Научная статья на тему 'Анализ индикаторов оценки уровня развития сельской инфраструктуры горных регионов Северного Кавказа'

Анализ индикаторов оценки уровня развития сельской инфраструктуры горных регионов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / ОЦЕНКА УРОВНЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / INDICATORS / A LEVEL ESTIMATION / AN INFRASTRUCTURE / MOUNTAIN TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыгова Л. А., Кидакоева А. И.

В статье рассмотрены проблемы и подходы разработки стратегического плана социальноэкономического развития горных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дыгова Л. А., Кидакоева А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of North Caucasus rural infrastructure mountainous regions indicators to assess the level of development

In article problems and approaches of working out of the strategic plan of social and economic development of mountain territories are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ индикаторов оценки уровня развития сельской инфраструктуры горных регионов Северного Кавказа»

АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРНЫХ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

ДЫГОВА Л.А.,

соискатель кафедры бухгалтерский учет, анализ и аудит, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

e-mail: dygovaj.@inbox.ru;

КИДАКОЕВА А.И.,

соискатель,

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,

e-mail: kidakoeva.ai@gmail.com

В статье рассмотрены проблемы и подходы разработки стратегического плана социальноэкономического развития горных территорий.

Ключевые слова: индикаторы; оценка уровня; инфраструктура; горные территории.

ANALYSIS OF NORTH CAUCASUS RURAL INFRASTRUCTURE MOUNTAINOUS REGIONS INDICATORS TO ASSESS THE LEVEL OF DEVELOPMENT

DYGOVA L.A.,

Competitor of department «Accounting and Audit» Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov,

e-mail: dygova_l@inbox.ru;

KIDAKOEVA A.I.,

Competitor

North Caucasian state humanitarian and technological academy,

e-mail: kidakoeva.ai @ gmail.com

In article problems and approaches of working out of the strategic plan of social and economic development of mountain territories are considered.

Keywords: indicators; a level estimation; an infrastructure; mountain territories.

JEL classification: Q15, Q16, Q18.

Анализ фактических параметров многих индикаторов на современном этапе развития горных территорий Кабардино-Балкарской республики показал, что они значительно хуже установленных пороговых значений экономической безопасности. Однако именно отклонения фактических параметров от пороговых значений показывают остроту угроз экономической безопасности и очередность их устранения. Приведенные данные являются серьезным сигналом для принятия необходимых мер в области развития экономики Кабардино-Балкарской республики, прежде всего, это касается устранения подвижности и неустойчивости социо-эколого-экономического развития КБР. Дальнейший мониторинг и оценка показателей безопасности обусловлен необходимостью учета и прогнозирования требований безопасности при формировании региональной социально- экономической политики развития сельских территорий горных регионов (Агнаева, 2008, Беляков, 2006).

Мониторинг устойчивого развития должен стать первоочередной задачей для завершения переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций, сильной подвижности и неустойчивости социо-эколого-экономических индикаторов, что характерно для сегодняшнего состояния экономики КабардиноБалкарской республики.

© Л.А. Дыгова, А.И. Кидакоева, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

Индикаторы устойчивого социально-экономического развития являются показателями, которые характеризируют количественные и качественные изменения состояния экономики, социальной сферы, окружающей среды во времени, позволяют оценить ситуацию, выявить факторы, влияющие на ее изменение (Артамонов, 2005, Мисаков, 2011).

Наиболее важными приоритетами развития мирового сообщества в третьем тысячелетие, выделенными в докладе ООН, являются борьба с бедностью, улучшение качества окружающей среды, переход к устойчивому развитию. Наиболее популярным лозунгом в современной экономико-политической ситуации России является кратный рост ВВП к 2020 г.

Во всем мире активно разрабатывают критерии и индикаторы устойчивого развития (в частности, можно назвать такие ведущие международные организации, как ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития, Европейский союз и др.). Индикаторы устойчивого развития классифицируют по различным блокам: экономические, социальные, природно-экологические и др.

Для оценки уровня устойчивого развития КБР нами были отобраны показатели, которые обеспечивают многомерность учета и измерения структурных особенностей региона, дают возможность построить и интерпретировать интегральный показатель, предполагают доступность информационных источников и простоту измеримости характеристик, возможности сопоставлений. Ни один отдельно взятый индикатор не может дать полного ответа на вопрос об устойчивости или неустойчивости развития. Интерпретация индикаторов возможна лишь при рассмотрении их в системе. Устойчивость региональной системы по выбранной нами методике позволяет характеризовать процесс цели направленного изменения уровней развития определенных параметров региона; исходя из этого, мы можем выделить ряд групп показателей.

1. Показатели, которые характеризуют полную устойчивость направленного изменения. (Это такие изменения, в ходе которых любой следующий уровень либо выше всех предыдущих (устойчивый рост), либо ниже всех предшествующих (устойчивое снижение), при условии, что рост показателя - это положительная динамика.

Судя по данным, приведенным ТО ФСГС РФ по КБР, можно говорить об относительно устойчивой положительной динамике различных показателей, большая часть которых принадлежит социальной группе. Примерно, такое же количество показателей говорит о полной неустойчивости.

2. Другая группа показателей характеризуются хаотичным чередованием изменения динамики показателей, что говорит о неустойчивости процесса. И это естественно, так как любое нарушение последовательного изменения состояния системы, или отдельных ее параметров подтверждают неполную устойчивость произошедших изменений. В ходе анализа полученные показатели целесообразно разбить на две подгруппы: 1. с общей отрицательной динамикой и 2. с общей положительной динамикой.

Мы убеждены, что система индикаторов уровня устойчивого развития должна в обязательном порядке войти в региональную статистическую отчетность и быть доступной обществу. Анализ индикаторов оценки уровня устойчивого развития позволяет формировать целевые бюджетные программы и принимать управленческие решения о приоритетных направлениях деятельности в регионах (Беляков, 2006, Гертер, Мисаков, 2012).

Перечень индикаторов оценки уровня устойчивости развития региональной экономики и особенно их пороговые (предельные) значения должны иметь статус утвержденных на региональном уровне параметров, а их соблюдение должно стать обязательным элементом региональных программ устойчивого социально-экономического развития.

Одним из инструментов оценки устойчивого развития КБР является возможность использования сопоставлений социально-экономического развития с соседними регионами РФ, а также с индикаторами Целей развития тысячелетия (ЦРТ).

Сформированные Цели развития тысячелетия должны стать ориентиром для разработки программ, направленных на достижение устойчивого развития регионов РФ, в рамках которой Президентом были обозначены ключевые задачи. По большинству приведенным индикаторам ЦРТ Кабардино-Балкарская республика отстает от среднероссийского уровня (см. табл. 1). Систематизация мирового и отечественного опыта в области исследования проблем устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем позволяет сделать общие выводы, касающиеся территориальных аспектов данной проблемы.

1. Нет общепринятой формулы устойчивого развития региональной экономики. Под устойчивостью экономики региона можно понимать ее способность постоянно осуществлять развивающие функции при отрицательных воздействиях внешних и внутренних факторов, при этом, обеспечивая необходимое качество и эффективные конечные результаты.

2. Правомерной является множественность индикаторов устойчивости в зависимости от вектора социальноэкономической динамики: они могут быть ориентированы либо на выживание и стабилизацию обстановки либо преодоление депрессии.

3. Устойчивость региональной экономики можно достичь лишь в ходе устранения негативных воздействий внутренних и внешних факторов, перечень и степень влияния которых в различных территориях и в разные периоды времени проявляются неодинаково. Из этого следует, что пороговые значения индикаторов устойчивого развития экономики региона для достижения объективных конечных оценок должны иметь территориальную привязку.

4. Процесс достижения устойчивого развития экономики региона должен быть управляемым. Регулирование процесса происходит при мониторинге индикаторов устойчивого развития, что позволяет оперативно реагировать на сигналы о возможных угрозах и принимать необходимые управленческие решения по их предотвращению. Таким образом, показатели, отобранные как индикаторы устойчивого развития, необходимо исследовать в динамике.

Таблица 1

Адаптированные индикаторы целей развития тысячелетия по Кабардино-Балкарской Республике 2011 г.

№ Индикатор ЦРТ В среднем по РФ Показатели регионов

Максимальный Минимальный КБР

Цель 1. Сокращение крайней бедности и голода

1 Коэффициент фондов раз (дифференциация доходов) 14,8 33,6 8,0 11,8

2 Доля беднейшего квинтиля (20 % населения) в доходах, % 5,5 7,7 2,9 5,9

Цель 2. Достижение всеобщего начального образования

- - - - - -

Цель 3. Обеспечение гендерного равенства и улучшение положения женщин

3 Доля женщин среди занятых экономически активного населения, % 61,3 762 55,2 29,7

4 Доля женщин в региональных парламентах, % 13,2 30 0,0 6

Цель 4. Снижение детской смертности

5 Смертность детей в возрасте до 5 лет - - - -

6 Младенческая смертность на 1000 родившихся 11 41,5 6 -

Цель 5. Улучшение здоровья матерей

7 Материнская смертность

Цель 6. Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями

8 Заболеваемость населения болезнями органов дыхания на 1000 человек 295,3 540,2 130,3 310,0

9 Заболеваемость населения новообразованиями на 1000 человек 9,6 17,3 2,0 11,6

Цель 7. Обеспечение экологической устойчивости

10 Доля залессенной территории, %* 45/1 82,0 0,0 46

11 Доля природоохранных территорий, % - - * -

12 Доля населения, имеющего устойчивый доступ к источнику качественной питьевой воды, % - - - -

13 Доля городского населения имеющего доступ к канализации 71.5 100 0 68,6

14 Доля ветхого и аварийного жилья, % 3,2 26 0,6 5,1

Цель. 8 Формирование глобального партнерства в целях развитии

15 Уровень безработицы возрастной группы 20-29 лет, % 32,2 49,9 15,9 33,6

16 Число стационарных телефонов на 1000 населения, город/село 270/112,6 368,8/254 8,6/2,9 244,3/119,1

17 Число сотовых телефонов (тыс. зарегистрированных абонентов) 1404 22826,7 0 1560,5

*Источник: рассчитано по данным ТО ФСГС РФ по КБР, Министерств и ведомств КБР.

В ходе исследования перед нами возникла необходимость разработки основных положений формируемой системы индикаторов устойчивого развития республики.

1. Определение и цель использования индикаторов.

Индикаторы устойчивого развития отражают степень удовлетворенности потребностей в экономических, социальных и экологических аспектах нынешнего поколения без ограничения потребностей будущих поколений.

1.1. Определение целевых показателей политики устойчивого развития. Индикаторы показывают ключевую цель и мероприятия, выработанные в рамках концепции социально-экономического развития КБР. Это позволяет установить группу целевых показателей по каждому индикатору, которые представляют собой цель политики в том или ином тематическом направлении, для которого определен соответствующий индикатор, что, таким образом, обеспечивает более конкретное понимание и видение общих проблем.

1.2. Управленческие и технические цели. При помощи индикаторов мы можем производить измерение, мониторинг, делать анализ и давать оценку темпам и эффективности движения по направлению к достижению цели устойчивого развития. Более того, при необходимости появляется возможность делать корректировку общей политики в сторону нужного направления, обеспечивающей его устойчивость.

Индикаторы также используются для формирования информационной поддержки процессов планирования и принятия решений в Правительстве КБР, других учреждениях и организациях для информирования о последствиях и результатах реализации различных программ устойчивого развития.

1.3. Информирование и участие общественности. Задействование базовых индикаторов позволяет общественности получать информацию о качестве преобразований в экономике и делать те или иные выводы и предложения.

2. Задачи индикаторов. Индикаторы предназначены для решения различных задач.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

2.1. Определение цели: установление конкретных задач стратегии устойчивого развития в количественной форме; формирование стратегии долгосрочного развития; прогнозирование эффектов от намеченных мероприятий.

2.2. Управление: исследование механизма достижения целей устойчивого развития; оценка достигнутого прогресса; оценка эффективности используемой политики; информация для планирования и принятия решений органами власти; повышение качества управленческих решений па региональном уровне с учетом позиций и интересов различных групп населения.

2.3. Оценка положения региона в стране и мире: межрегиональные сравнения, обоснования трансфертов; взаимоотношения региона с международным сообществом, привлечение иностранных инвестиций, программ, грантов.

2.4. Участие общественности: информирование, обучение, взаимосвязь с обществом и отдельными группами; привлечение общественности к участию в гражданской деятельности.

3. Действующие лица. Важной задачей является нахождение определенных сторон, которые заинтересованы в индикаторах устойчивости регионального уровня. К ним относятся следующие группы: лица, принимающие решения на региональном уровне; лица, осуществляющие разработку политики; специалисты (эксперты); общественность; международное сообщество и потенциальные инвесторы.

4. Критерии отбора индикаторов. Из множества критериев выбирается ряд, которые подлежат разработке при выборе каких-либо альтернативных индикаторов. Эти критерии предлагается сгруппировать по следующим тематическим категориям.

4.1. Содержание индикатора: динамика — отражение изменений, происходящих в каком-либо процессе или характеристике, особенно, в тех случаях, когда речь идет о мониторинге эффективности деятельности.

4.2. Связь с политическими решениями: соответствие политике; наличие связи с принимаемыми решениями; концентрация внимания на наиболее существенных вопросах.

4.3. Эффективная передача информации по индикаторам: доступность для понимания заинтересованными сторонами; простота передачи информации; широта распространения информации среди заинтересованных сторон.

5. Зарубежный опыт показывает, что индикаторы устойчивости должны удовлетворять следующим критериям: возможность применение на региональном и федеральном уровнях; иметь однозначное понимание для лиц, принимающих решения, иметь количественную оценку; быть взаимосвязанной с имеющейся системой национальных счетов, статистики и не требовать значительных издержек для сбора информации и расчетов.

6. Участие общественности.

Процесс разработки индикаторов должен проходить на основе широких консультаций, что позволяет:

• получить дополнительную информацию по вопросам, связанным с проектом (в ходе обсуждения появляется возможность получить дополнительные сведения, идеи, мнения и т. д.;

• реализовать права общественности на информацию о проектах, разрабатываемых для утверждения государственными органами;

• осуществлять широкую дискуссию в ходе разработки индикаторов. (это будет способствовать лучшему восприятию идей устойчивого развития, формированию рыночного мышления и т. д.).

В целевые группы для консультационного процесса по разработке индикаторов могут входить различные структуры правительства Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных органов управления; неправительственных организаций; научных и образовательных учреждений; деловых кругов; а также отдельные активисты. Очень важно грамотно организовать консультационный процесс, выбирать наиболее эффективные для данного проекта методы информирования, консультирования и учета высказанных мнений. Потребность в своевременной и полной информации на всех уровнях управления устойчивым развитием очевидна. Однако применяемые в настоящее время социо-эколого-экономические показатели не позволяют получить достаточный объем информации об устойчивости. В связи с этим, необходимо сформировать систему информационной базы (состоящая из экологического, демографического и социального блоков), при помощи которой можно анализировать текущее состояние региональной экономической системы и создавать условия устойчивого развития.

Таким образом, устойчивое развитие означает высокое социальное и экологическое качество экономического роста. Мониторинг устойчивого развития Кабардино-Балкарской республики мы должны проводить на базе ряда систем индикаторов и интегральных индексов.

Сведения об авторах: Дыгова Лина Анатольевна, соискатель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»; Кидакоева Алина Ибрагимовна, соискатель ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия».

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агнаева Ф. (2008). Приоритетные направления развития хозяйств населения / Ф. Агнаева, А. Гудиев // АПК: экономика, управление. № 10. С. 43-45.

Артамонов А.Д. (2005). Политика развития сельских территорий России: поселения 21 века. М.: Юлис.

Беляков А.Ю. (2006). Стратегическое планирование устойчивого развития сельских территорий. ВГУ.

Гертер И.К., Мисаков В.С. (2012). Особенности и основные факторы, влияющие на развитие сельской инфраструктуры горных регионов Северного Кавказа // TerraEconomicus. Ростов-на-Дону, № 3. С. 65-74.

Мисаков В.С. (2011). Критерии и показатели устойчивого развития территорий // Всероссийская НК «Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона». Ростов-на-Дону: ИСЭГИ ЮНЦ РАН. С. 126-132.

REFERENCES

Agnaeva F. (2008). Priority directions of households development. F. Agnaeva, A. Gudiev. AIC: economics, management. No. 10. Pp. 43-45. (In Russian).

ArtamonovA.D. (2005). Rural Development Policy in Russia: settlement 21st century. M.: Ulis. (In Russian).

BelyakovA.Y. (2006). Strategic planning for sustainable rural development. VSU.

HerterI.K., Misakov V.S. (2012). Features and major factors affecting the development of rural infrastructure in mountain regions of the North Caucasus. TerraEconomicus. Rostov-on-Don, № 3. Pp. 65-74. (In Russian).

Misakov V.S. (2011). Benchmarks and indicators for sustainable development of the territories. Russian NC "systemic crisis in the North Caucasus and the state of the macro-region strategy." Rostov-on-Don. Pp. 126-132. (In Russian).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.