Научная статья на тему 'РУССКИЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ УЗБЕКИСТАНА'

РУССКИЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая ситуация / языковая политика / русский язык / языковые меньшинства / коммуникация / культурный и языковой аспект / language situation / language policy / Russian language / multinational / linguistic minorities / communication / cultural and linguistic aspect

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лямкина Виктория Александровна

В данной статье рассматривается вопрос функционирования русского языка в контексте языковой ситуации Узбекистана. Тема исследования является актуальной в связи с современными изменениями в языковой среде государства, включая глобализацию и политические изменения. Данная статья направлена на анализ текущего статуса и восприятия русского языка в Узбекистане с помощью социологического опроса с целью выявления отношения к русскому языку среди населения. В работе были применены аналитический метод, метод логического анализа, метод моделирования и метод анкетирования. Результаты, являющиеся продолжением многолетнего исследования автора, позволяют сделать вывод о значимом статусе русского языка в современном Узбекистане. Исследование может служить основой для разработки языковых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF THE LINGUISTIC SITUATION IN UZBEKISTAN

The article examines the functioning of the Russian language in the context of Uzbekistan’s linguistic situation within the framework of scientific reflection. The research topic is relevant due to the current changes in the language environment of the state, including globalisation and political changes. This article aims to analyse the current status and perception of the Russian language in Uzbekistan by means of a sociological survey to identify the attitude towards the Russian language among the population. The analytical method, the method of logical analysis, the method of modelling and the method of questionnaire survey were applied in the work. The results, which represent a continuation of the author’s long-term research, allow us to draw a conclusion about the significant status of the Russian language in today’s Uzbekistan. The study can serve as a basis for the development of appropriate language policies and programmes.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ УЗБЕКИСТАНА»

I. РУССКИИ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ В МНОГОЯЗЫЧНОМ СОЦИУМЕ

DOI: 10.35634/2500-0748-2024-16-2-153-160 УДК 81'272(575.1):811.161.1(045)

В.А. Лямкина

Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкент, Республика Узбекистан

РУССКИЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ УЗБЕКИСТАНА

В данной статье рассматривается вопрос функционирования русского языка в контексте языковой ситуации Узбекистана. Тема исследования является актуальной в связи с современными изменениями в языковой среде государства, включая глобализацию и политические изменения. Данная статья направлена на анализ текущего статуса и восприятия русского языка в Узбекистане с помощью социологического опроса с целью выявления отношения к русскому языку среди населения. В работе были применены аналитический метод, метод логического анализа, метод моделирования и метод анкетирования. Результаты, являющиеся продолжением многолетнего исследования автора, позволяют сделать вывод о значимом статусе русского языка в современном Узбекистане. Исследование может служить основой для разработки языковых программ.

Ключевые слова: языковая ситуация, языковая политика, русский язык, языковые меньшинства, коммуникация, культурный и языковой аспект.

Сведения об авторе:

Лямкина Виктория Александровна, заместитель декана по научной работе и инновациям факультета русской филологии, Узбекский государственный университет мировых языков (г. Ташкент, Республика Узбекистан); e-mail: viktoriya.uzspic@gmail.com.

Введение

Главными элементами общественного уклада служат языковое устройство, национальная культура, образ жизни людей, характеризующие сознание любого народа, его характер и самобытность. Любое государство ориентировано на поддержание данных характеристик через систему мероприятий, проводимых с целью популяризации языка. Этот процесс раскрывает важное направление работы правительства, подразумевающее расширение и упрочнение национальных и языковых взаимосвязей среди жителей.

Данное явление характеризуется «политизацией» языкового устройства, которое обусловливает устройство общества в тенденции поляризации мира [Галецкий, 2003: 135-138]. С помощью этого термина открывается возможность рассмотреть и проанализировать особенности языковой ситуации в Узбекистане, в частности о положении русского языка.

Решение данного вопроса в многонациональных и многоязычных странах базируется на взаимосвязи государства с национальными языковыми меньшинствами. Такая взаимосвязь характеризуется функционированием языка титульной нации и языков национальных меньшинств в различных областях и отражает статус и значимость языков национальных меньшинств страны. Языковая политика - это вопрос первостепенной важности для любого государства [Schlyter, 1997]. Сложившаяся языковая политика влияет на языковую, политическую и межкультурную ситуацию среди населения.

Актуальные вопросы, затрагивающие сознание народа, традиции и обычаи, берут свое начало с 1991 г., когда был провозглашен суверенитет Республики Узбекистан. Государство является многонациональным, жители являются представителями различных народностей и

национальностей. Русский народ в Узбекистане - одно из крупнейших национальных меньшинств.

В данном исследовании представлено изучение языковой политики, проводимой с целью сохранения русского языка на территориях государств-участников СНГ.

Цель настоящего исследования заключается в изучении особенностей сложившейся языковой ситуации вокруг русского языка в Узбекистане.

Актуальность темы данного исследования определяется изучением вопроса об отношении жителей Республики Узбекистан к русскому языку и определением роли и статуса русского языка на территории страны. Учитываются социолингвистические, языковые, культурные, функциональные и прагматические особенности.

Методологическая база исследования представляет собой концепции ученых, таких как В.И. Беликов, Л.П. Крысин [2001], Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко [2004], В.Ф. Галецкий [2003], Н.Б. Мечковская [2000], Ю. Хабермас [2000] и др., которые рассматривают разные аспекты языковой ситуации, ее функционирования в современных условиях. В работе были применены аналитический метод, метод логического анализа, метод моделирования и метод анкетирования. Материал исследования представлен в виде данных, полученных путем проведения анкетирования респондентов, проживающих в Республике Узбекистан с их последующим анализом.

Языковая ситуация в аспекте языковой политики Узбекистана

Понятие «языковой ситуации» характеризуется тем, что среди функционально-языковых соединений образуются какие-либо взаимоотношения на отдельно взятой территории, например, в каком-нибудь государстве [Никольский, 1968: 115]. Возможна более расширенная трактовка данного термина у Н.Б. Вахтина, который характеризует это понятие как взаимоотношение языков, учитывая их функции в аспекте конкретно выбранного языкового союза [Вахтин, Головко, 2004: 47].

В.А. Виноградов под языковой ситуацией понимает конкретно выбранные общественные и языковые характеристики на избранной территории [Виноградов, 1990: 616-617]. Среди признаков ученый выделяет языковые взаимоотношения между людьми, функциональные способности различных форм, видов, стилей языка.

Современная языковая ситуация любого государств повышает значимость коммуникативных и политических аспектов языковой политики внутри страны. Языковая политика может формироваться для определенных регионов и для государства в целом [Пучкова, 2019: 104-107]. Она оказывает существенное влияние на язык и его функционирование.

Н.Б. Вахтин и Е.В. Головко считают, что языковая политика является частью единой политики государства. В государстве принимаются значимые принципы политики, отражающие отношение к языкам, функционирующим внутри страны. Согласно данным принципам осуществляется языковая политика в планировании языковой ситуации [Вахтин, Головко 2004: 163].

Привлекает внимание точка зрения, согласно которой под языковой политикой подразумеваются все сферы сознательной деятельности общества, которые направлены на регулирование использования того или иного языка [Мечковская, 2000: 199]. Согласно точке зрения французского лингвиста Л.-Ж. Руссо, данное понятие направлено на решение любых вопросов, регламентированных употреблением того или иного языка на определенной территории, которая может быть реальной или виртуальной, на базе установленных государственных норм, а также норм любого другого имеющего на это полномочия социального органа [Руссо, 2007: 97]. Овладение тем или иным языком является практической формой языковой политики. Язык становится посредником между автономностью существования человека и обществом [Хабермас, 2000: 188].

Необходимо отметить, что социолингвистические исследования предшествуют процессу реализации языковой политики. Данные исследования направлены на выявление объек-

тивности языковой ситуации, характеризующей социальную и коммуникативную системы в рамках определенного периода ее функционирования [Беликов, Крысин, 2001: 27].

Политика, проводимая Республикой Узбекистан, проводится в отношении как государственного языка, так и других языков. Главным фактором является многонациональность населения, проживающего в Республике Узбекистан. Поэтому актуальным становится вопрос о возможности существования русского языка в регионе, в то время как правительством осуществляются мероприятия по популяризации государственного языка - узбекского.

Социолингвистический опрос жителей Узбекистана

После провозглашения суверенитета Узбекистан начал развивать свою государственную политику и как следствие появилась собственная языковая политика. Ввиду этого представляется необходимым провести анкетирование среди населения - жителей Узбекистана. Цель анкетирования - показать на практике языковую ситуацию. Для этого представляется наиболее удобным проведение масштабного опроса среди населения Узбекистана. Основываясь на теоретических исследованиях, мы составили перечень вопросов для анкетирования, общее количество которых насчитывает 43. Для проведения эффективного опроса представляется актуальным анкетирование через Интернет. Для этого создана google-форма с вопросами.

Результаты анкетирования представлены в виде столбчатых диаграмм, показывающих количество одинаковых ответов по всевозможным критериям. В данном социолингвистическом опросе приняли участие 610 респондентов, являющихся жителями Узбекистана. По гендерному распределению из всех анкетируемых женщины насчитывают 329 чел. (53,93 %), а мужчины - 281 чел. (46,07 %) (Рис. 1). Подсчет ответов по одинаковым параметрам производится в процентном и количественном соотношении. Процентное соотношение округляется для удобства читательского восприятия до сотых.

Начальный и базовый раздел, с которого непосредственно начинается анкетирование отражает материалы об общественно-культурном статусе участников анкетирования [Лям-кина, 2021: 38-43].

ТО!

281

Женщины Мужчины Всего

Рис. 1. Гендерное распределение респондентов

Этническая принадлежность разделилась следующим образом: 361 чел. (59,18 %) являются представителями узбекской национальности, 154 чел. (25,25 %) - русской национальности, 27 чел. (4,43 %) - татарской национальности, 16 чел. (2,62 %) - таджикской национальности. Также среди жителей Узбекистана в опросе приняли участие представители каракалпакской, украинской, белорусской, немецкой, корейской, казахской, еврейской, грузинской и других национальностей - 52 чел. (8,52 %) (Рис. 2).

таг

361

1

154

16 27

Таджикская Татарская Русская Узбекская Всего

Рис. 2. Этническая принадлежность респондентов.

Вопрос об образовании анкетируемых определяет отношение респондентов к системе образования. Ученую степень (кандидат наук, доктор наук) имеет 31 чел. (5,08 %), высшее образование - 240 чел. (39,34 %), высшее или ученую степень - 13 чел. (2,13 %), незаконченное высшее (в т.ч. в процессе получения) - 227 чел. (37,21 %), среднее специальное - 78 чел. (12,79 %), среднее (в т.ч. в процессе получения) - 21 чел. (3,44 %).

Среди общего количества респондентов, принявших участие в опросе, 425 чел. (70,16 %) - работающие жители Узбекистана, 163 чел. (26,72 %) - студенты и учащиеся, 11 чел. (1,80 %) - безработные и 8 (1,31 %) - домохозяйки.

Вопрос о родном языке анкетируемых, а также членов их семей отражает непосредственно языковую ситуацию. Данные разделились таким образом: 299 чел. (49,02 %) считают своим родным языком узбекский, 222 чел. (36,39 %) - русский язык, 89 чел. - одновременно узбекский и русский языки (14,5 %) (Рис. 3).

Рис. 3. Родной язык респондентов.

Ответы распределились таким образом, что выбор не зависит от родного языка матери или отца. В частности, количество респондентов, у которых узбекский язык, является родным языком отца, составило 336 чел. (55,08 %), а русский язык 203 чел. (33,28 %). Для матерей опрошенных респондентов узбекский является родным у 320 чел. (52,46 %), а русский -у 212 чел. (34,75 %).

Следующий раздел анкеты раскрывает индивидуальный опыт каждого участника анкетирования в рамках использования того или иного языка в повседневной жизни.

На вопрос «На каком языке Вы получали образование в школе?» 332 чел. (54,43 %) ответили, что на русском языке, а 265 чел. (43,44 %) - на узбекском языке (Рис. 4). При ответе на вопрос «На каком языке Вы получали образование в ВУЗе?» данные разделились таким образом: 346 чел. (56,72 %) получали образование на русском языке и 185 чел. (30,33 %) - на узбекском языке (Рис. 5).

610

185

5-1

Без Узбекский Русский Всего высшего

Рис. 4. На каком языке Вы получали Рис. 5. На каком языке Вы получали

образование в школе? образование в ВУЗе?

Анализируя ответы респондентов, касающиеся языка образования, необходимо отметить, что среди опрошенных жителей Узбекистана доминирует русский язык. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что русский язык является значимым в системе образования Узбекистана и открывает ряд бесспорных перспектив.

На вопрос «Каким языком / языками Вы пользуетесь в повседневной жизни?» получены следующие ответы: 216 чел. (35,41 %) используют русский язык, 228 чел. (37,38 %) пользуются одновременно русским и узбекским языками, 97 чел. (15,90 %) используют узбекский язык. На вопрос «Расскажите, почему Вы используете именно этот язык / языки в повседневной жизни?», респонденты ответили, что для многих выбранный язык является родным, они используют его как средство общения, для получения образования, в бытовой и профессиональной коммуникации.

Также был предложен вопрос «Случалось ли, что Вам отказывали при устном или письменном обращении на русском языке в государственных инстанциях?». Результаты следующие: 497 чел. (81,48 %) ответили, что подобных случаев не было, 72 чел. (11,80 %) ответили, что были случаи при устном обращении и 41 чел. (6,72 %) - при письменном обращении.

Примечательно, что большинство респондентов считают, что знание государственного языка представителями национальных меньшинств, в частности русскими жителями, положительно влияет на отношение к людям, располагает к ним представителей титульной нации. Отказ респонденты аргументировали таким образом: недостаточное знание узбекского языка и наличие акцента создавало трудности в объяснении того или иного вопроса и ведения деловой коммуникации.

Третий раздел анкетирования позволяет понять уровень освоенности русского языка у респондентов. На вопрос об уровне владения русским языком 238 чел. (39,02 %) ответили, что он является родным, 4 участника анкетирования ответили, что вполне понимают русскоязычного коммуниканта (Рис. 6).

Также важно заметить, что ответы разделились по признаку места проживания, повлиявшему на степень владения русским языком среди участников опроса. В их числе 107 чел. (17,54 %) ответили, что родились в сельской местности. Из данного факта следует, что владение русским языком в провинции значительно ниже относительно уровня владения им в крупных городах.

Всего

Читаю, пишу и свободно говорю

Читаю, говорю и но пишу с затруднениями

Родной язык/носитель Понимаю говорящих по-русски

Рис. 6. Уровень владения русским языком, указанный респондентами.

Вопросы, касающиеся просмотра русскоязычных телевизионных каналов и медийной информации, дают представление об уровне восприятия и понимания языка СМИ [Лямкина, 2022: 57-71]. Важно заметить, что подобные вопросы позволяют не только рассмотреть степень навыков восприятия, но и выявить использование русского языка в узбекских СМИ. Ответы на данный вопрос указывают на то, как участники анкетирования относятся к средствам коммуникации, например, к просмотру телевизионных каналов, использованию сети Интернет. Рассматривая ответы, мы получаем возможность выявить предпочтения анкетируемых в отношении к русскоязычным масс-медиа.

Был изучен вопрос, насколько респонденты удовлетворены количеством и качеством информационных ресурсов (газеты, журналы, новостные каналы и т.п.) на русском языке в Узбекистане. Данные респондентов распределились таким образом: полностью удовлетворяет - 307 чел. (50,33 %), достаточное количество - 220 чел. (36,07 %), совершенно не удовлетворяет - 54 чел. (8,85 %), 29 чел. (4,75 %) респондентов затруднились ответить.

Последняя часть анкеты включает в себя вопросы, выявляющие положительное или отрицательное отношение к русскому языку. Значительное количество анкетируемых -557 чел. (91,31 %) заявили, что русский язык очень важен для общества в Узбекистане и согласились с тем, что он выполняет функции межнационального языка (Рис. 7).

5 57 610

53

i i i i

Да Нет Общее

Рис. 7. Мнение респондентов о том, что русский язык выполняет роль языка

межнационального общения.

Заключение

Результаты анкетирования позволили выявить отношение населения Узбекистана к русскому языку. Население по контингенту делится на русскоязычное и не русскоязычное. Интерес вызывает тот факт, что к русскоязычному населению относятся не обязательно только русские по национальности. Это могут быть украинцы, белорусы, поляки. Кроме того, это могут быть и представители титульной узбекской нации. Согласно результатам опро-

са, некоторые представители узбекской национальности называют русский язык как своим родным наравне с узбекским, так и родным языком отца и матери. В некоторых семьях на русском общаются дома с детьми и родителями.

Главный результат анкетирования, на наш взгляд - выявление не только уважительного отношения узбекского народа к русскому языку, но и стремления и желания его изучать и развивать в Узбекистане. Правительство Узбекистана солидарно с народом и поддерживает положительное отношение к русскому языку.

Языковая политика правительства Узбекистана благоприятно сказывается на использовании русского языка в стране. На это указывают ответы респондентов, касающиеся таких вопросов, как язык обучения в школе, в ВУЗе, язык, на котором респонденты читают и смотрят СМИ. Более того, правительство и народ Узбекистана едины во мнении, что русский язык в стране необходим. Этим обусловлено положительное отношение к русскому языку.

Исследование мнений жителей Узбекистана о русском языке показало, что в республике существует тенденция, направленная на его изучение и сохранение. В свою очередь это является основанием для развития роли и сферы употребления русского языка как в Узбекистане, так и во многих странах ближнего зарубежья.

Литература:

1. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. Москва, 2001.

2. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. СПб: Издательский центр «Гуманитарная академия», Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2004.

3. Виноградов В.А. Языковая ситуация // Лингвистический энциклопедический словарь. 2-е репр. изд. под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 616-617.

4. Виноградов В.А., Коваль А.И., Порхомовский В.Я. Социолингвистическая типология (Западная Африка). М.: Наука, 1990.

5. Галецкий В.Ф. Социально-экономические последствия демографической глобализации // Проблемы прогнозирования. Москва, 2003. Вып. 6. С. 135-138.

6. Лямкина В.А. Тенденции распространения русского языка в Узбекистане // Русский язык за рубежом: Инновационные подходы и эффективные практики открытого образования. 2021. С. 38-43.

7. Лямкина В.А. Роль и значимость русского языка в контексте языковой ситуации Узбекистана // Языковое образование в современном цифровом пространстве: Подходы, технологии, перспективы. 2022. С. 57-71.

8. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-Пресс, 2000.

9. Никольский Л.Б. Языковая политика как форма сознательного воздействия общества на языковое развитие // Язык и общество. Москва, 1968. С. 111-130.

10. Пучкова Г.Т. Эволюция языковой политики. Наука, новые технологии и инновации. 2019. № 2. С. 104-107.

11. Руссо Л.-Ж. Разработка и проведение в жизнь языковой политики // Языковая политика в современном мире. СПб.: Златоуст, 2007. С. 97-121.

12. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

13. Schlyter Birgit N. The Language Policy in Indépendant Uzbekistan // Stockholm FoCAS Working Paper 1. Stockholm, 1997.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Статья поступила в редакцию 20.04.2024

V.A. Lyamkina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Uzbekistan State University of World Languages, Tashkent, Republic of Uzbekistan

RUSSIAN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF THE LINGUISTIC SITUATION IN UZBEKISTAN

The article examines the functioning of the Russian language in the context of Uzbekistan's linguistic situation within the framework of scientific reflection. The research topic is relevant due to the current changes in the language environment of the state, including globalisation and political changes. This article aims to analyse the current status and perception of the Russian language in Uzbekistan by means of a sociological survey to identify the attitude towards the Russian language among the population. The analytical method, the method of logical analysis, the method of modelling and the method of questionnaire survey were applied in the work. The results, which represent a continuation of the author's long-term research, allow us to draw a conclusion about the significant status of the Russian language in today's Uzbekistan. The study can serve as a basis for the development of appropriate language policies and programmes.

Key words: language situation, language policy, Russian language, multinational, linguistic minorities, communication, cultural and linguistic aspect.

About the author:

Lyamkina Viktoriya Aleksandrovna, Vice-dean for Research and Innovation, Faculty of Russian Philology, Uzbekistan State University of World Languages (Tashkent, Republic of Uzbekistan); e-mail: viktoriya.uzspic@gmail.com.

References:

1. Belikov, V.I., Krysin, L.P. Sociolinguistics. Moscow, 2001.

2. Vakhtin, N.B., Golovko, E.V. Sociolinguistics and Sociology of Language. Saint Peterburg, 2004.

3. Vinogradov, V.A. "Linguistic Situation." Lingvisticheskij Entsiklopedicheskij Slovar'. 2nd ed. Moscow, 1990, pp. 616-617.

4. Vinogradov, V.A., Koval', A.I., Porkhomovskiy, V.Ya. Sociolinguistic Typology (West Africa). Moscow, 1990.

5. Galetskiy, V.F. "Socio-Economic Consequences of Demographic Globalization." Problemy Prognozirovaniya, issue 6, 2003, pp. 135-138.

6. Lyamkina, V.A. "Trends in the Spread of the Russian Language in Uzbekistan." Russkij Yazyk za Rubezhom: Innovacionnye Podhody i Effektivnye Praktiki Otkrytogo Obrazovaniya, 2021, pp. 38-43.

7. Lyamkina, V.A. "The Role and Significance of the Russian Language in the Context of the Linguistic Situation in Uzbekistan." Yazykovoe Obrazovanie v Sovremennom Cifrovom Pros-transtve: Podhody, Tekhnologii, Perspektivy, 2022, pp. 57-71.

8. Mechkovskaya, N.B. Social Linguistics. Moscow, 2000.

9. Nikol'skiy, L.B. "Language Policy as a Form of Conscious Influence of Society on Linguistic Development." Yazyk i Obshchestvo, 1968, pp. 111-130.

10. Puchkova, G.T. The Evolution of Language Policy. Science, New Technologies and Innovations. no. 2, 2019, pp. 104-107.

11. Russo, L.-Zh. "Development and Implementation of Language Policy." Yazykovaya Politika v Sovremennom Mire, 2007, pp. 97-121.

12. Khabermas, Yu. Moral Consciousness and Communicative Action. Edited by D.V. Sklyadnev. Saint Petersburg, 2000.

13. Schlyter, Birgit N. "The Language Policy in Independant Uzbekistan." Stockholm FoCAS Working Paper 1, 1997.

Received 20.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.