УДК 330.356
Б01; 10.21779/2500-1930-2016-31-2-22-27 Д.А. Сулейманова
Рыночная устойчивость хозяйствующих субъектов: оценка факторов ее обеспечения и методические аспекты анализа
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; sdinara61@mail.ru
В статье определены методологические подходы к определению понятий «устойчивое развитие», «экономическая устойчивость», «рыночная устойчивость» с точки зрения экономики региона и конкретного хозяйствующего субъекта, предлагается оценивать экономическую устойчивость предприятия с точки зрения его экономического роста, финансовой устойчивости, деловой активности, рыночной устойчивости. Их взаимосвязью и взаимозависимостью обусловлены комплексный подход оценки и необходимость анализа с учетом особенностей экономики конкретного региона и специфики деятельности хозяйствующих субъектов. При этом понятие рыночной устойчивости охарактеризовано как наиболее комплексное, отражающее результат действие других составляющих элементов экономической устойчивости предприятий конкретного региона.
Обоснованы основные направления анализа рыночной устойчивостихозяйствующих субъектов, методологические подходы исследования на основе аналитических показателей, характеризующих: достигнутый уровень и соотношение результатов деятельности; степень и динамику экономического роста предприятия; его финансовую устойчивость и деловую активность.
Исходя из того, что рыночная устойчивость определяется в большей степени рыночной позицией предприятия, в статье обозначеныи охарактеризованы внутренние и внешние факторы формирования бизнес-среды, влияющие как на само предприятие, так и на его рыночное окружение. Показана взаимосвязь внутренних и внешних факторов, характерные черты последних, затрудняющие проведение анализа, а также возможные последствия их влияния их рыночную устойчивость предприятия и отличие значимости отдельных факторов для различных предприятий. В соответствии с этим обозначена целесообразность количественного измерения влияния факторов, которые в решающей степени определяют уровень и динамику экономики отдельно взятого хозяйствующего субъекта.
В статье приведена последовательность аналитических процедур и целесообразность оценки рыночной устойчивости хозяйствующего субъекта на основе системы показателей: определяющих состояние оборотных средств и их оборачиваемость в операционных циклах деятельности; характеризующих структуру, эффективность и интенсивность использования капитала; долю задолженности в источниках средств предприятия; устойчивость экономического роста и рейтинг предприятия.
Определено, что оценка уровня и факторов рыночной устойчивости, на основе комплексного анализа обозначенных показателей позволит изучить экономическую динамику предприятия и принять прогнозные решения о перспективах его развития в конкретных рыночных условиях.
Ключевые слова: стабильность, количественный рост, качественное улучшение.
Устойчивое развитие российской экономики и достижение ее стабильности становится в нынешних условиях важнейшей задачей и главным ориентиром.«Устойчивое развитие» по своей сути означает оптимальное сочетание целей, средств и результатов деятельности для определения перспектив социальной и экономической динамики. А устойчивость как понятие в целом - это способность функционирующей системы сохранять свои параметры в заданных пределах в течение определенного заданного периода времени, в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды [7]. Следова-
тельно, каждая организация данной системы должна обеспечивать собственное выживание, стабильность в динамичной среде и одновременно развитие и приближение к определенной цели.
С точки зрения экономики региона устойчивое развитие представляет собой сбалансированность и равновесие основных составляющих экономики, проблема достижения которых относится к числу важнейших микро- и макроэкономических задач, и поэтому всегда достаточно актуальна
Условием обеспечения стабильности экономики любого региона является в первую очередь устойчивое развитие субъектов экономической деятельности, в основе которого не только количественный рост, но и качественное улучшение всех показателей этой деятельности: экономических, производственных, технических, социальных.
Экономическая устойчивость конкретного хозяйствующего субъекта может быть достигнута в результате динамично результативной и прибыльной целесообразной деятельности и сбалансированного состояния производственных и финансовых ресурсов. Поэтому экономическая устойчивость в целом может быть охарактеризована и оценена с различных сторон, как: устойчивость экономического роста, финансовая устойчивость, деловая активность, рыночная устойчивость предприятия.
Все эти характеристики настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что это требует комплексного подхода их оценки и обуславливает необходимость анализа с учетом особенностей экономики конкретного региона и специфики деятельности хозяйствующих субъектов.
На наш взгляд, рыночная устойчивость - понятие наиболее комплексное и отражает достигнутый результат, в основе которого действие остальных составляющих элементов экономической устойчивости предприятий конкретного региона. Любое предприятие только тогда сможет противостоятьвнешним рыночным воздействиям и сохранять стабильность развития его финансово-хозяйственной деятельности, когда оно финансово устойчиво, по-деловому активно, а основные экономические показатели характеризуются устойчивой динамикой роста.
В широком смысле слова, рыночная устойчивость отдельного субъекта экономической деятельности - это стабильность его экономики и финансов и поэтому, на наш взгляд, может характеризоваться системой показателей, характеризующих:
- достигнутый уровень и соотношение темпов роста выручки, прибыли и капитала, определяющее степень экономического роста предприятия;
- устойчивость экономического роста, т. е. экономическую динамику предприятия с учетом соотношения между различными источниками финансирования, капита-лоотдачей, рентабельностью, дивидендной политикой;
- финансовую устойчивость, т. е. такое соотношение между собственными и заемными источниками капитала, между активами и пассивами, которое гарантирует предприятию платежеспособность и инвестиционную привлекательность с учетом допустимого уровня финансового риска [3];
- деловую активность, проявляющуюся в динамичности развития, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции, солидности клиентов, репутации и имидже предприятия.
Исходя из вышеизложенного нами, можно согласиться, что «рыночная устойчивость предприятия - это его способность функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска» [12].
Рыночная устойчивость определяется рыночной позицией предприятия под воздействием внутренних и внешних факторов, формирующих бизнес-среду, влияющих на само предприятие, и на его рыночное окружение.
На рыночную устойчивость предприятия могут влиять различного рода факторы, как внутренние, так внешние.
В своей части внешние факторы приводят к неисправимым последствиям, т. к. они не зависят от самой организации. Внешние факторы имеют существенные характеристики, которые определенным образом затрудняют проведение анализа:
- тесная связь внешних факторов с внутренними факторами и связь внешних факторов между собой;
- сложность выявления и количественного выражения внешних факторов традиционными методами и приемами экономического анализа;
- неопределенность, связанная зачастую с отсутствием или недостаточностью качественной информации относительно определенного фактора, что затрудняет его выявление и определение результата влияния.
Таким образом, в условиях современной экономики невозможно сделать определенные выводы, уделяя внимание только внешней среде. Рыночная устойчивость предприятия в большей степени зависит от внутренних факторов, поскольку предприятие может воздействовать на внутреннюю среду, и быть тем самым более устойчивым к внешним проявлениям рынка.
Как правило, к внешним факторам изменения рыночной устойчивости предприятия относят следующие: общая стабильность, фаза экономического цикла; уровень, динамика, колебания платежного спроса; конкуренция рынка, банкротство должников; инфляция, изменение уровня цен, курса валюты; финансовая, налоговая, кредитная политика и др.
Среди внутренних факторов можно выделить: отраслевую принадлежность субъектов хозяйствования; структуру услуг, их долюв платежном спросе; состояние имущества; состояние финансовых ресурсов; величину, структуру, динамику издержек по сравнению с доходами; размер оплаченного уставного капитала и др.
Конечно, предприятию не по силам воздействовать на внешние факторы, оно пытается контролировать их с помощью внутренних факторов. Поэтому для рыночной экономики присуще более активное реагирование в управлении организации на изменение внешних и внутренних факторов.
Не менее важным аспектом является анализ рыночной позиции предприятия, формирующейся под воздействием внутренних и внешних факторов бизнес-среды, которые влияют и на само предприятие, и на его рыночное окружение. Анализ внешней бизнес-среды предприятия предполагает изучение факторов, определяющих отношения с покупателями,поставщиками, партнерами, государством, социальным окружением. При анализе внутренней бизнес-среды изучают факторы, влияющие на отношения, возникающие непосредственно в процессе финансово-хозяйственной деятельности между руководством,собственниками, трудовым коллективом предприятия [4].
Рыночная устойчивость предприятия обеспечивается оптимальным сочетанием всех факторов, выход из состояния равновесия одного из них нарушает нормальное функционирование системы. Так, нарушение сроков поставки ресурсов приводит к нарушению ритмичности выпуска и реализации продукции, ухудшению финансовых результатов и финансового стояния.
При этом значимость отдельных факторов отлична для различных предприятий. Например, для государственных предприятий с гарантированным финансированием и сбытом продукции, маркетинговые аспекты деятельности не имеют большого значения; решающим фактором будет квалификация его рабочих и качество оборудования. Для предприятий, выпускающих продукцию массового спроса и хозяйствующих в условиях свободной конкуренции, значимую роль играют маркетинговая стратегия и формирование рынков сбыта.Поэтому при оценке рыночной устойчивости предприятия целесообразно из всей совокупности факторов выбрать и количественно измерить влияние тех, которые в решающей степени определяют уровень и динамику экономики отдельно взятого хозяйствующего субъекта.
Рыночная устойчивость как таковая обуславливает необходимость наличия у предприятия гибкой структуры капитала, позволяющей поддерживать необходимый уровень доходности в обозримом будущем независимо от складывающихся обстоятельств и всевозможных финансовых рисков. Это, в свою очередь, дает возможность предприятию не потерять свою платежеспособность, инвестиционную привлекательность и сохранить конкурентные позиции в конкретных рыночных условиях.
Многообразие факторов обеспечения рыночной устойчивости связано с разносторонностью её характеристик, что определяется множеством показателей и способов оценки. Для оценки рыночной устойчивости предприятия целесообразно использовать систему показателей, к которым можно отнести:
- показатели, определяющие состояние оборотных средств и их оборачиваемость в операционных циклах деятельности;
- показатели, характеризующие структуру капитала;
- показатели эффективности и интенсивности использования капитала;
- показатели, характеризующие долю задолженности в источниках средств предприятия;
- коэффициенты интегральной оценки экономической динамики;
- коэффициент устойчивости экономического роста;
- показатели рейтинговой оценки деятельности.
Комплексный анализ данных показателей позволит выявить зависимость рыночной устойчивости предприятия от уровня его финансовой устойчивости, платежеспособности, эффективности функциональной деятельности и деловой активности в целом.
При оценке рыночной позиции предприятия наиболее доступным и наглядным методом может послужить SW0T-анализ, сущность которого заключается в оценке перспектив дальнейшей деятельности предприятия по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз (слабых и сильных) на основе построения SW0T-матрицы [13].
В целом можно сказать, что рыночная устойчивость предприятия - это комплексное понятие, обладающее внешними формами проявления, формирующимися в процессе финансово-хозяйственной деятельности под влиянием множества различных факторов.
Объективная оценка уровня и факторов рыночной устойчивости на основе комплексного анализа обозначенных показателей позволит определить экономическую динамику предприятия и принять прогнозные решения стратегического характера о перспективах его развития, определить конкретные пути формирования благоприятного экономического пространства для хозяйствующих субъектов в конкретных рыночных условиях.
Литература
1. Ахмедова Л.А., Сулейманова Д.А.Мониторинг финансовых рисков при принятии управленческих решений // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8(73). -С. 291-293.
2. Гаджиев Н.Г. Некоторые аспекты обеспечения экономической безопасности бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - Т. 3, № 12. - С. 249253.
3. Гаджиев Н.Г.и др. Финансовое состояние предприятия: анализ, диагностика банкротства, бухгалтерская экспертиза; монография. -Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2011. - 120 с.
4. Сулейманова Д.А. Анализ экономической устойчивости предприятия // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. Экономика, философия. -2012.
- Вып.5. - С.108-115.
5. Исаева Ш.М. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - С. 124.
6. Кокин А.С., Г.Н. Яковлева Г.Н. Показатели устойчивости организации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Экономические науки.
- 2010. - № 3(1). - С. 256-261.
7. Любушин Н.П., Черкасова О. Г. Интеграция подходов к анализу устойчивости хозяйствующих субъектов // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 34(337). - С.2-10.
8. Меджидова З.С., Магомедова З.О.Проблемы формирования конкурентной среды для предприятий// Актуальные проблемы современной науки в 21 веке.Сб. материалов 6-й международной научно-практической конференции. - Махачкала: Апроба-ция,2014. -С. 124-127.
9. Насруллаева З.Ш., Сулейманова Д.А.Оценка и анализ финансового состояния предприятия по показателям финансовой устойчивости // Новая наука: стратегии и векторы развития. - Уфа: Издательство ООО АМИ, 2016. - № 3-1 (70). - С. 200-202.
10. Юнусова Д.А. Сущность и факторы экономической устойчивости предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 10 (39). - С.505-507.
11. Юнусова Д.А. Точка опоры. Об оценке экономической устойчивости предприятий в современных условиях // Российское предпринимательство. - 2007. - № 8-1.
- С. 74-77.
12. Расчет и оценка показателей рыночной устойчивости // Экономические вес-ти.[Электронный ресурс] /Режим доступа ксайту: http: // www.economicwind.ru/ecowins-337-1.html.
13. Безрукова Т.Л. Оценка рыночной позиции предприятия // Экономический интернет-журнал. [Электронный ресурс] /Режим доступа ксайту: http: // ekonomic.narod.ru/nbene/manage/fmanage9.html.
Поступила в редакцию 21августа 2016 г.
UDC 330.356
DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-2-22-27
Stability of the market economic entities: assessment of factors ensuring their functioning and methodological analysis aspects
D.A. Suleimanova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; sdinara61@mail.ru
Some methodological approaches to the definition of concepts "sustainable development", "economic stability", "market stability" in the context of regional economy and some particular economic entity are given. The author suggests evaluating economic stability of an enterprise with regards to its economic growth, financial stability, economic activity, market stability. Complex approach to the evaluation and necessity for financial analysis, taking into account the peculiarities of some particular region and specific nature of economic entities' activity are preconditioned by their interconnection and interdependence. In this context the definition of market stability is characterized as one of the most complex activities, reflecting the results of other economic stability constituents at any enterprise of a particular region.
The article demonstrates basic trends in the analysis of economic entities' stability, methodological approaches for the research on the basis of economic indicators, characterizing the achieved level and correlation of the results of activity, the level and dynamism of the enterprise economic growth, its financial stability and business activity.
Assuming that market stability is rather defined by the enterprise market position, the authors of the article give and characterize both - internal and external factors, forming business environment, influencing the very enterprise and its market surrounding. Interconnection of internal and external factors with characteristic features of the latter, hampering the process of analysis and the possible consequences of their influence on the market stability of an enterprise and the difference in the significance of particular factors for different enterprises are provided. Accordingly, economic feasibility of quantitative measurements of factors that predominantly define the level and dynamism of economy in a particular economic entity are stipulated.
The article shows some sequence of analytical procedures and expedience in the assessment of a business entity market stability on the basis of the following indicators: the ones, defining the state of current assets and their turnover in operating activity cycles; those, characterizing the structure, efficiency and intensity of capital use; the share of debts in source of funds; stability of economic growth and the enterprise rating.
It is concluded that the assessment of the level and some other factors of market stability on the basis of a complex analysis of signified indicators gives grounds for studying the economic dynamism of an enterprise and taking decisions on the prospects in particular market conditions.
Keywords: stability, quantitative growth, qualitative improvement.
Received 21August, 2016