УДК 908
315 лет истории таганрогской таможни
3
У
Смирнов А.В.
В результате многолетней исследовательской работы, проведенной сотрудниками Таганрогской таможни, удалось установить дату начала деятельности российских таможенников в г. Таганроге и найти документы, проливающие свет на неизвестные страницы истории таможенного дела в России.
До недавнего времени начало таможенного дела на мысе Таганрог было принято связывать с эпохой правления императрицы Екатерины II. Опираясь на документальные свидетельства и исторические исследования, удалось установить год начала деятельности российских таможенников в торговом морском порту Таганрога. Этим годом долго считали 1776-й. Самым известным свидетельством в пользу этой даты стало упоминание в книге таганрогского историка Павла Филевского «История города Таганрога» (1898 года издания): «Почти одновременно с занятием Таганрога (автор имел в виду 1769 год) Ком-мерц-коллегия составила доклад об устройстве Таганрогской таможни, предусмотрев положение нового порта вдали населенных мест России и на берегу моря, которое давало возможность сношения с Европой. В докладе был составлен и штат новаго учреждения, который и был императрицей конфирмирован. Однако же портовая таможня не была открыта тогда, а только лишь в 1776 году переведена из Темерниковскаго порта указом Правительствующему Сенату 5 февраля 1776 года; при чем Таганрогской портовой таможне подчинялись: 1) Кагальницкая, что при Ордынском броде, 2) застава при Петровской крепости на устье Берды и малыя таможни в Еникале и Керчи»1.
3
А Т
Я
О ея со О ч
н
У
Ч
я
сг *
И
о о а
Pl О
та А Я Я
я
Рис. 1. Императрица Екатерина Великая Рис. 2. Здание Таганрогской таможни (конец XVIII века)2
1 Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898 (1996 репринт). С. 212.
2 РГАДА. Ф. 276. Оп. 3. Д. 1504. Л. 7.
С того времени неофициальной датой образования Таганрогской таможни стали считать 5 февраля (16 февраля по новому стилю) 1776 года. На протяжении ста лет эта дата приводилась во всех исследованиях по истории Таганрога. В 1996 году коллектив Таганрогской таможни при поддержке городской администрации торжественно отметил 220-летие начала деятельности российской таможни на мысе Таганрог. Дата была неофициальной, и руководство Таганрогской таможни приняло решение провести исследовательскую работу по данному направлению с целью выявления подлинных документов и придания дате образования таможни официального статуса.
Вскоре выяснилось, что помимо указа, приведенного П.П. Филевским, существует еще один указ об учреждении портовой таможни в Таганроге, но уже с другой датой. В Полном собрании законов Российской империи имеется текст этого указа: «2-е. Темерниковую портовую таможню перевести в Таганрог, под ведомством которой быть как упомянутой Кагальницкой таможне, так и двум таможенным заставам, первой в Яниколе, где останавливая при учрежденной брандвахте купеческие суда и запечатав товары, а иногда и погрузя на транспортныя суда доставлять их до Таганрога с надлежащим коносаментом, а там по выдержании карантина, учинить им надлежащий осмотр от таможни; другой заставе быть в Керчи для препровождения кораблей чрез Яниколь до Таганрога ж»3. Датой этого указа было 26 мая 1776 года, или 6 июня по новому стилю. Встал вопрос, какую дату - 16 февраля или 6 июня считать датой образования Таганрогской таможни.
Дело в том, что указ от 5 (16) февраля 1776 года сообщал о введении в действие нового тарифа для черноморской торговли. В конце документа имелся список из 12 таможенных учреждений, которых касались новые правила торговли:
«1. Портовая близ крепости Таганрогской при Азовском море, ей в подчинение: 1) Кагалинская, что при Ордынском броде; 2) застава при Петровской крепости на устье реки Берды, впадающей в Азовское море. Малыя таможни; 3) в Яникуле; 4) в Керче.. .»4. В документе пояснялось, что указ станет действительным только после утверждения штатов новых таможенных учреждений. Штатное расписание для таможен и таможенных застав Азовской и Новороссийской губерний было подписано 21 мая (1 июня по новому стилю) 1776 года, и указ от 26 мая (6 июня) того же года, дополненный предложениями помощника азовского и новороссийского таможенного обер-директора Ивана Федуркина5, окончательно утвердил список новых таможенных учреждений на юге России.
3 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года: 1775-1780 гг. Собрание Первое. Том XX. СПб.: Тип. II Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. С. 385-387.
4 Там же. С. 345-346.
5 РГАДА. Ф 16. Д. 797. Ч. 5. Л. 85 об.-87.
Главенствующее место среди этих учреждений заняла Таганрогская таможня как главная портовая таможня на Азовском море.
О том, что таможня в Таганроге действительно заработала, убедительно говорят данные, приведенные в книге Михайло Чулкова «Историческое описание Российской коммерции.»: «В 1777 году, который был наивыгоднейший для торговли, и в котором цена променных товаров простиралася свыше 400 000 рублей, было в Таганроке в приходе 29 купеческих кораблей, из коих первый прибыл 10-го Апреля, а последний 29-го ноября.»6.
Однако при работе над материалами по истории Таганрогской таможни стали появляться исторические свидетельства о более раннем периоде деятельности российских таможенников на мысе Таганрог и в Северо-Восточной части Приазовья. В книгах Михайло Чулкова и Павла Филевского имеются упоминания об организации таможенного дела на мысе Таганрог в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Чулков сообщал, что: «Купцы прежде останавливались у крепости Таганрога за мелкостью Дона и перевозили товары на мелких судах или лодках, которые содержали Донские казаки. к Таганрогу в приходе было судов в 1746 - 17, в 1747 - 9, в 1748 - 12, и того 38 судов»7. Опираясь на работу Чулкова, Павел Филевский писал следующее: «.потребность в торговых связях с юго-востоком Европы на берегах Азовскаго моря была велика, и, несмотря на безпрестанныя затруднения как со стороны русских поселений, так - еще более - турецких, торговля все-таки влачила свое, хотя и жалкое существование. В виду существовавших там торговых сношений с Турцией, в 1749 году учреждена была в Черкас-ске со стороны крепости Св. Анны, на основании Высочайшаго указа 18 августа 1749 года, пограничная таможня. Но казакам это не понравилось . и (она) была перенесена 16 декабря того же годе в местность, лежащую на Дону повыше впадения в Дон Темерника против урочища Богатаго колодца. Мысль об устройстве таможенной заставы у Темерника была проведена еще в 1744 году Вешняковым. Впоследствии в 1749 году, на запрос Коммерц-кол-легии барон фон-Венден доложил, что таможню следует устроить в Таганроге, в котором имеется застава, к которой приходят суда. Русския власти, несомненно, хорошо сознавали, как важно утилизировать для торговых целей мыс Таган-Рог, но хозяйничать там не имели права; однако же содержали там таможенную заставу с унтер-офицером во главе, а затем необходимость заставила устроить и карантинный дом, как о том просили турецкие купцы. Дело в том, что до Темерниковской таможни далеко не все суда и не всегда
6 Чулков М. Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древнейших времен до ныне настоящего и всех преимущественных узаконений по оной Государя Императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей Государыни Императрицы Екатерины Великия. Т. 2. Кн. 1. СПб.: Императорская Академия наук, 1785. С. 543.
7 Там же. С. 246.
могли проходить, а потому товары приходилось перевозить на лодках, принадлежащих казакам.. .»8.
Рис. 3. Император Петр Великий Рис. 4. Петр I высаживается на мыс Таганрог (1696)
Еще больший интерес вызвала информация из историко-краеведческого очерка «Таганрог» (1977 года издания), отодвигавшая период деятельности российских таможенников на мысе Таганрог в еще более раннюю - Петровскую эпоху: «В 1698 году в Таганроге были введены таможенные и конские пошлины, установлена монопольная продажа «питий», а затем табака и соли по чрезвычайно высоким ценам.. .»9.
В ходе изыскательской работы удалось установить следующее:
12 (22) сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил начать строительство гавани и крепости на мысе Таганрог: «Пристани морского каравана судам по осмотру и по чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таган-Рога., а для бережения той пристани на берегу сделать шанец, чтоб в том шанце ратным людям зимовать было мочно...». Этот день, 12 (22) сентября, принято считать днем основания города Таганрога. Так как в конце XVII - начале XVIII века в России продолжали существовать внутренние таможенные пошлины, то в каждом городе все сделки по купле-продаже контролировала местная таможня. «Из источников для истории финансов в России видно, что внутренними таможенными пошлинами назывались у нас все вообще налоги, падавшие на разнообразныя действия, которыя приближали товары к потреблению после их изготовления. Таким образом, не только провоз товаров через заставы по дорогам и рекам, не только ввоз их в города, складка в анбары и гостиные дворы, взвешивание или мера, продажа и покупка, вывоз из города и другия подобныя действия
8 Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898 (1996 репринт). С. 208-211.
9 Пронштейн А.П. Таганрог. Историко-краеведческий очерк. Ростов н/Д, 1977. С. 15.
были облагаемы внутренними таможенными пошлинами, но им подлежали даже торговые люди при проезде их с товаром, а иногда даже и без товара»10.
Проанализировав научные работы А.И. Раздорского11 и Ю.А. Мизиса12, кандидат исторических наук Т.В. Жиброва в своей диссертации пишет: «Согласно устоявшейся точке зрения, таможенные избы строились в городах сразу после их основания»13. Однако в «новопостроенной» крепости на мысе Таганрог таможня в 1698 году учреждена не была. Об этом свидетельствует информация, взятая из кандидатской диссертации А.А. Пушкаренко: «С конкуренцией частных торговцев «питиями» азовским властям, однако, пришлось столкнуться с первых дней введения монополии. Конкурентом казенной монополии оказались в то время Павловский городок и Таганрог, в которых монополия еще не была введена. Уже 30 ноября 1698 года Прозоровский (Азовский воевода. прим.) забил тревогу и обратился в Пушкарский приказ со следующим красноречивым посланием: «слух, государь, обносится, - писал он, - что всяким корчемным питьем в тех городах торгуют розных чинов люди, а в Азове на кружечном дворе от того в зборе твоей, в.г. казне чинитца умаление для того, которые по твоему в.г., указу посылаютца из Азова непрестанно в Павловской и на Таганрог с хлебными запасы и с лесными со всякими припасы солдаты и стрельцы и работные люди и те пьют в тех городех в куренях и на рынках...». Так как таганрогский воевода в это время еще не подчинялся азовскому, Прозоровский не решался самостоятельно направить туда «питуя» для казенной продажи «питий» и просил поэтому указаний со стороны Пушкарского приказа. Следствием обращения Прозоровского явилось распространение казенной монополии на Таганрог и Павловский, произведенное не позже июля 1699 года»14.
При проведении изыскательской деятельности в Архиве Санкт-Петербургского института истории РАН (АСПбИИ РАН) удалось установить более точную дату начала сбора питейных пошлин в «новопостроенной» крепости на мысе Таганрог. «В ныняшнем 207 году (период с 1 сентября 1698 по 1 сентября 1699 года) июня 12, по указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича . велено послать из Азова на Таган Рог и в Павловской с кружечного двора для продажи вина и пива. А с тем питея послать ларечного целовальника и то питие продавать . указаными ценами.
10 Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 11.
11 Раздорский А.И. Торговля Курска в XVII веке (по материалам таможенных и оброчных книг города). СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 762 с.
12 Мизис Ю.А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII - первой половине XVIII вв.: Монография / Ю.А. Мизис, Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. М.: Юлис, 2006. 816 с.
13 Жиброва Т.В. Организация таможенного и питейного управления в Воронежском уезде в XVII веке: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2010. С. 22-23.
14 Пушкаренко А.А. Приазовский край в конце XVII - начале XVIII веков (Очерки заселения и хозяйственного освоения края): дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1966. С. 271-272; Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Книга записная азовских отписок № 132. Л. 90.
А которые приезжие люди ... на Таган Рогу и в Павловском ... и вино и пиво продают и тем приезжим людям сказать его великого государя указ, чтоб они вином и пивом и медом неторговали и никому непродавали. А будут они похотят то вино и пиво ... на кружечный двор принимать и деньги платить настоящими ценами. А буде они то питие продавать в казну на кружечный двор не похотят и станут торговать утайкой и у них то питие велено взять на великого государя бесповоротно. И по ево великого государя указу для продажи питья вином и пивом и медом послан из Азова на Таган Рог и в Павловское из азовского таможенного и кружечного двора ларечной Дани-ло Шестаков, а с ним целовальников шесть человек». Этим представителям азовского таможенного и кружечного двора ставилась задача «.о всем по выше писанному великого государя указу и в продаже того пития ларечному и целовальникам ... для ведома описать»15.
Упоминание о сборе питейных пошлин в «новопостроенной» крепости на мысе Таганрог ставит вопрос - можно ли считать ларечного Шестакова и его подчиненных таможенниками. Дело в том, что различные научные исследования по истории таможенного и питейного дела в России упоминают о совместной деятельности двух этих служб. К сожалению, серьезного научного исследования по данному вопросу, по видимому, не существует. Современные историки, освещая историю таможенного дела в России, в конце XVII -начале XVIII веков постоянно указывают на тот факт, что подавляющая масса мелких и средних таможен размещались на кружечных дворах, а должность начальника таможни звучала как «голова таможенный и кружечного двора» или «голова у збору таможенных пошлин и питейной прибыли». Кандидат исторических наук Т.В. Жиброва, освещая деятельность воронежской
Рис. 5. Таганрогская гавань. Фрагмент карты гавани г Таганрога, составленной Петром Бергманом в 1702 году16 Рис. 6. Турецкое торговое судно
16
15 АСПбИИ РАН. Ф. 105. Оп. 1. Д. 21. Л. 281-282.
16 БАН. Отдел рукописей. Собрание рукописных карт. № 27.
таможни в XVII веке пишет: «Совмещение должности головы таможенной избы с должностью головы кабака (кружечного двора) в местной традиции и законодательном оформлении»; «.наряду с взиманием таможенных пошлин . на них возлагали получение питейной прибыли, сусленный, квасный и банный «доходы»; «В ценовой росписи 1662 года описывается имущество таможенной избы, которая находилась на кабацком дворе»; «Следует отметить, что в XVII веке в Воронежском уезде голова таможни зачастую являлся одновременно руководителем кабака (с 1652 года кружечного двора). Под его управлением могли находиться также и другие «сборы», например пошлины с бань, мельниц и т.п. Для удобства таможенные избы, как это видно из «ценовых росписей», располагались во дворах кружечных дворов»; «Здание таможенной избы находилось в городе, недалеко от гостиного двора, как правило, на кабацком (кружечном) дворе, и концентрировало в одном месте таможенные и питейные сборы не только с городских жителей, но и с уездных»17.
Данное совмещение деятельности двух служб, было характерно не только для южных городов России. Исследуя историю питейного дела в городах Западной Сибири в XVII-XVIII веках, историк Д.В. Раев в своей монографии пишет: «Во главе государева кабака стоял кабацкий голова, которому подчинялись целовальники. Целовальники выбирались посадскими людьми из своей среды. Кабацкий голова, являвшийся в большинстве случаев и руководителем таможни, выбирался из среды посадского населения другого города»; «Сохранилась царская грамота пермскому воеводе Ивану Львову от 14 июня 1646 года. Речь в ней идет о выборах на Чердыни и в Соликамские головы и целовальников к таможенному и кабацкому сбору. Целовальниками должны стать «посадские и уездные лутчие люди». К тому же потенциальный кандидат на замещение такой должности должен был быть «душею прям и животом прожиточен». Нужно было выбрать людей, «которые б были не воры и не бражники. и кому б в нашем таможенном и кабацком сборе мочно было верить»; «В конце XVII - начале XVIII века во всех городах Западной Сибири функционировали свои кружечные дворы. Руководил каждой точкой голова кружечного двора, который в большинстве городов по совместительству являлся также таможенным и заставным головой»; «В начале XVIII века функционировали кабаки практически во всех слободах, на ямах и заставах Тобольского уезда. В каждой слободе, на заставах, ямах и острогах действовала таможня. В источнике указано 50 таких пунктов. Показательно то, что пиво и вино продавалось не во всех этих пунктах, а только в тех, где были высоки суммы сборов таможенных пошлин»18.
17 Жиброва Т.В. Организация таможенного и питейного управления в Воронежском уезде в
XVII веке: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2010. С. 21, 62, 67, 72.
18 Раев Д.В. Кружечные дворы городов Западной Сибири (вторая половина XVII - начало
XVIII в.): Монография. Новосибирск: Сова, 2005. С. 85, 87, 152, 186-187.
Должность ларечного целовальника Шестакова свидетельствует о его высоком статусе в управленческом аппарате азовского таможенного и кружечного двора и причастности к руководству таможенным делом. По словам Т.В. Жибровой, «В любом городе в составе таможенного и кабацкого административного аппарата обязательно были целовальники, дьячки или подьячие и разный вспомогательный персонал. По мнению М.Б. Булгакова, таможенные и кабацкие целовальники могли быть универсальными сборщиками или специализироваться на особом виде пошлин. Один из целовальников назначался старшим, он же по совместительству являлся ларечным (ларешным). Ларечный целовальник фактически являлся казначеем. Он же занимался приготовлением и покупкой вина. Судя по всему, должность ларечного целовальника была очень ответственной. В некоторых документах он именуется даже ларечным головой»19.
Ее дополняет Д.В. Раев, описывая питейное дело в Верхотурье, он пишет: «Интересен тот факт, что вино продавалось в 1704 году прямо на таможне. Вино на кружечном дворе продавали целовальники Федор Титов и Иван Вагин, а на таможне этим занимались целовальники Степан Бедрин и Филипп Ячменев». Еще один пример связан с Тобольским уездом: «В Ша-дринской слободе. на одном месте торговал вином и пивом и собирал таможенные пошлины целовальник Василий Казанцев. За 1703 год он собрал таможенных пошлин 79 руб., продал вина на 76,3 руб. и пива на 13,71 руб.»20.
Из документов Российского государственного архива военно-морского флота стала известна дата сбора первой питейной пошлины в Таганроге (первое взимание одного из косвенных налогов). Этой датой стало 6 (16) июля 1699 года - «В нынешнем в 208 году (1699 год после 1-го сентября) сентября 11 в Азове в приказной палате им боярину и воеводам с товарищи таможенного и кружечного двора збору прошлого 207 году (1698/1699 годы) Степан Мартюшев с товарищи да ларешной Данило Шестаков, в Азове в зборе ево великого государя таможенных пошлин и продажи питья июля августа месяцев, а в Троецком на Таган Рогу (так с 1 сентября 1699 года стал именоваться Таганрог) июля с 6, сентября по 1-е число 208 году продажи пития»21.
В отличие от питейных пошлин таможенные пошлины в Таганроге в 1699 году не взимались. Из отчета ларечного целовальника Даниила Шеста-кова за период с 6 июля по 1 сентября 1699 года сказано следующее: «Пошлин по ево великого государя указу на Таган Рогу и в Павловском имать не велено»22. По всей видимости, отсутствие таможенных пошлин было направ-
19 Жиброва Т.В. Организация таможенного и питейного управления в Воронежском уезде в
XVII веке: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2010. С. 72.
20 Раев Д.В. Кружечные дворы городов Западной Сибири (вторая половина XVII - начало
XVIII в.): Монография. Новосибирск: Сова, 2005. С. 187-188.
21 РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 27. Л. 222.
22 Там же. Л. 225.
лено на скорейшее развитие торговых отношений. В помесячных отчетах с сентября по декабрь 1699 года, после подробного отчета о величине питейных сборов следовала неизбежная фраза «таможенные пошлины . имать не велено». Таким образом, можно говорить о том, что в июле 1699 года в «ново-построенной» крепости на мысе Таганрог появились специалисты, которые разбирались как в питейном деле, так и в таможенном. Занимаясь продажей спиртных напитков и питейными сборами эти «универсальные» специалисты при необходимости могли провести таможенные процедуры и взять таможенные пошлины.
Следующим этапом развития таможенного дела в Таганроге можно считать начало международной торговли в Троицкой крепости. С началом постройки гавани на мысе Таганрог русские военные корабли стали базироваться в «новопостроенной» крепости. Таганрог стал первой военно-морской базой России. 14 (24) августа 1699 года «морской караван», состоящий из 10 кораблей и 2 галер, под командованием адмирала Ф.А. Головина отправился от Таганрога в сторону Керченского пролива. Одним из кораблей командовал капитан Петр Михайлов - он же Петр I. Флотилия сопровождала корабль «Крепость», на котором русский посол Емельян Украинцев направлялся в Стамбул для подписания мирного договора. После недельных переговоров, когда турецкие власти согласились пропустить «Крепость» в Черное море, русская флотилия взяла обратный курс на Таганрог.
Во время пребывания в Керчи российская сторона продемонстрировала свое желание наладить торговые отношения с местными купцами. «А как В.Г. караван в том гирле стоял (имеется ввиду Керченский пролив) и в то время близ того каравана на берег приехали торговые люди турки и татары с разными товары и с парчами и с овощами и продавали они те свои товары на московския деньги и на золотыя и на ефимки повольною ценою, также и на адмиральский корабль и на иные турки с товарами приезжали и продавали их с немалым своим прибытком»23.
31 августа (10 сентября) царь с флотом вернулся к Таганрогу и на следующий день 1 (11) сентября освятил Троицкую церковь. С этого момента безымянная крепость на мысе Таганрог стала называться Троицкой. 6 (16) сентября Петр I отправился в Воронеж, предварительно распорядившись увести военные корабли из таганрогской гавани в Азов. 12-13 (22-23) сентября основная часть судов Азовской флотилии ушла к устью Дона.
На рассвете следующего дня, 14 (24) сентября 1699 года, на горизонте показалось турецкое торговое судно. Видимо, во время недельного пребывания в Керчи, турецкие купцы (греки и армяне по национальности) получили приглашение начать торговлю с русскими приазовскими городами. Вот как
23 Елагин С.И. История Русского флота. Период Азовский. Приложения. Часть I. СПб.: Тип. Комиссионера Императорской Академии художеств, Гогенфельдена и Ко, 1864. С. 435.
это событие описал в своем отчете в Пушкарский приказ воевода Егор Янов: «В нынешнем государь 208 году (1699 год) сентября в 14 пришло под Таган Рог одно судно турецких людей с торгами с Кафы (современный г. Феодосия) и Керчи торгаши (имя не разборчиво) с товарищи десять человек. И караульщик увидел их и посмотря сказал мне.». Так как турки «.ехали прямо к пристани», воевода Янов «.послал им навстречу майора Анисима Познякова на шлюпке, а с ним тридцать человек солдат и велел их остановить». Остановив торговый корабль, майор Позняков провел его в северо-восточную часть мыса и поставил «.ниже капитана морского двора, против солдатских полков». Выбор места воевода объяснил тем, что там «многолюдно». Из документа мы узнаем о факте торговли привезенными товарами: «.и те турецкие люди торговали два дня и поехали в Азов». Номенклатура товаров представляла собою: «обери травчетые (объяр - плотная шелковая ткань с золотыми или серебряными узорами), . кушаки (пояса), . кумачи (хлопчатобумажная ткань (полотно), окрашенная в ярко-красный или пунцовый цвет)» и т.д.24
Так как первый иностранный торговый корабль пришел в строящуюся российскую военно-морскую базу, воевода Янов предпринял меры безопасности. Когда турецкие купцы и матросы «.просили на пристань и в город гулять», троицкие власти «.их не пустили . в город и на пристань, для того что опасались от тебя великого государя гневу». Янов опасался не зря. Мирный договор подписан не был. Действовавшее перемирие могло вновь перейти в войну. Турецкие купцы, помимо торговли наверняка имели задачу разузнать состояние дел в крепости и на флоте. Для контроля за иностранцами «.стоял у них на берегу караул с начальным человеком с порутчиком Семеном Нелидовым целое капранство стояло. И выбраны были лучшие люди»25.
16 (26) сентября 1699 года пришло еще одно торговое судно с восемью купцами. Это судно «.приставало к берегу, а торгу у них не было на Таган Роге», так как они «.поехали прямо в Азов». Отправляя донесение в Пушкарский приказ, воевода Янов докладывал, что со слов тех купцов «.торгаши многия под Таган Рог ехать збираются с товары». На следующий день 17 (27) сентября 1699 года «.пришло два судна турок из Кафы торгаш Кашин с товарищи дватцеть три человека с товары. И поставлены они на берегу в том же месте где прежние стояли». Воевода, так же как и ранее, постарался ограничить перемещение прибывших иностранцев: «Приезжие в город просятся гулять, а я их не пущаю в город до твоего государя указу. А для покупки государь питья и для харчу просятся они на рынок. И их на рынок не пущаю». Увеличение количества торговых кораблей, пришедших к военно-морской базе, равно как и турецких купцов под стенами крепости, потребовало от воеводы Янова более четких действий. «А велел я, холоп твой,
24 РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 27. Л. 88 об.-90.
25 Там же. Л. 90.
кружечного двора целовальнику, для продажи, а с рынку харчевнику, снести к ним, для того чтобы им не самим ходить для покупок». На кораблях разрешили оставить только «четырех человек матросов» (по два на судно).
О количестве кораблей, пришедших в последующие дни, можно судить по информации, собранной Яновым для Пушкарского приказа: «А и те государь приезжие говорят, что еще наших торгашей идут на Таган Рог судов пять-шесть»26.
Неожиданно начавшаяся в конце навигации международная торговая деятельность подтолкнула троицкого воеводу обратиться за разъяснениями в Пушкарский приказ. 10 (20) октября 1699 года воевода Егор Янов и дьяк Павел Мухин направили письмо, в котором обстоятельно описали все приходы турецких судов. Нужно отметить, что письмо в Пушкарский приказ направил и азовский воевода. Несмотря на то, что в Азове взимали таможенные пошлины, ему также требовались разъяснения.
Рис. 7. Отрывок из грамоты Пушкарского приказа от 31 октября 1699 года Рис. 8. Таможенная печать
Вскоре из Пушкарского приказа пришел царский указ, определивший правила международной торговли в Приазовье. Согласно указу определялось местонахождение иностранных купцов в Таганроге и решался вопрос создания специального подразделения, отвечавшего за охрану: «Великий государь указали под Троецким для приезда и постою иноземцев, турецким и армянским торговым людям построить на низу в горе против рынку двор и на том дворе поставить две избы большие, между ними сени, и огородить. Впредь турецкие и армянские торговые люди в Троецкое будут в привозе, и для караулов и осторожности выбрать. из начальных людей, чина добра, и для караула дать ему солдат, сколько человек пристойно». Кроме того разъяснялись действия местных властей в отношении привезенных товаров: «А привозные товары у тех иноземцев осматривать и описывать таможенному ларечному. А после описи тем иноземцам теми своими привозными товары в Троецком
26 Там же. Л. 83-83 об., 90 об.
Наука и практика: обзор научных исследований 201
велеть торговать, и всякие товары им иноземцам покупать. А пошлины с них иноземцов с торгов их до нашего великого государя указа не имать».
Указ подтверждал ранее принятые меры по ограничению перемещения иностранцев: «А в город Троецкое и на пристань отнюдь не пущать. И тому начальному человеку и солдатам приказать о том накрепко. И с питьем и со всяким харчем велеть к ним приезжим иноземцам посылать к тому построенному двору. И того всего смотреть тому ж начальному человеку». Ограничения по перемещению были связанны только в связи с секретностью военных объектов, а в остальном российские власти стремились к максимальному развитию международной торговли. «А как они иноземцы в Троецком истор-говався или неисторговався похотят ехать в Азов, и их в Азов отпущать. А у отпуску быть тому ж начальному человеку. А как из Азова и из Троецкого поедут в свои земли, и их из Троецкого отпущать без удержания». «Начальному человеку» ставилась задача «.смотреть накрепко, чтоб тем иноземцам в приездах и в отъездах обид никаких и теснот не было. И с теми иноземцы никакие люди не отъезжали». Помимо этого он отвечал за учет «привозных» и «отвозных» товаров: «И что у них будет в привозе, каких товаров, и в Троецком в продаже, и из Азова и из Троецкого с каким товаром поедут о том, тому начальному человеку в Троецком в приказной избе подавать вам (имеется ввиду воевода Янов. прим.) росписи за руками (подписанные собственноручно. прим.)». Завершалась грамота требованием отправлять отчеты о проделанной работе в Пушкарский приказ: «И как к вам сия наша великого государя грамота придет ... и вы о том ... непременно ... к нам великому государю писали, а письма велели подавать в пушкарский приказ боярину нашему Алексею Семеновичу Шеину с товарищи». Известна дата этого указа: «Писано на Москве лета 7208 (1699 год) октября в 31». Аналогичная грамота была направлена в Азов и полностью касалась азовской торговли27.
I ■ -I» аj41*г ь ,гц, .'.л'и ¿f^r Аи ... f,.. tri.-F-.ir
-4
fcjUft
N г, -ьл ifcni
1 ■ t 3*1 ü*
<t г л>-
о .1
Рис. 9. Отрывок из грамоты Пушкарского приказа от 31 октября 1699 года Рис. 10. Отрывок из документа о начале взимания таможенных пошлин в июне 1700 года
27 Там же. Л. 146 об.-148 об. 202 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014
Таким образом, грамота Пушкарского приказа от 31 октября 1699 года стала первым нормативным документом, определявшим внешнеторговую деятельность на Юге России. И хотя таможенные пошлины «имать не велено», тем не менее четко описывались некоторые таможенные процедуры - уведомление о прибытии; помещение товара под таможенный контроль; таможенный осмотр; учет товара и отчетность в вышестоящую инстанцию. Особенно четко прописана в указе должность «таможенного ларечного» и его функции. Если говорить в привязке к Троицкому (Таганрогу), то таким человеком был Даниил Шестаков. Он не только отвечал за питейные сборы, но и за руководство таможенной деятельностью. Из архивных документов стало известно, что в 1703 году Даниил Шестаков был земским старостой в Троицком.
Следующим этапом развития таможенного дела в Таганроге стало введение внутренних таможенных пошлин. Если внешние таможенные пошлины в Азове и Троицком (Таганроге) не взимались по понятным соображениям (привлечение иностранных купцов), то внутренние таможенные пошлины в Азове взимались (с 1698 года), а Троицком «имать не велено». В первые годы беспошлинная торговля на мысе Таганрог была вполне оправдана. Город только начинал строиться. На безлюдном мысу появились строения. Помимо гарнизона, расположенного в крепости, в прилегающих к цитадели слободах стали селиться мирные жители. Уже в 1700 году встал вопрос о введении внутренних таможенных пошлин в городе. По сведениям, предоставленным кандидатом наук П.А. Аваковым, таможенные пошлины стали взиматься с июня месяца: «А таможенные пошлины в Троецком велено збирать июня с 1 числа 1700 году». В дальнейшем, начиная с января 1701 года, все сведения о количестве собранных пошлин записывались в книгу учета таможенных и питейных пошлин в Азове и Троицком. Данная книга была «.учинена с записных книг, которые выданы из приказной палаты за приписями дьяков Осипа Татаринова, Козьмы Рудьева в таможне и на кружечном дворе для записи таможенных пошлин и продаже пития сбору голове Степану Мартюше-ву с товарищи прошлого 1701 года».
Начиналась книга стандартной записью, из которой следовало, на кого возлагались обязанности по сбору таможенных и питейных пошлин в двух Приазовских городах: «В прошлом 1701 году января с 1 числа по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца думной дворянин и воевода Степан Богданович Ловчиков с товарищи приказали у збору его великого государя таможенных пошлин и питейной прибыли в Азове и Троецком быть азовским посадским людям Степану Мартюшеву головой, Данило Шестакову ларечным, да по выборам из жилых. полков солдатам тридцати одному человеку, в том числе Степанова полку Верховского из сержантов Андрею Сараникому(?) ларечным, а остальным в рядовых целовальниках. Велено им таможенные пошлины и питейную прибыль збирать по его великого государя указу и по Наука и практика: обзор научных исследований
торговому уставу». В книге указывалась процедура приема новым головой «питья и всякие припасы» у своего предшественника: «И по тому его великого государя указу голова Степан Мартюшев с товарыщи из прошлого 1700 года у ларечного Ивана Хлепенина осталому питью и всяким припасам подали росписной список»28.
Далее в книге шли помесячные отчеты о сборе таможенных пошлин и питейных сборов в Азове. После итоговой отчетности по Азову начинались отчеты по Таганрогу. В отчете за первый месяц 1701 года после подробного описания продаж «пития» было записано: «А таможенных и конских пошлин в январе месяце в сборе не было». Аналогичные записи имели место в отчетах за февраль и март. И вот, наконец, в апрельском отчете впервые упоминается о сумме таможенных сборов в Троицком: «А таможенными и конскими пошлинами в прибыли восемьдесят четыре рубля, тридцать адин алтын, две деньги без четвертой доли полуденьги». Впоследствии в каждом месяце упоминалось о сумме таможенных пошлин: май - 14 рублей; июнь - 35 рублей; июль - 106 рублей; август - 61 рубль 1 деньга; сентябрь - 95 рублей; октябрь - 91 рубль 4 деньги; ноябрь - 41 рубль 25 алтын. «Всего великого государя денежные казны с января 1 числа по декабря 1 числа 1701 году в Троецком на Таган Роге по высылке из ящиков таможенных и конских пошлин в сборе триста девяносто три рубля двадцать пять алтын пять денег»29.
У
- . I. . :
иганр**"''1
V- . " ■- '
Таким образом, с июня 1700 года в Троицком (Таганроге) стали взиматься таможенные пошлины. Они взимались вплоть до конца 1711 года, когда по условиям Прутского мирного договора крепость Троицкая была разрушена, а территория, где она находилась, возвращена Турции. В 1703 году таганрогские таможенники собрали таможенных и конских пошлин 928 рублей 18
28 Там же. Ф. 177. Оп. 1. Д. 22. Л. 140-141 об.
29 Там же. Л. 160, 170, 171, 172 об., 174, 175 об., 176 об., 178, 179 об, 181, 182 об., 184, 185.
БАН. Отдел рукописей. Собрание рукописных карт. № 32.
Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014
алтын; в 1704 году - 1038 рублей 18 алтын, в 1705 году - 786 рублей 15 алтын, . в 1711 году - 156 рублей 1 алтын31.
Нужно отметить, что уже в 1702 году объемы таможенных пошлин, взимаемых в Троицком, стали превосходить аналогичные показатели Азова. «В нынешнем 1702 году в августе месяце, в Азове таможенных пошлин в зборе пятьдесят три рубля три алтына две деньги. В Троецком таможенных пошлин в зборе сто дватцать три рубля пятнатцати алтын две деньги»32. В 1703 году в Троицком собрали таможенных пошлин 723 рубля 1 алтына против 551 рубля 17 алтын в Азове. Возросшие платежи, а следовательно, и объем работ привели к тому, что у таможенников появилось отдельное от кружечного двора здание. Документы за 1703 год сообщают, что «Книги что с приезду в Азов губернатора Ивана Андреевича Толстова с товарищи июня с 27 числа прошлого 1703 году в Троецком, что на Таган Рогу построено всякого деревянного строения, а что чего построено и то писано ниже сего. За городом на рынку на кружечном дворе, для продажи пития построена изба из осинового лесу в четыре сажени, в той избе для продажи питья зделан чулан дощатой . да за рынком . построены две избы из пилованного четырехсаженного лесу, одна питейная, другая таможня».33
Из архивных документов стала видна многоступенчатая система управления таможенным делом в Приазовье в конце XVII - начале XVIII веков. В начале, в 1698 году, таможня и кружечный двор появляются в Азове. Летом 1699 года для организации продажи питья и сбора питейных пошлин в «но-вопостроенную» крепость на мысе Таганрог прибывают целовальники азовского таможенного и кружечного двора во главе с ларечным Шестаковым. В дальнейшем, на протяжении 1699-1701 годов в отчетных документах мы видим, что у таможенников Азова и Троицкого (Таганрога) был один руководитель (таможенный голова) на две таможни. Однако было бы не верным считать, что в Троицком сбором таможенных пошлин занимались азовские таможенники.
Во-первых, в документах отсутствует понятие Азовская таможня (равно как и Троицкая). Все распоряжения, идущие из Пушкарского приказа и касающиеся организации таможенного дела в Приазовье, имеют неизбежную фразу: «.в Азове и в Троецком». Отсутствуют какие-либо документы, в которых ставится задача таможенному голове в Азове, а он, в свою очередь, ставит задачи своим подчиненным в Троицком. То же самое касается и отчетности. В Москву направлялся единый документ, в котором отдельно прописывались показатели по Азову и отдельно по Троицкому.
31 Пушкаренко А.А. Приазовский край в конце XVII - начале XVIII веков (Очерки заселения и хозяйственного освоения края): дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1966. С. 263.
32 РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 22. Л. 857, 858 об.
33 Там же. Д. 36. Ч. I. Л. 405 об.
Во-вторых необходимо учитывать административную систему того времени. Т.В. Жиброва, исследовав деятельность воронежской таможни в XVII веке, пишет: «Именно воевода возглавлял работу таможенного и кабацкого аппарата, несмотря на то что его прерогативы на протяжении столетия менялись. В связи с тем, что воеводы обладали реальной полицейской и военной властью, от них зависело положение таможенников. С 1676 года таможня и кружечный двор были официально изъяты из ведомства воевод. Таможенные и кабацкие чиновники с этого момента отчитывались в своих действиях только перед Москвой. Однако еще долгое время преследование кормчества оставалось делом все того же воеводы. Именно воевода должен был наблюдать за деятельностью откупщиков и верных голов, он же осуществлял общий надзор за таможенными и питейными сборами. Можно уверенно говорить о том, что в управлении воронежской таможни и кабака (кружечного двора) на протяжении всего XVII столетия обязательно участвовали воеводы. На них возлагалась обязанность не только организовывать «выбор» таможенных и кабацких чиновников, но и, главное, осуществлять общий надзор за деятельностью таможни и кабака (кружечного двора) без права вмешательства в сбор пошлин. Воевода отвечал за бесперебойную работу таможни и кабака (кружечного двора) и, в случае недобора, должен был организовать сыски и правежи»34.
О роли троицкого воеводы в деле управления таможней и кружечным двором можно судить по следующим архивным материалам: «А что декабря с первого числа января по 1 число нынешнего 1702 года в Троицком на Таган Рогу таможенных и конских пошлин, и что какова питуя в продаже, того в Азове января по 31 число нынешнего 1702 года неведомо, для того что в Троицком декабря з 27 числа прошлого 1701 году изволением божиим чинитца над людьми немалой упадок и помирают многие скоропостижной смертию, и из Троицкого в Азов никаких чиновных людей пропущать не велено и о том учинены заставы. К стольнику и воеводе к Григорию Титову писано, велено из Троицкого в Азов писать, что пошлин в зборе и питя в продаже и денег во взятие, и о том в Азов января по 31 число нынешнего 1702 году, чрез заставу из Троицкого стольник и воевода Григорий Титов не писал.»35.
Азовский и троицкий воеводы, несомненно, контролировали таможни, находящиеся в их городах. Однако почему таможенная отчетность из Троицкого сначала попадала в Азов, а затем обобщенные данные о всем Приазовье уходили в Москву. Ответ на этот вопрос можно найти в научной работе историка П.А. Авакова и архивных материалах. По словам П.А. Ава-кова, «.к концу 1699 года в Приазовском крае оформились два населенных
34 Жиброва Т.В. Организация таможенного и питейного управления в Воронежском уезде в XVII веке: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2010. С. 133-135.
35 РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 22. Л. 184-184 об.
района, один из которых располагался в устьях Дона, а другой - на Миусском полуострове. Между тем, объективно, Приазовье «оставалось единым целым, неразрывно связанным в военно-оборонительном, строительном и хозяйственном отношениях». Успешное осуществление в крае обширных военных, строительных и хозяйственных программ, по замечанию A.A. Пушкаренко, во многом зависело от единства местной администрации, от четкой координации ее усилий. Однако азовский и троицкий воеводы часто ссорились друг с другом, в их действиях не было должной согласованности, что негативно сказывалось на ходе работ и общем положении края. Особой строптивостью во взаимоотношениях со своим азовским коллегой отличался троицкий вое-вода Е.И. Янов. Сменивший Янова в декабре 1700 года, на посту троицкого воеводы Г. С. Титов уже с самого начала был во всем официально подчинен азовскому воеводе С.Б. Ловчикову и назван в наказе его товарищем. То есть, в 1700 году троицкий воевода из равноправного коллеги азовского воеводы превратился в подчиненного ему заместителя. С прибытием в Азов 28 ноября этого года воеводы Ловчикова его власть распространилась на весь Приазовский край»36.
Рис. 13. Проект здания Адмиралтейского магазина в гавани Таганрога (1704)37 Рис. 14. Здание Адмиралтейского магазина в гавани Таганрога. Фрагмент карты гавани г. Таганрога, составленной Петром Бергманом в 1702 году38
«В 1700 году августа в 16 великий государь ... указал быть на воеводской великого государя службе в новопостроенном городе что на Таган Рогу стольнику и воеводе Григорию Семеновичу Титову да дьяку Ермилу Васильеву ... и переменить им Григорию (Титову. прим.) и дьяку их (Васильеву. прим.) Егора (Янова. прим.) и дьяка (Мухина. прим.) с ведома думного дворянина и воеводы
36 Аваков П.А. Северо-Восточное Приазовье в составе Российского государства в конце XVII -начале XVIII в.: завоевание, колонизация и управление: дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2011. С. 172-173, 175.
37 БАН. Отдел рукописей. F. 266. Т. 3. Л. 37.
38 БАН. Отдел рукописей. Собрание рукописных карт. № 27.
Степана Богдановича Ловчикова безсрочно для того, что ему Григорию велено быть в том городе, с ним думным дворянином и воеводою в товарищах»39.
Именно в период руководства городом воеводы Григория Титова Троицкая (Таганрогская) таможня окончательно отделяется от Азовской таможни. 25 октября 1702 года по указу Петра I и приказу воеводы Титова троицкие посадские люди во главе с выборным старостой Иваном Половинкиным выбрали: «...к предбудущему тысяча семьсот третьему году к таможенным пошлинам и к питейной прибыли из своей братии посадских же людей в бурмистры Понкрата Петрова сына Калашнина, ларечного Прокофия Артемева сына Капустина» и еще десять целовальников. В ходе выборов учитывались морально-деловые качества будущих таможенников: «.а выбрали мы их самых добрых и пожиточных и правдивых. И их с такое дело станет и в зборе Великого Государя денежные казны мочно верить». Перед выбранными таможенниками была поставлена задача сбора таможенных и питейных пошлин по Торговому уставу «.с великим радением, неоплошно и против прежних лет учинить в тои зборе прибор». В случае если таможенники не обеспечат полного взимания сборов и пошлин выборщики, как и все посадские люди, обязались возместить возможную недостачу за свой. « А буде за сим нашим выбором они бурмистр с товарыщи станут пить или бражничать и их каким небрежением ему Великого государя казне учинитца утеря и против прежних лет недобор и то все доправить на них бурмистре с товарыще и на всех на нас Троицких посадских людях без всякой пощады». Интересно, что среди посадских людей, выбравших руководство Троицкой (Таганрогской) таможни были: «Андрей да Григорей Ивановы дети Беляниновы»40.
В дальнейшем «.Процесс централизации местной власти в Приазовском крае завершился с прибытием в Азов 28 июня 1703 года губернатора стольника Ивана Андреевича Толстого, старшего брата русского посла в Турции П.А. Толстого. Как и последний азовский воевода, губернатор был назначен на свой пост бессрочно. С ним приехали двое товарищей: стольник Степан Васильевич Киреев остался с ним в Азове, а стольник Дмитрий Михайлович Ермолов сменил в Троецком Г. С. Титова»41.
Если говорить о внешнеторговой деятельности в Троицком, то следует признать, что данная деятельность продлилась не долго. По словам историка А.А. Пушкаренко, «Помимо Азова иностранная торговля велась в первой половине 1701 года также в Таганроге. В мае, например, там отмечено пребывание торговых турок из Керчи и Кафы. 1 и 3 июня в Таганрог приезжали греки и татары из тех же городов «с съесными товары, да они ж привезли соли не малое число.». Наряду с мероприятиями по налаживанию внешней
39 РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 4. Л. 642.
40 Там же. Д. 22. Л. 944 об.-945 об.
41 Аваков П.А. Северо-Восточное Приазовье в составе Российского государства в конце XVII - начале XVIII в.: завоевание, колонизация и управление: дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2011. С. 175.
торговли через Приазовье русским правительством были приняты дополнительные меры для обеспечения безопасности пограничных городов. Важнейшей из них было запрещение с лета 1701 года иностранной торговли в Таганроге и сосредоточение ее исключительно в Азове»42.
10 мая 1701 года из Разрядного приказа в Азов писали: «А в Троецкой, что на Тагань Рогу и на пристань к гавону и на берег и в иные к Азову принадлежащие завоеванные городы никуда отнюдь тех приезжих иноземцев не пущать и кроме Азова в тех завоеванных городах нигде не торговать»43.
Вот как А.А. Пушкаренко описывает дальнейшие события: «В августе 1701 года приазовские власти доложили Разряду, что иностранным купцам, которые после торгов поехали домой, было сказано, чтоб «они впредь из своей стороны к Троецкому никогда не ездили, а ездили б со всеми товары к Азову»44.
Несмотря на запрет иностранной торговли в Троицком, местные власти неоднократно сталкивались с купцами из Турции и стран Средиземноморья. Из-за мелководья устья Дона крупные торговые суда вынуждены были останавливаться на внешнем рейде напротив мыса Таганрог. С этих кораблей товары перегружались на маломерные суда и только после этого доставлялись в Азов на продажу. Имеются архивные свидетельства о досмотрах иностранных торговых судов на внешнем рейде. «Августа 17 (имеется ввиду 1701 год) на море явилось турецкое судно, и для досмотру того судна и кто в нем прие-хал посылан прапорщик Дмитрий Ларионов, а по досмотру ево Дмитриеву явилось судно турецкое шайка, на нем торговые греки и турки да с ними донской казак Мишка Сулин, и тот казак роспра-шиван в Азове, а те приезжие люди для торгу отосланы были к Азову и ис-торговався у Азова отпущены в Керчь»45. Действия прапорщика Ларионова полностью соответствуют действиям таможенной стражи на рейде Таганрога в XIX веке. Также не должно смущать воинское звание Дмитрия Ларионова, так как в Таганрогской таможне XIX века в погранично-таможенной страже служили армейские офицеры.
Кроме таможенных досмотров на внешнем рейде таможенники Троицкого проводили таможенные операции с товарами венецианского купца Саввы Рагузинского. В ноябре 1702 года его корабль с товарами был «остановлен на море против Троецкого ... для перевозки с того его корабля товаров в Азов на гостиный двор, даны были будары с работными людьми; и на тех бударах тех товаров в Азов ничего не привезено, для того ноября после 9 числа многое время был верховой ветер и от многога ветра в море от берегов воду
42 Пушкаренко А.А. Приазовский край в конце XVII - начале XVIII веков (Очерки заселения и хозяйственного освоения края): дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1966. С. 295-297.
43 РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 14. Л. 735-735 об.
44 Пушкаренко А.А. Приазовский край в конце XVII - начале XVIII веков (Очерки заселения и хозяйственного освоения края): дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1966. С. 295-297.
45 РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 14. Л. 899 об.
согнало, а после того море от морозов замерзло, и затем льдом тот его корабль и будары до Азова не дошли, а как ветер и морозы минулись и от низо-ваго ветра лед стало разбивать и корабль с товары занесло далее Павловского; и он Савва бил челом В.Г. что де тот корабль льдом сломает и в нем товары его все пропадут, чтоб В.Г. пожаловал его, велел ему в таком его нечаянном разорении учинить вспоможение. Думный дворянин и воевода Степан Богданович Ловчиков с товарищи спрашивали морского капитана Ивана Бекмана и иных офицеров какое тому кораблю можно учинить вспоможение, и они сказали, если бы де в их государствах так учинилось и они б де тому кораблю погибнуть не дали и ввели в гавань, потому что де бывает от того великий стыд и зазрение. И по тем их словам с того корабля люди греки и турчане около городов не в близости обведши поставлены у Азова с иными приезжими иноземцами, а греки поставлены у Троецкаго за городом, а корабль с товары троецкими солдаты введен в гавань с великою трудностью и поставлен от Государевых кораблей в дальности, а для караулу и выливки из того корабля воды, нанял он Савва русских матросов.»46.
В дальнейшем на кораблях Саввы Рагузинского в Троицкое (Таганрог) привозились апельсиновые деревья (1705 год) и рейнское вино (1708 год).
Закрыв для иностранных торговых судов таганрогскую гавань, Петр I собирался организовать в ней базу для будущего торгового флота России. Для этой цели в Приазовье в 1702 году прибыл сподвижник царя, глава Адмиралтейского приказа Федор Апраксин. Федор Матвеевич, будучи в 90-х годах архангельским воеводой, имел опыт организации торгового мореплавания. Именно он отвечал за постройку первого русского торгового корабля «Апостол Павел». Спущенный на воду в 1694 году этот корабль получил «проездную грамоту» на право заграничной торговли и имел трехцветный бело-сине-красный флаг. В октябре 1694 года 24-пушечный «Апостол Павел» с казенным грузом под голландским флагом ушел к берегам Франции.
8 июля 1702 года в своем письме из Азова Федор Апраксин писал Петру I: «Приехал в Азов в июня 17 день и до приезду, Государь, моего пришли 2 ту-рецкия судна с товарами, на них торговые гречане, и у меня были и довольно разговаривали, да с ними же приехал капитана Стаматия родной брат, сказывал что заказ крепкий от Хана крымскаго, чтоб не пропускать на азовских судах никаких купецких людей, да и гречан на турецких судах пропущают с крепостью, берут в Керчи и Кафе с чайки, которыя из Царь-града приходят, левков по 100. .однако же я с теми гречаны говорил если пожелают наши русские купцы, чтоб им ехать торговать в Кафу и Керчь и до Царь-града пропустят ли, говорили надежно, что в Керчь и Кафу пропустят с товары, только чают, что к Хану о том обошлются, а без ведома торговать не велят и чают положат пошлину не
46 Елагин С.И. История Русского флота. Период Азовский. Приложения. Часть I. СПб.: Тип. Комиссионера Императорской Академии художеств, Гогенфельдена и Ко, 1864. С. 509-510.
малую. Так же, Государь, корабль в Керчь один готовлю, другой готовлю на чем самому ехать»47.
Вскоре, 23 июля 1702 года, уже из Троицкого Апраксин сообщал царю: «Корабль Государь, торговый в Керчь управил ... что называется Благое Начало, на нем комендор Питер Лобек, да для толмачества Андрей Миющик, а как там ему поступать дал статьи»48.
Петр I с нетерпением ждал результатов керченского плавания и в письме к Апраксину из Архангельска 5 августа 1702 года давал следующие наставления: «Если торговать пустят, зело изрядно; о пошлине стоять нечего, а мне кажется что на зачинания сии раза 2 или 3 послать с торговыми подарков к Муртазе и другим (в ком сила есть), чаю совершенно позволять изволь ... то выразуметь из расспросу торговаго как Муртаза у Хана сделал, а чаю не даром, только б те подарки торговые от себя, а не от вас, или иных персон давали, и ныне изволь послать нарочитое число оных, тем же образом, чтоб их поумаслить; а орудие сие каково сильно, сам ваша милость разумеешь; и сии пистоли и в Европе много пользуют, ни то что у сих варваров»49.
Однако турецкие власти решительно воспротивились попыткам России выйти на рынки континентальной Турции и Средиземноморья. 24 августа 1702 года из Троицкого Федор Апраксин писал Петру I: «Доношу тебе, Государь, корабль из Керчи ... сего августа 23 день и был под Керчью 3 недели, домогалися указу о торге однакож не получили; манили со дня на день до 18 числа августа и отказали что без указу из Царь-града дать не смеют, а как там будучи поступали, тому послал мне комендор и стюрманы письмо за руками и то я письмо послал срочною почтою к милости твоей»50.
47 Там же. С. 505.
48 Там же.
49 Там же. С. 506.
50 Там же. С. 507.
Рис. 15. Российский торговый корабль «Благое начало» (1702) Рис. 16. План Троицкой крепости и гавани
По мнению А.А. Пушкаренко, «Основным препятствием на пути развития русско-турецких торговых связей через Приазовье . была позиция Турции, не примирившейся с утратой Азова и питавшей реваншистские планы. Оттягивая заключение русско-турецкого торгового договора, не соглашаясь на свободное плавание русских торговых судов по Черному морю, турецкие и крымские правящие круги чинили всяческие препятствия и в тех конкретных случаях, когда с русской стороны предпринимались практические меры для развертывания морской торговли (отказ в предоставлении права торговли в Керчи русскому судну, снаряженному правительством в 1702 году, запрещение русским торговым людям возвращаться в Азов из Константинополя морским путем и т.д.). Более того, турецкое правительство и крымский хан всякими способами, в частности путем установления очень высоких пошлин, осложняли ведение морской торговли с Азовом собственным подданным»51.
Однако через 77 лет дальновидную идею Царя Петра I воплотит в жизнь Императрица Екатерина II: «.в 1780-х годах Таганрог становится важным внешнеторговым портом России на юге. Именно из него в 1779 году в западный турецкий порт Смирну через Дарданеллы ушло первое русское торговое судно»52.
Таким образом, грамота Пушкарского приказа от 31 октября 1699 года стала первым нормативным документом, определявшим внешнеторговую деятельность на Юге России. И хотя таможенные пошлины «имать» было «не велено», тем не менее четко описывались некоторые таможенные процедуры: уведомление о прибытии; помещение товара под таможенный контроль; таможенный осмотр; учет товара и отчетность в вышестоящую инстанцию.
51 Пушкаренко А.А. Приазовский край в конце XVII - начале XVIII веков (Очерки заселения и хозяйственного освоения края): дис. . канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1966. С. 307.
52 Лебедев А.А. У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768-1783 гг.). СПб.: ИПК «Гангут», 2011. 832 с.
Особенно четко прописана в указе должность «таможенного ларечного» и его функции. Если говорить в привязке к Таганрогу (Троицкому), то таким человеком был Даниил Шестаков. Он не только отвечал за питейные сборы, но и отвечал за руководство таможенной деятельностью.
На основании обнаруженных исторических документов руководство Южного таможенного управления определило новую дату образования Таганрогской таможни. Приказом начальника Южного таможенного управления от 28 июня 2013 года исторической датой начала таможенного деятельности в городе Таганроге и образования Таганрогской таможни было признано 31 октября 1699 года. Таким образом, удалось восстановить историческую справедливость в отношении первых российских таможенников в Приазовье и добавить важные страницы в более чем трехсотлетнюю летопись Таганрога.
Библиографический список
1. Аваков П.А. Северо-Восточное Приазовье в составе Российского государства в конце XVII - начале XVIII в.: завоевание, колонизация и управление: дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2011. 380 с.
2. АСПбИИ РАН. Ф. 105. Оп. 1. Д. 21. Л. 281-282.
3. БАН. Отдел рукописей. Собрание рукописных карт. № 27; 32.
4. Там же. Собрание иностранных рукописей. F. 266. Т. 3. Л. 37.
5. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Книга записная азовских отписок № 132. Л. 90.
6. Елагин С.И. История Русского флота. Период Азовский. Приложения. Часть I. СПб.: Тип. Комиссионера Императорской Академии художеств, Гогенфельдена и Ко, 1864. 541 с.
7. Жиброва Т. В. Организация таможенного и питейного управления в Воронежском уезде в
XVII веке: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2010. 226 с.
8. Лебедев А.А. У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768-1783 гг.). СПб.: ИПК «Гангут», 2011. 832 с.
9. Мизис Ю.А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII -первой половине XVIII вв.: Монография / Ю.А. Мизис, Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. М.: Юлис, 2006. 816 с.
10. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. 184 с.
11. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года: 1775-1780 гг. Собрание Первое. Том XX. СПб.: Тип. II Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. 1041 с.
12. Пронштейн А.П. Таганрог. Историко-краеведческий очерк. Ростов н/Д, 1977. 208 с.
13. Пушкаренко А.А. Приазовский край в конце XVII - начале XVIII веков (Очерки заселения и хозяйственного освоения края): дис. . канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1966. С. 271-272.
14. Раев Д.В. Кружечные дворы городов Западной Сибири (вторая половина XVII - начало
XVIII в.): Монография. Новосибирск: Сова, 2005. 276 с.
15. Раздорский А.И. Торговля Курска в XVII веке (по материалам таможенных и оброчных книг города). СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 762 с.
16. РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 27. Л. 83-83 об., 88 об.-90 об., 146 об.-148 об., 222, 225.
17. Там же. Ф. 177. Оп. 1. Д. 4. Л. 642.
18. Там же. Д. 14. Л. 735-735 об., 899 об.
19. Там же. Д. 22. Л. 140-141 об., 160, 170-172 об., 174, 175 об., 176 об., 178, 179 об, 181, 182 об., 184-185, 857, 858 об., 944 об.-945 об.
20. Там же. Д. 36. Ч. I. Л. 405 об.
21. РГАДА. Ф. 16. Д. 797. Ч. 5. Л. 85 об.-87.
22. Там же. Ф. 276. Оп. 3. Д. 1504. Л. 7.
23. Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898 (1996 репринт). 392 с.
24. Чулков М. Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древнейших времен до ныне настоящего и всех преимущественных узаконений по оной Государя Императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей Государыни Императрицы Екатерины Великия. Т. 2. Кн. 1. СПб.: Императорская Академия наук, 1785. 624 с.