Научная статья на тему 'IX Иоанновские образовательные чтения «роль образования в духовно-нравственном воспитании молодежи»'

IX Иоанновские образовательные чтения «роль образования в духовно-нравственном воспитании молодежи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IX Иоанновские образовательные чтения «роль образования в духовно-нравственном воспитании молодежи»»

организаторам конференции - к. и. н. Татьяне Николаевне Золотовой и к. и. н. Марине Александровне Жигуновой за четкую работу конференции, гостеприимство, постоянную заботу о всех участниках научного форума и незабываемую культурную программу.

Г. Н. Миненко

доктор культурологии, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств

О. Ю. Астахов

кандидат культурологии, доцент Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ДЕВЯТЫЕ ИОАННОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ»

Девятые Иоанновские Образовательные Чтения состоялись 8 ноября 2007 года, их организаторами выступили Отдел религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви совместно с Департаментом образования и науки Кемеровской области, Кемеровским государственным университетом культуры и искусств, Кемеровским государственным университетом. Для участия в работе Иоанновских Чтений были приглашены священнослужители Кемеровской и Новокузнецкой епархии, педагоги, ученые, деятели культуры, социальные работники, представители общественных организаций.

Актуальность роли Православия в системе светского образования, значимость его влияния на воспитание духовно-нравственной личности были отмечены на пленарном заседании Образовательных Чтений в выступлениях епископа Кемеровского и Новокузнецкого, управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией Преосвященнейшего Аристарха; заместителя губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и национальной политики С. А. Муравьева; начальника департамента образования и науки Кемеровской области Е. Л. Рудневой; ректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудриной.

Работа Чтений была организована в рамках следующих направлений:

• «Основы православной культуры» в образовательных и воспитательных учреждениях Кузбасса.

• Актуальные проблемы современной молодежи: дискуссия представителей студенчества вузов Кемеровской области.

• Воскресная школа в Кемеровской и Новокузнецкой епархии: состояние и перспективы.

• Православие в истории духовной культуры России.

Результатом обсуждения вопросов православного образования и воспитания детей и молодежи, проблем науки и культуры в свете православного миропонимания, проблем самоопределения молодежи в условиях современного мира явилось обращение участников Чтений, отражающее перечень ключевых задач, требующих своего решения, органам государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, научной и педагогической общественности.

Обращение участников девятых иоанновских образовательных чтений к представителям органов государственной власти российской федерации и местного самоуправления, научной и педагогической общественности

Мы, участники Девятых Иоанновских Образовательных Чтений, представляющие священнослужителей и мирян Кемеровской и Новокузнецкой епархии, деятелей науки, культуры и образования, работников социальной сферы, представителей общественных организаций, собравшиеся в г. Кемерове 8 ноября 2007 года, обсудив вопросы взаимосвязи образования и духовно-нравственного воспитания молодежи, пришли к выводу, что российский национальный проект «Образование» должен органично включать в себя духовно-нравственную составляющую.

Одним из важнейших путей нравственного и гражданственно-патриотического воспитания детей и молодежи является своевременное знакомство с отечественной историей и традиционной российской культурой, заключающих в себе великий духовный потенциал, необходимый для защиты традиционного института семьи, возрождения благоприятной нравственной атмосферы в обществе.

Воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач общества, которое думает о своем будущем. В решении этой задачи, кроме семьи, огромное значение имеет школа. Учитель в России всегда был более чем профессионал, передающий знания по своему предмету. Он является носителем духовно-нравственных начал, вековых традиций отечественной культуры, часто олицетворяя собой высокий идеал добра, любви и бескорыстного служения людям. Учительство всегда считалось труднейшим видом служения Отечеству и народу. Слово «учитель» включает в себя смыслы духовного наставничества, нравственного жизнестроительства.

Мы исходим из того, что духовность и нравственность должны стать важнейшими составляющими дошкольного, начального, общего среднего, высшего и дополнительного образования. Однако в настоящее время пути и способы их формирования в образовательном процессе являются предметом острых дискуссий в российском обществе. До сих пор не удалось ввести в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы важнейший предмет, способствующий духовному и нравственному становлению личности учащихся - «Основы православной культуры». Исходя из задачи приобщения детей и юношества к духовным основам российской культуры, а также заботясь о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, участники чтений считают необходимым развивать в Кузбасском регионе следующие направления деятельности:

- содействие всестороннему развитию молодежи на основе отечественных духовно-нравственных ценностей через освоение ею национальных традиций государственного, общественного и семейного уклада жизни;

- формирование индивидуальных свойств личности учащихся на базе культурно-исторической самоидентификации;

- противодействие деструктивным действиям СМИ и иных информационных источников посредством развития форм высоконравственного, содержательного досуга;

- подготовка подрастающего поколения к адаптации в общей социальной среде и вхождению в институты гражданского общества;

- содействие организации деятельности общеобразовательных учреждений, являющихся экспериментальными площадками по изучению и освоению культурно-исторического наследия России, по апробации программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

- создание системы общественно-государственной поддержки культурно-просве-

тительной, историко-краеведческой и духовно-нравственной работы в организованных контингентах молодежи;

- научное изучение процессов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи;

- разработка современных методов работы с молодежью в духовно-нравственной области;

- организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, способствующих выработке стратегии духовно-нравственного воспитания, обмену практическим опытом по этому направлению;

- формирование при учреждениях дополнительного образования центров духовно-нравственной культуры молодежи.

Участники Девятых Иоанновских Образовательных Чтений.

г. Кемерово 8 ноября 2007 г.

О. В. Усольцева

аспирант кафедры ТДК

ИТОГИ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ПРОБЛЕМАМ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

22 ноября 2007 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств состоялся круглый стол «Библиотечно-информационное образование: выбор вектора развития». В его работе приняли участие преподаватели вузов и ссузов, осуществляющих подготовку специалистов библиотечно-информационной сферы, директора и ведущие специалисты библиотек Сибирского региона (более 30 участников). На встрече обсуждались проблемы развития высшего и среднего библиотечного образования, разработки образовательных стандартов 3-го поколения.

Работу круглого стола открыла его ведущая - Ирина Семеновна Пилко, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ТДК. По ее мнению, Российская библиотечная ассоциация должна выступить инициатором и координатором гармонизации профессиональных (государственных, модельных) и образовательных стандартов, а также Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников библиотек в плане предъявления согласованных требований к специалистам библиотечно-инфор-мационной сферы; разработке образовательных стандартов многоуровневой подготовки выпускников должно предшествовать масштабное исследование, посвященное выявлению ключевых компетенций бакалавров и магистров библиотечно-информационных ресурсов; расширение профиля подготовки и диверсификация (вплоть до индивидуализации) образовательных программ приведет к необходимости научной экспертизы, которая может осуществляться на уровне профессиональной ассоциации.

М. Г. Ли, аспирант кафедры ТДК, предложила в качестве основы проектирования отвечающих современным требованиям образовательных программ использовать технологический подход. Обучение специалистов - технологов на базе инновационных обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.