Научная статья на тему 'РЫНКИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И ИХ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

РЫНКИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И ИХ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПОСРЕДНИК / ПОКУПАТЕЛЬ / РЫНОК / ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ТОВАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ражапов И.Т.

Рассмотрены анализы эффективности контрактов между посредником на основе существующей модели и покупателем на потребительском рынке доверительного товара

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST GOODS MARKETS AND THEIR EFFICIENCY MODEL

The analysis of the effectiveness of contracts between an intermediary based on the existing model and a buyer in the consumer market of trust goods is considered.

Текст научной работы на тему «РЫНКИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И ИХ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

УДК 336

Ражапов И. Т. старший преподаватель Наманганский инженерно-технологический институт

РЫНКИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И ИХ МОДЕЛЬ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация: Рассмотрены анализы эффективности контрактов между посредником на основе существующей модели и покупателем на потребительском рынке доверительного товара.

Ключевые слова: модель, посредник, покупатель, рынок, доверительный товар.

Razhapov Ikrom T. senior lecturer

Namangan Engineering Technological Institute TRUST GOODS MARKETS AND THEIR EFFICIENCY MODEL

Abstract: The analysis of the effectiveness of contracts between an intermediary based on the existing model and a buyer in the consumer market of trust goods is considered.

Key words: model, intermediary, buyer, market, trust product.

Для анализа оптимальных контрактов, которые предлагает посредник монополист, автором была модифицирована базовая модель дискриминации второго рода в условиях асимметричной информации. Кратко она описывается следующим образом. Рассмотрим контракт между посредником и клиентом. Посредник, найдя искомый товар, приобретает его по цене, равной производственным издержкам и включает эту величину в окончательную цену, которую платит потребитель. Общие издержки посредника оставляют

с = с р + см,

где см - издержки измерения посредником качества товара.

Пусть q- качество товара1; p(q) - цена единицы товара качества q, устанавливаемая посредником c(q) - издержки посредника по предоставлению покупателю единицы товара качества q, c'(q) > 0,c"(q)>0. На рынке присутствует два типа потребителей: k £ {kg;kb}, где kg > кь. Каждый потребитель приобретает единицу товара. Полезность потребителя типа к, покупающего единицу товара качества q, задается функцией U(q;k) = kq - p. Случай 1: симметричная информация Посредник знает тип каждого своего клиента и может на основании этого осуществлять дискриминацию. В этом случае качество товара, который

предлагается покупателю типа k, и назначаемая цена определяются как решение задачи максимизации прибыли:

Max{p-c(q)} (q^) kq > p Решение этой задачи описывается условиями cr(q) = k р = qR Таким образом, уровни качества и цены, которые монополист предлагает потребителям типов kg и kb, равны, соответственно:

cr(qg) = kg, pg = qgkg cr(qb) = kb, pb =qbkb

Учитывая, что cp(q) = const, имеем

сг(qg) = crH(qg) = kg cr(qb) = crH(qb) = kb На рис. 1 эти результаты представлены графически. bq qg q.

/с-(ч)

/ в

Vfrq)/ I

/ U(kb;q)у//

/ ь/ // SJ / ^-L->

Рис 1. Оптимальный контракт, в случае симметричной информации

Конечно, в реальной ситуации данных источников информации недостаточно для того, чтобы посредник мог однозначно определить тип клиента. Поэтому более реалистичным является следующий случай 2. Случай 2: асимметричная информация если тип агента является его частной информацией, найденный набор контрактов «первого лучшего» не является достижимым для посредника.

Действительно, в этом случае потребителю типа выгодно заявить о своей принадлежности к типу кь, поскольку, выбрав контракт, предназначенный для типа кь, он получит большую полезность, чем от предназначенного ему контракта. Потребительский излишек клиента типа от приобретения товара качества qb по цене рь равен

bqk § - рь = qb(kg - кь) > 0 9

Таким образом, посредник сталкивается с проблемой неблагоприятного отбора, что вынуждает его изменить набор предлагаемых контрактов и перейти из состояния «первого лучшего» в состояние «второго лучшего».

Использованные источники:

1. Шарибаев Н.Ю., Кучкаров Б.Х., Эргашов А.К., Абдулхаев А.А., Муминжонов М.М. Развитие компетентности учащихся старших классов при обучении иностранному языку// Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.841-844

2. Шарибаев Н.Ю., Каххаров М.М., Ражапов И.Т., Ёкуббаев А.А., Далиев А.А. Обучении иностранному языку посредством инновационных педагогических технологий // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.845-848

3. Шарибаев Н.Ю., Худайбердиев Ф.Т., Масумов М.И., Иззатиллаев Х.Х., Рахматуллаев Р.О. Концепции педагогических средств в школе // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.849-851

4. Шарибаев Н.Ю., Худайбердиев Ф.Т., Масумов М.И., Иззатиллаев Х.Х., Рахматуллаев Р.О. О педагогических возможностях учебных заданий, повышающих результаты обучения школьников // Экономика и социум. -2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.852-855

5. Шарибаев Н.Ю., Холбаев Д.Ж., Тулкинов М.Э., Тошмаматов Н.Т., Салойдинов С.К. Педагогическое средство обучения в основной школе с.856-859

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.