Научная статья на тему 'Русский отдел на первой Международной гигиенической выставке 1876 г. В Брюсселе к 130-летию Международной выставки гигиены и спасения погибающих (1876-2006)'

Русский отдел на первой Международной гигиенической выставке 1876 г. В Брюсселе к 130-летию Международной выставки гигиены и спасения погибающих (1876-2006) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лелина Е. И.

The article is devoted to the analyses of the organization of the First international hygienic exhibition of 1876 in Brussels and its value for world community. Alongside with it clause activity of the Pedagogical museum of military schools is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian department at the First international hygienic exhibition in Brussels (1876)

The article is devoted to the analyses of the organization of the First international hygienic exhibition of 1876 in Brussels and its value for world community. Alongside with it clause activity of the Pedagogical museum of military schools is considered.

Текст научной работы на тему «Русский отдел на первой Международной гигиенической выставке 1876 г. В Брюсселе к 130-летию Международной выставки гигиены и спасения погибающих (1876-2006)»

Е.И. Лелина

РУССКИЙ ОТДЕЛ НА ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ 1876 г. в БРЮССЕЛЕ

К 130-летию Международной выставки гигиены и спасения погибающих (1876-2006)

В начале 1876 г. Правительство России получило предложение принять участие в планируемой на весну-осень текущего года «Международной выставке гигиены и спасения погибающих». В общей сложности к подготовке и проведению выставки были привлечены двенадцать государств, в том числе Англия, Франция, Германия, Голландия, Бельгия.1 Ее открытие должно было состояться в Брюсселе.

Международная общественность придавала предстоящей акции большое значение. Предполагалось, что выставка привлечет внимание к проблеме сохранения здоровья наций, поиску возможностей по увеличению продолжительности жизни человека и охране окружающей среды. С учетом того, что в условиях современного мира актуальность всех этих вопросов еще в большей степени обострена, следует должным образом оценить первый европейский опыт общей постановки проблемы в виде «Международной выставки гигиены и спасения погибающих».

Организация выставки решалась на самом высоком политическом уровне, под покровительством королевской семьи Бельгии, а сама ее идея зародилась в Бельгийском королевском обществе спасения погибающих.2 Оргкомитет заручился сочувствием многих европейских правительств, которые немедленно приступили к выработке концепции своего участия. В России с этой целью была создана своя Организационная комиссия под руководством наследника цесаревича Александра Александровича. Он распорядился выделить 10 000 франков для строительства на территории Брюссельского парка специального выставочного павильона в русском стиле. Дополнительную сумму в размере 18 000 франков добавлял один из бельгийских предпринимателей, который впоследствии должен был получить этот павильон в свою собственность.3

В качестве главного отечественного экспонента, сумеюшего достойно представить страну на брюссельской выставке, был выбран Педагогический музей военно-учебных заведений. Этот Музей был создан в Санкт-Петербурге в 1864 г. Он входил в структуру организованного годом ранее Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) Военного министерства и представлял собой первую в мировой практике организацию подобного типа. Стоявший во главе ГУВУЗа генерал М.В. Исаков всячески способствовал тому, чтобы фонды Музея как можно полнее укомплектовывались коллекциями наглядных учебных пособий, отражающими последние теоретические и методические достижения в отечественной и западноевропейской педагогике. В 1870 г. по его приказу была сформирована Постоянная комиссия Педагогического музея, которая всячески способствовала развитию российского производства пособий из области преподавания различных школьных дисциплин. Во главе комиссии был поставлен военный педагог

© Е.И. Лелина, 2006

полковник В.П. Коховский, полностью разделявший взгляды руководства на перспективу развития наглядного обучения в современном отечественном образовании/

Зарекомендовав себя с самой лучшей стороны посредством организации серии востребованных педагогических выставок, Педагогический музей военно-учебных заведений с 1870 г. получил возможность разместиться в специально оборудованных экспозиционно-выставочных помещениях Соляного городка по адресу: набережная реки Фонтанки, дом 10.5

В 1875 г. на территории Соляного городка был создан новый музей общеобразовательной направленности, который получил название «Музей прикладных знаний». Педагогический музей вошел в его состав в качестве музея-отдела, при этом продолжая оставаться в ведении своего учредителя -ГУВУЗ.6 К этому времени Педагогический музей военно-учебных заведений представлял собой хорошо организованную музейную структуру, состоящую из семи самостоятельных отделов. Один из них носил название «отдел школьной гигиены», включал в себя преимущественно сотрудников с медицинским образованием, которые занимались соответствующими вопросами. Круг этих вопросов очерчивал множество аспектов: устройство и оборудование классных комнат, их освещение, вентиляция, водопроводное и канализационное оснащение, проектирование согласно разрабатываемым правилам школьной гигиены классной мебели и пр. По инициативе родителей младших школьников отдел школьной гигиены Педагогического музея военно-учебных заведений выдвинул идею организовать при Музее «правильно устроенную начальную школу».7 Такая школа могла бы стать не только музейной экспериментальной площадкой для грамотной отработки и оценки методов наглядного преподавания, но и одновременно помочь Музею апробировать свои идеи в проектировании «правильного» учебного пространства. Вопросы школьной санитарии только-только приобретали научный подход и в России, и во всей Европе, поэтому первые шаги Педагогического музея в этом направлении были чрезвычайно полезны и актуальны.

Педагогический музей военно-учебных заведений пользовался большой популярностью и уважением не только в педагогических, но и практически во всех образованных кругах Санкт-Петербурга и страны в целом. Его выставки и профессиональные форумы привлекали внимание учителей и общественных деятелей даже из российской глубинки. Педагогический музей приобрел особый статус в глазах отечественной и мировой общественности в 1875 г., во время Международного географического конгресса в Париже, где показал уникальную выставку наглядных учебных пособий по географии и космографии.8 Руководитель музейной делегации В.П. Коховский привез из Франции высшую награду конгресса «Почетный диплом», наградную медаль и всеобщее убеждение «в желательности учреждения подобных музеев во всех цивилизованных государствах», а Французское правительство незамедлительно высказало решение организовать Педагогический музей в Париже, ориентируясь на петербургский образец.9

Таким образом, выбор Педагогического музея военно-учебных заведений в качестве главного представителя России на предстоящей в 1876 г. Международной гигиенической выставке был далеко не случен.

Музей приступил к подготовительным работам со свойственной ему ответственностью. Успешное участие в Парижском международном географическом конгрессе и выставке принесло определенный положительный опыт всем сотрудникам. Руководство Музея действовало по уже отработанной схеме. Специальная (школьно-гигиеническая) комиссия разрабатывала концепцию музейной экспозиции в условиях предстоящей

Брюссельской выставки. В начале апреля 1876 г. на суд петербургской общественности была предложена гигиеническая выставка, устроенная в помещениях Педагогического музея. Выставку осмотрел Александр II и выразил свое удовлетворение, а труды гигиенического отдела Музея признал «чрезвычайно полезными».10

Все руководство по организации выставки Педагогического музея в Брюсселе осуществлял В.П. Коховский. По его инициативе в структуре музея на положении филиала стал создаваться Гигиенический музей. Концепция была разработана профессором медицины А.П. Доброславиным, а непосредственная организация экспозиции осуществлялась под руководством гигиениста К.П. Дианина. Гигиенический музей рассматривался как основа «для суждения о постановке курса гигиены в учебных заведениях, как пособие для наглядного преподавания гигиены в малоразвитой среде и как средство для ее самообразования».11

Тематическая структура Гигиенического музея складывалась из пяти разделов: воздух, вода, почва, пища, одежда и чистоплотность, работа и отдых. Методически каждый из разделов развивался в концепции двух основных направлений: научного и прикладного.12 Благодаря этому, новый музей становился доступным и интересным посетителям различного образовательного уровня. В 1888 г., готовясь отметить 25-летний юбилей Педагогического музея военно-учебных заведений, В.П. Коховский отмечал, что «гигиенический кабинет, созданный школьно-гигиенической комиссией, до сего времени считается единственным не только в России, но и во всем мире».13

В результате столь серьезной подготовки Педагогический музей вывез в Брюссель многоплановую экспозицию, которая была концептуально ориентирована на всестороннюю просветительскую и образовательную деятельность по вопросам гигиены и охраны здоровья среди учащихся, в частности, и народонаселения вообще.

Русский отдел гигиенической выставки в Брюсселе был представлен двумя обширными экспозиционными комплексами: «Гигиенический кабинет» и «Образцовая классная комната».1,1 Концепцию первого комплекса можно определить так: человек и окружающий мир. Гигиенический кабинет был наполнен различного рода приборами и учебными пособиями, помогающими определить состав и качество воды, воздуха, продуктов питания, одежды и пр. На экспозиции второго комплекса поднимались вопросы школьной гигиены: охрана здоровья учащихся в условиях школы. С этой целью специально для выставки д-ром медицины Ф.Ф. Эрисманом была разработана образцовая классная комната с учетом ее общих размеров, наполнения воздухом, освещения, отопления, вентиляции, количества посадочных мест, расположения классной доски и конторки учителя.15 Представленные на суд европейской общественности ученические столы разработки Ф.Ф. Эрисмана с определенным углом наклона столешницы пробрели впоследствии широкую и долговечную популярность под названием «парта Эрисмана».

Большое значение имел тот факт, что В.П. Коховскому, представляющему на выставке Педагогический музей, удалось организовать прямо на месте издание доклада Ф.Ф. Эрисмана «Основания устройства классной комнаты и классной мебели» в переводе на французский язык.16 Доклад был высоко оценен специалистами и, по мнению В.П. Коховского, его основные положения, «по всей вероятности, сделаются общими для многих европейских стран».17

В.П. Коховский считал, что в Бельгии Педагогический музей проявил себя значительно ярче и результативнее, чем годом раньше во Франции. Русский отдел посетили в общей сложности 300 тыс. чел. и среди них - представители правительств ряда европей-

ских государств. Наиболее заинтересованные из них распорядились об организации особых комиссий, которые изучали российский опыт и составляли подробные отчеты о нем.18 На этой выставке Педагогический музей намеренно нарушил правила, присущие каждой музейной экспозиции. Традиционный запрет «руками не трогать» был заменен устными и печатными обращениями к посетителям принять участие в демонстрируемых экспериментах и опытной апробации экспонатов.19 Сопроводительные аннотации и каталоги на французском языке способствовали созданию творческой атмосферы взаимопонимания.

Таким образом, Педагогический музей военно-учебных заведений первым продемонстрировал в Европе возможности и результативность интерактивного общения с посетителем в условиях действующей музейной экспозиции. Со временем этот опыт был забыт. И когда подобная методика приобрела широкую популярность в среде западноевропейских музеев второй половины XX в., отечественные музееведы и практикующие музейные работники стали повсеместно изучать зарубежные образцы проектирования интерактивных музейно-педагогических программ, не подозревая об их русском источнике.

Из Брюсселя Педагогический музей военно-учебных заведений привез высшую награду выставки - «Diplôme d’honneur». В течение 1877 г. В.П. Коховский опубликовал подробнейший отчет о выставке.20 Помимо прочего, в отчете подчеркивался образцовый пример Педагогического музея для других европейских государств и указывалось на заинтересованность России в учреждении подобных музеев на Западе. В.П. Коховский считал, что таким образом можно создать большой экспортный рынок сбыта для отечественного производителя учебных пособий. Благодаря этому их стоимость на уровне внутреннего потребления должна была существенно снизиться и они могли «сделаться доступными даже для бедной и отдаленной русской школы».21

Желание руководства Педагогического музея послужить нуждам всего отечественного образования и в том числе самой «бедной и отдаленной русской школе» свидетельствует о позиции высокой гражданской нравственности, которая действительно преобладала в музейной политике этих лет.

После окончания Брюссельской выставки Педагогический музей подарил городу часть своей экспозиции, которая должна была стать основой будущего Педагогического музея в Бельгии.

' Коховский В.П. Общий обзор педагогической части Международной выставки гигиены и снассиия погибающих в Брюсселе в 1876 году // Педагог, сб. СПб., 1877. Кп. I. С. 1.

2 Там же.

3 Там же. С. 4.

4 Лелииа Е.И. Педагогический музей и его роль п формировании отечественной школы повышения квалификации педагогов // Развитие образования: история и современность. Сб. ст. / Под ред.

В.Г. Воронцовой. СПб., 2002. С. 297-299.

5 Там же. С. 300.

6 Там же.

7 О деятельности Педагогического музея за 1 половину 1875/76 учебного года // Педагог, сб. С. 55.

8 Коховский В.П. По поводу участия Педагогического музея в Международной географической выставке и Конгрессе в Париже в 1875 году // Там же. СПб., 1875. С. 1121-1150.

и Там же. С. 1138.

111 Краткий обзор деятельности Педагогического музея за 1876 год // Там же. СПб., 1877. Кн. I. С. 67.

" Доброславин А. Труды комиссии Педагогического музея по отделу школьной гигиены. Гигиенический музей // Там же. СПб., 1876. Кп. IV. С. 387.

12 Там же. С. 385, 387.

13 Краткий обзор деятельности Педагогического музея военно-учебных заведений за 1887/88 учебный год. (К истории учреждения). СПб., 1888. С. 151.

и Коховский В.П. Общий отчет педагогической части Международной выставки гигиены... Кн. I. С. 5, 6. ':’Эрисмап Ф.Ф. Труды Комиссии Педагогического музея по отделу школьной гигиены. Проект образцовой классной комнаты // Педагог, сб. СПб., 1876. Кн. II. С. 136-172.

16 Коховский В.П. Общий обзор педагогической части международной выставки гигиены... Кн. I. С. 4.

17 Там же.

18 Там же. С. 2.

19 Там же. С. 5.

20 Там же. С. 1-41; Педагог, сб. СПб., 1877. Кп. II. С. 115-150; Там же. Кп. III. С. 223-271; Там же. Кн. IV.

С. 331-375; Там же. Кн. V. С. 461-492; Там же. Кп. VI. С. 565-583; Там же. Кп. VII. С. 691-742; Там же. Кн. VIII. С. 811-858; Там же. Кп. IX. С. 919-977; Там же. Кп. X. С. 1057-1114.

21 Педагогический сборник. Кп. I. С. 8.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.