Научная статья на тему 'НАЙМАНЫ В XII-XIV ВВ. (АСПЕКТЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ)'

НАЙМАНЫ В XII-XIV ВВ. (АСПЕКТЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ ПЛЕМЕН / ДУБО / НАЙМАНЫ / ГОСУДАРСТВО / ТОТЕМ / КЮЧЮК / ХОРИ-ТУМАТЫ / КАНГЛЫ / НАШЕСТВИЕ / МОНГОЛЫ / МИГРАЦИЯ / САЯНО-АЛТАЙ / ТЯНЬ-ШАНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акеров Табылды Абдраманович

Статья посвящена проблеме происхождения и этнополитических связей найманов в XII-XIV вв. Данный период знаменателен тем, что в XII в. найманы смогли сформировать собственное государство и стали играть важную роль в политической жизни Саяно-Алтайского края. Актуальность проблемы заключается в том, что вопрос о происхождении найманов до сих пор остается спорным. Не полностью раскрыта и проблема этнополитических связей найманов с народами Саяно-Алтайского края в XII в., а затем и в монгольский период. Автор статьи попытался по-новому рассмотреть проблему происхождения этнонима «найман» и его носителей. Так, этимологию этнонима «найман» он связывает с восьмисоставным союзом племен кангаро-печенегов, которые имели большое влияние на алтайские племена, в том числе на предков найманов. Считая, что этноним был заимствован предками найманов от кангаро-печенегов, автор попытался рассмотреть роды дубо и эчжи/канггач (канглы) трехсоставного союза племен дубо в качестве предков найманов. В исторических источниках монгольской эпохи найманы всегда указывались в соседстве и имели тесные этнополитические связи с азами, туматами (дубо, тумаут), кючюками и канглы. Туматы одними из первых поддержали царевича Кучлука и восстали против монголов. Родственные связи последних находили подтверждение и в этнографических материалах. У найманов, как и у потомков туматов хори-туматов (желтый пес) и кючюков, тотемом была собака. Автор приходит к выводу, что найманы управлялись представителями аристократического рода азов, но как этнос имели тумато-канглийское происхождение. Также он делает попытку рассмотреть этнополитические и этногенетические, этнокультурные связи найманов с азами, кангаро-печенегами, туматами и другими алтайскими племенами, и на основе изучения, анализа и сравнения версии эпоса «Манас», приведенной в книге С. Ахсикенди «Маджму ат-Таварих, с более поздними вариантами великого сказания определить роль и место найманов в истории Саяно-Алтая и кыргызского этноса на алтайском этапе его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЙМАНЫ В XII-XIV ВВ. (АСПЕКТЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ)»

родов мира: тез. докл. Междунар. науч. конф. - Якутск: АН РС(Я), 2000. - С. 41.

Чиркова А.К. Мой отец - шаман. - Якутск: Якутия, 2006. - 144 с.

Чувашско-русский словарь / под ред. М.Я. Сирот -кина. - М.: Госиздат. иностр. и нац. словарей, 1961. -630 с.

Элерт А.Х. Народы Сибири в трудах Г.Ф. Миллера. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1999. - 240 с.

Этимологический словарь тюркских языков: Об-щетюрк. и межтюрк. лексические основы на букву «К». - М.: Изд-во «Индрик», 2000. - 265 с.

Сокращения

анат. - анатомический

бур. - бурятский

V.E. Vasilyev

The Genesis of the shamanic tools of the Sakha people in the image of the mother-beast among the Turks, Mongols and Tungus.

On the wide band of Eurasia, the idea of sacredness of the goddess-mother generating all life on the Earth, has been known since the Paleolithic and Neolithic. Exactly since that time originates the Siberian shamanism, in which was bases on ideas about circulation of souls game birds, beasts and revered people in a similar way bury inside the wet caves or natural hollows of the tree that is clearly visible in the bear ritual, whose origins date back to the ancient monuments of Eurasia. Before the ethnographic past in Siberia was the custom of the construction of sarcophagi and burials of the air on poles. In shamanism, the fetish associated with ancestors and totems, used still. They found in a vestigial form in the ceremonies, holidays and practices of urban shamans. In this cult are the attributes of tambourines and other instruments dating back to the prototypes, such as hunting bows and bags. In archaic times, they served as ancestral shrines and later turned into musical instruments.

Keywords: shamanism, totemism, the cult of the mother-beast hunting, shamanic attributes, bow, tambourine, ko-byz, Huur.

УДК: 930.85 (575.2) (04)

Т.А. Акеров

Найманы в ХП-Х1У вв. (аспекты происхождения и этнополитических связей)

Статья посвящена проблеме происхождения и этнополитических связей найманов в Х11-Х1У вв. Данный период знаменателен тем, что в XII в. найманы смогли сформировать собственное государство и стали играть важную роль в политической жизни Саяно-Алтайского края. Актуальность проблемы заключается в том, что вопрос о происхождении найманов до сих пор остается спорным. Не полностью раскрыта и проблема этнополитических связей найманов с народами Саяно-Алтайского края в XII в., а затем и в монгольский период.

© Т.А. Акеров, 2016

бур.-монг. - бурятско-монгольский

др.-тюрк. - древнетюркский

каз. - казахский

калм. - калмыцкий

монг. - монгольский

тув. - тувинский

тур. - турецкий

турк. - туркменский

тюрк. - тюркский

узб. диал. - узбекский диалект

устар. - устаревший

хак. - хакасский

халха-монг. - халха-монгольский чув. - чувашский шор. - шорский як. - якутский

Автор статьи попытался по-новому рассмотреть проблему происхождения этнонима «найман» и его носителей. Так, этимологию этнонима «найман» он связывает с восьмисоставным союзом племен кангаро-печенегов, которые имели большое влияние на алтайские племена, в том числе на предков найманов. Считая, что этноним был заимствован предками найманов от кангаро-печенегов, автор попытался рассмотреть роды дубо и эчжи/ канггач (канглы) трехсоставного союза племен дубо в качестве предков найманов. В исторических источниках монгольской эпохи найманы всегда указывались в соседстве и имели тесные этнополитические связи с азами, туматами (дубо, тумаут), кючюками и канглы. Туматы одними из первых поддержали царевича Кучлука и восстали против монголов. Родственные связи последних находили подтверждение и в этнографических материалах. У найманов, как и у потомков туматов хори-туматов (желтый пес) и кючюков, тотемом была собака. Автор приходит к выводу, что найманы управлялись представителями аристократического рода азов, но как этнос имели тумато-канглийское происхождение. Также он делает попытку рассмотреть этнополитические и этноге-нетические, этнокультурные связи найманов с азами, кангаро-печенегами, туматами и другими алтайскими племенами, и на основе изучения, анализа и сравнения версии эпоса «Манас», приведенной в книге С. Ахсикен-ди «Маджму ат-Таварих, с более поздними вариантами великого сказания определить роль и место найманов в истории Саяно-Алтая и кыргызского этноса на алтайском этапе его развития.

Ключевые слова: союз племен, дубо, найманы, государство, тотем, кючюк, хори-туматы, канглы, нашествие, монголы, миграция, Саяно-Алтай, Тянь-Шань.

Найманы - алтайский народ, сыгравший одну из основных ролей в политической жизни Центральной Азии в средние века. Найманы являлись выходцами из Алтая. В XII в. они сформировали свое раннефеодальное государство на Алтае. Но до сих пор в ученом мире нет единого мнения по вопросу происхождения найманов. Одни писали, что найманы - монголы, другие -тюрки, третьи - тунгусы и т.д. Но все они были едины во мнении о том, что найманы являлись восьмисоставным народом. В данной работе мы попытались рассмотреть проблему происхождения и этногенетических и этнополитических связей найманов с кангаро-печенегами, туматами, кыргызами, азами, кючюками, ограками, огуза-ми, киданями и другими алтайскими племенами.

И.Н. Березин связывал происхождение этнонима «найман с монгольским числительным "восемь", которое на тюркском языке означает "сегиз", а на - монгольском - нейма». Отсюда он полагал, что «найман» - это союз восьми племен [Березин, 1858, с. 267]. В.В. Бартольд подтверждает, что слово «найман» означает по-монгольски «восемь». Далее он пишет, что это указывает на разделение данного народа на восемь родов [Бартольд, 1968, с. 104]. Л.Л. Викторова [1961], Г.И. Рамстедт [Кычанов, 1990, с. 101-114], К.И. Петров связывали происхождение найманов с сегиз-огузами. К.И. Петров писал: «Тюркскому числительному секиз в монгольском языке соответствовало числительное найман». Первоначально племя носило имя се-гиз-огуз, но позже стало называться найман. Се-

гиз-огузы входили в состав союза тогуз-огузов (уйгуров). В союзе уйгуры играли главную роль, а сегиз-огузы - второстепенную [Петров, 1963, с. 72; Екеев, 2011, с. 90-91].

Н.А. Аристов полагал, что этноним «найман» происходил от названия «... реки Найма, притока Катуни, и что на ней они первоначально обитали» [Аристов, 1896, с. 361]. П. Карпини писал, что найманы кочевали «...на обширной территории между Хангаем и горными хребтами Алта-ин-нуру, в долине р. Черного Иртыша и озера Зайсан-нор» [Путешествия., 1957, с. 196].

Л. Н. Гумилев и ряд ученых считали найманов северной ветвью кара киданей, отказавшейся подчиняться Елюю Даши и ушедшей в алтайские степи. П. Рачневский писал, что найманы и кераиты могли быть частью кыргызского народа или частью этноса Кыргызского каганата [Кычанов, 1990, с. 103-104; Рыбаков, 2010, с. 116-117]. Его поддержал Е. Кычанов, который также видел в найманах, кераитах, меркитах, татарах народ Кыргызского каганата [Кычанов, 2003]. В.В. Вос-тров и М.С. Муканов писали о том, что часть най-манов ушла с царевичем Кучлуком на Памир и стала представлять памирских кыргызов [Вос-тров, Муканов, 1968, с. 65].

В. В. Ушницкий [2013] обратил внимание на сведения Рашид ад-Дина, который назвал найма-нов старым населением Енисея, вытесненным оттуда кыргызами [Рашид ад-Дин, 1952]. Его внимание также привлекло то, что найманы, как и кыргызы, занимались земледелием, что отличало их от других кочевников севера.

Рашид ад-Дин (XIII в.), рассказавший одним из первых подробно о найманах, писал: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях... Обитали в Большом Алтае, Каракоруме ... в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша... у этих найманских племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушлук-хан - сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [Рашид ад-Дин, 1952, с. 136-137]; также можно отметить кыпчаков и канглы. По данным армянского царя Гайтона, в середине XIII в. най-маны жили к востоку от Иртыша [Грумм-Гржимайло, 1926, с. 522].

Согласно Рашид ад-Дину, владение найманов находилось рядом с кыргызской областью Кэм-Кэмджиут. Он писал: «Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори (фули. - Т. А.), баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баркуджин-Токум, также близки к этой области» [Рашид ад-Дин, 1952, с. 151]. По указанию источника, Баркуджин-Токум находился в соседстве с Кэм-Кэмджиут.

Из источников известно, что, найманы на западе проживали рядом с канглами и кыпчаками, обитавшими в верховьях Иртыша, на севере - с енисейскими кыргызами, на востоке - с кераита-ми, жившими в Восточной Монголии, а на юге -с уйгурами. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались особенно с канглами. По некоторым данным, группы канглов и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Как обычно, происхождение найманов связывают с сегиз-огузами, полагая, что этноним «найман» являлся монгольской калькой числительного -названия племени сегиз-огузов, проживавших в местности Восьмиречье в Западной Монголии. В связи с этим найманы рассматривались как «союз восьми племен». Однако было бы более реально подвергнуть обсуждению проблему происхождения найманов в аспекте их этногенетических и эт-нополитических связей с алтайскими племенами, которые могли сыграть определенную роль в этногенезе этого народа. Анализ источников и этнографических материалов указывает на то, что найма-ны представляли собой конгломерат алтайских

племен. Сюда можно отнести кангаро-печенегов (канглы), туматов, азов, кючюков, ограков и огу-зов, которые признали власть и покорились Кыргызскому каганату после событий 840 г.

Отметим, что, согласно некоторым этнографическим материалам, можно обнаружить связь найманов и киданей (кытаев) с племенами тюр-ко-огузской группы. К примеру, в родоплеменной структуре алтайского рода тотош (тардуш) обнаружились этнонимы «тотош» (огузо-тюркский -«тардуш») и найманак, а в составе кыргызского племени кытай (родственного найманам) - «тар-душ». Важно отметить, что последние (тардуши) сохранили пословицу алтайских толосов - «То-лос торун бербейт, олсо корун бербейт», что говорит о тесных этногенетических связях найманов и киданей (кытаи) с тюрко-огузскими племенами Алтая. Исходя из этого можно предположить, что найманы и кидани могли быть этнически близки присутствием в их составе племен тюрко-огуз-ской группы, которые были разделены на южную и северную ветви после событий 840 г., когда кыр-гызы, ликвидировав Уйгурский (тогуз огузский) каганат на Орхоне, установили господство над Центральной Азией.

В средневековых источниках кангаро-печене-ги, туматы, найманы, азы, кючюки, ограки отмечались как соседние племена на Алтае. По данным Рашид ад-Дина, найманы соседствовали с канглами на Иртыше [Кляшторный, 1951, с. 63]. Отсюда мы имеем право полагать, что найманы могли заимствовать свое этническое имя от кан-гаро-печенегов, союз которых состоял из восьми крупных племен и 40 родов. Обнаруживается тесная этногенетическая связь кангаро-печенегов с кыргызами и азами. Неслучайно и кангаро-пе-ченеги, и азы, и кыргызы в исторических источниках отмечались как племена, вышедшие из 40 родов [Акеров, 2014, с. 101].

В связи с вышеизложенным интерес представляют сведения отдельных источников, которые хотя и косвенно, но указывали на связь найманов с племенами союза дубо, который состоял из трех родов дубо, мелиге и эчжи / канггач / канглы. Согласно «Сокровенному сказанию» (XII в.), в Восьмиречье (Сегиз-мурен), где могли жить предки найманов, обитали туматы (тумауты), потомки дубо. В. Бутанаев считает, что туматы в этих местах жили с древних времен [Бутанаев, 2013, с. 73]. По информации Рашид ад-Дина, предводители туматов также, как и найманов, но-

сили титул «инал». Туматы и найманы имели тесные этнополитические связи. В 1218 г. туматы, а затем меркиты и кыргызы, поддержав мятежного принца Кучлука, восстали против монголов. Возможно, именно в это время, опасаясь быть уничтоженными Джучи ханом, часть кыргызов, тума-тов и меркитов могла уйти вместе с Кучлуком на Тянь-Шань, а другая часть мятежников - начать мигрировать на нынешнюю территорию Якутии.

Согласно источникам и этнографическим материалам, хори-туматы, кыргызы, найманы, как и кидани (кытай), имели тесные этногенетические и этнополитические связи с племенами алтайских кючюков. Одна из жен Арик Буки происходила из рода кючюк клана найман. Тотемом хори-туматов (желтый пес) также, как и кыргызов (желтая борзая), была собака (сары кючюк). По преданию, алтайские найманы (майманы) своим предком считали собаку [Ямаева, 2004, с. 17-18]. То есть тотемом найманов тоже была собака. Обнаруживается связь кючюков с киданями. В составе ногайцев встречается название родопле-менной группы кючюк-кытай (кидань). В Гагау-зии наряду с названиями местностей, связанных с кыргызами, встречается топоним кючюк-кытай (кидань). Примечательно, что в структуре най-манских родов имелись родоплеменные группы, сохранившие названия средневековых алтайских племен, например, азов (ускюбе / «куб-владение ус», прикаспийские ногайцы), ограков (угреш-найман, узбекские найманы), кючюков (кючюк-найман, турецкие найманы), туматов (кырг. туу-ма тукум) и др. Следовательно, основываясь на вышеизложенном, туматов можно отождествить с алтайскими кючюками.

Исследования последних лет показали, что «владения найманов простирались: с востока на запад - от верховьев Селенги и Орхона до Тарба-гатая; с севера на юго-восток - от Танну Ола до восточных отрогов Алтая» [Сандаг, 1970, с. 24], то есть занимали основную территорию бывших земель канглов и азов. В связи с этим, мы полагаем, что найманы управлялись аристократическим кланом азов, но, как этнос, имели тумато-кан-глийское происхождение. Видимо, впоследствии потомки канглов и туматов в лице кангаласов и хори-туматов мигрировали на нынешнюю территорию Якутии и сыграли важную роль в этногенезе саха-якутов.

По нашему мнению, вопрос о происхождении найманов невозможно рассматривать отдельно от

алтайских племен, живших в постмонгольский период, в частности, азов (аз-ширинов) и булага-чинов, которые участвовали в этногенезе многих народов Саяно-Алтайского края, в т.ч. енисейских и тянь-шаньских кыргызов, эхирит-булага-тов, бурятов и др.

В период господства енисейских кыргызов на Саяно-Алтае ими управлял род аз или ус. Во главе государства стоял ажо из рода азов. В китайских хрониках приводится легенда о связи азов с кыргызами. Согласно легенде, кыргызы якобы произошли от 40 (родоначальниц) девиц земли Хань, вступивших в брачный союз с мужчинами Усы. С тех пор эта страна стала называться Кыргызской землей [Монгуш, 2013, с. 146-151]. Возможно, поэтому вожди найманов по примеру предков к своим именам прибавляли кыргызский этноним аз (ас, ус). Например, сын Таян хана най-манского (в XII в.) носил имя Ус Сегиз Кучлук хан.

По данным источников, найманы, как и древние азы, соседствовали с канглами на Алтае. Они всегда упоминались вместе с кыргызами. И азы, и найманы являлись выходцами из Западной Монголии.

Согласно руническим надписям, в древне-тюркское время азы обитали на юго-восточном Алтае и Саянах - в верховьях рек Алаш, Ак-Суг и на озере Кара-Холь - и находились в сфере влияния восточнотюркских каганов. Основываясь на надписи в честь Кюль-тегина, Б. Монгуш отмечает, что кок-тюрки, завоевывая территорию современной Тувы и прилегающих к ней алтайских земель, трижды сражались с азами, и каждый раз в разных местах Саяно-Алтайского края и Западной Монголии, первый раз - в прибрежных землях с чиками в Туве, во второй - на Черном Иртыше, а в третий раз - при Караколе. Б. Монгуш пишет: «Азы кочевали на обширной территории -в Горном Алтае, Западной Туве и Хакасо-Мину-синских степях. При этом можно предположить, что упоминаются две ветви этого народа - саянская (степные азы), живущая в степях Хакасо-Минусинской котловины, и алтайская (горные азы), которая жила на территории Горного Алтая и Западной Тувы» [Там же, с. 146-151].

Большинство ученых склонны относить иртышских азов к тюргешам. В средние века азы мигрировали с востока на запад и дошли до Крыма. Азы жили в Семиречье, Средней Азии и на Северном Кавказе. В источниках X в. упоминалось о проживании группы азов в районах сред-

невекового города Хорезм. В книге Утемиш Хаджи «Чингиз-наме» [Утемиш-Хаджа, 1992] сообщается, что эта группа азов названа аз-ширинами и что у неё сложились тесные этнополитические связи с алтайскими племенами в монгольскую эпоху. Аз-ширины имели тамгу чомуч (ковш). Автор также информирует о союзе Токтамыш хана с племенами аз-ширин, кыпчак, аргын, бах-рин [Акеров, 2014, с. 27]. Эта же информация повторяется в версии эпоса «Манас» С. Ахсикенди, где указывался более расширенный список союзников Токтамыш хана. Согласно С. Ахсикенди, хан имел союз с моголистанским князем Анга Торе, предводителем кыргызов Манас, а также племенами кыпчаков, аргынов, бахринов [Ахсикенди Сайф ад-Дин, 1996, с. 45] и т.д. Вышеотме-ченные сведения подтверждаются информацией персидского историка Фахр ад-Дина Мубарекша-ха Мерверруди, где азы включены в список народов Средней и Центральной Азии домонгольского периода, что, прежде всего, говорит о том, что азы очень быстро оправились от ударов кара ки-таев в XII в. и создали самостоятельное государственное образование к началу монгольских нашествий (XIII в.).

В таком случае азы действительно могли выступать в качестве аристократического рода в найманском обществе. Найманы жили в тех же районах, где отмечались азы. В VIII в. найманы жили к югу от озера Байкал. В середине IX в. найманские племена кочевали от Орхона до Тарима и Черного Иртыша. В монгольскую эпоху они переселились на Северный Кавказ и в Турцию. Найманы также, как и аз-ширины, входили в состав Золотой Орды.

Собранные этнографические материалы указывают на то, что найманы унаследовали от аз-ширинов их родовую тамгу чомуч (ковш) и тотем алтайских кючюков [Ямаева, 2004, с. 1718]. Необходимо отметить, что общую родовую тамгу найманов чомуч / шом1ш (ковш) сохранили кыргызские и казахские найманы, которые живут практически на древних территориях аз-ширинов.

Наймано-кыргызские связи в какой-то степени отразились в этногенезе племен булагачи (бул-гачи) и керемучинов, которые входили в круг племен Баркуджин Токума. Рашид ад-Дин писал, что баргуты (баргу), кори, толосы (долосы), ту-маты - родственные роды, называвшиеся баргу-тами, поскольку они жили по ту сторону р. Се-

ленга. В связи с этим область, где последние обитали, также именовалась Баркуджин-Токум. Предводители племен баргутов, толосов, туматов носили титул «инал». По Рашид ад-Дину, баргу, кури и кыргызы имели тесные этнополитические связи. Баргутами также названы племена, родственные курлаутам, кунгиратам и эджигинам, имеющие общую тамгу и сохранившие фратраль-ные отношения. Ссылаясь на Рашид ад-Дина, К. Петров к племенам Баркуджин Токума относил толосов, кури (алакчыны), кыргызские племена булгачи и керемучинов. Последние также назывались баргутами [Петров, 1961, с. 23].

Найманы за короткое время взяли под свой контроль огромную территорию, раскинувшуюся от Иртыша и Алтая до Прибайкалья (область Баркуджин Токум), т.е. начиная от земель кераи-тов на Алтае до самых дальних кыргызских владений булгачи и керемучинов на востоке. Отметим, что племена булгачи оказывали большое влияние на народы Южной Сибири. Например, закаменские буряты и их шаманы место совершения родового обряда называли «Булган тээби». При совершении обряда повсюду на видных местах вывешивались заячьи шкурки, обработанные шаманами и считающиеся оберегом для детей. По информации Г.Н. Потанина, алеар буряты свой онгон называли «Булгаша» или «Булгаша хан». У бурятов почитался образ женщины с девятью бубнами, имевшей способность перевоплощаться в кого-либо. Обычно шаманки выступали в качестве оберега детей.

В связи с вышеизложенным мы не исключаем того, что к кругу племен найманов могли относиться и кыргызские объединения булгачи и ке-ремучинов. По некоторым данным, они вкупе с найманами мигрировали на Тянь-Шань в XIII-XIV вв. В найманской среде группа булгачи (от булгачи - 'смутьян, мятежник, непокорный') выделялась особым собирательным именем булга-чи-найман. К эпохе Тимура булгачи вместе с родственными салучи смогли образовать свой улус салучи - булгачи в Моголистане. Согласно китайскому источнику «Сиюй Чжи», здесь же в составе кыргызских племен, входивших в объединение булгачи-найманов, кыпчаков, тейитов, были керемучины [Материалы по истории., 2002, с. 206]. Сведения «Сиюй Чжи» говорят об общности истории и культуры алтайских племен найма-нов, кыпчаков, онгутов (нойгутов), булгачи, кере-мучинов и др.

Этнографические материалы свидетельствуют о существовании в структуре ферганских кыргызов и узбеков рода под названием булгачи-найман. С.М. Абрамзон писал о существовании в составе найманов Шаариханы (Узбекистан) рода под названием булгачи-найман. По его данным, ранее булгачи-найманы жили большой группой, но вследствие голода многие из них ушли в Гис-сар (Ысар), остались там жить и впоследствии стали называться калдык-найманами (калдык или карлык) [Абрамзон, 1990, с. 49].

Найманы входили и играли немаловажную роль в создании союза племен Цзубу. Согласно «Ляо ши», после падения господства уйгуров и в период кыргызско-кара киданьских противостояний на востоке от енисейских кыргызов сформировался новый союз племен Цзубу, костяк которого составляли монголоязычные и тюрко-монголь-ские племена шивеев, татар, найманов, меркитов, кераитов. Основной целью сложения нового племенного союза являлось противостояние экспансии кара китаев. В связи с этим новая конфедерация была создана наподобие трехкрылой системы управления. В Цзубу кераиты составляли центральную группу, найманы - северо-западную, а меркиты - северную. Кроме них также существовала группа согдийцев (сог-по) [Авляев, 1984].

В ХП-ХШ вв., в период противостояний ки-даней и кераитов, возглавлявших союз племен Цзубу, степные племена разделились на три крупные противоборствующие силы. Первую группу племен возглавили кидани и найманы; вторую - кераиты и кыргызы, которые в то время стали консолидироваться в основном в двух владениях Кыргыз, расположенных в среднем течении Енисея и Кэм-Кэмджиут в Западной Монголии; третью - монгольские племена, бывшие с кераитами в дружеских отношениях на паритетной основе. Причем, кераиты, имевшие этнополитические связи с кыргызами в эпоху господства киданей, охотно поддерживали Чингиз хана в начале его политической карьеры, что может свидетельствовать о существовании эт-нополитических и этногенетических связей золотого рода с ними в прошлом.

По мнению Ю.С. Худякова, найманы в ХП в. занимали районы Западной Монголии, включая хребет Эктаг-Алтай. В середине ХП в. найман-ские вожди Наркыш Таян и Эният Каан «разбили племя киргизов», которое обитало «в области киргизов, на границе с р. Иртыш и пустыней, со-

предельной со страной уйгуров Турфана» [Худяков, 1995, с. 73]. Однако в 1199 г. найманский хан Буйрук был разгромлен Чингиз ханом и вынужден бежать в кыргызскую область Кэм-Кэмджиут. После сокрушительного поражения, боясь возмездия, найманский хан не стал долго задерживаться на кыргызских землях и ушел на Иртыш, вытеснив оттуда в степи Монголии и Джунгарии кераитов. Очевидно, маршрут движения Буйрук хана Кэм-Кэмджиут - Иртыш может подтвердить правильность нашего мнения о родстве найманов и азов. Найманский хан из Кэм-Кэмджиута мог легко попасть на Иртыш через земли азов в Туве, которые выходили на Алтай. О родстве найманов с азами также говорит этноним «аз», встречавшийся в этнонимии ногайских найманов.

После поражения от найманов одна из групп кераитов смогла, скрывшись в Джунгарских степях, уйти на Тянь-Шань. Однако чуть позже, вслед за кераитами последовали и сами найма-ны, не сумевшие отразить натиск монгольских полчищ.

По данным источников, сын убитого в бою Таян хана Кучлук хан попытался объединить под своим началом найманов, туматов, кераитов, он-гутов и другие племена. В 1218 г. молодого царевича Кучлука поддержали туматы, меркиты и енисейские кыргызы, восставшие против монгольской экспансии. Союзники были разбиты поодиночке. Кучлук бежал на запад и нашел убежище у кара китайского гурхана на Тянь-Шане. Но позже он был пойман и обезглавлен Жебе нойоном, специально посланным Чингиз ханом для его поимки и уничтожения. После трагической гибели Кучлука лидерство вновь перешло к потомкам Ван хана кераитского.

По нашему мнению, события эпохи кераито-кара китайских противостояний, хотя и с определенным напластованием, достаточно хорошо описаны в версии эпоса «Манас» С. Ахсикенди и позднейших вариантах сказания. В них вышеуказанные события описываются как противостояние кыргызов и кара китаев.

Отметим, что версия «Манаса» С. Ахсикенди полностью посвящена истории развития кыргыз-ско-кераитских взаимоотношений в период господства киданей и монголов. Кераиты в составе Монгольского государства продолжали поддерживать тесные этнополитические и этногенети-ческие связи с канглами, кыргызами, кыпчаками. Отраженные в «Манасе» С. Ахсикенди события

характеризуют период возрождения и усиления этнополитических связей кыргызов с кыпчаками, кераитами, могулами и другими племенами в рамках Золотой Орды и Моголистана. В «Манасе» С. Ахсикенди главная роль отводится Онг хану (Ван хану - хану кераитов) [Ахсикенди Сайф ад-Дин, 1996, с. 35-36]. Онг хан постоянно оказывал поддержку и помощь молодому Джакыпбеку, правителю страны Каркыра. Ставка его Кара Кыштак находилась в долине р. Талас [Там же, с. 43-66], где и родился батыр Манас. Важным моментом является то, что в нем, хоть и с напластованиями, сохранены сюжеты о миграции кыргызов вкупе с кераитами и монголами на запад в связи с завоеванием Чингиз ханом Средней Азии.

В то же время во всех версиях сказания одним из главных врагов Манаса указан эпический герой Жолой, имя которого ученые отождествили с именем гурхана кара китаев Елюй Даши, основного противника Ван хана. Несомненно, что в данном случае мы в сказании обнаруживаем отражение эпохи противостояний двух великих племен Центральной Азии - кераитов и кара ки-таев, которые сыграли немаловажную роль в судьбе кыргызского народа и эпоса «Манас». Исходя из этого, можно назвать версию эпоса «Ма-нас» С. Ахсикенди кераитской версией великого сказания, так как если в ней найманы вообще не упоминались, то в более ранних версиях сказания отсутствуют кераиты и имена главных союзников Манаса - Ван хана и Анга Торе. Однако в позднейших версиях эпоса «Манас» найманы, наряду с племенами из союза булгачи [Джуманалиев, 2007, с. 422] - тейитами, кесеками, долосами, нойгутами, кыпчаками, описывались как кыргызские объединения, выступающие в союзе с Мана-сом. Следовательно, мы обнаруживаем существование по крайней мере двух версий эпоса «Манас» в монгольский период: кераитской и найманской, которые получили свое развитие на основе алтайской версии и после сформирования конфедерации Цзубу, где эти два объединения стали играть важную роль в истории Центральной Азии.

По данным китайских хроник, найманы в XII-XIII вв. имели этнополитические связи с онгута-ми и вместе с последними подходили под понятие «белых татар». В эпосе «Манас» онгуты упоминались под названием нойгут и были представлены как кыргызское племя, родственное Манасу по материнской линии. Мать хана Мана-

са принадлежала к племени нойгут. В сказании нойгуты и найманы, ногайцы, кангы (канглы), кыпчаки, долосы, аргыны и другие алтайские племена упоминались вместе как кыргызские объединения. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что в период кыргызско-кара китайских противостояний найманы, находясь в составе союза племен Цзубу, играли второстепенную роль. Однако после событий 1199 г., когда Буйрук хан установил полное господство найма-нов на Алтае, изгнав оттуда кераитов в Монгольские степи, они становятся главной силой, сплотив вокруг себя большинство алтайских племен, что, видимо, обеспечило появление найманской версии эпоса «Манас». Но это не помешало кера-итам, к тому времени переселившимся в Семиречье, сохранить собственную версию эпоса «Ма-нас», записанную С. Ахсикенди. Кераиты и союзные с ним кыргызы, кыпчаки перенесли «Ма-нас» на Тянь-Шань, где ими было сформировано новое государство - Моголистан.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что этноним «найман» действительно мог быть связан с числительным «восемь», однако это название его носители могли унаследовать или позаимствовать от своих соседей кангаро-печенегов, которые состояли из восьми крупных племенных объединений. У нас есть основания полагать, что найманы управлялись представителями аристократического рода азов, но как этнос имели тумато-канглийское происхождение, пестрый этнический состав и представляли конгломерат алтайских племен. Важную роль в этногенезе найманов сыграли кангаро-пе-ченеги, туматы, азы, кючюки, кыргызы, огузы (тюрко-огузы) и кидани. Мы также не исключаем того, что найманы и кидани могли быть этнически близки друг к другу наличием в их составе племен тюрко-огузской группы, предки которых входили в Великий Кыргызский каганат.

Отметим, что до XII в. найманы играли второстепенную роль в составе союза племен Цзубу. Однако с 1199 г., когда Буйрук хан разбил кераи-тов и вытеснил их в Монгольские степи, найма-ны стали лидерами в группе племен, ранее входивших в союз Цзубу и Алтая, что как бы подтверждается данными позднейших версий эпоса «Манас». Господство найманов на Алтае продолжалось и после событий 1204 г., когда Чингиз хан разбил объединенные силы найманов и Джаму-хи, направленные против монгольского владыки.

Бегство Буйрук хана в кыргызскую область Кэм-Кэмджиут в 1199 г., а также попытка воссоединения енисейских кыргызов с царевичем Кучлуком указывают на существование тесных этнополити-ческих и этногенетических связей найманов с кыргызами и родственными им племенами Алтая.

Литература

Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе, 1990.

АвляевГ.О. К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья // Проблемы этногенеза калмыков. - Элиста, 1984.

Акеров Т.А. Кыргызы: этногенез и история. - Бишкек, 2014.

АристовН.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. - Вып. III-IV - СПб., 1896.

Ахсикенди Сайф ад-Дин. Тарыхтардын жыйнагы (Маджму ат-Таварих). - Бишкек, 1996.

Бартольд В.В. Сочинения. - М., 1968. - Т. V.

Березин И.Н. Очерки внутреннего устройства улуса джучиев // Труды восточного отделения императорского археологического общества. - Ч. V - СПб., 1858.

Бутанаев В.Я. Историческая ономастика Южной Сибири. - Бишкек, 2013. - 271 с.

Викторова Л.Л. К вопросу о найманской теории происхождения монгольского литературного языка и письменности XII-XIII вв. // Учен. записки ЛГУ - Сер. востоковедческих наук. - № 305, вып. 12. - 1961.

ВостровВ.В., МукановМ.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX - начало XX в.в.). -Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1968.

Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Уранхайский край. - Л., 1926.

Джуманалиев Т.Д. Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности и до конца XVII в. - Бишкек, 2007.

Екеев Н.В. Проблемы этнической истории алтайцев (исследование и материалы). - Горно-Алтайск: ОАОЛ «Горно-Алтайская типография», 2011. - 232 с.

Кляшторный С.Г. Кангюйская этнотопонимика в орхонских текстах // Сов. этнография. - 1951. - № 3. -С. 54-63.

Кычанов Е. Величие и падение Киргизского каганата // Слово Кыргызстана: газета. - 2003. - 4 нояб. (№20).

Кычанов Е. Юань-Мин доорундагы кыргыздар (ХШ-ХУ-кылымдар) Ала Тоо. - Фрунзе, 1990. - № 7.

Материалы по истории и кыргызов и Кыргызстана. -Бишкек, 2002. - Ч. II.

Монгуш Б.Б. Происхождение азов и азский компонент в этногенезе тувинцев (по восточным письменным источникам) // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. - № 23.

Петров К. И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношения с ойратами. -Фрунзе, 1961.

Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. - Фрунзе: Изд-во АН Киргизской ССР, 1963.

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М.: Гос. изд-во геогр.лит-ры, 1957. -272 с.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - Т. I, кн. I / пер. с персид. Л. А. Хетагурова. - М.; Л: Изд-во АН СССР, 1952.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыбаков Н.И. Дополнительные сведения о енисейских кераитах // Древности Сибири и Центральной Азии. - Горно-Алтайск, 2010. - № 3 (15). - С. 116-129.

Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. - М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1970.

Сапалова Д.И. Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности: автореф. дис. .канд. ист. наук. - Владивосток, 2010.

Утемиш-Хаджа. Чингиз-наме. - Алма-Ата, 1992.

Ушницкий В.В. Население Байкальского региона в эпоху средневековья (к проблеме происхождения саха). - Якутск, 2013. - 170 с.

Худяков Ю. С. Кыргызы на просторах Азии. - Бишкек, 1995.

Ямаева Е.Е. Родовые тамги алтайских тюрок (ХТХ-ХХ вв.). - Горно-Алтайск, 2004.

T.A. Akerov

Naimans in XII-XIV centuries (origin aspects and ethno-political associations)

The paper was devoted to the problem of the Naimans origin and their ethno-political associations in the period of XII-XIV centuries. This period was significant with the fact that Naimans were managed to form the state and to play an important role in the political processes in Sayano-Altai region. Being disputable, the problem of Naimans origin formed the relevance of research. According to the scientific literature, they were referred to the Turkic by ones, Mongol

Е.П. Антонов

by others, and Tunguz origin by the thirds. The problem of ethno-political associations of Naimans and other peoples of Sayano-Altai region in XII, and then, during Mongol period has been not studied completely yet.

Naimans and their bearers origin problem was studied in the paper from the other point of view. The author supposed that the term could be close to the eight-formation tribe union Kangar Pechenegs, who had great influence on Altai tribes, including Naimans ancestors. The author thought that the term could be inherited by Naimans ancestors, and borrowed from Kangar Pechenegs. The Dubo and three-formation tribes of the Dubo tribe Achgi/Kanggach (Kan-gly) were examined like Naimans ancestors. Being in close ethno-political associations Naimans were mentioned together with Az, Tumats (Dubo, Tumauts), Kuchuks and Kangly in historical sources. Tumats were one the first who upheld Duke Kuchluk and rebelled against Mongols. Ethno-graphical sources also confirmed related associations with them. The totem animal of Naimans just as the Tumats accentors Khory-Tumats (Yellow Dog) was a Dog.

The author concluded that Naimans were ruled by an aristocratic kin representatives Az, but as an ethnos were of the Tumat-Kangly origin.

The different ethno-political, ethno-genetic and ethno-cultural associations of Naimans with Az, Kangar-Pechenegs, Kuchuks, Ogracks, Bulgachins, Tumats, Oghuz, Kidans and other Altai tribes were studied.

Based on studying, analysis and comparing of version of the epic "Manas", given in "Madjmu at-Tawarikh" by Akhsikendi S. with late versions of the great epic, the attempt to define the role and the place of Naimans in the epic and the Kyrgyz people History at the stage of their Altai development is made.

Keywords: tribe association, Dubo, Naimans, State, Totem Animal, Kuchuks, Khory-Tumat, Kangly, Invasion, Mongols, Chingiz Khan, Migration, Sayano-Altai, Tian-Shan.

УДК 913(571.56)+929 Обручев

Е.П. Антонов

Вклад С.В. Обручева в геологическое и географическое

изучение Якутии

В статье речь идёт об итогах работы двух масштабных комплексных геолого-географических экспедиций 1926 и 1929-1930-х гг. на северо-востоке Якутии, возглавляемых выдающимся учёным-геологом, талантливым организатором науки С.В. Обручевым. Раскрывается его историческая роль в ликвидации последних «белых пятен» на карте страны. Даётся оценка орографического описания и картографирования хребтов Черского и Верхоянского, Юкагирского и Алазейского плоскогорий, что позволило географической науке развенчать многовековые заблуждения учёного мира. Приводятся данные об изучении оледенения под его руководством. Оценивается вклад исследователя в поиск и разведку богатейших залежей золота, свинца, цинка, меди, каменного угля и других полезных ископаемых, значительно обогативших минерально-сырьевые запасы северного региона. Даются практические рекомендации, разработанные С.В. Обручевым, по перспективному развитию горной промышленности, как важнейшей части народного хозяйства на северо-востоке Якутии. Проводится параллель с сегодняшним днём, когда по инициативе главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова готовится масштабная II комплексная экспедиция под руководством РАН для изучения производительных сил республики.

Ключевые слова: северо-восток, геологические исследования, экспедиции, старатели, геоморфология, орография, геосинклиналь, платформа, горные хребты, плоскогорья, докембрий, триас, пермь, водораздел, маршрутные съёмки, зоны оруденения, рудные месторождения, полезные ископаемые, золото, полиметаллы, каменный уголь, гидрографическая сеть, Дальстрой.

Член-корреспондент АН СССР Сергей Владимирович Обручев был известным геологом и географом первой половины ХХ в., первооткрывателем Тунгусского угленосного бассейна и горного хребта Черского, как и его отец, признанным ли© Е.П. Антонов, 2016

тератором, историком, популяризатором науки, библиографом, литературоведом и лингвистом. Он опубликовал более 150 научных трудов, около 80 научно-популярных книг и статей, отредактировал и написал предисловия к 50 монографиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.