Научная статья на тему 'Русский язык в республике Башкортостан: проблемы лингвистического образования'

Русский язык в республике Башкортостан: проблемы лингвистического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИОЛОКУЛЬТУРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / LINGUISTIC EDUCATION / SCIENTIFIC AND METHODICAL RELATIONS / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAMS / LINGUOCULTURAL CONCEPTION / SOCIOCULTURAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяхова Л. Г.

В данной статье рассматриваются социокультурные и научно-методические проблемы обучения русскому языку в аспекте повышения качества и результативности лингвистического образования в Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian language in the Republic of Bashkortostan: the problems of linguistic education

The article deals with the sociocultural and scientific problems of learning the Russian language from the perspective of improving quality and results of linguistic education in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Русский язык в республике Башкортостан: проблемы лингвистического образования»

РУССКИЙ ЯЗЫК В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Г. Саяхова

Башкирский государственный университет ул. Заки Валиди, 32, Уфа, Республика Башкортостан, Россия, 450076

В данной статье рассматриваются социокультурные и научно-методические проблемы обучения русскому языку в аспекте повышения качества и результативности лингвистического образования в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: лингвистическое образование, научно-методические связи, инновационные образовательные программы, лингвокультурологическая концепция, социолокультурная ориентация.

Башкортостан — многонациональная республика, в которой проживает 4 млн 105 тыс. человек, представители более ста национальностей. Из них 1 490 715 русских, 1 221 302 башкир, 990 702 татар, 117 317 чувашей; проживают в республике финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты — всего 160 303 человека), а также белорусы, украинцы, узбеки, азербайджанцы, казахи, туркмены и представители других национальностей [1].

Одним из ключевых понятий, определяющих развитие лингвистического образования в многоязычной Республике Башкортостан, можно считать понятие единого лингвокультурологического пространства. Это понятие характеризует языковую ситуацию в республике, в том числе в сфере образования: консолидирующая роль русского языка как государственного, двуязычие на уровне государственных языков (русского и башкирского), многоязычие в условиях наличия собственной языковой среды в 13 этносов.

Русский язык занимает достойное место во всех сферах экономической и общественной жизни республики как язык государственный, язык науки, образования, искусства, как язык межнационального и межкультурного общения, как родной язык этнических русских. В сфере образования он изучается как государственный (во всех типах школ); как язык межнационального общения (в нерусских школах); как родной язык (в русских школах). Вместе с тем в республике решается проблема сохранения национального многоцветья языков и культур в рамках единой государственности. Цель лингвистического образования в республике — формирование полилингвальной языковой личности, способной к межкультурной коммуникации.

Во все времена методика преподавания языков опиралась на достижения лингвистической науки. Труды ученых лингвистов республики — надежная основа лингвометодических разысканий.

Известная Уфимская семантическая школа профессора Л.М. Васильева внесла огромный вклад в системное изучение русского языка. Созданный Л.М. Василь-

евым «Системный семантический словарь русского языка» является большим вкладом не только в теорию, но и в практику лингвистического образования.

Труды известного специалиста по социолингвистике профессора Л.Л. Аюповой могут быть положены в основу разработки социолингвистических аспектов преподавания русского языка не только в вузах, но и в школе. Защитившая под ее руководством докторскую диссертацию Э.А. Салихова пополнила ряды известных психолингвистов республики (ученики А.А. Залевской, Т.М. Рогожни-кова, Н.П. Пешкова). Это направление чрезвычайно важно при ориентации лингвистического образования на формирование языковой личности. Выполняемая совместно со студентами работа Л.Л. Аюповой «Лингвистический портрет г. Уфы» является большим вкладом в проблему изучения состояния и путей совершенствования речевой культуры молодежи нашей столицы. В разработке концепции изучения русского языка в условиях активного билингвизма основополагающую роль сыграли научные труды профессора К.З. Закирьянова, в частности его монография «Сопоставительная грамматика русского и башкирского языков».

Лингвокультурологической подход к исследованию фразеологии русского и башкирского языка, проблемы межкультурной коммуникации являются объектом изучения профессора БГПУ Р.Х. Хайруллиной. Ее книга «Фразеологическая картина мира: от мировидения к миропониманию», курс лекций «Лингвистика межкультурных коммуникаций» представляют хорошую теоретическую основу разрабатываемой в республике лингвокультурологической концепции обучения русскому языку.

Высокий уровень современных лингвистических исследований в РБ в сфере русистики, тюркологии, романо-германской филологии является предпосылкой изучения русского языка в едином лингвистическом пространстве на сопоставительно-типологической основе языков и культур.

Большую роль в развитии лингвистического образования в республике сыграли научно-методические связи с центральными вузами страны: Санкт-Петербургским государственным университетом, РГПУ им. А.И. Герцена, Российским университетом дружбы народов, Институтом русского языка им. А.С. Пушкина, Казанским государственным университетом.

Весьма значимым и во многом определяющим является сотрудничество с Российским обществом преподавателей русского языка и литературы. При участии и поддержке РОПРЯЛ в Уфе были проведены широкомасштабные конференции: «Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования» (2001), «Русский язык в полиэтнической среде: социокультурные проблемы образования» (2006), в которых приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Москвы, Казахстана, Узбекистана, республик Карачаево-Черкесии, Марий-Эл, Татарстана, Чувашии, Саха, Якутии. В резолюциях конференций определены основные пути модернизации и совершенствования лингвистического образования в вузах и школах России, в том числе РБ.

Башкортостан — активный участник мероприятий РОПРЯЛ по целевой программе «Русский язык». Так, ученики и учителя экспериментальных школ РБ приняли участие в фестивале русской речи в Санкт-Петербурге. На Всероссийском форуме «Проблемы изучения и преподавания русского языка как неродного» Гарипова Регина (ученица 11 класса школы № 4 г. Дюртюли, учительница Р.Н. Сит-дикова) заняла первое место, дипломы финалистов получили учащиеся школы № 4 п. Раевский, башкирской гимназии г. Мелеуза.

Учителя-экспериментаторы приняли участие в I Конгрессе РОПРЯЛ «Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России». Доклады учителей были опубликованы в материалах конференции наряду с докладами ученых, преподавателей вузов РБ. Думаю, что такие формы сотрудничества учителей, преподавателей вузов, ученых регионов и центра в едином лингвокультурологическом пространстве, объединенном РОПРЯЛ, весьма полезны.

На основе целевой программы «Русский язык на 2006—2010 гг.» разработана и одобрена правительством РБ Республиканская целевая программа «Русский язык на 2008—2010 гг.», выполнение которой будет способствовать обеспечению эффективного функционирования русского языка как государственного, модернизации вузовского и школьного лингвистического образования, повышению качества образования, решению проблемы ЕГЭ, формированию языковой личности и ее универсальных учебных компетенций в процессе деятельностно-развивающего обучения, положенного в основу новых стандартов.

Для реализации заявленных в целевой программе задач в республике имеется достаточно солидная и всесторонне разработанная научно-методическая база (лингвистическая, социокультурная, лингводидактическая).

Инновационные образовательные программы и учебно-методические комплексы в связи с модернизацией вузовского лингвистического образования в рамках бакалавриата и магистратуры разрабатываются в БашГУ, БГПУ и других вузах. Так, под руководством профессора А.А. Федорова специалистами-филологами МГУ и других вузов России готовится учебно-методическая документация по реализации новых стандартов образования по направлению «Филология» для вузов России. На кафедре русского языка и методики его преподавания БашГУ в рамках целевой программы «Русский язык» разрабатывается лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку под руководством профессора Л.Г. Саяховой, на уровне докторских диссертаций затрагиваются проблемы «Коммуникативная лингводидактика» (доц. Н.Ш. Галлямова), «Лингводидактические и психологопедагогические основы формирования будущего учителя в классическом университете» (доц. А.М. Ямалетдинова).

В республике накоплен богатый опыт по созданию учебников русского языка для башкирской школы (1—4 классы под ред. Ф.Ф. Азнабаевой и Р.Г. Давлетбае-вой, 5—11 классы под ред. Р. В. Альмухаметова, К.З. Закирьянова, Л.Г. Саяхо-вой). В связи с ситуацией многоязычия на основе этих учебников разрабатываются учебники «Русский язык для башкирских и других национальных школ РБ» (та-

тарских, чувашских, марийских, мордовских, удмуртских). Учебники, созданные под редакцией проф. Л.Г. Саяховой для тюркоязычных школ Российской Федерации, включены в федеральные списки учебников (9, 10, 11 классы, издательство «Просвещение», Санкт-Петербург) [2].

На основе учебников нового поколения под руководством Р.Г. Давлетбаевой в рамках инновационного проекта «Информационно-образовательный канал Башкортостан» выпускаются электронные варианты учебников по русскому языку для национальных школ РБ.

Разрабатываемая в РБ лингвокультурологическая концепция широко внедряется в учебную практику школ Башкортостана. Кратко обозначим этапы разработки концепции.

I этап. Теоретическое обоснование концепции (1995—2000 гг.): научные статьи, монографии, конференции, защита кандидатских диссертаций по проблеме лингвокультурологического подхода к изучению русского языка.

II этап. Учебно-методическое обеспечение концепции (1999—2006 гг.): программы спецкурсов «Язык и культура», «Лингвокультурология», элективный курс «Русский язык в диалоге культур» (в соавторстве с профессором В.В. Воробьевым и Л.К. Муллагалиевой), методические пособия, лингвокультурологические словари, учебники «Слово» (5—9 классы — Уфа: Китап), учебники для профильной школы (9, 10, 11 классы).

III этап. Апробация учебников на экспериментальных площадках, внедрение концепции в учебный процесс через учебники, словари, курсы повышения квалификации учителей, мастер-классы, семинары.

IV этап. Завершающим этапом явился конкурс творческих работ учителей русского языка и литературы школ РБ «Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку».

Результаты проведенного конкурса позволяют сделать вывод о том, что участвующие в нем учителя проявили творческую активность, создав на своих уроках, в разработанных спецкурсах, исследовательских проектах коллективный образ языка как объекта изучения в школе — не только как знаковой системы, но и как феномена культуры, мощного средства формирования учащихся как языковых личностей, развития их творческого потенциала и филологической одаренности.

Огромную работу по совершенствованию школьного лингвистического образования проводит кафедра русского языка и литературы Башкирского института образования под руководством профессора Т.Н. Дорожкиной: разработана целостная система курсовой переподготовки и повышения квалификации учителей, издается учебно-методическая литература для учителей, систематически проводятся конкурсы ученических и учительских работ, мастер-классы, конференции, семинары; отработана система руководства работой экспериментальных площадок. Кафедрой ведется большая научно-методическая работа по стратегическим направлениям лингводидактики: «Русский язык как родной», «Русский язык в диалоге культур», «Комплексный анализ художественного текста», «Технология обучения сочинениям на риторической и жанрово-типологической основе» и др.

Благодаря большой работе с учительством, поддержанной грантами Президента РФ и Правительства РБ в рамках национального проекта «Образование», в республике заметно активизировалась творческая деятельность учителей и учащихся, появился интерес к инновациям.

Постепенно возрастает положительная мотивация к овладению русским литературным языком у молодежи, чему способствуют инициативы вузов (телепередачи, рубрика «Уроки русского языка» в «Молодежной газете», «Служба русского языка» и т.д.).

Сказанное дает основание для вывода о достаточно солидной и разносторонней научно-методической базе, делающей вполне реальной выполнение поставленных в Республиканской целевой программе целей и задач.

Мы нарисовали весьма позитивную картину научно-методического обеспечения школьного лингвистического образования и творческой активности учителей и учащихся. Почему же общий уровень речевой культуры и коммуникативного поведения выпускников школ оставляет желать лучшего? На этот вопрос считаем возможным ответить следующим образом.

Образование — одна из самых традиционных областей человеческой деятельности. Способы формирования грамотной в широком смысле личности вырабатываются веками — и все новое воспринимается не вдруг и не сразу. Сейчас бурными темпами идет процесс модернизации высшего образования, в том числе лингвистического, а значит, и процесс профессиональной подготовки учителя-филолога: наряду с базовыми, традиционными объектами профессиональной подготовки студентов-филологов в проекте Госстандарта предлагается еще один объект — теория и практика устной и письменной коммуникации, обучение студентов созданию и интерпретации текстов различных жанров и стилей; предлагается увеличить вес таких дисциплин, как «Лингвокультурология», «Психолингвистика», «Социолингвистика», ввести курсы «Основы теории коммуникации», «Теория текста», «Проблемы межкультурной коммуникации» и др., чтобы приблизить лингвистическое образование к практическим нуждам и жизненным потребностям общества и человека.

Не менее интенсивны инновации в предметной области школьной дисциплины «Русский язык»: ЕГЭ, профилизация школы, элективные курсы, выбор индивидуальной траектории обучения, лингвокультурологическая и социолокультур-ная ориентация, компетентностной подход к формированию языковой личности и многое другое. Надеемся, что все эти нововедения со временем дадут свои результаты, но только в том случае, если они обретут характер обоснованной методической системы, способной обеспечить общекультурное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий и умения учиться [4]. Для этого необходимо более действенное решение социокультурных и лингвокультурологических проблем лингвистического образования на всех уровнях образовательной системы: вузовской (ученый, преподаватель, студент), школьной (ученик, учитель), дополнительного профессионального образования (учитель, методист, ученый) при активнейшем участии государственных, административных и общественных структур.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Языки народов Республики Башкортостан // Сборник документов. — Уфа, 2006.

[2] Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения // Методическое руководство для учителей русского языка (5— 11 классы). — Уфа: Изд-во «Китап», 2006.

[3] Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и развитие филологической одаренности учащихся // Сборник конкурсных работ учителей русского языка и литературы Республики Башкортостан / Под ред. Л.Г. Саяховой, Т.М. Дорожкиной. — Уфа: Изд-во БИРО, 2006.

[4] Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Проект Рос. акад. образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THE PROBLEMS OF LINGUISTIC EDUCATION

L.G. Sayakhova

The Bashkir State University Zaki Validi str., 32, Ufa, Bashkortostan, Russia, 450076

The article deals with the sociocultural and scientific problems of learning the Russian language from the perspective of improving quality and results of linguistic education in the Republic of Bashkortostan.

Key words: linguistic education, scientific and methodical relations, innovative educational programs, linguocultural conception, sociocultural orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.