Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТОВ КАК ФАКТОР РАЗМЕЩЕНИЯ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКЕ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТОВ КАК ФАКТОР РАЗМЕЩЕНИЯ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ / СПРОС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каҳҳаров М.М.

Опираясь на моделирование эндогенного спроса выявить закономерности и особенности функционирования рынка в условиях дифференциации продуктов с учетом факторов индивидуального выбора агентов на стороне спроса, влияния типа структуры рынка и технологических особенностей производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT DIFFERENTIATION AS A FACTOR IN THE ALLOCATION OF RESOURCES IN THE ECONOMY

Based on the modeling of endogenous demand, identify the patterns and features of the functioning of the market in terms of product differentiation, taking into account the factors of individual choice of agents on the demand side, the influence of the type of market structure and technological features of production

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТОВ КАК ФАКТОР РАЗМЕЩЕНИЯ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКЕ»

УДК 336

Каххаров М.М. доцент

Наманганский инженерно-технологический институт

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТОВ КАК ФАКТОР РАЗМЕЩЕНИЯ

РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: Опираясь на моделирование эндогенного спроса выявить закономерности и особенности функционирования рынка в условиях дифференциации продуктов с учетом факторов индивидуального выбора агентов на стороне спроса, влияния типа структуры рынка и технологических особенностей производства

Ключевые слова: рынок, дифференцированные продукты, спрос,

экономическая система.

Kaharov M.M. associate professor Namangan Institute of Engineering and Technology

PRODUCT DIFFERENTIATION AS A FACTOR IN THE ALLOCATION OF RESOURCES IN THE ECONOMY

Abstract: Based on the modeling of endogenous demand, identify the patterns and features of the functioning of the market in terms of product differentiation, taking into account the factors of individual choice of agents on the demand side, the influence of the type of market structure and technological features of production

Keywords: market, differentiated products, demand, economic system.

Рынок является одним из ключевых институтов современных экономических систем. Современные рынки характеризуются на стороне спроса различными потребностями и доходами покупателей, а на стороне предложения - широкими техническими возможностями выбора тех или иных продуктов к производству. На мировых и региональных рынках конкурируют не только различные фирмы, но также различные «серии» продуктов одного производителя, когда изменение номенклатуры или цен изменяет предмет выбора и приводит покупателя на другой субрынок в цепи рынков заменяемых продуктов.

Дифференциация продуктов является существенным фактором размещения ресурсов в экономике, когда растущая номенклатура продуктов определяет разнообразие выбора промежуточных продуктов, трансформацию структуры отраслевых рынков, появление новых подотраслей. Проблема дифференциации продуктов и рынков имеет

прямое практическое отношение к политике поддержки конкуренции, внешнеторговой политике, исполнению и совершенствованию антимонопольного законодательства, лицензированию производства, стандартизации и контролю качества продуктов, взаимосвязи рынков дифференцированных продуктов и особенностей специализированного труда и других вопросов, например, таких как маркетинговые исследования потенциального спроса и продвижение продуктов на рынке.

Совершенствование экономической политики требует понимания тех проблем благосостояния, которые возникают в связи с дифференциацией продуктов, в том числе, оптимальности разнообразия и качества продуктов. Отсутствие в достаточной степени систематизированной, общепризнанной концепции рынков дифференцированных продуктов и инструментов анализа растущего разнообразия продуктов может приводить (и, по-видимому, приводит) к неадекватным решениям, критическим при неустойчивых, переходных состояниях рынков, что определяет актуальность исследований дифференциации продуктов и рынков, формирования структуры спроса на дифференцированные продукты от появления на рынке первого и второго продукта до структур оптимального разнообразия и формирования вторичных рынков производных продуктов (услуг). Представляют интерес механизмы выбора покупателей на множестве рыночных продуктов, варьирующих по параметрам разнообразия и качества; механизмы «молчаливого соглашения» фирм-производителей дифференцированных продуктов при изменении цены одной фирмой; причины роста разнообразия продуктов и влияние разнообразия на благосостояние и эффективность рыночных структур

Опираясь на моделирование эндогенного спроса выявить закономерности и особенности функционирования рынка в условиях дифференциации продуктов с учетом факторов индивидуального выбора агентов на стороне спроса, влияния типа структуры рынка и технологических особенностей производства (производственной функции и уровня минимально эффективного размера выпуска), в том числе, выявить каким образом выбор критерия оптимизации типовой структуры рынка и параметры модели влияют на расчетные состояния рынка дифференцированных продуктов (разнообразие, цены и качество продуктов, прибыль и благосостояние); а также выявить факторы «провалов» рынков отдельных продуктов, увеличения или уменьшения оптимального числа дифференцированных продуктов в цепи рынков, появления новых рынков, является востребовано и в настоящее время.

Для решение этой задачи предлагается: построить модели статического равновесия типовых многозаводских структур, максимизирующих: отраслевую прибыль (монополия), общественное благосостояние и разнообразие (монополистическая конкуренция), когда

однотипные однопродуктовые фирмы, максимизирующие прибыль в условиях покрытия положительных фиксированных издержек и симметричных предположительных вариаций цен (и качества продуктов) конкурентов, занимают оптимальные фиксированные адреса; провести перекрестный анализ влияния типовых структур рынка дифференцированных продуктов на благосостояние и производственную эффективность фирм; оценить влияние распределенного в совокупности покупателей фактора «эффективность использования продуктов» на расчетные состояния типовых структур рынка, в том числе, разнообразие, цены и качество продуктов, объем продаж, прибыль и благосостояние, а также на стимулы покупателей.

Заключение

Моделированием эндогенного спроса на рынках дифференцированных продуктов получим возможность

инструментального подхода к формированию спроса и выявили взаимосвязи с социально-экономическими и институциональными вопросами функционирования рынков, которые могут представлять интерес не только для теории отраслевых рынков, но также для теории общественного выбора и политической экономии, поскольку проблема индивидуального выбора на множестве альтернатив и проблема формирования этих альтернатив определенной институциональной структурой носят достаточно общий характер.

Использованные источники:

1. Шарибаев Н.Ю., Кучкаров Б.Х., Эргашов А.К., Абдулхаев А.А., Муминжонов М.М. Развитие компетентности учащихся старших классов при обучении иностранному языку// Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.841-844

2. Шарибаев Н.Ю., Каххаров М.М., Ражапов И.Т., Ёкуббаев А.А., Далиев А.А. Обучении иностранному языку посредством инновационных педагогических технологий // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.845-848

3. Шарибаев Н.Ю., Худайбердиев Ф.Т., Масумов М.И., Иззатиллаев Х.Х., Рахматуллаев Р.О. Концепции педагогических средств в школе // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.849-851

4. Шарибаев Н.Ю., Худайбердиев Ф.Т., Масумов М.И., Иззатиллаев Х.Х., Рахматуллаев Р.О. О педагогических возможностях учебных заданий, повышающих результаты обучения школьников // Экономика и социум. -2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.852-855

5. Шарибаев Н.Ю., Холбаев Д.Ж., Тулкинов М.Э., Тошмаматов Н.Т., Салойдинов С.К. Педагогическое средство обучения в основной школе с.856-859

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.