Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулкинов М.Э.

Рассмотрены проблемы совмещения работы и получения высшего образования. Многие исследования носят качественный характер. Некоторые ученые прямо указывают на отсутствие теоретических моделей, описывающих эту проблему. Приведена сравнительная статистика трудоустройства студентов в Узбекистане со студентами европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT EMPLOYMENT IN UZBEKISTAN

The problems of combining work and higher education are considered. Many studies are qualitative in nature. Some scientists point directly to the lack of theoretical models describing this problem. Comparative statistics of employment of students in Uzbekistan with students of European countries are given.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 331

Тулкинов М.Э. ассистент

Наманганский инженерно-технологический институт ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: Рассмотрены проблемы совмещения работы и получения высшего образования. Многие исследования носят качественный характер. Некоторые ученые прямо указывают на отсутствие теоретических моделей, описывающих эту проблему. Приведена сравнительная статистика трудоустройства студентов в Узбекистане со студентами европейских стран.

Ключевые слова: трудоустройство, трудовой деятельность, образовательные программы, студенты.

Tulkinov M.E. assistant

Namangan Engineering Technological Institute STUDENT EMPLOYMENT IN UZBEKISTAN

Abstract: The problems of combining work and higher education are considered. Many studies are qualitative in nature. Some scientists point directly to the lack of theoretical models describing this problem. Comparative statistics of employment of students in Uzbekistan with students of European countries are given.

Key words: employment, work activity, educational programs, students.

Исследования, проведенные в ряде британских университетов, свидетельствуют о том, что 70-80% молодых людей 16-19-летнего возраста, зарегистрированных на очных образовательных программах, занимаются оплачиваемой трудовой деятельностью. Жесткие финансовые ограничения, рост цен за обучение и высокие расходы на проживание заставляют студентов искать временную работу, как правило, не связанную с их будущей профессией. На узбекском рынке труда тоже наблюдается непрерывный рост студенческой занятости. Сегодня имеют работу уже 46% студентов, обучающихся в бакалавриате, что, в целом, соответствует мировым тенденциям. Однако студенческая занятость в Узбекистане так же, как и рынок высшего образования, характеризуются рядом особенностей. Во-первых, многие студенты предпочитают сразу работать по будущей профессии, и получать при этом меньшую зарплату, чем они могли бы зарабатывать в качестве барменов, официантов и пр.

Существующая во многих отраслях острая нехватка квалифицированных кадров, в свою очередь, способствует росту студенческой занятости.

Во-вторых, в Узбекистане студентам предоставляется отсрочка от армии, что повышает ценность высшего образования для молодых людей мужского пола и становится дополнительным стимулом поступления в вуз. В результате в узбекских университетах обучаются не только способные, но и не очень способные студенты.

В связи с этим необходимо восполнить возникший в экономической теории пробел и предложить новый теоретический подход, который бы не только связал стратегии студентов, работодателей и вузов в рамках модели студенческой занятости и сигналов на рынке труда, но и позволил объяснять описанные выше факты. В практическом аспекте данный подход может служить основой для выработки узбекскими университетами адекватной образовательной политики.

Исходя из этого, целесообразно будет разработка теоретической модели, объясняющей рост и особенности студенческой занятости в Узбекистане, с использованием инструментария сигнальных игр. Для этого надо решить следующие задачи:

• обобщить существующие теоретические подходы к проблеме студенческой занятости с акцентом на сигнальной роли образования;

• разработать теоретическую модель, описывающую поведение университетов, студентов и работодателей на рынке труда при наличии образовательных сигналов;

• проанализировать в рамках данной модели эффект сообучения;

• раскрыть механизм влияния изменений в образовательной политике и образовательных стандартах на восприятие работодателями выпускников вузов;

• проверить совместимость полученных теоретических выводов с данными и результатами эмпирических исследований рассматриваемой проблемы.

Данные мониторинга экономики образования по Узбекистане в целом и по отдельным фондом «Общественное мнение» и Аналитическим центром микроэкономического моделирования для разработки теоретической модели, в частности, аппарат теории игр с несовершенной информацией и методы оптимальных решений; - прикладной статистики для эмпирической проверки логики модели на данных Мониторинга экономики образования, в частности, анализ качественных данных и корреляционный анализ.

Студентов на узбекском рынке труда рассмотрено с точки зрения теории игр с несовершенной информацией. В процессе исследования получены следующие научные результаты, которые ещё не нашли отражения в узбекской и зарубежной экономической литературе, между

классической сигнальной моделью и наблюдаемыми стилизованными фактами на рынке труда студентов и выпускников;

Заключение

Анализ ситуации на рынке труда студентов и выпускников показал, что узбекские работодатели уделяют больше внимания опыту работы выпускника, чем оценкам в его дипломе. Это, по сути, противоречит выводам классической сигнальной модели Спенса. Лучше успевающие студенты начинают работать, в среднем, раньше даже при отсутствии материальных стимулов, что также противоречит объяснению, предлагаемому известными теоретическими исследованиями данной проблемы. Теоретическая модель сигнального взаимодействия выпускников и работодателей в условиях возможности добровольного выявления типа агента позволила получить равновесия, качественно отличающиеся от предлагаемых классической сигнальной моделью, и определить условия существования этих равновесий.

Использованные источники:

1. Шарибаев Н.Ю., Кучкаров Б.Х., Эргашов А.К., Абдулхаев А.А., Муминжонов М.М. Развитие компетентности учащихся старших классов при обучении иностранному языку// Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.841-844

2. Шарибаев Н.Ю., Каххаров М.М., Ражапов И.Т., Ёкуббаев А.А., Далиев А.А. Обучении иностранному языку посредством инновационных педагогических технологий // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.845-848

3. Шарибаев Н.Ю., Худайбердиев Ф.Т., Масумов М.И., Иззатиллаев Х.Х., Рахматуллаев Р.О. Концепции педагогических средств в школе // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.849-851

4. Шарибаев Н.Ю., Худайбердиев Ф.Т., Масумов М.И., Иззатиллаев Х.Х., Рахматуллаев Р.О. О педагогических возможностях учебных заданий, повышающих результаты обучения школьников // Экономика и социум. -2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.852-855

5. Шарибаев Н.Ю., Холбаев Д.Ж., Тулкинов М.Э., Тошмаматов Н.Т., Салойдинов С.К. Педагогическое средство обучения в основной школе с.856-859

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.