Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ "КЫРГЫЗ/КИРГИЗ" В МЕНТАЛЬНОМ СОЗНАНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ СРЕЗ'

КОНЦЕПТ "КЫРГЫЗ/КИРГИЗ" В МЕНТАЛЬНОМ СОЗНАНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ СРЕЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / КОНЦЕПТ / НАУЧНЫЕ МНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сабирова В. К., Сабиралиева З. М., Козубекова М. К.

В статье рассматривается отражение истории концепта «кыргыз/киргиз» в языковой ментальности носителей русской и кыргызской лингвистической культуры. Дан анализ основных научных концепций, имеющих место в современной филологической науке.The article discusses the concepts of history at reflection "Kyrgyz/Kirgiz" in the linguistic mentality of Russian and Kyrgyz media linguistic culture. The analysis of basic scientific concepts taking place in the modern philological science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ "КЫРГЫЗ/КИРГИЗ" В МЕНТАЛЬНОМ СОЗНАНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ СРЕЗ»

Сабирова В.К., к.фил.н.

доцент

кафедра всемирной литературы Сабиралиева З.М., ст. преподаватель кафедра методики преподавания русского языка и литературы

Ошский государственный университет

Козубекова М.К. соискатель Русский центр

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Ош КР Кыргызская Республика, г. Ош КОНЦЕПТ «КЫРГЫЗ/КИРГИЗ» В МЕНТАЛЬНОМ СОЗНАНИИ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ СРЕЗ

В статье рассматривается отражение истории концепта «кыргыз/киргиз» в языковой ментальности носителей русской и кыргызской лингвистической культуры. Дан анализ основных научных концепций, имеющих место в современной филологической науке.

Ключевые слова: лингвистическая культура, ментальное сознание, концепт, научные мнения.

The article discusses the concepts of history at reflection "Kyrgyz/Kirgiz" in the linguistic mentality of Russian and Kyrgyz media linguistic culture. The analysis of basic scientific concepts taking place in the modern philological science.

Keywords: linguistic culture, mental consciousness, concepts, scientific opinions.

Научная новизна этой темы состоит в том, что до сих пор в кыргызском языкознании такая тема не поднималась. Соответственно, теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что впервые будут рассмотрены концепты кыргыз/киргиз в ментально - языковом сознании носителей русской и киргизской лингвокультуры.

Вопрос о происхождении киргизов является одним из наиболее сложных в этнической истории Центральной Азии, ведь он так или иначе связан с достаточно древними реалиями Южной Сибири, Монголии, Китая, Передней Азии, Закавказья и Северного Кавказа, Приуралья и других соседних для территории современного Кыргызстана стран. Оговорим сразу, что будем использовать и старое официальное название среднеазиатских кыргызов - "киргизы", и термин "древние кыргызы", под которым подразумевается население Минусинской котловины, создавшее в 840 году Кыргызский каганат или т.н. Кыргызское великодержавие.

Среди многих гипотез и теорий по проблеме происхождения киргизов первенство принадлежит выдающемуся ученому XIX века Чокану Чингисовичу Валиханову, записавшему отрывок «Поминки по Кокетаю» из

эпоса «Манас». С опорой на его сведения казахские ученые Маргулан А.Х. и Хасанов А. [1] выдвинули «аборигенную» теорию» о том, что киргизский военно-политический союз сложился в вв. в районе Урумчи к северу от Турфана. Позднее откочевка отдельных сильных родов и племен на Тянь-Шань дала толчок к образованию народности "киргиз".

Близка к этой теории концепция происхождения киргизов А.Н. Бернштама, суть которой в утверждении полувекового, поэтапного переселения киргизов с Енисея на Тянь-Шань [2]. Источники Х века уверенно говорят о южной границе киргизов, проходившей через Восточный Туркестан в период, названный Бартольдом В.В. "эпохой кыргызского великодержавия" [3].

Долгие годы изучавший киргизскую историю ученый С.М.Абрамзон увязывал происхождение киргизов со многими этническими процессами Центральной Азии и Сибири, придя к выводу о взаимосвязи автохтонных и пришлых племен в процессе формирования киргизской народности. Он писал, что: «Имя «кыргыз» на более ранних этапах истории, в особенности в эпоху весьма преувеличенного киргизского «великодержавия», имело, на наш взгляд, не столько этническое, сколько политическое содержание. Оно распространялось на группы племен различного происхождения, жившие не только в Минусинской котловине и в пределах Саяно-Алтая, но и значительно южнее и юго-западнее, на территории Джунгарии и частично Восточного Туркестана. Следовательно, часть племен центрально-азиатского происхождения, которых соседи называли киргизами (самоназвания этих племен неизвестны), проживала поблизости к современной территории расселения киргизов, а кое-где эти территории и совпадали» [4].

Большого внимания заслуживает версия Худякова Ю.С., согласно которой древние кыргызы были разделены на две части: енисейскую и восточно-туркестанскую, ставшую ядром в формировании киргизов [5]. Гипотеза Петрова К.И. строится на том, что киргизы формируются в I тыс.н.э. на основе кимакско-древнекыргызских племен Енисейско-Иртышского междуречья. В XV веке эти племена большим потоком заселяют Тянь-Шань, что критикуется Караевым О. и Абрамзоном С.М. [6]. Научная полемика касается целого ряда вопросов, но ясно одно: кимакско-кыпчакские племена активно участвовали в этногенезе киргизов.

Можно отметить и другие теории, касающиеся происхождения киргизов, но упомянутых достаточно, чтобы подчеркнуть многогранность самого процесса становления этноса, его сложность и уникальность. Не подлежит сомнению факт преемственности от древних кыргызов к современным киргизам, есть много схожего в материальной культуре, и этой проблеме посвящены многие научные монографии, в том числе коллективные. В одной из них утверждается о существовании государства Кыргыз на Енисее (У1-У11 вв.) [7].

По мнению Р.А. Абдуманапова, «именно в среде кыпчакских племен вызревает то ядро, вокруг которого и объединяется тот конгломерат тюрко-

монгольских родовых объединений, осознавший себя в определенный период единой общностью с ярко выраженным автоэтнонимом "киргиз" [8]. Этимология термина "кыргыз" является не менее запутанной и сложной. О самоназвании среднеазиатских киргизов звучит как "кыргыз" есть разные версии: 1) В.Радлова (Фридрих-Вильгельма).- «кырк йоз (сорок племенных родов); 2) Баскакова Н.А. - "кыргыз'7"кырк-огуз" (красные огузы, быки); 3) Петрова К.И. - "кыргыз" от "кыргу(з)" (красно-рыжие); 4) Кононова А.Н. -"кыргыз'7"кыр(кыз[ыл])-гыз" (красный-гыз, т.е. краснощекие, румяные); 5) Зуева Ю.А. - "кыргыз" / "karkasa" (индоиранские языки), "kahrkasa" (авестийский язык), "kargas" (пехлеви и среднеперсидские языки), "karges" (памиро-иранские языки), "carkas" (согдийский язык), "cirgus" (осетинский язык) - все это варианты слова "орел, гриф"; 6) Осмонова Н. -"кыргыз"/"кыргу-аз" (красные азы), 7) Фольклорная версия -"кыргыз"/"кырк-кыз" ("сорок девушек", отображает легенду о развитии киргизов от сорока девушек, "забеременевших от морской пены"). Усойун ажы пишет о том, что как для европейцев 12 - сакральное число, для монголов число, для тюрков 40 - священная цифра, а «ыз» - часть слова, означающая множество; другая теория, что слово «кыргыз» от «кыр кер», кыр - вершина горы, а люди в горах обитали, со временем это изменилось до «кыр кез» (пора, время), многие исследователи эту точку зрения считают правильной, и кыргызский историк Осмонаалы, и уйгурский кашгарский историк Эмир Асан казы; другая точка зрения о «кыр кес», т.к. морфема «кес» на фарси значит «человек»; и самая интересная и героическая версия от «Кы кыз» от слова «кырылгыс», т.е. неистребимый народ, т.к. кыргызы -баатыр Эл, жоокер Эл, поэтому этот народ нельзя развеять, уничтожив их

[9].

Цветовая атрибутика этнонима связана с красным цветом, который имеет для киргизов большое значение. По легендам, все киргизы были рождены от "красной собаки" (кызыл тайган). Красный цвет считался цветом южнокиргизских племен, синий - северных. Деление на войск под синим знаменем (кек асаба) и красным отразилось в цвете современного государственного символа: в центре расположено желто-золотистого цвета основание юрты (тYндYк) с 40 волнистыми лучами, символизирующими число родов и племен кыргызов.

Сведения об истории кыргызов имеются в фольклоре, публицистике

[10]. Проблема отражения этнонима-концепта «кыргыз/киргиз» в языке является также спорной для филологов. Киргизский язык входит в так называемую кыпчакскую (северо-западную) группу тюркских языков. Языковед Юнусалиев Б.М. выделяет три пласта в истории языка: 1) Древний период, VII-XII в.: для разговорного характерен "з"-язык, для общетюркского литературного - "д"-язык; 2) Средний период, названный "алтайским" и датируемый XII - серединой XV в. В это время язык начинает взаимодействовать с кыпчакским языком, и постепенно принимает вид западного "й"-языка; 3) Новый период, середины XV-XVI в., когда

формируется единый общенародный "й"-язык, во всем многообразии диалектов/говоров, с сильной губной гармонией, начальным "ж", дифтонгизацией и вокализацией срединного и конечного "г".

По мнению Батманова И.А., в средний период киргизско-алтайская (кыпчакская) общность возникла не в процессе взаимовлияния, а путем выделения языков киргизов и горных алтайцев из одного языка-основы путем его дифференциации. Юнусалиев Б.М. считал, что язык киргизов сформировался не на современной территории Киргизии, разделенной хребтом надвое, а северо-восточнее, в Восточном Туркестане, что подтверждается и общим ходом истории киргизов.

Использованные источники:

1. См.: Хасанов А. Народные движения в Киргизии в период Кокандского ханства. - М., 1977.

2. См.: Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Т. I-II. - Бишкек, 1997-1998.

3. Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк. // Соч. - Т.2, ч.1. - М., 1963. -С. 492-493.

4. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - М., 1990. - 480 с.; с. 33.

5. Худяков Ю, Кыргызы на просторах Азии. - Бишкек, 1995. - 218 с.

6. Караев О. Земля тогкузлуков, карлуков, хазлажия, хилхия, кимаков и киргизов по карте ал-Идриси // Арабо-персидские источники о тюркских народах. - Фрунзе, Илим, 1973. - С. 6-48.

7. Воропаева В., Джунашалиев Дж., Плоских В. История Отечества: Краткий курс лекций по истории Кыргызстана. / Отв. ред. акад. А.Ч. Какеев. - изд. 3-е, доп. - Бишкек: Раритет Инфо, 2006. - 208 с.

8. Абдуманапов Р.А. Центрально-азиатский исторический сервер http ://www.kyrgyz.ru/

9. Кыргыздар: Санжыра, тарых, мурас, салт. К.Жусупов. - Бишкек: Кыргызстан, 1991.

10. Сабирова В.К., Эрназарова Г.Б. Специфика публицистики в этническом аспекте. Вестник университета (РТСУ). - Душанбе, РТСУ, 2013. - № 4 (43). -С. 233-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.