Научная статья на тему 'Рыночно-экономические основы становления и развития информационных услуг как части виртуального рынка'

Рыночно-экономические основы становления и развития информационных услуг как части виртуального рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / VIRTUAL SERVICES / MARKET OF INFORMATION SERVICES / INFORMATION RESOURCES / POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лашко Алексей Владимирович, Макареня Татьяна Анатольевна

В данной статье определяется, какие информационные услуги можно отнести к виртуальному рынку. Также выделяются основные этапы становления и развития рынка информационных услуг, рассматривается динамика роста ключевых параметров за долгосрочный период, приводится сравнение различных определений из отечественных источников в период активного развития информационных услуг, по результатам которого сделан вывод об эволюции самого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market-economic foundations of the formation and development of information services as part of a virtual market

This paper defines which information services can be attributed to the virtual market. The authors allocate the main stages in the development of market of information services and examine the dynamics of growth of the key parameters for the long term. The work provides a comparison of different definitions from domestic sources during the period of active development of information services. The results of this comparison are used to draw a conclusion about the evolution of the market.

Текст научной работы на тему «Рыночно-экономические основы становления и развития информационных услуг как части виртуального рынка»

УДК 330.341.42:338.46 ББК 65.206 Л 32

А.В. Лашко

Соискатель кафедры экономики Технологического института Южного Федерального университета, г. Таганрог. Тел.: (951) 509 55 09, e-mail: lashkoaleksey@mail.ru.

Т.А. Макареня

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Технологического института Южного Федерального университета, г. Таганрог. Тел.: (918) 507 03 97, e-mail: mta-76@inbox.ru.

Рыночно-экономические основы становления и развития информационных услуг как части виртуального рынка

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье определяется, какие информационные услуги можно отнести к виртуальному рынку. Также выделяются основные этапы становления и развития рынка информационных услуг, рассматривается динамика роста ключевых параметров за долгосрочный период, приводится сравнение различных определений из отечественных источников в период активного развития информационных услуг, по результатам которого сделан вывод об эволюции самого рынка.

Ключевые слова: виртуальные услуги, рынок информационных услуг,

информационные ресурсы, постиндустриальное общество.

A.V. Lashko

Applicant for Candidate’s degree of Economics Departement, Taganrog Institute of Technology, Southern Federal University in Taganrog. Ph.: (951) 509 55 09, e-mail: lashkoaleksey@mail.ru.

T.A. Makarenya

Doctor of Economics, Professor of Economics Departement, Taganrog Institute of Technology, Southern Federal University in Taganrog. Ph.: (918) 507 03 97 e-mail: mta-76@inbox.ru.

Market-economic foundations of the formation and development of information services as part of a virtual market

Abstract. This paper defines which information services can be attributed to the virtual market. The authors allocate the main stages in the development of market of information services and examine the dynamics of growth of the key parameters for the long term. The work provides a comparison of different definitions from domestic sources during the period of active development of information services. The results of this comparison are used to draw a conclusion about the evolution of the market.

Keywords: virtual services, market of information services, information resources, postindustrial society.

Возрастающая роль информации и ее материальной основы в информационной экономике вызвала к жизни принципиально новое явление - виртуальные рынки. Их существование стало возможным в связи с тем, что сеть Интернет предоставляет информационные и коммуникационные коммерческие услуги [1].

Предметом сделок виртуальных рынков являются как материальные, так и нематериальные товары и услуги (информационные услуги, объекты интеллектуальной собственности). В настоящее время все рыночное пространство можно разделить на «реальное рыночное пространство» и «виртуальное рыночное пространство», функционирующее в условиях интерактивных информационных сетей. Виртуальное рыночное пространство является, прежде всего, искусственно созданным рынком информации. Однако следует отметить, что к виртуальному рынку относятся лишь информационные услуги, предоставляемые онлайн. Соответственно, если они предоставляются офлайн (на магнитных или электронных носителях, в виде печатных изданий и консультаций), то их не следует относить к виртуальному рыночному пространству.

Таким образом, история становления и развития виртуального рыночного пространства неразрывно связана с эволюцией рынка информационных услуг, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью постиндустриального общества.

Зачастую синонимом постиндустриального общества считается информационное общество. Особенно такое сопоставление было распространено в 70-80-е годы ХХ в (например, Masuda Y The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981.).

С течением времени стало утверждаться понимание того, что концепция информационного общества может и должна рассматриваться как составная часть постиндустриальной теории, способствующая более углубленному познанию постиндустриального общества, его очень важных, но более частных проблем.

В 1996-1998 гг. М. Кастельс в своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» писал: «В последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, которую я называю информациональной и глобальной, что позволяет определить ее отличительные черты и взаимосвязь между ними. Итак, информациональная -так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная - потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки), организуются в глобальном масштабе непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов. И наконец, информациональная и глобальная - потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможны лишь внутри глобальной, взаимосвязанной сети. Глобальная сеть появилась в последней четверти ХХ в. как результат революции в области информационных технологий, предоставившей необходимую материальную базу для создания такой новой экономики. Здесь есть историческая взаимосвязь между лежащими в основе экономики знанием и информацией, их глобальной распространенностью и революцией в сфере информационных технологий, которая породила новую, отличную от ранее существовавшей экономическую систему» [2].

Что касается понятия «информационная экономика», которое рассматривается во многих публикациях и возникновение которого связывают с именем американского ученого М. Пората, то это понятие обозначает, по мнению, например, Т.П. Николаевой, особый тип экономики, органически присущий постиндустриальному обществу. Отличительными особенностями информациональной экономики является то, что определяющим производительным ресурсом здесь выступает информация в том или ином виде, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда. Информационную экономику можно рассматривать как результат некоего синтеза промышленного производства и сферы услуг

[3].

Как следствие становления такой экономики информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена,

ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Информационный рынок представляет собой сегмент рынка услуг, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством купли-продажи информационных ресурсов, а основными элементами информационного рынка являются информационные продукты и услуги, производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг (юридические и физические лица).

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

Рассмотрим определения рынка информационных услуг, наиболее часто встречающиеся в различной литературе. В таблице 1 приведены определения в различной литературе, а также в законах.

Таблица 1

Сравнение различных определений рынка информационных услуг

Определение

Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и

потребителями (покупателями) и

характеризуется определенной

номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Информационные услуги - это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей

информационными продуктами, которые

Год

публика-

ции

1995

Источник

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

1996

представляют

информацию,

соответствии

пользователей

применяемую

и

документированную подготовленную в

с потребностями

предназначенную или для удовлетворения

Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" - утратил силу 08.08.06. Согласно ст. 2.

потребностей пользователя.

Информационные услуги - действия, направленные на получение информации (независимо от формы представления) определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой неотъемлемую часть единого информационного поля, объектами

2006

2010

В соответствии с пп. 1, 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ "Об информации,

информационных технологиях и защите информации" (действует с 09.08.06)

Ярковой, В.А. Основные направления развития

информационных услуг в

которого являются товары в виде информационных продуктов,

информационных услуг, научно-

технической, проектно-конструкторской и технико-технологической продукции.

Рынок информационных услуг - это система эволюционирующих

экономических, организационных,

информационных, технологических и правовых отношений по поводу формирования и реализации

информационных услуг, основанная на процессах обмена информацией и знаниями, связанная в своих трансформациях с уровнем постиндустриального развития экономики и обусловливающая

модернизацию отношений на других рынках и ускорение научно-технического прогресса.

Российской Федерации /

В.А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3 (25). - С.56-61.

2011 Корабейников И.Н. Региональный рынок информационных услуг: теоретические основы развития / Работа выполнена в рамках Гранта Президента Российской

Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук. Проект № МК-2939.2011.6

Как видно из первых трех определений, правовое регулирование рынка информационных услуг претерпело некоторые изменения. Пожалуй, наиболее существенным изменением является тот факт, что с 9 августа 2006 года для предоставления информации не требуется подтверждающего данное действие документа. Однако из этого не следует, что для целей бухгалтерского учета и налогообложения затраты можно принять без первичной учетной документации. Вместе с тем изменения в законодательстве позволяют не составлять подробных отчетов о предоставленной информации. Очевидно, что эти изменения в сторону упрощения взаимодействия субъектов были необходимы в свете значительных темпов роста рынка. В определениях, данных в научной литературе, большее внимание обращается на влияние рынка информационных услуг на другие рынки, а также его интеграцию в смежные общественные области.

Т.к. рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе, то природа осуществляющегося здесь обмена заключается в том, что предметом рыночных отношений обычно выступают информационные ресурсы.

Под информационным ресурсом понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Мировые информационные ресурсы обычно подразделяются на три сектора:

- сектор деловой информации;

- сектор научно-технической и специальной информации;

- сектор массовой потребительской информации.

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:

- биржевая и финансовая информация - информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

- статистическая информация - числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок,

предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

- коммерческая информация - информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;

- деловые новости в области экономики и бизнеса.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т.д.

Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, справочники служб быта и т.д.) [4].

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

Создание информации не всегда является последним этапом на пути удовлетворения потребностей конечных ее потребителей (пользователей). Распространение информационных ресурсов, будучи следующим этапом, может занять больше времени и средств, чем его производство, особенно в случае рассмотрения дорогостоящих узкоспециализированных информационных систем (банковские автоматизированные информационные системы, индустриальные системы управления базами данных и т.д.).

Для общества удовлетворение информационных потребностей - это распределение полученной информации как общественного блага. На уровне индивидуального производства это движение составляют акты купли-продажи информации в форме информационных продуктов и информационных услуг или их передача в соответствии с заключёнными договорами между субъектами экономических отношений [5].

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.

Пользователям - специалистам в различных областях науки и техники -предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ: малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах - в ИПС хранились вторичные документы - поисковые образцы документов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС была автоматизирована лишь часть функций информационного обслуживания. Несмотря на то, что коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли свою положительную роль в качестве базы для дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, явилось возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов. Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке, что отражено на рис. 1.

си Некоммерческие Е23 Смешанные

Рисунок 1. Доли государственных и негосударственных служб на информационном рынке

Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д. [6].

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство, наряду с ростом возможностей вычислительной техники, породило возникновение принципиально новых информационных технологий, что, в свою очередь, обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере - появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере.

Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников [4].7

Изменение условий осуществления информационной деятельности сопровождалось усилением её коммерциализации. С другой стороны, использование новых информационных технологий и технических средств резко подняло производительность труда и эффективность работы в информационной сфере. В информационную деятельность и производство информации стало выгодно вкладывать капитал, так как здесь обеспечивалась норма прибыли, превышающая среднюю.

Информационные технологии - один из основных ресурсов развития в новом столетии. В центре структурной перестройки экономики ведущих промышленно-развитых стран находился информационно-технологический комплекс, включающий производство вычислительной техники, средств цифровой связи, производство программного обеспечения и информационных услуг. На рисунке 2 изображен график, отражающий рост рынка информационных услуг за пять лет (с 1997 по 2002 гг.) по регионам мира.

□ 1997 0 2002

Рисунок 2. Оценка роста информационных услуг по регионам мира с 1997 г по 2002 г (млрд. долл.) [7]

Также одной из форм предоставления информационных услуг потребителю, динамика роста которой отражает рост на рынке информационных услуг в целом, является обеспечение его доступа к профессиональным базам данных научно-технической, деловой, правовой и другой информации. На рисунке 3 показаны тенденции роста количества баз данных и их объема за двадцать пять лет [6].

Количество баз Количество записей, млн

Количество баз данных —Суммарный объем баз данных (млн записей)

Рисунок 3. Динамика изменения количества информационных агентств и баз данных

на мировом информационном рынке

Как видно из рис. 2, за неполные 20 лет количество баз данных выросло в 27 раз, а их суммарный объем - более чем в 100 раз.

Содержание баз данных отражает потребности пользователей. Если первоначально потребители запрашивали главным образом научно-техническую информацию, то в настоящее время их основной интерес направлен на информацию, касающуюся бизнеса, торговли и промышленности. Большой интерес также проявляется к патентной и правовой информации.

Определить абсолютные показатели объема рынка информационных услуг представляет собой достаточно сложную задачу. Также такие показатели будут иметь большую погрешность. Связано это с тем, что отдельные сегменты информационного рынка относятся к сегментам сферы услуг, на которые такие информационные услуги ориентированы (например, финансовый и юридический консалтинг относят к финансовым и юридическим услугам соответственно).

Рынок информационных услуг имеет определенный вектор развития, который в условиях постиндустриального общества в основном увеличивается в двух направлениях: развитие доступности, качества и принципов предоставления существующих услуг за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий, а также технологий экономики знаний; внедрение и развитие новых сфер рынка информационных услуг.

В результате проведенных исследований были выделены этапы становления рынка информационных услуг. Формирование каждого из этапов напрямую зависело от развития техники и технологий обработки, хранения и передачи информации. Также на каждый очередной этап развития влиял спрос на услуги, а именно: постоянный рост требований к качеству услуг, объему запрашиваемой информации, оперативности ее предоставления, а также доступности услуг, независимо от места положения потребителя.

Также была выявлена эволюция определений рынка информационных услуг в

зависимости от этапов его развития. По мере развития рынка наблюдается снижение контроля со стороны государства за предоставлением услуг, что связано с высокими темпами роста данного рынка. Чтобы полностью не потерять контроль над этой важной сферой деятельности общества, регулирующие органы были вынуждены пойти на уступки. Помимо этого, в определениях все большее внимание уделяется взаимной интеграции информационного рынка, особенно как части виртуального рынка, и различных общественных областей.

Стоит также отметить тот факт, что по мере развития информационного рынка наблюдается увеличение в его структуре доли услуг, предоставляемых онлайн, относительно офлайн-услуг. Как следствие, растет доля виртуального рынка в структуре информационных услуг. Причиной такого роста является переход от бумажных носителей к цифровым, а также изменение способов предоставления услуг.

Примечания:

1. Муравьев В.А. Информация в постиндустриальной экономике. URL: http:// www.vestnik.fa.ru (дата обращения 12.03.2010).

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С.

81.

3. Сфера услуг: экономика: учеб. пособие / под ред. Т.Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2006. 322 с.

4. Хорошилов А.В., Селетков С.Н. Мировые информационные ресурсы. СПб.: Питер, 2004, 176 с.

5. Гузев В.В. Особенности рынка информационных ресурсов. URL: http://www.pglu.ru/ lib/publications/University_Reading/2008/XII/uch_2008_Xn_00009.pdf.

6. Лиходедов Н.П., Толстых Л.Е. Мировые информационные ресурсы для бизнесменов и специалистов. СПб.: Элмор, 1997.

7. Зарубежный опыт развития отраслей информационных технологий // Бюджетная

система Российской Федерации: официальный сайт. URL: http:// www.budgetrf.ru/

Publications/Magazines/bea/bulletin/2000/bea262000bull/bea262000bull000.htm.

References:

1. Muravyev V.A. Information in post-industrial economy. URL: http:// www.vestnik.fa.ru (date of the reference of 3/12/2010).

2. Kastels M. The information epoch: economy, a society and culture. М., 2000. P. 81.

3. Sphere of services: economy: teaching manual / Ed. T.D. Burmenko. М.: KNORUS, 2006. 322 p.

4. Khoroshilov A.V., Seletkov S.N. World information resources. SPb.: Peter, 2004, 176 p.

5. Guzev V.V. Features of the market of information resources. URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/XII/uch_2008_XII_00009.pdf.

6. Likhodedov N.P., Tolstykh L.E. World information resources for businessmen and experts. SPb.: Elmor, 1997.

7. Foreign experience in development of branches of information technology // Budgetary

system of the Russian Federation: an official site. URL: http:// www.budgetrf.ru/

Publications/Magazines/bea/bulletin/2000/bea262000bull/bea262000bull000.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.