УДК 338.467.4
Ильина Е.В. - ассистент, аспирант
E-mail: Tlina.19091982@,mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Экономический механизм сопряжения электронного и традиционного рынка услуг
Аннотация
Современная экономика стала активно развиваться в последние годы под воздействием информационных технологий. В этих условиях особую роль приобретает предоставление интернет-услуг. Российское общество акцентирует внимание на потребности в качественно новом уровне предоставления и получения услуг, а также качественных товаров, обуславливая необходимость разработки государственными структурами программы развития информационного общества для установления возможности оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка.
Ключевые слова: информационные технологии, Интернет, производство услуг, участники электронного рынка.
Успешность современной экономики сегодня во многом определяется развитием информационных технологий и, в частности, развитием системы интернет-услуг. В этой связи прослеживается широкомасштабная интеграция основных участников экономики (крупные промышленные предприятия, государственные учреждения и организация, а также представители малого и среднего бизнеса) в информационную среду сети интернета.
Такой подход к ведению финансово-хозяйственной деятельности предполагает качественные изменения в функционировании всех предпринимательских структур, что не может не отразиться на конечных результатах: извлечение максимальной прибыли, расширение производства, диверсификация деятельности и выход на международный рынок.
Необходимо отметить, что интернет-услуги позволяют предприятиям и организациям расширить межфирменное взаимодействие, сократить отклик производителя товаров и услуг на спрос потребителя обоснованными изменениями соответствующих параметров своих предложений, сформировать разновозрастные группы потребителей, повысить качество производства товаров и предоставления услуг, увеличить количество продаж, минимизировать существующие издержки на производстве и в сфере предоставления услуг за счет основного современного экономического ресурса - информации.
Вопросы развития и потребления информации, а также распространяющейся информационной революции, которая сегодня наблюдается в современном обществе и экономике, упоминались в работах многих известных ученых, например, таких как:
Э. Тофлер, У. Мартин, И. Масуд и др.
Работы ученых над описанием перспективы развития будущего общества и информационных технологий нашли отражение в определении (названии) общества, которое, по их мнению, будет более четко характеризовать происходящие процессы и соответствовать его современному облику. Именно в этой связи мы предлагаем проанализировать динамику названий современного общества, которые были применены учеными с целью уточнения его основных характеристик в развивающейся глобальной экономической системе (табл. 1).
В последнее время наше общество все чаще подчеркивает потребность в качественно новом уровне предоставления и получения услуг, а также качественных товаров, обуславливая необходимость разработки государственными структурами программы развития информационного общества для установления возможности оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка.
На наш взгляд, экономический рост хозяйствующего субъекта во многом зависит от производства и эффективного использования информации и знаний. Именно в этих условиях раскрывается высокая экономическая значимость трудовых ресурсов, обогащенных знаниями и участвующих в формировании производственных процессов
(производство услуг), способствуя дальнейшему развитию материального и информационного производства. Основным системным элементом экономики знаний, в данном случае, будет выступать сеть Интернет, которая с помощью общедоступного глобального инструмента - инфокоммуникаций - будет способствовать развитию электронного бизнеса, коммерции, рынка и т.д.
Практическое применение в экономике сети Интернет способствует объединению национальных, локальных и частных сетей в единую глобальную структуру, формирующую костяк электронного бизнеса [1]. Однако, при очевидном и эффективном позиционировании интернет-бизнеса среди участников экономических процессов, сети Интернет не смогут предоставить, по ряду объективных причин или заинтересованности одной из сторон, полную картину текущей ситуации или обеспечить полную информативную ясность проходящих коммерческих сделок без воздействия институционального фактора. С нашей точки зрения, вследствие тяжелой адаптации применения инновационных технологий в сети Интернет наиболее сложным будет считаться управление инновациями.
Таблица
Генезис современного общества как глобальной экономической системы
№ п/п Автор Название современного общества
1 З. Бжезинский технотронное общество
2 Э. Тоффлер общество третьей волны
3 А. Турен технократическое программированное общество
4 К. Томинага информативное общество
5 А. Этциони активное общество
6 Т. Тиболд кибернетическое общество
7 Ж. Фурастье общество услуг
8 М. Моришима электронное общество
9 У. Бек общество риска
10 Дж. Рисман постпотребительское общество
11 Дж. Рифкин пострыночное общество
12 Т. Умесао и Д. Лион, Г.М. Маклюэн, И. Масуда, Дж. Макгейл, А. Норманн информационное общество
13 Л. Сейкс, М. Фаин экспериментальное общество
14 М. Кастельс информациональное общество, сетевое общество
15 Р. Инглехарт общество постматериальных ценностей
Вариантов включения в производственный процесс сферы услуг информационных технологий может быть три, согласно осуществляемому виду экономической деятельности, например, в соответствии с предлагаемым делением производства услуг:
— предприятия по выпуску товаров народного потребления, предназначенных для личного потребления (ткани трикотажные и швейные изделия, обувь, а также бытовая техника, радио- и телеустройства/аппаратура, автомобили, мотоциклы, велосипеды, мебель и т.д.);
— организации/учреждения сферы услуг (торговля промышленными товарами и продуктами питания, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, транспортных услуг и услуг связи, жилищно-коммунальных услуг, услуг детских учреждений, а также услуги учреждений культуры, туризма и спорта, курортных и некоторых лечебных учреждений и т.д.);
— офисные организации/учреждения (проектные, финансово-кредитные и административные организации, юридические консультации и нотариальные конторы и т.д.).
Для каждого предложенного вида деятельности будут существовать определенные специфические различия в осуществлении производства услуг, поэтому представим обобщенный вариант влияния информационных технологий через использование предприятиями и организациями сети Интернет для усиления делового взаимодействия в сфере услуг (рис. 1).
Информационные технологии
Пре^прнятне-органнзаиня сферы
выкладка в Интернетг
ИНФОРМАЦИОННЫ!! БЛОК
создание своего сайта или портала:
- контакты н месторасположение:
“ ВСе виды осуществляемой ХОЗЯКСТБеННО-эс снсмическс й деятельности:
- стратегия предприятия организации;
“ ПерЗТеКТИЕЫ И шины раЗ-ВИТНЯ предприятия организации;
~ структура предприятия организации;
~ применяем ые технологии производства;
- используемое оборудование и материалы
прси:ЕСДСТЕз:
- предлагаемые тоЕары и услуги;
“ реклам а выпускаем ых гоб^сов и усяуг,
- реклам а предприятия орган кзации;
- межфирменное- н межотраслевое
взаимодействие;
“ бизнес-партнеры;
- клиенты и заказчики СосноЕкые потребители);
- бухгалтерская отчетность;
- результаты прсьедения аудита;
- результаты прсжер-ак государственных контролирующих организаций и та.
____* без. карушекзи >слэеш£ коэсфкдекоеальнсотк
Инновационные технол&пш и оборуш ванне, высококвалифицированные
ИННОВАЦИОННЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
ЦЕЛИ
ИСТКИЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ а:
- сокращение сроков вьоиха на рынок;
- позиционирование себя на ринке тсеарсв и
услуг.
- ш ир окомас отабнс е использование рекламы;
- ра:шнрение дали своего участия на соответствующем рынке товаре* и услуг;
- увеличение клиентской базы (потребителей своих юъэрсь и услуг);
- с-скращеки? сроков реализации тсеароЕ и
услуг.
~ сокращение сроков поиска необходимых
поставщиков инструмента оборудования и матери ал се для произБссст&а услуг:
- с ператиЕнсоть t-c пользования информации для принятия управленческого решения ;
~ быхос ка международный рынок.
Поиск ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ Интернет
1 Цляулучшения процесс а производства
услуг
— ос жновационных технологиях;
— об жновационных средствах пр-оизвсссгва.
- о персгвктиЕных напр ли: еииях раз вития пр СИЗЕ ссства И Сффы услуг
- о базовых трудовых ресурсах и высококвалифищфованных специалистах:
ПРОИЗВОДСТВО УСЛУГ
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВ СДСТВЕННЫЕ РЕС УРС Ы:
- инструменты и оборудован не:
- материалы;
- тех нсл стой.
УСИЛЕНИЕ ДЕЛС® ОТ О ВЗАИМОДЕ ЙСГ ВИЯ
Поиск ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ Интернет
2. Для экономическою роста и развитпия предприятия орзтизаиии:
- по бкшес-партнфам;
- клгентскок базе (потребители тов^ов и услуг);
- пути выхода на международный рынок.
Пег учение информации кз сети Интернет
Бизнес-партнеры, клиент ская ьазл.1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК СФЕРЫУСЛУГ
Рис. 1. Модель влияния информационных технологий на усиление делового взаимодействия предприятий/организаций в сфере услуг
Усиление делового взаимодействия предприятий/организаций в сфере услуг через сети Интернет способствует сопряжению традиционного рынка с электронным рынком. Формирование эффективного сопряжения представленных рынков осуществляется через создание собственного сайта, портала с актуальной информацией, характеризующей прозрачность ведения бизнеса, качество товаров и услуг или блока рекламы для ознакомления широкого круга пользователей сети Интернет с осуществляемой деятельностью, предоставляемых услугах, выгодных акциях и предложениях.
Информационные технологии позволяют максимально использовать имеющийся экономический потенциал, создавая внешнее и внутреннее сопряжение представленных рынков сферы услуг, для достижения высокого уровня экономического развития, в частности, для выравнивания основных групп показателей по всей административно-территориальной единице:
1. производство совокупного общественного продукта материальных благ, национального дохода на душу населения;
2. структура общественного производства (доля промышленности и сельского хозяйства в народном хозяйстве; удельный вес производства средств производства; доля, объём и темпы развития прогрессивных отраслей народного хозяйства);
3. количественный и качественный уровень занятости населения;
4. уровень использования природных ресурсов (вовлечение в хозяйственный оборот земельных, топливно-энергетических ресурсов, полезных ископаемых и т.д.);
5. организация и эффективность общественного производства (уровень производительности труда, специализация и концентрация, качество продукции). Сети Интернет и развивающаяся в них информационно-сетевая экономика
представляют собой глобальную систему со сложно организованной многоуровневой структурой взаимоотношений между экономическими участниками - покупателями и продавцами товаров и услуг, что позволяет объединить процессы горизонтальных и
вертикальных уровней экономики, активно используя методы управления знаниями и сущность информационно-электронной сферы.
Производство услуг может осуществляться как в отдельно взятой отрасли, объединяющей горизонтальные уровни экономики, так и в межотраслевом пространстве с использованием точек электронной коммерции (межотраслевые порталы, биржи, аукционы). Также активно происходит внедрение государственных услуг в сети Интернет, которые способствуют усилению взаимодействия бизнеса с государственными и административными структурами, предоставляя возможность проводить правительственные закупки, исключая проведение тендеров и конкурсов из данного процесса [2].
Итак, организации, осуществляя свою деятельность, находятся в постоянном поиске индивидуальных потребителей предлагаемых услуг, именно поэтому в современных информационных технологиях мы видим широкие возможности реализации виртуальной розничной торговли, а также прямых продаж, например, транспортных, туристических, банковских, финансовых, учебных или других услуг.
Основой реализации услуг является электронный коммерческий материал, представленный в виде электронных каталогов, рекламы, аукционов с применением инноваций и современных технических возможностей, который позволяет пересекаться в электронном бизнесе таким взаимодействиям, как «бизнес-бизнес», «бизнес-потребитель», «потребитель-бизнес», «потребитель-потребитель», «бизнес-государственные структуры», «потребитель-государственные структуры». Эти пересечения участников электронного рынка расширяют число потребителей не только в электронном бизнесе, но и способствуют дальнейшему продвижению традиционного рынка сферы услуг.
Для наилучшего понимания процесса экономического роста и приумножения капитала не только для отдельно взятого предприятия/организации, но и в целом для административно-территориальной единицы представим экономический механизм взаимодействия всех участников электронного рынка (рис. 2).
Рис. 2. Экономический механизм сопряжения электронного и традиционного рынка услуг
Формирование экономического механизма зависит во многом от распространения персональных компьютеров на предприятиях/организациях и среди потребителей, требуя от них определенного профессионального образования, квалифицированной специализации знаний по использованию существующих возможностей сети Интернет, характеризующие особенности потребительского поведения. Немаловажную роль в этом механизме играет разветвленность и надежность действующей серверной системы распределения в сочетании с индивидуальными возможностями по обеспеченности сетью Интернет и т.д.
Нами предлагается исследование электронной коммерции и применение электронных средств коммуникации и информационных инструментов на электронном рынке с целью выявления экономически целесообразных и выгодных позиций как для продавца продукции сферы услуг, так и для их покупателей.
Итак, информационные технологии позволяют покупателям через оперативный поиск в сети Интернет определять и уточнять качества и параметры необходимых для удовлетворения их потребностей товаров и услуг, а затем осуществлять процесс купли-продажи на выгодных, по субъективному мнению, условиях, поскольку явление современной электронной коммерции и основные потребности общества находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Список литературы
1. Акимова Е.Н. Интернет как информационно-сетевая инфраструктура экономики // Российское предпринимательство, 2010, № 8. - С. 24-28.
2. Иванов Д.В. Виртуализация общества // Издательство СПб. «Петербургское востоковедение», 2000. - 96 с.
Ilina E.V. - assistant, postgraduate student E-mail: Tlina.19091982@,mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
The economic mechanism between electronic and traditional services market Resume
Last years modern economy actively began to develop under the influence of information technologies. Tn these conditions special role is given to the Internet - services provision. Tn this connection, our society even more often emphasizes the need (requirement) for qualitatively new level of granting and reception of services, and also the qualitative goods, causing necessity for the state structures to develop the program of information society development to establish the opportunity of a rapid response to changing market condition. Effective use of information through the Internet increases the economic value of human resources having knowledge and promotes the development of electronic business and commerce.
Tn these circumstances, the scope of information technology allows customers through a local Internet to define and refine freely and readily available the quality of goods and services, as well as to carry out the process of sale and purchase on favorable terms to the consumer.
Keywords: information technology, Internet, production services, e-market participants.
References
1. Akimov E.N. Internet as information - network infrastructure of the economy // Russian entrepreneurship, 2010, № 8. - P. 24-28.
2. Tvanov D.V. Virtualization society // publ. Spb. Petersburg Oriental Studies, 2000. - 96 p.