Научная статья на тему 'Русский язык в Moodle и новые компетенции преподавателя РКИ'

Русский язык в Moodle и новые компетенции преподавателя РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ СРЕДА / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА / ТЬЮТОР / DISTANT STUDYING / LEARNING ENVIRONMENT / MODULE SYSTEM / E-PLATFORM / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берарди С.

В данной статье описывается экспериментальный этап дистанционного обучения русскому языку как иностранному (базовый уровень) в виртуальной учебной среде Moodle для студентов факультета политологии «Роберто Руффилли» Болонского университета города Форли и роль преподавателя в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian language on moodle and the required competences of a teacher of Russian as a foreign language

This article describes the experimental stage of an e-learning course of Russian as foreign language (level A2) on the course management system Moodle for the students of the Faculty of Political Sciences «Roberto Ruffilli» University of Bologna (Italy) and the required competences of teachers.

Текст научной работы на тему «Русский язык в Moodle и новые компетенции преподавателя РКИ»

РУССКИЙ ЯЗЫК В MOODLE И НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ

С. Берарди

Факультет политологии «Роберто Руффилли»

Болонский университет (Италия) виа Делла Торре, 1, Форли, Италия, 47100

В данной статье описывается экспериментальный этап дистанционного обучения русскому языку как иностранному (базовый уровень) в виртуальной учебной среде Moodle для студентов факультета политологии «Роберто Руффилли» Болонского университета города Форли и роль преподавателя в нем.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебная среда, модульная система, электронная платформа, тьютор.

С 90-х гг. применение компьютера в сфере образования возрастает. Коммуникативный подход в методике преподавания трансформировался и стал культурологическим, интегрирующим знания о человеке как носителе языка, об особенностях его национального мышления. С этим новым этапом в методической науке совпадает и современный этап использования компьютера в обучении языку.

В наши дни в компьютерной лингводидактике отмечается переход в методике преподавания иностранных языков от эпизодического использования различных мультимедийных электронных материалов к их комплексному использованию. Это дает большие возможности студентам и преподавателям, которые имеют доступ к аутентичным мультимедийным материалам на русском языке, таким как электронные библиотеки, музейные и архивные источники, электронные версии газет и журналов, сетевые словари и т.д. [2. С. 174—176].

Moodle — модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Способ изучения языка в среде Moodle предлагает гибкое и динамическое управление учебным процессом, активно отвечает на развитие Интернета и сети, а также позволяет удовлетворять новые потребности с точки зрения методики и информационных технологий. Разумеется, что такая форма обучения нуждается в пересмотре академических программ и приспособлении их содержания для того, чтобы соотнести дидактические цели с учебными материалами, и позволяет достичь большей открытости в учебном процессе, что, в свою очередь, делает его более интересным, современным и демократичным.

После проведения университетской реформы в Италии в 2001—2002 гг., радикально изменившей задачи деятельности лингвистических центров при университетах, в процессе проверки языковых компетенций все более активно используются новые технологии, обеспечивающие качественность педагогических измерений и восполняющие недостаток аудиторных часов.

Осуществление проекта «Русский язык в Moodle» оказалось возможным благодаря технической оснащенности в области дистанционного обучения Лингвистического центра Болонского университета региона Романьи CLIRO. Данный курс

размещен на платформе Moodle на сайте CLIRO (www.cliro.unibo.it), который давно занимается исследованиями в рамках дистанционного обучения европейским и другим языкам, и, в случае необходимости, оказывает техническую помощь преподавателям и учащимся.

Курс в свободном доступе предоставляется только студентам факультета политологии Болонского университета, которым в начале учебного года был выдан пароль. Курс организован в формате blended learning (смешанное обучение): он включает 70 часов фронтальных занятий и неопределенное количество времени самостоятельной работы в сети. Надо отметить, что смешанное обучение считается в современной методике обучения иностранным языкам наиболее эффективным способом изучения языка, который лучше всего соответствует фронтальному и дистанционному формам обучения. Для закрепления и развития знаний, полученных во время аудиторных занятий, учащимся предлагаются задания в онлайновой форме. Студенты могут использовать учебный материал онлайн, обогащенный мультимедийными ресурсами, такими как аудио- и видеофрагменты, задания закрытой формы с решением и процентными отчетами, мониторинг собственного учебного процесса.

Обучающая платформа Moodle благодаря своим гибким техническим возможностям наиболее полно отвечает требованиям современного учебного процесса. Поэтому с 2006 г. в CLIRO было введено активное экспериментирование над обучающей платформой Moodle.

В рамках дидактического проектирования внимание преподавателя переходит на создание сообщества учащихся и их взаимодействие, а также на создание новой интернет-среды для совместного обучения. Каждому студенту надо предоставить подходящий адекватный ряд обучающих ресурсов и стратегий для того, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и нашел соответствующую обстановку для обучения в целом (т.е. надо построить так называемые леса, scaffolding, для оказания «поддержки» во время учебного процесса).

Модульная система обучения позволяет создавать индивидуальный процесс обучения, а формы заочного взаимодействия студентов между собой и с преподавателями дают студентам возможность тесного сотрудничества, возможность заниматься даже вне аудитории в любое удобное им время, тем самым повышая качество образования.

Учебный материал, использованный для экспериментирования на платформе Moodle, взят из CD «Краски А2» — коммуникативного мультимедийного курса для самообучения РКИ, который был создан автором совместно с Л.М. Буглако-вой в Лингвистическом центре CLIRO.

С помощью экспертов по информатике, работающих в CLIRO, каждый модуль стал настоящим Учебным Объектом (Learning Object) в стандартном формате SCORM (Sharable Content Object Reference Mode), представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в любые учебные курсы и использоваться любой системой дистанционного обучения.

Организация курса русского языка на платформе, как и организация каждого курса любого иностранного языка, предусматривает этап ознакомления с он-

лайновыми средствами взаимодействия и корпоративного общения и обучения (задания, форум, блог).

В начале курса приводятся правила поведения и общения учащихся в сети, т.е. сетикет, нетикет — это слияние слов «сеть» (англ. net) и «этикет».

Обычно правила можно записать просто в виде списка и отдать всем при этапе ознакомления на платформе. На первых занятиях преподаватель должен объяснить студентам, как работает платформа, в чем заключается суть новой обучающей среды, а также помочь создать активную группу для совместной работы. Студенты являются активными участниками, они должны взаимодействовать в сети и преодолевать трудности в коммуникации.

Это очевидно в форуме, где преподаватель приглашает студентов размышлять о грамматике, задавая вопросы, чтобы активировать их предыдущие знания, высказывать свои идеи и обмениваться мнениями. Такой вид взаимодействия сокращает слабые стороны традиционного занятия в аудитории (пассивность студентов) и повышает ценность потенциальности времени и пространства сети [4. С. 199].

Курс помогает студентам укреплять знания, приобретенные на занятиях, о морфологической системе русского языка. Поэтому параллельно с программой занятий в аудитории постепенно вносились на платформу блоки, содержащие учебный материал по каждому падежу. Всего — пять: винительный, предложный, родительный, дательный и творительный. В целях повышения мотивации в обучении русскому языку были добавлены также такие блоки, как Мультитест, Новостной блок, три блока с лингвострановедческой информацией (блок со стихотворениями А.С. Пушкина, блок с описанием органов государственной власти РФ и блок «Это интересно: Ваш гороскоп на 2009 год»), а также блок с заданием. Последний блок рассчитан на самостоятельную работу студента, который должен сам написать письменную работу (в настоящее время на тему: «Как я провел зимние каникулы»). Работа в блоке предваряет выполнение задания в форуме. Например, форум по теме «Дательный падеж» содержит вопрос: «Кому Вы часто звоните?».

Очень важной и основной характеристикой учебного процесса в среде платформы является мониторинг обучения, который заключается в регулярной отчетности преподавателя. Анализ результатов студенческой успеваемости позволяет преподавателям постоянно оценивать, как занимается студент, какие грамматические темы ему непонятны и какие трудности возникли у него в усвоении грамматических правил, анализировать его ошибки и результаты. Таким образом преподаватель, с одной стороны, всегда может переработать учебный материал и улучшить содержания курса там, где это требуется, и, с другой стороны, всегда находиться в состоянии творческого поиска и позитивной самокритики.

С развитием новой обучающей среды можно говорить если не об изменении роли преподавателя в учебном процессе, то об изменении его компетенций.

Наряду с лингвистической и коммуникативной компетенциями возрастает роль технической компетенции [1. С. 122—123]. Это заставляет посмотреть на роль преподавателя с новой точки зрения. Во-первых, он должен повышать свой

профессионализм в области методики преподавания с помощью новых технологий и в области дистанционного обучения; во-вторых, он должен владеть необходимыми знаниями для использования мультимедийных инструментов, находящихся на платформе. Кроме того, он сам должен уметь создавать или разрабатывать подходящий учебный материал при помощи новых компьютерных средств и программ, таких как, например, Captivate — Flash, Hot Potatoes, не обращаясь к техническому составу. Он предоставляет мультимедийные аудио- и видеофрагменты, развивает свои навыки в сфере дизайна мультимедийных гипертекстуальных образовательных материалов и обновляет материал, используя протокол передачи файлов FTP, подключаясь к серверу.

В связи с этим инновационным потенциалом сети в сфере образования определяются новые компетенции и функции преподавателя-тьютора — он становится тьютором-инструктором, потому что он взаимодействует со студентами в сети, организует их рабочее пространство, используя инфраструктуру платформы, разрабатывает учебный материал, устанавливает цели и содержание курса, дает советы о том, как искать необходимую информацию в сети, и предлагает опросы для самооценки. Кроме того, он предоставляет дидактический материал, чтобы обеспечить гибкость процесса обучения [3. С. 229].

Преподаватель выполняет роль тьютора-фасилитатора, поддерживающего процесс самообучения. Его функция — помочь студенту определить для себя учебные цели, создать атмосферу доверия, поддержки и заинтересованности в группе студентов. Тьютор-фасилитатор стимулирует студентов, задает вопросы в подходящий момент, наблюдает учебный процесс учащихся и предоставляет им обратную связь об этом, консультирует, вырабатывает рекомендации по дальнейшему продвижению и развитию у студентов необходимых умений и навыков [3. С. 233].

С введением обучаюшей среды Moodle преподаватель и студент становятся равными участниками образовательного процесса. Не только преподаватель активизирует деятельность учащегося, но и последний своим участием начинает определять роль преподавателя в новой учебно-коммуникативной среде как активного (неактивного) пользователя Интернета, гибкого методиста или, может быть, просто интесного собеседника. Одинаковая доступность материала в Интернете, использование его в качестве учебного снимают, в хорошем смысле, возрастную и статусную разницу, тем самым развивая полноправные отношения сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. — М.: Флинта; Наука, 2005.

[2] Дунаева Л.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению — М.: МАКС Пресс, 2006.

[3] Calvani A. e Rotta M. Fare formazione in Internet. Manuale di didattica online, Trento: Ed. Erikson, 2000.

[4] Rotta M. e Ranieri M. E-tutor: identitá e competenze. Un profilo professionale per l’e-learning, Trento: Ed. Erikson, 2005.

RUSSIAN LANGUAGE ON MOODLE AND THE REQUIRED COMPETENCES OF A TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

S. Berardi

Faculty of Political Sciences «Roberto Ruffilli»

University of Bologna Della Torre str., 1, Forli, Italy, 47100

This article describes the experimental stage of an e-learning course of Russian as foreign language (level A2) on the course management system Moodle for the students of the Faculty of Political Sciences «Roberto Ruffilli» — University of Bologna (Italy) and the required competences of teachers. Key words: distant studying, learning environment, module system, e-platform, tutor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.