Научная статья на тему 'Русский Христос (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)'

Русский Христос (из авторского словаря «Космос русского самосознания») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОЧЕЛОВЕК / ЛОГОС / СЫН БОЖИЙ / ХРИСТОС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исупов Константин Глебович

Статья «Русский Христос» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский Христос (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)»

1237

швивиша

К.Г. Исупов

космос русского САМОСОЗНАНИЯ

Русский Христос

Вторая Ипостась, Сын Божий, Богочеловек, Логос осмысляется на Руси в сложном контексте 1) автохтонного язычества; 2) православной святоотеческой традиции (вочеловечившаяся Мировая Красота и Свет мира); 2) свойств русского характера. Тенденции христоцентризма предшествовал культ Богородицы в аспектах мифологемы «Мать-Сыра-Земля». Женственный аспект Троицы не исчез с растворением язычества в христианстве, Богородица слилась с Софией, что послужило оправданием для гностической попытки «дочерней» трактовки Третьего Лица (Н. Федоров). В опыте почвенного переживания вероисповедных святынь оформились креолизованные формы сакрального пантеона: в одном ряду оказались святитель Николай, пророк Илия, св. Георгий Победоносец, Флор и Лавр, Власий (Волос / Ве-лес), Параскева-Пятница и Анастасия, Перун и Мокошь. Контексты женственности и благоутробия не вытеснены в русской вере на периферию, они сохранились в народной поэзии и тогда, когда, «при потускнении троичного сознания понимание Христа <...> приближается <...> к монар-хианству» (Федотов Г. П. Стихи духовные. М., 1991. С. 33). В почитании Богородицы -Матушки и Заступницы, Родительницы мира подчеркнута не Ее девственность, а материнство. Почти неотличимая от Бога-Вседержителя, Она вся - в заботах о дольнем человеке. Богородица - подлинное Сердце Мира, но этот Ее абстрактно-космогонический статус не отменяет живой конкретности Её Лица, обращенного к обыденному миру всей чревной теплотой сочувствия и нежной приязни (см. икони-ческий канон «умиления»). Вслед за Ф. Буслаевым В. Розанов отметил, что «в наиболее строгие эпохи Лик Божией Матери

отступал, и на первое место почти испуганного воображения выступал Иисус Христос» («Случай в деревне», 1900). Тип Спасителя, выработанный византийской иконографией не позднее IV в., на Руси установился в образе сурового Спаса Пан-тократора и Судии мира (икона Спаса XV в. в Успенском соборе). Усиление хрис-тоцентрической тенденции имело две стороны: а) завышается нравственно-юридический смысл теологем «Страх Божий» и «^еи тае», что спровоцировано успехом в России протестантских доктрин и ересей «голубиного толка» (их отражение см. в романе А. Белого «Серебряный Голубь», 1910; сб. А. Радловой «Крылатый гость», 1922; «Богородицын Корабль», 1923), а также активизировало богословие спасения (Архи-еп. Сергий <Страгородский>. Православное учение о спасении. Казань, 1898); б) «подражание Христу» стало трактоваться как поиск последнего идеального «нового человека», взыскующего в дольнем мире Новой земли и Нового неба, а наследно-отеческий «^р», в свою очередь, был принят как безысходный и благодатный вместе, коль скоро всю эту сирую и убогую землю «Царь Небесный исходил, благословляя» (Ф. Тютчев). В Христе усилены аспекты страдания, причем высокий и не-отмирный смысл Голгофы напрямую соотнесен с мирской мукой и повседневными тяготами жизни. По П. Флоренскому: «<...> Русский народ <...> живет с Христом страдающим, а не с воскресшим и преображенным <...> Это русский Христос, такой близкий к скудному русскому пейзажу <... > Это - Христос - друг грешников, убогих, немощных, сирых духом» («Православие», 1909). Переживая личного Христа в страдании как испытующе-страстном претерпевании плоти, русская вера не те-

: Продолжение. Начало в №№ 1'06, 1-4'07, 1-4'08, 1-4'09, 1-3'10.

ряет в Его образе черт национального Предстоятеля и Промыслителя «русского пути». Эти акценты составили содержание представления о «Русском Боге» (выражение датируется в предании репликой Мамая по поражении его в Куликовской битве: «Силен Русский Бог!»); см. патетическую огласовку этой темы у Державина («... Языки, царствуйте! Велик Российский Бог!»), Н. Языкова («Не нашим», 1844) и ироническое - у А. Пушкина («...Барклай, зима, иль Русский Бог?») и П. Вяземского («Русский Бог», 1828). Христология Серебряного века пыталась усилить персона-листские акценты: М. Тареев создал трактат «Самосознание Христа», С. Трубецкой в диссертации «Учение о Логосе в его истории» (1900) писал, что двуединая природа Христа осмысляет себя в духовном содружестве Троицы: «Единственное в своем роде нераздельное соединение личного самосознания с Богосознанием в лице Иисуса Христа» (Трубецкой С. Н. Соч. М., 1994. С. 459; курсив автора); С. Булгаков, назвавший свою книгу 1917 г. одним из имен Христа («Свет Невечерний»), отстаивал ту мысль, что «интимная и существенная близость Христа человечеству» позволяет понять Его мир не только как «ризу Божества или космос» (позиция «панхристиз-ма»), но и как «мир сей» в перспективе катастрофического перелома и апокалипсиса спасения; Н. Бердяев отстаивал позицию антропоцентричности христианства («Философия свободного духа», 1928; «О назначении человека», 1931). Симптоматична попытка поставить проблему национальных обликов Христа: «Славянофильское выражение "русский Христос" можно понимать <...> в смысле констатирования того факта, что разные народности, как реально различные между собою, каждая по-своему воспринимает Христа и изменяется от этого приятия. В этом смысле можно говорить (вполне без тени и без всякого кощунства) не только о русском Христе, но и о греческом, об итальянском, о германском, так же как и о национальных святых. <... > Нам, русским, ближе и доступнее именно наш русский Христос, Христос преп. Серафима и преп. Сергия, нежели Христос Бернарда Клервосского, или Христос Екатерины Сиенской, или даже Франциска Ассизского» (Булгаков С. Н. Два Града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 342). Тем не менее, на фоне споров Серебряного века об «историческом христианстве», религиозная мысль робеет перед Христовым Ли-

ком, предпочитая или опыт полуязыческой эмпатии (В. Розанов. «Об Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира», 1907; ср. возражения Н. Бердяева - «Христос и мир», 1907), или беллетризованные реконструкции Его земной судьбы (Д. Мережковский. Иисус Неизвестный, 1932-4). Симптоматичен для эпохи общий упрек, адресованный П. Флоренскому как автору труда «Столп и утверждение Истины» (1914): «почему в книге не нашлось место для главы о Христе?» С тем большим воодушевлением осваивала образ РХ изящная словесность; от псалмопевческих переложений она перешла в Х1Х-ХХ вв. к поэтической христологии (пушкинский замысел драмы «Христос»; Плещеев, Некрасов, Надсон). Если карающий Бог «Анны Карениной» (1873-7) Л. Толстого отчетливо проясняет ветхозаветные черты, то Достоевский остался на позиции евангельского РХ - глашатая религии любви («князь-Христос» в «Идиоте», 1868; ср. «Мальчик у Христа на елке» и «Кроткая» <1876>, «Легенда о Великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых» <1879-1880>). Мистикой сердечного сочувствия страстям Христовым живет герой-праведник «Однодума» (1879; ср. «На краю света», 1875-1876) Н. Лескова и пафосом милосердия - герои тургеневской новеллы «Милостыня». Со ссылкой на рассказ Лескова «На краю света» Лу Андреас Саломе говорит о своем общем с Рильке восприятии русской исторической судьбы: «Уделом, судьбой этого народа был "Бог". Не небесный вседержитель, облегчающий тяготы жизни, а ближайший покровитель, оберегающий от окончательной гибели — русский Бог Лескова, обретающийся "за пазухой"» (Иностранная литература, 2001. № 2. С. 201; выражение неверно переведено как в «левой подмышке». В рассказе Н. Лескова «На краю света», 1875: «... Я более всех представлений о божестве люблю этого нашего русского Бога, который творит себе обитель "за пазушкой"»; выделено автором). На рубеже веков возникают фило-софско-эстетические транскрипции категории поступка применительно к Священной истории: переоценка поведения Иуды в «Иуде Искариотском» (1907) Л. Андреева (ср. Булгаков С. Апостол-предатель) и Антихриста (В. Свенцицкий; М. Булгаков). В новокрестьянской поэзии воскрешены мотивы «мужицкого Христа» (Н. Клюев, С. Есенин), а в опусах символистского толка развернут Апокалипсис Второго пришествия (ранние «Симфонии» А. Белого;

«Эсхатологическая мозаика» П. Флорен- «женственного призрака» к РХ мужицкому

ского; лирика Ф. Сологуба, Д. Мережков- и, наконец, к «Христу = Антихристу» в по-

ского, З. Гиппиус, М. Волошина); особую эме «Двенадцать» (1918). Богочеловече-

мифологию «экуменического» РХ создал ская тема нашла себя в идеологии проле-

В. Хлебников; эсхатологическая концеп- тарской культуры (А. Платонов: «Христос

ция Мессии предъявлена в «Розе Мира» и мы», 1920; «О нашей религии», «Новое

(1950-е гг.) Д. Андреева. Амбивалентный Евангелие»), и в движении «богострои-

характер русского человека выразил себя в тельства». Христоцентричное сознание

образах черта, соблазненного светом Хрис- ХХ в. пытается сохранить образ Спасите-

товой Истины (от галлюцинаторного собе- ля в возможной полноте православного

седника Ивана Карамазова до героя мирочувствия (С. Аскольдов, И. Ильин,

романа В. В. Орлова «Альтист Данилов», Б. Зайцев, Е. Кузьмина-Караваева; Б. Пас-

1980). Показателен путь Блока от РХ - тернак, И. Шмелев, Т. Горичева).

Тексты и исследования: Александр (Светланов), еп. Иисус Христос по Евангелиям. М.. 1891-1894. Т. 1-4; Александров Б. М. Единство образа по Апокалипсису, посланиям св. апостола Павла и Евангелиям. Париж, 1964; Антоний (Храповицкий) Сын Человеческий: Опыт истолкования // Богословский вестник, 1903. № 11; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1912-1914. Т. 1-4; Аскольдов С. А. Четыре разговора. Мысленный образ Христа / Публ. А. В. Лаврова // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 483-508; Богословский М. Детство Господа нашего Иисуса Христа и его Предтечи. Казань, 1893; Булгаков С.Н. 1) О Богочеловечестве. Агнец Божий. Париж, 1933; М., 2000; 2) Восхождение ко Христу // Вестник РХД. 1971. № 100 С. 31-33; Буткевич Т., прот. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Харьков, 1887; Волынский А. Л. Четыре Евангелия. Пг., 1923; Духовная поэзия. Воронеж, 1990; Древнерусские апокрифы. СПб., 1999; Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994; Есаулов И. Христоцентризм // Идеи в России. Словарь. Варшава-Лодзь, 1999. Т. 2 С. 380-382; Земная жизнь Иисуса Христа в изящной литературе, живописи и скульптуре. СПб., 1912; Кареев А. В. Образ Христа в Новом Завете // Богословский вестник, 1969, № 1; Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950; Карпов Н. В. Антирелигиозная трактовка образа Христа в русской демократической поэзии XIX в. // Русская поэзия XVШ-XIX вв. (Жанровые особенности. Мотивы. Образы. Язык). Куйбышев, 1986; Касаткина Т. А. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб., 1998. Вып. 11. С. 113-120; Кириллова И. А. Литературное воплощение образа Христа // Вопросы литературы. 1991, № 8. С. 60-88; Книжников А. С. Об историчности личности Христа. Париж. 1963; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905; Котельников В. Христодицея Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб., 1998. Вып. 11. С. 30-28; Кронштадский Иоанн. Христианская философия. М., 1992; Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Новый Завет. СПб., 1895; Матвеевский П. Евангельская история о Боге-Слове. СПб, 1912; Мелиоранский Б. Христос // Энц. Слов. Брокгауза и Ефрона. СПб., 1903. Т. 37; Мень А. Сын Человеческий. Брюссель, 1983. 3-е изд. (библ.); Михаил (Семенов), архим. В поисках лика Христова. СПб., 1905; Молитва поэта. Антология / Сост., вступ. ст., комм. В. А. Сапогова. Псков, 1999; Муретов Д. Ренан и его «Жизнь Иисуса» // Странник, СПб. Февраль 1907 - декабрь 1908. С. 409-419; Немеркнущий свет: Евангельские мотивы в русской поэзии. СПб., 2004; Никольский Н. М. Иисус и ранние христианские общины. М., 1918; Орда Х. М. (еп. Ириней). Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 1882; Поснов М.Э. Личность основателя Христианской Церкви. Киев, 1910; Православие и русская народная культура. М., 1993-1994. Т. 1-3; Преображенский А. С. История земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1873; Путь Христов. Сб. статей. СПб., 1903; Рейсер С. А. «Русский бог» // Известия ОЛЯ АН СССР, 1961. Т. 20. Вып. 1. С. 64-69; Роман, иером. Стихи покаянные. Новгород, 1992; Сборник духовной поэзии / Сост. И. Беркута. Воронеж, 1990; Семенова С. «Всю ночь читал я Твой Завет...» Образ Христа в современном романе // Новый мир. 1989. № 1; Соколов Д., свящ. Искупитель рода Человеческого Господь Иисус Христос. Истор. очерк. СПб., 1863; Соколов Д., свящ. Искупитель рода Человеческого Господь Иисус Христос. Истор. очерк. СПб., 1863; Тихомиров Б. Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1994. Т. 11; Тихонравов Н. С. Апокрифические сказания. СПб., 1894; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 155-160; Турчанинов П. Беседы о личности Иисуса Христа. Харьков, 1914; Флоровский Г.В. Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. Париж, 1929 (М., 1991); Хвольсон Д.А. Возражения против ложного мнения, будто Иисус Христос в действительности не жил. СПб., 1911; Христианство и русская литература / Ред. В. Котельников. СПб., 1998-2002. Вып. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.