Научная статья на тему 'ОБ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ И КАРЛУКОВ ДО И ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 840 ГОДА: МИГРАЦИОННЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ОБ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ И КАРЛУКОВ ДО И ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 840 ГОДА: МИГРАЦИОННЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
владение / сокрушительная победа / Кыргызское Великодержавие / союз племен / процесс / Кашгар / Талас / арслан / каганат / Енисей / possession / crushing victory / Kyrgyz great power / union of tribes / process / Kashgar / Talas / arslan / kaganate / Yenisei

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акеров Табылды Абдраманович

Статья посвящена одному из важных этапов истории енисейских кыргызов, периоду политической борьбы за гегемонию в Центральной Азии между Кыргызским каганатом и Тогуз огузским государством. В работе с помощью источниковедческого и сравнительносопоставительного анализа автор попытался проанализировать, и глубже изучить и установить более реальную картину миграционных и этнических процессов и изменения этнополитической ситуации в Центральной Азии, в том числе, в Притяньшанье до и после ликвидации енисейскими кыргызами Тогуз-огузского каганата в 840 году. Цель исследования – проанализировать изменение этнополитической ситуации в Притяньшанье в свзяи с миграцией восточных кочевников тогуз-огузов, кыргызов, карлуков и других на запад в IX – X вв. Определено, что установление союза енисейских кыргызов с карлуками сыграл позитивную роль в победе кыргызов над Тогуз-огузским каганатом в событиях 840 года, что открыло широкую дорогу для миграции енисейских кыргызов и других кочевников на запад и изменения этнополитической ситуации в Семиречье. Согласно источникам, в IX – X вв. в Кашгаре кыргызы жили в соседстве с ягма и чигилями, а Талас делили с родственными азами и тухси. Автору удалось выявить, что кыргызы на западе установили тесные этнополитические связи с родственными племенами азами и тухси, которые еще с эпохи Уч Элик кагана представляли одно из ведущих политических сил в регионе. Вожди последних носили такие же титулы, какие были у представителей караханидской династии «карахан», «арслан» и шумкар («чагры» сокол). Автор приходит к выводу, что азы и тухси взяли реванш над карлуками и низложили карлукского ябгу, построив Караханидский каганат на Тянь-Шане в 940 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ETHNOPOLITICAL BONDS OF THE YENISEI KYRGYZ AND KARLUKS BEFORE AND AFTER THE EVENTS OF THE YEAR 840: MIGRATION AND ETHNIC ASPECTS

The article is devoted to one of the important stages in the history of the Yenisei Kyrgyz, the period of the political struggle for hegemony in Central Asia between the Kyrgyz Khaganate and the Toguz-Oguz state. In the work, with the help of source studies and comparative analysis, the author tried to analyze, and study more deeply and establish a more realistic picture of migration and ethnic processes and changes in the ethno-political situation in Central Asia, including in Pritianshan before and after the liquidation of the Toguz-Oguz kaganate by the Yenisei Kyrgyz in 840. The purpose of the study is to analyze the change in the ethnopolitical situation in the Prityanshan region in connection with the migration of the eastern nomads Toguz-Oguz, Kyrgyz, Karluks and others to the west in the IX XX centuries. It is determined that the establishment of the union of the Yenisei Kyrgyz with the Karluks played a positive role in the victory of the Kyrgyz over the Toguz-Oguz khaganate in the events of 840, which opened a wide road for the migration of the Yenisei Kyrgyz and other nomads to the west and changes in the ethnopolitical situation in the Semirechye. According to sources, in the IX X centuries in Kashgar, the Kyrgyz lived in the neighborhood of Yagma and chigili, and Talas was shared with kindred Azami and Tuhs. The author managed to reveal that the Kyrgyz in the west have established close ethnopolitical bonds with the related tribes of the Azami and Tukhsi, who have represented one of the leading political forces in the region since the era of Uch Elik Kagan. The leaders of the latter bore the same titles as the representatives of the Karakhanid dynasty "Karakhan", "arslan" and shumkar ("chagry" falcon). The author comes to the conclusion that the Azs and Tukhsi took revenge over the Karluks and deposed the Karluk Yabgu, building the Karakhanid khaganate on the Tien Shan in 940.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ И КАРЛУКОВ ДО И ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 840 ГОДА: МИГРАЦИОННЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 314.15(575.2)

doi 10.24411/2221-0458-2022-92-14-27

ОБ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ И КАРЛУКОВ ДО И ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 840 ГОДА: МИГРАЦИОННЫЕ И

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Акеров Т.А.

Институт этнологии Международного Университета Кыргызстана, г. Бишкек

ON THE ETHNOPOLITICAL BONDS OF THE YENISEI KYRGYZ AND KARLUKS BEFORE AND AFTER THE EVENTS OF THE YEAR 840: MIGRATION AND

ETHNIC ASPECTS

T.A. Akerov

Institute of Ethnology International University of Kyrgyzstan, Bishkek

Статья посвящена одному из важных этапов истории енисейских кыргызов, периоду политической борьбы за гегемонию в Центральной Азии между Кыргызским каганатом и Тогуз огузским государством. В работе с помощью источниковедческого и сравнительно-сопоставительного анализа автор попытался проанализировать, и глубже изучить и установить более реальную картину миграционных и этнических процессов и изменения этнополитической ситуации в Центральной Азии, в том числе, в Притяньшанье до и после ликвидации енисейскими кыргызами Тогуз-огузского каганата в 840 году. Цель исследования - проанализировать изменение этнополитической ситуации в Притяньшанье в свзяи с миграцией восточных кочевников тогуз-огузов, кыргызов, карлуков и других на запад в IX - X вв. Определено, что установление союза енисейских кыргызов с карлуками сыграл позитивную роль в победе кыргызов над Тогуз-огузским каганатом в событиях 840 года, что открыло широкую дорогу для миграции енисейских кыргызов и других кочевников на запад и изменения этнополитической ситуации в Семиречье. Согласно источникам, в IX -X вв. в Кашгаре кыргызы жили в соседстве с ягма и чигилями, а Талас делили с родственными азами и тухси. Автору удалось выявить, что кыргызы на западе установили тесные этнополитические связи с родственными племенами азами и тухси, которые еще с эпохи Уч Элик кагана представляли одно из ведущих политических сил в регионе. Вожди последних носили такие же титулы, какие были у представителей караханидской династии «карахан», «арслан» и шумкар («чагры» - сокол). Автор приходит к выводу, что азы и тухси взяли реванш над карлуками и низложили карлукского ябгу, построив Караханидский каганат на Тянь-Шане в 940 году.

Ключевые слова: владение; сокрушительная победа; Кыргызское Великодержавие; союз племен; процесс; Кашгар; Талас; арслан; каганат; Енисей

The article is devoted to one of the important stages in the history of the Yenisei Kyrgyz, the period of the political struggle for hegemony in Central Asia between the Kyrgyz Khaganate and the Toguz-Oguz state. In the work, with the help of source studies and comparative analysis, the author tried to analyze, and study more deeply and establish a more realistic picture of migration and ethnic processes and changes in the ethno-political situation in Central Asia, including in Pritianshan before and after the liquidation of the Toguz-Oguz kaganate by the Yenisei Kyrgyz in 840. The purpose of the study is to analyze the change in the ethnopolitical situation in the Prityanshan region in connection with the migration of the eastern nomads Toguz-Oguz, Kyrgyz, Karluks and others to the west in the IX - XX centuries. It is determined that the establishment of the union of the Yenisei Kyrgyz with the Karluks played a positive role in the victory of the Kyrgyz over the Toguz-Oguz khaganate in the events of 840, which opened a wide road for the migration of the Yenisei Kyrgyz and other nomads to the west and changes in the ethnopolitical situation in the Semirechye. According to sources, in the IX - X centuries in Kashgar, the Kyrgyz lived in the neighborhood of Yagma and chigili, and Talas was shared with kindred Azami and Tuhs. The author managed to reveal that the Kyrgyz in the west have established close ethnopolitical bonds with the related tribes of the Azami and Tukhsi, who have represented one of the leading political forces in the region since the era of Uch Elik Kagan. The leaders of the latter bore the same titles as the representatives of the Karakhanid dynasty "Karakhan", "arslan" and shumkar ("chagry" -falcon). The author comes to the conclusion that the Azs and Tukhsi took revenge over the Karluks and deposed the Karluk Yabgu, building the Karakhanid khaganate on the Tien Shan in 940.

Keywords: possession; crushing victory; Kyrgyz great power; union of tribes; process; Kashgar; Talas; arslan; kaganate; Yenisei

Академик В. В. Бартольд справедливо назвал период господства енисейских кыргызов в Центральной Азии в IX - X века эпохой Кыргызского Великодержавия. Важно отметить, что, победив в борьбе за гегемонию в Центральной Азии Тогуз-огузский каганат на Орхоне в 840 году, кыргызы не только показывали свою мощь и величие, но и становились причиной изменения этнополитической ситуации во многих регионах Центральной Азии, в том числе, в Западной Монголии, на Алтае и

Тянь-Шане, куда мигрировали кыргызские племена.

Работа опирается на разные источники, включающие арабо-персидские, китайские хроники и рунические надписи, где описывались миграции, этнополити-ческие связи енисейских кыргызов с карлуками, тюргешами и другими кочевниками, а также этнические процессы в регионе до и после событий 840 года.

Весьма важную роль сыграли сведения китайских хроник,

рассказывающие об этнополитических связях между енисейскими кыргызами и карлуками, тюргешами в период борьбы за гегемонию в Центральной Азии в середине IX века, а также сведения из арабо-персидских источников, содержащие данные о миграции и об этнических процессах племен енисейских кыргызов и их соседей в разных уголоках ценральноазаитского региона, в том числе, на Алтае и Тянь-Шане. Немаловажное значение имели сведения рунических надписей, посвященные князю тюргешей Чжен беку, обнаруженные в Минусинской котловине, где более подробно отмечены союзнические отношения между енисейскими кыргызами и тюргешами в период реваншистской политики правителей Восточно-Тюркского каганата II, которые позволили глубже изучить взаимоотношения енисейских кыргызов с тюргешами, азами и другими племенами Саяно-Алтая и Тянь-Шаня в VIII - X вв.

В настоящее время разработан ряд интересных гипотез, которые касались изменения этнополитической ситуации на Алтае и Тянь-Шане, в связи с установлением господства енисейских кыргызов над Центральной Азией в середине IX вв. Немаловажное значение имеет работа академика В. В. Бартольда, который одним из первых высказал мнение о проникновении енисейских кыргызов с помощью своих союзников, карлуков, на Тянь-Шань в эпоху Кыргызского Великодержавия. Не менее важную значимость имеют результаты научных исследований и работ, сделанные Ю. С.

Худяковым, В. Я. Бутанаевым, О. К. Караевым, М. Ч. Кожобековым и другими, которые придерживались мнения о том, что енисейские кыргызы переселились на Тянь-Шань в IX - X вв.

В работе использовался источниковедческий анализ и сравнительно-сопоставительный метод, которые позволили проанализировать и более шире изучить ход исторических событий, миграционных, этнополитических и этнических процессов в регионе до и после событий 840 года.

Несмотря на то, что исследуемая тема всегда интересовала ученых и являлась одной из актуальных проблем науки, она до сих пор считается малоизученной. По этой проблеме большинство случаев касались исследований отдельных карлукских племен и объединений, которые входили в карлукский союз племен, например, чигилей, ябагу и т.д.

В. В. Бартольд [1], О. К. Караев [2], З. Э. Эралиев [3] в своих работах рассматривали чигилей в качестве племени, сформировавшего Караханидский каганат, тем самым полагая, что чигили являлись предками современных кыргызов. А. Мокеев [4] изучал участие карлукского племени ябагу в этногенезе алтайских кыргызов в XI в.

Однако согласно историческим источникам, кыргызы и карлуки были не только соседями, но и находились в тесных этнополитических связях между собой, что требует отдельных исследований. Кыргызы и карлуки имели союз против Тогуз-огузского (Уйгурского) каганата.

Установление союза между кыргызами и карлуками против тогуз-огузов являлось одним из основных факторов, приведших кыргызов к победе в войне, длившейся двадцать лет. Кыргызы дорожили союзом с карлуками. В источнике отмечалось: «Как «только хойху (уйгуры) начали упадать, то Ажо сам объявил себя ханом... жену, дочь Гелу-шеху (карлук) - ханшею» [5, с. 355.]

Тем самым Кыргызский каган показывал свою заинтересованность в укреплении дружественных отношений между кыргызами и карлуками. Однако карлукские предводители тоже не могли отказать в дружбе кыргызам. Так как, в рамках Карлукского каганата существовало родственная кыргызам кок-тюркская община, которую представляли

тюргешские азы, тухси, а также ягма и уч-карлукские племена чигили, булаки, ташили, мигрировавшие в Семиречье в период реваншисткой политики Восточно-Тюркского каганата II. По данным источников, племена кок-тюркской общины имели тесные этнополитические и этногенетические связи между собой еще с эпохи тюргешей, что активно продолжалось и в период Карлукского и Караханидского каганатов, т.е. в данный период кыргызы имели вполне законные основания и благоприятные условия для установления союза с карлуками против тогуз-огузов.

После краха Тогуз-огузского каганата на Орхоне и установления господства кыргызов над Центральной Азией земли кыргызов простирались от Байкала до Каспийского моря (до страны Хешдек) [6,

с. 171-179], а на юге - до города Кашгар. По данным анонимного автора сочинения «Худуд ал-Алам»1, каган кыргызов вначале переместил свою ставку в район Танну-Ола, а затем - в город Кемидж-кет на Ангаре. Согласно Абул Гази Хивинскому и Рашид ад Дину, границы владений кыргызов на севере доходили до Ангары, где последние имели соседями алакчынов (пегих лошадников), т.е., видимо, кыргызы расположились в непосредственной близости к родственным племенам - азам, чикам, а также карлукам, алакчынам, булакам, булагачинам и керемучинам в Западной Монголии и Прибайкалье.

Анонимный автор сочинения «Худуд ал-алам» располагал южную группу кыргызов в соседстве с чигилями и ягма в районах города Кашгар. О. Караев, проанализировав сведения сочинения «Худуд ...», пришел к выводу, что согласно источнику, «кыргызы и карлуки непосредственно граничат друг с другом, а в другом месте между ними лежат земли чигилей и тюрков» [2, с. 70]. Одна группа кыргызов указывалась в соседстве с чигилями и ягма в районе города Кашгар, а другая - в соседстве с тухси [там же], родственным азам. В. Ф. Минорский вышеуказанных тюрков отождествил с тухси [там же]. Китайские источники сообщали, что в 842 году кыргызам в

1

«Худуд ал-алам» («Границы мира») сочинение анонимного автора Х века. Книга написана предположительно в 372/982—83 гг. на персидском языке. Источник был найден А. Г. Туманским в Бухаре в 1892 году. Источник переведен на английский язык В. Ф. Минорским, с научными комментариями. В сочинении имелись ценные сведения о кыргызах, географии и городах Кыргызстана. На основе этих данных В. В. Бартольд впервые высказал мнение о проникновении и кратковременном пребывании части кыргызов на Тянь-Шане в IX в.

Восточном Туркестане «...подчинились пять племен Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дата (татары) и другие» [7, с. 52]. В. В. Бартольд в своих комментариях о городе Пенчуль писал, что «он находился в области карлуков; его владетель прежде был в зависимости от тогуз-огузов, а теперь этим городом владеют киргизы» [8, с. 492.]. Он же отмечал: «Возможно, что теперь киргизы выступили в качестве союзников карлуков против тогуз-огузов и заняли часть Семиречья, своей теперешней родины» [Там же, с. 20].

По данным источников, кыргызы и карлуки издревле являлись

близкородственными друг к другу объединениями. В первых сведениях о карлуках владение последних находилось в соседстве с кыргызами. В. В. Бартольд отмечал, что «карлуки, ушедшие в VIII в. на запад и образовавшие после 766 г. государство с центром на берегах Чу, постоянно упоминаются и потом, как соседи и союзники киргиз.» [9, с. 18-28].

Карлукский племенной союз был образован тремя алтайскими родами -ташили (таш-лык), моуло (булак) и чжисы (или бофу-чигили). Поэтому этот союз называли уч-карлук.

Согласно карте Центральной Азии эпохи династии Тан, на северо-западе от ташили жили кыргызы, на северо-востоке -роды мэуло (булаки). Между ташили и мэуло располагались чжисы [10, с. 186187], т.е. последние занимали территорию от Монгольского Алтая до озера Балхаш, к северу от хребта Тарбагатай. Согласно аль Марвази (XII в.), карлуки состояли из

девяти групп: три из них - чигиль, три -бескиль, одно - булак, одно - кукеркин, одно - тухси. Имелись также роды лазана, фаракия [11, с. 394.].

Очевидно, что вышеприведенные сведения аль Марвази относились ко времени после арабо-китайской войны 751 года, где уч-карлуки, азы, тухси и другие тюркские кочевники Тянь-Шаня выступили на стороне арабов против Китая. После чего, в 746 - 766 годах чигили, булаки, ташили вкупе с другими карлукскими племенами переселились на Тянь-Шань. О миграции уч-карлуков на запад в Терхинской надписи сказано: «В год собаки уч-карлуки, замыслив измену, бежали. На западе в страну народа десяти стрел они пришли» [12, с. 94].

Вокруг карлуков в то время собрались не только местные тюргешские племена азы и тухси, но и другие восточные племена, которые не желали быть покоренными тогуз-огузами. Совместными усилиями карлукам удалось одержать верх в борьбе за тюргешское наследство над огузами, которые ушли в степные районы Сырдарьи с резиденцией в городе Янгикент.

В средние века карлуки составляли три большие группы, которые располагались от Ангары до Таласа. Первая группа обитала в районах Кыргызского владения Ус (аз) в Западной Монголии, кыргызских владений булагачинов (ср. с булак) и керемучинов в Прибайкалье, где в настоящее время обнаружились потомки булаков - булагаты в составе бурятского

народа. Вторая группа - в Прииртышье, а третья - в Семиречье.

В Карлукском каганате тюргешей представляли азы и тухси (тухчи). К тому времени азгиши переселились и представляли довольно солидную группу в Семиречье, часть их уже обитала в Ферганской долине. Данный факт указывает на то, что азы и тухси, как местные тюргешские племена могли иметь большое влияние на племена, ранее вместе с ними входившие в состав Кок-Тюркского каганата - чигилей, ягма, чумугуней и т.д.

Однако следует учесть, что союзнические отношения между енисейскими кыргызами и карлуками были установлены еще раньше, чем кыргызы уничтожили Тогуз-огузский каганат на Орхоне в 840 году. И, видимо, в поддерживании этих связей также была велика роль тогуз-огузского генерала из рода кыргыз Бойла Кутлук Яргана, который перешел на сторону Кыргызского кагана со стотысячной армией ближе к 840 году. Бойла Кутлук Ярган руководил западным крылом тогуз-огузского войска,

укомплектованного из племен Семиречья карлуков, чигилей, тюрков шато и других. Сразу после того, как в 840 году Бойла Кутлук Ярган перешел на сторону Кыргызского кагана, резко изменилась политическая ситуация на Тянь-Шане, что можно рассматривать как заранее согласованный план действий между Кыргызским каганом и местными тяньшаньскими племенами - азами, тухси, карлуками, чигилями, ягма и другими.

Несомненно, при активном посредничестве генерала Бойла Кутлук Яргана.

Один из князей джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель города Исфиджаб, после уничтожения Тогуз-огузского каганата на Орхоне енисейскими кыргызами в 840 году, поднял мятеж. Он, воспользовавшись сложившейся

благоприятной ситуацией, одним из первых открыто выступил о своих правах на верховную власть и объявил себя каганом. Несомненно, он пошел на такой шаг при поддержке Кыргызского каганата на Енисее. Его преемники назывались каганами. В 893 году Огулчак Кадыр хан перенес свою ставку из Исфиджаба в Кашгар, а чуть позже в 940 году Сатук Бугра хан основал Караханидский каганат.

Возможно Кыргызский каган из рода азов поддержал клан Бильге Кюль Кадыр-хана из Исфиджаба, который представлял западную ветвь азов, которые вместе с тухси представляли тюргешей в Карлукском каганате. Согласно источникам, азы или азгиши жили как на севере, так и на юге современного Кыргызстана и представляли солидную политическую силу в регионе.

Отметим, что после ликвидации гегемонии тогуз-огузов государство енисейских кыргызов превратилось в Великий Кыргызский каганат. Этнонимы «кыргыз» и «кыркыр» получили распространение повсеместно. Города, географические местности, племена степных кочевников стали широко использовать в своих названиях этноним «кыргыз» или «кыркыр» [13, с. 345-348].

По данным аль Идриси, в стране кыргызов располагались пять городов: Нашран, Хирхир (дважды), Хакан Хирхир и Дараид Хирхир. Кыргызские города тянулись со стороны Тувы с востока на запад до Енисея [14, с. 106.].

По сообщению анонимного автора с. «Худуд ал Аалам», на Алтае находилась кимакская область Каркар (а) хан «... и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов» [15, с. 50.], т.е. область кимакских кыргызов. По содержанию версии эпоса «Манас» С. Ахсикенди, кыргызами правил потомок легендарного Каркырабека - Манас, а его ставка - город Каркыра находилась в долине реки Талас [16, с. 44-45, 66]. Страна Каркыра указывалась в соседстве с владением Бахрин [16, с.44-47;68-69], потомков тюргешских мукринов, что может свидетельствовать о слиянии пришлых енисейских кыргызов с тюргешскими азами, мукринами, карлуками и другими племенами Семиречья.

Однако следует отметить, что в IX -X вв. этнический состав населения долины реки Талас был довольно пестрым. Причем часть кочевых племен представляли племена, пришедшие вкупе с енисейскими кыргызами. В то время в Таласе жили азы, тухси, отуз огланы. М. Кашгари здесь помещал чигилей, ягма, булаков (алка булак). М. Кашгари также писал о стране Хакания, откуда, видимо, были родом караханиды. Но ее месторасположение не было указано лингвистом. Однако Фирдоуси в своем «Шахнамэ» описывал город Тараз как «город славных и

благословенных тюрок-чаруков, и как город хаканцев» [17, с. 124]. Если верить Фирдоуси, Хакания могла располагаться в долине реки Талас. Отсюда можно полагать, что страна Хакания, где жили хаканцы, могла соответствовать

вышеприведенной Кыргызской области Каркыра (или Каркыра хан), упомянутой С. Ахсикенди в его сочинении «Маджму ат-Таварих» (XVI в.).

Следует отметить, что анализ и сравнение сведений исторических источников о кыргызах, после событий 840 года, позволяет полагать, что кыргызы, во-первых, продвигались вкупе со своими союзниками - карлуками, во-вторых, кыргызы пытались взять под контроль торговые пути, соединяющие Китай и Ферганскую долину. В сочинении «Худуд...» кыргызы располагались в одной из стратегических областей региона - в Кашгаре, имея соседство с чигилями и ягма, что указывает на их лидирующие позиции в Восточном Туркестане. Отсюда кыргызы контролировали торговые пути в Восточном Туркестане. Однако по сообщению Н. Бекрана, другая группа кыргызов располагалась в области Гарчистана, что соответствовало нынешней территории Горного Бадахшана. Горы или область Гарчистан соответствовали низовьям Мургаба. Н. Бекран информировал: «пустыня, которая начинается у Ашрусте (Усрушана - Т.А.) и тянется до Ферганы вблизи от киргиз, расположен сбоку от этой горы. В этой горе много рудников, особенно у пределов Ашрусте, - так что эти горы называют

Серебряными»... [18, с. 18]. В данном случае речь может идти об азах или кыргызах, живущих в Кумуш Таге в области Таласа.

Кыргызы Бекрана могли пройти в Горный Бадахшан, следуя за своими союзниками - карлуками, которые уже давно освоили города Ферганской долины, горные районы Горного Бадахшане и Мавереннахра. В эпоху Кыргызского Великодержавия енисейские кыргызы, переселившиеся в район городов Кашгар и Яркенд, могли постепенно перебраться в Горный Бадахшан и область Восточной Бухары, где последние находились в тесных этногенетических контактах со своими союзниками - карлуками.

Еще первые исследователи Г. А. Арандаренко и Н. А. Кислякова, проводившие свои исследования в Каратегине в конце XIX и середине ХХ вв., отмечали: «рассказочная история о Каратегине ... гласит, что первые землепашцы и основатели обитаемости здесь были киргизы Кара и Тегин, под именем которых и называлась страна.» [19, с. 126].

В исторических источниках рассказывалось о саманидском

военачальнике по имени Мансур ибн Каратегин, который в городе Испиджаб имел рабат с рынком, приносящий ему 7 тысяч дирхемов дохода в месяц [17, с. 111]. Исфиджаб находился в долине реки Талас, откуда начали свое движение караханиды. По информации источников, этот Каратегин происходил из Исфиджаба, который находился в номинальном

подчинении саманидов, после покорения Таласской долины последними в 983 г. По сведениям из источников, когда Мансур Каратегин умер в одной из битв в 961 году, его тело привезли и похоронили рядом с могилой отца в Исфиджабе [17, с. 112].

В то время титул «тегин» или «текин» носили царевичи караханидской династии, предводители племен азов и тухси, а также уч-карлукского племени чигиль. Известно, что кара тюргешский правитель из клана азов Сулук каган вступил на трон с титулом «карахан». Можно сделать параллель - «кара тегин» и «кара хан».

Отсюда можно полагать, что после ликвидации Тогуз-огузского каганата в 840 году, енисейские кыргызы продвигались по землям своих союзников карлуков, вовлекая в свое движение многие племена восточных кочевников, в том числе, тогуз-огузские объединения, признавшие власть Кыргызского кагана. На это же указывал этнический состав Караханидского каганата, куда вошли кыргызы, азы, тухси, чаруки, отуз огланы, карлуки, чигили, ягма, булаки, огузы и другие.

Однако анализ исторических источников указывает на то, что изменение этнополитической ситуации на Тянь-Шане в связи с установлениеем Кыргызского Великодержавия в Центральной Азии после событий 840 года, проходили в пользу тюршешских племен азов и тухси, которые играли немаловажную роль в политических процессах на Тянь-Шане в IX - XI вв.

Однако немаловажно отметить, что согласно источникам, основатель Тюргешского каганата Уч-Элик кагана и

его сыновья Сакал каган, Чженгбек имели тесные этнополитические связи с правителем енисейских кыргызов Барсбек каганом против Восточно-Тюркского каганата II, то есть тюргеши и енисейские кыргызы имели тесные этнополитические связи между собой еще со времен Барсбек кагана. В научной литературе азов всегда связывали с кыргызами. Ученые признают весьма значительную роль азов в процессе консолидации енисейских кыргызов. В науке уже давно утвердилось мнение о том, что азы - аристократический род енисейских кыргызов, в связи с чем большинство ученых миграцию азов на запад связывали с кыргызами.

Академик В. В. Бартольд, находил возможным сопоставление азов Западной Монголии с семиреченским поколением тюргешей - азийцами. После ознакомления с руническими надписями Тонукука, отметив об упоминании в них вместе с кыргызами несколько раз племени аз, назвал семиреченских азов ветвью тюргешей и располагал в восточных землях Тюргешского каганата. В. В. Бартольд, основываясь на сведениях восточных авторов, отмечал, что «... ко времени завоевания Семиречья карлуками тюргеши разделились на два поколения - на тохсийцев (тухси) и азийцев» [9, с. 36].

Очевидно под тюргешами, прежде всего, следует понимать азов и тухси, которые считались аристократическими племенами последних, которые делились на желтых и черных тюргешей. Ю. А. Зуев полагал, что первые управлялись большим ханом, а вторые малым ханом с титулом

«кара хан», который происходил из клана азов.

Отметим, что согласно сведениям в одной из надгробной рунической надписи, посвященной правителю каратюргешей Чженгбеку, союзнику енисейских кыргызов, найденной в Минусинской котловине, указывалось происхождение аристократического клана тюргешей и основателей Тюргешского каганата Уч-Элик кагана и его сыновей Сакал каган, Чженгбека в 704 году. В надписи каратюргешей Чженгбек, союзник енисейских кыргызов называет себя выходцем из тюргешского племени езгене (аз). В надписи отмечается:

1. Я умер. Я - тюргеш, Я - Ченг бег. (Это моя) надпись.

2. Я был на тридцать шестом году своей жизни.

3. Я придворный служитель Кара-хана, я - Эзгене... [20, с. 47-57].

В. Я. Бутанаев Ченгбека отождествлял с младшим братом Сакал кагана правителем каратюргешей Чженом, упоминаемого в китайских источниках. По данным китайских источников младший брат Сакал кагана Чжен правивший в Таласе, держа обиду на него, перешел на сторону врага и служил главе Восточно-Тюркского каганата II Капаган кагану в VIII в. [21, 2002, с. 208]. Однако потом покинул и его, сдружившись кыргызским Барсбек каганом. По мнению В. Я. Бутанаева князь тюргешей Ченгбек жил в стране кыргызов, о чем свидетельствовала надгробная руническая надпись, написанная в его честь, найденная в районе

оз. Алтын Кол в Минусинской котловине. После разгрома кыргызско-тюргешской коалиции в 711 году, Капаган каган казнил его за предательство в стране кыргызов [20, с.47-57; 8, с.484.]. В 715 году тюрки уничтожили силы азов в районе оз. Хара кол. В результате тюргеши, езгене, часть азов и кыргызов мигрировали на Тянь-Шань, где последние смогли образовать новое государство во главе с Сулук каганом, который был выходцем из тухси.

В. Я. Бутанаев этноним «езгене» сопоставил с именем одного из аристократических племен тяньшаньских кыргызов адыгине, в родоплеменном составе которого встречается род кара сакал. Он о происхождении князя Ченгбека пишет: «По всей видимости, происходил из племени «эзгене». Можно отождествить название эзгене с созвучным именем племени «адигине», среди современных киргизов Тянь-Шаня. Возможно, «эдигине» происходят от древних тюргешей из Чуйской долины» [20, с. 47 -57].

Отсюда можно сопоставить названия племен западнотюркских племен асиги, езгене с кыргызскими азык и адыгине [22, с. 38, 51] (в. езгене, азыгине). Мы уже писали о тождестве азык и адыгине [23, с. 152-153, 160, 535-536].

Следует отметить, что анализ исторических источников указывает на тождество западнотюркских асиги и тюргешских азов, которые всегда встречались с племенем тухси.

В эпоху Великого Тюркского каганата племена тюргешей азы и тухси жили на

западе от енисейских кыргызов и находились под властью Истеми кагана. Согласно византийским источникам, один из удельных князей с титулом «арсила/арслан» Турксанфе управлял союзом племен нушиби, куда входили асиги, гэшу и байсяньганы. Имя Турксанфа уже сопоставлено с китайским Тухосянь, что по-тюркски восстановлено в форме Тухсан (< ^о-хиа-БШп < tuxsan) [21, с. 190]. Однако, судя по записям Турксанф правил в каганской ставке в Суябе. Он относился к «черному роду», т.е. кара тюргешскому роду тухси, господствовавшему в Таласе.

В период господства тюргешей азы и тухси входили в состав кара тюргешей, которыми управлял один из сыновей Уч-элик кагана Чжен или Ченг бек. После приходит к власти Сулук каган из клана тухси. К сожалению, его преемники не смогли удержать за собой власть, уступив в могуществе карлукам.

Отсюда можно заключить, что вышепроведенный нами анализ больше говорит в пользу тождества асиги и тюргешских азов, которые всегда упоминались с племенем тухси и возглавлялось сыном Истеми кагана принцем-тегином (техсину, тухсину) Турксанфом. По-видимому, под племенем тухси, подвластного принцу-тегину (техсину, тухсину) Турксанфу следует понимать одно из элитарных объединений нушиби байсаньгянь или байшумкар, который имел тотемы шумкара (сокола) и арслана (льва), присуждаемые особым персонам-принцам по крови в тюркских

государствах в средние века, в том числе, во владении енисейских кыргызов. Неслучайно тухси возглавляли нушиби, и его имя полностью затмило название союза племен нушиби в Таласе. В эпоху Истеми кагана в долине реки Талас нам встречались названия племен нушиби асиги, гешу и байшункар, то в последующие периоды - аз, идлык и тухси. Не исключено, тождество нушиби и тухси (тухсиби).

Согласно данным исторических источников, тюргешские племена азы и тухси постоянно конкурировали за первенство в долине реки Талас и в целом в регионе. Азы и тухси активно участовали в формировании Тюргешского каганата и представляли тюргешей в Карлукском каганате. Однако по сообщениям М. Кашгари и других восточных авторов в X -XI вв. тухси находились в активных этнополитических и этнокультурных связях с чигилями и ягма [24, с. 81]. Он писал о совместном владении тухсийцев и чигилей городами-замками Каяс. Всего имелось три замка - Саплыг Каяс, Орун Каяс и Кара Каяс [там же, с. 70].

Следовательно, анализ исторических источников указывает на лидирующие позиции азов и тухси в регионе.

Заключение. Из вышеизложенного можно придти к выводу о том, что союз между енисейскими кыргызами и карлуками сыграл позитивную роль в ликвидации гегемонии тогуз-огузов и установления Кыгызского Великодержавия в Центральной Азии, а также миграции части енисейских кыргызов на Тянь-Шань.

В IX - X вв. енисейские кыргызы действовали совместно со своими союзниками карлуками, стремились не дать закрепиться тогуз-огузским племенам на Тянь-Шане и установить контроль над торговыми путями Великого Шелкого Пути в данном регионе, в связи с чем Кыргызский каган, уничтожив Тогуз-огузский каганат в 840 году, сразу переселил свою ставку в степи Западной Монголии, ближе к землям своих союзников карлуков, что обеспечило кыргызским племенам свободу

передвижений по землям своих союзников карлуков, которые компактно проживали в степях Западной Монголии, на Алтае и Тянь-Шане.

По данным сочинения «Худуд ал-Аалам», кыргызы достигли крупного торгового центра Кашгара и уже были соседями ягма и чигилей в Восточном Туркестане, что может говорить о важной роли кыргызов в данном регионе в эпоху Великодержавия. Кыргызы также с помощью карлуков проникли в Горный Бадахшан. Важно отметить, что кыргызы делили Центральный Тянь-Шань с родственными азами и тухси, что составляло благоприятные условия для слияния.

Азы и тухси рассматривались как основатели Тюргешского каганата. Согласно руническим надписям, Тюргешский каганат был образован представителями клана желтых тюргешей езгене (азов) Уч-Элик каганом и его сыновьями Сакал каганом и Чжен беком, которые имели союз с енисейскими

кыргызами. Сведения рунических надписей, найденных в более позднее время в Минусинской котловине, рассказывавшие о союзе между енисейскими кыргызами и тюргешами против Восточно-Тюркского каганата II, полностью подтверждали о проживании отдельных ветвей азов как на Саяно-Алтае, так и в Семиречье одновременно. Более того, они же свидетельствовали о существовании между семиреченскими азами и енисейскими кыргызами тесных этногенетических и этнополитических связей в исследуемый период.

Тухси с титулом арслан представляли аристократический род азов и управляли союзом племен нушиби в Таласе в эпоху Библиографический список

1. Бартольд, В. В. Сочинения. - Москва : Наука, 1964. - Т. II. - 290 с. - Текст : непосредственный.

2. Караев, О. К. История Караханидского каганата (Х-начало XIII в.). -Фрунзе : Илим, 1983. -Текст : непосредственный.

3. Эралиев, З. Э. Бабабыз менен данктансак. — газета «Чуй баяны». - 2001. - 2 октября. - Текст : непосредственный.

4. Мокеев, А. М. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. - Бишкек : Кыргызско-Турецкий университет Манас, 2010. - Текст : непосредственный.

5. Зуев, Ю. А. Историческая проекция казахских генеалогических преданий / Ю. А. Зуев. - Текст : непосредственный // Казахстан в эпоху феодализма. - Алма-Ата : Наука, 1981. - С. 6378.

6. Акеров, Т. А. Этноним «Иштяк». Об этнополитических связях кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона. -Бишкек : «Вестник» Международного Университета Кыргызстана, 2018. - № 4 (37). -С. 171-179.

7. Караев, О. К. Исследователи о взаимоотношениях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

енисейских и тяньшаньских киргизов / О. К. Караев. - Текст : непосредственный // Вопросы этнической истории кыргызского народа. -Фрунзе : Илим, 1989. -С. 41-65.

8. Бартольд, В. В. Общие работы по истории Средней Азии и общие работы по истории Кавказа и Восточной Европы : сочинения. -

Истеми кагана. Из этого племени вышел предводитель черных тюргешей Сулук каган с титулом «карахан», который консолидировав вокруг себя азов и тухси, построил новое государство на Тянь-Шане, после гибели Барсбек кагана в 711 году.

Отсюда можно полагать, что кыргызы на западе установили тесные этнополитические связи с родственными племенами азами и тухси, которые еще с эпохи Уч-Элик кагана представляли одно из ведущих политических сил в регионе. В результате, на Тянь-Шане было образовано новое государство-Караханидский каганат во главе с азами и тухси, которые находились в тесных этнополитических связях с чигилями и ягма.

Москва : Наука, 1963. - Т. II. - Текст : непосредственный.

9. Бартольд, В. В. Очерк истории Семиречья : сочинения. - Москва : Наука, 1963. - Т. II. -Текст : непосредственный.

10. Бартольд, В. В. Киргизы. Глава II : киргизы от VI до IX века : отрывок из статьи // Киргизы. Исторический очерк. Сочинения. - Москва : Наука, 1963. - Т. II. - Текст : непосредственный.

11. Малявкин, А. Г. Историческая география Центральной Азии. - Новосибирск : Наука, 1981. - Текст : непосредственный.

12. Джуманалиев, Т. Д. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Таба-И ал-Хайаван : хрестоматия по древней и средневековой истории Кыргызстана / перевод Т. Д. Джуманалиев. - Бишкек : Алтын Тамга, 2007. - Т. 1. - Текст : непосредственный.

13. Дашковский, П. К. Кыргызская культура на Алтае / П. К. Дашковский, А. А. Тишкин. -Текст : непосредственный // История Алтая : древнейшая эпоха, древность и средневековье. В 3-х томах. - Барнаул : Издательство Алтайского университета, 2019. - Т. I. - С. 345-354. 14. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. - Москва : Наука, 1993. - Текст : непосредственный.

15. Материалы по истории и кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек : Кыргызско-Турецкий университет Манас, 2003. - Ч. I. - 360 с. - Текст : непосредственный.

16. Ахсикенди Сайф ад-Дин. «Тарыхтардын жыйнагы» (Мажму атут Таворих) / перевод М. Досболова, О. Сооронова. - Бишкек :

Госконцерн «Акыл», 1996. - Текст : непосредственный.

17. Сафаров, Р. И. Социально-политическая история карлуков VII-XIIIbb. и их этнокультурная связь с таджиками Мавереннахра : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Сафаров Р. И. - Душанбе, 2021. - Текст : непосредственный.

18. Маанаев, Э. Ж. Этническая история кыргызского народа. - Бишкек. Труды КГУ, 2008. - Текст : непосредственный.

19. Арандаренко, Г. А. Каратегин (по расспросным сведениям) // Военный сборник. - 1878. - Т. 121.

- № 5. - С. 116-136.

20. Бутанаев, В. Я. Древнее искусство Саяно-Алтая». - Абакан : Издательство Хакасского государсвенного университета имени Н. Ф. Катанова, 2020. - 250 с. - Текст : непосредственный.

21. Зуев, Ю. А. Ранние тюрки : очерки истории и идеологии. - Алматы : Дайк-Пресс, 2002. -Текст : непосредственный.

22. Абрамзон, С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе : «Кыргызстан», 1990. - Текст : непосредственный.

23. Акеров, Т. А. Кыргызы-усуни. Кыргызы на просторах Евразии. - Бишкек : Типография «Университет» КНУ имени Ж. Баласагына, 2020.

- Текст : непосредственный.

24. Чоротегин, Т. К. Махмуд Кашгари Барсханинин эмгеги — кооноргус булак. - Бишкек : Турар, 2017. - Текст : непосредственный.

25. Аристов, Н. А. Усуни и кыргызы или кара кыргызы. - Бишкек, 2001. - Текст : непосредственный.

References

1. Bartold V.V. (1964). Sochineniya [Essays]. (Volume

II. Part 2.). Moscow: Nauka. (In Russian)

2. Karaev O.K. (1983). Istoriya Karakhanidskogo kaganata (Х - nachalo XIII v.) [The history of the Karakhanid Khaganate (X - the beginning of the XIII century)]. Frunze, Ilim. (In Russian)

3. Eraliev Z.E. (2001). Bababyz menen danktansak [We

are proud of our famous ancestors]. The newspaper «Chui Bayany», October 2. (In Kyrgyz language)

4. Mokeev A.M. (2010). Kyrgyzy na Altaye i na Tyan'-

Shane [Kyrgyz in Altai and Tien Shan]. Bishkek, Kyrgyz-Turkish University «Manas». (In Russian)

5. Zuev Yu.A. (1981). Istoricheskaya proyektsiya kazakhskikh genealogicheskikh predaniy [Historical projection of Kazakh genealogical traditions]. Kazakhstan in the era of feudalism. (pp. 63-78). Alma-Ata, Nauka Publ. (In Russian)

6. Akerov T.A. (2018). Etnonim «Ishtyak». Ob etnopoliticheskikh svyazyakh kyrgyzov s kochevymi obshchestvami Volzhsko-Ural'skogo regiona [Ethnonym «Ishtyak». About the ethnopolitical ties of the Kyrgyz with the nomadic societies of the

Volga-Ural region]. Bishkek, «Vestnik» Mezhdunarodnogo Universiteta Kyrgyzstana, № 4 (37). 171-179. (In Russian)

7. Karaev O.K. (1989). Issledovateli o vzaimootnosheniyakh yeniseyskikh i tyan'shan'skikh kirgizov [Researchers on the relationship between the Yenisei and Tianshan Kyrgyz]//Questions of the ethnic history of the Kyrgyz people. (pp. 41-65). Frunze, Ilim. (In Russian)

8. Bartold V.V. (1963). Obshchiye raboty po istorii Sredney Azii i obshchiye raboty po istorii Kavkaza i Vostochnoy Yevropy [General works on the history of Central Asia and general works on the history of the Caucasus and Eastern Europe]. Essays. (Vol. II. Part. I.). Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

9. Bartold V.V. (1963). Ocherk istorii Semirech'ya [An essay on the history of Semirechye]. Essays. (Vol. II. Part. I.) Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

10. Bartold V.V. (1963). Kirgizy Glava II: Kirgizy ot VI do IX veka Otryvok iz stat'i: Kirgizy. Istoricheskiy ocherk [Kyrgyz Chapter II: Kyrgyz from VI to IX century Excerpt from the article: Kyrgyz. Historical essay]. Essays. (Vol. II. Part. I.). Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

11. Malyavkin A.G. (1981). Istoricheskaya geografiya Tsentral'noy Azii [Historical geography of Central Asia]. Novosibirsk, Nauka Publ. (In Russian)

12. Dzhumanaliev T.D. (2007). Sharaf al-Zaman Takhir Marvazi. Taba-I al-Khayavan /Khrestomatiya po drevney i srednevekovoy istorii Kyrgyzstana [Sharaf al-Zaman Tahir Marwazi. Taba-I al-Hayawan]//A textbook on the ancient and medieval history of Kyrgyzstan. Translated by T.D. Dzhumanaliev. (Vol. I.). Bishkek, Altyn Tamga Publ. (In Russian)

13. Dashkovsky P. K. Tishkin A.A. (2019). Kyrgyzskaya kul'tura na Altaye [Kyrgyz culture in Altai]. History of Altai: The most ancient epoch, antiquity and the Middle Ages, in 3 volumes (Vol. I. pp.345-354). Barnaul, Publishing house of Altai University. (In Russian)

14. Istoriya Khakasii s drevneyshikh vremen do 1917 goda. (1993). [The history of Khakassia from ancient times to 1917]. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

15. Materialy po istorii i kyrgyzov i Kyrgyzstana (2003). [Materials on the history of both Kyrgyz and Kyrgyzstan]. Bishkek: Kyrgyz-Turkish University of «Manas». Part. I. (In Russian) 16. Ahsikendi, Sayf ad-Din (1996). «Tarykhtardyn zhyynagy» (Mazhmu atut Tavorikh) [Majmu atut Tavorikh]//Translated by M. Dosbolov, O. Sooronov. Bishkek, Akyl State Concern. (In Russian)

17. Safarov R. I. (2021). Socialno-politicheskaya istoriya karlukov VII-XIII vv. i ih entokulturnaya svyaz s tadjikami Maverennahra [Socio-political history of the Karluks VII-XIII centuries. and their ethno-cultural connection with the Tajiks of

Maverennahr: doctoral dissertation]. Dushanbe. (In Russian)

18. Maanaev E. J. (2008). Etnicheskaya istoriya kyrgyzskogo naroda [Ethnic history of the Kyrgyz people]. Bishkek. Proceedings of KSU. (In Russian)

19. Arandarenko G. A. (1878). Karategin (According to interrogative information). Vol.121. №. 5. pp. 116136. St. Petersburg. Military collection. (In Russian)

20. Butanaev V.Ya. (2020). Drevneye iskusstvo Sayano-Altaya» [The ancient art of the Sayano-Altai»]. (pp. 47-57). Abakan, Publishing House of the N. F. Katanov State University. (In Russian)

21. Zuyev Yu.A. (2002). Ranniye tyurki: ocherki istorii i ideologii [Early Turks: Essays on history and ideology]. Almaty, Dyke Press. (In Russian)

22. Abramzon S.M. (1990). Kirgizy i ikh etnogeneticheskiye i istoriko-kul'turnyye svyazi [Kyrgyz and their ethnogenetic and historical-cultural ties]. Frunze, «Kyrgyzstan» Publ. (In Russian)

23. Akerov T. A. (2020). Akerov T. A. Usuni-Kyrgyzy. Kyrgyzy na prostorakh Yevrazii [Usuni-Kyrgyzy. Kyrgyz people in the vastness of Eurasia]. Bishkek, KNU named after J. Balasagyn Publ. (In Russian)

24. Chorotegin T. (2017). Mahmud Kashgari Barshaninin emgegi-koonorgus bulak [The work of Mahmud Kashgari Barshani is an invaluable source]. Bishkek, Turar. (In Kyrgyz language)

25. Aristov N.A. (2001). Usuni i kyrgyzy ili kara kyrgyzy [Usuni and Kyrgyz or Kara Kyrgyz]. Bishkek. (In Kyrgyz language)

Акеров Табылды Абдраманович, кандидат исторических наук, доцент, директор Института этнологии Международного Университета Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан, e-mail: [email protected]

Tabyldy A. Akerov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Ethnology, International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.