Научная статья на тему 'Принципы и особенности инновационного развития предприятий АПК'

Принципы и особенности инновационного развития предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ECONOMIC REGULATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / A COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сампиева Л. Д., Тамашев М. И.

В статье рассмотрены принципы и особенности инновационного развития предприятий АПК, пути достижения финансовой устойчивости в условиях возрастающей конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles and features of the innovative development of agricultural enterprises

In article principles and features of innovative development of the enterprises of agrarian and industrial complex, a way of achievement of financial stability in the conditions of an increasing competition are considered.

Текст научной работы на тему «Принципы и особенности инновационного развития предприятий АПК»

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

САМПИЕВА Л.Д.,

соискатель,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,

e-mail: sampieva@rambler.ru;

ТАМАШЕВ М.И.,

аспирант,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,

е-mail: tamashev_m@rambler.ru

В статье рассмотрены принципы и особенности инновационного развития предприятий АПК, пути достижения финансовой устойчивости в условиях возрастающей конкуренции.

Ключевые слова: экономическое регулирование; инновационное развитие; конкуренция.

In article principles and features of innovative development of the enterprises of agrarian and industrial complex, a way of achievement of financial stability in the conditions of an increasing competition are considered.

Keywords: economic regulation; innovative development; a competition.

Коды классификатора JEL: Q16, Q18.

Экономическое регулирование функционирования предприятий как функция управления, предполагает создание условий, необходимых для эффективной хозяйственной деятельности. Функционирование перерабатывающего предприятия предполагает обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организацию хозяйственного процесса в целом: обеспечение требуемого уровня качества продукции народного потребления, осуществление коммерческих операций, проведение операций товародвижения, осуществление всех видов расчетов, материально-техническое снабжение производства, обеспечение финансовыми ресурсами, персоналом.

Изменения в содержании функционирования предприятия связаны с изменениями в характере собственности и поворотом предприятий к рынку и потребителю. Каждое предприятие, функционируя в рыночной среде, должно самостоятельно решать не только процессы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. В ряду важнейших задач, которые раньше были за пределами организации, стоят маркетинговые исследования, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций.

Достижение эффективного функционирования перерабатывающих предприятий невозможно без осуществления инновационной деятельности, которая выступает в современных условиях как один из важнейших факторов экономического развития. Инновационная деятельность предприятий направлена на практическое использование новых технологий, видов продукции и услуг, методов организации и управления производством [3].

Особенность регулирования функционирования предприятий на основе инновационной деятельности состоит в необходимости достижения высоких конечных результатов с наименьшими затратами, гибкой адаптации производства к изменениям хозяйственной среды. Инновационная ориентация производства, связанная с возрастающим риском, требует определения целесообразности и оптимизации научно-технических решений с позиций системного подхода [2].

Возрастающие требования к обоснованности инновационной деятельности регулятора функционирования предприятий предполагают изучение проблематики инноваций. Исходным пунктом для понимания сущности инновационного процесса стали труды австро-американского экономиста И. Шумпетера, относящиеся к первой половине 20-го столетия. Именно Шумпетером впервые была разработана целостная инновационная теория.

Основная функция инновационной деятельности — это функция изменения. И. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития», говоря о «новых комбинациях изменений» в развитии производства и рынка, выделил пять типичных изменений: 1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; 5) появление новых рынков сбыта.

В литературе встречается как минимум два подхода к определению сущности инноваций. Так, одни ученые [1, 6] рассматривают инновацию как процесс. В.Г. Медынский считает, что инновации — это «обновление основного капитала или производимой продукции на основе достижений науки и техники, это закономерный процесс совершенствования общественного производства» [6]. Другие (С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова) [4] утверждают, что нововведение — это идея, практика или продукт — результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии.

© Л.Д. Сампиева, М.И. Тамашев, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

146

Л.Д. САМПИЕВА, М.И. ТАМАШЕВ

В соответствии с международными стандартами (Положением Руководства Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Авторы придерживаются точки зрения, что инновация — это прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера.

Инновационный процесс представляет собой последовательную цепь событий, в ходе которых новая идея распространяется в хозяйственной практике. Многие ученые [3, 6] рассматривают его как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности. При этом, понимается, что научно-исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний, научно-техническая — на получение, распространение и применение новых знаний для решения инженерных, экономических и гуманитарных проблем. Направлениями инновационной деятельности считается практическое использование научно-технического результата для получения нового и улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

Некоторые ученые под инновационной деятельностью понимают «виды деятельности, связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики» [6]. Таким образом, они отождествляют понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность».

В условиях конкуренции производится отбор производителей в соответствии с рыночной конъюнктурой, соотношением спроса и предложения. Она выдвигает вперед того производителя, продукция которого соответствует текущему спросу. Следовательно, она заставляет производителя работать эффективно и качественно, осуществлять нововведения, способствующие развитию на качественно новом уровне всех элементов производственного процесса — основных и оборотных средств, трудовых ресурсов.

Достижение финансовой устойчивости в условиях конкуренции требует также систематического появления на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. Потребительский спрос все более ориентируется на более сложные изделия и услуги, базируясь на объективном процессе возвышения потребностей.

В условиях повышающегося интереса к новой продукции возрастает значение инновационной деятельности как главного фактора создания новинок, и тот производитель, который овладевает этим фактором, получает добавочную прибыль (сверхприбыль) за монополию на знания (научно-техническую ренту). Таким образом, разработка и выпуск новых видов продукции становится наиболее приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

К характерным признакам рыночной экономики относятся конкуренция производителей, системный характер товарно-денежных отношений; экономический суверенитет производителя и потребителя; доминирование предложения товара над спросом, а, следовательно, и устойчивый рост производства товаров, эффективности общественного производства и благосостояния людей.

Отечественной экономике свойственны другие признаки — затратный хозяйственный механизм, низкий организационнотехнический уровень большинства предприятий, невысокая эффективность производства. Поэтому правомерно охарактеризовать ее как экономику переходного периода, в ходе которого должны быть решены следующие проблемы: повышение эффективности общественного производства, осуществление структурной перестройки и институциональных изменений в народном хозяйстве, повышение конкурентоспособности и расширение сбыта российской продукции на мировом рынке.

Регулирование деятельности предприятий на инновационной основе в условиях рынка значительно усложняется в связи с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей хозяйственной среде. Эти изменения связаны с рядом макроэкономических процессов, происходящих в отечественной экономике.

Прежде всего, следует отметить влияние процесса реформирования организационно-правовых форм предприятий, в ходе которого создается много новых предприятий, меняются формы собственности, возникают новые хозяйственные связи. Это приводит к усложнению процесса регулирования деятельностью предприятий. Изменение имущественных отношений в этом процессе влияет на проблему регулирования. До перехода к рынку все формы поддержки предприятий оставались за государством. Это обстоятельство было обусловлено концентрацией отношений собственности на уровне государства и сведению функций предприятий исключительно к исполнительским.

Подтверждением низкого научного потенциала производственной науки служат показатели наукоемкости, выраженные долей затрат на исследования и разработки в общем объеме товарной продукции. В 1998 г. в среднем по инновационно-активным предприятиям наукоемкость не превышала 0,6%, а в 1995 г. составляла 0,8%. В результате доля инновационной продукции предприятий, занимающихся нововведениями, составляет незначительную долю — 2,2 % от всей массы продукции.

В настоящее время наблюдается тенденция усиления государственной поддержки предприятий АПК. Проводятся меры по реализации Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на период до 2030 г. Начинают осуществляться проекты Федеральной целевой программы стабилизации и развития инженерно-технической сферы АПК «Техника для продовольствия России». В целях реализации предложений по стабилизации и развитию инженернотехнической сферы пищевых и перерабатывающих отраслей АПК и возрождения продовольственного машиностроения в программу включены мероприятия государственного стимулирования выполняемых работ и введение экономических и правовых механизмов, обеспечивающих ускоренное обновление технологий и оборудования на данных предприятиях.

Процесс реформирования предприятий привел к серьезным изменениям в содержании и структуре заемных источников формирования имущества предприятий. Заемные средства, в первую очередь, банковские кредиты, представляли собой практически бесплатный источник длительного финансирования деятельности предприятий. Значительный удельный вес в структуре пассивов большинства предприятий занимали ассигнования из бюджета. Государство ограничивало размер кредитных ресурсов лимитом в утвержденном плане.

В результате перехода банковской системы на двухуровневую модель размер кредитных ресурсов в значительной степени определяется эффективностью вложения финансовых средств.

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

147

Однако доля средств коммерческих банков и инвестиционных фондов в инновационных проектах остается очень низкой, поскольку в условиях мирового финансового кризиса, инфляции и риска, вложение денег в производство на длительные сроки не выгодно, а кредитование краткосрочных потребностей следует предпочесть инвестиционно-инновационному кредитованию.

Вместе с тем, в Кабардино-Балкарской Республике немало случаев инвестиций в региональные производственные комплексы, особенно — АПК, местными коммерческими банками [5].

Инфляция негативно влияет и на инновационные процессы. Осуществление нововведений требует затрат времени, поэтому инновационная деятельность не может, как правило, приносить мгновенный эффект. В условиях быстрого обесценивания денег становятся невыгодными долгосрочные вложения. Требования, предъявленные к инвестициям, ужесточаются, так как необходимо, чтобы процент их доходности превышал темпы инфляции. Для проведения инновационных процессов в условиях нехватки собственных средств, предприятия сталкиваются с проблемой поиска источников финансирования.

Это обстоятельство обусловливает необходимость регулирования финансово-кредитных отношений, развития перспективных форм кредитования новой техники (как, например, лизинг). Лизинг наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, передовой техники, с наибольшим риском морального старения. В России существует ряд негативных моментов, сдерживающих развитие лизинга: несовершенство налогового и таможенного законодательства, нестабильность на рынке финансов, неразвитость рынка средств производства, отсутствие необходимой информации о потенциальных поставщиках и арендаторах техники и оборудования.

Государство оказывает сельскохозяйственным товаропроизводителям определенную финансовую поддержку для приобретения техники, запасных частей на условиях длительной аренды (лизинга) за счет средств специального фонда льготного кредитования, федерального и региональных лизинговых фондов. Однако, бюджетные средства, направляемые на лизинговые операции АПК, не могут быть использованы на приобретение по лизингу оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции.

Следует отметить важность влияния на функционирование перерабатывающих предприятий процессов, происходящих в агропромышленном производстве. Так, в настоящее время перед производителями особенно остро стоит проблема повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности. Состояние ее производственной базы характеризуется: высоким уровнем износа активной части фондов (в 2007 г. степень износа машин и оборудования в АПК КБР увеличилась на 5,7% и составила 67,2%), замедлением технологического обновления предприятий АПК.

Спад производства негативно повлиял на деятельность перерабатывающих предприятий, способствуя вытеснению отечественных производителей с рынка, свертыванию капиталовложений в производство. Так, к 2007 г. доля инвестиций на технологическое перевооружение предприятий перерабатывающей промышленности АПК КБР составила 6% от общих объемов инвестиций в основной капитал.

Состояние производства и ее материально-технической базы оказывает существенное влияние на инновационную деятельность. Отрасли с относительно невысоким износом мощностей (пищевая промышленность) большую часть средств направляют на приобретение машин и оборудования, внедрение новшеств. В них преобладают процессные инновации. Общим технологическим недостатком производственной базы остается высокая ресурсоемкость ее инфраструктуры, вспомогательных производств. Из-за этого на единицу готового изделия затрачивается топлива и энергии в 2-3 раза больше по сравнению с соответствующими зарубежными аналогами.

Несмотря на некоторую активизацию в Кабардино-Балкарской Республике инновационной деятельности, ее масштабы в целом незначительны и по оценкам специалистов не позволяют ожидать в ближайшее время существенного экономического эффекта. При общем спаде интенсивности инновационной деятельности и сравнительно невысокой эффективности она ориентирована на решение тактических задач. Следует отметить, что в расчете на 1 руб. затрат при инновациях объемы выпуска продукции в 7,4 раза больше, чем при ее производстве по традиционным технологиям. Особенно эффективна она в отраслях и предприятиях, внедряющих прогрессивные технологии. Однако, по мнению специалистов, технологическое перевооружение активной части производственных основных фондов на крупных и средних предприятиях невозможно в течение ближайших 15-20 лет.

В этих условиях для осуществления технологической реконструкции пищевых предприятий регионального агропромышленного производства необходимы меры государственного регулирования инновационной деятельности. Так, государство должно взять на себя роль главного инвестора перспективного технологического переустройства производства. Для этого важно решить вопросы формирования бюджетных и внебюджетных инновационных фондов, поскольку только налоговых поступлений недостаточно. Кроме того, важен ориентир на повышение ценовой конкуренции производителей на внутреннем рынке, расширение выпуска импортозамещающей продукции за счет рациональной загрузки оборудования, что позволит провести процесс его качественного обновления.

Бюджетные средства должны играть стартовую роль, способствовать привлечению в инновационную сферу частного и иностранного капитала, средств предприятий и коммерческих банков. Необходимо создание механизма экономических льгот (налогово-амортизационных, таможенных) для предпринимателей, берущих на себя риск освоения инноваций, формирование рынка инновационных проектов и соответствующей ему инфраструктуры.

Для повышения инновационной активности помимо мер государственного воздействия необходимо регулирование деятельности на уровне предприятия. Оно предполагает проведение четкой политики в области разработки и внедрения новой продукции, технологии и способов организации производства; управление потоками необходимых ресурсов; постановку задач перед сотрудниками и организацию работы; контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта. В условиях ограниченности финансовых ресурсов на развитие предприятий особую актуальность приобретает правильность выбора основных направлений инновационной деятельности, определение сроков реализации нововведений, оценка результатов инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. 304 с.

2. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2008. 432 с.

3. ВасильевЮ.П. Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП. М.: Экономика, 2005. 404 с.

4. Ильенкова С.Д. Экономика фирмы и микростатистика. М.: Финансы и статистика, 2007. 364 с.

5. Кабардино-Балкария в цифрах: статистический ежегодник ТО ФСГС РФ по КБР. Нальчик, 2000-2009 гг.

6. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 240с.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.