Научная статья на тему 'РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ГОТОВНОСТИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / RUSSIAN LANGUAGE / LINGUISTIC PERSONALITY / LINGUISTIC SKILLS AND COMMUNICATIVE "READINESS" / MULTIETHNIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Башиева Светлана Конакбиевна, Шогенова Марина Чашифовна

В статье рассматривается проблема влияния русского языка на развитие современной языковой личности, актуализация которой сопряжена с очевидными в России масштабными социальными явлениями, отражающими глобальное языковое и культурное многообразие; подчеркивается, что в Кабардино-Балкарии она связана с полиэтническим характером республики, особенностями развития языковой ситуации, в которой предопределяются доминирование функционального статуса русского языка и предпосылки его влияния на становление языковой личности; усиливается внимание к специфике развития нового формата коммуникативного пространства в контексте тенденций к стремлению сохранения языка и культуры титульных народов республики на фоне активных процессов формирования российской национальной идентичности. Материалом работы послужили результаты многолетних авторских наблюдений и исследований, посвященных вопросам специфики региональной языковой практики и ее влияния на становление языковой личности на дошкольном и школьном этапах обучения и воспитания, поэтому основное внимание в статье сосредоточено на образовательной системе, в которой языком преподавания всех предметов является русский язык, что обусловливает формат его изучения в соответствии с требованиями к знаниям и компетенциям обучающейся языковой личности. На основе представленных иллюстрационных и статистических данных, их описания, сопоставления, анализа выявлены некоторые проблемы школьного преподавания русского языка, оказывающего доминирующее влияние на становление языковой личности; обозначены вопросы необходимости количественного увеличения и качественного развития лингвистических и коммуникативных «готовностей» (по Ю.Н. Караулову) языковой личности на разных ступенях образовательной системы и их соотношения с минимальными обязательными требованиями к ее лингвистическим умениям и компетенциям в процессе изучения русского языка в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Башиева Светлана Конакбиевна, Шогенова Марина Чашифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF A LANGUAGE PERSONALITY IN A MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

The article discusses the problem of the influence of the Russian language on the development of a modern linguistic personality, the actualization of which is associated with large-scale social phenomena obvious in Russia, reflecting global linguistic and cultural diversity; it is emphasized that in Kabardino-Balkaria it is associated with the multi-ethnic nature of the republic, the peculiarities of the development of the language situation, in which the dominance of the functional status of the Russian language and the prerequisites for its influence on the formation of the linguistic personality are predetermined; attention is being paid to the specifics of the development of a new format of the communicative space in the context of trends towards the preservation of the language and culture of the titular peoples of the republic against the background of the active processes of the formation of the Russian national identity. The material of the work was the results of many years of copyright observations and studies on the specifics of regional language practice and its impact on the formation of a linguistic personality at the preschool and school stages of education and upbringing; therefore, the main attention in the article is focused on the educational system in which the language of teaching all subjects is Russian language, which creates the format of its study in accordance with the requirements for the knowledge and competencies of the learning linguistic personality. On the basis of the presented illustrative and statistical data, their description, comparison, analysis, some problems of school teaching of the Russian language have been identified, which have a dominant influence on the formation of the linguistic personality; questions of the need for a quantitative increase and qualitative development of linguistic and communicative “readiness” (according to Yu.N. Karaulov) of the linguistic personality at different levels of the educational system and their correlation with the minimum mandatory requirements for its linguistic skills and competencies in the process of learning the Russian language are identified.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

методологические основы преподавания филологических

дисциплин

methodology in philology teaching

Оригинальная статья УДК: 811-26

Doi: 10.29025/2079-6021-2020-1-204-211

Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде

С.К. Башиева^

кабардино-балкарский государственный университет им. Х.м. Бербекова, г. нальчик, российская Федерация ORcID ID: 0000-0001-6562-9879, e-mail: bfo-pdo@mail.ru

М.ч. Шогенова

кабардино-балкарский государственный университет им. Х.м. бербекова, г. нальчик, российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-4873-7795, e-mail: shog-marina@yandex.ru

Получена: 16.01.2020 /Принята: 04.02.2020 /опубликована онлайн: 25.03.2020

Резюме: в статье рассматривается проблема влияния русского языка на развитие современной языковой личности, актуализация которой сопряжена с очевидными в россии масштабными социальными явлениями, отражающими глобальное языковое и культурное многообразие; подчеркивается, что в кабардино-Балкарии она связана с полиэтническим характером республики, особенностями развития языковой ситуации, в которой предопределяются доминирование функционального статуса русского языка и предпосылки его влияния на становление языковой личности; усиливается внимание к специфике развития нового формата коммуникативного пространства в контексте тенденций к стремлению сохранения языка и культуры титульных народов республики на фоне активных процессов формирования российской национальной идентичности. Материалом работы послужили результаты многолетних авторских наблюдений и исследований, посвященных вопросам специфики региональной языковой практики и ее влияния на становление языковой личности на дошкольном и школьном этапах обучения и воспитания, поэтому основное внимание в статье сосредоточено на образовательной системе, в которой языком преподавания всех предметов является русский язык, что обусловливает формат его изучения в соответствии с требованиями к знаниям и компетенциям обучающейся языковой личности. на основе представленных иллюстрационных и статистических данных, их описания, сопоставления, анализа выявлены некоторые проблемы школьного преподавания русского языка, оказывающего доми-

нирующее влияние на становление языковой личности; обозначены вопросы необходимости количественного увеличения и качественного развития лингвистических и коммуникативных «готовностей» (по Ю.Н. Караулову) языковой личности на разных ступенях образовательной системы и их соотношения с минимальными обязательными требованиями к ее лингвистическим умениям и компетенциям в процессе изучения русского языка в школе.

Ключевые слова: русский язык, языковая личность, лингвистические умения и коммуникативные готовности, полиэтническая среда.

Для цитирования: Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 204-211. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-204-211.

original Paper

Doi: 10.29025/2079-6021-2020-1-204-211

Russian language as a factor in the formation of a language personality in a multi-ethnic environment

Svetlana K. Bashieva^-

Kabardino-Balkarian State university named after H.M. Berbekov Nalchik, Russian Federation ORcID ID: 0000-0001-6562-9879, e-mail: bfo-pdo@mail.ru

Marina Ch. shogenova

Kabardino-balkarian State university named after H.M. berbekov Nalchik, Russian Federation ORCID ID: 0000-0002-4873-7795, e-mail: shog-marina@yandex.ru

received: 16.01.2020 /Accepted: 04.02.2020 /Publishedonline: 25.03.2020

Abstract: The article discusses the problem of the influence of the Russian language on the development of a modern linguistic personality, the actualization of which is associated with large-scale social phenomena obvious in Russia, reflecting global linguistic and cultural diversity; it is emphasized that in Kabardino-Balkaria it is associated with the multi-ethnic nature of the republic, the peculiarities of the development of the language situation, in which the dominance of the functional status of the Russian language and the prerequisites for its influence on the formation of the linguistic personality are predetermined; attention is being paid to the specifics of the development of a new format of the communicative space in the context of trends towards the preservation of the language and culture of the titular peoples of the republic against the background of the active processes of the formation of the Russian national identity. The material of the work was the results of many years of copyright observations and studies on the specifics of regional language practice and its impact on the formation of a linguistic personality at the preschool and school stages of education and upbringing; therefore, the main attention in the article is focused on the educational system in which the language of teaching all subjects is Russian language, which creates the format of its study in accordance with the requirements for the knowledge and competencies of the learning linguistic personality. On the basis of the presented illustrative and statistical data, their description, comparison, analysis, some problems of school teaching of the Russian language have been identified, which have a dominant influence on the formation of the linguistic personality; questions of the need for a quantitative increase and qualitative development of linguistic and communicative "readiness" (according to Yu.N. Karaulov) of the linguistic personality at different levels of the educational system and their correlation with the minimum mandatory requirements for its linguistic skills and competencies in the process of learning the Russian language are identified.

Keywords: the Russian language, linguistic personality, linguistic skills and communicative «readiness», multi-ethnic environment.

For citation: Bashieva S.K., Shogenova M.Ch. Russian language as a factor in the formation of a language personality in a multi-ethnic environment. current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020; 1: 204-211. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-204-211 (In Russ.).

Введение

Антропоцентрическая парадигма, утвердившаяся в последние десятилетия в отечественной науке, усилила степень убеждения в многогранности и полиаспектности проблемы соотношения языка и личности (человека говорящего - «homo loquens») и расширила границы исследовательского поля, в центре внимания которого ключевое место занял термин «языковая личность», факт научного признания и закрепления которого в практике очевиден и доказывается многомерностью точек зрения ее изучения в контексте интеграционных процессов, обусловливающих заметное влияние на сознание как общества, так и индивида. Не случайно в отечественной филологии интерес проявлен к вопросам типологии, специфики становления и развития языковой личности, выявления ее сущностных характеристик, свойств. Однако полагаем, что наиболее информативными и перспективными представляются аспекты, касающиеся факторов формирования языковой личности в полиэтническом пространстве, в котором очевидна необходимость и востребованность преобладания русского языка во многих коммуникативных сферах как закономерное, причинно-следственное, детерминированное явление активизации корреляционных связей между процессом функционирования государственного языка РФ и процессом становления языковой личности в ракурсе происходящих в последнее время социальных явлений.

Цель статьи

Цель статьи - рассмотреть специфику функционирования русского языка как доминирующего фактора формирования и развития языковой личности в образовательном секторе полиэтнической Кабардино-Балкарии в контексте развивающихся тенденций, отличающихся стремлением титульных народов республики к сохранению этнических языков и культур в условиях активных социальных преобразований и изменений.

Обзор литературы

Изучение проблем соотношения языка и личности обусловило появление термина «языковая личность», ставшего предметом рассмотрения в современных исследованиях в русле антропоцентрической парадигмы, утвердившейся на рубеже XX - XXI столетий. Фундаментальные работы Г.И. Богина [3], Ю.Н. Караулова позволяют представить глубину сущности данного феномена с разноплановых точек зрения. обоснование в них и других исследованиях полиаспектности проблемы языка и личности предопределили становление новых направлений в языкознании, в частности, лингвистической персо-нологии, дискурсивной персонологии.

Следует отметить, что вопросы развития языковой личности не теряют своей актуальности, а, наоборот, расширяют исследовательское поле, в котором особый интерес вызывают работы, в которых рассматриваются факторы и тенденции формирования человека говорящего в парадигме нового коммуникативного пространства и нового формата общения. Например, по мнению О.Н. Кондратьевой и В.А. Каменевой, с позиции «объекта анализа» языковой личности только в политической коммуникации они «...могут быть охарактеризованы в территориальном, статусном, идеологическом, гендерном, хронологическом, темпоральном и сопоставительном аспектах» [6, с. 78].

Активизация и массовое распространение интернет-коммуникации в жизни людей, по словам Н.Н. Шаховалова и Е.Г. Шаховаловой, «.влечет за собой трансформацию сознания и мышления человека, изменяется осознание его роли в обществе, профессии, семье» [13, с. 336], поэтому проблемы последствий влияния информационной эпохи на формирование языковой и речевой личности становятся предметом современных исследований [13]. Расширение сфер и способов диалогизации диктует новый формат образовательной системы, предопределяющей создание условий для формирования готовности языковой личности к самопрезентации и самопроецированию [7; 15]. Интерес вызывают вопросы, отражающие особенности влияния социального статуса, типа личности на ее языковое развитие, проблемы становления и развития ЯЛ в условиях моно-, би- и полилингвального пространства [9; 11; 12], проблемы специфики развития языковой личности в условиях полиэтнического и поликультурного пространства, выявления и изучения экстралингвистических факторов, оказывающих влияние на особенности ее формирования [1; 2; 14].

Методы исследования

Представленный в данной статье материал получен в результате сбора, анализа и описания социолингвистической информации; некоторые обобщения основаны на методе наблюдения, статистическом анализе в сопоставлении с выводами, сделанными из заключений выборочных исследований.

Результаты и дискуссия

функционирование русского языка на Кавказе, на редкость полилингвальном регионе, - закономерный исторический процесс развития языковой ситуации, обусловленной разнообразием коммуникативной среды, потребностями контактирующих этносов в культурной подпитке, социальном взаимодействии. В связи с этим, без сомнения, русский язык как важный интегрирующий фактор в округе доминирует во всех массово организованных сферах общения - политике, экономике, культуре, образовании, воспитании, СМИ, что обусловило обращение к теме данной статьи.

Работа является логическим продолжением исследований, направленных на решение проблем функционирования русского языка и языков титульных народов как государственных в полиэтнической Кабардино-Балкарии, усиливает вопросы, связанные со спецификой формирования языковой личности в условиях республики, характер которой обусловлен взаимовлиянием нескольких культур, базирующихся на этническом своеобразии контексте общероссийского культурно-языкового пространства. В этой связи каждый индивид может чувствовать свою принадлежность к конкретной национальности, но в то же время позиционировать себя членом полиэтнического социума.

На раннем этапе развития языковой личности преобладают такие факторы влияния на ее формирование, как семья, детский сад, школа, круг общения, поэтому обращает на себя внимание и такой аспект, как роль русского языка в «конструировании», «моделировании» речевого портрета ребенка. Вместе с тем следует отметить, что как в моноэтнической, так и полинациональной среде становление языковой личности происходит, с одной стороны, под влиянием этнического фактора, выражаемого в интересе к национальным истокам, корням, в условиях активизации процессов возрождения утраченных культурных компонентов, с другой - под воздействием интеграционных процессов на сознание личности и общества. Без сомнения, в контексте подобных тенденций должно быть компромиссное решение, направленное, прежде всего, на сохранение и развитие комфортного коммуникативного пространства, в котором человек не будет испытывать сложности в процессе своего развития как социально адаптированной и сильной языковой личности.

Кабардинский и балкарский языки не являются генетически родственными, поэтому их носители в качестве языка-посредника на протяжении столетия успешно используют русский язык. И очевиден факт, что функционально первым языком в республике является именно русский язык. В этой связи отметим, что при глобальной востребованности межличностного общения роль образовательного процесса как важного фактора в развитии языковой личности не только не снизилась, но и, наоборот, стала приобретать более значимый характер. роль мощного средства подготовки языковой личности к равноправному участию в полилингвальном коммуникативном пространстве, без сомнения, играет русский язык как язык изучения, обучения в образовательных учреждениях полиэтнической Кабардино-Балкарии.

Согласно модели языковой личности, разработанной в исследованиях Ю.Н. Караулова, каждый уровень ее структуры включает в себя готовности как вид языковой способности [5, с. 59]. Соответственно любая из готовностей проявляется в личности индивидуально и требует соответствующих умений и навыков, что в преобладающей степени достигается в образовательном процессе. не исключая мысли о наличии биологических и психофизиологических способностей у каждого человека, предполагаем, что для овладения тем или иным языком нужен условный минимум умений и навыков для удовлетворения коммуникативных потребностей говорящего.

Одним из важнейших этапов в системе развития личности, безусловно, является дошкольное образование как начальный период формирования определенных интеллектуальных, мыслительных способностей человека, что проявляется именно в готовностях языковой личности и совершенствуется на протяжении ее активной жизнедеятельности. Так, К.ф. Седов рассматривает дошкольный период (конкретнее - шестилетний возраст) как стадию самонаучения языку, становление «способности homo loquens к порождению и пониманию текстов» [10, с. 11], а Н.А. Лемяскина отмечает, что в этом возрасте «человек становится обладателем языкового механизма» [8, с. 23]. Данную точку зрения, на наш взгляд, необходимо дополнить таким аспектом, как язык воспитания в дошкольном учреждении с учетом того,

что в условиях кБр для сельской языковой личности в моноязычном кабардинском или балкарском населенном пункте актуализируется русский язык, а для городской языковой личности, наоборот, -кабардинский или балкарский. Согласно полученным нами статистическим данным, более 20% детей, посещавших ДОУ г. о. Нальчик в 2014 году, не владели этническим языком (в разрезе «понимают, но не говорят» или «не понимают и не говорят»). В этой связи изучение специфики речевого поведения языковой личности дошкольника, формирующегося под влиянием как русского, так и этнического языка с учетом вербальных и невербальных компонентов общения, характерных особенностей детского словоупотребления и словотворчества, восприятия мира и отражения результатов познания окружающей действительности в детском языке, представляет определенный научный интерес. Все умения ребенка, обнаруживающиеся в готовностях, предусмотрены в программах развития детей в дошкольных учреждениях. Однако в это время русский язык не привлекается как объект изучения, если не иметь в виду программу подготовки к школе, что обусловливает активное использование этой возможности для формирования языковой личности в полиэтнической среде средствами русского языка, особенно в условиях таких регионов, как Кабардино-Балкарская Республика. Однако в КБР дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальной, кадровой базой, что предопределяет разные условия развития языковой личности, в частности, би-, полилингвальной языковой личности. При этом важно оговорить, что монолингвальными личностями чаще становятся представители русской национальности, а как би- или полилингвальными личностями - представители других национальностей. но неотъемлемой составляющей и одноязычного, и двуязычного индивидуума является формирование в нем именно русской языковой личности. Будучи одним из главных условий или средств овладения языком, круг общения воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях во многом определяет вектор становления и развития личности. например, в условиях мононациональной территории вербальное общение строится преимущественно на одном (кабардинском, балкарском или русском) языке, в то время как в полиэтнической части республики преобладает коммуникация на русском и родном языках. Следовательно, формирование дуязычной личности в моноэтническом пространстве начинается относительно позже, чем в условиях этнического разнообразия. в связи с этим, как показывает практика, к завершению дошкольного периода образования ЯЛ явно выявляются активные или пассивные готовности в общении на русском языке, что в дальнейшем предопределяет степень освоения ЯЛ новых го-товностей, в совокупности формирующих языковую базу, при помощи которой человек удовлетворяет свои коммуникативные потребности. в полиэтнической среде, например, городского округа нальчик, на начальном этапе формирования ЯЛ моделируются, как правило, первичные формы готовностей к общению на русском языке на вербально-семантическом, когнитивном, коммуникативном уровнях, что очень важно для успешного продолжения проектирования языковой личности на следующих ступенях, поэтому данный процесс должен носить целенаправленный характер, предполагать активное стимулирование процессов рефлексии.

на различных стадиях развития языковой личности предполагается количественное увеличение и усложнение набора готовностей к усвоению грамматических структур, продуцированию письменных и устных монологов, которые обусловливают качество чтения, уровень владения орфографическими и иными нормами [5, с. 60 - 62]. В связи с этим учитель должен быть нацелен на максимальное развитие этих способностей на уроках русского языка, чтобы языковая личность была настроена к приобретению новых, более сложных готовностей с учетом углубления учебного материала на начальном, среднем и старшем этапах школьного обучения, ведь важнейшими характеристиками языковой личности являются готовности к пониманию текста, обучению языкам, речевому воздействию, эстетической и риторической критике текстов, которые в параметрической модели Г.И. Богина представлены как готовности к продуцированию речевых поступков [3]. Усиление внимания к языковой личности, способной воспринимать текст, связано с тем, что, как отмечает О. В. Бурдюгова, только «33% учащихся школ способны адекватно оценить» содержание, интерпретировать его» [4, с. 3]. Обратимся к результатам ВПР в 4 классе и в КБР. В 2019 году «умение распознавать основную мысль текста» продемонстрировали 60 % учащихся (по РФ - 58 %), «умение составлять план прочитанного текста в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления, делить тексты на смысловые части, составлять план текста» - 60 % (по Рф - 63 %), «умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста, задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста», -

64 % (по РФ - 68 %); «умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять значение слова по тексту» - 76 % (по РФ - 73 %); «умение подбирать синонимы для устранения повторов в тексте» - 77 % (по РФ - 73 %). Как видно, самый высокий процент по показателям умения обучающихся составляет чуть больше семидесяти, а в школьной системе оценивания - это «удовлетворительно». А всероссийская проверочная работа, как известно, направлена на контроль уровня знаний в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Интересным представляется в этом контексте и материал, полученный из департамента г. о. Нальчик, а также министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР, который отражает полиэтнический и полилингвальный характер контингента начальных классов общеобразовательных учреждений республики. Так, в 2018-2019 учебном году 1755 учащихся 1-4 классов выбрали для изучения кабардинский язык, 2156 чел. - балкарский язык в основных группах, 4403 чел. - кабардинский язык, 1526 чел. балкарский язык - в начинающих группах, что свидетельствует о том, что, несмотря на высокую степень этнической самоидентификации, учащиеся школ сознательно хотят знать несколько языков. Данная тенденция имеет положительную динамику, так как опыт преподавания предметов начальной школы на кабардинском, балкарском языках в конце 80 - начале 90-х годов ХХ века, как показали исследования [1; 2; 14], не дал ожидаемых результатов, а наоборот, предопределил тенденцию к снижению качества знаний и по русскому, и по родным языкам. Безусловно, учащиеся начальных классов, изучавшие окружающий мир, математику на этническом языке по учебникам, переведенным с русского языка, не были готовы в 5-м классе к усвоению учебного материала по истории, биологии и другим предметам на русском языке.

Одним из решающих этапов развития языковой личности в полиэтнической среде является школьный период, так как основным фактором ее формирования становится учебная деятельность, в процессе которой значительно расширяется словарь, приобретаются знания, осуществляется переход от детской речи к письменной речи, усиливается интерес к познанию окружающего мира в контексте изучаемых предметов. Задача учителя - сфокусировать внимание на развитие в структуре языковой личности полноценной языковой картины мира, ибо школьник имеет представления о культуре, традициях семьи, но в то же время стремится к самоидентификации на фоне общего социального развития, к определению своего «я», круга общения. степень формирования готовностей зависит в этот период как от индивидуальных возможностей человека, так и условий преподавания русского языка в школе, от количества и качества готовностей предыдущего периода, которые являются базисными для новых готовностей. Полагаем, что важную роль играет и языковая личность педагога, его знания и умения, направленные на развитие лингвистических, коммуникативных компетенций учащегося. например, готовность к поиску, извлечению, пониманию, переработке информации, продуцированию письменных и устных высказываний и т.д. - в целом практическая готовность к созданию связной грамотной русской речи для многих школьников является сложным видом языковой способности. Без сомнения, в школьной программе по русскому языку предусматриваются все обозначенные аспекты его изучения, но необходимо признать, что не всегда они находят свое практическое воплощение. Большее внимание чаще уделяется повышению орфографической и пунктуационной грамотности, значимость которой нельзя умалять, но при этом учителю русского языка необходимо решать и другие задачи.

степень активности и пассивности готовностей более наглядно обнаруживается на мотивационном уровне развития языковой личности, на котором, по Ю.Н. Караулову, выявляются мотивы и цели, влияющие на развитие, поведение языковой личности [5, с. 53]. Среди «готовностей» языковой личности, отметим следующие: «готовность управлять общением»; «готовность целенаправленно строить высказывания, достигающие заданного эффекта, то есть обладающие необходимой мерой воздейственно-сти»; «готовность эстетического анализа текста»; «готовность оперировать прецедентными текстами художественной культуры»; «готовность продуктивно пользоваться тропами» и другие [5, с. 60 - 61], которые предопределяют возможности пользоваться языком в полной мере, однако не каждый современный носитель русского языка обладает ими, что подтверждается результатами исследований проблемы формирования речевого портрета молодежи [1]. так, многие представители молодого поколения республики (в частности, школьники, студенты) недостаточно владеют лингвокультурной информацией, содержащейся в произведениях русской литературы, что выражается в неправильном толковании прецедентных текстов, незнании источника происхождения образного средства, неправильно интер-

претируют текст. Причиной сложившейся ситуации скорее является недостаточный уровень читательской культуры, слабое владение навыками функционального чтения, что в целом предопределяет «неготовности», о которых говорилось выше.

Подобная тенденция выявляется и при анализе письменной русской речи молодого поколения, которое теоретически должно быть «готово» «управлять общением», самостоятельно создавать индивидуальный текст, нацеленный на эффективную коммуникацию. Но практическая реализация данного положения часто выявляет обратное: бедный словарь, неумение аргументировать свою точку зрения и т.д.

Заключение

обобщая вышеизложенное, можно заключить, что в условиях полиэтнического пространства определяющая роль русского языка в становлении и развитии современной языковой личности не вызывает каких-либо сомнений, а потому необходимо усилить значимость русского языка на всех этапах его изучения, создать модель языковой личности, включающую готовности выпускника школы к полноценному практическому использованию его.

Список литературы

1. Башиева с.к., шогеновам. ч. Проблемы становления и развития русской языковой личности в образовательном пространстве полиэтнического региона (на материале Кабардино-Балкарии)// Доклады и сообщения II международной конференции «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы», Гранада, 8 - 10 сентября 2010. С. 703 - 708.

2. башиева с.К., шогенова м.ч. Основные факторы витальности республиканских государственных языков (на материале кабардинского и балкарского языков// Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 53. С. 15 - 31. DOI: 10.17223/19986645/53/2.

3. богин г.и. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. диса ... д-ра филол. наук. Л., 1984. 33 с.

4. бурдюгова о.в. Формирование готовности школьника к пониманию текста: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. Оренбург, 2006. 23 с.

5. караулов ю.н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

6. кондратьева о.н., каменева в.А. Лингвополитическая персонология (метафорический ракурс исследования)// Научный диалог. 2020. № 1. С. 78 - 96. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-1-78-96.

7. кукуева в.г. Самопрезентация языковой личности пишущего (на материале интернет-жанра эссе)// Сибирский филологический журнал. 2019. № 1. С. 252 - 264. DOI: 10.17223/18137083/66/21.

8. лемяскина н.А. Развитие языковой личности и ее коммуникационного сознания: диса .д-ра филол. наук. воронеж, 2004. 468 с.

9. самигулина Ф.г., григорьева н.о. Детская языковая личность в онтогенезе: моно- и билингваль-ная специфика// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 2. С. 27 - 35. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-27-35.

10. седовк.Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности: диса ... д-ра филол. наук. Саратов, 1999. 436 с.

11. сиротинина о.б. Языковая личность и факторы, влияющие на ее становление// Термин и слово: межвузовский сборник, посвященный 80-летию профессора Б.Н. Головина. Н. Новгород, 1997. С. 7-12.

12. сиротинина о.б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности// Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. волгоград: Саратов: Перемена, 1998. С. 3 - 14.

13. шаховалов н.н., шаховалова Е.г. Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере Алтайского государственного института культуры)// Научные ведомости Белгородского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Том 38, № 2. С. 336 - 344. DOI: 10. 18413 / 2075-4574-2019-38-2-336-344.

14. Bashieva S.K., ShogenovaM.ch., Dokhova z.R., Tabaksoeva I.R. Ethnocultural features of a linguistic persona: the specifics of the representation of universal emotional concepts// Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9, (2S). Pp. 1638 - 1661.

15. vorozhbitova A.A., Konovalova G.M., Ogneva T.N., chekulaeva N.Y. Continuous linguistic rhetorical education as a means of optimizing language policy in Russian multinational regions// European Journal of Con-temporary Education. 2017. 6(2). Pp. 328 - 340. DOI: 10.13187/ejced.2017.2.328.

References

1. Bashieva, S.K., Shogenova, M. ch. (2010). Russian Russian language personality formation and development Problems in the educational space of the multi-ethnic region (based on the material of Kabardino-Balkaria): reports And reports of the II international conference "Russian language and literature in the international educational space: current state and prospects", Granada, September 8 - 10, pp. 703 - 708 (In Russ.).

2. bashieva, S.K., Shogenova, M. ch. (2018). Main factors of vitality of Republican state languages (based on the material of Kabardian and Balkar languages): Bulletin of Tomsk state University. Philology no 53, pp. 15 - 31. DOI: 10.17223/19986645/53/2 (In Russ.).

3. bogin, G.I. (1984). Model of the language personality in its relation to the varieties of texts: abstract of diss. ... Doctor of Philology, L., 33 p. (In Russ.).

4. burdukova, O. v. (2006). Formation of readiness of the student to the understanding of the text: abstract of diss. ... Cand. education sciences', Orenburg, 23 p. (In Russ.).

5. Karaulov, Yu. N. (2010). Russian language and language personality. Ed. 7th., Moscow: LKI publishing House, 264 p. (In Russ.).

6. Kukueva, v.G. (2019). Self-Presentation of the language personality of the writer (based on the material of the Internet genre of essays): Siberian philologicaljournal, no 1, pp. 252 - 264. DOI: 10.17223/18137083/66/21 (In Russ.).

7. Kondrat'yeva, O.N., Kameneva, Y.A. Kondratyev (2020). Linguopolitical personology (metaphorical perspective of the study). Scientific dialogue. no 1, pp. 78 - 96. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-1-78-96 (In Russ.).

8. Lemyaskina, N.A. (2004). Development of the language personality and its communication consciousness: diss. ... Doctor of Philology, Voronezh, 468 p. (In Russ.).

9. Samigulina, Eg., grigor'yeva, N.O. (2019). Children's linguistic personality in ontogenesis: mono-and bilingual specifics: Actual problems of philology and pedagogical linguistics, no 2, pp. 27 - 35. DOI: 10.29025 / 2079-6021-2019-2-27-35 (In Russ.).

10. Sedov, K.F. (1999). Formation of the structure of oral discourse as an expression of the evolution of language personality: diss. ... Doctor of Philology, Saratov, 436 p. (In Russ.).

11. Sirotinina, O.B. (1997). Language personality and factors influencing its formation: Term and word: Intercollegiate collection dedicated to the 80th anniversary of Professor B. N. Golovin, N. Novgorod, pp. 7 - 12.

12. Sirotinina, O.B. (1998). Sociolinguistic factor in the formation of a language personality: Language personality: sociolinguistic and emotive aspects: collection of scientific works, Volgograd - Saratov: Peremena, pp. 3 - 14.

13. Shakhovalov, N.N., Shakhovalova, E.g. (2019). Influence of Internet communications on the speech culture of students of educational institutions of higher education (on the example of the Altai state Institute of culture): Scientific Bulletin of the Belgorod University. Series: Humanitarian Sciences, vol. 38, no 2, pp. 336344. DOI: 10.18413 / 2075-4574-2019-38-2-336-344.

14. bashieva, S.K., Shogenova, M.ch., Dokhova I.R., Tabaksoeva I.R. (2017). Ethnocultural features of a linguistic persona: the specifics of the representation of universal emotional concepts: Journal of Fundamental and Applied Sciences, vol. 9, (2S), pp. 1638 - 1661.

15. vorozhbitova, A.A., Konovalova, G.M., Ogneva, T.N., chekulaeva, N.Y. (2017). Continuous linguistic rhetorical education as a means of optimizing language policy in Russian multinational regions: European Journal of Con-temporary Education, no 6(2), pp. 328 - 340. DOI: 10. 13187/ ejced. 2017. 2.328.

Башиева Светлана Конакбиевна, доктор филологических наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, заведующий кафедрой русского языка и общего языкознания; 360004, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Российская Федерация; e-mail: bfo-pdo@mail.ru

svetlana K. Bashieva, Doctor of Philology, Professor, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, head of the department of the Russian language and general linguistics; 360004, 173 Cherny-shevsky Str., Nalchik, Russian Federation; e-mail: bfo-pdo@mail.ru

Шогенова Марина чашифовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания; 360004, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Российская Федерация; e-mail: shog-marina@yandex. ru

Marina Ch. shogenova, Candidate of Philology, associate Professor, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, head of the department of the Russian language and general linguistics; 360004, 173 Chernyshevsky Str., Nalchik, Russian Federation; e-mail: shog-marina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.