- способ реализации наукоемкой продукции (продажа собственной продукции, продажа по договору комиссии, поставки по лизингу и.т.д.);
- формы, сроки и условия оплаты;
- степень зависимости от поставок аналогичной продукции иным потребителям;
- варианты взаимодействия предприятий наукограда и организации поставок сырья и комплектующих при имеющихся производственных запасах.
Информация из заявок на наукоемкую продукцию, поступивших от потребителей, составляет основу для формирования стратегии инновационного развития наукограда. При этом следует учитывать, что более 20 % всей выпускаемой продукции не имеет аналогов на отечественных и мировых рынках и представляет собой принципиально новый продукт, технологию, услугу. В производство такой продукции не подкреплено конкретными заявками и определяется только проб-
ными партиями, определенными на основе оценки потенциального спроса. В обеспечение выполнения этой стратегии рассматриваются варианты инфраструктурного взаимодействия, взаимодействия с рынками производственных ресурсов, налоговых платежей, транзакционных издержек и производственных издержек. Каждый вариант оценивается по величине соответствующего (представленного выше) критериального показателя. Проверяется соподчиненность результатов по локальным вариантам глобальному критерию оптимальности. Путем последовательного отсечения независимых локальных менее эффективных вариантов формируются конкурирующие варианты поставок продукции и услуг в адрес каждого потребителя. Далее все конкурирующие варианты оцениваются по величине рассчитанного критериального показателя, и готовятся рекомендации для принятия решения по стратегии инновационного развития наукограда и бюджету ее реализации.
ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МЕТОДЫ ОТБОРА И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Сафронова А.А., к.э.н., доцент
В условиях ограниченности экономических ресурсов и высоких требований к доходности инвестиций регламентируется порядок формирования и реализации инновационных программ (проектов). Регламентация необходима для повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов, установления и закрепления организационно-экономических условий рационального разграничения прав собственности между предприятиями и достижения на этой основе целей производственного, научно-технического и социально-экономического развития. Действие разработанных стратегических правил распространяется на все инвестиционные, инновационные и социальные проекты, финансируемые из прибыли предприятий, бюджета города и других источников, а также планируемые для реализации за счет привлечения заемных средств. Процедурный регламент устанавливает распределение компетенции и ответственности инновационной инфраструктуры и предприятий на всех этапах формирования инвестиционного портфеля, участия в инвестировании и сопровождении отобранных для реализации программ до стадии заключения договоров с предприятиями.
На основе анализа особенностей инновационного развития хозяйствующих субъектов был разработан необходимый методический инструментарий, определяющий критериальную базу отбора инновационных программ для включения в перечень финансируемых проектов; информационно-логическую модель взаимодействия всех управленческих служб при подготовке к рассмотрению предлагаемых к реализации проектов и принятии соответствующих решений: выбор формы взаимодействия образовательных, научных и производственных объединений, обеспечивающей максимальную защиту вложенных ресурсов и вновь созданной собственности.
Главным принципом построения методического инструментария является упорядоченность формирования и обновления минимально необходимого строго целеориентированного и эффективно управляемого перечня объектов инвестирования, обеспечивающих оптимизацию производственно-технологической кооперации, поддержание и развитие материально-технической базы развития предприятий.
Упорядоченность формирования и обновления инвестиционного реестра инновационных программ, финансируемых за счет статьи «Долгосрочные вложения», из прибыли предприятий, привлекаемых заемных средств, используемых фондов конверсии и НИОКР, а также других возможных источников выстраивается на использовании интегральной оценки инвестиционных проектов по трем группам критериев, оценивающих:
- инновационную и производственно-техническую кооперацию единого цикла создания конечной продукции: разработку, изготовление и поставку наукоемкой продукции, отвечающей современным требованиям надежности и безопасности;
- создание новых рабочих мест, завоевание новых рынков с новой продукцией и видами услуг, повышение устойчивости и влияния предприятий в регионах;
- высолю эффективность, быструю окупаемость инвестиций, имеющих широкие коммерческие перспективы.
При рассмотрении новых и инвентаризации начатых проектов и их отборе для включения в реестр по первой группе критериев предусматривается учет следующих более частных критериев:
- место и роль производственных участков, линий, отдельных видов оборудования при изготовлении конечной продукции предприятий, топливных таблеток, поглощающих материалов и стержней для различных видов ядерных реакторов, медицинской аппаратуры, лекарственных препаратов и др.;
- ускоренное обновление «ключевых технологий», требующее проведения развернутых НИР и ОКР, отраслевых испытаний, создания экспериментальной базы;
- необходимость ликвидации технологического отставания от конкурентов;
- обеспечение сырьевой и технологической независимости предприятий.
Вторая группа критериев включает в себя следующие частные критерии:
- увеличение объема продаж;
- увеличение валютных поступлений;
- увеличение прибыльности продаж;
- снижение производственных издержек;
- увеличение выработки на одного работающего;
- увеличение количества рабочих мест.
Третья группа критериев включает в себя следующие частные критерии:
- увеличение рыночной стоимости капитала предприятий;
- увеличение доли участия муниципалитета в уставных капиталах предприятий, предлагающих объект инвестирования;
- минимум коммерческого риска по возврату инвестиций;
- уменьшение налоговой нагрузки.
Интегральная оценка каждой конкретной инновационной программы утверждается по представлению экспертной группы, осуществляющей экспертизу материалов по реализации инновационных программ.
Порядок проведения инвентаризации форм и условий финансирования действующих инновационных программ и ревизии инвестиционного реестра устанавливается технико-экономическим советом на основании материалов инновационных программ, подготовленных соответствующими дирекциями, и экспертных заключений с интегральными оценками проектов, представленными экспертной группой.
В связи с выделенными критериями наиболее эффективными источниками финансировании инновационных программ являются следующие:
а) предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инновационных проектов с установлением срока возврата и барьерной ставки дисконтирования.
б) предоставление инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в собственности муниципалитета части акций или доли в уставном капитале субъекта инновационной деятельности;
в) предоставление средств с последующим приобретением права собственности на объект инвестирования.
Барьерные ставки дисконтирования определяются экспертной группой индивидуально по объектам инвестирования и субъектам инновационной деятельности на основе средневзвешенной цены капитала.
Привлечение иностранных инвестиций в объекты инновационной деятельности предприятий следует осуществлять в порядке, установ-
ленном Федеральным законом от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Участие муниципалитета в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов рекомендуется осуществлять только с учетом гарантированного возврата средств за счет последующей реализации интеллектуальной собственности предприятий. Основанием для финансирования НИОКР является их включение в целевую комплексную программу инновационного развития.
При разработке производственных, инновационных и социальных инвестиционных проектов соответствующие предприятия могут при целесообразности привлекать на договорной основе к планированию альтернативных инвестиций, включая способы и формы инвестирования, специализированные кредитные предприятия.
Особая роль в аккумулировании ресурсов для реализации инновационных проектов и программ принадлежит венчурному фонду и венчурным компаниям, которые выступаю в качестве посредников, специализирующихся на анализе, отборе и управлении технологическими инновационными проектами. Венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами.
В формальном секторе преобладают «фирмы (или фонды) венчурного капитала» (venture capital firms; далее - ФВК), являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами (private partnership) и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов (на них в Европе приходится свыше 50% всех инвестиций венчурного капитала), благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов - владельцев ФВК. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2 - 3% своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. ФВК инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 5-7 лет. Кроме ФВК, участниками формального сектора являются специальные подразделения или дочерние предприятия коммерческих банков или нефинансовых промышленных корпораций («corporate venturing»), а также государственные инвестиционные программы.
Участниками неформального сектора являются частные инвесторы венчурного капитала: т.н. «бизнес-ангелы», а также члены семей вновь создаваемых малых фирм. «Бизнес-ангелы» - это, как правило, профессионалы с опытом работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями, другие - высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса (бухгалтеры, консультанты, юристы и т.д.) и занимают высшие должности в крупных компаниях. Неформальные инвесторы обладают значительными финансовыми накоплениями, полученными благодаря их собственному труду. Многие «бизнес-ангелы» инвестируют напрямую в новые и растущие фирмы, входя в состав синдиката, объединяющего друзей и партнеров по бизнесу, и это позволяет реципиентам инвестиций получать более крупные финансовые средства. «Бизнес-ангелы» активно действуют в США и многих европейских странах, в том числе в Восточной Европе. В Европе и США объем инвестиций неформального сектора венчурного капитала в несколько раз превышает объем инвестиций формального сектора. В Великобритании в 1997 году единичная инвестиция «бизнес-ангела» составляла в среднем от 16 до 80 тысяч долларов.
Формальный и неформальный секторы играют взаимодополняющую роль. Инвестиции неформального сектора особенно важны на самых ранних стадиях развития «стартовых» фирм, когда эти фирмы нуждаются в «посевном капитале» (‘seed finance’) для разработки концепции продукта и опытного образца, в то время как формальный сектор более активен на стадии быстрого роста фирмы, когда требуются средства на расширение производства и объема продаж.
Поскольку основу инновационного развития в производственной сфере составляют малые фирмы, то именно особенности их функционирования должны стать ключевыми критериями определения механизмов аккумулирования инвестиционных ресурсов.
Основное условие рыночного успеха новых фирм в отраслях, основанных на высоких технологиях, - это быстрота их развития. Внедрение новой технологии связано с высокими начальными издержками, но по мере роста продаж издержки производства единицы продукции падают, в то время как потребителям в возрастающей степени становится выгоднее пользоваться данной технологией, по сравнению с ее конкурентами. В этом состоит явление «возрастающей отдачи от масштаба», серьезно разрабатываемое в последние годы в экономической теории. Таким образом, малые высокотехнологичные фирмы (далее МВТФ), получившие мощный «толчок» на ранней стадии - будь то в виде финансовых вливаний, удачной управленческой или маркетинговой стратегии, - могут захватить наибольшую долю рынка и стать законодате-
лями стандартов, в результате этого получая львиную долю прибылей; при этом выигравшая технология не обязательно превосходит конкурирующие технологии по техническим характеристикам. Очевидно, что вновь созданные МВТФ не могут достичь успеха в конкурентной борьбе через органическое развитие на основе нераспределенной прибыли, что характерно для традиционных секторов.
В то же время банковские кредиты также не могут рассматриваться как основной источник инвестиции в стартовые МВТФ: причина состоит в высоком риске, так как создатели новых фирм часто не имеют кредитной истории и не могут обеспечить адекватный залог; высокой доле бесперспективных инноваций; трудностях с оценкой потенциального рынка и с экспертизой проекта со стороны финансистов. Проблема состоит еще и в том, что создатели МВТФ часто не имеют финансовых и управленческих навыков.
Функция венчурных фондов и компаний (ВК) состоит в преодолении этих препятствий на пути развития МВТФ. Они, как правило, изучают несколько сотен инвестиционных возможностей в год и выбирают несколько наиболее перспективных проектов. ВК играют активную роль в деятельности профинансированных фирм, участвуя в текущем управлении и стратегическом планировании этих фирм. Они не только финансируют, но и «пестуют» и «взращивают» фирмы, предоставляют новым фирмам следующие ценные услуги:
• финансовые консультации;
• консультации по вопросам корпоративной и маркетинговой стратегии;
• новые идеи относительно развития фирмы и противодействие застою;
• контакты и информация о рынке;
• подбор управленческого персонала для фирмы.
Важно также отметить значимость для фирм - реципиентов инвестиций репутации ВК. Факт получения инвестиции от ВК создает имидж для фирмы: для нее сразу становятся доступными другие услуги. «Венчурные юристы» соглашаются работать почти бесплатно, в надежде на высокий доход в будущем. Бухгалтерские фирмы работают с новыми малыми фирмами по низким расценкам. И даже традиционные банкиры повышают кредитный рейтинг таких фирм. Даже после того, как венчурная компания продает свой пакет акций, она продолжает играть активную роль в управлении фирмой в течение многих лет.
Несмотря на то, что в России венчурный капитал пока только зарождается, однако потенциально является одним из основных источников финансирования для коммерциализации научно-технических разработок. Финансовый кризис 1998 г., с одной стороны, существенно ослабил финансовую систему России, но, с другой стороны, создал предпосылки для переориентации финансовых ресурсов на реальный сектор экономики. По мнению участников инновационного бизнеса, уже есть сигналы того, что российский торговый, банковский, страховой капитал, капитал пенсионных фондов будет становиться серьезным источником инвестиций в инновационные проекты малых фирм. Разумеется, для успешного развития венчурного капитала в России требуется комплекс мер государственной политики. В настоящее время уже воплощается в жизнь ряд проектов, направленных на развитие венчурного финансирования. Следует отметить, во-первых, работу государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. Этот фонд предоставляет финансовую поддержку малым инновационным фирмам на возвратной основе.
Во-вторых, с сентября 1997 г. реализуется пилотная программа Европейской ассоциации венчурного капитала по поддержке развития венчурного капитала в странах бывшего СССР (NIS Venture Capital Support Programme). Данный проект финансируется Программой ТАСИС Европейского Союза. Этот проект явился продолжением успешно завершенной четырехлетней программы той же Ассоциации по поддержке развития венчурного капитала в Центральной и Восточной Европе.
В-третьих, на территории России действуют региональные фонды венчурного капитала (РФВК) Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Каждый РФВК располагает капиталом в размере 30 млн. долл. для инвестирования в качестве нового акционерного капитала в средние приватизированные и другие частные предприятия на цели финансирования проектов, которые, как предполагается, должны принести коммерческий доход. Инвестируя средства в акционерный капитал, РФВК подходят к инвестиционным перспективам со среднесрочных позиций. Минимальный размер инвестиции составляет 300 000 долл., а максимальный - 3 млн. долл.
Таким образом, включение венчурного фонда и венчурных компаний в инновационную инфраструктуру создает предпосылки для увеличения доступного объема инвестиционных ресурсов почти в 2 раза.