ЧЫГЫШ ТААНУУНУН МАСЕЛЕЛЕРИ
ВОПРОСЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ ISSUES OF ORIENTAL STUDIES
e-ISSN: 1694-8653
№2/2023, 1-8
УДК:
DOI: 10.52754/16948653 2023 2 1
ОМУРКУЛ КАРАЕВ - ПЕРВЫЙ КЫРГЫЗСКИЙ УЧЕНЫЙ ВОСТОКОВЕД
eМYРКУЛ КАРАЕВ - АЛГАЧКЫ КЫРГЫЗ ЧЫГЫШ ТААНУУЧУ ИЛИМПОЗ OMURKUL KARAEV IS THE FIRST KYRGYZ SCIENTIST ORIENTALIST
Абытов Байболот Капарович
Абытов Байболот Капарович Abytov Baybolot Kaparovich
д.и.н., профессор, Ошский государственный университет
т.и.д., профессор, Ош мамлекеттикуниверситети Doctor of Historical Sciences, Professor, Osh State University baybolot- 1962@rambler. ru ORCID: 0000-0003-0267-5127
ОМУРКУЛ КАРАЕВ - ПЕРВЫЙ КЫРГЫЗСКИЙ УЧЕНЫЙ ВОСТОКОВЕД Аннотация
Статья посвящена к научной деятельности первого кыргызского учёного востоковеда, доктора исторических наук, профессора Омуркул Караева. Несомненно, он своим неустанным, последовательным и всеохватывающим трудом, внёс весомый вклад в изучение истории средних веков, источниковедения, политогенеза ряда государств как на территории современного Кыргызстана, так и региона Центральной Азии. Весьма важны его научные трактовки, взгляды и научные выводы по этногенезу кыргызского народа. Известно, что ряд его работ, были посвящены происхождению кыргызского народа, этнонима, термина «кыргыз» в китайских, арабо-персоязычных источниках, исследованию взаимоотношений енисейских и тянь-шаньских кыргызов. Омуркул Караев был истинным учёным востоковедом, в классическом смысле слово, который из числа кыргызов, первым широко и всесторонне изучал, анализировал, переводил труды арабо-персоязычных авторов IX-XVI вв. из оригинала, что делает чести ему. Он оставил много работ по истории кыргызов и Кыргызстана, ряда тюркских государств, в первую очередь о Караханидах, происхождении, становлении, развития и распад государств чингизидов на обширной территории Центральной Азии.
Ключевые слова: учёный востоковед, арабо-персоязычные источники, этногенез, политогенез, кыргызы, караханиды, средние века, государства чингизидов.
вМYРКУЛ КАРАЕВ - АЛГА ЧКЫ КЫРГЫЗ ЧЫГЫШ ТААНУУЧУ ИЛИМПОЗ
Аннотация
Макала кыргыз элинен чыккан биринчи окумуштуу -чыгыш таануучу, тарых илимдеринин доктору, профессор 9мYркул Караевдин илимий ишмердYYЛYГYн чагылдырууда алгачкы кадам болду. Албетте, ал нукура окумуштуу, ырааттуу жана ар тараптуу, талыкпас эмгекчилдиги менен кыргыз элинин, Кыргызстандын аймагындагы жана Борбордук Азия чeлкeмYHYн, элдердин, мамлекеттердин байыркы, орто кылымдардагы тарыхы, тарыхый булактары, бир катар элдердин теги, келип чыгышы жана калыптанышы боюнча олуттуу эмгектерди калтырганы баяндалат. Айрыкча анын кыргыз элинин теги, пайда болушу жана эл катары калыптанышы туурлауу илимий эмгектери езгече кызыгууну туудурат. Биз YчYн езгече кызыктуусу, анын бир катар эмгектеринде, байыркы, орто кылымдардагы кытай, араб, перс тарыхый булактарында кыргыз элинин пайда болуу жараяны, "кыргыз" этнониминин чечмелениши, тецир тоолук кыргыздар менен энесайлык кыргыздардын байланышы тууралуу баяндаган эмгектери экендиги талашсыз. Классикалык маанидеги, кыргыздан чыккан биринчи чыгыш таануучу вмYркул Караев, чыгаан окумуштуу катары 1Х-ХУ1 кылымдарга таандык болгон, араб, перс тарыхый булактарын терец изилдеп, ар тараптуу анализдеп, кыргыз, орус тилдерине которгону, ага зор сыймык, урмат, аброй алып келгени кашкайган чындык. Натыйжада ал Кыргызстандын жана кыргыз элинин тарыхы, бир катар тYрк мамлекеттери, айрыкча Караханиддердин тарыхы, Борбордук Азиянын кец чeлкeмYндe Чынгыз хандын урпактарынын мамлекеттеринин пайда болуусу, eнYГYYCY жана кыйрашы боюнча фундаменталдык, бир топ олуттуу эмгектерди калтырга-нын баса белгилее абзел.
OMURKUL KARAEVIS THE FIRST KYRGYZ SCIENTIST ORIENTALIST
Abstract
The article is devoted to the scientific activity of the first Kyrgyz orientalist, doctor of historical sciences, professor O. Karaev. Undoubtedly, with his tireless work, he made a significant contribution to the study of the history of the Middle Ages, the source of knowledge, the political genesis of a number of states both on the territory of modern Kyrgyzstan and the region of Central Asia. His scientific interpretations and views on the ethnogenesis of the Kyrgyz people are very important. A number of his works were devoted to the origin of the Kyrgyz people, the term "Kyrgyz" in Chinese, Arabic-Persian sources, the study of the relationship between the Yenisei and Tien Shan Kyrgyz. O. Karaev was a true orientalist, in the classical sense of the word, who among the Kyrgyz was the first to widely and comprehensively study, analyze, translate the works of Arabic-Persian authors of the 9th-16th centuries from the original, which does credit to him. He left many works on the history of the Kyrgyz and Kyrgyzstan, a number of Turkic states, primarily about the Karakhanids, the origin, formation, development and collapse of the Chingizid states in the vast territory of Central Asia.
Ачкыч свздвр: чыгыш таануучу, араб-перс тилдуу Keywords: orientalist, Arabic-Persian sources,
булактар, теги, политогенез, кыргыздар, typktop, ethnogenesis, politogenesis, Kyrgyz, Karakhanids, Middle
караханиддер, орто кылымдар, чингизиддердин Ages, Chingizid states. мамлекеттери.
Введение
Актуальность проблемы. В случае, когда речь идет о востоковедах-кыргызоведах, мы впервую очередь вспоминаем, иногда автоматически, иногда инстинктивно о таких востоковедах-кыргызоведах как Н.Я.Бичурин-Иакинф, Ч.Валиханов, В.В.Радлов, В.Бартольд, Н.А.Аристов, А.Х.Маргулан, С.М.Абрамзон, А.Н.Бернштам, А.А.Ромодин, Ю.Худяков и др. Однако, до сих пор ни один историк еще не поставил вопрос о том, кому принадлежить первенство ученого-востоковеда из числа кыргызов. Я смело могу сказать, что пальма первенства востоковеда из числа кыргызов принадлежить именно Омуркул Караеву - доктору исторических наук, профессору. В этом и состоит актуальность нашей темы. Ибо его вклад в востоковедение, кыргызоведение все еще не получил должной оценки, со стороны нынешних поколений историков Кыргызской Республики.
Основные материалы
К сожалению, 17 ноября 2022 года Институт истории, археологии и этнологии им. Б.Джамгерчинова НАН КР при поддержке МИЦАИ провел международную научно-практическую конференцию «Политогенез и культурогенез средневекового Кыргызстана и сопредельных стран: новые взгляды и перспективы изучения».[1] Конференция была посвящена памяти известного кыргызского востоковеда О. Караева (1930-2002), внёсшего весомый вклад в изучении истории, источниковедения и политогенеза государств на территории Кыргызстана и Центральной Азии в средние века. Много слов было в адрес именитого кыргызского ученого, однако в целом конференция подытожила свою работу с выводом: "Омуркул Караев является одним из первых востоковедов Кыргызстана". Мне кажется это в корни не верная позиция, он не один из первых востоковедов Кыргызстана, а первый кыргыз ученый-востоковед, который глубоко и всесторонне изучил арабские и персидские первоисточиники IX-XVI вв. Омуркул Караевич читал и переводил их из оригиналов, он действительно первый кыргыз, ученый-востоковед. Я его хорошо знал, он был назначен моим первым оппонентом при защите докторской диссертации, к сожалению, на мою защиту не успел, за неделю до защиты он скончался.
Предлагаю некоторые штрихи к его научной деятельности:
• Воспитанник советской школы востоковедения, неустанный ученый до мозгов и костей, первый кыргыз ученый-востоковед, который внес большой вклад в развитии Востоковедения в Кыргызстане.
• Омуркул Караев родился в 1930 году в селе Сайлык Чуйской долины. Окончил исторический факультет Кыргызского государственного университета. В 1963 году в Москве защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Арабско-персидские источники XII века о кыргызах и Кыргызстане". [2] В 1984 году в Ташкенте в Институте востоковедения Академии наук Узбекис-тана имени Абу Райхан Беруни успешно защитил докторскую диссертацию на тему "История Караханидского каганата (X - начало XIII вв.)" [3]. Эти факты доказвает, что он был первым кыргызским ученым, защитивщее диссертации по арабо-персоязычным источникам средних веков.
• Он всесторонне изучил арабо-персидских авторов 1Х-Х вв., которые оставили очень ценные сведения об истории, жизни, быта кыргызов и народов средневекового Кыргызстана. Опираясь на их сведения, О.Караев выявил, что кыргызы на протяжении 1-11 тысячелетий н. э. занимались скотоводством, земледелием, охотой, ремеслом и торговлей. Их основным видом деятельности было животноводство. В верованиях преобладал шаманизм. Но имело место и манихейство, поклонение культу Тенгира и духам предков, занимавшее главное место в древних верованиях.
• В исследуемые О. Караевым вопросы вошли сведения о торговых путях, городах, аилах и кишлаках, о быте, хозяйстве, культуре, обычаях и традициях кыргызов в средние века. Изучая вышеназванные источники, автор выявил сведения о хозяйственно-культурных особенностях кыргызов и о расцвете оседлой городской культуры.
• О. Караев широко и всесторонне изучал и анализировал труды арабоперсоязычных авторов Ибн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха, Кудама Ибн Джа-фара, ал-Истахри, ал-Мукаддаси, Абу Дулафа, Махмуда Кашгари, ал-Марва-зи, в произведении неизвестного автора на персидском языке "Худуд ал-алам", труды персидских авторов Гардизи, ал-Идриси, Ибн Бекрана, Мухам-меда Ауфи, ат-Табари, ал-Йакуби, Ибн Руста, ал-Масуди. Все вышеуказанные сведения можно получить в его работе "Арабские и персидские источники 1Х-Х11 веков о киргизах и Киргизии" [4, 10].
• Особенности востоковеда О. Караева, в том, что он многих источников читал и изучал в оригинале. Большая заслуга О.Караева заключается в том, что он ввел в научный оборот, те сведения вышеуказанных авторов, касающаяся кыргызов, которые не вошли в их руссоязыч-ные переводы и остались без внимания исследователей. В связи с этим, ряд сведений арабских авторов 1Х-Х11 вв. ему пришлось снова перевести и уточнять.
• Весьма ценными является его труды по истории Караханидов. В историографических вопросах Караханидского каганата, О. Караев проанализировал и показал лучшие стороны исследований некоторых ученых, а некоторых - подверг критике. Учёный фактически доказал, что управлением Караханидского каганата занимались выходцы из династии чигилей, т.е. именно они были правящей династией. Результаты его исследований по данному направлению отражены в его работе "История Караханидского каганата".[5]
• Для нынешних и будущих ученых востоковедов, весьма важны исследо-вания О. Караева эпохи монголов, возникновения, развития и распад государств монгольского периода, их политической истории тесно связаны с историей кыргызов и Кыргызстана. О. Караев изучив монгольский период истории пришел к выводу, что империя Чингиз-хана, Монгольская империя распалась, однако их традиция управления государством, страною сохранились (традиция оставить трон младшему сыну начался с Чингиз хана - авт.). Он рассматривал образование Моголистана в качестве самостоятельного государство как долголетнее продолжение политических кризисов империи чингизидов.
• Последние исследования ученого были посвящены истории государственных образований на территории Кыргызстана и региона Центральной Азии ХШ-ХУ веков. Этого убедительно доказывает его ранняя работа "Моголистан и улус Чагатая"[6] и поздние исследования "Чагатайский улус. Государство Хайду. Моголистан". [7] Востоковед О.Караев
внес весьма ощутимый вклад в изучении этногенеза тюрков и кыргызов. Сумел создать фундаментальный труд по истории нашего - кыргызского народа.
В 1986 году под руководством О.Караева вышел в свет сборник, посвящённый различным аспектам этногенеза кыргызского народа. В данный сборник вошли две статьи О. Караева. Первая статья была посвящена исследованию взаимоотношений енисейских и тянь-шаньских кыргызов. Автор проанализировал высказывания и мнения многих исследователей, начиная с XVIII в., и пришел к следующему заключению, что такие ученые как Г.Миллер, Е.Фишер, И.Георги, Ю.Клапрот, А.Левшин, К.Риттер, Ч.Валиханов, В.Радлов, Н.Аристов, В.Бартольд, Ч.Грумм-Гржи-майло, А.Арзыматов, А.Абдыкалыков и А.Бернштам или подтверждали или только предполагали, что енисейские кыргызы переселились на Тянь-Шань. С.Малов, Б.Юнусалиев, А.Баскаков и Э.Тенишев связывали происхождение кыргызов или образование языка с Саяно-Алтаем, либо с Западной Монголией. Л.Ошанин, В.Алексеев, В.Гинсбург, В.Виноградов поддерживали мнение об этногенетических связях енисейских и тянь-шаньских кыргызов. Г.Дебец, Н.Микалашевская и Е.Махова выводили антропологический тип кыргызов из Центральной Азии и утверждали, что монголоидный элемент резко увеличился на территории Кыргызстана в XI-XV вв. Н.Бичурин, С.Абрамзон, Л.Кызласов, К.Петров и авторы VIII главы «Истории Киргизской ССР» (Т.1. 1984) не связывали происхождение тянь-шаньских кыргызов с Енисеем и каждый предлагал свою, отличающиеся от других, точку зрения. Б.Джамгерчинов, А.Хасанов и А.Маргулан защищали идею автохтонности современных кыргызов.
О.Караев в данной статье анализируя взгляды вышеуказанных авторов, порой критикуя некоторых оппонентов, в последнем академическом издании «Истории Киргизской ССР» предложил новую концепцию о кимако-кипчакском происхождении кыргызов, суть которой заключалась в следующем. Значительная часть енисейских кыргызов проникла в X в. на Алтай и в междуречье Оби и Иртыша, создав там самостоятельное княжество во главе со своим иналом. Постепенно они были ассимилированы местными кимакско-кипчакскими племенами. Но сложившаяся новая этническая группа получила название этнонима «кыргыз». Во 2-й половине XV в. она переместилась на Тянь-Шань и сыграла определенную роль в образовании кыргызского народа.
Во второй статье О.Караев пытался обосновать свои взгляды, основываясь на исторических данных китайских и восточных авторов. Он возвратился к термину «кыргыз», явившемуся самоназванием как енисейских, так и тянь-шаньских кыргызов. Так, он подчеркнул, что С.Я.Яхонтов, опираясь на достижения исторической фонетики китайского языка, убедительно доказал, что форма «хягас» является транскрипцией слова «кыргыз» и она не может быть реконструирована, как хакас, что пытается доказать Л.Р.Кызласов.
О. Караев остановился на исторических фактах, свидетельствующих о появлении кыргызов на ныне проживаемой территории в период политического подъема на Енисее. После событий 840 года часть уйгуров обосновалась в районе Восточного Туркестана, и действительно, кыргызы, преследуя их, уже в Х в. появились на северо-восточных отрогах Тянь-Шаня. Во всяком случае, об этом есть письменные данные и у китайских авторов, и в персо-язычном анонимном сочинении «Худуд ал-Алам». В качестве косвенных материалов О.Караевым также приводились данные ряда других средневековых авторов: ал-Истахри, Абу Дулафа, Махмуда Кашгари, Джувейни и других. Но, к сожалению, как свидетельствует
последующая история, данная группа кыргызов не упоминалась в источниках вплоть до XIV в. Какова была их дальнейшая судьба осталось неизвестным.
Как бы там ни было это было результатом его долгих исследований и он сумел предложить новую концепцию о происхождении кыргызского народа, что делает чести ему. Восто-ковед-кыргызовед О.Караев, в конечном счете сумел создать фундаментальный труд по истории нашего - кыргызского народа, не забвая о происхождении тюрков. Они отражены в его следующих трудах: "Кек тYрктeрдYн тарыхы" - "История синих тюрков".[7] (-Бишкек, 1994); "Восточные авторы о кыргызах" [7, 10] (-Бишкек, «Кыргызстан», 1994).
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. С высоты сегодняшнего дня можно утверждать, что проблемы истории, этногенеза, политогенеза ряда народов и государств эпохи средних веков, в т.ч. кыргызов и Кыргызстана, широко и глубоко изучено в исследованиях Омуркула Караева фактически первого кыргыза ученого-востоковеда. И это первая попытка дать оценки, научной деятельности выдающегося выдающегося кыргызского ученого, первого востоковеда из числа кыргызов. Вечная память первому ученому востоковеду из числа кыргызов, заложивщее начало кыргызского востоковедения в нашей республике.
Заключение
В качестве заключения и предложения вношу следующее:
• Он не стал не член-корреспондентом, ни академиком НАН КР, если честно, в свое время он не был признан и не получил должное уважение и почета со стороны официальных властей и ученого мира, хорошо еще, ныне вспомнили о нем. Поэтому предлагаю, назвать его именем рукопсиный фонд НАН КР, одного из институтов по исследованию востока в Кыргызской Республике.
• Предложить назвать его именем хотя бы улицу на его малой Родине.
• Широко изучить и пропагандировать научное наследие, Омуркула Караева как первого кыргызского востоковеда нашего народа.
Список литературы
1. Международная научно-практическая конференция «Политогенез и культурогенез средневекового Кыргызстана и сопредельных стран: новые взгляды и перспективы изучения»// НАН КР при поддержке МИЦАИ. -Бишкек, 17 ноября 2022 г.
2. Караев О.К. "Арабско-персидские источники XII века о кыргызах и Кыргызстане". Дисс-я. на соискание ученой степени канд-та ист-х наук. -М., 1963 г.
3. Караев О.К. "История Караханидского каганата (X - начало XIII вв.)". Дисс-я. на соискание ученой степени доктора ист-х наук. -Ташкент., 1984 г.
4. Караев О.К. "Арабские и персидские источники IX-XП веков о киргизах и Киргизии". -Фрунзе, 1968.
5. Караев О.К. "История Караханидского каганата". -Фрунзе, 1983.
6. Караев О.К. "Моголистан и улус Чагатая". -Фрунзе, 1973.
7. Караев О.К. "Чагатайский улус. Государство Хайду. Моголистан". -Бишкек, 1995.
8. Караев О.К. "Кек тYрктeрдYн тарыхы" - "История синих тюрков". -Бишкек, 1994.
9. Караев О.К. "Восточные авторы о кыргызах". -Бишкек, 1994.
10. Смадияров, С.А. (2022). Профессор 0мYркул Караев - кыргыздын тунгуч чыгыш таануучу илимпозу. Вопросы востоковедения, (1), 104-107. https://doi.org/10.52754/16948653 2020 1 19. ББК: КОКМББ.