Научная статья на тему 'ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ. КЫРГЫЗСКИЙ КАГАНАТ В ОРБИТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В VIII-XIV ВЕКАХ'

ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ. КЫРГЫЗСКИЙ КАГАНАТ В ОРБИТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В VIII-XIV ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ / БАРСБЕК КАГАН / КЫРГЫЗСКОЕ ВЕЛИКОДЕРЖАВИЕ / "КЫРГЫЗ" / "КЫРКЫР" / КИМАКО-КИПЧАКСКИЙ СОЮЗ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / МОГОЛИСТАН / ТЯНЬШАНЬСКИЕ КЫРГЫЗЫ / МУХАММЕД КЫРГЫЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акеров Табылды Абдраманович

Статья посвящена проблемам этнополитических и этногенетических связей енисейских кыргызов, а также миграции кыргызских и других восточных племен на запад в средние века. Вышеотмеченные процессы рассматриваются в контексте трех великих эпох истории Центральной Азии: древнетюркской, Кыргызского Великодержавия и монгольских завоеваний. Автор попытался проследить миграционные процессы и этнополитические, этногенетические и этнокультурные связи кыргызов с алакчынами, западнотюркскими племенами, тюрко-огузами, кимако-кыпчакскими и другими племенами Саяно-Алтая и Тянь-Шаня. Особое внимание уделяется эпохе Кыргызского Великодержавия и Караханидскому каганату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ. КЫРГЫЗСКИЙ КАГАНАТ В ОРБИТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В VIII-XIV ВЕКАХ»

Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического CrubezyE. Human adaptation in Verkoyansk MissionArche-

исследования. - 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 1993. - 714 с. ologique Francaise en Siberie Orientale 2011. Rapport (рукопись,

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского на франц. яз.) // Universite Paul Sabatier (Toulouse Ш), Labora-

округа. - Л.: Наука, 1969. - 439 с. toire AMIS - UMR 5288 du CNRS. Toulouse, 2011. - 150 p.

N.S. Kiryanov

Monument Lepsey II in Verkhoyansk region the Republic of Sakha (Yakutia)

and I.A. KhudyakoVs folk materials

The article is devoted to the research of Sakha - French archeological expedition in Verkhoyansky region of Republic of Sakha Yakutia, when a burial of young woman with two newborn babies was discovered. The well-known work of Ivan Khudyakov «Short description of Verkhoyansky region» (written by 1868-1869 years) mentions the legend about shaman's daughter who died during childbirth. The researchers discovered many coincidences and made a conclusion of their similarity.

Keywords: Verkhoyansk, Dulgalaakh, Lepsey, Sakha - French archeological expedition, Ivan Khudyakov, burial.

УДК: 947 (575,2) (04)

Т.А. Акеров

Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат в орбите этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII-XIV веках

Статья посвящена проблемам этнополитических и этногенетических связей енисейских кыргызов, а также миграции кыргызских и других восточных племен на запад в средние века. Вышеотмеченные процессы рассматриваются в контексте трех великих эпох истории Центральной Азии: древнетюркской, Кыргызского Вели-кодержавия и монгольских завоеваний. Автор попытался проследить миграционные процессы и этнополитиче-ские, этногенетические и этнокультурные связи кыргызов с алакчынами, западнотюркскими племенами, тюр-ко-огузами, кимако-кыпчакскими и другими племенами Саяно-Алтая и Тянь-Шаня. Особое внимание уделяется эпохе Кыргызского Великодержавия и Караханидскому каганату.

Ключевые слова: енисейские кыргызы, Барсбек каган, Кыргызское Великодержавие, «кыргыз», «кыркыр», кимако-кипчакский союз, Золотая Орда, Моголистан, тяньшаньские кыргызы, Мухаммед Кыргыз.

Этнополитическая ситуация в Притяньшанье и В древнетюркский период одной из основных сопредельных регионах в VШ-XIVвв. отличается причин миграции восточных кочевников на за-исключительной сложностью и малой изученно- пад, во-первых, являлась реваншистская полити-стью. Для этой эпохи характерно падение могуще- ка Второго Тюркского каганата, которая вызвала ственных государств: Западнотюркского каганата миграционные тенденции среди восточных плев 704 г., Второго Восточнотюркского каганата в мен азов, чиков, карлуков, енисейских кыргызов 744 г., в результате чего был определен ход даль- и других; во-вторых, усиление Кыргызского кага-нейших политических событий в Центральной ната во главе с Барсбек каганом, которое сопро-Азии, которые сопровождались активными мигра- вождалось жесткой конкурентной борьбой со ционными процессами кочевых племен на запад. Вторым Тюркским каганатом и длительными

В исследуемый период миграция кочевников, войнами между кыргызами и алчакчынами.

в том числе енисейских кыргызов, происходила в К этому периоду произошла консолидация

зависимости от этнополитической ситуации в кыргызских племен в Минусинской котловине,

Центральной Азии. В целом их можно рассма- формирование Кыргызского каганата. В VIII в., в

тривать в контексте исторических событий трех эпоху правления Барсбек кагана, кыргызы всту-

великих эпох истории Центральной Азии: древ- пили в стадию рассвета кыргызской государ-

нетюркской, Кыргызского Великодержавия и ственности. Енисейские кыргызы стали высту-

монгольских завоеваний. пать как один из ведущих этносов края. По дан© Т.А. Акеров, 2015

ным исторических источников, еще до падения Второго Восточнотюркского каганата в середине VIII в. на политической арене Центральной Азии постепенно, но надежно закрепились позиции Кыргызского каганата как одного из сильных и могущественных государств в регионе. В данный период Кыргызский каганат сделал безупречную заявку на лидерство в степи, заключив союз с тюргешами, карлуками и Китаем и создав мощную антитюркскую коалицию.

В VI-VIII вв. народ алаты продвинулся с северных районов Ордоса и Иньшаня и смог закрепиться на севере Алтая. Кыргызы достойно сражались с ними и смогли образовать на восточной окраине своих земель новое владение в VIII в. Г.В. Ксено-фонтов размещал его на гористом и лесистом водоразделе Енисея и Ангары, «на краю страны кыргы-зов», где жили племена булагачин и керемучин.

В. Бартольд эпоху Барсбек кагана характеризовал следующим образом: «...владение киргизов занимали обширное пространство до Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турка-ми-огузами даже в эпоху их могущества. Факт выдачи дочери Ильтерес кагана за кагана киргизов не был, по-видимому, исключительным; по крайней мере, китайцы говорят, что турецкий царствующий дом вообще выдавал своих дочерей за киргизских старейшин».

С этого момента политическая ситуация в Центральной Азии стала благоприятствовать Кыргызскому каганату, ставшему в IX в. основным соперником тогузогузской конфедерации племен. С эпохи Барсбек кагана кыргызы начали инкорпорировать в свой состав новые этнические группы, в первую очередь алакчынов. Кыргызы были в тесных этногенетических и историко-культурных связях с алакчынами. Калмыкские источники эпохи контайджи Бошокту енисейских кыргызов называли «алат-кыргызами», а один из родов последних назывался алкай-кыр-гыз. Известно, что лакайцев Таджикистана, в ком мы видим потомков алакчынов, тяньшаньские кыргызы называли алакай.

Стремительный рост влияния Кыргызского государства был обеспечен тем, что сразу после падения Второго Восточнотюрского каганата в 744 г. все вассалы тюрков признали власть Кыргызского кагана, поступив к нему на службу. Кыргызы покровительствовали басмылам и бай-ырку. После падения Тюргешского каганата тюр-геши (тюргеши, согэ, бахрины) вынуждены были

покинуть Тянь-Шань. На их земли начали переселяться племена азов, кыргызов, чигилей, алак-чынов, карлуков и других.

В связи с этим мы полагаем, что переселение и закрепление азов на Тянь-Шане после событий в 715 г. следует рассматривать в общем потоке миграционных процессов восточных племен в Семиречье. Миграция и закрепление азов на Тянь-Шане после событий в 715 г. вызвало перегруппировку в западнотюркском племенном союзе. Не исключено, что в эту эпоху арабы называли азов доитами, что означало «четыре». Так как потомков азов - кыргызских азыков в прошлом называли торт тамгалуу азык, по числу входивших в это объединение родов. Возможно, в шестиплеменной конфедерации кыргызов Са-лучи-Булгачи азов представляло племя теит, что тождественно арабскому «доит».

Отсюда можно сделать вывод, что усиление позиций кыргызов в Семиречье началось еще в VIII в. Закрепление азов в Семиречье после событий 715 г., слияние их с западнотюркскими племенами и включение в политические процессы в регионе стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, вовлеченных в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. На Тянь-Шане азы, кыргызы слились с западно-тюркскими родственными племенами асиги, гешу, хулуу-кюль-чурами, байсаньганами и др. Последние сохранили свои этнические имена в составе кыргызского народа под названиями азык, кючюк, кылжыр (сары багыш, бугу), кулжыгач, басыз и т.д. Кыргызы также ассимилировали племена бай-ырку (баргы) и басмыл (басыз), переселившиеся в купе с ними на Тянь-Шань в IX в.

Для второго периода характерны рассвет Кыргызского каганата, установление Кыргызского Великодержавия над Центральной Азией. Академик В. Бартольд справедливо назвал этот период истории народа Кыргызским Великодержавием. В эту эпоху кыргызы расширили свое влияние от Приамурья на востоке, до Таласа на западе. Государство енисейских кыргызов превратилось в Великий Кыргызский каганат. Этноним «кыргыз» и «кыркыр» получили распространение повсеместно. По содержанию версии эпоса «Манас» С. Ах-сикенди кыргызами правил потомок легендарного Каркырабека Манас. Великий Кыргызский каганат также имел название Каркырахан. Позже название страны Каркыра было закреплено за За-паднотюркским (Тюргешским) каганатом.

В связи с вышеизложенным данный период целесообразно рассматривать в контексте геополитических интересов Кыргызской империи. В середине IX в. кыргызы, разгромив ставку уйгурского кагана на Орхоне, установили свою гегемонию в Центральной Азии. В УШ-1Х вв. кыргызы продвинулись на запад, на Алтай, и установили союз с башкирами, хазарами и племенами канга-ро-печенежского союза и чигилями против огу-зов, карлуков. В этот период одной из основных задач Кыргызского каганата являлось выдворение огузов и карлуков как можно дальше от торговых путей степной зоны Центральной Азии. Главным образом из Саяно-Алтайского края и Тянь-Шаня. В 1Х-Х вв. кыргызы добились полного господства в Саяно-Алтайском крае. На Алтае ими была сформирована новая общность родственных племен, куда вошли кыргызы, тюрко-огузы и чигили, которые вместе продвигались в западном направлении. В Семиречье ими были установлены тесные этногенетические и этнокультурные связи с местными племенами - азами, тухси и ягма, что в последущем привело к захвату власти и формированию нового государства на Тянь-Шане - Кара-ханидского каната в середине Х в.

В эпоху Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань прошли в Приаралье, где в купе с башкирскими и канглийскими племенами продвинулись дальше в Причерноморье, Крым и на Волгу. В эту эпоху кыргызы в Алтай-Тянь-Шаньском регионе имели ряд владений: Каркы-рахан, Табуни, Аз, Отуз Оглан.

После установления Кыргызского Великодер-жавия в консолидации племен Саяно-Алтайского края важную роль играли кыргызы и родственные им кимако-кыпчакские племена, которые в одно и то же время соперничали и оказывали огромное влияние друг на друга.

Однако процесс консолидации кыргызов и ки-мако-кыпчаков можно разделить на три больших периода. На первом этапе кыргызы как полноправные хозяева Алтая на землях кангарских племен сформировали новые владения и объединения кимак, кыбчак и т.д. В формировании ки-макского и кыпчакского союзов имелись два важных момента. Во-первых, в этом процессе важную роль сыграли западнотюркские лесные племена (хулуу-кюль-чуры, агач эри, халач и др.), беглые уйгурские племена, а также племена вас-сально зависимых Кыргызских владений. Среди

восточных мигрантов господствующее положение заняли племена из Кыргызского владения Иланьджоу. Они, расположившись на новом месте, самостоятельно включились в этнические процессы в регионе. На западе от енисейских кыргызов появляется владение Каркырахан.

На втором этапе алтайские кимако-кыпчакские племена, усилившись, отделились от Кыргызского каганата. В конце IX в. среди алтайских кыргызов, канглы, кыпчаков на развалинах владения кангар-ских племен сформировали новое государство -Кимакский каганат. Господствующее положение имели каи (змеи; кай+илан-змеи+змеи), выходцы из Кыргызского владения Иланджоу (или койлон). С этого момента алтайские кимаки стали представлять угрозу Кыргызскому государству.

В эпосе «Манас» эпоха активных этнополити-ческих отношений и соперничества между кыр-гызами и кимаками-канглы отражены в двух основных сюжетах сказания. В первом сюжете кан-глы и кыпчаки представлены как союзники Ма-наса и кыргызов, а во втором - в роли родственников-соперников Манаса коз команов (команы).

На третьем этапе вновь усилились кыргызы, которые во второй половине XI в. добились установления тройственного союза между кыргызами, кыпчаками и ябагу, что сыграло важную роль в консолидации племен региона против общего врага каракитаев. В это время этноним «кыргыз» превратился в политоним, племена Притяньшанья и Саяно-Алтайского края выступали под флагом кыргызов, в том числе: канглы, кытаи, шары, огузы и другие. Караханидский каганат принимал кыргызские и кыпчакские племена шары, кытай, ки-мак (ямаки) для охраны государственной границы. С вступлением кыргызов в союз с огузами против каракитаев в XII в. можно сказать завершился процесс консолидации кыргызского этноса на Тянь-Шане. В каракитайскую эпоху часть тяньшаньских кыргызов временно переселилась на Волгу.

Третий, монгольский, период стал одним из важных этапов в истории кыргызского народа. Для этой эпохи характерно подчинение енисейских кыргызов старшему сыну Чингиз хана Джучи. Кыргызские военачальники и генералы стали служить Джучи. В 1227 г. после разделения империи Чингиз хана между его четырьмя сыновьями, кыр-гызы вместе с мангытами были приглашены в улус Джучи главным темником Золотой Орды Ногаем.

В ХШ-ХГУ в. саяно-алтайские и тянь-шаньские племена были втянуты в политические

интриги золотоордынских ханов и царевичей за власть. Отношения между Золотой Ордой и кыр-гызами красноречиво описывались в версии эпоса «Манас», приведенной в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих». В эпос «Манас» были введены новые сюжеты из жизни деятельности главного темника Золотой Орды Ногая и внука Угэдея Хайду хана. В версии эпоса С. Ахсикенди есть много сюжетов, отражающих реальные события ХШ-ХУ вв., имевшие место в жизни и деятельности золотоордынского хана Токтамыша, главных темников Ногая, Едиге, Амира Тимура, Инга Торе и других личностей того времени, что требует дополнительного изучения. Основные сюжеты версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди вполне сопоставимы и находят подтверждение в сведениях Рашид ад-Дина, Ибн Вали, Абул Гази Хивинского, китайских хрониках и других источниках.

В целом, в ХШ-Х1У вв., как указывали источники, кыргызы постоянно вовлекались в политические интриги золотоордынских ханов, что могло создать благоприятные условия для начала нового витка миграции енисейских и алтайских кыргызов на Тянь-Шань. Кыргызы участвовали в формировании государства Хайду хана, подстрекаемого Золотой Ордой против всемонгольского хана Хубилая. Можно полагать, что образ Манаса в эпосе для монгольской эпохи создан на основе реальных событий из героических подвигов Ногая и Хайду, в числе войск которых находились кыргызы.

В монгольский период основной поток миграции кыргызов, мангытов и других восточных кочевников на запад происходил в период их вынужденного переселения по приказу Хубилая в глубь страны, в степные районы Западной Монголии и Маньчжурии. В это время часть енисейских кыргызов искала защиту у Золотой Орды, а другая часть ушла к Хайду хану на Тянь-Шань. Поселение кыргызов в Астраханском вилайете вызвало беспокойство Токтака и других князей орды, опасавшихся захвата власти Ногаем. Убийство Ногая в 1300 г. явилось причиной откочевки и ухода кыргызов на юг в районы Андижана, Намангана (древний Аксы) и Оша в Ферганской долине, что подтверждается в эпосе «Манас».

В ХШ-ХГУ вв. кыргызы переживали период консолидации народа на Тянь-Шане. В Могли-стане кыргызские племена смежно проживали с

моголами в областях Манглай Субе, в улусах Ка-мар ад-Дина, расположенных на Тянь-Шане и в Восточном Туркестане. В данный период были сформированы кыргызские улусы Инга Торе Че-рика, Салучи-Булгачи и Угэчи Кашка в Притянь-шанье. В рамках государства Угэчи Кашка в два этапа происходит миграция кыргызских племен на Тянь-Шань. Первый этап после падения власти кыргызов в ойрато-кыргызской конфедерации (после 1426 г.), а второй - после распада ее в 1468г. К концу ХУ в. кыргызы в данном регионе уже имели свое ханство под предводительством Мухаммеда Кыргыза.

Список использованной литературы

Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе, 1990.

Акеров Т.А. Динлины - кыргызы: предки и потомки // Гуманитарные проблемы современности / Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР. - Бишкек 2010. - Вып. 11.

Акеров Т.А. Древние кыргызы и Великая Степь (по следам древнекыргызских цивилизаций). - Бишкек, 2005.

Атокуров С. Кыргыз санжырасы. - Бишкек, 1995.

Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек, 1996.

Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. Т. II, ч.1. - М.: Наука.1963.

Бичурин И.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. -Алматы, 1998. - Т. Г.

Восточный Туркестан в древности и средневековье. - М., 1992.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. - Л., 1926.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1993.

Джуманалиев Т. Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности и до конца ХУГГ в. -Бишкек, 2007.

История кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек, 2000.

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. -М.:Наука, 1964.

Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. - Ир-кутск,1937.

Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. -Бишкек, 2002., - Т. 1.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - Т. 1, кн. 1, кн. 2, - М.; Л., 1952.

Савинов Д.Г. Основные этапы истории алатов // Историческая этнография. - Л., 1985. - Вып. 3.

Таскин В.С. Материалы по истории кочевых народов в Китае ГГГ-У вв. -М., 1989.

T.A. Akerov

Yenisey Kyrgyz. The Kyrgyz khaganate in an orbit of ethno-political and migratory processes in Central Asia in the VIII-XIV centuries

The article deals with the problems of ethno-political and ethno-genetic linkages of the Yenisey Kyrgyz and Kyrgyz migration and other east tribes to the west in the Middle Ages. The above-noted processes are considered in the context of three great periods of the history of Central Asia: the ancient Turkic, Kyrgyz and Mongolian great power gains. The author has tried to trace the migration processes and ethno-political, ethno-genetic and ethno-cultural ties of Kyrgyz from Alakchynas, West Turkic tribes, Turkic-Oguz, Kimak Kypchak and other tribes of Sayan-Altay and Tien-Shan. The special attention is paid to the period of Kyrgyz great power and the Karakhanid Kaganate.

Keywords: Yenisey Kyrgyz, Barsbek Kagan, Kyrgyz great power, "kyrgyz", " kyrkyr", Kimako-Kipchak Union, Golden Horde, Mogolistan, Kyrgyz Tien Shan, Muhammed Kyrgyz.

УДК 398(4/5)

Л.Р. Павлинская Историческая Евразия. Этнокультурный аспект

Впервые геополитическая роль исторической Евразии в мировой истории была освещена крупнейшим английским географом и историком Х.Д. Маккиндером в 1904. Ученый рассматривает нашу планету как некий культурно-географический текст, состоящий из нескольких блоков (макрорегионов), которые определяют развитие всей истории человечества. Среди них особую роль он отводит так называемому «осевому региону», «срединной земле» (Heartland), «Евро-Азии», территориально совпадающей с границами Российской империи. Автор приходит к выводу, что этот регион обладает огромным культурно-экономическим потенциалом благодаря особенностям географического положения, богатству природных и человеческих ресурсов, что определяет его важнейшую роль в истории планеты.

Однако потенциал «срединной земли», исторической Евразии основывается также и на специфике ее этнической истории. Хунны, тюрки, монголы, русские в своем движении в евразийском пространстве вовлекали в этнокультурное строительство угорские, самодийские и тунгусо-маньчжурские этносы. «Срединная земля» на протяжении тысячелетий являла собой колоссальный этногенетический горн, в котором постепенно выплавлялась особая этнокультурная целостность, проявляющаяся в осознании входящими в нее народами своей сопричастности с единым евразийским миром. Это рождало комплементарность в межэтнических, межрасовых и межконфессиональных отношениях. Крушение Советского Союза привело к временному распаду данной этнокультурной общности. Однако в последнее десятилетие интенсивно развивается процесс ее консолидации на новом политическом и правовом уровне, в основе которой лежит историческая, этногенетическая и этнокультурная уникальность «срединной земли», Евразии.

Ключевые слова: этническая история, этно- и культурогенез.

Понятие «Евразия» (термин «Евразия») на протяжении последних двух десятилетий вошло как в тематику научных исследований, так, что более важно, стало стержнем политической доктрины правительства России и нескольких других государств, возникших на постсоветском пространстве. Суть ее заключается в стремлении

© Л.Р. Павлинская, 2015

восстановить былую геополитическую мощь недавно еще единого евразийского пространства, которое в течение почти трех веков пребывало в границах Российской империи, а затем Советского Союза. Причины, породившие данную доктрину, и многочисленны, и разнообразны. На первый план выступает нарушение геополитиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.