Научная статья на тему 'Рычаги инновационного роста'

Рычаги инновационного роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рычаги инновационного роста»

© 2004 г. А.И. Чалова

РЫЧАГИ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства, рассматриваемым как теоретически, так и в практическом аспекте. Несмотря на это, уровень инновационной активности предприятий весьма незначителен. Причин подобной ситуации много, но главные из них - отсутствие условий для осуществления последнего, низкий уровень восприимчивости к новшествам. Бизнес и инновации оказываются оторванными друг от друга. Необходимо создание реально функционирующих инновационных механизмов, нацеленных на активизацию нововведений в сфере производства.

Инновационный механизм - это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности, содействие ее проведению, поиск инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности. В настоящий момент наиболее универсальными для российской экономики являются следующие группы механизмов: механизмы организации, разработки и внедрения, технологические трансферты.

Механизм организации направлен на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Это может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение.

Создание - это организация новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенные элементы данных форм следующие: матричные структуры, научно-технические подразделения и организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам, венчурные компании.

Процессы создания новых инновационных организаций особенно важны для больших предприятий, имеющих сложную систему управления инновациями, зачастую ориентированных на крупные проекты, реализация которых должна практически сразу (или за короткий период времени) обеспечить получение высоких доходов. Во многом по этой причине количество инноваций в данных структурах не так велико, как на малых предприятиях. Но эффективность инновационной деятельности можно значительно повысить с помощью организации на предприятиях новых инновационных подразделений и (или) структурных единиц, призванных создавать новые направления в их деятельности. Последние могут быть на постоянной или временной основе.

Опыт развитых стран свидетельствует об эффективности и целесообразности использования венчурного механизма организации инновационного процесса, который сыграл заметную роль в развитии наиболее значимых для экономики отраслей промышленности. Главная причина этого заключается в сочетании курса на реализацию принципиально новых инновационных проектов, хорошо отработанных методов управления, позволяющих предельно минимизировать большие сопутствующие финан-

совые риски, и сильных материальных стимулов для основных субъектов инновационного процесса (ученых, изобретателей, инвесторов, менеджеров).

Венчурный капитал - это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компаний с целью получения высокой прибыли после регистрации их ценных бумаг на фондовой бирже.

Венчурный капитал представляется формальным и неформальным секторами. В формальном секторе преобладают фирмы (или фонды) венчурного капитала (venture capital firms; далее - ФВК), являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами (private partnership) и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных, пенсионных фондов (в Европе на них приходится свыше 50 % всех инвестиций венчурного капитала), благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов - владельцев ФВК [1]. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2-3 % своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. ФВК инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 57 лет. Кроме ФВК, участниками формального сектора являются специальные подразделения или дочерние предприятия коммерческих банков или нефинансовых промышленных корпораций («corporate venturing»), а также государственные инвестиционные программы.

Участники неформального сектора - это частные инвесторы венчурного капитала, так называемые «бизнес-ангелы», а также члены семей владельцев вновь создаваемых малых фирм. «Бизнес-ангелы» - это, как правило, профессионалы с опытом работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями, другие - высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса (бухгалтеры, консультанты, юристы и т.д.) и занимают высшие должности в крупных компаниях. Многие «бизнес-ангелы» инвестируют напрямую в новые и растущие фирмы, входя в состав синдиката, объединяющего друзей и партнеров по бизнесу, и это позволяет реципиентам инвестиций получать более крупные финансовые средства. «Бизнес-ангелы» активно действуют в США и многих европейских странах. В Европе и США объем инвестиций неформального сектора венчурного капитала в несколько раз превышает объем инвестиций формального сектора. В Великобритании в 1997 г. единичная инвестиция «бизнес-ангела» составляла в среднем от 16 до 80 тыс. дол. [1].

Формальный и неформальный секторы играют взаимодополняющую роль. Инвестиции неформального сектора особенно важны на самых ранних стадиях развития стартовых фирм, когда они нуждаются в «посевном» капитале (seed finance) для разработки концепции продукта и опытного образца, в то время как формальный сектор более активен на стадии быстрого роста фирмы, когда

требуются средства на расширение производства и объема продаж.

Почему венчурный капитал особенно важен для малых высокотехнологических фирм (далее - МВТФ)? Основное условие их рыночного успеха в отраслях, основанных на высоких технологиях, - это быстрота развития. Внедрение новой технологии связано с высокими начальными издержками, но по мере роста продаж издержки производства единицы продукции падают, в то время как потребителям в возрастающей степени становится выгоднее пользоваться данной технологией по сравнению с ее конкурентами. В этом состоит явление «возрастающей отдачи масштаба», серьезно разрабатываемое в последние годы в экономической теории. Таким образом, МВТФ, получившие мощный толчок на ранней стадии, - будь то в виде финансовых вливаний, удачной управленческой или маркетинговой стратегии, - могут захватить наибольшую долю рынка и стать законодателями стандартов. В результате малые фирмы получат крупную долю прибыли; при этом выигравшая технология необязательно должна превосходить конкурирующие технологии по техническим характеристикам. Очевидно, что вновь созданные МВТФ не могут достичь успеха в конкурентной борьбе через органическое развитие на основе нераспределенной прибыли, что характерно для традиционных секторов. В то же время банковские кредиты также не могут рассматриваться как основной источник инвестиций в стартовые МВТФ: причина состоит в высоком риске, так как создатели новых фирм часто не имеют кредитной истории и не могут обеспечить адекватный залог; высокой доле бесперспективных инноваций; трудностях с оценкой потенциального рынка и с экспертизой проекта со стороны финансистов. Проблема состоит в том, что создатели МВТФ часто не имеют финансовых и управленческих навыков.

Функция американских и европейских венчурных капиталистов как из формального, так и неформального секторов состоит в преодолении этих препятствий на пути развития МВТФ. Венчурные капиталисты являются в первую очередь предпринимателями и уже затем - финансистами. Они, как правило, изучают сотни инвестиционных возможностей в год и выбирают несколько наиболее перспективных проектов. Венчурные капиталисты играют активную роль в деятельности профинансированных фирм, участвуя в текущем управлении и стратегическом их планировании. Они не только финансируют, но и взращивают фирмы.

В России венчурный капитал пока только зарождается, однако потенциально он один из основных источников финансирования для коммерциализации научно-технических разработок. По мнению участников инновационного бизнеса, уже есть сигналы того, что российский торговый, банковский, страховой капитал, капитал пенсионных фондов станет серьезным источником инвестиций в инновационные проекты малых фирм. Разумеется, для успешного развития венчурного капитала в России требуется комплекс мер государственной поддержки. В настоящее время уже воплощается в жизнь ряд проектов, направленных на развитие венчурного финансирования. Следует отметить, во-первых, работу государственного

Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этот Фонд предоставляет финансовую поддержку малым инновационным формам на возвратной основе. Во-вторых, с 1997 г. реализуется пилотная программа Европейской ассоциации венчурного капитала. Названный проект финансируется Программой ТАСИС Европейского Союза. В-третьих, на территории России действуют региональные фонды венчурного капитала (РФВК) Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Каждый РФВК располагает в размере 30 млн дол. для инвестирования в качестве нового акционерного капитала в средние приватизированные и другие частные предприятия на цели финансирования проектов, которые, как предполагается, должны принести коммерческий доход. Инвестируя средства в акционерный капитал, РФВК действуют со среднесрочных позиций. Минимальный размер инвестиции составляет 300 тыс. дол., а максимальный - 3 млн дол.

Сегодня в России реально работает около 20 венчурных фондов, под управлением которых находится 1,5-2 млрд дол., из них инвестировано несколько более четверти средств. В основе этих денег лежат иностранные инвестиции, и ЕБРР здесь играет важную роль [2].

Есть и доля национального капитала, правда, она весьма незначительна. В капитале четверти всех венчурных фондов ЕБРР принимает непосредственное участие, помимо этого банк реализует программу собственных венчурных фондов при участии правительств стран «большой семерки». Но в высокие технологии венчурные инвесторы, как правило, вкладывают лишь незначительную часть средств. Деньги идут в основном на расширение имеющегося производства и вывод продукта на национальный рынок. Если опираться на международный опыт, то отечественным компаниям и разработчикам улучшений в этой сфере ждать не приходится. Так, в большинстве развитых стран около половины венчурного капитала имеет национальное происхождение. В качестве источников, например в Европе, выступают банки, пенсионные фонды и страховые компании.

Следующая форма инновационного механизма - матричная структура, представляющая собой организационные формирования, которые создаются временно на срок разработки и внедрения новшеств, включают в себя специалистов различного профиля, административно подчиняющихся руководителям соответствующих постоянных подразделений, направленных на работу во временную внедренческую структуру для проведения работ по определенной специализации. Последние позволяют объединить различных специалистов на срок разработки и внедрения нововведения. По окончании этого процесса матричное объединение расформировывается, и его участники возвращаются в подразделения, в которых они работают на постоянной основе. Данный инновационный механизм позволяет, во-первых, обеспечить выполнение работ в короткие сроки, во-вторых, сконцентрировать под единым руководством специалистов различных профилей, в-третьих, значительно удешевить процесс разработки и внедрения. Среди основных плюсов матричной системы американские исследователи называют сокращение сроков реализации проекта, оперативное реагирование на

любые внешние изменения, упрощенные системы контроля, непрерывность традиционной хозяйственной деятельности.

При использовании данной структуры в компаниях США отмечены такие преимущества, как сокращение времени внедрения инновационных проектов на 30-70 %; снижение числа конструкторских изменений на 65-80 %; повышение качества выполнения решений, создание творческой атмосферы в коллективе и уменьшение сопротивления инновациям.

Американской машиностроительной компании Digital Equipment Co в результате принятия в 1991 г. матричной системы удалось сократить затраты на разработку, производство, эксплуатацию и обслуживание новых терминалов на 21 млн дол., новых мини-ЭВМ - на 75 млн дол. Сроки реализации проекта снизились в 2 раза [3].

Научно-технические подразделения создаются на постоянной основе, они не имеют хозяйственной самостоятельности и их деятельность осуществляется за счет бюджета компании в целом. Они могут быть децентрализованными и ориентированными на конкретные производственные единицы, либо - централизованными и подчиняться непосредственно руководству компании. Их особенность в том, что они передают свои разработки напрямую без установления внутренних рыночных механизмов.

Самостоятельные научно-технические организации, напротив, имеют собственный бюджет, и они продают свои разработки производственным подразделениям компаний. Это повышает ответственность за результаты деятельности, их соответствие целям компании и требованиям рынка.

В ряде случаев эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм предполагает осуществление больших единовременных затрат, но приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок, а кроме того позволяет достигнуть синергетического эффекта от объединения инновационных достижений. Сами малые инновационные фирмы также могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточными средствами для развития своей деятельности.

Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью производственных образований. Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы.

Следующая группа механизмов - это поиск, разработка и внедрение:

- поиск направлен на генерацию новых идей, технических решений, создание новаций. Это необходимый этап инновационного процесса, составляющий основу дальнейших процессов, связанных с созданием новаций, пригодных для внедрения;

- разработка связана с доведением идей до законченного технического решения, могущего быть новацией.

Для этого необходима соответствующая концентрации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация в пространстве и времени;

- финансирование и стимулирование определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышение их заинтересованности во внедрении новшества.

Роль кредита в развитии предпринимательства детально исследовал Й. Шумпетер. Он показал, «чтобы осуществлять новые комбинации, предпринимателю нужна покупательная сила, которая не предоставляется ему автоматически как производителю в процессе кругооборота в форме дохода от продукта предшествующего периода... Если предприниматель не обладает покупательной силой заранее. то он должен ее у кого-нибудь занять» [4].

Все дело в том, что осуществляя инновационный процесс, особенно если он основан на радикальных и стратегических инновациях, предприниматель производит затраты, но не имеет замещения этих затрат реальным продуктом или услугами в течение длительного периода времени. Большинство производственных процессов для своего бесперебойного осуществления требуют подпитки кредитными ресурсами в течение краткосрочного периода. Но обеспечением этого кредита является создаваемый или находящийся на складе продукт. То есть появляющиеся в хозяйственном обороте кредитные деньги имеют товарное покрытие. В инновационном процессе такого покрытия нет. В этом заключается различие производственного и инновационного кредитования.

Собственных средств на цели финансирования инноваций может быть недостаточно, в это производство уже вложены значительные средства, а их отвлечение представляет болезненную процедуру. Поэтому появляется необходимость в получения средств со стороны, кредита, либо долгосрочного, либо среднесрочного. Цель такого кредитования - получение способности распоряжаться материальными ресурсами в течение значительного периода времени до создания рыночной стоимости, которая может выступить для покрытия этого кредита. Но возможности кредитных организаций ограничены, банки не могут надолго расставаться со своими деньгами, они нацелены прежде всего на короткие периоды кредитования. Только одного кредитования недостаточно для создания финансовой базы инновационных процессов.

Соответствующей формой привлечения финансовых средств является выпуск облигаций. Их особенность - в длительном (несколько десятков лет) сроке обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займов является наиболее предпочтительным.

Следующая форма - это увеличение собственного капитала за счет внешних источников. Она необходима для зарекомендовавших себя на рынке предприятий, имеющих возможность произвести эмиссию акций и за счет этого нарастить капитал. Но в форме увеличения предприятиями собственного капитала за счет внешних источников необходимо учесть, что в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия и возни-

кают возможности неуправляемого перемещения контрольного пакета акций. Для вновь образованных предприятий этот механизм не подходит, так как их акции не котируются на бирже. В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также венчурного финансирования.

Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, при которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, т. е. прибыли предприятия после уплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия. Активную роль в данном процессе способна сыграть сложившаяся в прежние годы сеть научноисследовательских учреждений и высших учебных заведений. Их часто невостребуемый научно-технический и инновационный потенциалы нуждаются в более выраженной переориентации на проблемы регионального развития. Местные предприятия, связанные со сферой производства, могут получить от вузов существенную поддержку в виде свежих идей, разработок, а также притока молодых специалистов, подготовленных к работе в изменившихся экономических условиях. Сосредоточенные в регионе научные коллективы и отдельные ученые найдут новые сферы приложения своих знаний и, возможно, дополнительные источники финансирования НИОКР, что немаловажно, учитывая, существенное сокращение за последние 10 лет объемов ассигнований на науку из госбюджета. Следовательно, активнее заработает в интересах региона накопленный человеческий капитал.

Научно-технологические парки (ТП) создаются вблизи крупных научных центров; основные категории работающих - ученые, инженеры, преподаватели, специалисты научных лабораторий, где осуществляется научная и опытно-экспериментальная деятельность или разработка новых конкурентоспособных высоких наукоемких, запатентованных технологий, заканчивающаяся изготовлением эталонного образца или небольшой установочной полупромышленной партией изделий

В настоящее время ТП, технополисы стали во всем цивилизованном мире проводниками региональной инновационной политики и даже международной инновационной системы. Россия здесь не является исключением. Работа по созданию новых организационных форм берет свое развитие с начала 90-х гг. прошлого века с создания ТП в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Уфе, Владивостоке. Например, с 1991 г. начинает свою историю ТП в Краснодаре, а с 1992 г. - ТП Московского государственного университета, где ведется активная работа по становлению инновационных фирм в области высоких технологий.

Технополис на базе Алтайского государственного технического университета, в который вошли промышленные объединения, выпускающие товары народного потребления и эффективные промышленные трансформаторы на основе серьезных фундаментальных научных разработок вуза, поставляет свою продукцию на экспорт.

Мощным рычагом инновационного развития могут стать технологические трансферты, т. е. передача средним и малым предприятиям новых технологических разработок, созданных в государственном секторе или при финансовой поддержке государства [5].

Важность такого механизма связана с тем, что многие открытия и важные технические решения получены в государственных НИИ, но для их коммерциализации необходимо осуществление дополнительных затрат, причем в ряде случаев более значительных, чем те, которые произведены на исследовательской стадии. У государства нет достаточных средств для финансирования стадий внедрения, поэтому было бы правильно предоставить предпринимательским структурам возможность использования в производстве таких разработок.

Представляется важным определить основные формы передачи технологий. В зависимости от характера последних можно выделить следующий комплекс таких форм:

- продажа лицензий и патентов;

- привлечение промышленных компаний к исследованиям в государственных НИИ с последующим предоставлением промышленной собственности;

- создание государственно-частных компаний по совместному внедрению результатов уже законченных НИОКР, выполненных за счет государственного финансирования;

- создание в промышленных компаниях научнотехнических центров, работающих по комплексным научно-исследовательским программам, совместно управляемых и финансируемых;

- создание в рамках государственных НИИ хозрасчетных подразделений, занимающихся внедрением разработок в кооперации с промышленными компаниями.

При рассмотрении механизма технологического трансферта следует отметить, что новые возможности в этой сфере открывают стратегические альянсы. Это такая форма организации научно-технической кооперации между промышленными компаниями разных стран, при которой участвующие стороны:

- вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний в рамках выбранной для сотрудничества области или совершают обмен имеющимися у них технологиями;

- разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением;

- сохраняют полную самостоятельность и независимость, получая от партнеров только то, в чем испытывают острую необходимость.

На доконкурентных стадиях совместного освоения новых продуктов или технологий обычно преобладают стратегические альянсы, позднее, в условиях конкуренции, возможно создание производственных и маркетинговых альянсов.

К середине 90-х гг. в России насчитывалось 10 тыс. международных стратегических и технологических альянсов. Более четверти из них связаны с совместной реализацией проектов в области микроэлектроники,

вычислительной техники, автоматизации промышленного производства и технологий телекоммуникаций. С целью укрепления своего положения на российском рынке телекоммуникаций зарубежные компании практиковали в 90-е гг. широкий спектр различных форм организации сотрудничества с российскими предприятиями. Наиболее часто использовались следующие из них.

В 1991 г. МГТС и другая московская фирма «Коминком» учредили совместно с зарубежными компаниями «Alcatel» и «Belgacom» компанию «Комбелга», предоставляющую широкий спектр услуг в области телекоммуникаций. Ее клиентами стали в этот период посольства США, ряда европейских стран, Центральный банк России, нефтяная компания «Лукойл», десятки крупнейших отелей и другие организации. В том же году при участии МГТС (40 %), «Ростелекома» (20 %) и американской «AT&T Communications Services International Inc» (40 %) появилась на свет компания «Телмос», специализирующаяся в области цифровой связи, передачи данных, ISDN, видеоконференций и других технологий связи [2].

Один из самых известных в стране операторов дальней телефонной связи - компания «Глобал Один» была образована как совместное предприятие МГТС, нескольких региональных компаний электросвязи и транснациональной корпорации «Global One».

Широко практиковавшейся формой выхода зарубежных компаний на российский рынок региональных систем связи стал экспорт современного оборудования. Сотрудничество в этой области осуществлялось и путем предоставления долгосрочных товарных кредитов, и на контрактной основе. Известно большое количество подобных примеров. Приведем только небольшую часть их них.

Крупный московский оператор цифровой связи «МТУ-информ» использовал для создания волоконнооптической сети передачи данных оборудование компании «ECI Telecom» (Израиль). Кроме того, это предприятие поддерживало тесные партнерские отношения с такими зарубежными фирмами, как «AMT Group», «Lucent Technologies», «NEC», «Newbridge Networks», «Nokia», «Sun Microsystems» и т.п.

Другой оператор связи из этого региона - «Уралсвязьинформ» (Пермь) подписал в 1996 г. контракт о стратегическом сотрудничестве с концерном «Alcatel». В результате Пермская область получила одну из самых современных сетей связи не только на Урале, но и в России. Среди других зарубежных партнеров предприятия «Уралсвязьинформ» можно назвать компании «Motorola», «Nokia», «Cisco Systems» и др. В течение пяти лет «Уралсвязьинформ» заключил с иностранными партнерами 15 контрактов на сумму более чем 60 млн дол.

Множество крупных зарубежных компаний не только предоставляли в 90-е гг. долгосрочные кредиты на закупку готового телекоммуникационного оборудования, но также обеспечивали его доставку, сборку, установку, настройку и обучение российских специалистов. Они принимали участие в научных исследованиях и разработках, способствующих локализации поставляемой продукции,

осуществляли сотрудничество в различных формах с научными и промышленными организациями.

Многие иностранные компании наряду с поставкой производимого за рубежом оборудования создали в России свои небольшие промышленные подразделения. Например, «Lucent Technologies» активно привлекала российских технических экспертов к работе в московском и санкт-петербургском офисах компании. В мае 1998 г. в Санкт-Петербурге начал работать завод по производству цифровых коммутационных станций 5ESS, в штате которого находилось 55 российских специалистов, прошедших обучение на Западе. «Lucent» инвестировала в это предприятие около 12 млн дол. Одновременно в ряде ведущих российских учебных заведений связи были открыты специальные учебные центры компании [6].

В географическом контексте преобладают альянсы между партнерами из США и Западной Европы, которые открывают российским предприятиям путь к получению инвестиций и новых технологий, разработанных в других странах. Однако для их создания необходима взаимная заинтересованность в сотрудничестве. Взаимовыгодная кооперация российских предприятий с крупнейшими зарубежными компаниями дала бы возможность обновить производственные мощности и наладить выпуск более совершенных по техническому уровню и экологическим требованиям, а также конкурентоспособных по цене товаров.

Описанная выше система инновационных механизмов и ее практическая реализация будут способствовать усилению инновационной составляющей предпринимательства и переходу на деле к инновационному типу экономического роста, выводу национальной экономики на мировой уровень. Вместе с тем для успешного их применения необходима адекватная поставленным целям государственная экономическая политика. В первом ряду приоритетов должны находиться поддержка фундаментальных исследований, развитие образования, стимулирование инновационной деятельности и поощрение усилий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных производителей, в частности малых предпринимательских структур.

Литература

1. Бунчук М. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы // Технологический бизнес. 2000. № 2.

2. Дагаев А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.

3. Хотяшева О. Организационные формы управления инновационной деятельностью американских компаний // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

5. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 65.

6. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и ин- за рубежом. 2001. № 4.

новационного менеджмента // Менеджмент в России и

Ростовский государственный университет

13 ноября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.