Научная статья на тему 'РУССКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА АЗОВСКОМ И ЧЁРНОМ МОРЯХ ОТ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА ДО ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ'

РУССКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА АЗОВСКОМ И ЧЁРНОМ МОРЯХ ОТ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА ДО ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУСЬ / АЗОВСКОЕ И ЧЁРНОЕ МОРЯ / ФЛОТ / ДОН / ТАГАНРОГ / АЗОВ / RUS / AZOV AND BLACK SEAS / FLEET / DON / TAGANROG / AZOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павленко Игорь Евгеньевич

В статье рассказывается о присутствии Российского государства на Азовском и Чёрном морях с IX по XVIII век.The article describes the presence of the Russian state in the Azov and Black Seas from the 9th to the 18th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА АЗОВСКОМ И ЧЁРНОМ МОРЯХ ОТ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА ДО ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»



И. Е. ПАВЛ ЕН КО I .Ye. PAVLEN КО

РУССКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА АЗОВСКОМ И ЧЁРНОМ МОРЯХ ОТ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА ДО ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ

RUSSIAN NAVAL PRESENCE IN AZOV AND BLACK SEAS FROM SVYATOSLAVIGOREVICH TO CATHERINE II

Сведения об авторе. Павленко Игорь Евгеньевич — председатель некоммерческого фонда «Таганрог Исторический», кандидат технических наук (г. Таганрог E-mail: taganflot@gmail.com). Аннотация. В статье рассказывается о присутствии Российского государства на Азовском и Чёрном морях с IXпо XVIII век. Ключевые слова: Русь; Азовское и Чёрное моря; флот; Дон; Таганрог; Азов.

Information about author. Igor Pavienko — Chairman of the Charitable Trust "Historical Taganrog", Cand. Sc. (Tech.) (city of Taganrog. E-mail: taganflot@gmail.com). Summary. The article describes the presence of the Russian state in the Azov and Black Seas from the 9th to the 18th century. Keywords: Rus; Azov and Black Seas; fleet; Don; Taganrog; Azov.

Становление государственности каждого народа обязательно включает заявку на «исконные» водные артерии, морские побережья, торговые пути, а также борьбу за «новые моря». Много интересного в этом плане таит в себе история закрепления Руси на Азовском и Чёрном морях.

ИМЕЮТСЯ документальные сведения о русских флотилиях на Чёрном море начиная с VIII века1. В конце X века (965—968 гг.) Великий князь Святослав Игоревич установил контроль над Боспором Киммерийским (Керченским проливом) и положил начало Тмутараканскому княжеству2, включавшему земли по обе стороны пролива — на Таманском полуострове и на

Керченском полуострове, т.е. в Крыму. Мы не располагаем данными о составе флота княжества, но очевидно, что без его наличия княжество не могло существовать на протяжении 150 лет в окружении воинственных соседей. В дальнейшем усиление половцев, а затем татаро-монгольское нашествие лишили Русь выхода к южным морям. Образовавшееся после распада Золотой Орды Крым-

ское ханство включило основную часть полуострова Крым, Приазовские степи и Таманский полуостров, низовья Днепра и Северное Причерноморье. В 1475 году Османская империя завоевала христианские земли Крыма (генуэзские колонии и княжество Феодоро), а с 1478 года крымский хан стал вассалом турецкого султана. При этом все порты Крыма, Приазовья, Причерноморья принадлежали Турции, имели турецкие гарнизоны и управлялись турецкой администрацией.

Экономической основой такой политической конфигурации служила работорговля: татары, совершая ежегодные набеги на сопредельные народы, захватывали пленных и продавали их туркам, а те везли живой товар морем на невольничьи рынки Востока и Средиземноморья. По некоторым оценкам, за XVI и XVII века на крымских рынках были проданы более 3 млн человек — в основном подданных Московии, Польши, Литвы, молдаван, жителей Северного Кав-

Тмутараканское княжество в X—XI вв.

I Приблизительная граница влияния Тмутараканского княжества (983 - 1094 it.)

И.Е. ПАВЛЕНКО- Русское военно-морское присутствие... •

а

каза3. Конечно, эти государства и народы сопротивлялись, но изменить бесчеловечный порядок не могли.

В XVI веке на южных морях появились лодочные флотилии запорожских и донских казаков, ходивших в набеги на берега Крыма и Анатолии. Казацкий фактор не мог сдержать масштабную охоту на людей, но он нёс возмездие гнёздам работорговцев и ограничивал их возможности на суше. Казаки даже сумели взять осадой и штурмом турецкую крепость Азов и героически удерживали её с 1637 по 1642 год. Этот удивительный подвиг воодушевлял русских на последующие военные предприятия против турок.

Московское царство вело с Крымом изнурительную борьбу на протяжении 250 лет. Система обороны, опиравшаяся на линии крепостей, совершенствовалась, но не спасала от манёвренных степных орд, доходивших до Москвы. Ответные походы московитов на Крым не давали решительных результатов.

Ключ к проблеме нашёл молодой царь Пётр I через создание военного флота для угрозы турецко-крымским портам и коммуникациям. Конным массам степняков труднодоступного с суши полуострова Крым с тыловыми турецкими портами-крепостями он решил дать асимметричный ответ в виде мобильных военно-морских сил. Реализация этого первого геополитического проекта Петра требовала ликвидации турецкого форпоста в устье Дона — крепости и порта Азов и устройства на Азовском море военной гавани, надёжно защищённой со стороны степи. Донские казаки, досконально знавшие географию Приазовья и условия здешнего мореходства, помогали московитам ориентироваться в новых местах.

В первую осаду 1695 года Азов устоял. Из неудачи Пётр сделал правильные выводы: за зиму русские построили на Воронежских верфях флотилию из 23 галер и множества мелких судов, блокировали дельту Дона с моря и активной осадой вынудили турок сдаться.

27 июля 1696 года, через неделю после захвата крепости, Пётр и его соратники определили место будущей военной гавани на мысу Таган-Рог. Генерал Патрик Гордон, один из высших военачальников московского войска, так описывает происшедшее в своём дневнике: «...Пересев на гребные суда, мы на вёслах пустились к Таганрогу (Tagana Rogue), куда прибыли около 4 часов пополудни. Это высокий скалистый мыс. Рассмотрев местность и убедившись, что положение ея удобно для гавани, мы отправились к другому низкому мысу, лежащему в одной или двух английских милях от первого. Эта местность оказалась ниже и с глинистым грунтом, вблизи находился небольшой остров, лежащий против Очаковского Рога. По сравнении обеих местностей, большинство мнений оказалось в пользу первой, по возвышенности, ея каменистой почве, достаточной глубины моря и простору для устройства гавани»4.

Для руководства строительством гавани и крепости с самого начала привлекались европейские специалисты. 7 августа 1696 года Пётр писал римскому императору Леопольду: «А за прислание пушечного полковника Казимера Краге и двух ин-

женеров Лаваля и Бургшторфа со иными подкопщиками и минмастерами... благодарствуем»5. Над оконечностью мыса Таган-Рог для безопасности строительства в этом же году возвели временные укрепления. Их чертежи сохранились в дневнике И.Г. Корба — секретаря посла императора Леопольда6. Подготовку проекта мощной долговременной крепости и руководство её строительством Пётр поручил барону Э.Ф. Боргсдорфу7. Для царя этот военный инженер стал основным авторитетом и советником в вопросах фортификации.

Боргсдорф составил план-проспект, графически выразивший идею «гавани и крепости на мысу», и порекомендовал на должность главного строителя гавани венецианского капитана Матео Симунта8. Специально для царя, а возможно, по заказу Петра Боргсдорф написал книги-учебники «Побеждающая крепость» и «Поверенные воинские правила, како неприятельские крепости силою братии». Обе книги впоследствии были изданы на Московском печатном дворе соответственно в 1708 и 1709 гг. К сожалению, уже в 1699 году Э.Ф. Боргсдорф по состоянию здоровья оставил русскую службу и вернулся в Вену. Но как ответственный и

знающий человек продолжал помогать своим преемникам и Петру дельными советами в письмах9.

Взяв Азов и положив начало новой стратегии обороны южной границы, Пётр уже в марте следующего, 1697 года отправился в Европу с целью приобретения союзников, найма флотских и армейских специалистов, получения необходимых знаний, связей, закупки оборудования и т.д.

Между тем на Воронежских верфях велось строительство боевых кораблей. Азов русские восстановили и использовали в качестве многофункционального южного форпоста. На мысе Таган-Рог и прилегающем Миусском полуострове — в голой степи — строительство начинали с нуля.

Вторгшись в приазовское Дикое Поле, откуда столетиями налетали грозные орды, русские настроились на длительную борьбу и грандиозные фортификационные работы. Единственные местные союзники — донские казаки могли оказывать только военную помощь. Строительных рабочих, а их требовались многие тысячи, собирали по всей России. Практически всё необходимое для жизни и работы приходилось доставлять Доном под защитой конвоев. Сухой путь через необозримые степи был долог, опасен и имел малую пропускную способность.

Суровые бытовые условия, скудное питание, болезни и каторжный труд делали жизнь работников и солдат исключительно тяжёлой. Даже повседневные хозяйственные поездки вблизи Азова, тем более к Таганрогу и далее, требовали бдительной охраны, потому что татарские и ногайские отряды присутствовали в степи постоянно. При малейшей оплошности человек имел все шансы получить аркан на шею и вскоре быть проданным на рынках Бахчисарая и Кафы.

Несмотря ни на какие трудности, военное строительство продолжалось. Предлагались и альтернативные проекты военно-морской базы на Миусском полуострове — около Очаковского мыса (Петрушиной

косы) и вблизи устья Миусского лимана. Однако проведённые изыскания установили мелко-водность прилегающих морских акваторий и невозможность строительства гавани в этих местах.

Знакомство Петра с техническими и военными достижениями Запада, переговоры с европейскими государственными деятелями расширили планы царя, открыли ему новые перспективы развития России. Если выход на южные моря являлся первостепенной необходимостью для защиты страны, то для её развития требовался прямой и свободный европейский торговый путь, а таковым являлась Балтика. Выход на Балтику ещё при Иване Грозном был отнят у России Швецией, и вернуть его можно было только силой.

Вырисовывалась сложная, трудоёмкая, но единственно возможная программа действий: укрепление новых азовских рубежей, достижение на этой основе надёжного мира с Османской империей, сосредоточение сил в Прибалтике и «прорубание» окна в Европу. Желанный результат — ускоренное развитие России через прямые долговременные и многосторонние связи с передовыми европейскими странами.

Пётр вернулся в Москву 25 августа 1698 года (раньше запланированного) для неотложного дела — проведения «стрелецкого розыска». И уже в конце октября отправился в Воронеж для руководства строительством кораблей Азовской флотилии. Петра звали к великому труду его деятельная натура, необходимость применить полученные знания и задействовать нанятых специалистов. Работа кипела, и в мае 1699 года корабли (точнее, их корпуса) провели Доном к Азову, одновременно сюда же на лодках доставили артиллерию, парусное вооружение и другое корабельное оборудование. 23 мая в Азов прибыл сам Пётр10. Работы продолжились. К концу июня корабли провели по высокой воде через устье Дона в море и на рейде Таганрога закончили их оснащение и довооружение. 30 июля на адмиральском ко-

рабле «Скорпион» Совет высших руководителей во главе с царём подвёл итог: корабли готовы для сопровождения в Стамбул русского посольства.

14 августа начался первый поход русского Военно-морского флота через Азовское море к турецкой Керчи. Командовал эскадрой адмирал Ф.А. Головин, корабль «Отворённые врата» вёл сам царь Пётр, посол Емельян Украинцев со своими помощниками следовал на 46-пушечной «Крепости». Эскадра в составе 10 многопушечных кораблей, 2 галер, бригантин и отряда казачьих лодок произвела на турок должное впечатление своим составом и выучкой и 28 августа ушла на Таганрог. «Крепость» с посольством проследовала в Чёрное море и 7 сентября бросила якорь на рейде Стамбула.

Переговоры затянулись на 9 месяцев. Но факт взятия Азова, наличие у России Военно-морского флота и искусная дипломатия Емельяна Украинцева дали необходимый результат: в 1700 году обе стороны подписали мирный договор, который закрепил за Россией Азов и Миусский полуостров, отменил ежегодную дань Москвы Крыму, утвердил обширные демилитаризованные зоны между Россией и Крымским ханством, а также определил другие меры, обеспечившие спокойствие и безопасность южным пределам нашей страны11.

Ключом к избавлению от вековых терзаний стало детище Петра — флот и гавань с крепостью на мысе Таган-Рог. Русские постепенно приобретали опыт военного мореходства и использования флота как инструмента внешней политики. К 1706 году строительство комплекса «гавань-крепость» в основном завершили, хотя доделки продолжались. Это был труднейший путь с неизбежными ошибками и огромным напряжением сил. В 1709 году Матео Симунт получил от Петра специально изготовленную золотую медаль с надписью «За дело гавана капитану Матвею Симонтову». Здесь уместно привести цитату из «Записок о России, 1727—1744 г.г.»

И.Е. ПАВЛЕНКО- Русское военно-морское присутствие... •

а

офицера русской армии, впоследствии прусского генерала K.P. Манштейна: «...Он (Пётр. — Прим. авт.) устроил на Азовском море, в местечке, именуемом Таганрогом, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно довооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, признают, что это одна из лучших гаваней в Европе»12.

В очередной войне, начатой Турцией в 1710 году, экспедиция османского флота к Троицкой крепости закончилась ничем: десант русские отбили, и турки ушли. Однако судьба войны решилась на реке Прут в 1711 году, где русская армия под командой Петра попала в безвыходное положение. В бою с многократно превосходившим неприятелем русские выстояли, но, не имея провианта и фуража, находясь в окружении, вынуждены были подписать мирный договор на тяжёлых условиях. Пётр писал адмиралу Апраксину: «Хотя я николи б хотел к вам писать о такой материи, однако ж... положено все города у турков взятые отдать, а новопостро-енные разорить». «...Таганрог разорить как возможно низко, однако ж не портя фундамента, ибо может Бог по времени ина-ково учинить»13. Кроме прочего, по условиям Прутского договора Россия лишалась права иметь на Азовском море военный флот.

Уже после смерти Петра русские в ходе войны 1735— 1739 гг. вернули Азов и заняли мыс Таган-Рог с разрушенной крепостью, но по Белградскому мирному договору 1739 года вновь лишались завоёванного и по-прежнему не имели права на Азовский военный флот. Окончательно русские вернули Азов и Таганрог в 1769 году, а в 1770-м начали восстанавливать гавань и крепость. В конце апреля 1771 года адмирал А.Н. Сенявин писал президенту Адмиралтейской коллегии графу И.Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите моё удовольствие видеть с 87-футовой

высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времен Петра Великого здесь не видали»14. Победные результаты войны 1768—1774 гг. закрепил заключённый 10(21) июля 1774 года в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи мирный договор.

Воссозданный в 1770 — 1774 гг. Таганрогский порт вновь стал главной военно-морской базой России на южных морях. Мелководье бухты и прилегающей акватории сильно осложняло дело, однако именно здесь до конца XVIII века осуществлялись достройка всех основных кораблей Азовской флотилии и их ремонт. 5 февраля 1776 года Екатерина II учредила в Таганроге главный порт Азовского моря с главной таможней. В 1776 году здесь открылась штурманская школа15.

Рубежи России отодвинулись на юг и спустя шесть столетий включили территории русского Тмутараканского княжества XI века. Боевая деятельность на мелководном, замерзающем Азовском море стала суровой школой для русских моряков. После взятия крепостей Керчь и Еникале 21 июля 1771 года

Азовская эскадра вышла в глубоководное Чёрное море, расширив зону ответственности на побережья Крыма и Северного Кавказа с их незамерзающими бухтами. Напряжённая боевая работа на новом огромном пространстве не прекращалась даже в недолгие периоды официального мира и требовала наращивания сил. 13 мая 1783 года отряд из 11 кораблей Азовской флотилии под командой адмирала Ф.А. Клокачёва, выйдя из Керчи, бросил якоря в Ахтиарской бухте, словно созданной для размещения флота любой численности. 14 июня 1783 года моряки-азовцы заложили на берегу бухты город и порт Севастополь, ставший главной базой нового флота. Вскоре сюда пришёл отряд кораблей Днепровской флотилии, построенных на верфях основанного князем Григорием Потёмкиным города-крепости Херсон. Костяк Черноморского флота был сформирован и вскоре показал свою силу. Очередная война с Турцией 1786—1791 гг. закончилась Ясским мирным договором 1792 года, закрепившим за Россией Крым, Таманский полуостров до Кубани, а западную границу — до Днестра.

Карта Приазовья 1695 г.

Русско-турецкая война: кампания 1695 года

Речица• ^ «Гомель f Гл Гаопи

МозырьЛ Браги н

ПОВ"ЁрЕННЬ1Е ВОИНСК1Е \ П р А В И Л А ' 1 1 »jppvq.

КЛКО HEHpiДТЕЛСК1Е КрЪпОСТ! Щ ЕГО ÎIApCKOMy ' вели ч ест в' у :: 1 KÏ> ПрЕДЪб^ДуЩЕ1 CAÀlT'i) .; ISOÖpA^EHbl. - " ■ * . Ч f '' 1 Ь * ПОбЬжДАЮЩАЯ кр'ЬпостЬ UApCKOMy

) 14 /^JcWr^mJLre ьъ .dwXcW,

> ■ > % ■

Книги Боргсдорфа

Таким образом, завершилось окончательное закрепление России на Чёрном и Азовском морях. Военно-морские силы стали надёжным инструментом в освоении необходимых государству земель и установлении здесь созидательной, мирной жизни. Построив базы-порты, верфи, боевые современные корабли и умело их используя, россияне полностью подтвер-

дили слова Петра Великого: «Который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М.: Международные отношения, 1982. С. 6.

2 Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 2004. С. 54, 55,154,155.

3 Возгрин В.Е. Рабство в странах Чёрного моря (позднее Средневековье — Новое время). Вестник СПбГУ. Серия 2. 2011. Вып. 3. С. 3.

4 Елагин С.И. История Русского флота. Период Азовский. СПб.: Типография комиссионера Императорской Академии художеств Гоген-фельденаиК0, 1864. С. 104, 105.

5 Письма и бумаги Петра Великого. Т. 1. К Римскому Императору Леопольду (7 августа, 1696 г.). СПб., 1887. С. 119.

6 Корб КГ. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб.: Издание Суворина A.C., 1906.

7 Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. Т. 3. СПб., 1858. С. 295.

8 Письма и бумаги Петра Великого. Т. 1. С. 295; Центральный государственный архив Военно-морского флота (ЦГА ВМФ). Ф. 177. Д. 16. Л. 649.

9 Елагин С.К Указ. соч. С. 129.

10 Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Кн. 7. М., 1962. С. 607-612.

11 Записки Манштейна о России 1727—1744. СПб.: Типография B.C. Балашова, 1875. С. 318.

12 Соловьёв С.М. Указ. соч. Кн. 16. М., 1966. С. 96-104.

13 ЦГА ВМФ. Ф. 172. Д. 15.

14 Лебедев A.A. У истоков Черноморского флота России. СПб.: Гангут, 2011. С. 676, 677, 679.

15 Доценко В.Д. Морские битвы России: XVIII—XX вв. / Под. ред. адмирала В.Н. Поникаровского. СПб.: Полигон, 2002. С. 26. ■

---N

«МЫ СВОИ ДОЛГ ВЫПОЛНИЛИ!..»

Вышло в свет второе, дополненное издание книги Союза ветеранов Анголы «Мы свой долг выполнили! Ангола: 1975—1992»*. Эта книга-фотоальбом — своеобразная «визитная карточка» российского Союза ветеранов Анголы — общественной организации, которая объединяет российских граждан, выполнявших в 70—90-е годы XX века свой интернациональный и служебный долг в Анголе.

Она открывается обращениями к читателям министра иностранных дел России C.B. Лаврова и министра обороны РФ С.К. Шойгу. В обращении к читателям министра обороны России, в частности, подчёркивается, что содержание издания отражает богатый опыт нашего сотрудничества с Анголой в военной области в 70—90-е годы XX века, который должен быть оценён и использован нашими военными, прежде всего теми, кто выполняет свой служебный долг за рубежом, в частности в Сирии.

В издании опубликовано более 500 уникальных исторических фотографий и воспоминания представителей практически всех категорий специалистов, работавших в Анголе: военных советников, переводчиков, лётчиков, сотрудников спецслужб, дипломатов, военных моряков, геодезистов, мостовиков, рыбаков и представителей других профессий, а также жён наших военных специалистов. Эти воспоминания повествуют о совместной с ангольскими друзьями работе в 70—90-х годах XX века по строительству ангольской национальной армии, флота и военной авиации, восстановлению гражданской инфраструктуры страны и подготовке национальных кадров.

В книге можно найти подробные данные о помощи СССР Анголе в отражении систематических агрессивных действий со стороны режима апартеида ЮАР в 70—80-е годы XX века; приводятся малоизвестные факты,

рассказывающие о вкладе граждан СССР (России) в достижение побед в знаковых сражениях за сохранение независимости и суверенитета Анголы: битве при Кифан-гондо (1975 г.) и битве за Куито-Куанавале (1987—1988 гг.).

В заключительный раздел книги вошли статьи, опубликованные в разное время в ведущих российских газетах и журналах, рассказывающие о малоизвестных страницах деятельности советских (российских) специалистов в Анголе в 80—90-е годы XX века. В издании представлена Книга памяти с фамилиями советских (российских) граждан, погибших и умерших в Анголе. Издание комплектуется двумя DVD с записью документальных фильмов, произведённых российской телекомпанией НТВ при помощи Союза ветеранов Анголы: «Ангола. Война, которой не было» (2015 г.) и «Две войны» (2016 г.)

Книга предназначена для широкого круга читателей. Она поступает в центральные и региональные библиотеки России, библиотеки высших учебных заведений, в том числе и военных.

По вопросам индивидуальных заказов можно обращаться по адресу: 121099, г. Москва, ул. Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161, Союз ветеранов Анголы и потел: +7 (916) 204-65-93, +7 (926) 524-03-58. E-mail: angolapoisk@mail.ru.

* Коломнин С.А. Мы свой долг выполнили! Ангола: 1975—1992. М.: Студия «Этника», 2018. 296 е., ил.

ч___)

КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА

m

Обложка книги

МЫ СВОЙ ДОЛГ ВЫПОЛНИЛИ!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.