Научная статья на тему 'Перспективы развития отечественного рынка информационных услуг'

Перспективы развития отечественного рынка информационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / INFORMATIZATION / INFORMATION SERVICES / INFORMATION RESOURCES / STATE POLICY IN THE FIELD OF INFORMATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дербина Олеся Дмитриевна

В статье проводится исследование теоретических и практических аспектов формирования рынка информационных услуг. Изучаются предпосылки использования собственных программных разработок. Доказывается перспективность использования как рыночных, так и нерыночных механизмов в процессе развития отечественного рынка информационных услуг. Обосновывается необходимость проведения действенной политики государства в сфере информационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future development of the domestic market information services

A study of the theoretical and practical aspects of the formation of market information services. We study the conditions of using their own software development. We prove the prospect of using both market and non-market mechanisms in the development of the domestic market of information services. The necessity of an effective state policy in the field of information services.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития отечественного рынка информационных услуг»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

103

Дербина О.Д.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аннотация. В статье проводится исследование теоретических и практических аспектов формирования рынка информационных услуг. Изучаются предпосылки использования собственных программных разработок. Доказывается перспективность использования как рыночных, так и нерыночных механизмов в процессе развития отечественного рынка информационных услуг. Обосновывается необходимость проведения действенной политики государства в сфере информационных услуг.

Ключевые слова. Информатизация, информационные услуги, информационные ресурсы, государственная политика в сфере информационных услуг.

Derbina O.D.

FUTURE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC MARKET INFORMATION SERVICES

Abstract. A study of the theoretical and practical aspects of the formation of market information services. We study the conditions of using their own software development. We prove the prospect of using both market and non-market mechanisms in the development of the domestic market of information services. The necessity of an effective state policy in the field of information services.

Keywords. Informatization, information services, information resources, state policy in the field of information services.

Происходящие в стране и мире изменения требуют формирования соответствующей правовой базы, определяющей границы взаимодействия участников рынка в новых условиях хозяйствования. Для разных отраслей и сфер деятельности утверждение соответствующих положений происходит с различной скоростью. Так, для сферы информационных услуг регламентация правовых положений обуславливается формированием информационного общества. Согласно федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», уже утратившему силу, сформированный понятийный аппарат позволял получить системное представление о происходящих на рынке информационных услуг изменениях. В частности, понятие «информатизация» было представлено не только как социально-экономический, но и как научно-технический процесс, организованный таким образом, чтобы обеспечить условия для оптимального удовлетворения потребностей в информации при применении информационных ресурсов. При этом, в данном законе рынок информационных услуг, как и сами информационные услуги не были закреплены.

В 2006 году был принят федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому информация рассматривается как сведения, а информационные технологии как процессы и методы поиска, предоставления и распространения информации. Кроме того, законом были введены новые понятия, одним из которых стало «информационно-телекоммуникационная сеть». Под ней следует понимать технологическую систему передачи инфор-

ГРНТИ 06.71.51 © Дербина О.Д., 2016

Олеся Дмитриевна Дербина - аспирантка кафедры экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Контактные данные для связи с автором: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 13, к. 1, кв. 84 (Russia, St. Petersburg, Kremenchugskaya str., 13/1, 84). Тел.: 8 (911) 268-57-68. Е-mail: o.d.derbina@mail.ru.

104

Дербина О.Д.

мации. При этом, понятие «информатизация», также как и понятие «информационные услуги», не было рассмотрено. Такой подход свидетельствует о стремлении к использованию новых для формирующегося российского рынка информационных услуг сетевых технологий. Однако отсутствие всей совокупности составляющих данного рынка не позволяет получить системное представление не только об особенностях функционирования отечественного рынка информационных услуг, но и о новых требованиях, которым он должен отвечать. Всё это, по мнению автора, сдерживает внедрение рыночных инструментов в сфере информационных услуг.

В целом, в экономических исследованиях информацию связывают с информационными ресурсами. Информационные услуги, как таковые, не выделяются и, соответственно, не определяется их роль в дальнейшем становлении рынка информационных услуг. Наиболее точно, на наш взгляд, взаимосвязь информационных услуг и информационных ресурсов прослеживается в [5]. Согласно источнику, под информационными ресурсами следует понимать отдельные документы или массивы документов, в том числе в информационных системах, которые являются основой для создания информационных продуктов, распространяемых при помощи услуг. При этом уточняется, что знания также могут выступать информационными ресурсами. В этом случае они должны быть отчуждены от их производителей, а также тех, кто занимается их анализом. Сложность эффективного использования информационных ресурсов заключается прежде всего в невозможности предоставления точного прогноза по их использованию всеми категориями потребителей.

Отметим, что информационная услуга характеризуется определенными особенностями, которые отличают ее от других видов услуг [4]. Среди основных из них, можно выделить следующие (см.: http://geum.ru/ec-aref/informatsionnye-uslugi-v-sisteme-ekonomicheskih-otnosheniy.htm): наличие взаимосвязи между информационным продуктом и информационной услугой; возможность предоставления информационной услуги неограниченное количество раз в связи с возможностью долгого хранения информационного продукта на различных носителях, что обеспечивает преодоление локальности рынка услуг путем снижения риска производителя; удаленный доступ к информационному продукту, расширяющий территориальные границы рынка; участие посредника в процессе оказания услуги потребителю исполнителем.

Кроме того, следует учитывать влияние информационных услуг на развитие экономики [3, 6]. Для этого необходима дифференциация информационных услуг по ряду признаков. Так, например, по функциональному признаку информационные услуги могут быть представлены следующим образом: услуги по распространению информационных продуктов; услуги по созданию информационного продукта на заказ; информационно-консультационные услуги; услуги по обеспечению информационного взаимодействия субъектов экономики; услуги по обеспечению обмена информацией. В связи с различным влиянием на экономическую деятельность разных типов информации, информационные услуги могут быть поделены по типу динамики информации на (см. http://geum.ru/ec-aref/ informatsionnye-uslugi-v-sisteme-ekonomicheskih-otnosheniy.htm): услуги по предоставлению информации; услуги, составляющие интеллектуальный капитал предприятия; услуги по предоставлению бизнес-информации, приобретающей решающее значение в управлении.

В зависимости от выбранной базы данных информации и с учетом поставленных задач, информационные услуги делятся на: услуги издания информационных материалов; услуги ретроспективного поиска информации; услуги проведения маркетинговых исследований; услуги доступа к базам данных и поиска в них информации; услуги связи; подготовку и предоставление информационных услуг. Следует заметить, что базы данных являются источником и первичным информационным сырьем для подготовки информационной услуги. При этом признак социальной значимости и гарантированности со стороны государства позволяет определить границы рыночного сектора информационных услуг.

Отметим, что дифференциация информационных услуг по различным признакам позволяет выработать единый подход к ценообразованию и определению экономического эффекта информационных услуг. В целом, основные виды информационных услуг могут быть сведены к следующим (см. http://reftrend.ru/911421.html): подготовка источников информации; подготовка баз данных; выпуск печатных информационных изданий; информационное обслуживание. Отметим в этой связи, что в условиях рынка информационные услуги приобретают особую актуальность, так как позволяют предоставлять бизнес-информацию. Особенно сильно это проявляется в таких сферах, как финансы и торговля.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

105

Происходящие рыночные процессы характеризуются динамичностью, что требует использования актуальных средств оказания информационных услуг. При этом, такие средства должны быть не только универсальными, но и доступными. В 2010 году правительством РФ был инициирован переход всех российских учреждений на свободное программное обеспечение. К 2015 году данный процесс должен был быть завершен. Основным локомотивом продвижения данного решения должно было выступать государство. Предполагалось, что такой подход обеспечит рост конкурентоспособности отечественных разработок программного обеспечения. Основными потребителями отечественных разработок должны были стать российские госкомпании (см.: http://www.pcweek.ru/foss/news-company/ detail.php?ID=161716). Взятый государством курс на импортозамещение [1] является не единственным мотивом полноценного применения возможностей свободного программного обеспечения. Для бизнеса, IT-компаний рыночные инструменты являются основой дальнейшего роста их эффективности и повышения конкурентоспособности.

В свою очередь, долгосрочная программа развития российского веб-сегмента и связанных с ним отраслей экономики (см.: http://www.3dnews.ru/919219) должна была обеспечить решение таких важных задач, как развитие Интернет-инфраструктуры; регулирование интернет-отрасли; широкое использование IT-технологий; повышение прозрачности госуправления; обеспечение цифрового суверенитета; нейтрализация сетевых рисков. Изначально долгосрочную программу развития российского веб-сегмента и связанных с ним отраслей экономики можно было рассматривать как элемент рыночного механизма. Институт развития Интернета (ИРИ), созданный в марте 2015 года, выступил представителем интересов отечественной веб-индустрии. Основной целью создания ИРИ стало формирование и развитие отрасли современных технологий в России (интернет, софт и медиа), а также образование активно действующей дискуссионной межотраслевой площадки, позволяющей консолидировать отраслевые исследования и налаживать диалог с властью (информация с сайта: http://ири.рф/about).

Учет имеющегося зарубежного опыта и госпрограмм развития интернет-отраслей должен был позволить использовать наилучшие мировые практики с целью интеграции российских ИКТ со смежными отраслями экономики. Кроме того, предполагалось, что имеющийся зарубежный опыт обеспечит условия для создания основного Индекса Рунета. Отметим, что создание Индекса Рунета, по задумкам разработчиков программы, позволит системно комбинировать различные метрики развития Рунета, его экосистем и сегментов, а также смежных отраслей экономики (см.: http://ири.рф/projects). Кроме того, Индекс будет описывать состояние Рунета в целом, определяя взаимовлияние отраслей и сфер народного хозяйства. С помощью Индекса Рунета станет возможной оценка уровня Интернетразвития субъектов федерации. Актуальность данной меры определяется прежде всего тем, что в 2015 году индекс цифровой грамотности по всем субъектам РФ составил 4,79 из 10 возможных баллов. Изменение сложившейся ситуации требует объединения усилий государства и бизнес-сообщества при создании проектов, нацеленных на просвещение граждан в сфере информационных технологий (см.: http://www.rg.ru/2015/12/29/strategiya.html).

Таким образом, формирование и развитие рыночного инструментария в сфере информационных услуг в России должно базироваться на действенном правовом обеспечении, отражающем актуальные тенденции рынка. В настоящее время продолжается работа в данном направлении. При этом собственные технологические и программные разработки в сфере информационных услуг должны отвечать требованиям рынка и быть конкурентоспособными. В целом, проводимая государством политика в области информатизации должна способствовать оптимизации рынка информационных услуг при эффективном взаимодействии рыночных и нерыночных инструментов [2] с учетом исторических особенностей развития страны, ее социально-экономического уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.

2. Государство и рынок. механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию: коллективная монография в 2 томах. Том 1 / под ред. Дятлова С.А., Плотникова В.А., Максимце-ва И. А., Карлика А.Е., Миропольского Д.Ю. СПб.: Астерион, 2010. 394 с.

106

Дербина О.Д.

3. Койда С.П. Тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 5. С. 75-78.

4. Петров А.Н., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Концептуализация подходов к формированию целостной теории услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 1. С. 40-50.

5. Представление об информационных ресурсах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emelmarya.ucoz.ru/ index/informacionnye_resursy/0-58 (дата обращения 30.11.2015 г.).

6. Сигов В.И., Карпова Г.А., Сигова М.В. Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 5 (83). С. 4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.