ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗБИТИЯ РЕГИОНА
КИДАКОЕВА А.И.,
еоискатель,
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,
e-mail: kidakoeva.ai@gmail.com;
САМПИЕВА Л.Д.,
соискатель,
Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,
e-mail: samp_ld@rambler.ru;
ДУРДЫЕВА Д.А.,
соискатель,
Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН,
e-mail: da.du@inbox.ru
В статье рассмотрены некоторые проблемы и подходы к разработке стратегического плана социальноэкономического развития региона.
Ключевые слова: стратегия; планирование; социально-экономическое развитие; регион; конкуренция.
In this article some problems and approaches to working out of the strategic plan of social and economic development of region are considered.
Keywords: strategy; planning; social and economic development; region; a competition.
Коды классификатора JEL: O15, O16, O18.
В качестве основополагающего документа, определяющего будущее развитие Кабардино-Балкарской республики, по нашему мнению, в ближайшее время станет разработанный ИИПРУ КБНЦ РАН проект стратегического плана региона.
Считаем целесообразным рассмотреть его с точки зрения двух аспектов. Во-первых, с точки зрения приоритетов развития региональной экономики, которые в обязательном порядке должны быть учтены при разработке всех частных (локальных) стратегий. Во-вторых, документ представляет большой интерес с точки зрения его методической части, поскольку это первая в регионе разработка одновременно и концептуального, и стратегического характера. При обосновании стратегии развития региональной системы и перспектив ее взаимодействия с субъектами АПК нами по этой же методологии будут рассмотрены такие обязательные атрибуты документа стратегического характера как миссия, дерево целей, SWOT-анализ, частные (локальные) стратегии [3].
Проект стратегического плана развития Кабардино-Балкарской республики, представленный для обсуждения широкой общественности, носит, по нашему мнению, всеобъемлющий, комплексный характер. В то же время он достаточно детально проработан, хорошо структурирован, учитывает все стороны социально-экономической жизни региона. В силу четкой очерченности предмета исследования, мы позволим себе рассмотреть в основном финансовые аспекты проекта Стратегического плана социально-экономического развития КБР. Кроме того, с точки зрения объекта исследования большой интерес представляют такие разделы плана, как «Развитие сельской территории», «Расширение рынков сбыта продукции и услуг местных товаропроизводителей», «Повышение конкурентоспособности республики, предприятий, продукции и услуг местных товаропроизводителей» в части, касающейся субъектов АПК.
Развитие отдельного субъекта Федерации без определения его роли в национальной экономике, системы приоритетов и обеспечения согласованности действий всех субъектов хозяйственной и иной деятельности в условиях открытой экономики неизбежно превращается в процесс нерационального расходования ресурсов [4]. Именно поэтому органы государственной власти отдельных регионов, правительства и муниципалитеты крупных российских городов вводят в практику использование методов стратегического управления.
© А.И. Кидакоева, Л.Д. Сампиева, Д.А. Дурдыева, 2012
До настоящего времени, по общему мнению, управление экономическим развитием Кабардино-Балкарской республики, в том числе, его аграрно-промышленным комплексом, осуществлялось не всегда целенаправленно. На сегодняшний день имеется около пятидесяти отраслевых и целевых программ, «основных направлений», концепций, «политик» и других документов.
Так, на развитие перерабатывающей пищевой промышленности АПК КБР направлена «Программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности МСХиП Кабардино-Балкарской республики на 2012-2015гг.». Ее необходимость заключается в определении основных направлений стратегического развития, точек роста экономики, ведущего индустриального профиля республики. Поэтапная реализация стратегического плана позволит, на наш взгляд, стать Кабардино-Балкарской республике высокоразвитым и единым регионально-воспроизводственным комплексом, а также быть активным субъектом хозяйственной жизни страны. При этом комплексность не означает самозамкнутости, а понимается как открытая система, в которой гармонично соединяются все ее элементы.
Основная стратегия развития Кабардино-Балкарской республики опирается на концепцию, ставящую своей общей целью развитие человека, улучшение качества жизни, а конкретной ближайшей целью — воссоздание основ аграрноиндустриального уровня развития общества с одновременным закладыванием предпосылок общества постиндустриального [1, 3]. Такое понимание движения общества выражает общемировые тенденции.
Главное достоинство обоснования стратегии развития региона, по нашему мнению, заключается не в конструировании жесткой технологии достижения цели, а, главным образом, в разработке механизма, воздействие которого обеспечит движение в нужном направлении. Стратегический план, таким образом, как плановый документ, определяет не только взаимосвязанную последовательность действий, но и стратегию решения приоритетных региональных проблем, в том числе, развития отраслей АПК.
Безусловной особенностью выбранной республикой стратегии является ее нацеленность как на решение неотложных задач проблемного характера, так и на обеспечение всего процесса воспроизводства. Предусмотренные ею стратегические приоритеты развития экономики охватывают все стадии процесса воспроизводства труда, земли, капитала, предпринимательского потенциала, начиная от вовлечения незадействованных интеллектуальных и производственноэкономических ресурсов и заканчивая созданием регионально-воспроизводственного комплекса, формированием благоприятной социальной среды и социально-психологического климата.
По нашему мнению, генеральная стратегическая цель региона (миссия региона) — это улучшение качества жизни населения Кабардино-Балкарской республики. Качество жизни определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека. Стратегическая цель выступает как внутреннее предназначение, пронизывающее все сферы и виды деятельности людей и определяющее постановку и достижение конкретных целей развития с учетом общемировых тенденций и исторически предопределенной миссии региона.
При проведении декомпозиции главной цели необходимо в качестве самостоятельной выделить экономическую цель [4]. Ввиду того, что она пронизывает все стратегические приоритеты плана и имеет непосредственное отношение к проблеме развития банковской системы, мы считаем необходимым рассмотреть ее содержание более детально. Суть экономической цели Кабардино-Балкарской республики заключается в определении необходимости формирования воспроизводственного потенциала регионального хозяйства, обеспечивающего устойчивое развитие экономики, стабильную занятость населения и рост его доходов.
Данная цель развития региона определена с учетом множества факторов, основными из которых выступают: факторы внешней среды (социально-экономическое и политическое положение страны, стратегия и тенденции развития, конъюнктура мирового рынка), внутренние факторы развития республики и ее миссия.
Средством достижения этой цели выступает совокупность действий (мер, мероприятий), механизмов, технологий по достижению целей и выполнению задач, использование финансовых, людских, информационных и других необходимых для этого ресурсов. Одной из главных доминирующих установок проекта стратегического плана и основным средством достижения поставленных целей является создание системы внутренних стимулов саморазвития экономики.
Другим главным средством реализации плана является формирование механизма, обеспечивающего реализацию эффекта комплексного развития региона. Комплексное развитие определяется как процесс гармоничного соединения элементов и факторов развития региона в территориально-производственные комплексы (в частности, аграрнопромышленный) и социально-экономические системы.
При подготовке проекта стратегического плана Кабардино-Балкарской республики необходимо руководствоваться основными принципами стратегического планирования. В связи с этим мы считаем необходимым рассмотреть их более подробно, поскольку они будут реализованы нами при разработке собственной стратегии развития банковской системы и перспектив ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами аграрно-промышленного комплекса КБР. Этими основополагающими принципами стратегического планирования являются:
• комплексность, предполагающая обеспечение взаимной связи интересов Российской Федерации с интересами Кабардино-Балкарской республики, ее муниципальных образований, отдельных предприятий, организаций и структур;
• системность, предусматривающая оценку экономической, технологической, социальной и экологической эффективности намеченных действий;
• адаптивность стратегического плана, позволяющая осуществлять в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды его оперативную корректировку;
• реалистичность и осуществимость, основанные на использовании системы исполнительных критериев (оценочных показателей) и соответствующего механизма мониторинга.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
216
А.И. КИДАКОЕВА, Л.Д. САМПИЕВА, Д.А. ДУРДЫЕВА
Учитывая масштабность и сложность стоящих целей и задач, обозначенных Главой КБР А.Б. Каноковым, правомерным, на наш взгляд, представляется подход творческого коллектива, предопределяющий их поэтапное достижение (решение). Содержание этапа определяют доминирующие проблемы и способы их решения. Временной интервал реализации стратегического плана развития Кабардино-Балкарской республики включает два основных этапа:
I этап — начальный, предопределенный необходимостью решения накопившихся острых экономических и социальных проблем;
II этап — основных структурных преобразований и технологического обновления в экономике.
Содержание первого, среднесрочного этапа состоит в решении задачи перелома инерции кризисного развития, перехода к целевому развитию, системному регулированию и управлению социально-экономическим комплексом республики. Предпочтение будет отдаваться решению задач опережающего развития рыночно-эффективных, «критических» отраслей и предприятий с выделением следующих подэтапов:
• точечного роста (развития);
• очагового, несбалансированного роста (развития).
Некоторые условия перехода ко второму этапу:
• создание основ рыночного, социально-ориентированного хозяйства;
• наличие нормативно-правовой среды, обеспечивающей решение проблем поступательного развития;
• наличие процедур и механизмов разрешения социальных конфликтов.
Содержанием завершающего этапа развития региона должно стать создание диверсифицированной экономики, формирование условий, обеспечивающих реализацию принципов социальной справедливости, учитывающих интересы будущих поколений и др.
Специфика отдельных этапов реализации Стратегического плана развития Кабардино-Балкарской республики будет учтена нами при обосновании временного горизонта для собственного плана развития производственной и кредитной систем.
На выбор стратегий развития КБР в полной мере повлиял анализ внутренних и внешних объективно благоприятных перспектив и угроз. Сделанный БШОТ-анализ позволил сформировать шесть стратегий развития республики:
1. Развитие человеческого капитала. Инвестирование в формирование образовательного, культурного, духовного потенциала жителей региона;
2. Вовлечение в экономический оборот и эффективное использование национального богатства республики;
3. Расширение рынков сбыта продукции и услуг местных товаропроизводителей;
4. Повышение конкурентоспособности региона, предприятий, продукции и услуг местных товаропроизводителей;
5. Формирование эффективной системы трансформации доходов в капитал и привлечение инвестиций в экономику республики;
6. Развитие сельской и горной территории.
Для определения места и роли региональной производственной и кредитной систем в развитии социальноэкономических отношений в республике, на наш взгляд, в рамках данного исследования целесообразно более подробно рассмотреть стратегию по формированию эффективной системы трансформации доходов в капитал и привлечению инвестиций в аграрно-промышленный комплекс [1]. Данная стратегия, прежде всего, направлена на решение одной из основных проблем, имеющих место в экономике региона. Ею, на наш взгляд, является отсутствие главного источника роста — долгосрочных инвестиций в такой на сегодняшний день малопривлекательный сектор экономики как АПК.
Углубление инвестиционного кризиса в экономике региона имеет объективные причины, обусловленные, во-первых, спецификой экономического и технологического развития отечественной экономики в целом и экономики КБР в частности и, во-вторых, особенностями переходного периода. Развитие экономики региона в последнее до кризиса десятилетие базировалось на концепции агропромышленного роста, характерной для аграрных республик, когда инвестиции осуществлялись в реализацию крупных проектов в сельском хозяйстве (например, развитие мелиорации).
В настоящее время перед органами государственной власти республики, прежде всего, Правительством КБР, стоит первоочередная задача осуществить плавный переход к концепции «разумного роста» (точечного), которая предусматривает реализацию, в первую очередь, перспективных проектов, прежде всего, с применением в отраслях АПК высоких технологий.
В республике существует экономическая необходимость самой определять направления использования своих экономических ресурсов, создавать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата посредством формирования согласованной системы мер в законодательной, финансовой и налоговой сферах.
На основании расчетов специалистов министерства экономического развития КБР, можно, на наш взгляд, определить республику с точки зрения инвестиционной привлекательности как регион, характеризующийся средним потенциалом и высоким риском.
В республике, на наш взгляд, не имеется обширной и развитой экономической основы для осуществления масштабных инвестиционных преобразований, в частности, нет достаточно разветвленной банковской системы. Это подтверждается как результатами проведенного моделирования факторов риска и потенциала капиталообразующих инвестиций, так и интересом, проявляемым зарубежными и отечественными инвестиционными компаниями и институтами к отраслям экономики региона.
Привлечению средств для финансирования инвестиционных проектов и их росту должно способствовать создание нормативно-правовой базы на уровне региона. В республике принят ряд основополагающих законов о гарантиях частных инвестиций в КБР и об инновациях и инновационной деятельности, которые наряду с имеющимися федеральными законодательными актами создают нормативную базу для реализации в регионе концепции «разумного роста».
Мы разделяем точку зрения разработчиков стратегического плана СКФО, считающих, что реализации главной экономической стратегии формирования эффективной системы трансформации доходов в капитал и привлечения инвестиций в экономику региона будет способствовать комплексное достижение следующих пяти целей.
Первая — активизация роли государственных органов власти республики в организации инвестиционной деятельности. Здесь механизм государственного регулирования инвестиционных процессов в регионе включает в себя меры непосредственного воздействия (финансового, административного), гарантии инвестиций, информационное обеспечение.
Второй целью в реализации экономической стратегии является повышение инвестиционной активности предприятий. В условиях рыночных отношений резко возрастает роль собственных средств предприятий, направляемых на инвестирование капитальных вложений, поэтому весь комплекс мероприятий, предусматривающий достижение цели, направлен на поддержку конкурентной среды среди сельскохозяйственных предприятий, стимулирование платежного спроса населения, льготного налогообложения, а также совершенствования государственной амортизационной политики.
Третьей, наиболее важной, на наш взгляд, целью по реализации экономической стратегии является привлечение финансовых ресурсов к инвестированию производства. Мероприятия, предусмотренные по достижению поставленной цели, носят непосредственный характер воздействия на производственную и кредитную систему региона.
Четвертой целью в реализации главной экономической стратегии развития КБР является трансформация сбережений населения региона в инвестиции. Достижение поставленной цели позволит привлечь дополнительные средства населения и направить их инвестиции через совершенствование системы государственных гарантий, введение налоговых льгот, создание на уровне региона государственных структур привлечения частного капитала.
Пятой целью в реализации экономической стратегии региона является повышение инвестиционной привлекательности республики для отечественных и иностранных инвесторов. Для реализации поставленной цели предусматривается комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию регионального инвестиционного законодательства, создание четкой правовой базы для инвесторов в финансовом, валютном, налоговом, тарифном регулировании; формирование конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот; развитие производственной инфраструктуры, повышение совокупного спроса.
Проведенный анализ общей концепции развития Кабардино-Балкарской республики и ее главной экономической стратегии, стратегических целей и мероприятий по их достижению позволяет предложить собственное видение стратегии развития банковской системы КБР.
Стратегия должна концептуально определять миссию, цели и задачи банковской системы региона, в обязательном порядке включать анализ внутренних и внешних факторов воздействия, а также набор частных стратегий по взаимодействию с рыночными хозяйствующими субъектами и органами государственной власти и местного самоуправления.
Если исходить из того, что миссия выражает предназначение той или иной организации, должна содержать в себе, среди прочего, социальную составляющую и не должна быть ограничена во времени, то миссию банковской системы Кабардино-Балкарской республики в концентрированном виде возможно представить в виде следующей общей целевой установки: «Каждое предприятие — равноправный партнер по бизнесу».
На наш взгляд, эту общую целевую установку, отражающую желаемое качественное состояние банковской системы в будущем (конкретный временной отрезок мы определим чуть дальше), можно представить в виде дерева целей, включающего главную цель и ее декомпозицию на подцели.
Предложенный набор стратегий характерен тем, что он в определенной мере одновременно реализует два важнейших принципа стратегического планирования, а именно альтернативность и этапность. Мы видим порядок реализации выделенных стратегий как параллельно-последовательный. С одной стороны их реализация должна начинаться одновременно, с другой же, они будут иметь вполне конкретную приоритетность на разных этапах. На первом предпочтение будет отдаваться преимущественно реструктуризации банковской системы, по мере же вызревания соответствующих предпосылок акценты будут смещаться ко второй и третьей стратегии. При всем при этом, рассматривая каждую из стратегий как относительно самостоятельную, мы не мыслим себе реализацию первой стратегии без проведения постоянной, методичной работы по восстановлению доверия граждан к региональным банкам и привлечения их средств в качестве инвестиционных ресурсов, без обеспечения гарантий их возврата со стороны хозяйствующих субъектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Васильев Ю.П. Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП. М.: Экономика, 2005.
3. Волов М.А. Некоторые подходы к формированию научно-инновационной политики // Тегга Есопошкиэ. 2012. №2.
4. Мисаков В. С. Методологические проблемы территориального экономического развития. Изд-во ЗАО «Насып». 2008.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3