удк 330.123.6 Д-В. Лебедев
□ □шил пггглпп □□□□шлппппппн папам
Центральным направлением развития товарной структуры торговли информационными благами стало изменение соотношения его основных сегментов (компьютерного оборудования, программного обеспечения и компьютерных услуг) в сторону повышения удельного веса последних. В статье предпринимается попытка статистически оценить объемы информационных услуг, оказываемых населению.
Ключевые слова: информационные услуги, платные услуги, консалтинговые услуги, правовые услуги.
D. V. Lebedev
THE STUDY OF INFORMATION SERVICES MARKET VALUE IN THE RUSSIAN ECONOMY
The paper demonstrates that the major trend in information services market development is the reproportion of its segments (from computer equipment and software to computer services). The author gives a statistic analysis of information services value.
Key words: information services, paid services, consulting services, legal services.
Информационное общество □ новая ступень развития постиндустриального общества, переход к которому в настоящее время становится объективной реальностью. Возникают компании нового типа, располагающие только (или в большей степени) нематериальными активами и производящие информационные продукты, распространяемые электронным способом. Это компании, основным ресурсом которых являются знания, имеющие устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющие известными товарными знаками или работающие на рынке наукоемкой продукции (табл. 1). Тенденцию дематериализации производственных процессов исследователи связывают с наступлением «Исходящего периода большого цикпаП технологического развития [1, с. 45]
Т а б л и ц а 1
Количество 1Т-компаний по направлениям деятельности за 2009 г.
Направления деятельности Количество компаний Суммарный оборот компаний в сегменте, USD
Системная интеграция 39 2 36 4 99 5 244
Консультирование в сфере ИТ 24 95 9 88 4 659
Услуги 18 587 044 41 5
Происходит расширение границ товарного рынка: объектами купли-продажи становятся не только традиционные материальные блага, но и информационные блага, символические активы (брэнды, товарные марки). Центральным направлением развития товар -ной структуры торговли информационными благами стало изменение соотношения его основных сегментов (компьютерного оборудования, программного обеспечения и компьютерных услуг) в сторону повышения удельного веса последних.
Такое соотношение сегментов рынка информационных технологий обусловлено следующими факторами.
Во-первых, рост технологического потенциала отрасли создает основу для более чуткой реакции на спрос и «индивидуального П подхода к клиенту т.е. растет число
контрактов на услуги по разработке программного обеспечения по индивидуальным заказам предприятий и частных лиц и по информационному сопровождению.
Во-вторых, особенностью торговли отдельными видами программного обеспечения, в первую очередь прикладным программным обеспечением для решения задач в конкретных предметных областях и программными средствами для организации централизованного хранения и оперативной обработки документов, спрос на которые формируют частные компании и фирмы, является то, что услуги по поддержке (доработке) данных видов программного обеспечения и обучению персонала навыкам грамотного их использования сопровождают контракт на поставку товара. Данная ситуация характерна для рынков большинства высокотехнологичных товаров, часто суммы контрактов на оказание услуг, связанных с монтажом и эксплуатацией, превышают стоимость поставляемого товара. Прикладное программное обеспечение и программные средства для организации централизованного хранения и оперативной обработки документов являются также товарами, в свойствах которых заложена возможность постоянного совершенствования в соответствии с направлениями развития компании. Так, экономисты компании 1ВМ, одного из крупнейших поставщиков информационных технологий на мировой рынок, отмечают, что вывод на рынок нового программного обеспечения влечет за собой рост объемов оказания компьютерных и информационных ус -луг, поскольку зачастую контракты на приобретение программного обеспечения включают и сервисное обслуживание. В 2003 г. покупатели программного обеспечения тратили на приобретение вычислительной техники и программных средств в 5 раз больше, чем на поддержание, обслуживание и обновление. Однако уже в 2009 г. эти показатели практически сравнялись (табл. 2). Такую динамику сектора определяют следующие факторы, характерные для экономической рецессии [2, с. 220]:
□ снижение спроса на услуги информационных технологий;
□ оптимизация расходов бизнеса на информационные технологии;
□ рост неплатежей за предоставленные услуги;
□ замораживание проектов в сфере развития ИКТ;
□ сокращение объемов промышленного производства;
□ сокращение численности ИТ-персонала компаний.
Одновременно с сегментом информационных услуг, оказываемых организациям, растет и объем информационных услуг, оказываемых населению, хотя статистически его оценить очень сложно.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г.
Т а б л и ц а 2
Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам (в % к итогу)
Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
На приобретение вычислительной техники 52,3 45,4 37,3 33,7 31,2 27,5 20,3
На приобретение программных средств 7,7 9,8 11,0 11,3 14,7 15,9 16,4
На оплату услуг связи 20,9 23,9 25,9 31,4 29,4 31,4 33,8
Из них оплата доступа к сети Интернет * - - - 5,7 6,0 6,6 7,9
На обучение сотрудников, связанное с развитием и использова -нием информационных и коммуникационных технологий 0,7 0,8 1,6 0,8 0,7 0,8 1,2
На оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ин -формационным и коммуникационным технологиям (кроме услуг связи и обучения) 11,3 11,6 14,7 15,2 16,5 17,5 19,0
Прочие затраты 7,1 8,5 9,5 7,6 7,5 6,9 9,2
Обследуются с 2006 г.
Наибольший спрос на информационные техноло -гии в России предъявляют компании, оперирующие в таких секторах экономики, как банковский, телекоммуникационный, электроэнергетика, т.е. отрасли с наиболее значительными объемами баз данных.
Анализ структуры рынка консалтинговых услуг в России указывает на наличие следующих субъектов:
□ индивидуальные частнопрактикующие консультанты;
□ отделы консалтинга в кадровых или маркетинговых агентствах;
□ мелкие консалтинговые фирмы (от 3 до 7 сотрудников );
□ крупные российские консалтинговые компании (30 и более человек);
□ западные консалтинговые компании с большим числом сотрудников (их представительства в России различаются по величине).
В зависимости от занимаемой ниши на рынке различают три типа консалтинговых компаний.
1. Фирмы, специализирующиеся на решении проблем нескольких крупных клиентов (как правило, естественных монополистов).
2. Фирмы, создающиеся крупными структурами для решения своих внутренних проблем и работающие на нескольких корпоративных клиентов (например, компания СИБИНТЕК, первоначально осуществлявшая весь комплекс 1Т-поддержки НК ЮКОС).
3. Независимые частные фирмы, действующие на конкурентном рынке и взаимодействующие с многочисленными предприятиями среднего и малого бизнеса, как правило, на разовой основе.
Основными направлениями деятельности российских компаний являются дистрибуция, поставка оборудования и программного обеспечения (ПО) в рамках интеграционных проектов, услуги в области ИТ. Это общемировая тенденция, которая характеризует постепенное увеличение доли услуг как в структуре рынка ИТ, так и общем объеме ВВП.
№ 163, выделяются следующие основные виды платных услуг населению: бытовые услуги; услуги пассажирского транспорта; услуги связи; жилищные услуги; коммунальные услуги; услуги учреждений культуры; туристские и экскурсионные услуги; услуги физической культуры и спорта; медицинские услуги; санаторнооздоровительные услуги; ветеринарные услуги; услуги правового характера; услуги банков; услуги в системе образования. Как видно из этого перечня, часть информационных услуг может быть отнесена к той или иной выделенной категории: например, услуги банков по консультированию, услуги правового характера и т.д. (табл. 3).
Неперечисленные виды платных услуг отражаются в группе «прочие услуги населению» доля которых в общем объеме, согласно статистическим данным, составляет 4%. В абсолютном выражении это достаточно большая цифра □ 1 837,5 млн руб. В перечне «Прочих услугП под категорию информационных попадают услуги в научной области и услуги по работе на вычислительной технике, услуги организаций, оказывающих консультации по вопросам налогообложения; услуги в области рекламы, оказанные населению (включая публикацию в СМИ объявлений от физических лиц личного характера) [2].
Формирование объема платных услуг, оказанных населению юридическими лицами (предприятиями, организациями), осуществляется органами государственной статистики на основе следующих форм статистического наблюдения. Информацию об объемах прочих услуг можно получить исходя из сведений формы № 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг на-селениюП. Ее заполняют предприятия, для которых оказание платных услуг населению является основным видом деятельности. До 1996 г. наблюдение по указанным формам осуществлялось на сплошной основе, свыше 140 тыс. объектов ежеквартально представляли указанную форму соответствующему статистическому органу.
к
Т а б л и ц а 3
Распределение платных услуг населению по видам в 2009 г.
Виды платных услуг Фактически за отчетный год, млн руб. В расчете на 1 жителя, руб. Индекс физического объема к 2008 г., % Стру ктур а, % к итогу
Всего 45 949,4 17 887,1 100,2 100,0
Бытовые услуги 4 680,0 1 821,8 101,6 10,2
Т ранспортные услуги 6 879,7 2 678,1 97,6 15,0
Услуги связи 9 927,9 3 864,7 105,3 21,6
Жилищные услуги 1 636,7 637,1 105,7 3,6
Коммунальные услуги 1 1 107,8 4 324,0 96,7 24,2
Услуги учреждений культуры 399,0 155,3 97,9 0,9
Туристские услуги 970,7 377,9 116,5 2,1
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 521,9 203,2 80,6 1,1
Услуги физической культуры и спорта 194,6 75,8 81,3 0,4
Медицинские услуги 2671,4 1 039,9 104,1 5,8
Санаторно-оздоровительные услуги 432,2 168,2 91,7 0,9
Ветеринарные услуги 143,2 55,7 101,6 0,3
Услуги правового характера 577,4 224,7 88,7 1,3
Услуги системы образования 3 969,4 1 545,2 99,7 8,6
Прочие виды платных услуг 1 837,5 715,3 - 4,0
С 1996 г. осуществляется переход на несплошной метод статистического наблюдения по форме №1-услу-ги, для чего разработаны «Методика несплошного статистического наблюдения за платными услугами» (по видам) и «Инструкция пользователя пакета прикладных программ (ППП-МНСН) по методам несплошного статистического наблюдения». Также анализируется форма № МП «Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности малого предпри-ятия«. На основе данных этой формы производится расчет объемов платных услуг, оказанных населению предприятиями малого бизнеса, для которых оказание платных услуг не является основным видом деятельности. Для этого используется сложившееся соотношение объемов платных услуг по малым предприятиям, для которых оказание услуг не является основным видом деятельности, и объемов платных услуг по учтенным предприятиям. Полученный на основе перечисленных форм статистического наблюдения объем платных услуг, оказанных населению юридическими лицами, корректируется на сумму возможного недоучета за счет предприятий, не представивших сведения по указанным формам. При этом используется процент недо -учета, полученный в ходе проведения в 1994 г. соответствующего обследования. В целом по России этот процент составляет 5%.
Для получения данных об общем объеме платных услуг населению необходимо дополнить объем платных услуг, оказанных населению юридическими лицами, данными об объемах услуг, оказанных населению физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица). В декларации регистрируется вид деятельности, которым занимается физическое лицо. В настоящее время эти данные в налоговой инспекции не обрабатываются и не распределяются по видам деятельности.
Порядок определения объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, и соответственно общего объема платных услуг населению изложен в «Методике экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные услуги населению « утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.04.95 г. № 33. Информационной базой досчетов физических лиц являются данные районных налоговых служб о валовых доходах, получаемых этими лицами от предпринимательской деятельности, и экспертная оценка объемов, выполняемых лицами, уклоняю -щимися от уплаты налогов, а также статистические данные, косвенно характеризующие объемы услуг, оказываемые населению хозяйствующими субъектами и физическими лицами, не попадающими в поле зрения налоговых служб (например, данные о числе юристов). Услуги правового характера учитываются на основе экспертной оценки. По оценке работников налоговых служб России, от 30 до 60% физических лиц, оказывающих услуги населению, не проходят регистрацию в налоговых органах в основном по причине нерегулярности работы. Валовой доход (ВД) этих лиц оценивается с коэффициентом 1,5 к объему услуг предпринимателей, представивших налоговые декларации.
На практике информация по услугам, оказываемым физическими лицами, может быть получена по результатам выборочного обследования домашних хозяйств. Однако распространение выборочных результатов на всю совокупность ограничено, так как определенное сомнение вызывает репрезентативность этой выборки, поскольку в нее практически не попадают семьи с высокими доходами, тогда как именно эти семьи являются главными потребителями ус -луг физических лиц.
Данные административных источников также не полны по охвату, так как налоговые службы не всегда фиксируют лиц, занимающихся оказанием информаци-
онных услуг в частном порядке (например, «Ценный совет за 500 руб.»). Кроме того, для расчета доходов от оказания населению платных услуг физическими лицами налоговые службы используют тарифы, сложившиеся в государственном секторе в предшествующем периоде. Фактически же в текущем периоде физические лица взимают с населения плату значительно выше используемой при расчетах. В итоге расчетный объем выручки от оказания услуг населению получается заниженным.
Все это объясняет необходимость поиска источников информации об объемах платных услуг, оказываемых физическими лицами, а при отсутствии таковых □ использование методов досчета.
Для определения объема услуг правового характера необходима следующая информация: число нотариусов и юристов, занимающихся частной практикой, и совокупный валовой доход этих специалистов за год. Численность нотариусов, занимающихся частной практикой , определяется по данным органов юстиции при администрациях или данным нотариальных палат.
Данные о численности юристов, занимающихся частной практикой, отсутствуют По экспертной оценке специалистов Министерства юстиции, соотношение юристов, занятых частной практикой и служащих в государственных и негосударственных учреждениях, находится в пропорции 2:1 (по России в целом). На региональном уровне это соотношение может быть другим. Целесообразно получить сведения о реальном соотношении у специалистов органов юстиции. За основу расчета могут быть приняты статистические данные о численности специалистов правовых служб (данные единовременного учета по форме № 8 РУ-право).
Численность юристов, занятых в государственных организациях (главные специалисты, ведущие и другие специалисты), должна быть увеличена в 2 раза или с учетом коэффициента, сложившегося в регионе (по экспертной оценке специалистов органов юстиции). Данные о годовом совокупном валовом доходе нотариусов и юристов должны быть получены в налоговых инспекциях на основании выборочного просмотра деклараций о доходах этих специалистов.
Большой проблемой для оценки объемов правовых услуг является то, что по строке □Услуги правового характера» отражаются только услуги, оказанные органами нотариата по удостоверению сделок (договоров отчуждения, дарения, завещания, доверенности и т.д.); изготовлению , заверению документов и их копий; консультированию и подготовке запросов, входящих в компетенцию нотариуса и адвокатских образований по составлению документов (заявлений, справок по законодательству, запросов и жалоб); подготовке, ведению уголовных, гражданских и административных дел в различных инстанциях по поручению доверителя; консультированию и т.п. Услуги, связанные с финансовыми консультациями, отражаются в статистических отчетах, только если они оказываются банками. При этом разнообразные услуги по составлению бизнес-планов, посредничеству в получении займов, инвестиционному консультированию не отражаются в расходах домохозяйств.
Для определения объема услуг, связанных с работой на вычислительной технике, необходимо выделение в перечне услуг, оказываемых предприятиями,
именно такого рода услуг, а также получение данных о физических лицах, занимающихся подобной практикой. Это и услуги по созданию, поддержке, администрированию и раскрутке шеЬ-сайтов (стоимость от 1 000 до 15 000 руб.), услуги по установке антивирусного и другого программного обеспечения. Пока в статистических отчетах выделяется только ремонт вычислительной техники в разделе бытовых услуг.
Часть новых видов платных услуг, появившихся за последнее десятилетие, вообще не подходит ни под какую классификацию. За последние 10 лет наблюдается очень большой рост консалтинговых услуг. Это связано с глобализацией мировой экономики. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления о границах предприятий и о технологии производства, уп -равления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю. Именно поэтому 81% портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса.
На сегодняшний день этот рынок оценивается почти в 90 млрд дол. с годовым потенциалом роста порядка 15 □ 20% в течение последних нескольких лет. В начале 1980-х гг. в отрасли управленческого консультирования было занято приблизительно 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет около 700 000 человек без учета консультантов , занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами. Чем большие доходы имеет домохозяйство, тем больше в структуре его расходов занимают «прочие услуги« В Интернете можно встретить предложения по винному (подбор винной и сигарной коллекции) и арт -консалтингу (комплексные услуги по консультированию и бизнес-обеспечению клиентов в области формирования и управления частными коллекциями произведений искусства и антиквариата). Есть предложения по консультированию в выборе любых товаров □ от бытовой техники до одежды и обуви.
Для получения общего объема платных услуг по каждому виду в отдельности необходимо к данным по официально учтенным предприятиям прибавить соответствующие расчетные данные. Причем объемы услуг по недоучтенным предприятиям распределяются по видам услуг в той же пропорции, что и их удельный вес в объеме услуг по официально учтенным предприятиям, а объемы физических лиц следует распределить по тем видам услуг, которые представлены в налоговой инспекции. Для предложенной «Методики экономических оценок и досчетов» характерна некоторая некорректность, так как она допускает двойной счет при формировании общего объема вследствие того, что некоторая часть услуг правового характера считается дважды по разным строкам. Однако в настоящее время этим можно пренебречь, так как методика пока охватывает не все виды услуг, где имеет место недоучет объемов. По мере дополнения ее новыми видами указанная некорректность будет сглаживаться. В связи с тем, что расчеты общего объема платных услуг в целом, в том чис -ле по отдельным видам услуг, носят оценочный характер, проводится визуальный анализ правдоподобности,
3і
объективности полученной таким образом информации. В его основе лежит здравый смысл. Например, услуги банковских учреждений и связи не оказываются населению физическими лицами, т.е. отдельными гражданами. По этим видам или не должно быть объемов физических лиц или они должны быть незначительны.
Таким образом, с развитием постиндустриального общества информационные услуги активно включают-
ся в рыночный оборот, однако оценить статистически объемы данного сегмента рынка достаточно сложно.
1. Маркелов А.Ю. Системная характеристика информационной экономики // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).
2. Русановский В.А., Латков А.В. Тенденции структурной трансформации российской промышленности в контексте экономической рецессии // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).
удк 33047 м. А. Мазурина
□□□□□□□□□ □□□□□□□□ ЛШППШИППППШ □□□□□□□□ □□□□ШЛПШ
В статье затрагивается проблема асимметричности информации на рынке информационных услуг. С целью выявления способов снижения информационной асимметрии рассматриваются примеры рынков с практически отсутствующей информационной неопределенностью, выделяются их характерные признаки.
Ключевые слова: асимметричность информации, рынок информационных услуг, виртуальное рыночное пространство, информационная неопределенность, информационное общество.
M.A. Mazurina
TENDENCY FOR DECREASE OF ASYMMETRY OF MARKET INFORMATION
The paper touches upon the issue of asymmetrical information in the information services market. In order to explore ways of information asymmetry decrease the author studies markets with low information uncertainty and defines their characteristics.
Key words: asymmetrical information, information services market, virtual market, information uncertainty, information society.
Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для эко -номических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации □ асимметричная информация. Она создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно непол -ноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния [3, с. 29].
Асимметричность информации □ возникающая в процессе заключения договоров, сделок ситуация, когда отдельные участники обладают важной, имеющей непосредственное отношение к предмету договора, сделки информацией, которой не обладают другие участники [8].
Впервые это явление было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1 963 г, озаглавленной «Неопределенность и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение». В последней четверти XX в. теория рынков с асимметричной информацией находилась на переднем рубеже экономической науки. Сегодня модели с несовершен -ной информацией стали неотъемлемой частью аналитического аппарата фундаментальной науки. Они применяются как в агропромышленном секторе развивающихся стран, так и в сложнейших финансовых рынках
промышленно развитых стран. Основы этой теории были заложены в 1970-х гг тремя экономистами: Джорджем Акерлофом, Майклом Спенсом и Джозефом Стигли-цем. В 2001 г. Королевская Шведская Академия наук, оценив заслуги экономистов, присудила им Нобелевскую премию по экономике «за анализ рынков с асимметричной информацией».
Каждый из лауреатов Нобелевской премии исследовал отдельные проблемы теории асимметричной информации. Дж. Акерлоф установил, что информационная асимметрия может привести к неприятию риска. Из-за несовершенной информации часть участников рынка порой покидает его, стремясь избежать рисков [1]. М. Спенс доказал, что при определенных условиях хорошо информированные агенты могут улучшить свои экономические результаты, если поделятся конфиденциальными сведениями с плохо информированными агентами [10]. Дж. Стиглиц показал, как неинформированный агент посредством сканирования рынка может улучшить свои экономические достижения [9].
В настоящее время, в условиях перехода России к информационному обществу и распространения новых экономических институтов, изучение проблем снижения асимметричности информации на рынках является крайне актуальным. С ростом уровня жизни изменяется структура потребления, в результате чего на стороне спроса происходит сдвиг в пользу услуг. Процессы превращения услуг в доминирующий сектор национальной экономики и резкого повышения их доли в производстве ВВП и в формировании структуры занятости насе-