Научная статья на тему 'Особенности ценообразования на мировом рынке дизельного топлива'

Особенности ценообразования на мировом рынке дизельного топлива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ / МИРОВОЙ РЫНОК ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL MARKET / DIESEL FUEL / PRICING / OIL / PETROLEUM REFINING INDUSTRY / REFINERIES / REFINERY / THE WORLD MARKET OF DIESEL FUEL / GLOBAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Илья Александрович

Цена на дизельное топливо формируется под влиянием совокупности различных факторов, выделяющих этот продукт в отдельный товарносырьевой рынок. В статье анализируется специфика цен на мировом рынке дизельного топлива, подробно рассмотрены различные составляющие цены, а также охарактеризованы методы государственного регулирования цены на дизельное топливо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES PRICING OF THE WORLD MARKET OF DIESEL FUEL

The price of diesel fuel is influenced by various factors that identity this product as a separate commodity market. The article analyzes the specifics of prices on the world market of diesel fuel, discussed in detail the various components of the price, as well as described methods of state regulation of prices for diesel fuel.

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования на мировом рынке дизельного топлива»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Аннотация. Цена на дизельное топливо формируется под влиянием совокупности различных факторов, выделяющих этот продукт в отдельный товарносы-рьевой рынок. В статье анализируется специфика цен на мировом рынке дизельного топлива, подробно рассмотрены различные составляющие цены, а также охарактеризованы методы государственного регулирования цены на дизельное топливо.

Ключевые слова: мировой рынок, дизельное топливо, ценообразование, нефтепродукты, нефтеперерабатывающая промышленность, нефтеперерабатывающие заводы, мировой рынок дизельного топлива, мировая экономика.

Dya Davydov FEATURES PRICING OF THE WORLD MARKET

OF DIESEL FUEL

Annotation. The price of diesel fuel is influenced by various factors that identity this product as a separate commodity market. The article analyzes the specifics of prices on the world market of diesel fuel, discussed in detail the various components of the price, as well as described methods of state regulation ofprices for diesel fuel. Keywords: global market, diesel fuel, pricing, oil, petroleum refining industry, refineries, refinery, the world market of diesel fuel, the global economy.

Политике ценообразования на мировом рынке дизельного топлива уделяется большое внимание, так как от цен на этот жизненно важный товар зависят цены на транспортные услуги, которые в свою очередь входят в стоимость продовольственных товаров. В мировой практике цена дизельного топлива состоит из нескольких основных компонентов: во-первых, это стоимость добычи, транспортировки и хранения сырой нефти, во-вторых, это затраты на переработку нефти, получение из нее дизельного топлива, в-третьих это затраты на доставку до заправочной станции, маркетинг и издержки автозаправочной станции (АЗС), ну и наконец, это налоги и акцизы [2]. Для примера, в России налоги и акцизы при производстве топлива составляют около 55 % [1].

Теперь рассмотрим, что может влиять на тот или иной компонент стоимости дизельного топлива. Так, например, в США крупнейшим компонентом розничной цены дизельного топлива, является стоимость нефти, что составляет около 58 % от цены на дизельное топливо. Поэтому кривая цены сырой нефти почти аналогична кривой цены дизельного топлива (см. рис. 1).

В свою очередь цены на сырую нефть определяются мировым спросом и предложением. Мировые экономические условия способствуют спросу на нефтепродукты, изготовленные из сырой нефти. Главной организацией, которая может регулировать предложение на рынке нефти является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Все члены ОПЕК производят около 40 % мирового сырой нефти. ОПЕК может иногда оказать существенное влияние на цену сырой нефти, скорректировав производственные планы, чтобы повысить или понизить мировые цены на сырую нефть [5].

Сезонность продажи очень сильно влияет на цену дизельного топлива. Так, например, в предзимний период дизельное топливо закупается в больших количествах для обогрева помещений. В весенний период также происходит скачок цен на дизельное топливо, так как сельскохозяйственные предприятия проводят закупку топлива на посевную [6]. Важнейшим фактором, влияющим на формирование цены дизельного топлива, являются транспортные расходы на доставку топлива к АЗС от мест добычи и нефтепереработки. Расстояние от нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до АЗС существенно влияет на цену дизельного топлива. Так, например, в северных районах, нашей страны,

УДК 33 И.А. Давыдов

© Давыдов И.А., 2016

наиболее удаленных от мест переработки нефти в дизельное топливо, как правило, сложились более высокие цены на дизельное топливо. Еще одним фактором, который может повлиять на ценообразование дизельного топлива, являются механизмы налогообложения.

Долл. США

4.50 4.00 3.50 3.00 2.50 2.00

I.50

II.00 0.50 0.00

Jan 19S0 Jan 19S5 Jan 1990 Jan 1995 Jan 2000 Jan 2005 Jan 2010 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010

* Цена на дизельное топливо с учетом налогов и акцизов

**Цена на импортированную сырую нефть с учетом затрат на закупку

Рис. 1. Цены на дизельное топливо и сырую нефть в США [3]

Всего же существует три метода вмешательства государства на рынок нефтепродуктов. Первым методом ценообразования является рыночный механизм ценообразования. Он является основным используемым механизмом в большинстве стран мира. Он характерен при либерализации рынков. В странах с такими рынками вмешательство государства ограничивается установлением сроков и условий, способствующих прозрачности рынка и свободной конкуренции. Топливные розничные торговцы устанавливают свои цены продажи топлива без существенных ограничений. Таким образом, цены на топливо на разных автозаправочных станциях и в различных регионах страны могут отличаться. Примером таких стран являются страны, которые имеют высокий уровень экономического развития: Канада, США, Япония, Австралия, Новая Зеландия и большинство европейских стран. Но есть и исключения, такие как Афганистан, Уганда и Кыргызстан. Количество стран, в которых используется рыночный механизм регулирования, составляет около 60 % (см. табл. 2).

Второй метод заключается в установлении предельной цены на топливо государством. В соответствии с этим методом регулирования цен, топливные компании могут свободно определять свои цены до тех пор, пока они не превысят установленный предельный уровень. Правительство влияет на розничные цены на топливо, устанавливая максимальные цены на нефтепродукты, которые пересматриваются регулярно. Целью этой формы регулирования цен является защита потребителей от резких колебаний цен вверх или неоправданно высоких рыночных цен. Примером стран, которые ис-

пользуют данный метод, могут служить Непал, Замбия и Танзания, а также высокоразвитые страны, такие как Бельгия, Люксембург и Мальта.

Третий метод фиксированной цены является наименее распространенным. На сегодняшний момент это самая жесткая форма контроля над ценами, при которой правительство или другие уполномоченные учреждения фиксируют розничные цены на топливо путем субсидирования цены. Таким образом, все розничные торговцы должны продавать свое топливо по цене, установленной государством. Данная политика наиболее часто реализуется нефтедобывающими странами, в которых управление нефтяными ресурсами сосредоточено в руках единственной компании-монополиста. Примером стран, использующих данный метод, служат некоторые страны ОПЕК и другие крупные производители нефтепродуктов, такие как Кувейт, Азербайджан, Малайзия и другие [4]. В этих странах сложись одни из самых низких цен на дизельное топливо (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица минимальных цен за 1 литр дизельного топлива в мире по состоянию на 17 октября 2016 г. [2]

Страна Цена, долл. США

Венесуэла 0,00

Иран 0,10

Саудовская Аравия 0,12

Алжир 0,17

Египет 0,20

Туркменистан 0,26

Эквадор 0,27

Кувейт 0,31

Тринидад и Тобаго 0,34

Казахстан 0,37

Азербайджан 0,37

Катар 0,38

Малайзия 0,42

Таблица 2

Таблица классификации некоторых стран с большой долей использования дизельного топлива в зависимости от методов ценообразования [4]

Страна Метод ценообразования

США Рыночный механизм

Япония Рыночный механизм

Бразилия Рыночный механизм

Индия Рыночный механизм

Россия Рыночный механизм

Канада Рыночный механизм

Южная Корея Рыночный механизм

Австралия Рыночный механизм

Китай Метод предельной цены

Мексика Метод предельной цены

Таким образом, можно говорить о том, что формирование цены на рынке дизельного топлива обладает рядом особенностей. Кроме того, цена на дизельное топливо во многом зависит от цены на нефть. Важнейшим фактором, определяющим цену на рынке дизельного топлива, является государственная политика по формированию цены, которая бывает трех видов: рыночные механизмы ценообразования, установление предельной цены и фиксация цены путем субсидирования. Кроме этого, на установление цены дизельного топлива оказывают влияние сезонные факторы и транспортные издержки на доставку топлива с нефтеперерабатывающих заводов.

Библиографический список

1. Костюков, В. Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.forbes.ru/mneniya/gosplan/325205-pochemu-benzin-dorozhaet-esli-neft-desheveet (дата обращения : 20.10.2016).

2. Diesel prices [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.globalpetrolprices.com/diesel_prices/ (accessed date : 24.10.2016).

3. Factors affecting diesel prices [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.eia.gov/energyexplained/ index.cfm?page=diesel_factors_affecting_prices (accessed date : 25.10.2016).

4. The Fuel market regulations around the world [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.globalpetrolprices.com/articles/42/ (accessed date : 23.10.2016).

5. What drives crude oil prices, Energy & Financial Markets [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.eia.gov/finance/markets/supply-opec.cfm (accessed date : 27.10.2016).

6. Why diesel costs more than gasoline, Официальный сайт the association for convenience & fuel retailing [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.nacsonline.com/yourbusiness/fuelsreports/ gasprices_2013/pages/why-diesel-costs-more-than-gasoline.aspx (accessed date : 27.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.