и математики Филиала Кубанского государственного университета.

последние несколько лет. Выявлены причины роста цен на бензин и дизельное топливо. На основе тенденций роста цен на топливо представлен прогноз на будущий год.

Ключевые слова: Россия, топливо, ценообразование, себестоимость, рост цены, нефтеперерабатывающая отрасль, государственная политика, налоги, нефтяные компании, олигополия, Федеральная антимонопольная служба.

В настоящее время всё более актуальной для огромного количества россиян-автомобилистов становится животрепещущая проблема роста цен на топливо в России [1]. За последние несколько лет подорожание топлива составило почти 50 %, а за первые восемь месяцев этого года цены выросли на 5,3 %, что вызвало справедливое недовольство россиян-потребителей данного продукта.

Россия занимает одно из лидирующих мест по объемам добываемой нефти, углеводородов, а также обладает мощным нефтеперерабатывающим потенциалом. Но средняя рыночная цена на бензин АИ-92 по данным Thomson Reuters KORTES [5] в нашей стране выросла с января по сентябрь с 29,81 до 32,12 рубля за литр. Бензина в России с каждым годом производится все больше и дефицита на рынке нет, но, тем не менее цены продолжают расти. Нефтеперерабатывающие заводы по данным Росстата выпустили: в 2011-м - 36,8 миллиона тонн; в 2012-м - 38,2 миллиона тонн; в 2013 году -38,8 миллиона тонн топлива.

В настоящее время не только население России, но и исследователей отечественного рынка остро интересует вопрос обоснованности цены на российский бензин. Пытаясь разобраться в причине этого явления, необходимо изначально рассмотреть из чего формируется цена на топливо. Во всем мире уровень цен на топливо колеблется в зависимости от некоторых факторов, таких как наличие собственных нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих предприятий и технологического уровня их оборудования, а также от количества конкурентов этой отрасли и политики государства. Так цена на топливо сильно отличается от цен в мире (рис. 1).

Рис. 1. Средние мировые цены на бензин за литр в сентябре 2014 г. [4]

В то же самое время в США средняя цена на автомобильное топливо держится в районе 35 рублей, при том, что Соединенные Штаты на данный момент являются импортерами нефти, хоть и имеют свои месторождения [2].

Руководители современных топливно-энергетических компаний и эксперты рынка топливных ресурсов настаивают на том, что цена топлива является следствием повышения налогов Правительства РФ [4, 10]. В подтверждение их слов исполнительный директор Московской Топливной Ассоциации Г.П. Сергиенко по вопросу ценообразования топлива в России привел калькуляцию стоимости бензина (табл. 1) [10], из которой следует, что 60 % стоимости литра топлива - это доля государства.

Для примера, в Соединенных Штатах Америки структура ценообразования на топливо совсем иная. Рассмотрим структуру розничной цены на топливо в США и сравним ее с российской (рис. 2). Стоимость добычи нефти в структуре средней розничной цены на топливо в США составляет 6571 %, в структуре российской цены доля сырой нефти колеблется на уровне 6-7 %. Удельный вес налогов в стоимости топлива в США составляет 12 %, тогда как российские налоги, включающие налог на добычу, НДС, акциз и налог на прибыль, в совокупности дают 54-59 %. И, наконец, доля, приходящаяся на переработку, транспортировку, затраты на сбыт и прибыль оптовиков и АЗС, в США составляет 18-23 %, в России же ее средний размер приблизительно равен 37 %. Выходит, что налоговая доля в стоимости топлива в России в несколько раз превышает аналогичный показатель в США и приближается, скорее, к европейскому уровню налогов. В отличие от российских цен на топливо, цены в США намного менее подвержены регулированию со стороны государства и меняются главным образом, откликаясь на изменения нефтяных котировок и рост цен в мире [11]. В России же, уровень цен на нефтепродукты жестко регулируется федеральным центром.

Таблица 1

Структура стоимости автомобильного топлива в РФ

№ Статья затрат % от общей

1 Себестоимость добычи нефти 5,37

2 Расходы на переработку, транспортировку и маркетинг 8,17

3 Маржа при реализации бензина на оптовом рынке 6,93

4 Прибыль нефтяных компаний 9,1

5 Прибыль АЗС 6,2

6 Налог на добычу полезных ископаемых 23,29

7 Акциз 20,37

8 НДС 15,3

9 Налог на прибыль 5,27

Источник: составлено автором по материалам [5].

Из этого можно сделать вывод, что такая высокая цена - это политика нашего государства. Налоги с производства и продажи топлива обеспечи-

вают весомую часть доходов в бюджет, и сокращать этот денежный поток государство не намерено. Оправдываются такие меры необходимостью строительством новых и реконструкцией старых дорог и многими другими затратами из госбюджета.

Также надо учитывать и другой фактор ценообразования российского топлива. Государство задирает планки качества бензина - вводит новые стандарты Евро-4, Евро-5. А большинство отечественных нефтеперерабатывающих заводов было построено еще в советские времена. Они морально устарели, т.к. существенных реконструкций и модернизаций на них не было, и в итоге российский бензин ощутимо теряет в качестве. Не смотря на то, что по заявлениям нефтегазопромышленников в США из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а в РФ только 140 [3].

Модернизация отраслей российской экономики[13], повлекшая за собой модернизацию российского нефтеперерабатывающего комплекса [7] сильно скажется на экономическом положении компаний, которые будут вкладываться в новые нефтеперерабатывающие технологии. Это, в свою очередь, влечет за собой затраты, что не может не отразится на себестоимости продукта. Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционную составляющую модернизации производства российского топлива закладывают в цену и оплачивает ее конечный потребитель.

США Россия

Рис. 2. Структура средней розничной цены на топливо в США и России

Источник: составлено автором по данным [4].

Впрочем, завышенные цены могут объясняться не только налоговой нагрузкой и затратами на усовершенствование НПЗ. Зачастую, причиной роста цен является поведение общероссийских нефтяных компаний: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром» [6], и др.

Главным борцом с монополизмом нефтяных корпораций выступает Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Так в сентябре текущего года экспертами ФАС была выявлена недопоставка автомобильного топлива на

внутренний рынок. Нефтяные предприятия, прикрываясь ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) искусственно ограничивали поставки, наполняя свои резервуары и хранилища, с целью манипулирования ценой на топливо. ФАС еще в августе 2014 года собиралась начать несколько расследований и установила контроль за нефтяниками, а уже 5 ноября 2014 года, возбудила дело в отношении ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам манипулирования на бирже (часть 4 статьи 11 закона «О защите конкуренции»). В результате анализа реестра биржевых торгов на базисе Уфимской группы НПЗ было зафиксировано значительное количество «секундных» сделок на биржевых торгах [9], в которых есть признаки манипулирования на бирже. В ходе рассмотрения антимонопольного дела анализ имеющейся у ФАС информации показал наличие большого количества сделок между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, а также их дочерними структурами.

По мнению экспертов, российский топливный рынок является сговором монополистических нефтяных компаний, т.е. олигополией [4, 8], поэтому необходимо увеличить штрафные санкции за недопоставку топлива на внутренний рынок, что поможет удержать ценовой уровень. При этом предлагается поднять штрафы до размера тех доходов, которые получают нефтяные монополисты от ценовых скачков.

Подводя итог можно заключить, что состояние российской нефтеперерабатывающей отрасли далеко от идеала, а государство обложило ее слишком высокими налогами. Помимо этого нефтяные олигархи желая получить сверхприбыль, вступают в сговор, диктуют свои цены.

Исследователи и эксперты-аналитиков современного российского топливного рынка на основании существующей динамики и мировых показателей, составили прогноз стоимости бензина до 2020 года [10], из чего следует, что никто из них не сомневается в том, что цена за литр бензина в новом году еще больше вырастет. Ведь государство заинтересовано в наполнении доходной части бюджета, а нефтяники хотят наращивать прибыль. На плечи конечного потребителя в итоге ложатся все издержки.

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2013 год 2019 год 2020 год

Рис. 3. Прогноз стоимости бензина [8]

Дополнительно следует упомянуть и о введенных в 2014 году санкциях части западноевропейских стран по отношению к России. С многими из этих стран нашу страну связывал длительный процесс сотрудничества во многих сферах, направленный на взаимное сближение [12]. Эксперты полагают, что особой угрозы эти санкции не представляют, особенно, если принять во внимание высокие темпы развития энергетической отрасли [10]. Прогнозируется, что средняя цена в 2015 г. достигнет уровня 35 рублей и резких скачков цен не намечается. Эксперты утверждают, что с точки зрения психологии общей массы потребителей, 2-3 рубля не должны сыграть особой роли, и серьезных проблем в обществе автолюбителей это не вызовет, однако, это относительно.

Список литературы:

1. Бубнов Ю.В., Кизим А.А., Старкова Н.О. Анализ мирового рынка легковых автомобилей // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 88. - С. 680-691.

2. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации / В. Бурмистров. Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 416 с.

3. Гладких И. В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя / И. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. - 472 с.

4. Дорогое топливо по низкой цене или сколько стоит бензин в США, Китае и России? [Электронный ресурс] // Информационный портал АИ-92.ru. - Режим доступа: http://ai-92.ru/novosti/64-dorogoe-toplivo-po-nizkoj-tsene-ili-skolko-stoit-benzin-v-ssha-kitae-i-rossii.html.

5. Индексы цен на нефтепродукты [Электронный ресурс] // Информационное агентство Kortes-Thomson Reuters. - Режим доступа: www.kortes. com/index.

6. Немировский В.Г. Регионы Восточной и Западной Сибири в контексте социокультурных трансформаций и модернизационных процессов в России (2010-2012 гг.) / В. Немировский. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 184 с.

7. Никулина О.В. Стратегические ориентиры инновационного развития экономики: монография / О.В.Никулина. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. - 190 с. - ISBN 978-5-93491-339-8.

8. Оптовые поставщики бензина начали поднимать цены на моторное топливо [Электронный ресурс] // РБК: ежедневная деловая газета. - Режим доступа: http://pda.rbcdaily.ru/2014/07/02/industry/562949991816153.

9. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2014).

10. Официальный сайт Российского топливного союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfu.ru/.

11. Рзун И.Г., Кучеренко В.В. Автоматизация расчетов фондовых индексов // В сборнике: Материалы IV Международной научно-практической конференции «Мир гуманитарного и естественнонаучного знания». - Краснодар: Петрова Т.А., 2013. - С. 138-143.

12. Старкова Н.О. Перспектива интеграции России с ЕС [Текст] / Н. Старкова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2010. - № 32. - С. 63-71.

13. Старкова Н.О., Кизим А.А. Управление маркетингом промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 9. - С. 183-189.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Тагиров Ш.М.*, Борисова Л.А.*

НИИ Управления, экономики, политики и социологии ГАОУ ВПО «ДГИНХ», г. Махачкала

Транспортная отрасль является приоритетной для экономики России. Однако существует множество проблем ее развития, некоторые из которых обозначены в статье. Обоснована необходимость формирования стратегических приоритетов транспортных предприятий, в качестве важнейшего из которых определен общественный приоритет или приоритет потребителя. В этой связи рассматриваются маркетинговая концепция формирования приоритета потребителя.

Ключевые слова: транспортная отрасль, транспортное предприятие, экономический рост, стратегические приоритеты развития, приоритет потребителя, маркетинговые стратегии.

Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития России.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе страны. Ослаблены позиции гражданской авиации и внутреннего водного транспорта,

* Старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент.

* Старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.