Научная статья на тему 'Рычаги воздействия государства на подготовку конкретных специальностей, платных и бюджетных мест в вузах'

Рычаги воздействия государства на подготовку конкретных специальностей, платных и бюджетных мест в вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЦЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / LEGAL AND PER CAPITA FINANCING / PRICE FOR EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищук Т. Л.

Раскрывается содержание нормативно-подушевого финансирования в российских вузах, механизм его внедрения. Освещается зарубежный опыт нормативного финансирования в системе высшего образования, а также подходы отдельных стран к отмене платного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Leverage of a State on Training of Some Specialties and University’s Paid and Free Education

Contents of legal and per capita financing in Russian universities and a mechanism of its implementation are shown; foreign experience of legal financing within a system of higher education and approaches of some countries to refuse to use a system of paid education are represented.

Текст научной работы на тему «Рычаги воздействия государства на подготовку конкретных специальностей, платных и бюджетных мест в вузах»

Rodenkova T.N., Klimova А.А. INVESTMENT ANALYSIS EDUCATIONAL PROGRAMS GRADUATE SCHOOL

In the next two to three years, a time when the state budget expenditures and the real incomes of the population of Russia behind the rising cost of higher education , issues of financial security of the national high school will become more relevant. In this regard, thefeasibility study of investment in higher vocational education and analysis of the level of investment attractiveness of educational programs are particularly importantfor effective management decisions in order to minimize the financial risks and improve economic stability universities.

Keywords: investment attractiveness, investment efficiency, high school, educational programs, effective demand, the cost of educational services.

УДК 33:37; 378

Ищук Т.Л.

РЫЧАГИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ПОДГОТОВКУ КОНКРЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПЛАТНЫХ И БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ В ВУЗАХ

Раскрывается содержание нормативно-подушевого финансирования в российских вузах, механизм его внедрения. Освещается зарубежный опыт нормативного финансирования в системе высшего образования, а также подходы отдельных стран к отмене платного образования.

Ключевые слова: система высшего образования, нормативно-подушевое финансирование, цена образовательной услуги.

В настоящее время в 296 вузах, входящих в систему высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ, уровень дифференциации затрат на обучение одного студента превосходит в 5 раз. Большинство вузов оказывают несколько образовательных услуг, а финансирование осуществляется в рамках одной сметы. При этом студентов обучают более чем по 300 специальностям и направлениям подготовки, а распределение стоимости обучения по категориям вузов имеет ярко выраженный максимум, когда бюджетные расходы значительно превышают плату за обучение в большинстве вузов страны. Так, бюджетные расходы в среднем на одного студента составляют 112 тыс. руб., а средняя стоимость обучения - около 50 тыс. руб. Лишь в небольшом количестве вузов плата за обучение выше или сравнима с бюджетными расходами [1].

7 мая 2012 г. Министерство образования и науки РФ утвердило Указ Президента РФ №2 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2], согласно которому плата за обучение в вузе не может быть меньше затрат государства на содержание одного студента. Базовый (минимальный) норматив затрат составит 60200 руб., из них 34600 руб. - затраты, непосредственно связанные с оказанием образовательной услуги, и 25600 руб. - на общехозяйственные нужды. Этот тариф установлен для специальностей, не требующих лабораторного оборудования, при соотношении численности преподавателей и студентов 1:10,

для бакалавров очной формы по специальностям: математика, политология, психология, философия, искусство и гуманитарные науки, управление персоналом. Для магистратуры очной формы базовый тариф умножается на коэффициент 1,17, т. е. сумма увеличивается более, чем на 10 тыс. руб. Для специальностей, требующих лабораторного оборудования, коэффициент для бакалавриата и магистратуры увеличивается в 1,06 и 1,23 раза соответственно. Коэффициент увеличивается и при необходимости в особо сложном оборудовании, а также, если на одного преподавателя приходуется менее десяти студентов. Минимальное соотношение численности преподавателей и студентов составляет 1:4. Для творческих специальностей, таких как дизайн, музыкальное искусство эстрады, народная художественная культура, требующих более тесного общения с преподавателем, базовый показатель умножается на 1,86 для бакалавров и на 2,29 для магистров. Если ставку преподавателя будут подкреплять не десять, а только четыре студента, плата вырастет до 112 тыс. руб. в год. При этом следует учитывать, что бедное население в России составляет около 17,7 млн. человек (год назад - 21,1 млн. человек) [3]. Очевидно, что для данной категории граждан, а также для лиц с доходами, незначительно превышающими прожиточный минимум, высшее образование станет роскошью. Кроме того, нормативно-подушевое финансирование неизбежно приведет к сокращению преподавательского состава. Самым высоким коэффициентом удорожания, по поручению

20

© Ищук, Т. Л., 2014

Рычаги воздействия государства на подготовку конкретных специальностей, платных и бюджетных мест в

вузах

Президента и Правительства РФ, наделены приоритетные специальности (1,86 и 2,29). Возможно, их будет определять каждый конкретный вуз, в Указе они не прописаны. Для очно-заочной, заочной форм обучения и экстерната введены понижающие коэффициенты. Так, обучение математика-заочника обойдется государству только в 12 тыс. руб. в год. В целом программа перехода на нормативно-подушевое финансирование рассчитана до 2016 года. В

2012 году она коснулась только первокурсников, в

2013 году - студентов 1 и 2 курсов и т. д.

По идее реформаторов высшей школы нормативное финансирование создаст здоровую конкуренцию между вузами как государственными, так и частными, а также приведет к сопоставимости затрат на обучение за счет бюджетных средств и внебюджетных. По планам нового руководства Миноб-рнауки РФ количество государственных вузов в России будет сокращено в 2013-2014 гг. на 20%, а их филиалов - на 30%. Составлен реестр всех государственных университетов и институтов, а до 23 ноября текущего года специальная комиссия должна отобрать самые востребованные вузы.

Остальным предложат объединиться с другими учебными заведениями либо прекратить свое существование [4].

Высшее образование в России приобретает массовый характер и рассматривается как негативная тенденция, которая заключается в господстве «усредненного человека», поэтому является фактором, препятствующим переходу к инновационному пути развития российской экономики, требующему творческих и интеллектуальных способностей человека. Известно, что одаренных людей около 5%, а людей со средними способностями - в целом 83% населения. Около 12% населения не смогут получить высшее образование из-за недостаточных способностей. Следовательно, получить образование могут 88% населения, из них 83% - это люди со средними способностями, на которых и нацелена система высшего образования. В этой связи особенно актуальным становится усиление индивидуализации образования, создание условий для поддержки и развития талантов у обучающихся студентов. Известно, что каждый человек по-своему воспринимает мир, обладает разными психологическими особенностями и в каждом заложен определенный талант. Эта идея замечательно была развита Борисом Акуни-ным в романе «Азазель»: умение выявить талант каждого человека и развить его в процессе обучения позволяет достичь обучаемыми выдающихся успехов в своей области. Если связывать будущее России с инновационным развитием, то необходимо переходить к опережающему образованию, начинать подготовку специалистов, которые потребуются завтра, даже несмотря на то, что сегодня для них в стране может не оказаться работы.

Использование базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов с учетом уровней программ практикуется во многих развитых странах: Канаде, Великобритании, Франции, Японии, Швеции, Норвегии и некоторых развивающихся государствах Азии и Африки [5]. При расчетах объема финансирования вуза используются весовые коэффициенты в зависимости от направления (специальности) высшего образования, типа учебной программы или категории вуза. Теоретически весовые коэффициенты должны отражать соотношение стоимости обучения студентов на программах различных направлений высшего образования. Например, обучение студента инженерной специальности объективно требует больших затрат, чем подготовка специалиста в гуманитарной области. Базовый норматив корректируется с помощью коэффициентов, что позволяет учитывать длительность отдельных этапов программы, особенности ее реализации по группам специальностей, форму обучения (очная или заочная), территориальное расположение вуза. Весовые коэффициенты могут использоваться для правительственного контроля над структурой приема в вузы. Если правительство желает увеличить количество мест на программах определенного типа, оно повышает соответствующий подушевой норматив. Нормативное подушевое финансирование требует, чтобы правительство административно утвердило соответствующие нормативы стоимости обучения. Альтернативным методом определения стоимости является вариант, при котором системе высшего образования предоставляется возможность самой определить стоимость обучения на основании конкуренции. Механизмы конкуренции требуют от вузов борьбы за бюджетные ассигнования. Побеждает тот, кто предложит наименьшую стоимость обучения при требуемом уровне качества. Теоретические преимущества такого подхода заключаются в том, что он стимулирует вузы к эффективному использованию бюджетных средств. Это приводит к тому, что бюджетные средства попадают в те вузы, которые в состоянии более результативно проводить обучение.

Возвращаясь к российской практике перехода на нормативное финансирование государственных услуг в сфере образования, следует учитывать, что необоснованное установление цен на образовательные услуги может нанести значительный материальный ущерб определенным группам населения, а также будет деформировать общественное мнение о важности и ценности образования. Монополия государства в лице органов управления на продажу и покупку образовательных услуг исключает возможность образовательного учреждения самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. Тотальный диктат Министерства образования и науки РФ на все аспекты деятельности вузов практически

Экономика образования ♦ № 1, 2014

21

полностью разрушает закрепленную в российском законодательстве автономию вузов и противоречит рыночным принципам, в которые включены российские вузы.

Согласно теории ценообразования, цены на образовательные услуги формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса, с учетом соотношения величин прогнозируемого спроса на услуги и дополнительных затрат граждан на образовательные услуги. На базовую цену образовательной услуги, рассчитанную по описанной методике, оказывают влияние многие факторы: прогнозируемый уровень инфляции в стране и регионе; прогнозируемый рост реальных доходов населения в регионе; процент теневой экономики от объема валового регионального продукта (20-50%); планируемый экономический рост в регионе по отраслям материального производства; уровень занятости населения и безработицы; уровень смертности и рождаемости населения и их соотношение; результаты социологических опросов населения и заключения экспертов; жизненный цикл профессий и жизненный цикл спроса на профессии. Если известны три основных фактора ценообразования: потребительский спрос, издержки, цены конкурентов, образовательное учреждение готово к выбору цены. Цена будет располагаться где-то между слишком низким уровнем, не позволяющим получать прибыль, и слишком высоким, ограничивающим спрос. Минимально возможная цена определяется себестоимостью. Цены конкурентов на аналогичные услуги задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при установке цены. Мнение граждан об особенностях предлагаемой образовательной услуги, влияющее на спрос, задает потолок цены. Поэтому цена образовательной услуги должна быть гибкой и корректироваться в зависимости от условий целевого рынка образовательной услуги [6].

Переход к платному высшему образованию в нашей стране традиционно объясняется недостатком бюджетных средств. Такие богатые страны, как Германия, Чехия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия, могут себе позволить бесплатное или условно бесплатное обучение в вузах (за период с 2007 по 2013 гг. бюджет ЕС, выделяемый на развитие образовательных программ, составляет 7 млрд. евро). Со студентов взимается только формальный семестровый сбор в размере 30-120 евро, который включает в себя расходы на учебные материалы, бумагу, ксерокопирование и пр. Россия же страна бедная, студентов у нас много, и специалистов с высшим образованием нам столько не надо [7]. Но, например, Турция - страна не из самых богатых. В сентябре 2012 г. вице-премьер правительства Турции объявил, что плата за обучение в вузах отменяется. Миллионы студентов, получающих первое

высшее образование как в государственных, так и в частных вузах будут учиться только за счет государства. Причем льготы распространятся не только на учащихся дневного отделения, но и на заочников -соответствующее распоряжение уже подготовил премьер и принял к исполнению министр финансов. Общая сумма, выделенная из бюджета, уточняется, но для Турции она будет весьма ощутимой: стоимость обучения в частных университетах там составляет до 12 тыс. долл. Для сравнения: в России стоимость обучения доходит до 40 тыс. долл. При этом в Турции около 3,5 млн. студентов при численности населения 74,7 млн. человек, в России - 6,4 млн. студентов на 143 млн. человек населения.

Турция вообще всерьез относится к своей системе высшего образования. Она давно выбрала европейскую модель и не на словах, а на деле присоединилась к Болонскому соглашению. Многие турецкие вузы являются членами хартии «Эразмус» и используют европейскую систему накопления и перевода кредитов ЕСТ5. А ведущие университеты обучают на английском и других иностранных языках. Например, Стамбульский университет Озйегин вообще учит только на английском языке. И его дипломы признает любая европейская страна. Для российских студентов это отличная альтернатива: хоть и не бесплатное обучение, но явный выигрыш в соотношении цены и качества. А для российских вузов, многие из которых остались за гранью конкурентоспособности, это явный ущерб [7]. Серьезную конкуренцию европейской и американской системам высшего образования стали составлять в последнее время такие активно развивающиеся страны, как Китай, Индия и Малайзия. Например, отличительной особенностью стратегического плана развития высшего образования в Малайзии является так называемый road map стратегии до 2057 года, конечная цель которой - подготовка самых квалифицированных в мире специалистов [8]. Очевидно, что и российскому руководству, ответственному за состояние системы высшего образования и государства, необходимо очень взвешенно использовать имеющиеся рычаги воздействия на стимулирование либо ограничение подготовки конкретных специальностей, а также платных и бюджетных мест с учетом мировых тенденций в развитии высшего образования.

Библиографический список

1. Афанасьев Р. С. Внедрение нормативно-подушевого финансирования государственных услуг ВПО в свете реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 599. Саратов, 2012 // Режим доступа:_www.ecorys.ru

2. Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» //

Двадцать лет динамики российской региональной социальной политики

Режим доступа: htpp:kremlin.ru/acts/15236.

3. Партнерство Всемирного банка и Российской Федерации // Режим доступа: htpp:www.worldbank. org/content/dam/ Worldbank/document/Russia-Shapshot-rus.pdf .

4. Рысев А. Вузы России начнут сокращать уже этим летом // Режим доступа: htpp:www.neva24.ru/ a/2012/07/16/VUZi_Rossii_nachnut_sokrashh/

5. Климов А.А. Нормативно-подушевое финансирование вузов // Режим доступа: hse.ru/data/662/ 667/1234/200604...

6. Лобанова Е.В. Методические аспекты к определению стоимости коммерческого обучения в го-

сударственном вузе // Режим доступа: htpp:sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4320-2012-10-22-05-13-14.

7. ЛемуткинаМ. Высшее образование в стране станет абсолютно бесплатным. Московский Комсомолец. 2012. 1 сентября // Режим доступа: www.mk.ru/ social/artide/2012/08/31/743073-vyisshee-obrazovanie-v-strane-stanet-absolutno-besplatnyim.html.

8. Strategic planning high education Malaysia // Режим доступа: http:www. mohe.gov. my/transformasi/ images/1_bi.pdf (reference date: 04.12.2012).

Ishchuk T.L.

A LEVERAGE OF A STATE ON TRAINING OF SOME SPECIALTIES AND UNIVERSITY'S PAID AND FREE EDUCATION

Contents of legal and per capita financing in Russian universities and a mechanism of its implementation are shown; foreign experience of legalfinancing within a system of higher education and approaches of some countries to refuse to use a system of paid education are represented.

Keywords: a system of higher education, legal and per capita financing, a price for an educational service.

УДК 338.24

Хартанович К.В.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ДИНАМИКИ РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье описана роль социальной политики в развитии экономики, показаны проблемы современной социальной сферы экономики. Обосновано усиление позиции регионов в реализации социальной политики, выявлена специфика регионального управления территориальными хозяйственными системами. Определены основные тенденции динамики российской региональной социальной политики.

Ключевые слова: кибернетика, менеджмент, социальная политика, регион, регионализация.

В последнее время появляется все больше исследований, посвященных анализу актуальной научно-практической проблемы современной экономической теории и практики хозяйственного управления социальной сферой национальной жизнедеятельности. Экономические реформы в нашей стране нуждаются в новом управленческом импульсе, в новой парадигме социальной динамики.

Безусловно, достижения социально политики последних десяти неоспоримо. Однако, надо смотреть в будущее, чтобы обеспечить в нем достойное существование всех категорий граждан нашего общества.

Двадцатилетие российской Конституции, отмечаемое в этом году, с новой силой актуализирует проблемы социальной сферы экономики. Статья седьмая конституции провозгласила, что Россий-

© Хартанович К.В., 2014

ская Федерация - социальное государство.

Все эти двадцать лет ученые и практики пытаются детализировать многообразные проблемы социальной ориентации экономики. Однако, количество таких проблем усложняется и умножается со временем.

Президент России В.В. Путин выдвинул стратегическую цель в экономическом развитии государства - модернизация экономики на базе инновационного развития. Это важная и сложная проблема, решить которую Федеральному Центру без активного участия регионов, муниципальных образований и предпринимательских структур не представляется возможным.

Весь вопрос заключается в экономических возможностях страны проводить сильную социальную политику. Нельзя ставить данную экономическую

Экономика образования ♦ № 1, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.