Научная статья на тему 'Дистанционное обучение и коммуникативный мультимедийный курс для сомообучения русскому языку как иностранному «Краски - а2»'

Дистанционное обучение и коммуникативный мультимедийный курс для сомообучения русскому языку как иностранному «Краски - а2» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берарди С., Буглакова Л. М.

В статье рассматривается возможность использования мультимедийного курса для самообучения русскому языку как иностранному «Краски А2» в рамках дистанционного обучения, которое является темой исследований многих экспертов в области преподавания иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING AND THE MULTIMEDIA COMMUNICATIVE COURSE FOR THE SELF-STUDY OF RUSSIAN "KRASKI - A2"

This article discusses ways of using "Kraski A-2" (a multimedia communicative course for the self-study of Russian) in an e-learning environment. E-learning is a key area of study for many researchers in foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение и коммуникативный мультимедийный курс для сомообучения русскому языку как иностранному «Краски - а2»»

НОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС ДЛЯ СОМООБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ «КРАСКИ - А2»

С. БЕРАРДИ, Л. М. БУГЛАКОВА

CLIRO Лингвистический центр научно-дидактического отделения региона Романья Болонский университет Viale della Liberta, 10, 47100 Forli, Италия

В статье рассматривается возможность использования мультимедийного курса для самообучения русскому языку как иностранному «Краски - А2» в рамках дистанционного обучения, которое является темой исследований многих экспертов в области преподавания иностранных языков.

В настоящее время образование переживает процесс реструктуризации вследствие влияния коммуникативных технологий. Это привело к формированию новой сферы теоретических и практических исследований, которые в международной литературе называются по разному: e-learning, online learning, computer mediated distance education, Web based training, но все они занимаются вопросами дистанционного обучения. Современное дистанционное обучение не ограничивается только представлением методического материала посредством создания новой учебной среды на платформах e-learning, оно придает все более важную роль коллаборативной деятельности в соответствии с тенденциями конструктивизма, в основе которых лежит идея среды, рассматриваемой как место, где пользователи «строят» свои знания, принадлежа к одной определенной группе и помогая друг другу. Для этого требуются разные средства технического, организационного и межличностного характера. Эти средства необходимы для образования так называемой scaffolding, чтобы каждый обучающийся смог найти для себя наиболее подходящие условия учебного процесса.

Основными видами e-learning в методологическом плане являются content and support или web based training - наиболее экономичный вид дистанционного обучения, где большое внимание уделяется содержанию, основывающемуся на предъявлении материала в печатном формате или в формате веб. Ориентация на индивидуальное обучение не предусматривает никакой коллаборативной формы общения между равными; wrap around или

supported on-line learning - эта форма дистанционного обучения концентрируется на обучающемся и основывается на деятельности и ресурсах разного вида (Интернет, обмен мнениями в сети, CD-Rom и т.д.). Другая база предусматривает взаимодействие между равными, содержание менее структурировано и более гибко; integrated model - эта форма концентрируется на группе и основывается на коллаборативной деятельности. Содержание динамичное, развивается на основе взаимодействия между участниками и тьютором.

Однако важно отметить, что e-learning является совмещением широкого спектра методик и технологий, которые находятся в состоянии постоянного развития. Указанные выше формы не имеют четких границ и могут применяться в смешении.

Лингвистический центр Болонского университета CLIRO в Форли интенсивно работает в области дистанционного обучения. В этом контексте русский язык представлен курсом Краски - А2 (базовый уровень), являющимся продолжением мультимедийного курса Краски, предназначенного для элементарного уровня. Курс Краски -А2 содержит в себе возможность дальнейшего развития и превращения из системы для самообучения в систему e-learning.

Курс реализован для использования как на CD-Rom, так и в Интернете на платформе CLIRO и отвечает стандартам модульного обучения, предполагающего разделение содержания обучения на самостоятельные комплексные блоки (Learning Object = Учебный объект), которые могут быть востребованы учащимся в любом наборе и в любой последовательности, в соответствии с его потребностями. Такая структура делает курс пригодным для использования на любой платформе, предназначенной для новых форм обучения, при которых взаимодействие преподавателя и учащихся осуществляется на расстоянии, но отражает все компоненты учебного процесса. Использование ресурсов платформы дает преподавателю возможность постоянно наблюдать за ходом учебного процесса в целом и каждого учащего отдельно.

Несмотря на то, что предложенный в курсе материал может показаться на первый взгляд мало индивидуализируемым, так как строится на четко определенных тематических блоках (УО), которые напоминают типологию content and support, курс может быть использован как supported on-line learning на платформе, предусматривающей взаимодействие и коллаборативное обучение в виртуальном классе посредством форума, чата, видеоконференции, обмена мнениями и материалом, не исключая возможности реальных встреч тьютора или преподавателя со студентами.

Подтверждением этому послужила экспериментальная работа с проектом Краски - А2 на курсах повышения квалификации LTE “Среда и сетевые сообщества для обучения в сети”, проходившем во Флорентийском университете в январе-июне 2005 года, в котором принимали участие авторы. Участники рабочей группы вместе с авторами Краски - А2 разработали методический проект на основе одного УО (модуля) «Творительный падеж». Вся работа проводилась только в сети, начиная с

макродидактики проекта, определяющей потребителя, язык интерфейса, цели, содержание, состав аудитории, занятых лиц (тьюторы, лингвисты-эксперты, технический и административный коллективы), форму дистанционного обучения, автогенерируемость, инфраструктуры, равновесие между виртуальностью и физическим присутствием и кончая фазой микродидактики, в которой нашли отражение структура курса, форма его подачи в сети, layout, оценка интерактивного присутствия и успеваемости студентов.

В настоящее время курс размещен на сайте КЛИРО, а точнее на вебплатформе LMS (Learning Management System) Moodle. Веб-платформы такого типа представляют собой систему программного обеспечения с множеством функций для полного управления всем процессом дистанционного обучения. Веб-платформы LMS предусматривают функции управления курсами и потребителями, а также функции представления содержания с возможностью проследить (tracking) учебный процесс каждого студента, функции организации различных видов синхронной и асинхронной деятельности, включая средства взаимодействия между преподавателями (тьюторами) и студентами, а также между самими студентами.

Методическому материалу по русскому языку, разработанному в КЛИРО, был задан стандартный формат, т.е. этот материал был превращен в УО в формате SCORM (Shamble Content Object Reference Model). В настоящее время отсутствует точное определение УО, разделяемое всеми, однако существуют общие характеристики, заключающиеся, в частности, в модульности, т.е. делении учебного процесса и содержания обучения на блоки, которые могут использоваться в разных контекстах и компоноваться каждый раз совершенно по-новому. Достоинство дидактического материала КЛИРО, в том числе проектов Краски и Краски-А2, заключается в том, что его можно неоднократно использовать: действительно, У О доступны в любой обучающей среде, следующей международным стандартам, удовлетворяя таким образом требованиям большинства студентов.

Курс Краски-А2 адресован тем, кто уже имеет языковую подготовку, отвечающую элементарным коммуникативным требованиям, но им могут пользоваться и все те, кто в процессе обучения русскому языку как иностранному желает глубже познакомиться с морфосинтаксической системой русского языка.

В качестве методической основы авторами выбран коммуникативный подход, в основе которого лежит морфосинтаксическая система русского языка. Использование видеофрагментов, на которых строится курс, наиболее эффективно представляет коммуникативные функции, имеющие место в процессе диалогического взаимодействия.

Курс Краски-А2 учитывает лингвистическо-коммуникативные реквизиты, указанные в государственных стандартах по лингводидактическому тестированию ТРКИ - ТОРФЛ для уровня ТБУ.

Флективный характер, семантическая сложность категорий вида глаголов и глаголов движения, многообразие видов простого и сложного

предложений делают русскую грамматику трудной для иностранцев. В частности, итальянцам сложно усвоить падежные формы имен существительных, прилагательных, личных местоимений, притяжательных, числительных и их значение. Мультимедийный курс Краски-А2 дает возможность обучающимся научиться понимать и употреблять формы и конструкции, которые используют носители русского языка в конкретных ситуациях, следуя определенному порядку: флексия личных местоимений, имен существительных, прилагательных, притяжательных местоимений и порядковых числительных. Морфология преподается на синтаксической основе, т.е. все единицы языка вводятся и закрепляются в предложении.

Курс включает 5 автономных модулей, соответствующих отдельному падежу. Каждый падеж имеет свой цвет, что стимулирует зрительную память студента, и открывается введением с кратким описанием коммуникативной ситуации и функций и употребления падежа на основе материала видеофрагмента. Все видеофрагменты можно смотреть с субтитрами и с переводом, а также распечатать текст всего видеофрагмента.

Каждый падеж рассматривается в рамках определенной сферы, которая отражает страноведческие аспекты современной России и стимулирует положительное отношение к русскому языку. В частности, предложный падеж представлен в контексте профессиональной сферы (устройство на работу, образование), винительный - социальной (СМИ, Интернет), родительный - бытовой (сувениры, покупки, как доехать?/как дойти?), дательный падеж предлагается в туристическом контексте (туризм и отдых, путешествие по России), а творительный - в культурологическом (традиции и обычаи).

Каждый модуль содержит 10 заданий, организованных с учетом разнообразных когнитивных стилей учащихся, с использованием техники «правильно-неправильно», множественного выбора, группирования и т.д.

Задания имитативного, транформационного и продуктивного характера создают основу для обучения русскому языку и служат для поэтапного формирования речевых навыков и умения общения в ситуациях повседневной жизни. Учебный материал направлен на развитие всех лингвистических компетенций: аудирование, чтение, элементы письма и говорение. Для самооценки выполненных заданий предусмотрены автоматическая проверка и правильное решение со зрительной и слуховой наглядностью. Задание по говорению построено по принципу вопроса и ответа. Студент слушает вопрос и строит свой ответ на материале, предложенном в именительном падеже. На основе приобретенных знаний студент должен сформулировать свой ответ, используя нужный падеж с предлогом или без предлога. Нажав клавишу «Решение», студент имеет возможность прослушать правильный ответ и сравнить свое продуцирование с ним, что способствует ощущению чувства прогресса в усвоении языка.

В конце модуля, чтобы снять напряжение, создать приветливую атмосферу и хотя бы немного познакомить студента с русской музыкой,

авторы предлагают прослушать и спеть популярные песни, в текстах которых падежные окончания выделены цветом изучаемого падежа.

Курс Краски~А2 содержит грамматические, лексические таблицы, глоссарии к каждому модулю и общий словарь, включающий все лексические единицы курса.

В грамматических и лексических таблицах используются изображения и поддержка аудио, что делает их более живыми и интересными. Они построены на основе мультимедийных принципов Майера, который считает, что наилучший результат достигается тогда, когда обучающийся использует одновременно два канала: зрительный и слуховой, поставляющие информацию в объеме, не допускающем когнитивной перегрузки.

Весь вышеперечисленный материал курса Краски-А2 и конструктивный подход платформы e-learning дает возможность обучающемуся погрузиться в среду языка и стимулирует его активно «действовать» с помощью приобретенных навыков (это проявляется во взаимодействии с другими членами группы, чатах, обмене мнениями и материалом, чтении и написании сообщений в форуме и т.п.) почти в реальных условиях.

Возможности средств дистанционного обучения в области обучения иностранным языкам очень велики и именно поэтому требуют экспериментирования в соответствии с методикой преподавания иностранных языков с учетом новых форм взаимодействия внутри виртуальной обучающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. - М., 2004.

2. Calvani A. Educazione, comunicazione е nuovi media. Sflde pedagogiche e cyberspazio. - Torino: UTET, 2001.

3. Calvani A. Che cos'e la tecnologia dell'educazione. - Roma: Carocci, 2004.

4. Calvani A. Rotta М., Comunicazione e apprendimento in Internet. Didattica costruttivistica in rete. - Trento: Erickson, 1999.

5. Calvani A. Rotta М., Fare formazione in Internet. Manuale di didattica online.

- Trento: Erickson, 2000.

6. Fini A., Vanni L. Learning Object e metadati. //1 Quademi di Form@re. № 2

- Trento: Erickson, 2004.

7. Mayer R.E. Multimedia Learning. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

8. Ranieri M. E-learning: modelli e strategic didattiche. // I Quademi di Form@re. № 3 - Trento: Erickson 2005.

9. www.cliro.unibo.it

10. www.eleamingjournal.com

11. www.formare.erickson.it

12. www.teachleam.com

E-LEARNING AND THE MULTIMEDIA COMMUNICATIVE COURSE FOR THE SELF-STUDY OF RUSSIAN “KRASKI - A2”

S.BERARDI, L. M. BUGLAKOVA

Linguistics Centre for the Romagna campuses (CLIRO)

University of Bologna Viale della Liberta, 10, 47100 Forli, Italy

This article discusses ways of using "Kraski A-2" (a multimedia communicative course for the self-study of Russian) in an e-learning environment. E-learning is a key area of study for many researchers in foreign language teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.