Bibliography
1. Lapchik, M.P. IKT-kompetentnostj pedagogicheskikh kadrov: monografiya. - Omsk, 2007.
2. Lapchik, M.P. Informatika i informacionnihe tekhnologii v sisteme obthego i pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. - Omsk, 1999.
3. Ogloblin, I.A. English for Computing. - Omsk, 2004.
4. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollekt. monografiya / pod red. prof. V.A. Kozihreva i prof. N.F. Radionovoyj. -SPb., 2004.
5. Vayjnrayjkh, U. Yazihkovihe kontaktih. - Kiev, 1979.
6. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr»). Normativnihyj srok osvoeniya 4 goda / URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_09/prm788-1 .pdf
7. Ot federaljnihkh gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov k programmam vuzov / Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 8/9.
Статья поступила в редакцию 16.12.11
УДК 378.4
Ragulina M.I. REALISATION OF A LABORATORY PRACTICAL WORK BY A TECHNIQUE OF TRAINING TO COMPUTER SCIENCE MEANS E-LEARNING. In article the components of a content necessary for the productive organisation of laboratory researches on pedagogical sciences in the conditions of ballno-rating system of training are considered.
Key words: electronic training, the educational content, the mixed training, the information-communication educational environment.
М.И. Рагулина, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, г. Омск, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СРЕДСТВАМИ Е-LEARNING
В статье рассматриваются компоненты контента, необходимые для продуктивной организации лабораторных занятий по педагогическим наукам в условиях балльно-рейтинговой системы обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, образовательный контент, смешанное обучение, информационно-коммуникационная образовательная среда.
Как сказано в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: «Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана» [1]. Внедрение электронного обучения (е-learning) или интернет-обучения, первые упоминания о котором относятся к середине 1990-х гг., в учебный процесс - одна из самых актуальных инноваций, затрагивающих систему образования. По словам Ю.Б. Рубина, «... наиболее обоснованы интерпретации е-learning, вытекающие из понимания данного феномена как педагогического, а не только “суммы технологий”». Соответственно инструменты е-learning суть специфические организационные и методические элементы педагогического процесса, осуществляемые благодаря hi-tech, а не новая технологическая оболочка традиционного учебного процесса» [2]. Электронное обучение позволяет реализовать такие принципы современного образования, как «образование для всех», «образование через всю жизнь», «знание - не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности». Электронное обучение вырабатывает у учащихся ряд необходимых умений: умение самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, ориентируя ее на конечный результат; умение работать в информационном пространстве; навыки самостоятельной поисковой и аналитической деятельности, самообразования, презентации результатов.
В нашей стране е-learning по сути эквивалент дистанционного обучения (distance learning), которое Полат Е.С. определяет как систему обучения, основанную на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающую все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, организационные формы, средства обучения специфичными средствами ИКТ и интернет-технологий [3]. Основным инструментом, используемым при проведении е-learning, является модульный дистанционный курс, работая с которым обуча-
ющиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки, умения и компетенции.
Интеграция е-learning и традиционного учебного процесса породили смешанный подход к обучению (blended learning). Педагог в модели смешанного обучения выполняет роли организатора, лектора и тьютора - помощника, наставника и консультанта обучающегося. Смешанное обучение предполагает систематическую самостоятельную работу обучающихся с дистанционным контентом в информационно-коммуникационной образовательной среде вуза. Такая практика необходима будущему педагогу для формирования методико-технологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности в условиях глобальной информатизации.
C 2011 года обучение педагогов ведется по новым федеральным образовательным стандартам. ФГОС ВПО третьего поколения, построенные на компетентностной основе и предусматривающие формирование вузами образовательных программ с учетом профиля, уровня и вида профессиональной деятельности, где в качестве меры трудоемкости образовательной программы выступает система зачётных единиц, реализован модульный принцип построения учебных курсов, балльно-рейтинговая система оценивания качества освоения основных образовательных программ и мониторинга успехов обучающихся, могут быть полноценно реализованы вузом только в условиях смешанного обучения, с привлечением е-learning, что, в свою очередь, невозможно без создания информационно-коммуникационной образовательной среды на базе образовательного портала.
Образовательный портал ОмГПУ представляет собой комплекс распределенных программных и аппаратных средств, обеспечивающих ведение учебного процесса и его документирование в среде Интернет едиными технологическими средствами, а также накопление, систематизацию, хранение и использование электронных учебно-методических ресурсов, позволяющих обеспечить качественную информационно-методическую поддержку учебного процесса [4]. Портал отвечает всем современным требованиям системы образования: реализация идей открытого непрерывного образования, Болонского процесса, увеличение доли активности и самостоятельной работы студентов, развитые сервисы для организации совместной работы студентов. Реализован портал на базе модульной объектно-ориенти-
рованной учебной системы дистанционного обучения Moodle (модульная объектно-ориентированная учебная система - МО-ОДУС). Система распространяется бесплатно, как Open Source-проект по лицензии GNU GPL. В среде Moodle существует три типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю).
Основной контент информационно-коммуникационной образовательной среды ОмГПУ составляют учебные курсы, представляющие собой набор учебных материалов, оформленных в виде объектов Moodle: ресурсов, либо интерактивных элементов курса.
Одним из таких объектов является дисциплина «Методика обучения информатике». Помимо лекционных и семинарских занятий, которые проводятся преимущественно в аудитории, курс предусматривает цикл лабораторных работ, для реализации которых и привлекается потенциал е-learning.
Стандартный вид оформления модуля лабораторной работы может предусматривать сочетание теоретической и практической частей, реализуемых через разного рода задания, ситуационные задачи, тесты, виртуальные консультации, вебинары, мастер-классы и другие ресурсы. Всё это - оцениваемые в баллах продукты текущей аттестации, которые автоматически заносятся в электронный журнал. На рисунке 1 аттестационные материалы заключены в квадратные скобки.
Очевидно, что для выполнения и качественного освоения представленных материалов двухчасового аудиторного занятия, которое в лучшем случае может быть отведено на лабораторную работу, более чем недостаточно. Выход один - по максимуму эффективно организовать самостоятельную работу студентов, на что и направлен контент учебной дисциплины.
Так ресурс «Теория» преподносит учебный материал в интерактивной форме: это тематические фрагменты или выдержки из школьных учебных пособий по информатике, ссылки на интернет-источники, соответствующие теме лабораторной работы. По сути - это набор логически связанных между собой страниц, каждая из которых заканчивается вопросом (вопросами), на который должен ответить обучающийся. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу, то есть получает доступ к порции материала и таким образом «накапливает» баллы. Смысловая нагрузка данного раздела - актуализация знаний и контроль готовности к усвоению материала конкретного лабораторного занятия.
Ресурс «Практическая часть» может быть организован по-разному, например, для заданного фрагмента содержания обучения школьного курса информатики предлагается, во-первых, разработать мультимедийную презентацию урока обобщения и систематизации с применением интерактивной доски. При этом предполагается, что каждый обучающийся выбирает номер фрагмента в зависимости от позиции (номера) в электронном журнале (табл. 1).
Лабораторная работа №5. Пропедевтика базового курса информатики
|"}| Задание к лабораторной работе №5 Теория [интерактивный опрос]
Практическая часть [презентация]
* Задание №1 [отчет]
^ Задание №2 [лого-архив]
Задание №3 [таблица]
Ситуационные задачи [отчет]
0. Тест [результаты теста]
Рис. 1. Фрагмент модуля лабораторной работы
Таблица 1
Фрагменти содержания обучения (5-6 kil)
1 Устройство компьютера 2. .Анимация в Логомирах.
3. Данные 11 пр о гр а ммы. 4. Обработка числовой информации на компьютере
5. Ф айлы 11 ф аилов ая сі істем а. 6. Растровые графические редакторы.
7. Программное обеспечение компьютера 8. Векторные графические редакторы.
9. Гр а фі и есы ш і шт ер ф ейс опер ацітонной спсіемьі 10. Компьютерные презентации
11 Среда программирования Логомиры 12 Сетевое общение
Во-вторых, обучающийся должен научиться работать в среде ЛогоМиры и выполнить следующие задания:
1) исходное положение - черепашка смотрит вверх; какие фигуры нарисует черепашка, выполняя последовательности команд: а) по назад 40 направо 90 вперед 80 налево 90 вперед 40 направо 90 назад 80 налево 90 пп домой; б) по назад 80 направо 90 вперед 40 налево 90 вперед 80 назад 80 направо 90 вперед 10 направо 90 вперед 5 пп домой;
2) нарисуйте пейзаж и дайте ему творческое название; готовый алгоритм разместите в архиве отчета по лабораторной работе.
Преподаватель, вообще говоря, в каждом лабораторном модуле вправе моделировать различные по содержанию и технологиям реализации практические задания. Это возможно, поскольку среда Moodle поддерживает произвольное количество интерактивных элементов, среди которых: Wiki - позволяет создавать единый документ последовательно несколькими обучающимися с помощью простого языка разметки непосредственно в окне браузера, реализуя, таким образом, технологию обучения в сотрудничестве - при этом предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент активизированы; глоссарий - с помощью которого опять же коллективно
создается тезаурус учебной дисциплины (раздела, темы); опрос - предназначен для проведения голосования, например, по вопросу о целесообразности того или иного метода, приема, технологии обучения с целью стимулирования мышления или выработки общего мнения в процессе исследования педагогической проблемы; база данных - помогает аккумулировать и систематизировать готовые работы, выполненные индивидуально, либо по группам; обратная связь - делает возможным создание преподавателем собственных анкет с точно регламентированным временем доступа для ответов; семинар - в котором студенты могут оценивать свои работы и работы своих сокурсников, что способствует рефлексии и объективной самооценке; тест который, благодаря разноплановости типологии вопросов может быть обучающим, контролирующим или комбинированным, проверя-
ющим знания как по информатике, так и по методике ее преподавания; все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии вновь использованы в этом же курсе или экспортированы в другие дисциплины.
Важно, что информация о сроке сдачи каждого компонента лабораторной работы заранее известна, отражена в технологической карте и контролируется средствами образовательного портала: для этого предназначены календарь и блок «Предстоящие события». Это дисциплинирует как обучающегося, заставляя целенаправленно и регулярно планировать свою деятельность, так и преподавателя, поскольку размещенные на портале работы необходимо проверить, заполнив соответствующие поля «Оценка» и «Отзыв» (рис. 2).
Рис. 2. Страница с выполненными заданиями
Одним из важных компонентов данной информационно-образовательной среды является коммуникационный. Основными средствами, позволяющими участникам курса общаться со своими преподавателями-тьюторами, а также между собой, являются следующие: форум - это может быть общий для всех обучающихся ресурс на главной странице курса, а также различные тематические форумы в отдельных лабораторных модулях; электронная почта будет задействована в случае, если в настройках задания включен параметр «Отправлять уведомления преподавателям»; внутри каждого курса возможен обмен вложенными файлами с преподавателем; чат и блок «Обмен личными сообщениями» позволяют наладить оперативную связь с обучающимися в синхронном и асинхронном режимах.
Для овладения педагогической техникой тьютора и реализации контекстного подхода в процессе квазипрофессиональ-ной деятельности целесообразно периодически практиковать работу в формате вебинара (webinar - интернет-семинар, online семинар) - специфической формы интерактивных сетевых учебных занятий с использованием специального программного обеспечения и веб-камеры. Образовательный портал ОмГПУ обладает возможностью проведения вебинаров на платформе OpenMeetings, интегрированной с системой Moodle. Для эффективной работы необходимо заранее назначить ведущего и участников вебинара (группа 6-8 человек), определить тему заня-
тия, обсудить план. Все участники вебинара могут слышать и видеть друг друга, задавать вопросы, как в письменной, так и в устной форме, произвести запись вебинара в форматах avi и Ау а ведущий имеет возможность демонстрировать материалы, в случае необходимости делать записи на виртуальной «белой доске». Таким образом, создается впечатление, что все участники находятся в одной классной комнате, где проводится урок информатики. Преподаватель выступает в качестве координатора, комментируя действия ведущего и обобщая высказанные участниками мнения, подводя итог и акцентируя внимание на наиболее важных методических аспектах рассмотренной темы. Ролики с записью вебинаров размещаются на портале как отдельный раздел, их можно оценивать, просматривать и в дальнейшем использовать в учебных целях.
Образовательный портал позволяет реализовать портфолио - технологию накопления и систематизации информации или технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося: все выполненные и отправленные на проверку задания, результаты оценивания с комментариями преподавателя хранятся до момента исключения студента в качестве пользователя данного курса.
Еще одна полезная характеристика системы - это встроенная балльно-рейтинговая система. Успеваемость (текущая и итоговая) отражена в электронном журнале и технологической карте студента (рис. 3).
Элемент оценивания Оценка Диапазон Проценты
[7*] Тест [результаты Теста] 12,70 0-14 90,70 %
^ База данных "Образовательные Интернет-порталы" [База данных] с,ос 0-3 0,00 %
Посещение занятий [Конспекты] 6,00 0-8 100,00 %
Задание 1 [презентация] 5,00 0-5 100,00 %
Задание 2 [таблица] 0,00 0-4 0,00 %
Премиальные баллы 1 [Статья] 5,00 С-5 100.00 %
Премиальные баллы 2 [Свидетельство/диплом] 5,00 0-5 100,00 %
Рис. 3. Фрагмент технологической карты студента
Рис. 4. Фрагмент экзаменационной ведомости
Встроенный в систему Moodle модуль «Деканат» позволяет получить информацию о сводном академическом рейтинге студента по указанной дисциплине, отчет в баллах за конкретный семестр, а также формирует экзаменационную ведомость (рис. 4).
В результате трехлетней практики применения смешанного
обучения в формате оптимального сочетания занятий в аудитории с технологией е-1еаттд (примерно в соотношении 3:7) стал очевиден тот факт, что это наиболее комфортная форма обучения, которая позволяет студенту овладеть новыми технологическими компетенциями и содействует непрерывному образованию.
Библиографический список
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Э/р]. - Р/д: http://www.fcpro.ru/program/the-concept-of-the
2. Рубин, Ю. E-learning в России: от хаоса к глубокому укоренению // Высшее образование в России. - 2006. - № 3.
3. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат.- М.,
2006.
4. Лапчик, М. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде / М. Лапчик, С. Удалов, Е. Гайдамак, Г. Федорова // Высшее образование в России. - 2008. - № 6.
Bibliography
1. Koncepciya Fe-deralj-noyj ce-levoyj prog-rammih raz-vi-tiya ob-ra-zova-niya na 2011-2015 go-dih [Eh/r]. - R/d: http://www.fcpro.ru/ program/the-concept-of-the
2. Rubin, Yu. E-learning v Rossii: ot khaosa k glubokomu ukoreneniyu // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2006. - № 3.
3. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod red. E.S. Polat.- M.,
2006.
4. Lapchik, M. Ot korporativnoyj kompjyuternoyj seti k integrirovannoyj informacionno-obrazovateljnoyj srede / M. Lapchik, S. Udalov, E. Gayjdamak, G. Fedorova // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 6.
Статья поступила в редакцию 17.12.11
УДК 37.013.42
Sheptenko P A. SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY AND ITS REALIZATION BY FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES.
The essence of social-pedagogical activity and the ways of its realization by social pedagogues are described in the article. It is shown that approbation of the proposed model under conditions of social-pedagogical education insures the efficiency of preparing social pedagogues for realization social-pedagogical activity.
Key words: social-pedagogical activity, the functions of a Social Pedagogue, socialization, social-pedagogical technologies, professional competences.
П.А. Шептенко, канд.пед. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ
В статье рассматривается сущность социально-педагогической деятельности и пути её реализации будущими социальными педагогами. Показано, что апробация предложенной модели в условиях психолого-педагоги-ческого образования обеспечивает эффективность подготовки социальных педагогов к реализации социальнопедагогической деятельности.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, функции социального педагога, социализация, социально-педагогические технологии, профессиональные компетенции.