Научная статья на тему 'Русский национальный характер через призму языка'

Русский национальный характер через призму языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
442
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЙНОСТЬ / ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ФАТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Го Лицзюнь

Интеграция уникального геологического положения, многобожия и православной веры, совместно с бурной историей с большими переменами создала двойственность и парадоксальность русского национального характера. Язык является продуктом национального духа, в нем скрывается кодирование человеческого разума и образа мышления. В данной статье берутся на пример безликий коллективизм, удаль, сентиментальность и склонность к фатализму, путем тщательного анализа языкового материала исследуется тайна русского национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский национальный характер через призму языка»

Проблемы изучения и сохранения языков и культур народов мира

87

9. Осетрова Е.В. Речевой портрет политического деятеля [J] // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Григорьевой. - 1999. - № 1. -С. 58-66.

10. Осетрова Е.В. Речевой имидж [M]: учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004.

11. Осетрова Е.В., Курчатова А.В. Образ власти в современном русском языке (на материале политических текстов) [J] // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Григорьевой. - Красноярск, 2004. - № 6. - С. 7-19.

12. Панов М.В. История русского литературного произношения ХУШ-ХХ вв. [M] / Учебное пособие. - М.: Наука, 1990.

13. Переверзев Е.В., Кожемякин Е.А. Политический дискурс: многопа-раметральная модель [J] // Вестник ВГУ Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 2. - С. 74-79.

14. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции [M]. - М., 2004.

15. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара) [D]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. -Краснодар, 2007.

16. ШШ\’ Ш [M]. Я»: Я«т§®ЖЯМ±, 2006.

17. Ш-- [J]. мшшшштш, 2001 (5): 49-52.

18. гяй. [J]. 2001 (4): 72-77.

19. [J]. 2001 (3): 199-209.

20. ййя. [J]. тттт.т, 2003 (12): 11-14.

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЯЗЫКА

© Го Лицзюнь*

Шаньсиский университет, Китай, г. Шаньси

Интеграция уникального геологического положения, многобожия и православной веры, совместно с бурной историей с большими переменами создала двойственность и парадоксальность русского национального характера. Язык является продуктом национального духа, в нем скрывается кодирование человеческого разума и образа мышления. В данной статье берутся на пример безликий коллективизм, удаль, сентиментальность и склонность к фатализму, путем тщательного анализа языкового материала исследуется тайна русского национального характера.

Ключевые слова: крайность, чувствительность, коллективизм, фатализм.

Преподаватель кафедры Русского языка

88

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

1. Введение

Русский ум своей загадочностью и неповторимостью привлекает национально-этнических психологов, историков, литераторов и зарубежных исследователей. Россия географически находится в Евразийском пространстве, где восточная и западная культуры всегда дерутся друг с другом, в результате чего русский народ склоняется то к Востоку, то к Западу. Что касается религиозной принадлежности России, язычество и Православие, совмещаясь друг с другом, оказывают глубокое влияние на формирование русского национального характера. От язычества русский народ принимает мистическую интуицию, дикую независимость, и страсть к блужданию. А христианство, принятое от Византии, придает русскому народу дух Всеобщего спасения и мессианизма. Бердяев пишет в «Судьбе России», что «идея русского народа - это не идея цивилизации, а идея конечного всеобщего спасения» [1] (Бердяев, 2004). Исторически сложилось так, что Крещение Руси и Татаро-монгольское иго привили русскому народу восточную культуру, а реформа Петра Первого - западную культуру. Таким образом, из-за интеграции восточной и западной культур русский народ психологически постоянно колеблется, не зная, к чему он принадлежит - к Востоку или Западу? Кроме крайности, русскому национальному характеру присущи также и такие типичные черты: безличный коллективизм, более эмоциональны, чем рациональны, предпочтение духовного материальному, непредсказуемость жизни, пассивность или даже склонность к фатализму и друние. Автор данной статьи ставит себе целью путем тщательного анализа языкового материала найти золотой ключ к тайне русского национального характера.

2. Безликий коллективизм

Православное братство объединяется с образом жизни села в Древней Руси, в результате чего у русского народа возникает сознание безликого коллективизма: «Это типичная особенность первоначальных идей русского народа» [4, с. 155]. Сергеева отметила, что русский народ ценит концепцию «всеобщей равности», стремится к жизни, в которой «Все - как один, один -как все». Как пословицы гласят: Один в поле не воин; Одна рука и в ладоши не бьет; Одному жить - сердцу холодно; Одному ехать - и дорога долга; Одному и у каши неспорно; Они ценят дружбу, взаимную поддержку и помощь, сострадание к слабым, как пословицы гласят: Что есть - вместе, чего нет -пополам; Вместе и горе легче переносится; С миру по нитке - голому рубашка; Доброе братство - дороже богатства; На миру и смерть красна.

Предки славян осознали, что люди не могут изменить или контролировать естественный процесс, и они должны следовать естественной закономерности для выживания. Отдельные, небывалые вещи не имеют самостоятельную ценность для предков славян. Настоящая реальность заключается

Проблемы изучения и сохранения языков и культур народов мира

89

только в повторяющихся поведениях в соответствии с традицией. Люди должны поступать одинокаво как свои предки и все другие, так что ценность личности часто не получает признания, люди с инновационными мыслями часто подвергаются клевете и презрению, их часто предупреждают: Не высовывайся, а то будет хуже; Быть как все и не выделяться на общем фоне; Инициатива должна быть наказуема. Сознание безликого коллективизма и принципы поведения, ориентированные на прошлое, привели к консервативности в менталитете и поведении русского народа, который не любит изменения и не пытается измениться. Они не любят менять работу, переселяться, делать капитальный ремонт дома, не желают каких-либо серьезных изменений в жизни. Они также близко к сердцу принимают мнения и оценку других к себе, не хотят быть хуже других, и поэтому уделяют большое внимание внешнему виду, как говорят: Шапка три рубля, зато набекрень; На брюхе шелк, а в брюхе - щелк; По одежке встречают, по уму провожают.

Православие презирает светские ценности и ценит духовные поиски, поэтому русский народ считает мимолетные земные вещи незначительными и презирает людей, трудящихся ради материального богатства, поскольку -Помрешь - ничего с собой не возьмешь (на тот свет). Они осуждают людей, стремящихся к богатству или высокому положению, с иронией говорят: Из грязи, да в князи; Шишка на ровном месте; Из молодых, да ранний - петухом кричит; Залез в богатство, забыл и братство.

3. Удаль и сентиментальность

Обширная территория и пространство создали уникальный характер русского народа. С одной стороны, они безудержны, свободны, но с другой стороны, сентиментальны. «Внутренняя тоска (сентиментальность) и удаль (храбрость, дикость) - такова вечная тема для русского фольклора и литературы» [5, с. 31].

Слово «тоска» трудно переводится на другие языки, оно описывает чувство, когда «человек хочет чего-то, но они сами не понимают, чего именно они хотят, а только знают, что оно не может быть получено. Даже если объект тоски четко определен, то это часто что-то потерянное, сохранившееся в смутном воспоминании» [2, с. 490]. Возникновение такого чувства объясняется обширным пространством России, непрерывным духовным поиском русского народа, но и неотделимо от ностальгии в глубине русского национального сознания. Они всегда берегут память о детстве, молодости, первой любови, о местах, где жили. Существуют такие выражения, как: тоска по родине, тоска по ушедшим годам молодости. Возможно, вот и почему русским эмигрантам трудно долго жить за границей.

Мистическая интуиция убеждает русского народа в том, что существует секретная связь между природой и Богом, что естественное состояние является идеальной формой человеческого существования, и только на природе почувствуется истинный смысл жизни. Такие дикие первобытные культур-

90

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

ные особенности русского народа связаны с политеистическим верованием. Древние русские, под защитой политеистических богов, лишены страха к природе, любят воевать и бороться, в чем они получают энергию примитивной жизни природы и необузданную радость. Поэтому они раскованные, смелые, злоупотребляют алкоголем, не обращают внимание на дисциплину, любят приключения, как гласят пословицы: Волков бояться - в лес не ходить; Нет дела без риска; Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

4. Склонность к фатализму

Русский народ связывает концепцию «удачи» с пониманием «счастья», они относятся к удаче так, как к погоде в сельскохозяйственном производстве. Удача, как и погода, непредсказуема и находится вне контроля человека, поэтому русский народ придает «время» и «безвременье» значения соответственно «время счастья, удачи» и «период стихийных бедствий, социальной депрессии и культурного застоя», например: Время красит, безвременье старит. Русский историк Ключевский сказал: «Природа часто делает наиболее осторожные планы неудачными, капризная погода и земля часто обманывают народ, после того, как они привыкли к таким обманам, россияне часто без размышления делают безнадежные решения, смелым своенравием противостоят своенравию природы...» [3] (Ключевский, 1987). Однако в результатах борьбы люди могут только надеяться на авось, в конечном счете, все завист от судьбы и обстоятельств, поэтому им придётся утешиться пословицами, как: Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит; От беды не отбо-жишься; Что суждено, тому не миновать; Чему быть - того не миновать. Такой фатализм привел также к тому, что русские привыкают перекладывать ответственность на других или на природную силу.

Отношение русского народа к судьбе и история угнетения создали рабскую покорность русского менталитета и абсолютное подчинение власти. Тем не менее, в глубине души русский народ всегда устремляется к абсолютной духовной свободе, обладает сильным сознанием личности и мятежно-стью. Шмелев отметил, что первоначальное значение мир [м'ир] - это «гармония, порядок». Мир можно рассматривать как противоположность хаосу -«гармоничный порядок». Отказываться от установленного порядка означает «вырваться на свободу(воля)» [2, с. 485-487]. Душа русского народа тянется к «свободе (воля)» без всякого контроля, как гласят пословицы: Вольному -воля, спасенному - рай; Кто живет на воле, тот и спит боле. А слово «свобода» связывается с социальным или индивидуальным пониманием «дозволенного или запрещенного», оно ограниченно. Так что тоталитаризм и анархизм как братья-близнецы сосуществуют в глубине души русского народа.

5. Заключение

В русской национальной психологии сохраняются следы как восточной, так и западной культур, она противоречива и сложна. Русский народ всегда

Проблемы изучения и сохранения языков и культур народов мира

91

устремляется к высшим духовным ценностям, по их мнению, самое главное счастье - это «чистая совесть», поэтому, при выборах или решении проблем, они часто прислушиваются к «голосу души», а не к «голосу разума». Данная статья предоставляет новую точку зрения в исследовании русского национального характера, поможет разгадать тайну русского ума, и имеет также важное значение для межкультурной коммуникации.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Судьба России [М]. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

2. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуальзация мира (на материале русской грамматики) [М]. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории [M]. Т. 1. - М., Мысль, 1987.

4. Сергеева А.В., Стереотипы поведения, традиции, ментальность [M]. -4-е изд., испр. - М.: Флинта Наука, 2006.

5. Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» [А]; Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д., Ключевые идеи русской языковой картины мира [M]. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - С. 25-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.