Научная статья на тему 'Русский национальный язык в современной языковой среде: актуальные проблемы и пути их решения'

Русский национальный язык в современной языковой среде: актуальные проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3190
732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / РЕЧЬ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / РЕЧЕВОЙ / ОБЩЕНИЕ / НОРМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вострикова Р. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы состояния и функционирования русского языка как национального достояния, а также проблемы культуры речи. Акцентируется внимание на основных тенденциях развития русского языка. Автор стремится обозначить типичные факты нарушения языковых традиций и тем самым обратить внимание на собственную речевую культуру. В статье выражается убеждение в том, что проблема сохранения литературного языка и его норм проблема, касающаяся как отдельной личности, так и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский национальный язык в современной языковой среде: актуальные проблемы и пути их решения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

2. Беликов И.В., Крысин Л.П. Социолингвистика. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 337 с.

3. Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. - С. 123-132. URL: http://gisap.eu/ru/node/16946

4. Гизатулин С.Л. Семантическая экономия и избыточность в речи// Филологические науки. - 2001. - №2. -C. 78-93.

5. Незнанский Ф.Е. Девочка для шпиона. - М.: ACT; Дрофа; Лирус - 432 с.

6. Квятковский А.П. Эллипс // Поэтический словарь. URL: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3513.htm

7. Cooley Ch.N. Human nature and the Social order. - New York: Scribner's, 2011. - 465 р.

8. Shannon K., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. URL: http://www.mast.queensu.ca/~math474/shannon 1948.pdf

© Воронцова Ю.А., 2016

УДК 81-26

Р.В. Вострикова

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Симферополь, Российская Федерация kotovaruslana@mail .т

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ: АКТУАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы состояния и функционирования русского языка как национального достояния, а также проблемы культуры речи. Акцентируется внимание на основных тенденциях развития русского языка. Автор стремится обозначить типичные факты нарушения языковых традиций и тем самым обратить внимание на собственную речевую культуру. В статье выражается убеждение в том, что проблема сохранения литературного языка и его норм - проблема, касающаяся как отдельной личности, так и общества в целом.

Ключевые слова

Русский язык, речь, литературный язык, культура речи, речевой, общение, норма.

Весьма меткое определение народу дал Максим Горький в статье «Разрушение личности», назвав его не только «силой, создающей все материальные ценности». Это - «единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных» [3, с. 26]. Следовательно, национальный язык является общечеловеческой ценностью и историей, без которой трудно вообразить полноценное существование и развитие народа. В свою очередь, русский философ Н.А.Бердяев обозначил суть нации, отметив, что в ее понятие составляют «не только человеческие поколения, но также и камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы понять волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы» [1, с. 105].

Безусловно, неотъемлемой нравственной составляющей нации является ее язык, поэтому понятно, что развитие общества тесно связано с понятием языка. Неоспоримым является утверждение: русский язык -сильнейший интегрирующий фактор на постсоветском пространстве. В общем, язык, культура и образование - триединый организм, и от качества функционирования каждой составляющей напрямую зависит состояние других. Кроме того, изучение русского языка и уверенное владение его нормами является эффективным средством культурного воспитания человека и приобщения его к незыблемым гуманистическим ценностям,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

а это особенно важно в нынешних сложнейших условиях. И в каком состоянии язык, каковы его тенденции развития, есть ли необходимость и возможность влиять на них - это и есть актуальные проблемы языка, тем более что они теснейшим образом касаются русского языка как национального языка русского народа, а также государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Как известно, лекции в университетах России в относительно недавнем времени читались на латинском и немецком языках. Для преподавания ключевых дисциплин приходилось приглашать профессоров из-за границы. Известны имена патриотов, кто поднимал престиж родного языка, читая лекции на русском языке: профессора Московского университета Н.Н.Поповский и А.А.Барсов. Это ему, Н.Поповскому, принадлежат слова, культивирующие гордость за свой родной язык: «Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно [6, с. 32].

Рассматривая данный вопрос, необходимо учесть главнейшие аспекты существования и развития русского языка. Во-первых, русский язык - главнейшая основа всей русской культуры, это национальное достояние, и оно, безусловно, должно быть защищено государством; это объект информационной безопасности страны. Во-вторых, сам же русский язык связан с развитием интеллектуального потенциала, поэтому и призван обеспечить эту информационную безопасность. В-третьих, необходимо обеспечить информационную безопасность соседствующих с Россией государств, особенно тех, кто сравнительно недавно входил в состав Советского Союза и до настоящего времени связан с ней разноаспектными связями. И, наконец, необходимо осознание роли русского языка в напряженных условиях глобализации общества. [5, с. 39].

Бурные общественно-политические процессы в России первого-второго десятилетий Х1Х века привели к кардинальному изменению общественного уклада российского общества. Это нашло отражение в развитии русского языка. Особенность языковой ситуации в России, большинство изменений в языке связано, в первую очередь, с изменениями в самом обществе. Получается, что изменения в языке вытекают из общественно-политической ситуации в стране.

Замечено, что большинство языковых ошибок связано с нарушением языковых норм, т.е. тех, которые закреплены установленными правилами, освящены литературной традицией и рекомендуются авторитетными изданиями (словари, справочники). Так, часто можно услышать «одеть» вместо правильного в данной ситуации «надеть», «чулков» вместо «чулок», «ложить» вместо «класть» и т.п. Нередкими стали и такие «словотворчества»: «отдыхнуть», «жевачка», «пироженое».

К сожалению, негативные тенденции в развитии русского языка на современном этапе очевидны: происходит активное внедрение блатного фольклора в активную разговорную среду, т.е. его эстетизация, пропаганда криминальной лексики в различных языковых ситуациях. Матерные слова на сегодняшний день становятся чуть ли не привычным явлением: рядовой гражданин без труда отыщет их на страницах книг, периодической печати, услышит по телевидению. Печально отмечать, но, к сожалению, уродуются и искажаются не только отдельные слова, но и фразы, ритм, интонации.

В современной языковой среде наметилась тенденция орализации общения: значительно возросла роль устной речи, расширились и даже изменились ее функции. Проявление и прогрессирование агрессивности диалога, увеличение веса оценочной лексики в речи, увеличение фактов вульгарного и нецензурного словоупотребления, жаргонизация речи - прямое следствие фобий человека: страх перед жизненными трудностями, утрата чувства защищенности, нестабильность на работе и т.п.

До относительно недавнего времени невозможно было вообразить, чтобы вывеска или стенд совмещали написание русскими и латинскими буквами (даже на разном алфавите в пределах одного слова), чтобы во фразу на русском языке включались английские символы. Действительно, на каком языке оформлены вывески: «Фуд Шоп», «Прайм стар», «Макдоналдс»?

Информатизация общества нашла свое отражение и в языке: общение в соцсетях требует быстроты реакции, моментального получения ответа на сообщение. Часто для быстроты переписки сокращаются, коверкаются и изобретаются новые уродливые слова, которые, к сожалению, закрепляются при их частом использовании. Появляется своеобразный язык - язык интернет-общения. Это своеобразный гибрид устной и письменной речи, который вобрал электронный текст, новоиспеченные и активные в употреблении

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

сокращения, смешанные стили, иноязычную лексику. Все это, бесспорно, губительно для практики словоупотребления. Язык засоряется всевозможными смайликами, акронимами, эмотиконами, аббревиатурами - привычное явление в опосредованном общении по Интернету, айфонам и смартфонам. Конечно, это разрушительно действует на литературный язык и его сформированные нормы. Такие искаженные слова, как и ошибочное написание, без особых усилий запоминаются и в дальнейшем находят проявление в письменной речи. В этой ситуации нельзя быть категоричным. Несомненно, такие мнения ученых имеют право на утверждение. Но имеется и другой взгляд на эту проблему: язык не деградирует, не распадается, а переходит в новую стадию, на иной уровень, по мере того как общество адаптируется в новой эпохе коммуникаций.

Отклонения от литературных норм находит отражение и в тех сферах, которые призваны быть образцом в соблюдении речевой культуры. В прямом эфире допускаются многочисленные случаи речевого непрофессионализма. В эфире стало модным речевое раскованное поведение. Допускается повышенная громкость, ускоренный темп речи, сверхэмоциональность диалога со зрителем, повышенная напряженность артикуляции. Использование ненормативной лексики на телевидении, раскованных речевых средств, не вполне этичных речевых приемов поддержания внимания становится привычным явлением. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда «пренебрежение нормой и речевая вседозволенность еще остаются сегодня характерной чертой СМИ» [2, с. 95].

Заметны изменения в грамматическом строе речи, чаще в построении фраз по типу управления, реже - согласования: оплатить за обучение, привести пример о..., знакомый для нас т.п. Получили широкое распространение неправильно построенные деепричастные обороты (проводя эти исследования, нам стало ясно...). Такое явление диктуется актуализированным законом экономии речевых усилий: такой оборот легче артикулировать, нежели выстроить и произнести более длинное придаточное предложение.

Сегодня норма словоупотребления - не догма, однако не все отклонения от нормы имеют будущее. будущее. Активно вырабатываются новые средства выражения, формы образности. Основной причиной заимствования иноязычной лексики признаётся отсутствие соответствующего понятия в базе языка-рецептора. Речь русского человека стала изобиловать непривычными для него и его среды словами: интерфейс, селфи, скриншот, копипаст, интерактив, флешмоб, винтаж.

Таким образом, русский язык как необходимый и важный инструмент консолидации общества и обеспечения государственной целостности России, элемент политической, экономической и культурной стороны жизни страны является показателем и общей культуры нации, и культуры отдельной личности. Как форма существования национального мышления и русской культуры русский язык нуждается в его защите, правильном пользовании и, конечно, в сохранении - не только в пределах России, но и в русскоязычной диаспоре, где проживает более 30 млн. носителей русского языка.

Безусловно, на новом этапе развития цивилизации русскому языку суждено прогрессировать - это закон времени и жизни. Результаты гибели языка страшны и не нуждаются в отдельных комментариях: это утрата его как средства национальной идентичности, это разрушение достижений цивилизации и культуры, это исчезновение, в конечном счете, народа и государства.

Не все изменения, отразившиеся в русском языке, носят позитивный характер. Печально отмечать, но уровень культуры речи современных граждан России снизился, причем и в социальных, и возрастных группах. Возникает проблема регулярной целенаправленной работы по сохранению норм литературного языка в современном российском обществе, проблема формирования внимания к своей речевой культуре. Какие же пути решения вопроса повышения речевой культуры можно порекомендовать?

Избавиться от слов-паразитов возможно за два-три дня, если проявить терпение и не произносить этих слов. Не знаешь, какое ударение правильное - замени слово синонимом и тут же проверь на соблюдение орфоэпических норм.

Для учащихся, бесспорно, эталонной и речью является речь педагогических работников. Понятно, что высокий уровень речевой культуры педагогов должен быть высоким. Отсюда вытекает проблема их высокой ответственности за формирование норм литературного языка.

Важно организовать и проводить разъяснительную работу среди лиц, чьи выступления неизбежно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

должны попасть в центр общественного внимания. Разъяснения следует проводить и среди руководителей СМИ - о качественном выполнении редакторской работы над публикуемыми текстами.

Классическая литература - основа духовного развития нации, и без пропаганды классики вряд ли современное население, особенно молодежь, осознанно приобщится к высокому искусству чтения.

Телевидение, Интернет и радиовещание призваны сыграть, пожалуй, главнейшую роль в деле повышения уровня культуры речи - как письменной, так и устной. В этом деле умело оформленная и озвученная реклама, связанная с актуальными проблемами русского языка, безусловно, будет иметь положительный результат; по радиовещанию эффективными окажутся викторины, игры, конкурсы, особенно когда предусмотрено поощрение победителя.

Современное общество озабочено, в первую очередь, вопросами повышения правовой и политической культуры, но будет большим упущением не позаботиться о повышении общей культуры граждан. Никто не возразит: востребованность сегодняшнего специалиста на рынке труда во многом зависит от его уровня владения речью, от его способности эффективно общаться и убеждать. Культурой речи необходимо владеть прежде всего тем, кто организовывает и направляет работу людей, кому приходится вести деловые переговоры, оказывать людям всевозможные услуги, кто по характеру своей деятельности тесно связан с людьми. Эти критерии, заметим, применимы не к отдельной категории людей, а ко всем без исключения, т.к. так или иначе мы соприкасаемся и соотносимся с людьми - и в быту, и в общественных местах, и на работе, значит, проблема повышения культуры речи предполагает и общественную ответственность, и персональную.

«Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» - так определил значение языка в судьбе человека и общества М. А. Шолохов. А В. Даль подтвердил справедливость этих слов: «Язык есть вековой труд целого поколения...». Созидающую роль языка подчеркнул К.Д.Ушинский: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

И.А.Ильин, известный деятель культуры, высказал глубокую мысль об органической связи народа, Родины и языка: «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почувствуют нашу речь... Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о ней, а её» [4, с. 10-11].

Как видно, вопрос путей развития языка, волновавший мастеров русского слова и выдающихся лингвистов, отнюдь не праздный, и именно от нас сегодня зависит напрямую судьба русского языка. Необходимо помнить: главное оружие в борьбе за язык - сам язык, поэтому нельзя в этом вопросе занимать стороннюю позицию и равнодушие, а, напротив, проявить высокую гражданскую сознательность и сопричастность к общему делу сохранения национального достояния - русского языка.

Список использованной литературы:

1. Бердяев Н. А. Смысл истории // Материалы о Бердяеве - М. 1999. - С. 105.

2. Владимирова Т.Е. Русский язык в школе: испытание глобализацией // Интеграция образования. 2013. № 4. С. 94-95.

3. Горький Максим. Разрушение личности: очерки философии коллективизма. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 24. С. 26 - 79.

4. Ильин И.А. О России. М.: Наука, 1991. 341 с.

5. Колин К. К. Русский язык и актуальные проблемы национальной безопасности России и стран Евразии // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1 С. 38-48.

6. Модзалевский Л. Б. Ломоносов и его ученик Поповский // XVIII век. - М.; Л., 1958. Сб. 3. С. 32.

© Вострикова Р.В., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.