УДК: 94 (575.2)
Абытов Б.К., т.и.д., ОшМЮИнин профессору, РАЕнин мучв-корр., Кыргызстан
Абытов Б.К., д.и.н., профессор ОшГЮИ, член-корр. РАЕ, Кыргызстан
РУССКИЕ ВОСТОКОВЕДЫ О КЫРГЫЗАХ И КЫРГЫЗСТАНЕ RUSSIAN ORIENTALISTS ABOUT KYRGYZ AND KYRGYZSTAN
Макалада чыгыш таануу, орус чыгыш таануусу, алардын кыргыз таануудагы салымы, «кыргыз» эндоэтноними, экзоэтнонимы, кыргыздардын орус
маалыматтарында чагылдырылышынын жылнаамасы каралат.
Кыскача свздвр: чыгыш таануу, орус чыгыш таануусу, алардын салымы, «кыргыз» эндоэтноними, экзоэтноними, орус жылнаамалары, маалыматтар, кыргыздар.
В статье рассматривается история востоковедения в целом, проблемы русского востоковедения в частности. Рассматривается вклад русских ученых востоковедов, эндоэтнонимы и экзоэтнонимы «кыргыз», хроника известий о кыргызах в русской литературе.
Ключевые слова: востоковедение, русские ученые и военные востоковеды, вклад, эндо-этнонимы, экзоэтнонимы, хроника известий, русские сведения, кыргызы.
Всем известно, что востоковедение, ориенталистика - это специальный раздел исторической науки, которая комплексно изучает историю, этногенеза, этнографию, философию, исторической географии, военно-политическое, социально-экономическое развитие народов Востока, а также их материальной и духовной культуру, традиции, обычаи, религию и многое другое. Согласно изучаемым странам или народам, специалисты классического востоковедения делятся на следующие направления: синологи, индологи, арабисты, египтологи, тюркологи, монголоведы, исламоведы, буддологи, османисты, иранисты. Особо следует отметить дипломатов и военных востоковедов. Разумеется, среди них есть и кыргызоведы.
За годы возникновения, становления и развития востоковедения как специального направления исторической науки, выросли величайшие ученые, открывший миру Запада мир Востока.
Несомненно, загадочный, сказочный, разнообразный мир Востока всегда привлекала внимание не только ученых востоковедов, дипломатов, но и всяких паломников, путешественников, разведчиков всех мастей. Целые отряды ученых востоковедов в разные времена занимались, всесторонне изучали различные страны Востока, начиная от Китая до Аравийского полуострова и далекой Японии. Разумеется, история региона Центральной Азии, а вместе с ней история кыргызов и Кыргызстана, в этом случае не исключение. И еще одно примечание, не все востоковеды были учеными, многие из них были специалистами по ориентальным
государствам, послами, членами дипломатических миссий, путешественниками и в других качествах несли свою службу.
В мировой истории много востоковедов, занимавшиеся как крупными, так и небольшими государствами восточного региона мира. Однако, в данном случае мне хотелось бы остановиться только на русских востоковедах, которые оставили огромное, неоценимое наследие в изучении истории нашего народа и Кыргызстана в целом. Полагаю, что именно благодаря русским востоковедам мир, ученое и политическое сообщество Запада, узнало много ценного о нашем прошлом.
Итак, русские востоковеды, представляют собой внушительный и уважаемый, в мировом научном сообществе отряд специалистов, занимающихся историей народов и государств Востока. Они всесторонне изучили проблемы историко-политических процессов на Востоке, в т.ч. в регионе Центральной Азии и Кыргызстана. Труды, выдающихся русских востоковедов, посвященные изучению истории, культуры как кыргызов и Кыргызстана, так и других народов и стран Центральной Азии, всегда вызывали огромный интерес. Многие из них по сей день входят в золотой фонд мирового востоковедения и считаются ценными источниками для изучения важнейших проблем истории кыргызской государственности, политической истории, этногенеза, самобытность культуры, традиции, обычаев и литературы нашего народа.
Следует отметить, что одна из основных направлений деятельности русского востоковедения охватывают историю народов и государств Центральной Азии и Кыргызстана, их происхождение, возникновение, развитие и распад государств на территории Центральной Азии и Кыргызстана, взаимодействие культур Востока и Запада, история распространения ислама, изучение культуры, традиции и обычаи местных народов.
К слову сказать, отдельные востоковеды способствовали становлению сети научных учреждений, созданию научных библиотек, формированию рукописных восточных фондов, их собиранию и изучению. Например, известный ученый-востоковед, тюрколог, этнограф, переводчик Василий Васильевич Радлов, немец русского происхождения, оставил заметный след в истории изучения устного поэтического народного творчества кыргызов. Ученый-востоковед самолично дважды побывал в Кыргызстане (1862, 1869 гг.). С именем В.В. Радлова также связаны публикация труда Жусупа Баласагына «Кутадгу билиг» и дешифровка полутора десятка букв орхоно-енисейской письменности, где с В.Томсеном удалось первым найти ключ к чтению орхонских надписей. Он внес огромную лепту в восстановление исторической памяти о доисламской письменной культуре кыргызов и их исторических соседей.
Не менее всемирно известный востоковед - кыргызовед В.В. Бартольд - чье имя навсегда осталось в мировой истории. Василий Владимирович Бартольд -выдающийся русский историк-востоковед с мировым именем. Огромный талант, трудолюбие позволили ему создать на протяжении жизни более 400 научных трудов. Он был участником и организатором Первого тюркологического съезда в Баку (1926 г.), организатор Тюркологического кабинета (1928-1930 гг.), который находился в квартире В.В. Бартольда и располагал его личной библиотекой. Он был постоянным председателем Коллегии востоковедов Академии наук, принимал участие в подготовительных работах по учреждению Среднеазиатского государственного
Университета (САГУ) в Ташкенте. Именно его перу принадлежит первое в советское время появившееся «Очерк истории Семиречья» и «Киргизы. Исторический очерк». Основным поводом для их написания послужила поездка в Среднюю Азию в 18931894 гг. Его главный труд по истории нашего народа «Киргизы. Исторический очерк» был выполнен по заказу Научной Комиссии Отделе народного просвещения Киргизской Автономной области в 1927 г. Как сказано в предисловии к очерку, главной побудительной причиной к такому изданию послужил возросший после самоопределения киргизского народа интерес к самопознанию, к познанию, в частности, своей истории. Кроме того, Научной Комиссией учитывалось и то обстоятельство, что в нашей научной литературе нет ни одного систематизированного труда по истории киргизского народа, одного из древнейших народов Средней Азии.[1]
«Киргизы. Исторический очерк» был результат огромного труда В.В.Бартольда, в которой впервые дан всесторонний обзор истории кыргызов, где был использован обширные материалы по археологии, этнографии и истории кыргызов и Кыргызстана. Отсюда и благодаря многим бесценным трудам русских ученых востоковедов, мы обратили особого внимания к наследиям русского востоковедения.
Итак, вернемся к русским востоковедам - кыргызоведам, кто они такие и кого в их число можно включить? Известно, что интерес русских к кыргызам и их владениям, как ученых, так и политиков особо проявилось с XVIII века и особенно усилилась в XIX веке. В их число смело можно отнести В.Н.Татищева, П.И.Рычкова, Н.П.Рычкова, Г.Миллера, И.Фишера, М.Андреева, И.Бичурина, И.П.Минаева, И.Н.Березина, А.Левшина, П.Слов-цова, П.М.Мелиоранского, В.В.Радлова, Ч.Ч. Валиханова, В. Наливкин, А.Казем-Бека, Н.М.Ядринцева, В.В.Вельяминова-Зернова, Г.Н.Потанина, В.В.Григорьев, Н.Веселовский, В.В.Бартольда и других ученых востоковедов - кыргызоведов.[2]
И еще, кузницей русских ученых востоковедов был и остается по прежнему Казанский университет, Петербургский университет. Основным центром русского востоковедения был Азиатский музей Российской империи. В 1930 году на базе Азиатского музея был создан Институт Востоковедения Академии наук СССР.
Отметим, что к кыргызам и их занимаемой территории огромный интерес проявили и первые русские послы, дипломаты России в различные страны, государства востока, которые, так или иначе сталкивались с кыргызами и оставили весьма важные сведения о кыргызах и об их земле. Это российские послы, главы дипломатических миссий И.Унковский, Ф. Беневини, М. Угрюмов, Н. Зибберштейн, Р. Данибегошвили, Н. В. Ханыков и др. Отдельно стоят завоеватели Российской империи кыргызов и территории Кыргызстана, с соответствующими документами, имеющие историко-политическое значение. Это наследие К.П. фон Кауфмана, Д.Скобелева, М.А.Терентьева, А.Г.Серебренникова, А.Н.Куропаткина и др.[3]
Заметим, что вклад вышеуказанных лиц в изучении истории кыргызского народа и государственности бесценны, что делает чести им.
Что же дают нам сведения русских востоковедов? Их можно разделить на следующие группы источников, отражающих:
- географическое, военно-стратегическое, социально-экономическое, геополитическое положение кыргызов и Кыргызстана;
- общественно-политическое устройство кыргызов и их государств, основные институты, структуры власти, как в центре, так и на местах;
- положение коренных народов и национальностей, их занятия, культура, традиции, обычаи и т.д.;
- взаимосвязи кыргызов с другими народами, государствами и странами;
- роль и место кыргызов на Великом шелковом пути;
- цели и задачи колониальной политики Российской империи на окраинах, включая Кыргызстан и город Ош;
- источники, отражающие жизнедеятельность и взаимоотношения местного населения с новыми властями и пришлым славяноязычным населением.
Изучая весьма широкий круг русскоязычных источников, составленных учеными востоковедами, путешественниками, разведчиками Генштаба Российской империи разных времен можно квалифицировать их в соответствии с хронологией следующим образом:
1. Известия первых и последующих ученых и путешественников;
2. Научные отчеты различных научных экспедиций, включая военных, с приложениями подробных карт территории кыргызов и Кыргызстана. Такие виды документов с описаниями и картами встречаются довольно часто;
3. Отчеты и опубликованные (и не опубликованные) труды отдельных ученых и путешественников;
4. Протоколы заседаний, записки различных научных кружков и обществ, изучавших историю, этнографию, археологию края, в том числе Ошского уезда и города Ош;
5. Материалы периодической печати;
6. Личные воспоминания, мемуары, дневники;
7. Отдельная литература, стоящая на грани письменных источников и исторических исследований.
Благодаря подобным русскоязычным источникам, составленным и оставленным учеными востоковедами, путешественниками, дипломатами, общественность Запада в целом узнала о геополитическом положении кыргызов и Кыргызстана, населении и его основных занятиях, социально-экономических и торговых отношениях, об этногенезе и этническом составе, истории кыргызов в эпохи средних веков, в составе Кокандского ханства и Российской империи, о культуре и вероисповедании, производственных средствах и основных направлениях производства, классовых отношениях, отдельных исторических личностях кыргызов и многое другое.
В данном случае, я бы хотел остановится еще на двух проблемах:
1. Отражения в русском востоковедении эндоэтнонима и экзоэтнонима «кыргыз».
2. Когда впервые в русской литературе появились этноним кыргыз.
За долгие годы изучения русскими учеными востоковедами, дипломатами, путешественниками накопилось немало вариаций этнонима «кыргыз» в русской литературе. Приводим не полный перечень встречающихся в русских источниках названий экзоэтнонима «кыргыз»:
► ►► «Киргизская орда»; ►►► «Большие киргизы»;
► «Енисейские киргизы»;
► «Сибирские киргизы»;
► «Алат-киргизы»;
► «буруты»;
► «белые буруты»;
► «Алатай-киргизы»;
► «киргиз-калмаки»;
► «узбекские киргизы»;
► «киргиз-кайсаки»;
► «кырк юзы»;
► «коренные киргизы»;
► «коренные киргисцы»;
► «черные киргизы»;
► «каменные киргизы»;
► «тяньшанские кыргызы»;
► «дикокамменные киргизы»;
► «кара киргизы»;
► «киргизы»;
► «кара кыргызы»;
► «кыргызы» и т.д.
Как видим, на протяжении трех столетий на долю кыргызов выпала честь носить более двадцати названий т.е. экзоэтнонимов. Заметим, все они, действительно, принадлежали кыргызам - предкам современных коренных жителей Кыргызской Республики.
Особо отметим, что в советское время среди историков, ученых и общественности ходили ошибочное представление о том, что первые сведения о кыргызах в русских источниках появились только в конце XVIII века, со времен Екатерины II. Однако в годы суверенитета и независимости ряд ученых Кыргызстана сумели доказать, благодаря трудам послов, ученых востоковедов - кыргызоведов, что первые сведения о кыргызах в русскоязычных источниках появились еще задолго до вышеуказанного времени. Так, первые сведения о кыргызах в России относяться к началу XVII века т.е. 1606 г., об этом чуть позже.
К сожалению, этноним кыргызов затруднено терминологическим разнобоем, в той же русской литературе. Именно на это еще 1927 г. указывал знаменитый русский востоковед-кыргызовед, академик В.В. Бартольд. Сложность проблемы заключается и в том, что в этот период (XVШ-XIX вв.) по не выясненными причинам "кыргызами", которое было эндоэтнонимом - самоназванием коренного населения современной Кыргызской Республики, стали именовать и казахов (коренное население нынешней Республике Казахстан) в форме: киргиз-кайсаки, киргиз-касаки, что, по существу, является, по определению этнологов, экзоэтнонимом, т.е. наименованием, даваемым этносу со стороны других народов. Немалую проблему и путаницу породило и то обстоятельство, что, кроме вышеназванных, самостоятельных народов (кыргызов и казахов) носителями этнонима "кыргыз" в указанные времена являлась и третья народность, жившая в верховьях реки Енисей в районе городов Красноярска, Томска, Абакана, так называемые енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы, альтырцы, алтысарцы и др., ныне остатки их известны под именем
хакасы) - коренное население Республики Хакасия Российской Федерации.
Итак, этноним "кыргыз", по сведениям русского историка П. Словцова, впервые в российских источниках, в частности Сибирских летописаниях, обнаруживается с начала XVII века, точнее в описаниях событий 1606 года под городом Томск, когда русские колонисты встретились с местными племенами с таким названием. Следующее сведения относится к 1628 году, где кыргызы упоминаются под Красноярском. Затем этноним кыргыз упоминается все чаще и чаще по мере освоения русскими юго-восточной части Сибири. Эти сведения относились, конечно же, к енисейским (сибирским) кыргызам, которые, кстати, с 1634 г. как подданные монгольского государства Алтын-ханов одновременно дали также шерть-присягу и на подданство России и стали им платит ясак (дань) в Красноярской острог. Поэтому их иногда называли двоеданцами, т.е. поддаными двух государств. Некоторые ученые, не верно считают их предками современных хакасов.
Сведения о тяньшанских кыргызах впервые встречаются в распроссной речи русских послов Т.Петрова и И. Куницина, побывавших в 1616 году у калмаков-представителей западных монголов, которые они передали по прибытию в город Москву. Следующие весьма важные, на наш взгляд, сведения, относящиеся к 1624 году, были обнаружены в столбцах Сибирского приказа кыргызским ученым А.Абдыкалыковым - это грамота русскому царю Михаилу Федоровичу, присланная из города Тобольска в 1625 году. В ней упоминаются «Большие киргизы». Важность этой информации в том, что название "Большие киргизи", доказательство того, что Тянь-Шаньские кыргызы были многочисленнее, чем сибирские кыргызы, и что русские в это время, т.е. в начале XVII века, хорошо отличали их друг от друга, а также от казахов, одних называя Большими киргизами, а вторых - просто киргизами, а третьих - Казачей ордой и казаками.
Очередной вариант названия Тянь-шаньских кыргызов приводится известным историком Сибирии И.Е.Фишером в его сочинении «Сибирская история». Описывая поход калмакского Батыр-хун-тайши на казахов в 1643 г., указывает, что он с самого начала овладел двумя провинциями или народом Алат-кыргызским и Токмакским, которые до 10 тыс. человек считалось. Это сведения относятся к жителям, населявшим в то время районы современной Чуйской долины Кыргызстана, имея в виду горы Ала-Тоо и поселение Токмок. О происхождении термина «бурут», как известно, существуют, разные мнения.
Не вдаваясь в подробности анализа других мнений, изложим наше видение данного вопроса. По нашим сведениям, термин «бурут» имеет основу гидрономическую (т.е. название реки) или топонимическую (название местности) и происходит от название реки Буру-Тала, или местности Боро-Тала. Одноименная речка и местечко Буру-Тала, или Боро-Тала, часто упоминаются в архивных документах XVIII в. и в настоящее время находятся южнее озера Балхаш. Речка вытекает из озера Эби-Нор КНР и вливается в реку Кара-Тал, впадающую в озеро Балхаш. Не исключено, что кыргызов живших в этой местности, в отличие от кыргызов сибирских называли бурутами, но это название в связи с вытеснением их калмаками из этого района постепенно забылось самими кыргызами.
Этническое словосочетание "Алатай-киргизы" употребляется в 1750 г. в рукописи "Краткое известие о татарах..." академика Российской академии наук, оренбургского служащего П.Рычкова. [4] Он утверждает, что «Алатай-киргизы -
народ кочевой и сильной, за Ташкентом от большой Кайсацкой орды расстоянием в пяти-шести днях кочуют около городов Ходжента, Наиматана и Марталана, в горах каменистых и неприступных, они именуются Ала-Тай (оттого сей народ и звания имеет) и суть между Зенгорского владения и реки Сыр-Дарьей... Их некоторая часть состоит под под зенгорами, а прочее особо, которые часто воюют с зенгорскими калмыками. Избираются их на войну от двадцати до тридцати тысяч человек. Киргиз кайсацкой за Яйком кочующий и в трех ордах состоящий народ, по разном сказаниям, суть отродье оных Алатай-киргизов.. .».[5]
В рапорте сибирского губернатора В.А.Мятлева в Госколлегию иностранных дел России от 13 января 1756 г. приводится сообшение джунгарских послов, где упоминаются и "белые буруты". По заключению современника этих информаторов и историка Сибирии И.Е.Фишера: "Восточные народы соединяют с именами цветов разные понятия: белый, например, означает, между прочим, никому не подвластного, свободного от должности и податей, также нечто радостное щастье приносящее и протчее". Не исключено, что информаторы-алтайцы в целях отличия кыргызов, находящихся в подчиненном положении в Джунгарии от независимых сородичей, называли последних белыми бурутами. Видимо они, также подмечали районы их местожительства: горы Ала-Тоо, что в переводе с тюркского означает "бело-пестрые горы" или же "белоснежные горы".
Интересные данные приводятся в сведениях башкирцев Казаккула Казанбаева и Унтея Азлаева от 3 августа 1766 г., ездивших к казахам Среднего жуза. В нем они говорят, что "Аблай-султан пошел на кыргь юзов из числа называемых кыргызов, уже выехавших в летнее кочевье, войною.". Примечательно, что это словосочетание написано членораздельно как "кыргь" и "юз", где можно видеть чередования числительных "кырк", "сорок" и "юзы"- "жуз"- сотня, т.е. кырк-жуз сорок - сотен. Эти ли не обьяснение тюркского происхождения слова "кыргыз", о котором существуют разные гипотезы, одно из которых как раз вышесказанное в конце XIX в. предположение немецким ученым В.В. Радловым. В своем труде «Этнический обзор турецких племен Сибири и Монголии» он указывал, что «на мой взгляд имя кыргыз происходит от кырк-юз, что извещает еще об одном варианте происхождении этнонима «кыргыз» и этногенеза кыргызского народа вообще».
Интересное название этнонима кыргызов зафиксировано в дневниковых записях Николая Рычкова - сына академика Петра Рычкова. Во время своего путешествия по казахской степи в 1771 г. он, давая разъяснения горам Улу-Тау и Ала-Тау, указывает, что в горах Ала-Тау живут «коренные киргисцы». В тексте, говоря о казахах, применяет термин «киргис-кайсаки». Это еще раз указывает на то, что жившие в то время в горах Ала-Тоо кыргызы были не пришлыми, а по крайней мере, частично являлись автохтонным (т.е. местным) населением, и что казахи отделились от них. Это тоже интересное предположение.
История свидетельствует, что первые сочинения Н.П. Рычкова позднее было переработаны с учетом замечаний известного ученого и государственного деятеля России В.Н.Татищева в многотомной «Истории Российской», в варианте статьи энциклопедического характера. [6] Как бы там ни было, в ней впервые даются наиболее полные сведения о кыргызах. Следовательно, можно утверждать, что «Дневные записи путешествия капитана Николая Рычкова в Киргиз кайсацкой степи в 1771 г.», есть труд в котором имеются сведения о коренных киргизцах Ала-Тоо,
народе отличном от казахов. Он был сыном П.И.Рычкова.
И наконец, благодаря первому посольству Атаке баатыра и письмам российских вельмож в 1785-1786 гг. вновь упоминаются кыргызы.
Таким образом, еще задолго до Екатерины Великой этноним кыргыз упоминался в разных сведениях, официальных документах, многие из которых были обработаны и введены в научный оборот русскими учеными востоковедами. Именно благодаря их трудам и научным наследиям, во многом мировое сообщество узнал о наших предках, о кыргызском народе и их государстве.
Список использованных литератур:
1. Бартольд В.В. «Киргизы. Исторический очерк». -Фрунзе, 1927.
2. Миллер Г.Ф. История Сибири. - М.-Л., 1937. Т. I.; Фишер И.Е. Сибирская история. - СПб, 1774; Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. -СПб., 1886; переиздание: -Новосибирск, 1995; Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. -Казань, 1886; Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. -М., 1989; Бичурин Н.Я. /Иакинф/. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. -М.-Л., 1950-1953. -Т.1-3; Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк // Сочинения. - М., 1963. Т.П, Ч.1; Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI- середина XIX в.). -М.: Изд-во Вост. лит-ры., 1958; Абдыкалыков А.Н. Енисейские киргизы в XVII веке: Автореф. дис. . канд. истор. наук. - М., 1964; Лунин Б.В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении. -Ташкент: Наука, 1965; Русские путешественники и исследователи о кыргызах. -Фрунзе: Илим, 1973; Посланник Петра I на Востоке. Посольство Флорио Беневини в Персию и Бухару в 1718-1725 годах. -М., 1986. Сапаралиев Д. Взаимоотношения киргизского народа с русским и соседними народами в XVIII в. -Бишкек: Илим, 1995; Источниковедение Кыргызстана (С древности до конца XIX в.) -Бишкек: Илим, 1996. Сапаралиев Д. Сведения документальных источников о населении города Ош и его окрестностей //вторая половина XVIII в. - начало XIX в. //Изучение древнего и средневекового Кыргызстана. -Бишкек: Мурас, 1998; Кыргызстан-Россия: история взаимоотношений (XVIII-XIX вв.) /Сб.док.и материалов. Бишкек, 1998.
3. Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. -М., 1906. -Т.1; Кауфман К.П. Проект всеподданнейшего отчета генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана 1-го по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства 7 ноября 1867 г.- 25 марта 1885 г. -СПб., 1885; Кауфманский сборник, изданный в память 25 -летия истекших со дня смерти покорителя и устроителя Туркестанского края генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана. -М., 1910; Серебренников А.Г. Сборник материалов для истории завоевания Туркестанского края. -Ташкент, 1914. Русские путешественники и исследователи о кыргызах. -Фрунзе: Илим, 1973.
4. Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом П.Рычковым. -СПб., 1762; Литературный Киргизстан.-1959.-№2; Кыргызстан-Рос-сия.; Россия и Кыргызстан. В 3-х томах. -Бишкек. -С. 33; Источниковедение Кыргызстана. С древнейших времен до XIX в. -Бишкек, 1996. -С.471-473; Русские путешественники и исследователи о кыргызах. -