Научная статья на тему 'Основные факторы стратегической устойчивости промышленного предприятия'

Основные факторы стратегической устойчивости промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СТРАТЕГИЯ / КОНЪЮНКТУРА / STRATEGIC STABILITY / BUSINESS MANAGEMENT / STRATEGY / MARKET CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягунова Наталья Александровна, Воронов Николай Анатольевич

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современных промышленных предприятий стратегическая устойчивость предприятий. На стратегическую устойчивость предприятия оказывает влияние целый ряд конкретных факторов, определяющих эффективность функционирования любой промышленной организации, в том числе крупных предприятий машиностроения. Выявлено, что процесс построения стратегии устойчивого развития предприятия должен включать в себя анализ стратегических и конъюнктурных факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия в рыночной среде и позволяющих определить возможности оптимизации деятельности предприятия. Стратегические факторы это выражение необходимых условий, которые должен учитывать хозяйствующий субъект для обеспечения стратегической устойчивости своего предприятия и конкурентоспособности продукции. Конъюнктурные факторы это выражение достаточных условий, которые должен учитывать хозяйствующий субъект при рыночной направленности своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FACTORS OF STRATEGIC STABILITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper discusses one of the urgent problems of modern industrial enterprises that is strategic stability of enterprises. Strategic stability of enterprises is influenced by a number of specific factors that determine the efficiency of any industrial enterprise including major engineering enterprises. The authors discover that process of developing a strategy for sustainable development of the company must include an analysis of the strategic and situational factors that influence the activity of the company in the market environment and determine potential optimization of the company. Strategic factors are the expression of necessary conditions that must be considered by economic agents for ensuring strategic stability and competitiveness. Market factors are the expression of sufficient conditions to be considered by an economic agent for market orientation of its activities.

Текст научной работы на тему «Основные факторы стратегической устойчивости промышленного предприятия»

производимой продукции, затрат на ее производство и реализацию, что будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции. Предприятию важно построить оптимальную структуру баланса, позволяющую наглядно оценивать потребности предприятия и наличие мощностей, а также финансовые задачи и результаты инвестирования средств. Кроме того, необходимо эффективно управлять производственными рисками на предприятии .

Предложенная подсистема мониторинга качества инновационной деятельности в системе менеджмента устойчивого развития научно-производственных предприятий отличается наличием комплексного, поэтапного

анализа устойчивого развития и получением обобщенного показателя на основе системы показателей.

1. Базарова Л. А. Менеджмент устойчивого развития. М.: Изд-во АСВ, 2007.

2. Гугелев А.В. Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей // Вестник СГСЭУ. 2005. № 10.

3. Источники и факторы риска производственного предприятия. URL: http://www.sifbd.ru/students/uchebn/ training_osn_ business/sb-as/glava5/2.

4. Хомяченкова Н.А. Система показателей оценки устойчивого развития промышленности // Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции. Мурманск: МГТУ, 2009.

Наталья Александровна Ягунова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Николай Анатольевич Воронов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современных промышленных предприятий - стратегическая устойчивость предприятий. На стратегическую устойчивость предприятия оказывает влияние целый ряд конкретных факторов, определяющих эффективность функционирования любой промышленной организации, в том числе крупных предприятий машиностроения. Выявлено, что процесс построения стратегии устойчивого развития предприятия должен включать в себя анализ стратегических и конъюнктурных факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия в рыночной среде и позволяющих определить возможности оптимизации деятельности предприятия. Стратегические факторы - это выражение необходимых условий, которые должен учитывать хозяйствующий субъект для обеспечения стратегической устойчивости своего предприятия и конкурентоспособности продукции. Конъюнктурные факторы - это выражение достаточных условий, которые должен учитывать хозяйствующий субъект при рыночной направленности своей деятельности.

Ключевые слова: стратегическая устойчивость, управление предприятием, стратегия, конъюнктура.

N.A. Yagunova, N.A. Voronov

KEY FACTORS OF STRATEGIC STABILITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper discusses one of the urgent problems of modern industrial enterprises that is strategic stability of enterprises. Strategic stability of enterprises is influenced by a number of specific factors that determine the efficiency of any industrial enterprise including major engineering enterprises. The authors discover that process of developing a strategy for sustainable development of the company must include an analysis of the strategic and situational factors that influence the activity of the company in the market environment and determine potential optimization of the company. Strategic factors are the expression of necessary conditions that must be considered by economic agents for ensuring strategic stability and competitiveness. Market factors are the expression of sufficient conditions to be considered by an economic agent for market orientation of its activities.

Keywords: strategic stability, business management, strategy, market conditions.

УДК 658

[email protected]

Словосочетание «стратегическая устойчивость предприятия» используется для обозначения положения предприятия на рынке, которое позволяет предприятию согласовывать свои цели, ресурсы, конкурентную позицию с условиями сферы ее деятельности и разраба-

тывать перечень долгосрочных действий, направленных на достижение высокого уровня жизни.

Для определения главных показателей и движущих сил, которые способствуют или, наоборот, снижают стратегическую устойчивость предприятия, целесообраз-

но применить комплексный подход, который выражается в одновременном рассмотрении стратегических и конъюнктурных факторов, влияющих на стратегическую устойчивость предприятия в рыночной экономике.

Стратегические факторы, влияющие на стратегическую устойчивость предприятия, - это выражение необходимых условий, которые обязательно должен учитывать хозяйствующий субъект для обеспечения стратегической устойчивости своего предприятия и конкурентоспособности продукции. Детерминированность движения хозяйствующих субъектов обуславливается действиями стратегических факторов [3, с. 167 - 168].

Можно выделить следующие основные стратегические факторы, которые определяют развитие рынка.

Первый фактор. Место, которое занимают социальные вопросы в жизни человека. Для людей во всем мире всегда главными являются социальные проблемы. Разрешение социальных проблем определяется изменениями формы питания, источников энергии, доступной человеку, и укреплением его безопасности.

Второй фактор. Готовность человечества к восприятию последствий открытий всех наук, неизбежность которых очевидна.

Третий фактор. Интенсивный путь развития народного хозяйства страны, который был преобладающим на всем этапе развития СССР, что в эпоху глобализации и новых технологий выглядит высокоэффективным.

Четвертый фактор. Отношения бизнеса и власти. Сейчас, в период стабилизации экономики, возникла острая необходимость консолидации усилий власти и бизнеса для решения важнейших задач в экономике.

Проанализируем основные проблемы, которые власть может и должна решать совместно с бизнесом [2, с. 52 - 54].

1. Процесс адаптации экономики России в рынок в силу различных объективных и субъективных причин идет высокими темпами. Вследствие этого первичный рынок уже сложился, и дальнейший процесс его формирования зависит от усилий в равной мере всех операторов рынка, в том числе и власти.

2. Эффективность собственника. Самое главное - не форма собственности, а эффективность собственника, способность его грамотно руководить хозяйствующим субъектом, умение организовать и развивать свое дело. Можно с уверенностью констатировать, что таких собственников появляется все больше. Этот процесс идет путем создания вертикально и горизонтально интегрированных холдингов. Помочь «вырасти» таким собственникам, научить их быть эффективными и призвано государство, а уж бизнес сам выберет наиболее талантливого.

3. Обеспечение информационными ресурсами. Информация - ключевое слово в рыночной экономике. Ею для грамотного ведения своего бизнеса должны быть обеспечены все субъекты рынка без исключения. Она должна отвечать требованиям точности и своевременности, что позволит принимать более взвешенные решения и отдавать себе отчет о происходящем вокруг, точнее планировать и прогнозировать, в том числе на длительные интервалы, и в конечном итоге достигать запланированных показателей.

4. Обучение. Получение новейших знаний о новых методах хозяйствования, технологиях, достижениях современной научной мысли (в том числе и зарубежной), новаторство, без которого немыслимо ведение бизнеса

в современных условиях. Бюджетные вложения в современное образование окупятся уже через 4 - 5 лет.

5. Налаживание инфраструктуры. Устаревшая инфраструктура России зачастую не позволяет быстро проводить бизнес-операции и оперативно принимать решения. Локальная монополия компаний не позволяет организовать взвешенное ценообразование и получать реальные деньги за товары, что негативно отражается на рынке.

6. Насыщение рынка инструментами торговли. Грамотно, четко и своевременно покупать и продавать товар помогают различные инструменты: формы залогов и гарантий, биржевая торговля, оптовые рынки и пр. Их внедрение и развитие несколько затянулось, что явно замедляет развитие рынка в целом.

7. Законотворческий процесс. Необходимо комплексное исследование рынка с целью разработки действительно адекватных текущей рыночной ситуации законов, а также усовершенствования существующих, порой фактически устаревших. Это касается прежде всего важнейших законов, целевых федеральных программ, Налогового кодекса, законов о государственном регулировании рынков и др.

8. Помощь производителям. В постперестроечный период необходима комплексная помощь непосредственным производителям. Накопилось огромное количество неразрешенных проблем, вызвавших обнищание производителей. Лишь согласованность усилий власти и бизнеса позволит исправить ситуацию к лучшему. В частности, неправильное регулирование государством цен привело к ценовому диспаритету, когда цены на промышленные товары и на товары сельского хозяйства росли неравномерно, вследствие чего произошла перекачка средств в более доходные отрасли, что недопустимо.

9. Совместный контроль за качеством товара. Необходим жесткий контроль за соблюдением установленных параметров качества. Власть и бизнес просто обречены на сотрудничество в этом вопросе.

10. Обеспечение безопасности (продовольственной, энергетической, военной и др.) страны. Безопасность страны - это и престиж страны на мировом рынке, и качество развития нашей страны. Необходимо проведение взвешенной протекционистской политики по защите отечественного производителя. Власти и бизнесу необходимо обеспечить следующие параметры безопасности: физическая и экономическая доступность производимой продукции всем членам общества; устойчивость доступа к промышленности и безопасность развития промышленности. Необходимо обеспечить стабильность производства в долгосрочной перспективе.

11. Выход на мировые рынки с российской продукцией.

12. Развитие отраслевых союзов. Именно с помощью таких союзов власть и бизнес могут услышать друг друга, сотрудничать и добиваться взаимовыгодных результатов.

13. Процесс регулирования естественных монополий. Бизнесу просто необходимо принимать участие в реформировании естественных монополий. Ведь именно от них во многом зависит рентабельность бизнеса. Это одни из основных затрат при себестоимости, а значит, им должно быть уделено усиленное внимание.

14. Равный доступ к ресурсам всех участников рынка. Это прежде всего касается кредитных ресурсов. Реанимация банковской системы должна происходить быстрее,

от этого напрямую зависят величина и количество финансовых потоков, а значит и финансирование предприятий и зарплата трудящихся.

15. Опыт современных государств и современная экономическая мысль доказали необходимость влияния государства на экономику. Но должны быть созданы эффективные механизмы регулирования рынка властью, а не давления на рынок, как это принято считать некоторыми политиками.

16. Производство - пересечение интересов бизнеса и власти. Принято считать, что власть мешает бизнесу, тормозит его развитие, но в то же время и у власти есть обоснованные претензии к бизнесу. Однако в стратегическом аспекте усилия тех и других должны привести к благополучию людей и процветанию государства. Власть и бизнес должны тесно и плодотворно сотрудничать для достижения этих целей.

17. Необходимо отметить высокую эффективность государственных программ, которые разрабатываются с учетом мнения бизнеса - операторов рынка - и реальной оценки ситуации.

18. Субъект рынка (которыми являются все предприятия) - это в конечном итоге индивид, действующий с точки зрения рациональности и эффективности. Если не принимать мер как краткосрочного, так и долгосрочного характера по решению возникающих проблем, то бизнес уходит в более рентабельные отрасли, что грозит необратимыми процессами. Этого нельзя допускать, когда речь идет о конкурентоспособности отечественных предприятий и продукции.

Пятый фактор. Ситуация страны на макроэкономическом уровне:

1) долгосрочный курс экономического развития (планы и результаты);

2) конъюнктурная экономическая ситуация в регионах (состояние региональных экономических систем, чрезвычайные ситуации);

3) промышленность - текущее состояние и тенденции развития в общероссийском масштабе и масштабе регионов.

Шестой фактор. Направление научно-технического прогресса. Развитие современного мира практически полностью определяет научно-технический прогресс [1, с. 131 - 133]. В процессе первой научно-технической революции (50 - 60-е гг. XX в.) целенаправленно осваивалась энергия атома, развивалась квантовая электроника, позволившая создать электронные преобразователи энергии. Одной из важнейших задач второй научно-технической революции (начиная с последней четверти XX в.) является сбережение природных ресурсов. Основные направления второй НТР - развитие микроэлектроники, биотехнологии и информатики.

Сегодня в производстве все чаще используются искусственные материалы, обладающие заранее заданными качествами (керамика, пластмассы, синтетические смолы, изделия из металлических порошков и т.д.). Они сменяют железо, которое служило основным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий. Осваиваются новые технологии - малоотходные или безотходные, позволяющие ускорить производственный процесс и осуществлять его с минимальными затратами. Развитие микроэлектроники дает возможность значительно уменьшить размеры машин и потребление энергии, удешевить продукцию.

Научно-технический прогресс не распространяется по всем регионам мира равномерно. Благоприятные условия для его успешного развития существуют только в ведущих странах. НТП самым тесным образом зависит от общего уровня социального и материального благополучия общества. Поэтому пока его плодами могут в полной мере пользоваться лишь жители наиболее развитых стран (разумеется, не все в равной степени), т.е. примерно 10 - 12% населения нашей планеты.

Седьмой фактор. Состояние научной системы России. Научная система, сформировавшаяся в нашей стране на протяжении XX в., была нацелена прежде всего на решение крупных стратегических государственных задач, таких как, например, электрификация всей страны, ядерная и ракетная программы. Кардинальные изменения в экономике поставили на грань выживания отечественную науку. Сегодня необходимо признать, что нужен поиск новых путей научного развития. Кризисные времена показали, что для научных коллективов наиболее эффективный способ выживания - организация малых технологических предприятий (МТП) как при исследовательских, так и при учебных институтах. Российская специфика состоит именно в повсеместном распространении этого явления.

Восьмой фактор. Наличие тесного взаимодействия фундаментальной, прикладной и вузовской науки без отрыва от производителей и потребителей для сбережения ресурсов.

Проанализировав влияние стратегических факторов на стратегическую устойчивость предприятия, рассмотрим роль конъюнктурных факторов. Конъюнктурные факторы, двигающие развитие рынка, - это выражение достаточных условий, которые должен учитывать хозяйствующий субъект при рыночной направленности своей деятельности. Основными конъюнктурными факторами, которые определяют развитие рынка, являются: потребление продукции на душу человека; предъявляемый спрос; проблемные группы потребителей; инфляция; барьеры для входа на рынок; уровень конкуренции; интеграция; финансовое состояние участников рынка; льготы по налогообложению; региональные соглашения о сотрудничестве [3, с. 234 - 235].

В заключение следует сделать следующие выводы. Роль факторов заключается в их воздействии, которое они оказывают на деятельность предприятия. Все факторы тесно связаны между собой. Кроме того, по мере развития явления порой неожиданно начинают вступать в действие все новые и новые факторы, которые ранее не учитывались. Основная задача состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, определить все факторы, воздействующие на текущее состояние предприятия и его поведение в будущем. Таким образом, стратегическая устойчивость предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / пер. с англ.; под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2007.

2. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005.

3. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. М.: Экономика, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.