В. И. Марков
доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе Кемеровский государственный университет культуры и искусств
«РУССКИЙ ВОПРОС: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» Информация о международной научно-практической конференции
1-2 ноября 2007 г. Сибирским филиалом российского института культурологии, действующим при Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского, при содействии Министерства культуры Омской области, Института иностранных исследований Лодзинского университета, Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани, Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН была проведена VI международная конференция, посвященная многомерному исследованию роли феномена русской культуры на фоне глобальных общественно-исторических процессов.
О многообразии направлений работы конференции говорят названия секций: «Философское и политологическое осмысление «русского вопроса», «Религия в жизни русских и российского общества», «Проблемы российской истории и историографии», «Русская традиционная культура: история и современность», «Наука, культура, образование в России», «Музеи в социокультурном пространстве России», «Межнациональные отношения. Российское казачество: история и культура».
На пленарном заседании с ярким докладом, задающим, как всегда, неожиданный ракурс рассмотрения проблематики конференции, выступил директор Института культурологии Федерального агентства по культуре и кинематографии, доктор искусствоведения, заслуженный деятель культуры РФ К. Э. Разлогов. Основная идея доклада в том, что известный принцип «самодержавие - православие - народность», связанный в истории с именем графа Уварова, рассмотрен как универсальная, почти магическая формула, отражающая историческое соотношение власти, идеи и народа в нашей российской традиции. Базисная структура при этом сохранялась и в советское время, и в нынешний постсоветский период. Идея народности оставалась стержневой при всех трансформациях, обеспечивая стабильность социума. по мнению К. Э. Разлогова, даже появление в советском гербе серпа и полумесяца на архетипическом уровне означало не что иное, как традиционный знак союза креста и полумесяца.
Интересный взгляд со стороны на проблему русского и русскости представили польские ученые. В докладе А. де Лазари (Институт иностранных исследований Лодзинского университета) «Проблема русскости и российскости (взгляд со стороны)», основанном на классической либеральной парадигме о примате личности над обществом и вторичности нации по отношению к индивиду, рассматривалась неясное извне соотношение между русским, советским и российским, которое в отечественном дискурсе то отождествляется, то радикально разделяется. А. Невяра (Институт йежика Польского Силезского университета) в докладе «Русский вопрос» в польском разговорном дискурсе» продолжила эту линию анализа и, подразумевая традиционный для польской интеллигенции взгляд на собственную культуру как на грань Запада и Востока, Европы и России, рассмотрела восприятие русских в сознании поляков.
Из других докладов, представленных на пленарном заседании, необходимо отметить спорный по содержанию, но яркий и остроумный доклад Т. А. Пархоменко (Москва, РИК) на тему «Русская идея в историко-культурном контексте России». В его основе также лежал либеральный взгляд на историю России как страны, где человек всегда был
винтиком государственной машины, и в противовес этому на данный момент именно идея примата личности, индивидуальности должна стать, по мнению докладчика, искомой национальной идеей.
На тех секциях конференции, где удалось присутствовать автору, запомнился ряд интересных, новаторских выступлений.
С развитием своей концепции витальных сил культуры, основанной на восстановлении позитивных моментов органицистского подхода, выступила доктор социологии Т. А. Семилет из Алтайского государственного университета.
Содержательным, основанным на серьезных социологических исследованиях, было выступление представителя администрации Красноярского края Р. Г. Рафикова, изучившего реальное восприятие русского вопроса и распространение ксенофобии в среде современной молодежи.
В теоретически-понятийном аспекте эту же проблему толерантности обрисовала С. Д. Бакулина из Омского педагогического университета, показавшая двойственность самого термина, включающего как идею уважения, так и безразличия к чужому, и поставившая вопрос о необходимости соблюдения границ толерантности.
В докладе Е. В. Кальпиди (г. Пермь) проблема культурных контактов и заимствований была представлена в интереснейшем ракурсе - с точки зрения театрализации заимствованных культурных форм как способа их включения в свое культурное пространство.
Целый ряд докладов был посвящен проблемам реформы образования. Рассматривая аксиологические аспекты этой реформы, д. п. н. М. А. Абрамова (Институт философии и права СО РАН) пришла к выводу, что неверно представлять нынешний выбор России в этой сфере как выбор между восточной и западной моделью. «Восточные» традиции были основательно представлены и в истории западной педагогики. Реальной альтернативой является избрание системы образования как храма личности или же как рынка услуг. Н. И. Большаков (Омский гуманитарный институт) на основе содержательного исторического анализа представил традиционный образ российского образования и отметил, что в процессе реформирования необходимо учитывать не только соотношение российской традиции с западной, но и учитывать этнокультурное многообразие самой России.
Спорной показалась идея организаторов конференции включить в работу секций студенческие доклады. С одной стороны, в докладе Е. П. Неменко (студентки УрГУ) были четко выделены сакральные протестантские истоки европейской системы права, мало совместимые, по мнению докладчика, с российской культурой. С другой стороны, иногда студенческие выступления явно снижали общий уровень дискуссии. Видимо, подобные новации возможны только при тщательной подготовительной работе научного руководителя студента.
Полные тексты докладов все интересующиеся могут найти в сборнике материалов конференции, находящемся в библиотеке КемГУКИ.
Участие в этой конференции, позволившее воочию познакомиться с работой Сибирского филиала РИК, приводит к мысли о необходимости тесного сотрудничества с нашими омскими коллегами из Центра культурологического образования. Сильной стороной коллектива этого филиала является основательная историко-этнографическая проработка всех нюансов происходящих ныне культурных процессов. Для наших ученых характерен также и интерес к философско-теоретическим проблемам культурологи. Синтез этих подходов позволил бы поднять общий уровень совместной исследовательской работы.
В заключение хотелось бы выразить благодарность директору филиала и председателю оргкомитета д. и. н., проф. Николаю Аркадьевичу Томилову, непосредственным
организаторам конференции - к. и. н. Татьяне Николаевне Золотовой и к. и. н. Марине Александровне Жигуновой за четкую работу конференции, гостеприимство, постоянную заботу о всех участниках научного форума и незабываемую культурную программу.
Г. Н. Миненко
доктор культурологии, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств
О. Ю. Астахов
кандидат культурологии, доцент Кемеровский государственный университет культуры и искусств
ДЕВЯТЫЕ ИОАННОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ»
Девятые Иоанновские Образовательные Чтения состоялись 8 ноября 2007 года, их организаторами выступили Отдел религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви совместно с Департаментом образования и науки Кемеровской области, Кемеровским государственным университетом культуры и искусств, Кемеровским государственным университетом. Для участия в работе Иоанновских чтений были приглашены священнослужители Кемеровской и Новокузнецкой епархии, педагоги, ученые, деятели культуры, социальные работники, представители общественных организаций.
Актуальность роли Православия в системе светского образования, значимость его влияния на воспитание духовно-нравственной личности были отмечены на пленарном заседании Образовательных чтений в выступлениях епископа Кемеровского и Новокузнецкого, управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией Преосвященнейшего Аристарха; заместителя губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и национальной политики С. А. Муравьева; начальника департамента образования и науки Кемеровской области Е. Л. Рудневой; ректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудриной.
Работа чтений была организована в рамках следующих направлений:
• «Основы православной культуры» в образовательных и воспитательных учреждениях Кузбасса.
• Актуальные проблемы современной молодежи: дискуссия представителей студенчества вузов Кемеровской области.
• Воскресная школа в Кемеровской и Новокузнецкой епархии: состояние и перспективы.
• Православие в истории духовной культуры России.
Результатом обсуждения вопросов православного образования и воспитания детей и молодежи, проблем науки и культуры в свете православного миропонимания, проблем самоопределения молодежи в условиях современного мира явилось обращение участников чтений, отражающее перечень ключевых задач, требующих своего решения, органам государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, научной и педагогической общественности.