Научная статья на тему 'Рыночное формирование материально-технической базы сельского хозяйства'

Рыночное формирование материально-технической базы сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Небежев А. Х., Кабулова О. П., Беев С. А.

Осуществляемый в России переход экономики к рыночным отношениям актуализировал проблему производства сельскохозяйственной продукции в связи с резким его сокращением. Проблематичным стало также обеспечение ее полной сохранности, своевременной и качественной переработки, бесперебойной доставки до потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыночное формирование материально-технической базы сельского хозяйства»

дитование по картам привлекатель-ным для основной массы заемщиков, нужно понизить стоимость пользования кредитом за счет предоставления экономически обоснованного беспроцентного периода погашения задолженности. Минимизировать кредитный риск можно, расширяя круг заемщиков за счет владельцев "заплатных" карт, что согласно имеющейся статистике позволяет практически свезти к нулю невозвратность выданных кредитов [3].

Еще одной возможностью способствовать развитию карточного рынка пластиковых карт, кроме продвижения существующих карточных продуктов, является внедрение технологически новых карточных продуктов, таких, как бесконтактные чиповые карты, коммерческий выпуск которых начался в марте 2005 г. в Малайзии.

Другим условием, способствующем повышению функциональности бан-ковских платежных карт, является создание национальной платежной системы в России посредством объединения банков в единую платежную систему при кон-тролирующей роли государства в лице Банка России. Анализ различных подходов к построению национальной платежной системы, а также существующий российский и зарубежный опыт интеграции платежных систем позволил заклю-чить, что единственно возможный путь создания национальной платежной сис-темы - через равноправное добровольное объединение банков-участников на основе выработанных правил и соглашений.

Целесообразным является создание национальной платежной системы в виде ассоциации - некоммерческой организации, главной целью деятельности которой является содействие развитию рынка пластиковых карт в России и ин-теграция его в мировое сообщество. Ее членами могут выступать Центральный банк, Госстандарт России, российские платежные системы "Золотая корона", "СТБ-карт", "Union Card" и другие заинтересованные стороны, в том числе кредитные организации, удовлетворяем ющие выработанным критериям и со-гласных выполнять определенные условия при вступлении в

QI

Z национальную платежную систему.

По оценкам экспертов, создание общероссийской национальной платеж-ной системы с исполь-q зованием банковских пластиковых карт, единая техноло-гическая политика позволит кредитным орга-□ низациям экономить до 75% за-трат на организацию и внедрение новых банковских продуктов и ус-^ луг. Поль-зователи данной платежной системы будут иметь возможность получения большего пакета -<> услуг, что позволит повысить функциональность банковских карт.

Положительным моментом в создании Национальной платежной системы для торговых и сервис-CD ных предприятий является унификация терминального оборудования, способствующего снижению и затрат на обучение персонала и увеличению числа клиентов, а следовательно и росту объема про® даж.

| Реализация данной модели построения национальной платежной системы создаст условия для

обращения банковских карт на всей территории страны, независимо от того, кто выступает их эми-о тентом, и таким образом будет спо-собствовать институционализации банковских пластиковых карт Ее как всеобщего платежного средства и, следовательно, дальнейшему развитию электронных денег, что

ЕЕ является необходимой предпосылкой перехода к информационному обществу в России.

о а о

< Литература:

^ 1.Косой М.А. Современные деньги // Деньги и кредит. - 2002 - № 6. - С. 48.

q 2.Юровицкий В.. Современный мир на карте истории // http://www.yur.ru/money/

о Map_history.htm

^ З.Манзанов Ю.Е. Анализ картсчета и определение лимита овердрафта // Финансы и кредит. - 2005 № 13 (82). - С. 40.

о о

CL

о ф

о

X

о

НЕБЕЖЕВ А.Х., КАБУЛОВА О.П., БЕЕВ С.А.

РЫНОЧНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Осуществляемый в России переход экономики к рыночным отношениям актуализировал проблему производства сельскохозяйственной продукции в связи с резким его сокращением. Проблематичным стало также обеспечение ее полной сохранности, своевременной и качественной переработки, бесперебойной доставки до потребителя.

Для решения подобной задачи немаловажное значение имеет состояние материально - технической базы перерабатывающих и сельскохозяйственных товаропроизводителей Кабардино-Балкарской республики. Анализ ее состояния в сельскохозяйственных формированиях республики свидетельствует о потребностях усиления воздействия на формирование материально-технической базы, совершенствование ее структуры.

Из 130 подведомственных Министерству сельского хозяйства и продовольствия (Управление пищевой и перерабатывающей промышленности) Кабардино-Балкарской республики 43 предприятий имеют в уставном капитале государственную долю и 2 предприятия - 100%.

Из 45 предприятий 17 не функционирует. В отношении 11 предприятий применены процедуры банкротства: ОАО СВВК "Эльбрус" - назначен конкурсный управляющий; ОАО "Аргуданхлебопродукт" - введено наблюдение; ОАО "Баксанпищепром" - введено наблюдение; ОАО "Солдатский консервный завод" - процедура банкротства в стадии завершения; ОАО "Терский пищекомбинат" - конкурсное производство; ОАО "Чегемский пищекомбинат" - конкурсное производство; ОАО "Нарткалинский консервный завод" - введено наблюдение; ОАО "Тырныаузский хлеб" - введено наблюдение; ОАО "Бак-санское ХПП" - введено внешнее управление; ОАО "Нальчикская кондитерская фабрика" - арбитражное управление; ОАО "Каббалкмясо" - арбитражное управление.

Надо отметить, что в силу разных обстоятельств (отсутствие денежных средств, отсутствие тары, этикеток и т.д.) консервные заводы и другие пищевые предприятия республики загружены менее, чем на 50% (табл. 1)

Таблица 1 - Уровень использования среднегодовой мощности предприятий пищевой промышленности Кабардино-Балкарской республики (без малых предприятий и промышленных подразделений при непромышленных организациях) по выпуску важнейших видов промышленной продукции в 19952003 гг.

1945 14% 1497 1 от 2001 ими 2003

Масло пастмтельнос 17.1 16*0 25,(1 НУ,*} 33,2

Консерпы плсиюовошп ые 27,2 14Л 2 2,5 2 7,5 36,0 74,0 ^5,3

Хле*> к ялебоГэ клн ые кздрлня 47,7 2Я,Й 23,1 3 1,3 3 5,7 3 5,5 41,9 55,2

Макирчун кыс Л^ДеЛИЯ 27 А 31.7 43,6 32,7 33,(1 36,4 55,7

Мясо 4„& 1 -2 2-Л 2,1 <Х9 ",4 5,3

Г 1,ньношшочная : ||>0,|ду|сцнн псрсс'гстс ]1Я молоко) 1 1,3 7 а. 4.6 4чО 5,2 5.1 6,4

Мчнй 05,5 3,1 13,5 13,« 11,а 18,$ 23,1

КоЕпнтерекне 22,7 2?>2 23,О 24,1 25,5 2*,6 68,6 74,4

Источник: данные Госкомстат КБР.- Нальчик, 2004.

Вместе с тем, надо отметить и успехи работающих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности - республика дает около 5% консервной продукции России.

В связи с изменением условий реализации сельскохозяйственной продукции и принципов ценообразования на нее при переходе к рыночным отношениям возникает проблема формирования новых структур основных производственных фондов, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию, что в свою очередь будет определять структуру и систему финансирования инвестиционных программ.

Важной является проблема определения и привлечения новых источников для покрытия инвестиционных расходов, поиск и привлечение новых инвесторов, внедрение новых прогрессивных технологий и новых эффективных форм организации аграрного производства.

Практика показывает, что оптимизация направления долгосрочных инвестиций позволяет ликвидировать и устранить узкие места в материально-технической базе. В обновлении материально-технической базы нуждаются все сферы АПК, все его составляющие. Это связано с тем, что, начиная

П

01

г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о

а

®

ей ^

X

>

О О

О

а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о

X

о

n

01

z

СО □

üi

o i—

ф

с первых лет экономической реформы вопросам вложений в прогрессивные технологии, как и вообще вопросам капиталовложений перестали уделять внимание на всех иерархических уровнях управления.

Инвестиции в сельском хозяйстве способствуют также наращиванию производственного потенциала отрасли и созданию на этой основе экономических предпосылок для повышения уровня интенсификации сельскохозяйственного производства, как основного перспективного пути его развития. В силу этого формирование оптимальной структуры долгосрочных вложений является весьма важной составляющей инвестиционной политики в аграрном секторе. Процесс осуществления инвестиций не должен исключать возможности сосредотачивать усилия хозяйственников для более эффективного использования уже имеющейся материально-технической базы и интенсивного использования основных средств. Он обязательно должен сочетаться с рациональным использованием всех факторов процесса производства, в том числе и основных фондов.

Воспроизводство их в связи с дефицитом финансовых ресурсов следует осуществлять по приоритетным направлениям и только по таким объектам, эксплуатация которых обеспечивает решение актуальных социальных проблем и самую высокую экономическую и экологическую эффективность сельскохозяйственного производства, заключающуюся в получении наибольших результатов в расчете на единицу инвестиционных ресурсов.

Вопреки этому, в 70-80-х годах считалось, что само наличие дополнительных инвестиций является уже достаточной гарантией для устойчивых темпов экономического роста, вследствие чего и проблема инвестирования рассматривалась в отрыве от проблемы использования основных фондов. В результате осуществлялось недостаточное обоснованное формирование ресурсов, т.е. вложения зачастую осваивались ради того, чтобы иметь бюджетное финансирование и в будущем, а не результат. Такой подход к инвестированию получил название - затратного. Если исходить из количественных оценок, то в недавнем прошлом в народном хозяйстве он являлся преобладающим.

В агропромышленных и сельскохозяйственных формированиях долгосрочные инвестиции различаются по направлениям вложений, источникам финансирования, формам собственности, по роли в процессе воспроизводства и другим признакам.

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; млн. руб., до 1998 г. - млрд. руб.)

о а ф

о о

о а

о

<

>

о о

о о

о

со

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I—

о о

CL

о ф

L99S 1996 1997 I99S 1999 2000 2001 2002

КБР 5 39 .-8 9Я7,5 1085.8 1096,7 3 1 1 7,9 2403,5 3379.3 387 1,2

г, Нальчик 143,5 382,0 304,8 31 1,1 2012,4 1005,4 1 2 2367.1

г. 11рохладн ый 10 ,4 12,6 333 22,7 38.4 45.6 107.0 128,9

районы:

Блксанский 20.6 35,2 50,К 51,7 51 R 55,7 60.6 7 1,4

ЭОЛБСК^Й 12,9 32.9 63 J 42.2 563 48.8 57.3 62,5

Míi некий 12,4 21.4 36,4 52,3 78.3 1 14.0 248,2 267.4

Прохлодненскнй 26 Я 40,5 50,5 62,2 56.5 45,0 88,4 101,2

Терский 23,4 44,9 46,3 50,9 101,4 Ч Я,6 L32,8 156,7

Урванскнй 31,8 2S.3 56.4 62.1 1 09^1_ 143.5 205.8 252.1

ЧегемскиП ] 8,8 ЭО.4 41,4 70.9 60.3 84,9 85.2 IOO,1

Чсрекский 7 7.0 140,5 199,1 133,1 189,5 149,0 152.1 172.8

Эл ьбрус с к н й 10.8 10,2 15,0 18,1 39.7 1 30.7 152.8 181 ,5

Нерас предел е иные

объемы крупных

и средних предприятий и upraiiimuHtt 43,0 66,0 27, 8 54,1 62.5 408.2 158,4 187,4

о ф

о

X

о

Источник: Данные Госкомстат КБР.- Нальчик, 2004.

Такая классификация позволяет иметь правильное представление об этих сложных процессах и оценить роль инвестиций на разных стадиях воспроизводства, т.к. при изучении их влияния на результаты производства большое значение имеет не только их объем, но и структура, определяющая в

дальнейшем структуру основных фондов и направления использования инвестиций. В табл. 2 приведены основные инвестиционные показатели по народному хозяйству Кабардино-Балкарской республики за 7 лет.

Следует отметить, что в недавнем прошлом более чем 1/3 инвестиционных ресурсов направлялась на развитие аграрного сектора республики и это выше чем среднероссийский показатель, который в 80-х годах колебался в пределах 20%.

Однако в последние годы наметилось значительное падение уровня инвестирования в сельском хозяйстве, так, например, доля введенных в действие основных фондов упала с 33% до 7%, а сумма капитальных вложений сократилась с 37,4% до 4,7%, объем строительно-монтажных работ уменьшился с 35,6% до 4,9%. Такая тенденция соответствует общероссийской. За 1991-1995 годы сумма капиталовложений в АПК России сократилась более чем в 10 раз, в сельском хозяйстве они уменьшились в 17 раз, в другие отрасли АПК почти в 7 раз. Доля капиталовложений в АПК в сумме инвестиций по народному хозяйству снизилась на 22 % пункта.

Катастрофическое падение уровня инвестиций в сельское хозяйство отмечается в общем объеме инвестирования в АПК Кабардино-Балкарской республики. В 1996-2000 г.г. этот уровень составил 90% по вводу основных фондов; 93,4% но капитальным вложениям; 96,5% по строительно-монтажным работам и к 2002 году снизился до 28,1 %; 18,1 %; 15,9% соответственно. С нашей точки зрения такое резкое падение инвестиций свидетельствует как о проблемах назревших внутри самого АПК в формировании его материально-технической базы, так и о слишком легковесном подходе многих ответственных руководителей в оценке на всех уровнях управления государством и АПК, продовольственной безопасности России, о некоторой переоценке возможностей массового включения в экономический оборот поставок импортного продовольствия. Создание требуемой материально-технической базы во всех сферах АПК возможно лишь при правильном понимании роли инвестиций в воспроизводственных процессах, и управлении ими путем выбора и обоснования самых передовых технологий, предусматривающих реализацию научно-технологических, достижений в области производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции. В таблице 3 отражены инвестиции в разрезе отраслей АПК. Как свидетельствуют данные таблицы, приоритетной сферой вложения является сельское хозяйство, хотя отмечается значительное снижение его доли в структуре инвестиций с 90% до 73,4%.

Таблица 3 - Распределение инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса по источникам финансирования (в процентах к итогу)

П

01

Z

СО □

01

о i— ф i— s о а ф

1996 1997 1998 1999 2000 2001 201)2

Инвестиции в ленов нон капитал

АПК - всего IOO IOO IOO IOO IOO LOO 100

в том числе:

собственные средства, предприятий и организаций 85,2 4,9 60,2 69.9 29.5

привлеченные средства i гредприягий и организаций ... 14,Й 95,1 39,8 30.1 70.5

из них. бюджетные средства 98,6 69,9 2,2 0,8 13, S 11,8 11,1

в том числе :ia счет:

федерального бюджета 50,2 18,0 1,7 0,2 нл 6,5 7,3

бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 4 S,4 5 1,9 0,5 0,6 5,6 5,3 3 Я

>

о о

о

О

<

О

о

о

о

Ô CÛ

О

I—

о о

CL

о ф

По данным Госкомстата КБР.- Нальчик, 2004.

В связи с этим относительно увеличивается доля инвестиций, направленных на развитие перерабатывающих предприятий республики и особенно составляющих инфраструктуры АПК, которые способствуют доведению сельскохозяйственной продукции до потребителя. Причем, если на сельское хозяйство в 1991 году приходилось 82,8% введенных основных фондов, 81,64-6 капитальных вложений, 81,4% строительно-монтажных работ, то уже к 1997 году удельный вес их снизился соответственно до 28,8%, 17,9%, 15,8%. По данным за 2000 год преобладающее место в структуре инвестиций

занимают вложения в сельское хозяйство.

Несмотря на структурные изменения вложений в АПК КБР, общим для его сфер является резкое падение всех инвестиционных показателей (рис. 1).

Рис. 1. Динамика основных инвестиционных показателей в сельском хозяйстве Кабардино-Балкарской республики

П

01

г

03 □

о

I—

ф

I— ^

о

а

ф

ей ^

х

>

О

о

о а

о

<

>

о о

о о сь

о

X

о

Приведенные на рисунке 1 данные свидетельствуют об увеличении объемов капитальных вложений и введенных основных фондов вплоть до 1998 года, затем происходит постепенное падение инвестиционной активности до 2003 года. Начиная с 1995 года, отмечается обвальное падение инвестиций в сель-скос хозяйство и практическое сведение их к минимуму.

С 1999 года наблюдается отставание темпов ввода в действие основных фондов от темпов освоения капитальных вложений. Так если в 1991 году на 1 рубль капитальных вложений приходилось 86 коп. введенных фондов, то уже к 1994 году этот показатель 69 коп., и лишь с практическим прекращением строительства на селе и ликвидацией незавершенного строительства этот показатель вырос до 1,5 руб.

В условиях переходного к рыночным экономическим отношениям периода, когда многие виды ресурсов, а, в основном финансовых, ограничены, важное значение отводится не только общим объемам инвестиций, но и выбору конкретных направлений вложений в соответствии с общественной значимостью, экономической направленностью и социально-экономической эффективностью.

При правильном выборе направления инвестиций создаются предпосылки и факторы эффективности сельскохозяйственного производства, изменения существующей его структуры, направленной на повышение эффективности производства, а, следовательно, его прибыльности и рентабельности.

В процессе вложения капитала важна конечная цель инвестирования: насколько оно создает стабильность в развитии производственной системы, обеспечивает условия создания внутренних источников ее развития. В сельском хозяйстве всегда имеется широкий спектр направлений инвестирования, и поэтому постоянно возникает ситуация, когда необходимо определиться в выборе наиболее перспективных, прогрессивных направлений развития производства и социальной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим структуру капитальных вложений по направлениям (табл. 4).

Следует заметить, что она развивается противоречиво. Явно видно, что в инвестиционной политике сельскохозяйственных предприятий отсутствуют приоритеты инвестирования в силу недостатка денежных средств на эти цели. Поэтому инвестирование приобретает характер - "латания дыр" в воспроизводстве основного капитала. За последние годы существенно сократились вложения в строительство новых объектов, низка доля средств на приобретение нового оборудования (табл. 5). На наш взгляд подобная структура капитальных вложений не может обеспечить повышения их эффективности.

Кризисные явления, охватившие экономику АПК в целом, наложили свой отпечаток на формирование воспроизводственных пропорций в материально-технической базе сельского хозяйства. Требует дальнейшего своего развития и совершенствования социальная сфера, влияние которой на повышение эффективности использования рабочей силы, как и всего ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства неоспоримо.

В этой связи необходимо рассмотреть соотношение социальных и производственных инвестиций в динамике. За последние пять лет наметилась тенденция снижения производственных капита-

ловложений в общем их объеме по сельскому хозяйству. И, как следствие, увеличивается удельный вес вложений в социальную сферу.

Таблица 4 - Инвестиции в основной капитал в отрасли экономики (в процентах к итогу)

1990 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Инвестиции и основной

капитал - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе в отрасли:

\ ] ро м ы ш л е нность 39 22 31 30 77 22 27 41 46

сел ьс кос хозяйство 20 7 3 2 1 3 3 4 7

строительство 4 Ь 1 1 1 - 1 0,0

транспорт и СВЯЗЬ 3 1 ] 5 16 7 29 20 15 14

торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт 5 2 1 - 2 10 9 1 0,0

жилищное строи гельство ,17 35 36 18 3 9 5 5 4

предприятия прочих отраслей 12 17 23 33 9 27 36 33 29

По данным Госкомстата КБР.- Нальчик, 2004.

Таблица 5 - Основные фонды по отраслям экономики Кабардино-Балкарской республики в 19952003 гг. (по полному кругу предприятий; на конец года; по полной учетной стоимости; до 1998 г. -млрд. руб.)

1995 1996 1997 199Й 1999 2000 2001 2002 2003

ВСЕГО 30550,0 39607,9 40106,6 42028,0 46857,0 51765,0 54237,0 68057.0 72952,0

!! том числе:

Промышленность 5789,5 5774.1 6231,0 71)08,0 6887,0 7857,0 8417,0 10033.0 12041,0

Сельское хозяйство 6599,6 6879,3 6832,8 6891,0 6400,0 5970,0 6809,0 8249,0 8464,0

Строительство 2623,9 1493,4 1155,2 3729,0 3235.0 1650,0 713,0 442.0 13 »5,0

Транспорт и СВЯЗЬ 2109,6 3748.8 3701,1) 2763,0 2796,0 7600,0 7131,0 13842 11072,0

Торговля и материально-техническое снабжение 1355,9 1196,0 812,0 843,0 705,0 717,0 861,0 885,0

Прочие 12071,5 20344.3 20940,6 20825,0 26146,0 27983,0 30450,0 34080 39105

П

01

г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о а ф

ей ^

X

>

О О

О

а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

По данным Госкомстата КБР.- Нальчик, 2004.

Следует отметить, что на общем фоне падения инвестиционной активности в АПК России высокий уровень социальных инвестиций, прежде всего, связан с финансированием государственных программ. Это такие программы, как "Газификация села" и "Дороги России". Несмотря на увеличение удельного веса вложений в непроизводственную сферу социальная инфраструктура на селе в большинстве многих сельскохозяйственных предприятиях оставляет желать лучшего.

Что касается строительно-монтажных работ, то почти половина их выполняется хозяйственным способом, при том что в регионе накоплен огромный потенциал строительных организаций, которые,

в свою очередь, вынуждены простаивать без работы. Виной этому - общий спад экономики АПК Кабардино-Балкарской республики, проявляющийся как кризис неплатежей. Неплатежеспособными стало большинство товаропроизводителей.

В системе формирования материально-технической базы сельского хозяйства важным моментом, характеризующим направления этой деятельности предприятий, выступает технологическая структура капиталовложений. Она отражает соотношение капиталовложений на строительно-монтажные работы, приобретение и монтаж оборудования, инвентаря, а также прочие затраты, к которым относятся например - затраты на проектно-изыскательские работы. Технологическая структура позволяет судить о способах осуществления капитальных вложений и характере всего инвестиционного процесса.

Снижение доли прочих капитальных работ и затрат обусловлено резким сокращением в последние годы мелиоративных и культуртехнических работ в земледелии. Подобное отношение к основному средству производства - земле уже привело к падению урожайности в последние годы. Сохранение режима экономии при финансировании программ, направленных на повышение и поддержание плодородия почв, неизбежно приведет к дальнейшему снижению урожайности и объемов производства.

ВЫГОЛОВСКАЯ А.С.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОБОСНОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

П -

01

7.

щ Процесс стратегического управления предполагает анализ перспектив дальнейшего развития

□ ситуации на рынке и выбор конкурентной позиции. Предлагаемая нами методика оценки привлекаем тельности курортного региона опирается на технологию, предложенную Ансоффом. Алгоритм оценки привлекательности региона для курортника включает в себя следующие шаги:

1. Оценка необходимой привлекательности региона. а 2. Разработка системы стратегий.

® 3. Оценка соответствия действительного потенциала системе стратегий.

о 4. Оценка достаточной привлекательности региона.

ф Необходимая для курортника привлекательность действующего курортного региона (ФП(Р))

о

| и региона реформированного (НП(Р)) определяется по формуле: о НП(Р) = ФП(Р) х Кн(Р); ФП(Р) = ЭЭ(Р) х Кф(Р), где Кн=-1,.,+1 о Здесь: ЭЭ(Р) -экономическая эффективность СКК (региона).

^ Очевидно, что возникает вопрос определения Кн, как интегрированного показателя изменения

внутренней и внешней среды в благоприятную для региона сторону (+1) или неблагоприятную сто-^ рону (-1). В свою очередь, Кн определяется как произведение двух показателей: коэффициента привлекательности с точки зрения изменения спроса и коэффициента привлекательности с точки о зрения позиции в конкуренции, последние две величины определяются экспертным методом, опира-о ясь в информационном аспекте на систему стратегического мониторинга.Через систему мониторинга 9 реализуется механизм оценки влияния изменений среды на деятельность региона. Мониторингом т называют систему отслеживания изменений, происходящих извне (вне объекта - курортника).

В настоящих условиях объект мониторинга - плохо структурированная среда и оценить его по формализованным критериям, по мнению многих ;= специалистов, нельзя, так как мониторинг оперирует такими расплывчатыми понятиями, как

^ политика, экономика, социальная сфера, технология.

ЕЕ В качестве параметров оценки перспектив развития действующего и перспективного региона

предлагается использование следующих показателей:

о 1. Оценка привлекательности курортного региона с точки зрения изменения спроса.

ф

[I 2. Оценка привлекательности курортного региона с точки зрения позиции в конкуренции.

^ Для выявления этих показателей необходимо выделить факторы (события), которые могут по-

о влиять соответственно на изменение спроса и позиции в конкуренции. Определение таких факторов

О - весьма индивидуально для каждого региона.

о о сь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.