Научная статья на тему 'Круглый стол «библиотечно-информационное образование: выбор вектора развития»'

Круглый стол «библиотечно-информационное образование: выбор вектора развития» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «библиотечно-информационное образование: выбор вектора развития»»

тительной, историко-краеведческой и духовно-нравственной работы в организованных контингентах молодежи;

- научное изучение процессов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи;

- разработка современных методов работы с молодежью в духовно-нравственной области;

- организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, способствующих выработке стратегии духовно-нравственного воспитания, обмену практическим опытом по этому направлению;

- формирование при учреждениях дополнительного образования центров духовно-нравственной культуры молодежи.

Участники Девятых Иоанновских Образовательных Чтений.

г. Кемерово 8 ноября 2007 г.

О. В. Усольцева

аспирант кафедры ТДК

ИТОГИ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ПРОБЛЕМАМ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

22 ноября 2007 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств состоялся круглый стол «Библиотечно-информационное образование: выбор вектора развития». В его работе приняли участие преподаватели вузов и ссузов, осуществляющих подготовку специалистов библиотечно-информационной сферы, директора и ведущие специалисты библиотек Сибирского региона (более 30 участников). На встрече обсуждались проблемы развития высшего и среднего библиотечного образования, разработки образовательных стандартов 3-го поколения.

Работу круглого стола открыла его ведущая - Ирина Семеновна Пилко, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ТДК. По ее мнению, Российская библиотечная ассоциация должна выступить инициатором и координатором гармонизации профессиональных (государственных, модельных) и образовательных стандартов, а также Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников библиотек в плане предъявления согласованных требований к специалистам библиотечно-инфор-мационной сферы; разработке образовательных стандартов многоуровневой подготовки выпускников должно предшествовать масштабное исследование, посвященное выявлению ключевых компетенций бакалавров и магистров библиотечно-информационных ресурсов; расширение профиля подготовки и диверсификация (вплоть до индивидуализации) образовательных программ приведет к необходимости научной экспертизы, которая может осуществляться на уровне профессиональной ассоциации.

М. Г. Ли, аспирант кафедры ТДК, предложила в качестве основы проектирования отвечающих современным требованиям образовательных программ использовать технологический подход. Обучение специалистов - технологов на базе инновационных обра-

зовательных технологий позволит формировать требуемый уровень профессиональной компетентности, воспитать в будущих специалистах качества жизнестойкости и конкурентоспособности.

Г. Б. Паршукова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом ГПНТБ СО РАН, проиллюстрировала выявленные в образовательных программах подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационных ресурсов содержательные лакуны, предложила создать региональные отделения учебно-методического объединения (УМО) с функциями экспертизы учебных планов и рабочих программ, грифования учебно-методических материалов.

С критикой проекта примерной образовательной программы высшего профессионального образования для квалификации «бакалавр библиотечно-информационной деятельности» (Москва, 2007), его оторванности от потребностей практики выступили Е. Б. Артемьева, кандидат педагогических наук, заведующая отделом ГПНТБ СО РАН, и Г. Б. Паршукова.

Н. И. Колкова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ТАОИ КемГУКИ, представила дифференцированную модель требований к профессионально-ориентированным компетенциям в области автоматизированных библиотечно-информационных технологий, выделив в ее структуре технологии, которыми выпускник должен владеть.

В развернувшейся дискуссии по проблемам подготовки технологов для библиотек Н. П. Коновалова, заведующая Научной библиотекой Кемеровского государственного университета, и Н. А. Яковлева, главный технолог МУК «Детская ЦБС г. Кемерова», выразили мнение, что технологические знания и умения следует формировать в практической деятельности, а не в процессе обучения, и не каждый выпускник с высшим профессиональным образованием может в полном объеме осуществлять функции технолога в библиотеке.

Н. И. Колкова, И. С. Пилко и Е. Б. Артемьева высказали несогласие с мнением практиков и представили аргументы в пользу позиции Института информационных и библиотечных технологий КемГУКИ: технологов следует готовить в высших учебных заведениях.

И. С. Пилко представила результаты социологического исследования «Изучение потребностей в многоуровневой подготовке специалистов в сфере культуры и искусства», которое отражало отношение руководителей и ведущих специалистов библиотек Сибирского региона к реформе высшей школы; их готовность использовать магистратуру для подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих исследовательскими и управленческими умениями; оценку потребностей в бакалаврах и магистрах и возможностях их закрепления в библиотечной практике.

В ходе заседания был затронут вопрос о перспективах среднего специального образования. В дискуссии приняли участие И. Б. Колесникова, заместитель директора по науке Красноярского краевого библиотечного техникума, М. Л. Трифонова, заведующая библиотечным отделением Кызылского училища искусств, Е. Г. Драпезо, заведующая библиотечным отделением Кемеровского колледжа культуры и искусств. Участники были единогласны в стремлении обмениваться опытом, совместно отстаивать свои интересы и противостоять возникающим трудностям.

С конкретными предложениями по разработке ГОС ВПО 3-го поколения по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы» выступила О. В. Усольцева, аспирант кафедры ТДК. Для разработки образовательных стандартов нового поколения следует четко дифференцировать и гармонизировать квалификационные требования, предъявля-

емые к специалистам - практикам и выпускникам вузов и ссузов; выявить компетенции бакалавров и магистров; использовать опыт отраслей образования, имеющих практику многоуровневой подготовки выпускников высшей школы и применяющих технологический подход для проектирования образовательных программ.

По результатам работы круглого стола приняты рекомендации круглого стола «биб-лиотечно-информационное образование: выбор вектора развития» (Кемерово, 2007)

Круглый стол, проведенный по инициативе Института информационных и библиотечных технологий и Лаборатории инновационных образовательных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств 22.11.07, посвящен проблемам перехода высшей библиотечной школы на двухуровневую систему обучения и формированию образовательных стандартов 3-го поколения на основе компетентностно-го подхода к формированию образовательных программ бакалавров и магистров. В работе круглого стола приняли участие преподаватели учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «531000 - Библиотечно-информационные ресурсы высшее профессиональное образование)» и специальности «0517 - Библиотековедение (среднее профессиональное образование)», а также руководители и ведущие специалисты библиотек разных организационно-правовых форм, департаментов (управлений) культуры гг. Кемерова, Новосибирска, Канска, Кызыла, всего 30 человек.

Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

> Компетентностный подход к формированию моделей выпускников профессиональной школы и образовательных программ: степень новизны и продуктивности.

^ Бакалавры и магистры информационных ресурсов: перспективы трудоустройства и профессиональной карьеры.

> Кто и как должен готовить технологов для библиотек?

^ Судьба среднего библиотечного образования: реалии и перспективы.

> Чего мы ждем от образовательных стандартов 3-го поколения?

Участники обсуждения единодушны во мнении, что библиотечное сообщество уделяет достаточно внимания вопросам профессионализации, что подтверждается обилием публикаций, научных исследований и выступлений на научных форумах, посвященных компетентностному подходу, перспективам перехода российской высшей школы на многоуровневую систему подготовки. В то же время научно обоснованная, адекватная современным требованиям, удовлетворяющая потребностям практики и профессионального образования комптетентностная модель специалиста библиотечно-информационной сферы до сих пор не создана. Социологические исследования свидетельствуют, что работодатели слабо представляют возможности использования бакалавров в практической библиотечной деятельности, а руководители библиотек осторожно относятся к перспективе обучения своих сотрудников в магистратуре. Не решены актуальные для профессионального сообщества, неоднократно озвученные на сессиях конференции Российской библиотечной ассоциации проблемы, в частности: несоответствие типовых тарифно-квалификационных характеристик библиотечных работников современным реалиям не позволяет дифференцировать требования к выпускникам различного уровня подготовки; штатное расписание библиотек и информационных учреждений не соответствует регламентированной государственными образовательными стандартами профессионального образования номенклатуре специальностей, квалификаций и специализаций; нарушена дидактическая преемственность различных уровней непрерывного профессионального образования. Несмотря на наличие профессиональной ассоциации и ее региональных отделений, многочисленные ежегодные научные и научно-практические форумы, профессиональное сообщество (особенно его педагогическая составляющая) разрознено, ослаблена координирующая роль Учебно-методических объединений в области высше-114

го и среднего библиотечно-информационного образования. В результате - работа над проектом ГОС ВПО 3-го поколения не предается гласности и не является объектом контроля со стороны заинтересованной общественности.

Участники круглого стола считают целесообразным:

1. Учитывая общегосударственную значимость разработки ГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационные ресурсы», уровней подготовки «бакалавр» и «магистр», разработку данного документа проводить с использованием системного подхода, обеспечивающего интеграцию предложений вузов, осуществляющих подготовку в области библиотечно-информационной деятельности, и библиотек.

2. Возобновить, с закреплением соответствующим приказом статуса, объема и сроков выполнения работ, деятельность имеющего опыт плодотворной совместной работы по разработке ГОС ВПО второго поколения специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» (2003 г.) Временного творческого коллектива из числа ведущих специалистов Московского, Санкт-Петербургского, Кемеровского университетов культуры и искусств, других заинтересованных вузов; представителей ведущих научных библиотек.

2.1. В соответствии с требованиями к разработке ГОС ВПО третьего поколения Временному творческому коллективу обеспечить обязательное взаимодействие с представителями академического сообщества и работодателями, с Российской библиотечной ассоциацией.

2.2. Временному творческому коллективу при взаимодействии с секцией кадров и непрерывного образования РБА, библиотеками разных организационно-правовых форм обеспечить разработку профессиональных моделей (в том числе и компетентностных) деятельности библиотекарей в библиотеках различных типов как основы для разработки государственных образовательных стандартов.

2.3. При разработке ГОС ВПО использовать:

- результаты научных исследований вузов культуры и искусства, а также диссертационных исследований О. А. Калегиной (Казанский государственный университет культуры и искусств) «Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект» (на соискание ученой степени доктора педагогических наук); Г. Б. Паршуковой (ГПНТБ СО РАН) «Информационная компетентность населения как фактор освоения культурного ландшафта территории» (на соискание ученой степени доктора культурологи) и др.

3. Библиотечному сообществу под руководством Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА сформулировать позицию относительно перспектив среднего профильного образования.

4. Опубликовать данные рекомендации в профессиональной печати, разместить на сайтах организаций - участников круглого стола, РБА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.