ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Торосян С.Г., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС
В статье рассматриваются основные источники инвестирования федеральных инновационных программ, предложена схема аккумулирования инвестиционных ресурсов для реализации инновационных программ.
Ключевые слова: инвестирование, инновационные программы, ресурсы.
FORMATION OF THE RESOURCE BASE FOR IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROGRAMS
Torosyan S., The applicant, FAOUDPO GASIS
The article examines the main sources of investment offederal innovation programs, proposed a scheme for pooling of investment resources for the implementation of innovative programs.
Keywords: investment, innovation programs, resources.
В условиях перехода на инновационный тип развития, когда обостряется необходимость формирования национальной инновационной системы, именно реализация инновационных программ, по нашему мнению, является отправной точкой активизации инновационных процессов во всех отраслях российской экономики. При этом, как свидетельствуют результаты проведенного анализа, в целях обеспечения максимальной эффективности реализуемых инновационных программ необходимы новые механизмы управления ресурсами, способствующие инновационному развитию российской экономики.
Учитывая результаты аналитического исследования особенностей развития инновационной деятельности в российской экономике, разработан необходимый методический инструментарий, определяющий критериальную базу отбора инновационных проектов для включения в перечень финансируемых программ; информационно-логическую модель взаимодействия всех управленческих служб при подготовке к рассмотрению предлагаемых к реализации проектов и принятии соответствующих решений: выбор формы взаимодействия образовательных, научных и производственных объединений, обеспечивающей максимальную защиту вложенных ресурсов и вновь созданной собственности.
Главным принципом построения методического инструментария является упорядоченность формирования и обновления минимально необходимого строго целеориентированного и эффективно управляемого перечня объектов инвестирования, обеспечивающих оптимизацию производственно-технологической кооперации, поддержание и развитие материально-технической базы развития экономики.
Упорядоченность формирования и обновления инвестиционного реестра инновационных программ, выстраивается на использовании интегральной оценки инвестиционных проектов по трем группам критериев, оценивающих:
- инновационную и производственно-техническую кооперацию единого цикла создания конечной продукции: разработку, изготовление и поставку наукоемкой продукции, отвечающей современным требованиям надежности и безопасности;
- создание новых рабочих мест, завоевание новых рынков с новой продукцией и видами услуг, повышение устойчивости и влияния предприятий в регионах;
- высокую эффективность, быструю окупаемость инвестиций, имеющих широкие коммерческие перспективы.
Интегральная оценка каждого конкретного инновационного проекта утверждается координационным советом ФЦП по представлению рабочей группы, осуществляющей экспертизу материалов по реализации инновационных программ.
Порядок проведения инвентаризации форм и условий финансирования действующих инновационных программ и ревизии инвестиционного реестра устанавливается органами управления ФЦП на основании материалов инновационных программ, подготовленных соответствующими дирекциями, и экспертных заключений с интегральными оценками проектов, представленными рабочей группой.
В связи с выделенными критериями наиболее эффективными формами участия государства в финансировании инновационных программ являются следующие:
а) предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инновационных проектов с установлением срока возврата и барьерной ставки дисконтирования.
б) предоставление инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в собственности государства части акций или доли в уставном капитале субъекта инновационной деятельности;
в) предоставление средств с последующим приобретением права собственности на объект инвестирования.
Барьерные ставки дисконтирования определяются координационным советом ФЦП по представлению рабочей группы индивидуально по объектам инвестирования и субъектам инновационной деятельности на основе средневзвешенной цены капитала.
Участие государства в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов рекомендуется осуществлять только с учетом гарантированного возврата средств за счет последующей реализации интеллектуальной собственности. Основанием для финансирования НИОКР является их включение в федеральные целевые программы инновационного характера.
Особая роль в аккумулировании ресурсов для реализации инновационных проектов и программ принадлежит венчурному фонду и венчурным компаниям, которые выступаю в качестве посредников, специализирующихся на анализе, отборе и управлении технологическими инновационными проектами. Венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами.
В формальном секторе преобладают «фирмы (или фонды) венчурного капитала» (venture capital firms; далее - ФВК), являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами (private partnership) и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов (на них в Европе приходится свыше 50% всех инвестиций венчурного капитала), благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов - владельцев ФВК. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2 - 3% своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. ФВК инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 5-7 лет. Кроме ФВК, участниками формального сектора являются специальные подразделения или дочерние предприятия коммерческих банков или нефинансовых промышленных корпораций («corporate venturing»), а также государственные инвестиционные программы.
Участниками неформального сектора являются частные инвесторы венчурного капитала: т.н. «бизнес-ангелы», а также члены семей вновь создаваемых малых фирм. «Бизнес-ангелы» - это, как правило, профессионалы с опытом работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями, другие - высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса (бухгалтеры, консультанты, юристы и т.д.) и занимают высшие должности в крупных компаниях. Неформальные инвесторы обладают значительными финансовыми накоплениями, полученными благодаря их собственному труду. Многие «бизнес-ангелы» инвестируют напрямую в новые и растущие фирмы, входя в состав синдиката, объединяющего друзей и партнеров по бизнесу, и это позволяет реципиентам инвести-
ций получать более крупные финансовые средства. «Бизнес-ангелы» активно действуют в США и многих европейских странах, в том числе в Восточной Европе. В Европе и США объем инвестиций неформального сектора венчурного капитала в несколько раз превышает объем инвестиций формального сектора. В Великобритании в 1997 году единичная инвестиция «бизнес-ангела» составляла в среднем от 16 до 80 тысяч долларов.
Формальный и неформальный секторы играют взаимодополняющую роль. Инвестиции неформального сектора особенно важны на самых ранних стадиях развития «стартовых» фирм, когда эти фирмы нуждаются в «посевном капитале» (“seed finance”) для разработки концепции продукта и опытного образца, в то время как формальный сектор более активен на стадии быстрого роста фирмы, когда требуются средства на расширение производства и объема продаж.
Поскольку основу инновационного развития экономики в производственной сфере составляют малые фирмы, то именно особенности их функционирования должны стать ключевыми критериями определения механизмов аккумулирования инвестиционных ресурсов.
Основное условие рыночного успеха новых фирм в отраслях, основанных на высоких технологиях, - это быстрота их развития. Внедрение новой технологии связано с высокими начальными издержками, но по мере роста продаж издержки производства единицы продукции падают, в то время как потребителям в возрастающей степени становится выгоднее пользоваться данной технологией, по сравнению с ее конкурентами. В этом состоит явление «возрастающей отдачи от масштаба», серьезно разрабатываемое в последние годы в экономической теории. Таким образом, малые высокотехнологичные фирмы (далее МВТФ), получившие мощный «толчок» на ранней стадии - будь то в виде финансовых вливаний, удачной управленческой или маркетинговой стратегии, - могут захватить наибольшую долю рынка и стать законодателями стандартов, в результате этого получая львиную долю прибылей; при этом выигравшая технология не обязательно превосходит конкурирующие технологии по техническим характеристикам. Очевидно, что вновь созданные МВТФ не могут достичь успеха в конкурентной борьбе через органическое развитие на основе нераспределенной прибыли, что характерно для традиционных секторов.
В то же время банковские кредиты также не могут рассматриваться как основной источник инвестиции в стартовые МВТФ: причина состоит в высоком риске, так как создатели новых фирм часто
не имеют кредитной истории и не могут обеспечить адекватный залог; высокой доле бесперспективных инноваций; трудностях с оценкой потенциального рынка и с экспертизой проекта со стороны финансистов. Проблема состоит еще и в том, что создатели МВТФ часто не имеют финансовых и управленческих навыков.
Функция венчурных фондов и компаний (ВК) состоит в преодолении этих препятствий на пути развития МВТФ. Они, как правило, изучают несколько сотен инвестиционных возможностей в год и выбирают несколько наиболее перспективных проектов. ВК играют активную роль в деятельности профинансированных фирм, участвуя в текущем управлении и стратегическом планировании этих фирм. Они не только финансируют, но и «пестуют» и «взращивают» фирмы, предоставляют новым фирмам следующие ценные услуги:
- финансовые консультации;
- консультации по вопросам корпоративной и маркетинговой стратегии;
- новые идеи относительно развития фирмы и противодействие застою;
- контакты и информация о рынке;
- подбор управленческого персонала для фирмы.
Важно также отметить значимость для фирм - реципиентов инвестиций репутации ВК. Факт получения инвестиции от ВК создает имидж для фирмы: для нее сразу становятся доступными другие услуги. «Венчурные юристы» соглашаются работать почти бесплатно, в надежде на высокий доход в будущем. Бухгалтерские фирмы работают с новыми малыми фирмами по низким расценкам. И даже традиционные банкиры повышают кредитный рейтинг таких фирм. Даже после того, как венчурная компания продает свой пакет акций, она продолжает играть активную роль в управлении фирмой в течение многих лет.
Несмотря на то, что в России венчурный капитал пока только зарождается, однако потенциально является одним из основных источников финансирования для коммерциализации научно-технических разработок. Финансовый кризис 1998 г., с одной стороны, существенно ослабил финансовую систему России, но, с другой стороны, создал предпосылки для переориентации финансовых ресурсов на реальный сектор экономики. По мнению участников инновационного бизнеса, уже есть сигналы того, что российский торговый, банковский, страховой капитал, капитал пенсионных фондов будет становиться серьезным источником инвестиций в инновационные проекты малых фирм. Разумеется, для успешного
Рис. 1. Схема аккумулирования инвестиционных ресурсов для реализации целевых инновационных программ
развития венчурного капитала в России требуется комплекс мер государственной политики. В настоящее время уже воплощается в жизнь ряд проектов, направленных на развитие венчурного финансирования. Следует отметить, во-первых, работу государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этот фонд предоставляет финансовую поддержку малым инновационным фирмам на возвратной основе.
Во-вторых, с сентября 1997 г. реализуется пилотная программа Европейской ассоциации венчурного капитала по поддержке развития венчурного капитала в странах бывшего СССР (NIS Venture Capital Support Programme). Данный проект финансируется Программой ТАСИС Европейского Союза. Этот проект явился продолжением успешно завершенной четырехлетней программы той же Ассоциации по поддержке развития венчурного капитала в Центральной и Восточной Европе.
В-третьих, на территории России действуют региональные фонды венчурного капитала (РФВК) Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Каждый РФВК располагает капиталом в размере 30 млн. долл. для инвестирования в качестве нового акционерного капитала в средние приватизированные и другие частные предприятия на цели финансирования проектов, которые, как предполагается, должны принести коммерческий доход. Инвестируя средства в акционерный капитал, РФВК подходят к инвестиционным перспективам со среднесрочных позиций. Минимальный
размер инвестиции составляет 300 000 долл., а максимальный - 3 млн. долл.
Таким образом, включение венчурных фондов и венчурных компаний в инновационную инфраструктуру создает предпосылки для увеличения доступного объема инвестиционных ресурсов почти в 2 раза.
Учитывая вышеизложенное, формирование ресурсной базы ФЦП можно представить в виде схемы на рис. 1.
Поскольку целевая программа состоит из нескольких инновационных проектов, то при разработке модели распределения инвестиционных ресурсов в процессе реализации ФЦП следует учитывать параметры их реализации.
Литература:
1. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 93, от 26.05.2008 №392)
2. Самохин В. Венчурный бизнес в Европе. // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб, 2000.
3. Швецов, Ю.Г. Проблемы реализации федеральных целевых программ на региональном уровне / Швецов Ю.Г., Миркина И.В. / / Финансы. - 2005. -№ 5 .
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Фадеев А.В., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС
В статье рассмотрены направление и форма стратегического взаимодействия промышленных групп России и Евросоюза в рамках энергетического диалога по вопросам разработки стратегии, обмена инновационными технологиями, вложения инвестиций, охраны окружающей среды и эффективности использования энергии.
Ключевые слова: энергетика, Евросоюз, поставки.
ENERGY POLICY OF THE EU COUNTRIES ON RUSSIA
Fadeev A., the applicant, FAOUDPO GASIS
The article deals with the direction and shape of the strategic interaction of industrial groups in Russia and the EU within the framework of energy dialogue on issues of strategy development, exchange of innovative technologies, investment, environmental protection and energy efficiency.
Keywords: energy, EU, delivery.
Если говорить о политике Европейского союза, как одного интеграционного объединения, в отношении России и об энергетической безопасности Европы в целом, а также о роли России в обеспечении этой безопасности, возникает очень много вопросов. Исходя из этого, тематику международного инвестиционного сотрудничества как основы и инструмента обеспечения энергетической безопасности нужно рассматривать в комплексе, принимая во внимание не только сугубо экономические факторы, но и фактор политики, кризисных и посткризисных явлений.
Энергетика может использоваться и как инструмент политики. Это тоже важный момент. Например, перекрывая или открывая трубу газопровода, линию электропередачи, можно влиять на принятие тех или иных политических решений. То есть, энергетическая безопасность и энергетическая политика тесно связаны между собой. Попытки такой политизации ситуации в очередной раз были осуществлены Украиной в так называемом «газовом» конфликте между Украиной и Россией зимой 2008-2009 гг., когда вся Европа стала заложником политики украинского руководства.
Ограниченность собственной ресурсной базы Европы обусловливает существенную зависимость стран Евросоюза от внешних энергетических поставок, поэтому в настоящее время обеспечение энергетической безопасности становится стратегической задачей для Европейского Союза.
Исследование процессов, влияющих на состояние энергетической безопасности, представляет научно-теоретический интерес, поскольку дает возможность спрогнозировать взаимоотношения между Россией и Европейским Союзом в области стабильных поставок энергоресурсов.
Согласно прогнозу, изложенному в Зеленой книге, которая яв-
ляется основным документом, излагающим стратегию ЕС в энергетической сфере, общая доля импорта в поставках энергоресурсов увеличится с 36% в настоящее время до 52% в 2020 г. и 60% в 2030 г. При этом доля импортируемой нефти вырастет с 55% в настоящее время до 72% в 2020 г. и 80% в 2030 г. Что касается природного газа, то тут общая тенденция сохраняется. В настоящее время импортируется около 40% потребляемого газа, согласно прогнозу экспертов ЕС, эта доля вырастет до 62% в 2020 г. и 68% в 2030 г. [4].
В последние годы ЕС придает важное значение развитию сотрудничества с Россией в энергетической сфере, но при этом в целях обеспечения своей энергетической безопасности стремится максимально диверсифицировать свои источники энергоресурсов.
Несмотря на взятый курс на диверсификацию энергопоставок, Евросоюз продолжает рассматривать Россию как своего основного стратегического партнера в обеспечении энергетической безопасности, что объясняется наличием в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, требующего значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений, модернизацию существующей и ввод в эксплуатацию новой энерготранспортной инфраструктуры.
Основные экономические интересы ЕС в сотрудничестве с Россией сосредоточены на обеспечении доступа к ресурсно-сырьевой базе, участии в ее развитии, а также надежной транспортировки энергоресурсов на внутренний энергетический рынок ЕС.
Основными программными документами Евросоюза, которые определяют энергетическую стратегию участников этого интеграционного объединения являются так называемые «Белая книга»